Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогические ресурсы здоровье сберегающих технологий

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
МИНИСТЕРСТВОКУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КАЗАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Факультетсоциально-культурной деятельности
Кафедрасоциально-культурной деятельности
Педагогическиересурсы здоровье сберегающих технологий. ПРАКТИКИ ВНЕДРЕНИЯ.
Курсоваяработа
Исполнитель:
НикифоровНиколай Владимирович,
группа № 442
Научныйруководитель:
ШамсутдиноваДильбар Валиевна,
докторпедагогических наук, профессор
Казань 2008

Содержание:
Введение.
Глава 1. Научно-методологическиеосновы педагогических ресурсов здоровье сберегающих технологий
1.1. Понятия здоровье сберегающихтехнологий, функции, принципы работы, классификация.
1.2. Активизация педагогическогомышления как основа реализации здоровье сберегающих технологий в ДОУ иначальной школе.
Глава 3. Практики внедрения,использования здоровье сберегающих технологий.
2.1. Обеспечение здоровье сберегающейсреды в образовании
2.2. Программа «Спасибо нет»
2.3. Программа лагеря «Артек тур»
2.4. Здоровье сберегающие технологиив практике реализации международного молодежного проекта «Антианаркота».

Введение
Вновых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки иорганизации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитиеличности учащихся и укрепление здоровья. Здоровье сберегающие технологии — этопсихолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы креализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога ксамосовершенствованию.
Здоровьесберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:
/>         Защитно-профилактические (выполнение нормСЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки)
/>         Компенсаторно-нейтрализующие. При ихиспользовании становится задача восполнить недостаток того, что требуетсяорганизму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы,эмоциональные разрядки).
/>         Стимулирующие. Позволяютактивизировать силы организма
/>         (закаливание, педагогическая психотерапия)
/>         Информационно-обучающие. Обеспечиваютучащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
Реализацияздоровье сберегающих образовательных технологий — такая организацияобразовательно-воспитательного процесса на всех уровнях, при которой происходиткачественное развитие. Развитие и воспитание учащихся происходит без нанесенияущерба их здоровью.
Организационно-педагогическиетехнологииопределяютструктуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления.
Психолого-педагогическиетехнологиисвязанынепосредственно с работой учителя на уроке и психолого-педагогическимсопровождением всех элементов образовательного процесса.
Учебно-воспитательныетехнологиивключаютпрограммы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культурыздоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждениевредных привычек, просвещение родителей.
Социально-адаптирующиеи личностно-развивающие технологии включают технологии, обеспечивающиеформирование и укрепление психологического здоровья. Сюда относятсясоциально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.
Лечебно-оздоровительныетехнологиивключаютлечебную физкультуру, лечебную педагогику, воздействие которых обеспечиваетвосстановление физического здоровья.
•          Результатвоздействия на учащихся всех здоровье сберегающих технологий должен оцениватьсяс помощью комплекса методов медико-психолого-педагогической диагностики.
Цельздоровье сберегающих образовательно-воспитательных технологий — обеспечитьшкольнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформироватьу него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научитьиспользовать полученные знания в повседневной жизни.
Именноуспешность в учении является условием благополучного самочувствия ребёнка вшколе, а это достигается путём обеспечения каждому возможности развиватьсясоответственно своим индивидуальным особенностям. Значит перед школой стоитзадача поиска технологий, форм и методов, позволяющих осуществитьиндивидуализацию обучения. Поэтому тема данной работы является для менянаиболее актуальной, своевременной и интересной.
Проблемаисследования: каковы педагогические ресурсы здоровье сберегающих технологий, практикиих внедрения.
Объектисследования: воспитательная деятельность, направленная на формированиегармонично развитой личности.
Предметисследования: Педагогическая роль (ресурс) здоровье сберегающих технологий.
Цельисследования: Дать анализ практики использования, внедрения здоровьесберегающих технологий.
Всоответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1.Осуществить историко-педагогический анализ и выявить истоки идеидуховно-нравственного воспитания учащихся в учебно- воспитательном процессе.
2.Конкретизировать философский аспект теории духовно- нравственного воспитанияподрастающего поколения.
3.Определить основные проблемы духовно-нравственного воспитания в условияхдеятельности и реформирования современной российской школы.
4.Обосновать особенности парадигмы духовно-нравственного воспитания учащихся вусловиях гуманизации системы российского образования.
5.Выявить педагогическую роль здоровье сберегающих технологий в становлениицелостной гармонично развитой личности.
Методы исследования:
При проведенииисследования был применен комплекс методов, соответствующих исследовательскимзадачам:
— изучение и анализаксиологической, философской, психолого-педагогической и этнопедагогическойлитературы;
— изучение и обобщениепередового педагогического опыта;
— теоретический анализ исинтез;
Структура работы –обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двухразделов, заключения, списка литературы.

Глава 1.Научно-методологические основы духовно-нравственного развития личности посредствам здоровье сберегающих технологий.
 
1.1.Понятия здоровье сберегающих технологий, функции, принципы работы,классификация.
Основной вопрос, которыйвстает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление ивосстановление здоровья учащихся? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешнорешать его, необходимо понять собственно условия жизни человека.
Образование – культура –здоровье являются фундаментальной основой здоровье сберегающей системы,стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности[1,28].
Остановимся только нанескольких концептуальных позициях.
1. Целенаправленныйхарактер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культурыздоровья обучающихся:
-приобретение и усвоениезнаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;
-формированиедуховно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты,милосердия);
-развитие умений инавыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения,питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.);
-воспитание трудолюбия,духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;
-формирование устойчивогоиммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влияниюдеструктивных религиозных культов и организаций;
-воспитаниегуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие надличностью;
-воспитание потребности взанятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физическихспособностей и возможностей организма человека;
-формирование культурывзаимодействия с природой, окружающим нас миром;
-развитие умений оказатьпервую медицинскую помощь;
-формирование у учащейсямолодежи знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.
2. Целостностьучебно-воспитательного процесса
Целостность предполагает,что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены наформирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не можетносить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств,форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мырассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое,социальное и духовное здоровье.
Целостность подразумеваети то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает иобучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражаетсяна функциях управления образования[1,25].
3. Обновление содержанияобразования и использование здоровье сберегающих технологий
Например, музыка несет всебе огромный здоровье сберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегдаиспользуется в образовании.
Обновление содержанияобразования — это не только новая информация, которую можно сегодня получитьчерез Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критическиусвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.
4. Создание здоровье сберегающейобразовательной среды и использование ее педагогических возможностей
Здоровье сберегающаяобразовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармоничноразвитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда(климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможныполноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формированиекультуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физическихкомпонентов.
5. Развитие двигательнойактивности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условияхконкретного образовательного учреждения
Как известно, духовно ифизически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве,успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу.Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужнорассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейсяличности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человекпредлагает свои услуги на рынке труда.
6. Вовлечение всехучастников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности посохранению и укреплению здоровья
Образование будетвыполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае,если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Примертакого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.
Для формирования культурыздоровья обучающихся необходимо прежде всего заинтересованное и творческоеотношение к работе всего педагогического сообщества республики: от работниковминистерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя и ученого вкаждом образовательном учреждении.

Основныенаправления деятельности системы
 
1. Формирование культурыздоровья начинается с семьи, с самого рождения человека и даже раньше. Работа сродителями по сохранению и укреплению здоровья детей — важный векторобразовательной политики. Образование родителей в области здоровья черезвсевозможные взаимосвязи образования и семьи — первостепенная задача. Будущиеродители пока еще учатся. И следует формировать у них образ здоровой семьи.
2. Использование здоровьесберегающего потенциала дошкольных образовательных учреждений. Создание детскихздоровье сберегающих комплексов и программ. Коррекция здоровья детей. Главнаязадача ДОУ — подготовить здоровых детей к обучению в школе.
3. Система начальногообразования — ступень формирования знания школьников о здоровье. Актуализациядвигательной активности младших школьников, соблюдение санитарно-гигиеническихправил, формирование мотивов нравственного поведения, систематические занятияфизкультурой и спортом.
4. Средняяобщеобразовательная школа должна стать школой, содействующей здоровью, то естьсистематически и последовательно формирующей культуру здоровья, обучающей, какнужно быть здоровым и душой и телом.
5. Система высшегообразования строит свою работу не только на профилактике негативных явлений, нои активно вовлекает студентов в спортивно-массовые мероприятия, формы досуга,различные виды деятельности по формированию культуры здоровья.
6. Подготовка ипереподготовка педагогических кадров для работы в этом направлении. Педагогдолжен быть сам здоров, знать законы здорового образа жизни и уметь передаватьэти знания и личный опыт обучающимся. От здорового учителя — к здоровомуученику и здоровому обществу.
За последние годы вобласти охраны здоровья детей и подростков наблюдается тенденция ростапонимания обучающимися значимости знаний о развитии и сохранении личногоздоровья и здоровья близких. Учителя в большей степени осознают свою роль какносителей и проводников ценности здоровья.
Сегодня мы можем суверенностью сказать, что система образования имеет все здоровье сберегающиересурсы, чтобы укреплять и сохранять здоровье подрастающего поколения[2,289].
1.2. Активизацияпедагогического мышления как основа реализации здоровье сберегающих технологийв ДОУ и начальной школе.
За последние пять летрезко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИгигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей иРоссийской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%.Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массытела, 50% детей хронически больные. По распространенности хроническихзаболеваний у детей 4 — 7 лет первое место занимают болезни костно-мышечнойсистемы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, снесоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растетчисло функциональных отклонений, возникающих с возрастом[3,201].
Причиной резкого сниженияуровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:
— падение уровня жизни,социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;
— ухудшение состояниездоровья матерей;
— стрессы;
— дефицит двигательнойактивности;
— недостаточнаяквалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической активности, апорой просто нежелание уделять этим вопросам внимание;
— массовая безграмотностьродителей в вопросах сохранения здоровья детей;
— частичное разрушениеслужб врачебного контроля;
— неполноценное питание;
Известно, что растущийорганизм ребенка в силу особенностей обмена веществ, наличия критическихпериодов роста и развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды,а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.
Безусловно, на состояниездоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятныесоциальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановкав районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает ихзаболеваемость и снижает эффективность образовательного процесса.
Одновременно с негативнымвоздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее населениестраны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющихместо в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшемуухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.Поэтому одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизациишкольного образования послужило существенное ухудшение состояния обучающихсядетей и подростков.
Актуальность даннойпроблемы непосредственно связана и с нарастающей интенсификацией учебногопроцесса. В связи с этим стоит задача сохранить здоровье ребенка в условияхинтенсивного предметного обучения, нормировать учебную нагрузку и другие видыдеятельности в соответствии с возрастными особенностями детского организма.
Педагоги начальной школыдавно замечают, что с каждым годом уровень здоровья поступающих в первый классдетей становятся все ниже, а это значит, что снижаются и потенциальныевозможности их успешного обучения.
Сегодня медики не всостоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос опревентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью издоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направленииложится на плечи педагогов.
На сколько современныепедагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровье сберегающихтехнологий? На сколько они открыты сотрудничеству с медиками? Способны ли вестидиалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению иукреплению здоровья детей? Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальныеответы на поставленные вопросы. Во-первых, существует низкий уровень мотивациина сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можноуслышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взятьна себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человекне ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения.Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется кубеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подходосвобождает самого человека от необходимости «работать над собой».Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, «не должен допускатьболезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являютсяследствием образа жизни в течение довольно длительного времени».
Во-вторых, имеет место «забалтывание»проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либопроблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения,возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченностьстановятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшейсложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация неразрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить.Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектовобразовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следуетпомнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассужденияо ней.
В-третьих, можно констатировать сужение понятия«здоровье». Существует более 300 определений здоровья. В УставеВсемирной организации здравоохранения: здоровье — это состояние полногофизического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствиеболезней и физических дефектов.
Большинство педагоговпридерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическуюсоставляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важнопереломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья какмногогранного понятия, включающего физический, социально-психологический идуховно-нравственный аспект.
К сожалению, отсутствуетцелостная и целенаправленная система формирования культуры здоровья населения. Сюдаследует отнести:
1.        Отсутствиепоследовательной и непрерывной системы обучения здоровью.
2.        Отсутствиеинтегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных создоровьем.
3.        Низкий уровеньсанитарно-гигиенической, просветительской работы. Вся просветительская работанаправлена на лечение, а не на предупреждение заболеваний. При этом нераскрываются факторы риска и, главное, — пути их преодоления, не показываютсяфункциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияниям,в устранении начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается налекарственные и технические средства лечения и восстановления здоровья.
4.        Отсутствует модана здоровья. Средства массовой информации мало внимания уделяют формированиюгармонично развитого человека.
5.        Мало вниманияуделяется вопросам формирования культуры отдыха (профессиональное утомление ивыгорание).
Значительная частьучителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка,психологии и физиологии детского организма, закономерностям развития ребенка ит.п. Реже объектом внимания и критики становится недостаточная грамотностьучителей в вопросах здоровья и ЗОЖ, но даже при наличии знаний в этой области,учитель не всегда является носителем культуры здоровья. Учителя сами нездоровыи невольно подают дурной пример своим воспитанникам. Если о здоровье учащихсяговорят много и пытаются заниматься его сохранением и укреплением, то попроблеме здоровья педагогов заметных подвижек в практике работы школ не заметно.
Чтобы педагог ДОУ илиначальной школы начал реализовывать в образовательном процессе здоровье сберегающиетехнологии, его этому необходимо научить, причем не винформационно-констатирующей форме, еще раз пересказывая известные проблемы, авключая педагога в активный творческий процесс по разработке и анализуобразовательных технологий с позиции здоровье сбережения.
Понятие «здоровье сберегающихобразовательных технологий» появилось в педагогическом обиходе лишь впоследние годы. Многие педагоги полагают, что это одна или несколько новыхпедагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можновыбирать: работать ли по технологиям, например, Л.В. Занкова, С. Френе, М.Монтессори или по «технологии здоровье сбережения». Но это не так.Цель педагогической (образовательной) технологии — достижение того или иногообразовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровье сбережениеже не может, по определению, выступать в качестве основной и единственной целиобразовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задачдостижения главной цели. Понятие «здоровье сберегающая» относитсялибо к качественной характеристике любой образовательной технологии,показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохраненияздоровья субъектов образовательного процесса, либо фиксирует соответствующийприоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности[4].
Здоровье сберегающиетехнологии являются составной частью и отличительной особенностью всейобразовательной системы, поэтому все, что относится к образовательномуучреждению — характер обучения и воспитания, уровень педагогической культурыпедагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебногопроцесса и т.д. — имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.Необходимо лишь увидеть эту связь.
Здоровье сберегающаяпедагогика, главная отличительная особенность которой — приоритет здоровьясреди других направлений воспитательной работы образовательного учреждения,включает:
— последовательноеформирование в детском саду, школе здоровье сберегающего образовательногопространства, с обязательным использованием всеми педагогами таких технологий,чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья,
— а также воспитание у детей культуры здоровья, под которой понимают не толькограмотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но ипрактическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться особственном здоровье.
Определить понятие«здоровье сберегающие образовательные технологии» представляетсякорректным, исходя из родового понятия «образовательные технологии».Если последние отвечают на вопрос «Как учить?», то логичным окажетсяответ — так, чтобы не наносить вред здоровью учащихся и педагогов.
Термин «здоровье сберегающиеобразовательные технологии» можно рассматривать и как качественнуюхарактеристику любой образовательной технологии, ее «сертификатбезопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, методовпедагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения ивоспитания, наделяют их признаком здоровье сбережения.
В качествеосновополагающих принципов здоровье сберегающих технологий можно выделить:
1.        созданиеобразовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторовучебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка,индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы нетолько для познавательного развития детей, но и для их нормальногопсихофизиологического состояния.
2.        творческийхарактер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в тойили иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность дляреализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и вовнеурочной работе активных методов и форм обучения.
3.        обеспечениемотивации образовательной деятельности. Ребенок — субъект образования и обучающего общения, ондолжен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечиваетестественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не вущерб здоровью.
4.        построениеучебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становленияпсихических функций.Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным,от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому иумственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапныхдействий к свернутым и автоматизированным.
5.        учет системногостроения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать вовнимание все входящую в данную функцию компоненты, их готовность к формированиюновой функции.
6.        предпочтениезначимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение«по единицам, а не по элементам», принцип целостности.
7.        осознаниеребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным — онможет выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание вопределенный период времени.
8.        рациональнаяорганизация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяетдобиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада илишколы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хроническихзаболеваний, пропуски по болезни.
9.        обеспечениеадекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженнойактивной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активациинеобходимо во избежание переутомления детей.
10.     обеспечениепрочного запоминания.Научно обоснованная система повторения — необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
11.     комплекснаясистема закаливания детей.

Глава 2.Практики внедрения, использования здоровье сберегающих технологий
 
2.1.Обеспечение здоровье сберегающей среды в образовании
 
Федкулина Л.Е., МОУ«Центр службы практической психологии» г.Энгельса, педагог-психолог.
1.        Здоровьесберегающая среда. Для того, чтобы сберегать здоровье, его надо иметь. Ксожалению, большинство современных детей имеют многочисленные соматические ипсихоневрологические заболевания и нарушения личностного развития (изинформации отдела здравоохранения).
2.        Понятие средывключает общую социально-экономическую ситуацию в стране, в регионе и районе, атакже все те социальные группы, с которыми контактирует ребенок и условия, вкоторых он растет и развивается. Образовательная среда – это совокупностьвозможностей для развития личности, содержащихся в пространственно-временном исоциально-предметном окружении
3.        Новое поколениерастет в новой системе ценностных ориентаций, задаваемых средствами массовойинформации, агрессивной подростково-молодёжной субкультурой, экономическойситуацией в регионе. Основной лейтмотив современной ценностной сферы –философия потребления при неоспоримом культе денег. Поэтому для формирования продуктивныхи при этом нравственных ценностей, противостоящих разрушительному влиянию СМИ нафоне родительской беспомощности, необходимо выработать новую концепциюобразовательной политики в отношении соматического, психического и социальногоздоровья подрастающего поколения.
4.        Разрушительныепоследствия для здоровья подрастающего поколения несут такие факторы какнаркотики, алкоголь, никотин и их пропаганда, неразумное сексуальное поведение(ранние аборты, ИППП), криминальное поведение. Особо следует отметитьмножественные нарушения физического, психического и психологического здоровья врезультате действия дидактогенных факторов (школьные перегрузки, отсутствиеадекватных программ обучения для детей с промежуточными, пограничными формами нарушенийздоровья и пр.), а также деструктивной семейной ситуации.
5.        Психологическаяслужба образования призвана способствовать формированию здоровье сберегающейобразовательной среды. С этой точки зрения нас волнует, какие и в какой мерепедагогические технологии являются здоровье сберегающими, а также, насколькоздоровье сберегающей является атмосфера образовательных учреждений.
Эффективность педагогическихтехнологий можно выразить в виде формулы, где Э = Р, где Э – эффективность =Результаты
 З Затраты
Главное, какого результата мы хотим добиться, что положим воснову этого результата? ЗУНов? Творчества? Здоровья?
 
Иерархия потребностей поА. Маслоу./> 
 Потребностьв самоактуализации
 
 Потребность в признании
 
 Потребность в любви и общении
 
 Потребностьв безопасности
 
 Физиологическиепотребности
/> 
 
Основная цель психологической службы– содействие созданию максимальных условий для саморазвития личности. Можно лисоздать такую педагогическую технологию, которая бы учитывала особенностикаждой личности? Оказалось, что мы должны учесть множество факторов (ассиметриюголовного мозга, тип темперамента и мышления, самооценку и проч.).
Самая примитивная модель содержит где-то 260 параметров, покоторым можно выстроить более 1500 разных типов. Каждый физик знает, чтосистема с таким количеством оснований, неуправляема, т.е. алгоритмическаяконструкция психолого-педагогической технологии рассыпается вмиг. Это незначит, что мы не должны изучать и учитывать личностные особенности учащихся.Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности необходим.
Каждый ученик имеет своисобственные цели образования (в идеале закон «Об образовании» предоставляют емувеер различных целей – выбери, что подходит тебе и обществу). А школа должнаобеспечить ему условия для самопознания, самореализации, самоактуализации,создать образовательную среду, в которой бы достигались эти цели.
Взрослые нередко забывают об одном простом условии:потребность в самоактуализации просыпается в человеке, только еслиудовлетворены его базовые потребности. Принципиальной характеристикойобразовательной среды, способствующей самоактуализации, является способностьэтой среды обеспечить удовлетворение жизненно важного комплекса потребностейребенка и, прежде всего, физиологических. Речь идет о функционированиипространственно-предметного компонента образовательной среды и соблюдениесанитарно-гигиенических норм: света и тепла, питания и медицинского контроля,удобной мебели, просторности помещений и т.п. В этом смысле важную роль играетграмотная организация режима дня, уровня индивидуальной учебной нагрузки и т.д.
Чтобы преодолеть эту ступень на пути к самоактуализации,педагогу необходимо ответить на ряд простых вопросов:
1.Вкотором часу ложатся спать учащиеся класса и когда они просыпаются?
2.Успеваютли ваши учащиеся позавтракать? Хватает ли им времени, чтобы пообедать вшкольной столовой?
3.Контролируетели вы утомляемость учащихся на уроке? Даете ли им возможность передохнуть?Соизмеряется ли сложность материала с возможностью учащихся? Определяете ли выпродолжительность домашних заданий?
4.Удобноли подросткам сидеть за партами? Хорошо ли им видно и слышно учителя? как частопроветривается классная комната? Каковы температурные условия в классе?
5.Естьли у детей возможность проявлять свою двигательную активность на занятиях?
Эти проблемы касаются биологического выживания организма и вслучае неудовлетворения быстро вытесняют все другие.
Когда физиологические потребности удовлетворены, на первыйплан выдвигаются потребности в безопасности, проявляющиеся в избегании боли,страха, гнева, стремлении к порядку и стабильности. Ученики чувствуют себяспокойнее в такой среде, где установлены четкая организация и режим, стабильныйпорядок и определенные требования, которые не ограничивают проявление иразвитие их индивидуальности, а напротив, помогают создать оптимальный уровеньбезопасности. Но даже если потребность безопасности полностью удовлетворенна,ребенка нельзя «втолкнуть» в развитие, чего не всегда понимают педагоги иродители. Необходимо с уважением относиться к любому выбору ребенка, признаватьего право на страх, медлительность или задержку развития. Здесь особенно нужнапсихологическая поддержка и понимание взрослых
Если возможности образовательной среды способствуютудовлетворению потребности в безопасности, то актуализируются потребности влюбви и принадлежности, уважении и признании, общественном одобрении. В школеименно педагоги на всех возрастных ступенях совершают действия, способствующиеудовлетворению или фрустрации потребностей в любви, признании, принадлежности кгруппе и самоуважения. Привычный лозунг: «Равняйся на лучших!», с точки зрениясоздания мотивации личностного развития необходимо заменить на принцип: «Сравнисебя с собой вчерашним». При этом важно целенаправленно и публично подчеркиватьперсональные динамические успехи ребенка.
И, наконец, последний уровень потребностей – это потребностьв самоактуализации. Важным является наличие возможности образовательной средыудовлетворять потребности учащихся в значимой деятельности, т.е. когда онимогут осуществлять свое личное развитие в кружках, клубах, пользоваться библиотекой,компьютером, Интернетом, заниматься проектной, исследовательской,конструкторской деятельностью, соответствующей их склонностям. Для одних этоможет быть моделирование костюмов, для других – разработка программногообеспечения для школьного компьютерного класса. Хорошо, когда учащиеся могут вспециально создаваемой обстановке (на круглых столах, встречах с философами,писателями, политиками) свободно дискутировать о глобальных, государственных,региональных проблемах, тенденциях стратегического развития общества, жизненномпредназначении человека. Это позволяет выстроить реалистические планы своегобудущего.
Немаловажное значение имеет эстетика помещения.
В истории культуры давно подмечено, что ярче цветут те эпохи,где отрефлексирована и высока ценность учителя. Талантливых, свободных и яркихграждан могут вырастить и сформировать только талантливые, яркие и свободныеучителя. К сожалению, в настоящее время педагоги борются за уровеньсобственного выживания, что не способствует внедрению здоровье сберегающихтехнологий. Уровень нервно-психического состояния большинства наших учителейявляется здоровьеразрушающим фактором для детей.
Направления, по которымтребуется немедленное реагирование не только со стороны управления образования,но и муниципальных властей:
·         созданиеразвернутой и подконтрольной общественности и муниципалитету сети досуговых,спортивных и творческих структур, ориентированных на массовый охват основной (т.е.неплатежеспособной) детско-подростковой аудитории;
·         найти средствадля оснащения образовательных учреждений спорт инвентарем (лыжами, коньками,мячами и пр.), а также оборудовать места для переодевания мальчиков и девочекна уроки физкультуры, оборудовать школьные коридоры, дверные проемы или какие-либоуголки деревянными турниками; обеспечить варианты пространственной организациив учебной работе для детей с различными двигательно-моторными иневрологическими нарушениями и т. п.
·         пересмотретьучебные программы курса ОБЖ (или ОЗОЖ или экологии) с целью выделения изакрепления на каждом году обучения не менее 9 часов для работы по профилактикесоциально-деструктивного поведения (с предварительным обучением педагоговметодам активного тренинга и обязательной психолого-педагогической экспертизойсодержательных программ профилактической направленности);
·         отменить практикумассовых акций и лекций антинаркотической тематики, которые вызывают эффектобратного действия и фиксируют интерес детей к запретному, усиливая егогрупповым влиянием;
·         найти реальные иэффективные меры пресечения нарушений правил и норм взрослыми в наиболеезначимых сферах общественной жизнедеятельности: СМИ, торговля, транспорт,досуг. Например, наказывать водителей маршрутных такси и автобусов за курение всалоне и трансляцию тюремного шансона, разработать систему штрафов за курение ираспитие спиртного не только на территории школ, но и вокруг них, запретитьвыставлять на витрины и прилавки журналы и другую полиграфическую продукцию соткровенными эротическими фотографиями и т.п.
2.2.программа лагеря «Артек Тур»
/>Цели и задачи:
1.        Пропагандаздорового образа жизни в общении с природой и с людьми увлеченными, любящимиприроду;
2.        Улучшениеорганизации активного отдыха детей, развитие туризма и спорта;
3.        Развитиетолерантности, чувства эмпатии, принятия другого человека, в том числе непохожего на других;
4.        Воспитаниепатриотизма через познание родного края и приобретение навыков сбереженияприродных богатств и культурного наследия;
5.        Воспитаниедуховно-нравственной, интеллектуально развитой, гармоничной личности в процессеКТД (коллективной творческой деятельности), в процессе общения друг с другом;
6.        Приобретениедетьми знаний об искусстве управления своим здоровьем с детства. Созданиеусловий для приобретения навыков физического, гармоничного развития;
7.        Воспитаниеактивной, деятельной, созидательной личности;
8.        Организациясемейного туризма – умение родителей общаться со своими детьми.
/>Основное содержание. Задачи лагеря – формирование гармоничной личности,духовно- нравственной, интеллектуально развитой, физически здоровой, активной,деятельной, созидательной, и создание условий для ее развития.
Урокиздоровья.
Цель: дать основы знаний о здоровье,здоровом образе жизни; умение жить в согласии с собой, с другими людьми, сокружающим миром.
1.        Знакомство супражнениями, которые фиксируют физический баланс тела, приводят к гармоничномуразвитию.
2.        Организацияжизнедеятельности лагеря:
o    общий режимлагеря;
o    проведениезарядки, знакомство с различными комплексами физических упражнений;
o    закаливаниеорганизма ребенка (пребывание на воздухе, водные процедуры);
o    самообслуживаниеи самодисциплина (умение сушить свои вещи, соблюдение порядка в палатке ит.д.);
o    развитие ребенкачерез занятия спортом (водный туризм, спортивное ориентирование, туртехника,походы, спортивные игры);
3.        умение избежатьконфликтов в общении с людьми, с самим собой, умение радоваться.
4.        Пропагандаздорового образа жизни.
/>Туртехника (мастер-класс).
Цель: познакомить детей с основамитуристической техники.
Занятия:
1.        знакомство стуристическим снаряжением (веревки, карабины, жумары, спусковые устройства идр.). Умение вязать узлы и применять их на практике.
2.        Правильноенаведение переправ. Спуски и подъемы по веревкам. Страховка и самостраховка.
3.        Организация ипроведение соревнований по туртехнике. Будет создана полоса препятствий,которую можно пройти только вместе, командой, но не одному.
/>Водный туризм.
Цель: познакомить детей с основами водноготуризма.
Занятия:
Знакомство сплавательными судами типа «Таймень», личным и общественным водным снаряжением.Основы управления лодкой и байдаркой. Соблюдение правил безопасности на воде.Преодоление водных препятствий. Отработка навыков управления лодкой ибайдаркой. Во время пребывания в лагере туристы-школьники совершат двухдневныеводные походы по озеру Селигер.
/>Спортивное ориентирование.
Цель: познакомить с ориентированием каквидом спорта, научить ориентироваться по местным признакам.
Занятия:
1.        Спортивная карта(условные знаки, чтение карты).
2.        Компас(устройство, правила пользования).
3.        Ориентированиебез компаса и карты:
o    определениешироты и долготы;
o    определениесторон горизонта;
o    измерениерасстояний;
o    определениевремени;
o    ориентирование визменениях погоды.
/>Психология общения.
Цель: развитие способов общения вколлективе, воспитание толерантности, познание своих психологическихособенностей.
Занятия:
1.        Психологическиеигры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, выражение эмоций и т.д.
2.        Язык жестов и егоприменение.
/>Эстетическое воспитание.
Занятия:
1.        Волшебный мирприроды. Композиция, цвет, колорит.
2.        Композиции израстений (флористика).
3.        Лесная пластика,сухие травы.
/>Основы выживания.
Цель: показать возможность выживать иприспособиться к «агрессивным» условиям природной среды центральной полосыРоссии, способы выживания зимой, летом.
Занятия:
1.        Оказания первойдо врачебной помощи.
2.        Создание игровойситуации с элементами экстремальных условий и способа выхода из создавшегосяположения.
3.        Ориентирование иусловные знаки для обнаружения себя.
4.        Работа срадиостанциями.2.3. ПРОГРАММА «Спасибо, нет»
Программа “Спасибо, нет” – этопрограмма обучения сознательному отказу от употребления психоактивных веществ,формирование ценностного отношения к себе и к собственному здоровью, умениявыходить из проблемных ситуаций, формирование у молодежи уверенности в себе,развитие способностей к сотрудничеству и лидерских качеств.
 Программа “Спасибо, нет”является профилактической программой и рассчитана на здоровых подростков ввозрасте от 14 до 18 лет. Проводя опрос среди молодежи, мы выяснили интереснуюкартину: причиной для первого употребления наркотиков подростки ставят — любопытство, на втором месте — предложение друга, а уж затем конфликтнаяситуация. Поэтому основным акцентом в профилактической работе с молодежью,должно стать умение делать сознательный правильный выбор, а также навык сказать“нет” в ответ на сомнительные предложения сверстников.
На основе проведенногоисследования можно сформулировать следующие утверждения по отношению корганизации профилактической работы:
— профилактику следуетначинать с раннего возраста (10-12лет)
— необходима полнаяинформация о возможных последствиях употребления наркотических средств.
— профилактическая работадолжна проводиться сверстниками.
— нужно обеспечить отдыхмолодежи, уделяя внимание, прежде всего возможности общения.
— обучение методампротивостояния манипуляции и групповому давлению.
— самое главное — обеспечить свободу выбора при максимальной информации.
Принимая во внимания, чтов программе могут быть не только занятия в группе, но и дискуссии, ток-шоу,музыкальные спектакли, постановка сказок на новый лад и другие формы, то этупрограмму эффективней реализует объединение молодежи, придумывая иподготавливая самостоятельно и при поддержки взрослых.
Предлагая молодежи разные формыобщения со своими сверстниками, что является ведущей деятельностью в этомвозрасте, любое общественное объединение подростков и молодежи (позитивнойнаправленности), независимо от направления своей деятельности, занимаетсяпрофилактикой употребления психоактивных веществ. Находясь в общественномобъединении, молодой человек независимо от возраста приобретает следующиесоциальные навыки:
·         Приниматьрешения, учитывая мнения других людей.
·         Решать проблемныхситуаций, возникающих в семье, в школе, в среде своих сверстников, используяпотребность в достижении.
·         Навыки общения иустановления межличностных взаимоотношений.
·         Противостоятьманипуляции и групповому давлению.
Если рассматривать первичнуюпрофилактику как выявление здоровых и нездоровых условий существования молодежи,пропаганда здорового поведения, предотвращения развития заболеваний, в томчисле дурные привычки, то объединения самой молодежи как никакая другаяорганизация или учреждение, могут заниматься первичной профилактикой.
Исследования показали, что наиболееэффективным способом проведением профилактической работы является метод«молодежь обучает молодежь». В этом возрасте присутствует у молодежи нигилизмпо отношению к информации исходящей от взрослых. Поэтому «носителями»достоверной информации являются сами молодые люди.
 Суть программы заключаетсяв том, что с идеей о здоровом образе жизни выступают сами ребята, и работают онипо принципу «Ровесник -ровеснику ».
В ходе изучения обратных связейс подростками и молодыми людьми, после проведения нескольких мероприятий, было установлено,что наиболее результативной является работа добровольца-подростка, который своейработой и примером пропагандирует здоровый образ жизни. В России Институт молодежногодобровольчества слабо развит, поэтому программа также ставит своей цельюсоздание сети молодежного добровольчества и пропаганды подростками здорового образажизни, в частности.
Программа «Спасибо, нет» основанана лидерской методике. В программе принимают участие педагоги школ и Домов творчества,психологи, медицинские работники, родители, которые свободное время хотят посвятитьработе добровольца.
Ребята — ведущие работаютв режиме семинара, применяя методы интерактивного обучения, используя элементысоциально — психологического тренинга, ролевые игры, дискуссии, в которых подросткине просто “проходят” что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Их ненаучили, а они сами поняли необходимость ответственно относиться к собственной жизнии здоровью.
Основным методом работы являетсясоциально — психологический тренинг (СПТ). Особенность СПТ — это то, что он недает готовых рецептов работы, а стимулирует участников самим творческиподходить к решению проблемы. Специфика поступающей информации, благоприятнаяпсихологическая обстановка в группе обеспечивают большую скорость развитиявнутриличностных изменений. Не случайно участники, прошедшие обучение,приравнивают несколько дней занятий в группе к двум, а то и более годам своейжизни.
Информационная частьпредставлена в виде научно-популярной живой беседы с аудиторией. Во времятворческих мастерских участникам предлагаются диалоги; дискуссии; ролевые,ситуационные и деловые игры, которые формируют навык отказа, противостоянияманипуляции и групповому давлению.
Организация работы попрограмме.
Применяется несколько формработы с подростками:
–    конференции — в течение 5-7 дней ребятаработают “с погружением” в программу, выезжая за город. Проводятся поспециально разработанной обучающей программе, направленной на профилактику девиантногоповедения.
Подготовка конференций,планирование учебной работы, проведение занятий и техническое обеспечениецеликом выполняют сами ребята, прошедшие многоступенчатую систему подготовкиработы в группах.
На конференциях ребятаразбиты на малые группы (7 — 10 человек), в которых они работают большую частьвремени. Кроме того, они встречаются на общих сессиях и лекциях, где ониполучают информацию от различных специалистов или специально подготовленныхведущих. Эта информация затем более детально обсуждается и прорабатывается в малыхгруппах.
–   “воскресные встречи” — в течение 4-5 часов,в выходной день, ребята работают непосредственно в школе, ПТУ, Доме творчества.Задачей “воскресных встреч” является дать участникам возможность пообщаться,обсудить интересующие их проблемы, ознакомить с программой ребят, впервыепришедших на встречу.
–   занятия с группами добровольцев по подготовкеведущих — в течение учебного года, раз в неделю. Ребята овладевают навыкамиработы с группой ровесников, знаниями в области конфликтологии, психологии,публичного выступления; знакомятся с темой зависимости и т. д.
–   тематические семинары — миниконференции, посвященные конкретным проблемам или обучению новым методикам.Поводятся для повышения профессионального уровня ведущих программы, а также дляобсуждения и поиска решений актуальных молодёжных проблем.
2.4. Здоровьесберегающие технологии в практике реализации международного молодежного проекта«Антианаркота».
В современной литературеи практике реформирования системы образования здоровье сберегающие технологиипонимаются как совокупность методов, которые направлены на решение таких задач,как:
— охрана и укреплениездоровья учащихся;
— создание оптимальныхмоделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональномсочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха, в том числе, активных егоформ;
— формирование в сознанииучащихся и педагогов ценностей здорового образа жизни.
Проект «Антинаркота»,который я представляю, конечно же, не является образовательным учреждением и непреследует целей общего или профильного обучения. Полное название проектазвучит как «Профилактическая кампания против злоупотребления наркотиков вгороде Костомукше». А это значит, что преимущественно мы занимаемсяинформационно-профилактической, просветительской работой, прежде всего, смолодежью, а также с различными целевыми группами специалистов, имеющих дело сдетьми и подростками. Основная задача нашей деятельности, как это определено впрограмме реализации проекта, состоит в том, чтобы инициировать и внедрятьразличные формы альтернативной активности для своей базовой целевой группы –молодежи. Под альтернативной активностью понимается в данном случаеорганизованные формы досуга, по смыслу противоположные так называемой уличнойкультуре. Наши усилия, иными словами, направлены на то, чтобы удержать ещездоровую часть молодежи от влияния улицы и возможного приобретения вредныхпривычек, посредством создания для нее позитивных видов досуга. Для этого мыорганизуем спортивные и культурно-массовые мероприятия.
Можно ли говорить оприменении здоровье сберегающих технологий в нашей деятельности? Еслисохраняется общий смысл этого выражения, то возможно. Разница состоит лишь втом, что речь идет не о применении здоровье сберегающих технологий вобразовательном процессе, а об их применении в сфере организации досуга ивнеклассной работы.
В своей деятельностиспециалисты проекта «Антинаркота» прибегают к различным методам работы смолодежью, реализации апробированных и создании новых форм альтернативнойактивности.
Первое направление нашейработы можно назвать информационно-профилактическим. К нему относятся встречи,проводимые специалистами проекта – наркологом, молодежным лидером, совместно спредставителями инспекции по делам несовершеннолетних, психологами и журналистами– в образовательных учреждениях и в учреждениях летнего отдыха детей иподростков. На встречах с детьми и воспитателями мы намеренно стараемся отойтиот формата лекции или беседы, но, напротив, стремимся вовлечь слушателей вдиалог, включить их в обсуждение поставленных вопросов. Лишь чувствуязначимость своего мнения, подросток может нести ответственность за принимаемыеим в будущем решения. Представление об ответственности мы и стараемсяпростимулировать.
Кроме того, в объеминформационно-профилактической работы помимо встреч входит издание ираспространение специализированных информационных носителей, например,буклетов. Здесь можно упомянуть серию буклетов «Что мы знаем о здоровом образежизни». Такие носители обычно распространяются в зоне массовых мероприятийспортивного и культурно-развлекательного характера.
Важно подчеркнуть, чтосмысловой акцент информационно-профилактической кампании, проводимой проектом,поставлен не столько на негативную информацию, связанную с темами последствийзлоупотребления алкоголем и наркотиками, сколько на позитивную информацию оздоровом образе жизни, его признакам и навыкам, методам оздоровления иподдержания оптимальной физической формы и хорошего самочувствия.
Следующим направлениемработы проекта «Антинаркота» является организация спортивных икультурно-массовых мероприятий для подростков и молодежи. Сюда относятся,например, чемпионаты по футболу среди дворовых команд, первенства по уличномубаскетболу, забеги, гонки на резиновых плотах и велосипедах. Опыт проведенияподобных акций был приобретен еще в период реализации проекта «Зараза». Времяпоказывает, что подобные формы альтернативной активности пользуются неслабеющейпопулярностью среди молодежи. Они востребованы именно в силу присущего имдемократизма и возможности для подростков проявить инициативу, посоревноваться,использовать свои силовые, бойцовские качества в позитивном русле. Из этогоможно сделать вывод о том, что соревновательное начало деятельности являетсянадежной и, притом, естественной, природной, всеобщей, основой для формированияи развития здоровье сберегающих технологий. Особенность подросткового периода вжизни человека – это желание самоутвердиться, реализовать себя, получив за этопоощрение от сверстников и старших. Такая особенность должна расцениваться какпсихологическая основа для оптимизации моделей учебного процесса и организацииактивных форм досуга.
Что касаетсякультурно-массовых мероприятий, то здесь нам приходится сталкиваться с рядомпроблем, которые, к сожалению, стали уже привычными – это субкультурныеатрибуты молодежного досуга: табакокурение, употребление алкоголя и, реже,наркотиков. Почти невозможно себе представить дискотеку или рок-концерт,которые обходятся без пива и сигарет. В сознании молодежи плотно сидит представлениео том, что полноценный отдых и релаксация невозможны без горячительныхнапитков. Мы стараемся бороться с этой инерцией сознания, которая, что особеннохарактерно для советского и русского менталитета, передается из поколения впоколение. Ведь сначала дети видят подобные картины у себя дома и берут примерс родителей, родственников, старших товарищей.
И, наконец, последнеенаправление нашей деятельности – это работа со взрослым населением, сродителями и семьями. Это направление наиболее сложно, поскольку характервзрослого человека, его взгляды на жизнь и окружающий мир уже сложились, ивзрослого гораздо тяжелее убедить и переубедить в чем-то. А зачастую родителине чувствуют ответственности за воспитание своих детей в полной мере и ищутвиновных в их нарушенном поведении и вредных привычках, что называется, настороне. В массовом сознании взрослых всё еще очень прочно существует комплекс«поиска внешнего врага». Из опыта наших встреч в трудовых коллективахградообразующего предприятия могу привести пример: когда мы говорили опроблемах, связанных с негативными последствиями неконтролируемоговремяпрепровождения детей и подростков, об особенностях «вечерней» и «ночной»жизни города, взрослые предлагали принять радикальные меры, вплоть до закрытия барови ночных увеселительных заведений, клубов видеоигр, ларьков и магазинчиков, гдеторгуют спиртным и табачными изделиями. И только в последнюю очередьвспоминалось о том, что всё начинается с семьи, с того, что дети в ряде случаевоказываются предоставлены сами себе, а для родителей определяющим ориентиром вжизни является стремление больше заработать.
Итак, результатом нашегоанализа ситуации с детскими и подростковыми проблемами в городе стал вывод отом, что в их основании лежат такие психологические, поведенческие факторы каккризис ответственности и отсутствие ценностей здоровья и здорового образажизни.
Кризис или дефицитответственности – это типичная черта переходного периода становления личности вновых или меняющихся социальных условиях. Прежнее советско-социалистическоепонимание социальной ответственности личности утратило свою идеологическуюоснову и историческую актуальность. А новое представление об ответственности,связанное с частной инициативой, индивидуализмом и другими ценностями современнойрыночной цивилизации еще не сформировалось в массовом сознании.
Говоря об отсутствииценностей здоровья и здорового образа жизни, мы опять-таки упираемся в кризисзнаний и культуры личности. Медицинская практика свидетельствует о том, чтонаши люди, например, работники «Карельского окатыша», настолько халатноотносятся к своему здоровью, что становятся инвалидами и обладателямихронических заболеваний чаще всего незаметно для себя и спохватываются ужетогда, когда эффективное лечение крайне затруднено или вовсе невозможно.Причины этой тенденции: вредные условия труда, отсутствие привычки регулярногонаблюдения у врачей, несоблюдение условий гигиены и профилактики,злоупотребление алкоголем и т.д. Но основная проблема – это отношение к себе,наш человек чаще всего расценивает себя как машину для изнуряющего труда иполучения сомнительных удовольствий.
Вот этот багажпредставлений также передается в процессе межличностного и семейного общения.Что могут почерпнуть дети и подростки?
Тем не менее, имеют местои положительные тенденции в становлении массового сознания современноймолодежи. Можно говорить, например, о том, что возникла и прогрессирует мода наактивные виды времяпрепровождения, такие, как экстремальные виды спорта,спортивную пластику современного танца, возрождающиеся традиции туризма. Многиемолодые люди и девушки в нашем городе четко позиционируют свое отношение ктабаку: курить становится не модно. Очевиден и массовый интерес к мероприятиям,предлагаемым нашим проектом. Показательно и то, что молодежь сама обращается кнам со своими инициативами. Так, например, вчерашняя полностью безалкогольнаядискотека в клубе «Бочка», которую нам удалось сделать бесплатной, была идеейгруппы молодых костомушан.
Итак, дальнейшие задачи вреализации международного молодежного проекта «Антинаркота» видятся нам вперспективе развития знаний и пропаганды ценностей здорового образа жизни.

Заключение
В заключение хочется ещераз отметить, что именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целейформирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке.Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программыразвития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья»является целостное формирование потребностей в сохранении и укрепленииздоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методоввоспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.
На настоящий момент несуществует единого проекта по созданию здоровье сберегающей и здоровьеформирующей педагогической системы.
В преамбуле к «Уставу Всемирной организации здравоохранения»(ВОЗ) сказано: здоровье – это состояние полного благополучия, а не отсутствиеболезней и физических дефектов (1967 г.). Ученые доказали, что уровень здоровьянаселения является показателем развития общества, отражает его экономический исоциальный потенциал. Поэтому здоровье – это, прежде всего проблема социальная,в решении которой должны принять участие: политики, ученые, социологи,педагоги, психологи, медики и все общество в целом. Здоровье должно явитьсяведущим и приоритетным направлением в социальном развитии общества. Отношение кчеловеку как «венцу природы» в цивилизованном обществе предполагает усиление гуманистическогоаспекта в политической и экономической жизни страны, принятие соответствующихзаконов, не подавляющих, а способствующих полноценному гармоничному проявлениюприродной (биологической и социальной) сущности человека, в том числевозможностей его здоровья.
За последнее десятилетие процессы реформирования затронуливсе слои общества, разрушили сложившуюся инфраструктуру, резко усилилинегативные тенденции в области рождаемости, сохранения здоровья, полноценногообразования и воспитания. И именно поэтому развитие здоровье сберегающихтехнологий и их педагогический ресурс играют огромную роль в развитиигармонично развитой личности.

Литература:
1.        Ахутина Т.В.Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход// Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 — 28
2.        Ахутина Т.В.Нейролингвистика нормы//I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб.докладов М., 1998. С. 289-298
3.        Ахутина Т.В.Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использованиянейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А.Р.Лурия. Сб. докладов М., 1998. С. 201-208
4.        Выготский Л.С.Психология изучение о локализации психических функций. Собр. соч.: В 6 томах.Т.1. М.: Педагогика, 1982
5.        Егорова М.С.,Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии, 1992.№5-6. С.3-14
6.        Зеленкевич И.Б.,Ивашкевич М.З., Пилипцевич Н.Н.Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровьянаселения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2001. –№3. – С.3–6.
7.        Матияш О.И.Учебно-воспитательные цели в современной английской педагогике //Сов.педагогика. 1989. 5. С. 128.
8.        Программа лагеря«Спасибо, нет!»: Метод. Пособие. – Казань, 2005.
9.        Разумов А.Н.,Пономаренко В.А. Здоровьездорового – М.: Медицина, 1996. – 416 с.
10.     Сухарев А.Г.Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России //Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 — 34
11.     Тугаринов ВП. Личность и общество. М., 1965. С.109.
12.     Франкл В. Человек в поисках смысла. – М, 1990.– 336 с.
13.     Харламов И.Ф.Педагогика: Учеб. Пособие. М., 1997. 43-75
человека.– М.: Медицина, 1996. – 416 с.
14.     Щебланова Е.И.Неуспешные одаренные школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья.1999. Т. 6. №3. С. 41-51


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.