Внеклассное мероприятие по математике
Цель: прививатьинтерес к предмету, учить работать в группах, доброжелательности.
Плакат:
Этотконкурс ждали мы,
Понему тосковали умы.
Дружнобудет задачи решать,
Мыхотим математику знать.
Еслиты в жизни хотя на мгновенье
Истинув сердце своем ощутил,
Еслилуч света сквозь мрак и сомненье
Яркимсияньем твой путь озарил:
Чтобыв решении своем неизменном
Рокне назначил тебе впереди,
Памятьоб этом мгновенье священном
Вечнохрани, как святыню в груди.
Тучисоберутся громадой нестройной,
Небопокроется черною мглой,
Сясной решимостью, с верой спокойной,
Бурюты встреть и померься с грозой.
Представляемкоманды:
9 “А” кл. “квадрат”
9 “Б” кл. “квадрат числа”
У квадрата в нашем мире
Есть прямых угла четыре.
И четыре стороны -
Меж собой они равны.
ребятам часто говорят -
Как возвести число в квадрат?
малыш запомни из детсада -
Лишь на себя умножить надо.
1 конкурс. Разминка (команды отвечают по очереди, если команда не может ответить,то на этот вопрос может ответить другая команда).
Одинчеловек купил трех коз и заплатил три рубля. Спрашивается: почему каждая козапошла? (по траве).
Мельникпришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по три мешка, на каждоммешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят.Спрашивается: много ли но было на мельнице? (2 ноги мельника).
Двоепошли три гвоздя нашли. Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут?(ничего не найдут).
Какможно одним мешком пшеницы, смоловши ее, наполнить два мешка, которые столь жевелики, как и мешок, в котором находится пшеница? (один из пустых мешковвложить в другой такой же, а затем в него насыпать смолотую пшеницу).
Чтоэто может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?(всадник на лошади).
Назовитеавтора учебника по геометрии? (Атанасян).
2 конкурс. “Ты мне – я тебе”.
Командызадают задачи друг другу (домашнее задание).
3 конкурс. Логические задачи.
1.Колючая задача.
Вотсимпатичные ежи,
Когокак зовут скажи.
ОтПэта слева Физа нет,
ОтФиза справа нет чучачу,
Макрфдом с Физом. Пэт
Мнеэту предложил задачу.
Еёрешил я в пять минут…
Аты? Ежи ответа ждут!
Ответ:чучачу, Пэт, физ, мак.
2.Рыбалка царя Кощея.
Нарыбалке был Кощей
Ипоймал он пять лещей.
Веситвесь его улов
Столько,сколько рыболов.
(ЦарьКощей, напомним вам,
Веситсорок килограмм.)
Нарисунке поскорей отыщи улов Кощея.
Вэти сказочные дни
Многовесили они,
Говорят,что и ерши-то
Быличуть ли не с корыто.
Незабудь, что вес лещей
Всумме сорок – как Кощей.
Ответы:
А)4, 5, 6, 11, 14
Б)4, 5, 8, 9, 14
В)7, 8, 14, 5, 6
Г)5, 7, 8, 9, 11
4 конкурс. Домашнее задание. Инсценировать стихотворение обученом.
5 конкурс. “Кто больше?” Какая команда больше назовет пословиц или поговорок, гдевстречаются числа.
6 конкурс. “Рассыпанные буквы”.
Переставьтебуквы так, чтобы получился математический термин.
Ригфак,авинурения, кочта, авртадк. (график, уравнение, точка, квадрат).
7 конкурс. Художник.
Нарисуйтедвумя руками одновременно: левой – три окружности, правой – два квадрата.
8 конкурс. Портреты.
Стоятпортреты. Назвать их фамилии.
Оконченаигра, но не грустите,
Хотьпроиграли вы сейчас –
Будутв вашей жизни успехи
Ипобеды еще не раз.
Главное,не забывайте:
Чтобврачом, моряком
Илилетчиком стать,
Надопрежде всего
Математикузнать.
Задание болельщикам
Во время 2 конкурса. Сочините стихотворение из слов: скакалка, Галка,школьник, треугольник.
Во время 3 конкурса. Сосчитай сумму цифр на рисунке.4 6 4 6 4 4 6 4 6 4 4 6 6 6 4 4 4 4 6 4 4 4 4 6 4
Во время 7 конкурса. Загадки.
1.Какое животное имеет два носа? (носорог: один – на теле, второй – в названии).
2.Два брата купаются, а третий насмехается. (два ведра и коромысло).
3.Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (12 месяцев)
4.Есть семь братьев: годами равные, именами разные. (дни недели)
5.Лежит брус на всю Русь. На том брусу 12 гнезд. И во всяком гнезде по четырептицы. (год)
6.Только одно дерево без ветра шумит. Какое? (осина).
7.Два раза родится, а один раз умирает. (птица)
8.Шесть ног, а бежит не быстрее, чем на четырех. (всадник на коне).
9.Сто один брат и все в один ряд. Вместе связаны стоят. Что это? (изгородь).
10.Стучит, гремит, вертится. Ничего не боится, считает наш век, а не человек.(часы).
11.Четыре ноги, а не зверь. Есть перья, да не птица. (кровать, постель)
12.Имеет два конца, но не имеет начала. (ножницы).
Внеклассное мероприятие (математика + информатика):«Научное кафе у Абдуллиных». 9-й класс
АбдуллинаАида Айратовна, учитель математики
АбдуллинаЛилия Фаритовна, учитель математики и информатики
Цели:
· Реализацияпринципа умственного развития учащихся.
· Развитиепознавательной и творческой деятельности учащихся; привитие навыковсамостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждение их любознательности;развитие культуры коллективного умственного труда.
· Формирование иразвитие интереса учащихся к занятиям математикой и информатикой, расширениекругозора учащихся.
Тип занятия: дидактическая игра (две команды по 5 человек и по 3болельщика).
Оборудование: компьютер, таблицы, карточки, набор бумажных лент, клей,ножницы, МК, англо-русский словарь, портреты Лейбница, Паскаля, высказываниеученых математиков, репродукции картин М. Эшера.
ХОДЗАНЯТИЯ
I. Вступительное слово учителя.
–Добрый день. Уважаемые ребята и гости, вы приглашены на открытие научного кафеу Абдуллиных. Сегодня в меню:
1. Салаты:
2. Мышь под шубой5$.
3. Математическийвинегрет 6$.
4. Первые блюда:
5. Компьютерныйрассольник 3$.
6. Уха математическая6$.
7. Вторые блюда:
8. Лист Мёбиуса.
9. Мониторный гарнир5$.
10. Информационныйкоктейль 10$.
11. Десерт.
Шеф-повар:Абдуллина Лилия Фаритовна
Бухгалтер:Абдуллина Аида Айратовна
–Итак, салаты…
1. “Мышь под шубой”
Историческая справка
“Изобретениемыши”
Угадайпрограмму:
Чтобнайти программу эту
Нетнужды гулять по свету;
Чтобыты ее нашел,
РассмотриРабочий стол!
Жмуна ПУСК внизу экрана –
РаскрываетсяМЕНЮ;
Надовыбрать там ПРОГРАММЫ –
Мышкуснова применю.
Хотьпрограмм здесь очень много,
Мыидем своей дорогой:
Вэтот списочек войдем,
ТамСТАНДАРТНЫЕ найдем.
Вотеще МЕНЮ раскрылось;
Мышьсюда переместилась
Выберемстроку мы с вами
Ту,где баночка с кистями.
(PAINT)
Задание для команд (по одному человеку из команды):
Нарисоватьфлаг Республики Башкортостан, флаг России.
2. “Математический винегрет”
1. Решитенеравенство х2 (х />( – />2, />2))
2. Наглядноеизображение функциональной зависимости. (График)
3. Назовите ученого,который написал самый первый учебник по геометрии. Он однофамилец известногогреческого медика. (Гиппократ)
4. Чему равен 1 пуд?(16 кг)
5. Сколькотреугольников изображено? (15)
6.
/>
7. Одной из первых исамых известных философских (а позднее математических) школ была пифагорейская(VI – V в.в. до н. э), названная в честь своего основателя Пифагора. Вопрос:Какая геометрическая фигура была отличительным знаком пифагорейцев? (Правильныйневыпуклый звездчатый 5-угольник – пентаграмма.)
3. Компьютерный рассольник.
–Угадай программу:
Раскрываетсяокно
Сколькоздесь всего дано
Сверхунадписи здесь есть –
Нужнобудет их прочесть.
Справа,возле уголка
Тризнакомые значка
Минус,крести и квадрат
Сними встретиться ты рад.
Знаешь,как они важны.
Ипрограммам всем нужны.
Инструментовстолько разных
Нижена окне висит
Здесьи принтер и дискета
БукваЖ и буква К
(Microsoft Word)
Задание для команд (по одному человеку от команды): в текстовом редакторезашифровано высказывание. Нужно удалить лишние буквы и напечатать получившиесявысказывание.
Зашифрованное высказывание:
…трппудннных пппредмннетов ннент, нно еннсттть беттздннна вннещттей, коннторттыхмнны нтте знннаем, и еттще боннльттше тттакнних, коттторынне знннаем дурттно,дннаже лоттжннно. И эттти-тнно лттожннные сттведеннния етщне бннольттше нттасостттанннавливают и сбнниваттют, чннем ттте, коттторнных мны снновсттем нттезнннаеттм. А. И. Гттерценнн
Расшифрованное высказывание:
…трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы не знаем, и еще большетаких, которые знаем дурно, даже ложно. И эти-то ложные сведения еще больше насостанавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем. А. И. Герцен
4. Уха математическая
Историческая справка “Блез Паскаль. Готфрид Вильгельм Лейбниц. Изобретениесчетных устройств” Приложение2>
Задание для команд (карточки, МК, словарь англо-русский). Вычислить накалькуляторе примеры. Перевернуть МК. Прочитать получившиеся английское слово,выполнить перевод на русский язык.
1. 163 . 32 +5 . 35 – 3 = 38076(globe – земной шар, глобус, небесное тело)
2. (50,252 – 1: 16)2,8 + 724.5: />1,265625 = 7714 (hill– холм)
5. Лист Мёбиуса
Сценка-фокус “Лист Мебиуса”
Диалог ведущих А и Б.
А.Послушай, что бы ты сказал, если бы тебе изготовили рубашку без изнанки?
Б. Значит,ее можно было одевать с 2-х сторон? Это было бы неплохо. Наши ребята в классепросто лопнули бы от зависти.
А.Нет, тут дело посложнее: рубашка только с одной стороны.
Б. Неморочь мне голову. Таких рубашек не бывает.
А.Конечно, я пошутил. Но вообще, оказывается, одностороннюю поверхность можносконструировать. Вот, например цилиндр. Он представляет собой двухстороннюю поверхность.Если двигаться по одной его поверхности, то, не пересекая “границы”, нельзяочутиться на другой стороне. Опыт (Лист Мебиуса): а теперь смотри: я ставлюжирную точку на одной стороне этой линии и буду вести вправо и надеюсь прийти вту же точку, но на другой стороне листа.
Б. Этогоне может быть.
А. Эхты, Фома неверующий. Смотри! (Ученик Б тоже проделывает опыт.)
Б. Такуюодностороннюю поверхность впервые рассмотрел немецкий математик АвгустФердинанд Мёбиус, ученик “короля математики” К. Гаусса. Ныне эта поверхностьназывается листом Мёбиуса. Таинственный и знаменитый лист Мёбиуса имеет удивительныесвойства: он имеет один край; одну поверхность. Действительно, начав закрашиватьлист с любого места, можно убедиться, что постепенно вся поверхность будет закрашена.“Если на внутреннюю сторону обычного кольца посадить паука, а на наружную –муху и разрешить ползать как угодно, запретив лишь перелезать через краякольца, то паук не сможет добраться до мухи, не так ли? А если их обоихпосадить на лист Мёбиуса, то бедная муха будет съедена, если конечно, паукползает быстрее. Так изучение свойств именно этой поверхности во многомположила начало развитию новой ветви геометрии – науки топологии. В Вашингтонеу входа в Музей истории и техники установлен вращающийся монумент этойповерхности – стальной ленты закрученной на полвитка.
Эксперименты для всех.
А. (показываети объясняет эксперимент).Смотрите, я беру бумажную ленту, разделенную по ширине пополам пунктирнойлинией. Я перекручиваю ленту один раз и концы склеиваю. Получился знаменитыйудивительный лист Мебиуса. А теперь я режу ножницами склеенную ленту посередине,вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что у меня получится? Конечно, если быя не перекрутил ленту перед склейкой, все было бы просто – из одного кольцаполучилось бы два. А что сейчас? Получилось не два кольца, а одно, вдвое уже,но зато вдвое длиннее.
Практическое задание для всех.
–Возьмите бумажные ленты, клей и ножницы. Приготовьте листы Мебиуса и проведитеэксперимент, о котором я вам рассказал.
Получиликольцо, перекрученное дважды. А затем разрежьте это кольцо еще по середине.
Вывод:получили 2 сцепленных друг с другом кольца, каждое из которых дваждыперекручено.
–Вот такие неожиданные вещи происходят с простой бумажной полоской, если склеитьиз неё лист Мебиуса.
Этисвойства листа Мебиуса не смогли оставить равнодушными знаменитого художника М.Эшера. Он посвятил ему серию картин (демонстрация репродукций художника).
Такжесвойства листа Мебиуса используют в матричном принтере. В картридже красящаялента склеена как лист Мебиуса (демонстрация картриджа)
6. Мониторный гарнир
–Угадай программу:
Вoffice программа есть
Длярасчетов создана,
Ибухгалтерам нужна.
Тыскажи дружок быстрее
Как,названа была она.
(Microsoft Excel)
Задание для команд (выполняет вся команда): в электронных таблицахнарисовать диаграмму роста своей команды.
7. Информационный коктейль (для болельщиков)
–Тест выполняется на компьютере в режиме Microsoft Word. Болельщики должнывыделить жирным шрифтом свой ответ и распечатать на принтере.
1.Наименьшее натуральное число.
А)2
Б) 1
В)0
Г)3
2.Какая величина лишняя?
А)килограмм
Б)грамм
В)километр
Г)тонна
3.Кто из математиков был олимпийским чемпионом по кулачному бою?
А)Пифагор
Б)Лобачевский
В)Гаусс
Г)Лейбниц
4.К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во сколько разувеличилось число?
А)в 10 раз
Б)в 11 раз
В)в 12 раз
Г)в 13 раз
5.Единица измерения объема нефти.
А)унция
Б)тонна
В)баррель
Г)карат
6.Сколько байт в одном Кбайте.
А)1000
Б)8
В)1024
Г)220
7.Выберите домен верхнего уровня в сети Интернет, принадлежащий России.
А)us
Б)po
В)ru
Г)ra
8.Какой принтер появился первым?
А)лазерный
Б)струйный
В)матричный
9.Первоначальный смысл английского слова «компьютер»:
А)вид телескопа
Б)электронный аппарат
В)электронно-лучевая трубка
Г) человек,производящий расчеты
10.Сколько битов несёт слова ЁЛКА?
А)8
Б)4
В) 32
Г)16
8. Десерт (фокус “День рождение”)
–Запишите на листе день рождение, месяц и возраст (число полных лет).
Сложитедень рождение и месяц, отними свой возраст.
Сложитедень рождение и возраст, отними месяц.
Сложитевозраст и месяц, отними день рождение.
Яотгадаю день твоего рождения и твой возраст. Эти три числа вводятся вкомпьютер, и программа выдает результат (программа на языке Basic).
ПРОГРАММАфокуса:
10REM фокус
20INPUT А, В, С,
30X = (A + B)/2
40Y= (A + C)/2
50Z = (D + C)/2
60PRINT “день рождения”; X
60PRINT “номер месяца”; Y
70PRINT “возраст”; Z
80END
II. Подведение итогов. Вручение призов.
Внеклассное мероприятие по математике — КВН «Математикав мире животных»
Шамшурина Галина Константиновна, учитель математики иинформатики
Тема:“Математика в мире животных и животные в математике”.
Цель: развитиеинтереса к изучению математики, воспитание любознательности, стремления познатьновое, расширение кругозора; активизация деятельности.
Оборудование: набор различных заданий, таблицы, графики, схемы, рисунки,иллюстрации и т.д.
Оформление:
1.Рисунки животных с помощью цифр (2-4 кл).
2.Высказывания о математике.
3.Цифры (от 1 до 5 жюри).
4.Музыкальное оформление: песни о животных
ХОДКВН
I. Вступительное слово учителя.
II. Литературный монтаж “Сколько” (учащиеся начальных классовдержат в руках изображения животных).
1-й ученик.
Живетв зоопарке печальный жираф.
Вотесли б поблизости был телеграф,
Тогдабы он по телеграфу
ИзАфрики вызвал жирафу
Даютему листья – сплошной витамин,
Носкучно ему, он – один.
2-й ученик.
Живутв зоопарке тюлени-пловцы,
Тюленипохожи, они близнецы
Какстанут резвиться, ныряя,
Подумаешь– целая стая:
Спина-голова,спина-голова …
Аих в самом деле – два.
3-й ученик.
Живетв зоопарке семейка макак,
Спокойносидеть не желают никак.
Какжаль, что бывают на свете
Макакообразыедети!
Попробуйтаких шалунов усмири,
Хотяих немного – три.
4-й ученик.
Живутв зоопарке гривастые львы,
Имстыдно своей косматой своей головы,
Чтож делать, когда парикмахер
Отних убегает в страхе?
Ведьнет зверей в целом мире
Страшнее,чем эти четыре.
5-й ученик.
Живутв зоопарке лесные ежи,
Тысам их не трогай и всем расскажи,
Чтолучше от всякого злюки
Держатьза спиною руки.
Ихгладить не надо, а лучше считать,
Ихс папой и мамой – пять.
6-й ученик.
Живетв зоопарке двугорбый верблюд
Верблюдыне просят изысканных блюд,
Неклянчат ситро и тянучки,
Верблюдыедят колючки
Впустыне подолгу могут не есть
Здеськушают сено все шесть.
7-й ученик.
Живетв зоопарке злодейка змея
Снею змеиная злая семья,
Ивсе называются кобрами
Ивсе претворяются добрыми.
Тызмеям не верь. Я не понял совсем
Зачемих так много – семь.
8-й ученик.
Живутв зоопарке речные бобры
Игде только прячут они топоры?
Яслышал, бобры – строители,
Идети бобов, и родители
Пойдему кого-нибудь спросим,
Какстроят дома эти восемь.
9-й ученик.
Живетв зоопарке чистюля-енот,
Немытуюпищу он в рот не берет.
Аэто – енотовы дети.
Сейчасим дадут по конфете.
Глядите:конфеты и те ведь
Полощутв корыте все девять.
10-й ученик.
Живутв зоопарке павлины-друзья,
Иесть у павлинов забота одна.
Павлинамужасно обидно –
Самим-тохвостов не видно!
Имзеркало надо повесить
Обэтом мечтают все десять.
Все вместе.
Живутв зоопарке, как будто свои,
Синицы,и голуби, и воробьи.
Всепрыгают с ветки на ветку,
Дляних не построили клетку:
Стеречьих не нужно строго
Ихочень и очень много.
III. Представление команд.
· представлениежюри
· девиз
· эмблема
· приветствиесопернику, жюри
· название
IV. Разминка (для всех).
Сейчасзвери проверят, как вы подготовились к путешествию по миру животных.
1.Найдите две одинаковых бабочки?
2.Сколько ушей у трех мышей? (6)
3.Сколько лап у двух медвежат? (8)
4.Кто быстрее сосчитает сумму этих чисел? (Пятачок с шарами).
5.В зоопарке он стоял,
обезьяноквсе считал,
двеиграли на песке,
триуселись на доске,
адвенадцать спинки грели,
сосчитатьвы их успели? (17)
Молодцы!Ребята готовы.
Болельщикитоже.
Проверимтеперь капитанов.
V. Конкурс капитанов.
Попугайлюбит повторять слова и звуки. А вы попробуйте повторить скороговорки:
ЕЖ-ДРАЧУН
Угрожает еж ежу:
На лопатки положу!..
Уважать ежа ежу бы –
Пожалеть глажа и жубы.
ЛИНЬ И ЯЗЬ
Жили-были линь и язь
Жили в иле, не ленясь
В ясли язь возил язят,
Линь линят – в интернат
VI. Разминка команды.
ЗНАЕТЕЛИ ВЫ?
Самоекрупное наземное животное – африканский слон. Узнайте высоту, длину тела (в см)его массу (в кг).
/>
Высота(см) длина (см) масса (кг)
Участвуют по 3 человека из команды, четвертый участникнаходит вес слоненка (он в 60 раз меньше массы взрослого слона: 6000: 60 = 100 кг).
VII. Большая эстафета “Хочу все знать”…
1.“Птицы – составители прогноза”.
НаЗемном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето.
Названиеэтих птиц зашифровано примерами.
Выполнивдействия, вы замените числа буквами и прочтете название птиц-метеорологов.
450 :18
315 :15
420 :28
360 :8
2100 :15
600 :25
425 :25
490 :14
/>
(Фламинго).
Фламингоиз песка строят гнезда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делаютуглубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, какимбудет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнездастроятся высоким, чтобы их не могла затопить вода, если засушливым – то болеенизкими.
2.“Черепахи-гиганты”.
а)На остовах Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такой величины, что детимогут кататься, сидя у них на панцире.
Узнатьназвание самой крупной в мире черепахи поможет вам задание:
Вычислитеразность, и замените получившиеся дроби числами:
/>
/>
(Дермохелис)
б)Решите уравнение, и вы узнаете массу черепахи дермохелис.
8х– 3683 = 1117
(600 кг)
3.Какой птицы не хватает? (см. Приложение №1)
Выбратьиз трех возможных: правильную.
4.“Мышкина шифровка” (см. Приложение №2)
Сиделмышонок под кустом
Ина листе писал хвостом
Секретнуюшифровку:
Отом, что в доме номер пять …
(в ответ дочитать: поставят ночью под кровать большую…мышеловку).
Заменяячисла буквами русского алфавита, вы прочитаете шифровку.
5.Кроссворд “Математические понятия”.
I команда
Г– единица, используемая при измерении углов (градус).
Д– величина, которую записывают с помощью черты или запятой (дробь).
Л– фигура, имеющая начало, но не имеющая конца (луч).
М– знак сравнения (меньше).
Н– числа, используемые для счета предметов (натуральные).
II команда
Б– знак сравнения (больше).
К– прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).
П– сумма длин всех сторон (периметр).
Т– фигура, состоящая из трех точек, трех отрезков, попарно их соединяющих (треугольник).
У– фигура, ограниченная двумя лучами, выходящими из одной точки (угол).
Условие:математическое понятие начинается с той же буквы, что и животное, например,лось (л) и т.д.
6.Сосчитайте сколько здесь животных. Перечислите их. Какие это животные?
Домашние:гусь, коза, корова, лошадь, свинья, петух, курица (7).
Наплакате контурами изображены 8–10 животных (желательно разноцветными красками).
VII. Задание всей команде “Все о бобрах”.
Внашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун, ведет полуводныйобраз жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперекреки делает плотины длиной 5–6 м.
Задание 1.
Узнайтедлину тела бобра (в дециметрах). Поможет вам удивительный квадрат:
5,9
6,3
3,6
2.3
2,7
3,7
4,1
1,4
А)из первой строки выберите наименьшее число (3, 6)
Б)из второй стоки наибольшее число (2, 7)
В)из третьей число, которое не является наименьшим и не является наибольшим (3,7)
Г)найдите сумму выбранных чисел: 3,6 + 2,7 + 3,7 = 10,0 (дц ) или (1 метр)
Задание 2.
Узнайтемассу бобра (в кг)