ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ
1.1 Сущность эстетического воспитанияи его содержание
1.2 Формирование у школьников художественно-эстетическихпотребностей
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Музыка как одно из средств эстетического воспитания
2.2 Формирование эстетического вкуса на уроках музыки
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая наукаопределяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать,чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитаниестремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законамкрасоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческихспособностей.
Потребность в красоте идоброте у ребенка отличается с его первых дней. Важно, чтобы с детствавосприятие красоты сохранилось на всю жизнь, а для этого ребенка надо учить видетьпрекрасное вокруг себя – в природе, в деятельности человека, в отношениях междулюдьми, их поступках, взглядах, суждениях. В самой материальности мира, вовзаимодействии его явлений заключена природная основа прекрасного. Гармония исимметрия наблюдается и в листке дерева, и в строении тела, и в многообразиицветовых сочетаний растений, в смене дня и ночи. Постепенно познавая этукрасоту окружающего бытия, ребенок обогащает свой внутренний мир, откликаетсяна жизненные явления, отношения, предметы.
Эстетическое воспитание –целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ееэстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений,вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного вдействительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов,способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическоеразвитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетическогосознания, отношений и эстетической деятельности личности.
Актуальность темы. Эстетическоевоспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливаетвоспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетическихчувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий иоценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитиюдетей.
Воспитание человека,всесторонне развитого человека – задача сложная, актуальная. В связи с этим мыопределяем проблему исследования: каковы особенности эстетического воспитания вусловиях сельской школы; какие методы, формы работы, средства должениспользовать педагог в процессе эстетического воспитания, чтобы привитьучащимся любовь к искусству, сформировать основы эстетической культуры.
Объектом нашегоисследования является сфера эстетического воспитания.
Предметом нашегоисследования является процесс эстетического воспитания в условиях сельскойшколы.
Цель нашего исследования:выявление особенностей эстетического воспитания в сельской школе.
Задачи:
1. Изучитьлитературу по этой теме;
2. Провестиэкспериментальную работу по выявлению эстетических качеств у школьников.
В ходе исследования былавыдвинута следующая гипотеза: мы полагаем, что эстетическое воспитание влияетна развитие всесторонне-гармоничной личности.
Теоретическая значимостьнашего исследования заключается в том, что нами была систематизированапсихолого-педагогическая литература по проблеме; раскрыта актуальность изначимость проблемы.
Практическая значимость:данный материал может использоваться в работе педагогов, родителей, а также длявсех, кто интересуется данной проблемой.
Работа состоит из введения,двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Сущностьэстетического воспитания и его содержание
Рольэстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формированиитрудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементахэстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говоритсяв одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философзадает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первыйотвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку,чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть втруде созидательное начало красоты — значит творить прекрасное и в соответствиис ним преобразовывать окружающий мир.
Великои многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты иэстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всеговыполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознанияи чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отмечал, что впознании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познаниесредствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами,понятиями, а писатель, художник — образами, картинами, но говорят они об одноми том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положениетого или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-топричин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественногоизображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей.В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитиюсознания и убеждений человека не меньше, чем наука. (23, С. 325-330)
Большуюроль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности.Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на этическуюсторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна бытьвключена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействияискусства на личность, A.M. Горький называл эстетику этикойбудущего. Это воздействие носит сложный характер и опосредуется силой иглубиной его влияния на сознание, эмоции и чувства человека.
Искусство,в особенности литература, является могучим средством духовного возвышениячеловека. Чем больше я читаю, писал A.M. Горький, тем больше книги роднятменя с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И. Герценотмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, нимногосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Книгиоказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Искусство развиваетэстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как ужеотмечалось, жизнь по «законам красоты».
Однаковлияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетическогоразвития. Без знания законов художественного отражения действительности, без пониманияязыка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубокихчувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеетсоответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Чтобывоспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать егоособенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор ипевцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоциислушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требуетопределенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказне будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительногочтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов изпроизносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетическоговоздействия. Задача школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовкуучащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средствомпознания окружающей действительности, развития мышления и нравственногосовершенства.
Понятиеэстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающимнауку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означаетощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначаетпроцесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасноесвязано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании ичувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизнии творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит вформировании у учащихся способностей полноценного восприятия и правильногопонимания прекрасного в искусстве и жизни, в выработке эстетических понятий,вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в областиискусства.(10, С.145-147)
Поскольку эстетическое воспитаниеосуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение иприобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства — к литературе,музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение впрограмму школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусстваи музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является такжепознание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведениичеловека.
Содержание эстетическоговоспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитаниеэстетических чувств, интересов и потребностей, оценок и вкусов. Знания опрекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающейдействительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболееконцентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает имногообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся сграфикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое изкоторых имеет свои жанры.
Неменее важной стороной содержания эстетического воспитания является егонаправленность на личностное развитие учащихся. Прежде всего, необходимоформировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, впостижении художественных ценностей общества.
Существеннымкомпонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными спониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросамхудожественного отражения действительности. С этим связано формирование уучащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности вразличных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание инравственно-эстетическую направленность искусства.
Большоеместо в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихсяхудожественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного.Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведенияискусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление кповышению культуры поведения.
Важнымсодержательным компонентом эстетического воспитания является приобщениеучащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей кмузыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н. Толстой высказывалубеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности вхудожественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целяхвоспитания. Эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие иосмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию уучащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
Эстетические свойстваличности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннеговозраста в условиях социального окружения и активного педагогическогоруководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоениедетьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а такжепредставлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств,художественной деятельности и творческих способностей.(25, С.75-77)
Принцип всестороннего игармонического развития личности, который наряду с другими качествамиподразумевает воспитание трудолюбия, культуры, развитие чувства красоты. Полноценноеумственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение кжизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность,нравственное содержание которой во многом зависит от эстетического воспитания.
1.2 Формирование у школьников художественно-эстетическихпотребностей
Эстетическоевоспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка,доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительногоискусства, природоведения. Основное направление этой работы состоит впрактическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучению ихк эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решенииуказанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самогоучителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмоциональночитать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительногоискусства. Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусстване только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий междуимеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждаютпотребность в приобщении к искусству.
Длявоспитания художественного восприятия у младших школьников существенное значениеимеет использование приема сравнения при изучении литературных произведений,прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этихпроизведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам.Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравитсяв том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше,обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.
Ввоспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широкоиспользовать заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин.
Большоезначение имеет показ красоты родной природы, причудливо сочетающей в себеуплывающую в синеву даль полей, бирюзовое течение рек, спокойную, окаймленнуюкустами и деревьями гладь озер, неповторимую гамму птичьего пения, величавыемассивы леса и т.д. Одним из лучших воспитателей называл природу К.Д. Ушинский.Для ознакомления учащихся с красотой родной природы проводятся экскурсии,организуются наблюдения за сезонными изменениями окружающего ландшафта,создаются гербарии из местных растений, проводятся выставки картин, посвященныеживотному миру, и т.д. Вместе с тем необходимо воспитывать активное отношение ксохранению природы, организуя для этого кружки «Друзья природы», «Зеленыйпатруль», акции «В защиту леса» и т.д. Все это показывает, что эстетическоевоспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебных ивнеклассных занятий в начальных классах. (21, С.40).
Воспитательнаяработа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремления к восприятиюпрекрасного продолжается и в последующих классах, но, разумеется, на болеевысоком уровне.
Простейшиеэстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в начальныхклассах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется сучащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этогонеобходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства.
Впоследние годы в школьной практике с целью развития эстетических суждений иуглубления эстетических взглядов широко используется написание сочинений,устное и письменное рецензирование произведений литературы, музыки, театральныхпостановок, кинофильмов и художественных выставок.
Всвязи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественныхпредставлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслениюими той связи, которая существует между различными видами искусства вотображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необходимоиспользовать произведения музыки и изобразительного искусства. Так, приизучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» некоторые учителя организуютпрослушивание учащимися отрывков из оперы, демонстрируют иллюстрации художниковк этому произведению. Подобное синтетическое использование искусства в процессеучебной работы помогает уяснению специфики изобразительных средств различныхвидов искусства и развитию разностороннего и более глубокого эстетическоговосприятия действительности.
Исключительноострой проблемой, слабо решаемой в школьной практике, является формирование уучащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать подлинныевысокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества, отхудожественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобразительномуискусству. Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовойинформации, дискотеки и видеотеки слишком широко популяризируют западную музыкуи кинофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть эту трудность можнотолько одним — широким использованием классической литературы, лучших образцовсовременной музыки и художественного творчества.
Будучипо своей природе существом творческим, человек обладает склонностью кхудожественно-творческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют своисилы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствоватьэти склонности и способности — одна из задач эстетического воспитания. Вмладших и средних классах она решается прежде всего на занятиях по родномуязыку и литературе, изобразительному искусству и музыке. С этой целью учителядают школьникам задания делать свои иллюстрации к литературным произведениям,пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такиезадания имеют целью не формирование профессиональных умений в области художественноготворчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие. Для техже школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, подобныезанятия служат средством совершенствования художественного опыта, умений и навыков.Здесь иногда имеет значение первое побуждение, которое дает толчок к серьезнымзанятиям искусством. Известный композитор Д.Б. Кабалевский выдвинул идею о том,чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музыкальных произведений,глубокому ознакомлению учащихся с отражением в музыкальных произведенияхявлений жизни, нравственности людей. Художник Б.М. Неменский разработалпрограмму по рисованию, которая вместо традиционного обучения учащихсярисованию отдельных предметов, предусматривает побуждение их к творческомуотражению окружающей жизни средствами изобразительного искусства. Этосущественно улучшает эстетическое развитие учащихся, понимание ими тесной связиискусства с человеческой жизненной практикой.(18, С.85-90).
Важнымсредством организации разнообразной художественно-творческой деятельностиучащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии политературе, музыке и изобразительному искусству, коллективы художественнойсамодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведениехудожественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. В процессе этой работышкольники приобщаются к творчеству и делают первые шаги в литературе, музыке иизобразительном искусстве. Результаты художественной деятельности школьников оформляютсяв виде литературных журналов, выставок картин и рисунков, организации концертови т.д.
Приизучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданскойи нравственной направленности и использование их в целях морального формированияучащихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, чтоподлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафостворческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, косуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Для раскрытиянравственного содержания искусства широко используются различные формывнеклассной работы. В школах проводятся тематические литературно-художественныевечера: «Песни и музыка Великой Отечественной войны», «Мотивы морали инравственной чистоты в музыке», «Идеи патриотизма в изобразительном искусстве»и др. Эти мероприятия оказывают большое влияние на интеллектуальную иэмоционально-нравственную жизнь учащихся, развивают и укрепляют чувства,воспитывают моральную чистоту мыслей и поведения. Но с чем же связано этовлияние? Здесь проявляет себя так называемая эмпатия, то есть перенесение себяв состояние другого человека, побуждение к сопереживанию его (положительногогероя художественного произведения) чувств и эмоционального состояния, стремлениеследовать его действиям и поступкам.
Одновременнои в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий ивкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику поведения учащихся. Этаработа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. Науроках отрабатывается культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношениек книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательноеотношение и вежливость между учащимися. Все это составляет важную областьэстетики их повседневного поведения.
Эстетикадолжна пронизывать организацию труда и разнообразной практической деятельностиучащихся во внеурочное время. Упоминавшийся выше композитор Д.Б. Кабалевскийотмечал, что область прекрасного должна пронизывать все проявления человеческойжизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к трудовойдеятельности, необходимо заботиться о разумной ее организации, раскрывать ееплодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека. Учащиесяпо заданию учителя сделали уборку и навели чистоту в школьном дворе, привели впорядок посадки декоративных кустов, выкрасили забор. «Смотрите, как уютно ихорошо стало возле нашей школы!» — говорит учитель, и учащиеся любуются деломсвоих рук, переживая радость и воодушевление от сделанного. Школьники вырастилицветы, которые горят яркими красками до глубокой осени под окнами школы. Ихруками создан и ухожен учебно-опытный школьный участок, на который можнозасмотреться. Надо помочь ребятам увидеть красоту своих усилий, что, какправило, вдохновляет их к дальнейшему улучшению своего труда.
ГЛАВА2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1Музыка как одно из средств эстетического воспитания
Эстетическое чувство,которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признакформирования музыкально-эстетического вкуса. Развитый музыкальный вкус – этоспособность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Оразвитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоковоспринимает человек.
Формировать подлинныймузыкально-эстетический вкус возможно лишь при уделении огромного вниманияслушанию, восприятию музыки. Начинать становление процесса музыкальноговосприятия у учащихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций,формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетическойкультуры. Учащиеся должны постепенно знакомиться с различными жанрами, стилями,изобразительностью и выразительностью музыки, изучать творчество композиторов,накапливать знания о видах исполнительства и стилях народной музыки. Учительдает необходимые музыкально-эстетические представления, систематически пополняякруг уже имеющихся знаний, тем самым он преследует цель воспитания эстетическиразвитого слушателя музыки, обладающего в известной степени сформированныммузыкально-эстетическим вкусом.
Формированиемузыкально-эстетических вкусов учащихся – это процесс сложный и требующий отучителя музыки объективности и широты собственных музыкальных взглядов.
Основные методыэстетического воспитания можно объединить в следующие группы:
1. Методы и приемыформирования элементов эстетического восприятия, оценок, вкусов, чувств,интересов и т.д. Например, слушание музыкального произведения, рассматриваниекартины или иллюстрации, беседы и т.д.
При использовании этойгруппы методов педагог должен помнить, что эстетическое восприятие возможнолишь при относительной независимости человека от материальных нужд,потребностей, что необходим особый настрой на восприятие эстетического, особоеожидание эмоционального воздействия, направленность внимания на эстетическиекачества объекта, опора на эмоции и чувства с побуждением к сопереживанию. Сэтой целью применяются различные сочетания словесных и наглядных методов иприемов в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей.Это могут быть целенаправленные наблюдения за явлениями окружающего с опорой назрительные, слуховые, осязательные восприятия, с прослушиванием музыкальныхпроизведений, использованием художественного слова.
2. Методы,направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности,на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее,осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости отвида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации,художественного слова. Это могут быть сочетания различных наглядных,практических и словесных методов и приемов.
3. Эта группа методов и приемовнаправлена на развитие эстетических и художественных способностей, творческихумений и навыков детей. Эти методы предусматривают необходимость созданияпоисковых, «проблемных» ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенкус учетом его индивидуальных способностей. Конкретные приемы будут несколькоразличаться в зависимости от того, связываются ли они только с восприятием иливоспроизведением, исполнительством или творчеством.
В первом случае методы иприемы побуждают детей к самостоятельному высказыванию по поводу содержания,характера, выразительных средств конкретного произведения искусства, к оценкекачества своего исполнения и исполнения сверстников, к различным сравнениям исопоставлениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложныхусловиях. Например, им не показывают способ изображения предмета, а предлагаютдогадаться, подумать, найти самим этот способ да еще спланировать все этапыдействия и рассказать о них. (25, С.125-130).
Таким образом, ребенокучится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детейнаправляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов,комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характеруправления деятельностью детей.
2.2Формирование эстетического вкуса на уроках музыки
Цель: воспитание в детях бережногоотношения и любви к природе, развитие чувства прекрасного, эстетического вкусачерез музыку.
Оборудование:костюмы, санки, посылка,ноты, портрет Д. Кабалевского, ёлки, магнитофон, аудиокассета, фортепиано.
Участники:
Мама-зайчиха(учитель)
Зайчата(дети)
Ворона(ребенок)
Лиса(ребенок)
Медведь(ребенок)
Началоурока:
Придуманокем-то просто и мудро
Привстрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро! — солнцу и птицам.
Доброе утро! — приветливым лицам.
И каждыйстановится добрым, доверчивым.
Доброеутро длится до вечера.
Учитель.Здравствуйте! Сегодня мыс вами поговорим о композиторе Д.Б. Кабалевском. Вся его жизнь и творчествобыли посвящены замечательной цели, которую можно высказать стихами поэта ЦезаряСолодаря:
Чтобыутро было добрым,
На земленужен мир.
Чтобземля была цветущей,
Людямнужен мир.
Д.Б.Кабалевский писал музыку о мире, любви, торжестве добра над злом.
Онродился в Петербурге, в семье математика. Хотя родители будущего композитора небыли людьми искусства, они научили его понимать, какую огромную роль играетискусство в жизни человека, в развитии его культуры и кругозора.
Д.Кабалевский в своей автобиографии вспоминает: «Учить музыке меня начали, как иположено, когда мне не было ещё и восьми лет. Моя первая учительница былахорошей учительницей, и при её помощи я довольно быстро освоился с клавиатуройи нотной грамотой, в короткий срок выучил какие-то этюды и пьесы».
В 14 летон поступил в одну из только что открытых в Москве государственных музыкальныхшкол. В класс директора и основателя этой школы Виктора АлександроваСеливанова.
Композиторнаписал 4 симфонии, 7 инструментальных концертов, оперы «Кола Брюньон», «СемьяТараса», «Сестры», Реквием на стихи Роберта Рождественского — траурное произведение,посвященное тем, кто пал в борьбе с фашизмом во время Великой Отечественнойвойны. Кабалевский сочинил музыку ко многим кинофильмам: «Мусоргский»,«Хождение по мукам» по роману А. Толстого и другие.
Д.Б.Кабалевский был музыкальным писателем. Он написал около 400 статей о музыке иряд книг. Одна из них — «Про трёх китов и про многое другое». Песня, марш итанец — вот те-«три кита», на которых, по мнению музыканта, держится музыка,подобно тому, как по верованиям древних, держалась на трёх китах Земля.
Д.Б.Кабалевский был добрым, открытым человеком. Он очень любил детей и для нихнаписал много музыкальных произведений.
Подмузыку «Клоуны» в зал входит почтальон. В руках у него посылка. Он растеряннорассматривает зал, к нему подходит педагог.
Учитель.Здравствуйте! Выкого-нибудь ищете?
Почтальон:Здравствуйте! На Ваш адрес пришла посылка, получите и распишитесь.
Учитель.Спасибо. (Открываетпосылку, находит письмо, читает). «Дорогие ребята! Я знаю, как вы любитеиграть, поэтому решил сделать вам подарок. В этой посылке вы найдете всё, чтопоможет вам превратиться в зайцев. Не забудьте только, надевая заячьи ушки,сказать такие «волшебные» слова:
Длятого, чтобы зайцем стать,
Раз,два, три, четыре, пять,
Нужно владошки хлопнуть дружно,
А потом,потом, потом
Повернутьсякругом!
Превращайтесьв зайцев и поезжайте в лес, до свидания, ребята! Ваш Лесовик».
Учитель.Ребята! Примем предложениелесовика? Поедем в лес? (Ответ детей). Уважаемый почтальон! Не хотите ли Вы снами поехать в лес?
Почтальон:С удовольствием, я давно не был в лесу.
Учительраздает детям заячьи уши, вместе с ними проговаривает «волшебные» слова,хлопает в ладоши, поворачивается. Посылку берет с собой.
Учитель.Вот и закончилосьпревращение. Теперь я мама-зайчиха, а вы мои зайчата!
Ну, атеперь мы с вами
Всевместе сядем в сани
И поедемпрямо в лес,
Гдедеревья — до небес,
Где инейсеребристый,
Где снегблестит,
Ипорхают снегири
От зарии до зари...
Всередину зала выкатываются большие бутафорские сани. В них рассаживаются дети ипедагог.
Мама-зайчиха.Все сели? Вот и хорошо?Не трусьте, зайчата, ваша мама-зайчиха будет всюду с вами! Поехали!!!
Подмузыку «Зайцы скачут» сани делают большой круг и «въезжают в лес».
Мама-зайчиха.Вот и приехали!Посмотрите, как здесь красиво!
На светемного чудес,
Но всехчудесней — зимний лес!
Весь годживут там птицы,
Поют игнезда вьют...
Короче,
Всехчудес — не счесть!
Включаеммузыку.
Заяц.
Смотрите,качаются елки!
А ветерхолодный и колкий.
Мама-зайчиха.
Зайчата,не бойтесь!
Это —метелица...
Заяц.
Теперьмы замерзнем
И всепропадем,
Обратнойдороги
Домой ненайдем!
Ворона (обращаясь к зайцам).
Скажитена милость,
Скажитена милость,
Что свами случилось?
Зайцы.
Мымерзнем, нам холодно,
Уши, каклед...
Ворона.
Страшно?
Сейчас увас это пройдет!
Поверьте,даю вам слово,
Согреться— проще простого:
Сначаламахните хвостом,
А после— крылом.
Подмузыку «Птичка летает», сорока машет крыльями, зайцы пытаются ей подражать, ноу них ничего не получается.
Мама-зайчиха.
Напраснываши усилия,
Ведьзаячьи лапы — не крылья.
Ворона. Ничем другим помочь не могу!
И все жене надо сидеть на снегу! (Улетает.)
Мама-зайчиха.Да, да, мои зайчики,Ворона права. Давайте двигаться, нельзя в мороз сидеть.
Подмузыку «Медведь идет» появляется ребенок, одетый в костюм мишки.
Медведь.Вы слышали,
Что вамсказала мама,
Так чтож тогда
Сидитевы упрямо?
А ну,вставайте-ка,
Что зрясидеть без дела,
Вслед замной
Карабкайтесьна елку.
Залезете,согреетесь в два счёта...
Зайцы,подражая медведю, подходят к дереву.
Мама-зайчиха.
Проститенас,
Но невыходит что-то...
Медведь.
Вы сомной соседи,
Нонеуклюжи —
Хуже,чем медведи (уходит).
Исполняетсямузыка «Зайцы плачут».
Мама-зайчиха.Осталось потерпеть
Ещенемножко.
Явспомнила:
Здесьрядом есть сторожка.
Там мысогреемся
Иотдохнем чуть-чуть,
Лишьотыскалась бы она
поскорей...
Мама-зайчихауходит. Под музыку «Лиса крадется» появляется девочка, одетая в костюм лисы.
Лиса.
Здравствуйте,зайчики!
Чтозагрустили:
Ушизамерзли,
Лапызастыли?
Ах вы,несчастные!
Верьте — не верьте,
Оченьмне жалко вас.
Лисаподкрадывается к зайцам, стараясь схватить кого-либо, но они с криком разбегаются.Появляется мама-зайчиха.
Мама-зайчиха.Уходи прочь, плутовка!Не трогай моих зайчат! Мы, зайцы, сами сможем себя защитить. Вот как набросимсяна тебя все вместе, и от Лисы — никакой красы!..
Зайцынаступают на лису, та убегает.
Мама-зайчиха.Не мерзнете больше?
Зайцы.Нет! Нет!
Мама-зайчиха.Вот как Лиса васразогрела? Получается, что она вас и от мороза спасла, хотя хотела совсем другого!А вы у меня молодцы, сумели прогнать ее!
Подмузыку «Полька» мама-зайчиха и зайчата весело прыгают, водят хоровод,кружатся...
Мама-зайчиха.Ой, как мы устали. Садитесь,зайчата мои, отдохните. (Выдержать паузу). Зайчики мои, в посылке было ещечто-то!? Давайте-ка посмотрим. О-о-о! Здесь какие-то открытки.
Лесовик,оказывается, прислал нам загадки.
Зайчики.Загадаем ребятам?
Ворона имедведь выходят и присоединяются к зайцам.
Ворона имедведь. Возьмите и наспоиграть. (Зайцы соглашаются). В это время Лиса подкрадывается и просит, чтобыеё приняли в игру. Зайцы её приглашают играть.
Мама-зайчихараздает открытки. Зверюшки загадывают загадки зрителям.
Учитель.
Загадаемвам, ребятки,
Оченьтрудные загадки.
Отгадаешь,не зевай,
Дружнохором отвечай!
Зимниезагадки
Белаяморковка зимой растет.
(Сосулька).
Косолапыеноги.
Зимойспит в берлоге.
Догадайся,ответь,
Это кто?
[Медведь).
Хитраяплутовка,
Рыжаяголовка,
Хвостпушистый — краса,
Кто жеэто?
(Лиса).
На веткене птичка, Зверек-невеличка, Мех теплый, как грелка, Кто это?
(Белка).
Разбойникон серый, Нет ему веры, Всё клыками щелк, Кто это?
(Волк).
Снег наполях, Лед на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает?
(Зимой).
Угадайте,что за шапка? Меха целая охапка, Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору.
(Заяц).
Учитель.Почему зайцы зимойгложут осинку, ведь она горькая? /ответ детей/ Заяц. В осиновой коре содержится10% жира.
Учитель.А теперь я загадаю вамзагадку:
Веснойшумит,
Летомхолодит,
Осеньюпитает,
Зимойсогревает.
(Лес).
Лесовик,оказывается, прислал нам загадки.
Зайчики.Загадаем ребятам?
Ворона имедведь выходят и присоединяются к зайцам.
Ворона имедведь. Возьмите и наспоиграть. (Зайцы соглашаются). В это время Лиса подкрадывается и просит, чтобыеё приняли в игру. Зайцы её приглашают играть. Мама-зайчиха раздает открытки.Зверюшки загадывают загадки зрителям.
Учитель.Вот и закончилась нашаигра. Сейчас вы снова превратитесь в ребят. (Зайцы встают в круг).
Длятого, чтоб ребёнком стать,
Раз,два, три, четыре, пять,
Нужно владошки хлопнуть дружно,
А потом,потом, потом,
Всеповернулись кругом!
Учитель.До свидания, друзья! Доновых встреч! (Звучит пьеса «Клоуны» Д.Б. Кабалевского).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня, в эпоху кризисадуховной и эстетической культуры, во времена падения гуманистических идеалов исуждений, что обусловлено многими негативными факторами, в том числе исоциально-экономическими; важно возродить тенденцию ценностного отношенияобщества к человеческой личности и заинтересованность в ее гармоничномразвитии. Необходимо создать целостную систему эстетического воспитания подрастающегопоколения, средоточием которой должна стать школа, где приобщение детей кискусству и сокровищам общечеловеческой культуры планомерно и целенаправленноведется на уроках эстетического цикла.
Работа по эстетическомувоспитанию в школе тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса,формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различныхвидах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающемуспособствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный идлительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве ив жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетическихвпечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитиеэмоциональных и познавательных процессов.
Полноценное умственное ифизическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусствухарактеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственноесовершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Возрастная ипедагогическая психология: тексты / сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.:изд-во Моск. ун-та, 1992. – 272 с.
2. Возрастная ипедагогическая психология: учеб. пособие. М.В. Гамезо. — М.: Просвещение, 1984.– 256 с.
3. Возрастная ипедагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик,Н.Ф.Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
4. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическоевоспитание школьников. – Минск, 1988.
5. Дубровина И.В. Психология: учебник. –2-е изд., стер. – М.: Академия, 2001. – 464 с
6. Зеньковский В.В.Психология детства. – М.: Академия,1996. – 346 с.
7. Кабалевский Д.Б.Воспитание ума и сердца. – М., 1984.
8. Ковальчук Я.И.Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., 1985.
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.– М., 1998.
10. Лисина М.И.Общение, личность и психика ребенка. – М.: Воронеж, 1997.
11. Маклаков А.Г.Общая психология. — СПб.: Питер,2000. – 592 с.
12. Матюхина М.В.Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.
13. Обухова Л.Ф.Детская (возрастная) психология. – М., 1996.
14. Мухина В.С.Возрастная психология. – М., 2000. – 456 с.
15. Мухина В.С.Детская психология / под. ред. Л.А. Венгера. – М., 1985.
16. Неменский Б.М.Мудрость красоты. – М., 1981.
17. Основыэстетического воспитания / под. ред. М.А. Кушвеава. – М., 1986.
18. Рабочая книгашкольного психолога / И.В. Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др; под. ред.И.В.Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
19. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
20. Системаэстетического воспитания школьников / под. Ред. С.А. Герасимова. – М., 1983.
21. Шайнурова В. М.Функции классного руководителя // Классный руководитель. – 2004. — № 6. – С. 40
22. Шаповаленко И.В.Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.
23. Харламов И.Ф.Педагогика. – М., 1997. – 507 с.
24. Шумакова В.Р.Настольная книга классного руководителя // Классный руководитель. – 2001. — №1. – С. 40-45.