Реферат по предмету "Педагогика"


Межпредметные связи на уроках технологии

Курсоваяработа
Межпредметные связи науроках технологии
Стерлитамак 2009

Введение
Современноеобщество постепенно переориентирует цели развития человека с чистонаучно-технического прогресса на реализацию возможностей и ценностей человека внем. В последние годы наблюдается тенденция гуманизации общественных отношений.Более всего в этом нуждается сфера образования и воспитания. Исследованияпоследних лет в области человекознания подтверждают, что главное назначениеобразования состоит в том, чтобы создать условия для свободного развитияличности.
Традиционномежпредметные связи в содержании обучения проходят на уровне учебного предметаи учебной информации (А.С. Антонов, Ю.И. Дик, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова,А.А. Пинский, А.В. Усова и др.). Однако научно обоснованноепостроение содержания требует отбора и структурирования учебной информации, чтоприводит к поэтапным технологическим инвестициям в инвариантное содержаниеобразования.
Висследованиях ряда ученых разработаны отдельные аспекты проблемы и теориистановления интегрированного подхода в образовании (М.Н. Берулава, Е.И. Бражник,Б.Н. Воронин, А.И. Еремин, А.Я. Данилюк, С.И. Жарков, Л.П. Ильенко,В.Н. Куровский, А.Н. Непомнящий, А.В. Трумин и др.). Весомыйвклад в построение системы управления межпредметными связями внесли И.М. Сеченов,В. Усанов, Ф.Ф. Харисов и др.
Современнаяшкола призвана научить ребенка познавательной мобильности, рациональномуотбору, эффективному усвоению насыщенной информации.
Актуальностьтемыопределяется тем, что в последнее время ведутся поиски в областиинтегрированных форм учебных занятий в начальных классах. Традиционнаяобразовательная практика обучения проходит в рамках изолированных учебныхпредметов, хотя все эти предметы в начальных классах ведутся одним учителем.
Анализ теориии практики начального образования с позиции интегрированного воздействия наразвитие учащихся позволяет выделить следующие противоречивые тенденции всовременной педагогике и методике:
– провозглашенныецели развивающего обучения еще не связываются с развивающим потенциаломцелостного изучения явлений природы и общества в содержании начальногообразования;
– педагогическиепоиски в области организации интегрированных форм учебных занятий не всегдасочетаются с развивающим потенциалом межпредметных связей в начальномобразовании.
Наличие этихпроблем послужило основанием для выбора темы исследования: «Межпредметные связина уроках технологии».
Цель курсовой работы – разработать методикумежпредметных связей учащихся на уроке технологии.
Гипотеза: обучение технологии учащихся технологиибудет эффективным если:
– учитель будет владеть современной теориейи практикой обучения учащихся.
– создана хорошая материальная база дляпроцесса трудового обучения.
Всоответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
– проанализироватьпроцесс использования межпредметных связей в начальной школе;
– определитьроль и место использования межпредметных связей на уроках технологии;
– разработатьметодические материалы, позволяющие показать значимость межпредметных связей науроке технологии.

1.Межпредметные связи как средство обучения младших школьников
1.1Использование межпредметных связей в начальной школе
Каждый учебный предмет, образовательная область вносит свой вкладв развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения,взглядов, убеждений. Если взять математику и естественнонаучные дисциплины, тоони призваны раскрыть перед учащимися современную научную картину мира.
Но в природе и обществе нет изолированных процессов. Нельзя пониматьмир по отдельным независимым законам связей, явлений. В реальном мире всевзаимосвязано, а в учебных предметах изучаются с разных сторон. Закономерновозникает проблема интеграции, взаимных межпредметных связей в образовании. Вчем сущность этой категории обучения. В научно-педагогической литературе иисследованиях пока понятие интеграции анализируется неоднозначно.
Эти связи рассматривают «взаимную согласованность учебных программ,обусловленную системой наук и дидактическими целями»). Такое содержание, на нашвзгляд, отражает три признака взаимной обусловленности:
– выделение знаний или их элементов в учебных предметах,по-разному характеризующих реальные явления, объекты и процессы;
– указание способов связей, имеющих методический инструментарий, посредствомкоторого выявляются возможные логические конструкции и методические приемы их реализации;
– направленность связи на развивающие функции обучения.
Таким образом, существование межпредметных связей обусловлено наличиемтрех признаков: смысловым соотношением, наличием способа реализации и указаниемнаправления этих связей.
Педагогический аспект межпредметных связей как целостного явлениявпервые был исследован В.Н. Максимовой и получил свое развитие в исследованияхИ.Д. Зверева, Г.И. Суравегина, Т.К. Александровой, А.В. Усовойи др. Педагогическая идея межпредметных связей возникла и развивалась под влияниемпроцессов интеграции и дифференциации научных знаний. Межпредметные связиобозначают начальный уровень интеграции.
Развитие идей межпредметных связей отражено в работах Г.И. Батуриной,Ш.И. Ганелина, П.М. Иванова, П.Г. Кулагина, которые показали,что решение данной проблемы в школьном обучении происходило в зависимости от конкретноисторических условий его развития.
Вычленение в педагогической теории идеи межпредметных связей и еетрансформация в самостоятельную дидактическую проблему связаны с практическимии теоретическими поисками прогрессивных педагогов различных эпох – Я.А. Коменского,И.Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К.Д. Ушинского. Они выделялипроблему межпредметных связей как обеспечение системы знаний учащихся о мире.Так, Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Все, что находитсяво взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».[1]
К.Д. Ушинский дал психолого-педагогическое обоснованиемировоззренческой роли межпредметных связей. Актуальной и перспективной явиласьего идея о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматриваяструктуру науки, он отмечал, что, «кроме специальных понятий, принадлежащихкаждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам».
Идею интеграции в обучении К.Д. Ушинский считал одной из важнейшихв формировании целостных и системных знаний. Его оценка значимости межпредметныхсвязей в обучении оказала большое влияние на педагогов второй половины XIX – началаXX веков.
Межпредметные связи были направлены на выработку трудовых и деловыхумений и навыков. Первые практические попытки создания системы образования напроблемно-комплексной, интегрированной основе были предприняты в 20-х гг. вСоветской России С.Т. Шацким, С.Я. Рубинштейном и др.
Это направление получило в нашей стране возможность практическойреализации и вошло в историю педагогики под именем «трудовой школы». Основнымпринципом организации процесса обучения в трудовой школе являлся «метод жизненныхкомплексов».
Идея синтеза образовательного материала вокруг общих объектов иявлений жизни и деятельности людей развивалась по принципу концентрации учебногоматериала вокруг педагогически и жизненно целесообразных центров.
Дидактическаятеория межпредметных связей нашла широкое отражение в публикациях, гдеопределены функции, виды межпредметных связей, их место в современной школе,средства их реализации, разработана методика планирования и проведениякомплексных форм организации обучения и т.д. Общедидактические положенияконкретизируются в методиках обучения отдельным предметам (обществоведению,химии, биологии и др.) На страницах методических журналов все чаще появляютсястатьи, освещающие опыт учителей-предметников по реализации межпредметныхсвязей. Усилению внимания к проблеме межпредметных связей педагогов ученых ипрактиков способствовало включение в новые учебные программы дляодиннадцатилетней школы по основным предметам специального раздела «Межпредметныесвязи», рекомендации которого активизировали творческие поиски учителей,стимулировали совершенствование их педагогического мастерства в плане овладенияумениями по осуществлению связей с другими предметами на уроках и во внекласснойработе.
Межпредметныесвязи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязипроцессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. Приэтом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума,умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Без этихинтеллектуальных способностей невозможны и творческое отношение человека ктруду, решение на практике современных сложных задач, требующих синтеза знанийиз разных предметных областей.
Такимобразом, межпредметные связи составляют необходимое условие организации учено –воспитательного процесса как комплексного подхода к обучению и усиления егоединства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализациямежпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации,систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления ипознавательного интереса.
1.2Использование межпредметных связей на уроках технологии
Каждый уроктехнологии в начальных классах дети называют уроком хорошего настроения, урокомтворческого вдохновения и радости, уроком, на котором открываются секретымастерства.
Неподдельныйинтерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств,мыслительных операций анализа и синтеза, побуждает детей к творческомусамовыражению.
Важнейшейособенностью этих уроков является связь с другими предметами, такими какматематика, окружающий мир, история, чтение. Практически на каждом уроке детямприходится работать с трафаретами, чертежами, геометрическими фигурами. Детиприменяют на практике знания, полученные на уроке математики. Так, в 1–2классах ребята узнают о геометрических фигурах, их свойствах. А на урокетехнологии применяют эти знания, выполняя геометрическую мозаику. Во 2-м класседети знакомятся с игрой «Пифагор», где нужно самостоятельно разметить квадрат ивыполнить из его частей плоскостное моделирование. Выявляя свойстваполучившихся геометрических фигур (равные стороны, прямые углы), необходимоправильно сложить фигурку, что не так уж легко.
В 3-м классеособое место занимает тема «Симметричное вырезание». Учащиеся узнают, что такоеось симметрии, что может быть несколько осей симметрии в одной фигуре, учатсяправильно складывать бумагу. Далее эти знания применяются при составленииорнамента.
Кроме того,необходимы вычислительные навыки, чтобы правильно выполнить расчеты, сравнитьпериметр фигур и их площадь. Таким образом, прослеживается тесная связь суроком математики.
При анализеобразца большое внимание уделяется используемым материалам, их происхождению(например, истории возникновения бумаги), происхождению необходимых для работыпредметов (ножниц, наперстка). Мы обращаемся к истории возникновения матрешки,глиняной игрушки, мозаики. То есть технология тесно переплетается с историей.
Знанияребенка о растительном и животном мире помогают при изготовлении цветков,фигурок животных и т.д. С большим интересом дети слушают легенды, посвященныеразным цветкам, сами приносят на уроки интересные материалы о растениях иживотных.
Урокитехнологии способствуют обогащению словарного запаса ребенка, т. к. емуприходится запоминать новые слова (коллаж, мозаика, макраме, барельеф,горельеф, орнамент…).
Часто детистремятся помочь друг другу, показывают, как легче выполнить задание, ищутразные способы выполнения. Следовательно, под влиянием мотивации достиженияуспехов у детей в процессе работы формируются и совершенствуются такиеличностные качества как самостоятельность и трудолюбие, которые оказываютсвоеобразное влияние на развитие активности и инициативы, самоконтроля, адекватнойсамооценки, влияющих на статусное положение ребенка в группе сверстников.
Подводя итогвыше сказанному, можно сделать вывод, что уроки технологии занимают важноеместо в системе развивающего обучения и решают не только частные задачихудожественного воспитания, но и более глобальные – развиваютинтеллектуально-творческий потенциал ребенка.

2.Методика организации уроков технологии с использованием межпредметных связей
2.1Методические рекомендации по организации уроков технологии с использованиеммежпредметных связей
Важнейшейособенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они должныстроятся на уникальной психологической и дидактической базе –предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрастенеобходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного иинтеллектуального развития. Организация продуктивной преобразующей творческойдеятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализмуобучения в начальной школе, который является одной из главных причин сниженияучебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкойэффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на урокахтехнологии должна являться основой формирования познавательных способностеймладших школьников, стремления активно познавать историю материальной культурыи семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение ивозможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихсясведениями о технологической картине мира. При соответствующем содержательном иметодическим наполнении данный предмет может стать опорным для формированиясистемы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательнойшколы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка взадании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи,возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способырешения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде итем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированнаянаправленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путеминтегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов(математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык,литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практическойдеятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развитияинициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Занятия детейна уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу длясамореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психическогоразвития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельноосуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализоватьсвои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленнуюв работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторыоригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде). В результатеименно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению,формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательнойдеятельности и творчество.
Такимобразом, учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение вобразовательный процесс различных структурных компонентов личности(интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного,физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития,сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающегопоколения.
Технология посвоей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. Всодержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всемипредметами начальной школы.
Математика– моделирование(преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов помодели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнениерасчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа сгеометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительноеискусство –использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форми конструкции, изготовление изделии на основе законов и правилдекоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающиймир – рассмотрениеи анализ природных форм и конструкций как универсального источникаинженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетомэкологических проблем, деятельности человека как создателяматериально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Роднойязык – развитиеустной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности иосновных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждениярезультатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалови способов их обработки; повествование о ходе действий и построении планадеятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях,формулировании выводов).
Чтение – работа с текстами длясоздания образа, реализуемого в изделии.
Изучениетехнологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- стимулированиеи развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребностипознавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формированиекартины материальной и духовной культуры как продукта творческойпредметно-преобразующей деятельности человека;
- формированиемотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса кпредметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формированиепервоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитиезнаково-символического и пространственного мышления, творческого ирепродуктивного воображения, творческого мышления;
- формированиевнутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработкипредметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование(умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач),прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условияхвыполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- овладениепервоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации,использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях,каталоге библиотеки.
Личностнымирезультатамиизучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностнозначимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок,раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения,обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметнымирезультатамиизучения технологии является освоение учащимися универсальных способовдеятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и вреальных жизненных ситуациях.
Предметнымирезультатамиизучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения отехнике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культурытруда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания оразличных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарныйопыт творческой и проектной деятельности.

2.2Конспекты уроков с использованием межпредметных связей
Тема: «Бабочкина лугу». Работа с разными материалами. 2 класс
Цели:
– учитьделать разметку куска пластилина на глаз;
– научитьделить круг на 8 равных частей;
– совершенствоватьумение планировать предстоящую работу;
– закреплять правилатехники безопасности при работе с острыми предметами;
– развиватьтворческое воображение и мелкую мускулатуру пальцев;
– воспитыватьаккуратность, бережное отношение к природе, любовь к людям.
Оборудование:
– магнитнаядоска;
– мультимедийныйпроектор
– коллекциябабочек разных стран мира;
– плакаты спредстоящими операциями по разметке и сборке изделия;
– книга А. Мурзина«Голубой махаон».
– картон (ДВП20х20);
– кусачки,стеки, проволока;
-1 кусокпластилина «Скульптор» (цилиндрической формы);
– нитка №33;
– карандаш;
Ход урока.
I. Вводная беседа(постановка цели).
– У насурок труда. Я пока не буду показывать вам поделку. Вы попробуете самидогадаться, чем же мы будем с вами сегодня заниматься? А подсказкой будет вамэта загадка: «Стоят сестрички: желтый глазок, белые реснички.»
– Что жеэто за сестрички?
– Гдеможно увидеть ромашки?
(Ставлюромашки на малую магнитную доску.)
– Асейчас давайте закроем глазки и представим себе летний луг…
– Что вывидите в своем воображении? Каких бабочек вы видите на лугу?
(Ставлю намагнитную доску бабочку.)
– Ктодогадался, что же мы попробуем сегодня сделать?
– Попробуемсделать композицию «Бабочки на лугу». (На экране проектора «Летний луг»)
– Наука,которая изучает бабочек и других насекомых, называется энтомология!
(Это словона плакате прикрепляю на доску.)
– Энтомологинасчитывают в мире 140 тысяч видов бабочек! Это очень много! Но ежегодно тысячибабочек погибают, в том числе и по вине человека. Поэтому мы всегда должныпомнить, что бабочек надо охранять, беречь!
– А ктоиз вас знает, для чего в природе нужны бабочки?
– Полюбуйтесьэтим чудом природы!
(Показываюдетям коллекцию бабочек разных стран мира).
– Какбабочка появляется на свет, сколько времени живет, чем питается?
– Бабочкиумеют переговариваться запахами. А слыхали ли вы о «зубатых» бабочках иядовитых.…Нет?! Тогда советую вам прочитать книгу писателя
А. Мурзина«Голубой махаон».
(Книгувыставляю на доску.)
– Сегодня мыс вами будем делать вот такую аппликацию!
(Показываюобразец изделия.)
– А длячего мы с вами сделаем ромашковое поле и запустим бабочек в голубую даль?
(Поделкуможно подарить)
II. Анализ материалов иинструментов.
– Посмотритена поделку и скажите, какие материалы нам нужны для работы?
– картон(ДВП)
– пластилин(цилиндрической формы «Скульптор»)
– бумага
– тонкаяпроволока
– блестки
– клей
– краски
– Какоесвойство пластилина мы будем использовать? (пластичность)
– Какиеинструменты и приспособления нам нужны для работы?
– ножницы(кусачки)
– стека
– нить
– линейка
– кисточка
– шаблоны
– Вспомнитеглавное правило рабочего человека и объясните его (Содержи свое рабочееместо правильно.)
– Проверяюпорядок на вашем рабочем месте…
– Какиеправила при работе с ножницами мы должны всегда помнить?
III. Планированиепредстоящих операций.
– Давайтеспланируем нашу работу. В каком порядке мы будем выполнять нашу аппликацию?
1. Раскраситьлуг (картонку)
2. Слепитьромашки (3 шт.)
3. Вылепитьбабочку.
4. Раскраситьцветы и бабочку.
5. Украситьбабочку блёстками.
6. Поделкупокрыть лаком.
7. Вставитьаппликацию в рамку.
IV. Физкультминутка.
Спал цветок ивдруг проснулся.
Больше спатьне захотел.
Шевельнулся,потянулся,
Взвился вверхи полетел.
Солнце утромлишь проснется,
Бабочкакружиться, вьется.
V. Разметка кускапластилина.
– Насколько частей вы бы мысленно разделили нашу композицию? (на 2 части)
– Чтонаходится в 1 части? (ромашки)
– А во 2части? (бабочка)
– Скольколепестков у нашего цветка? (8)
– Чтонадо сделать, чтобы получить одинаковые лепестки? (Взять одинаковые кусочки пластилина).
/>
Посмотрите насхему.
– Насколько равных частей разделён кусок пластилина? (на 2).
– Возьмитекусок пластилина и разделите его на 2 равные части нитью. Одну половинкуположите перед собой, а другую отложите в сторону…
– Сновапосмотрите на схему. На сколько равных частей нам надо разделить 1 половинукуска? (на 4 части) Как это сделать?
– Выполнимэту операцию!
– Положитеперед собой полученные части.
– Какаягеометрическая фигура лежит в основании каждой части куска пластилина? (круг)
– Унашего цветка 8 лепестков. Значит, мы должны разделить круг на 8 равных частей.Кто на доске хочет попробовать это сделать?
Разделитекарандашом 3 кружочка пластилина на 8 равных частей.
/>
– Возьмитестеку и разрежьте 1 кружок на 8 равных частей. Из каждой части сформируйтелепесток.
– Посмотритена магнитную доску. Здесь 8 лепестков! Кто из вас попробует уложить их вкрасивую ромашку?
– Теперьвозьмите картон (ДСП). Я покрасила его в зелёный цвет. Это наш луг.
– Найдитеверхний левый угол на картоне и прикрепите там первую ромашку.
(Самостоятельнаяработа детей)
– Рядомсделайте 2 ромашку, а 3 расположите чуть ниже!
(Дети лепят 2и 3 ромашку, определяют их место в композиции.)
– Посмотритена экран. Это бабочка адмирал.
– Чтоможно сказать про левую и правую половину крыльев бабочки? (Онисимметричны.) Сколько крылышек у бабочки?
– Все ликрылья у бабочки одинаковые? (Верхние чуть больше)
– Посмотритена схему куска пластилина для бабочки. Первая линия проходит вертикально черезцентр круга, а вторая горизонтальная линия чуть ниже центра.
– Возьмитепоследнюю часть пластилина и разделите его по схеме.
/>
Из верхнихчастей слепи верхние крылышки, а из нижних частей – 2 нижних крыла. Они чутьменьше! (Смотри на магнитную доску как вылепить бабочку!)
VI. Самостоятельная работаучащихся.
(Детилепят бабочку и выбирают для неё место в композиции.)
Помощьучителя. Исправление ошибок.
VII. Разметка проволоки.
– Возьмитеприготовленную проволоку. Отмерьте по линейке кусок длиной 6 см.
– Какиминструментом мы отрежем проволоку?
– Правильно.Нам нужны кусачки!
– Отрежьтенужный кусок проволоки, согните его пополам и еще раз отрежьте.
– Мыполучили 2 усика. Прикрепите их на головке.
– Нашабабочка готова.
VIII. Оценивание работ.
IX. Итоги урока.
– Чтонового узнали на уроке?
– Комусегодня было интересно?
– Кследующему уроку труда надо принести картинку, где нарисована бабочка.Постарайтесь что-нибудь об этой бабочке узнать и расскажите о ней на уроке.
На 2 урокедети и учитель рассказывают о бабочках своего края, рассматривают ихизображение на экране, самостоятельно раскрашивают бабочку и ромашки, украшаютбабочку блёстками. После уроков учитель покрывает детские работы лаком ивставляет в рамку.
Тема: Симметричноевырезание. 3 класс
Цели:
– формированиепредставлений о симметрии;
– учитьвырезать симметричные фигуры из бумаги.
Оборудование: учебник Т.Н. Просняковой«Уроки мастерства» для 3 класса, цветная бумага, ножницы, клей, зеркало,иллюстрации насекомых.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Введение в тему урока.
– Сегодня мыотправимся в мир насекомых. Представьте, что вы превратились в крошечныхчеловечков и оказались на полянке. Вокруг вас много разных жуков, муравьев,мошек, а над головой летают бабочки.
– Что выузнали о насекомых на уроке окружающего мира?
(это самаямногочисленная группа животных).
Они покрыты,как панцирем, очень прочным веществом – хитином. Лучше всего это видно нажуках. Ни один жук не может вертеть головой или делать наклоны вперед – назад.
Зато они – настоящиесилачи. Например, муравей может тащить груз в 20 раз больше собственного веса.А паутина у пауков в 1000 раз тоньше человеческого волоса, но зато оченьпрочая. Если сплести канат из паутины, то разорвать его в несколько разтруднее, чем стальной трос.
– Рассмотритевсех насекомых повнимательней. Что можно заметить в изображении каждогонасекомого? (левая и правая половины одинаковые);
если мысленносогнуть пополам, то эти части совпадут;
естьпосередине ось симметрии, поэтому одна половинка – зеркальное отражение другой.
– Можноли это проверить с помощью зеркала? (проверяют) да, это так.
– А какна бумаге получить симметричное изображение? (Сложить бумагу пополам,вырезать фигуру, потом развернуть).
III. Работа по учебнику.
– Рассмотритеизображения насекомых на стр. 22 в учебнике.
– Укакого из них одна ось симметрии? (таких нет).
– Сколькоосей симметрии у жука – солдатика? (2)
– Упаука? (2)
– Убабочки? (5)
– Умайского жука? (3)
– Почемуименно так сгибается бумага? (сколько осей симметрии, столько и линий сгиба).
– Определимэтапы работы (рассмотреть насекомое, определить оси симметрии, сложитьбумагу, нанести рисунок, вырезать).
– Придумайтеокружающую обстановку для ваших насекомых.
Детивыполняют работу в группах, распределив между собой обязанности.
В результатеполучилась полянка, на которой все сделано приемом симметричного вырезания.
Заключение
Как показывает практика,межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражениеминтеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Этисвязи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретическойподготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладениешкольниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность жедает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, прирассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности,в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников среднейшколы.
С помощью многостороннихмежпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения,развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент длякомплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальнойдействительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием ирезультатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
В педагогическойлитературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи»,существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различныеклассификации.
Разработка теоретическихоснов межпредметных связей в учебной теме сточки зрения раскрытия ее ведущихположений дает возможность применить механизм выявления и планированиямежпредметных связей к конкретным темам изучаемого учебного предмета.
Анализируя результатыработы, мы выявили, что тот или иной результат в раскрытии учащимися ведущихположений экспериментальных тем с помощью многосторонних межпредметных связейопределяется совокупностью педагогических условий. Сочетаний одних условийприводит к положительным результатам, других – к удовлетворительным, а третьих– к неудовлетворительным.
Реализация идеимежпредметных связей в педагогике и методике преподавания тесно связано сметодологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научногознания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое ипрактическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитиемобщества, его социальным заказам педагогической науки и школе. Утверждение иупрочнение предметной системы преподавания в современной школе неразрывно связанос развитием идеи межпредметных связей.
Дальнейшее улучшениесистемы многосторонних межпредметных связей предполагает и дальнейшеесовершенствование путей их реализации: планирование этой работы в школе,координацию деятельности всех участников педагогического процесса; эффективноеиспользование межпредметных (комплексных) семинаров, экскурсий, конференций,расширение практики сдвоенных уроков, на которых могут решаться узловыемировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно,с участием двух или нескольких учителей.
Библиографическийсписок
1. Адаменко А.С. Творческаятехническая деятельность детей и подростков М., 2003. – 324 с.
2. Алексеев В.Е. Организациятехнического творчества учащихся М. 2004. – 278 с.
3.  Андреев В.И. Педагогикатворческого саморазвития. – Казань, 1998 – 318 с.
4.  Бабанский Ю.К. ПедагогикаМ, Просвещение, 2004. – 337 с.
5.  Баранов С.П. Принципыобучения. М, 2005. – 441 с.
6.  Бахарева Л.Н. Интеграцияучебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальнаяшкола. – 1991. – №8. – С. 48–51.
7.  Боярчук В.Ф. Межпредметныесвязи в процессе обучения. — Вологда, 1988. – 223 с.
8.  Гурьев А.И.,Межпредметные связи – теория и практика // Наука и образование – Горно-Алтайск,1998 – №2. – 204 с
9.  Гурьев А.И.,Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационныепроцессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ.конференции – Горно-Алтайск, 2004 – 160 с.
10. Ильенко Л.П. Опыт интегрированногообучения в начальных классах // Начальная школа. – 1989. – №9. – С. 8–10.
11. Колпакова Г.И. Межпредметныесвязи – одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса //Начальная школа. – 1989. – №10–11. – С. 29–31.
12. Кошмина И.В. Межпредметные связив начальной школе. М.: Владос, 2003 – 144 с.
13. Лаврушина А.А. Обучениетехнологии через творческое проектирование // Педагогические инновации вобразовательных учреждениях региона: Тезисы III региональнойнаучно-практической конференции. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. –с. 119–120.
14. Махмутов М.И. Современный урок.Вопросы теории – М, 2002. – с. 37–40.
15. Петров А.В Развивающее обучение.Монография. – Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1997 – 261 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.