Департаментобразования города Москвы
Государственноеобразовательное учреждение
Педагогическийколледж №16
Курсоваяработа
Патриотическоевоспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы
Выполнила:
Казакова ИринаАнатольевна
Группа: в/о 211
Специальность:
050704 «Дошкольноеобразование»
Руководитель:
Завальская СветланаАлександровна – к. п. н.
Москва 2009
Введение
В современной Россииостро стоит проблема, которые некоторые называют «поиском национальной идеи».Перефразируя, можно сказать, что наше общество, лишенное социальных ориентиров,с расшатанной системой ценностей – нуждается в некоем векторе, направлении. Тоесть ищется смысл не только отдельно взятой жизни, но и смысл существованияцелого народа.
Наша страна населеналюдьми, отдельными простыми людьми, в большинстве своем неспособными на подвиг.Пусть так, да и где проявлять героизм, можно спросить? В очереди в кассусупермаркета? Однако у человека есть потребность изменять окружающий мир всоответствии со своими нравственными качествами, так пусть эти качества будутне отрицательными. Чтобы молодые люди заботились о своих родителях. Чтобымолодые девушки не избирали своим девизом «Лучшие друзья девушек – этобриллианты», а мечтали о семье и детишках. Чтобы дети росли, уважая своюстрану, зная обычаи своего народа, традиции и усваивая духовные ценности,накопленные веками.
Воспитание любви к своейРодине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается нес абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируетсяу детей всюду – в семье, СМИ, на улице, на народных праздниках, мероприятиях –и в детском саду, под руководством воспитателя.
Воспитатель обладаетмножеством средств для формирования патриотической культуры детей. В даннойкурсовой работе мы постарались рассмотреть одно из них – средствохудожественного слова, литературы.
Объект исследования – патриотическое воспитаниедошкольников старшего возраста.
Предмет исследования –детская литературакак средство патриотического воспитания дошкольников.
Цель исследования – рассмотреть детскую литературу каксредство патриотического воспитания.
Задачи исследования – Описать методику подачи детямлитературных произведений в патриотическом контексте. Изучить и описатьнекоторые методы и приемы использования разных жанров литературы, рассмотретьварианты «вписывания» патриотических мотивов в детское творчество – в изобразительнойдеятельности, конструкторских и сюжетно-ролевых играх.
Данная курсовая работараскрывает содержание представленных целей и задач.
1. Современное патриотическоевоспитание
Патриоти́зм (греч.πατριώτης — соотечественник,πατρίς — отечество) — нравственный принцип,социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству иготовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизмпредполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранятьеё характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членаминации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищатьинтересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками итысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшиепривязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций иобразования национальных государств патриотизм становится составной частьюобщественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Дошкольное воспитание,как и вся Россия, начиная с 90-х гг. ХХ в., вошло в полосу преобразований.Главным фактором перемен стали изменения не только на внешнем уровне, но и внас самих: взрослых и детях. К сожалению, для нашего времени оказалисьхарактерными такие деформации личности, как эгоцентризм, агрессивность,замыкание на материальных ценностях. Всему мировому сообществу, включая иРоссию, в качестве универсального образца устроения государства и личностипредлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается вприоритете материальных ценностей над духовными и нравственными. Резкоснижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры всфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми«более современными» западными образцами. В общественном сознании получилиширокое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированнаяагрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служениюРодине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского обществаформирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особуюактуальность.
Во все времена основойгосударства были граждане, уважающие и любящие свою родину, готовые трудитьсяна благо ее развития, готовые ее защищать. Современное общественное развитиеРоссии остро поставило задачу духовного возрождения нации. Патриотическоевоспитание подрастающего поколения является приоритетным направлениемдеятельности организаций социальной сферы. Документ «Основное положение попатриотическому воспитанию» (концепция модернизации российского образования напериод до 2010 года) говорит о новых социальных требованиях к системероссийского образования: «В общемировой ситуации перехода к постиндустриальномуобществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны,становления новороссийской государственности и демократического гражданскогообщества обновление образования выступает как решающее условие формирования уроссиян системы современных социально значимых ценностей и общественныхустановок. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино этиценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностнуюсистему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурнонасыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлиннойгражданственности и патриотизма».
Патриотическое воспитаниедетей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувствопатриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордостьза свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желаниесохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, какпедагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье,дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природеи всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русскимтрадициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомстводетей с символами государства: герб, флаг, гимн (См. прил. 1) и понимание ихзначение и символику; развитие чувства ответственности и гордости за достижениястраны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, ихтрадициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях,в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложныйпедагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинаетсяу ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке,дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чемуон изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещене осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играютогромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, ивсе они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности:добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народноготворчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но испособствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение длявоспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем исо страной, ее столицей и символами – Кремлем, достопримечательностями.
Задача педагога —отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему:природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей,традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекаетсявнимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающимиинтерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагогобязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать ирассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности илиданного края.
Любой край, область, даженебольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции исвой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольниковпредставление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что роднойгород славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками,лучшими людьми.
Четырехлетний ребенокдолжен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены наближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об ихназначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазонобъектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район игород в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детямобъясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знатьназвание своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честького они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом игород, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, наприроду, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать,что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знаниясвоего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народнымипромыслами края, народными умельцами.
В современной ситуации вработе по патриотическому воспитанию детей стал все очевиднее проявлятьсяогромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурнойтрадиции. Велико искушение свести ее принципы к простой сарафанно-матрешечнойдекорации. Гораздо труднее воспитывать детей всеми доступными средствами иприемами народной педагогики. А что же такое «народная педагогика»? Можноуверенно перечислить устное народное творчество, декоративно-прикладноеискусство, праздники и обряды. Вообще – вся сокровищница исторического наследия– нравственных установок, этических принципов, условностей, традиций, суеверий– формирует в ребенке чувство причастности к культуре своего народа. «Труднопредвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современногочеловека весь этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, обычаев, всякихусловностей – и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будетзнать, как обойтись с ближним, и будет принужден начинать все сызнова».[1]
В настоящее время,несмотря на общемировые тенденции стандартизации личности и навязывание образачеловека-потребителя, в России можно отметить медленный, но явный рост интересак истинной истории нашего государства и общества в целом. Возрождается интереск национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапамразвития истории народов, населяющих нашу родину. Но если мы представим себеноворожденного ребенка, входящего в современный мир цивилизации, то можемувидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своимпониманием и своими возможностями. Традиционным в их действиях является лишьговорение с ребенком на родном языке, реже использование напевов, пестушек,потешек, народных игр.
Сказки и загадкиприсутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая частьотсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже педагогам. Видимо,поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство,поверхностное, внешнее.
Стоит ли держаться своихисторических корней или лучше, современнее, а стало быть и практичнее не иметьприоритетов, а принимать то, что нравится, независимо от культурной принадлежностиявления? Могут ли вообще существовать культурные «якоря» и обязательно личеловеку знать прошлое своего народа, если это уже – прошлая, а не актуальнаякультура?
Все та же народнаямудрость гласит «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит втебя из пушки». Перефразируя, можно сказать, что человек, не знающий прошлогосвого народа, его культуры, подобен дереву без корней, кораблю, не знавшемуродного порта и обреченного скитаться, как легендарный «Летучий Голландец». Неимея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческиеценности. Народная культура не только хранит эталоны этих качеств, но и бережетих в естественных и универсальных формах, доступных пониманию детей. Фундаментбудущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного возрастахарактерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, силаи глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, — знания,навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера –оказываются особенно прочными и являются в полном смысле этого словафундаментом для дальнейшего развития личности. Народная педагогикаприспособлена к детскому восприятию, предусматривая особенности мышления детейразного возраста. Дети, впитавшие историческую родную культуру во всем еемногообразии, легко входят в культуру современную, опираясь на незыблемыеустановки, помогающие им отличить добро от зла, честь от бесстыдства,ответственность от праздной болтовни.
Современноепатриотическое воспитание владеет не только средствами народной педагогики –устным народным творчеством, играми, песнями, обрядами, но и другими средствами.Знакомство с Родиной начинается с самых близких и понятных ребенку мест – с ихдома, района, города. Для этого используется и различный наглядный материал –достопримечательности района и города, фотографии, рассказы об истории тех илииных мест. (См. прил. 2).
Восхищение и удивление,уважение вызывает у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, скоторыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники,путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различныхвозможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают вних стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.
Дети склонны кидеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если этородная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этихчувств используется и наглядный материал, и беседы, и знакомство с природой.
Главным орудиемвоспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является речьпедагога, неравнодушного человека, разделяющего с детьми радость узнаваниянового, восхищение великим и прекрасным. Одно из важнейших средств – этохудожественное слово, все разнообразие форм и стилей, накопленных за историюрусского народа и созданных талантливыми авторами.
2. Литература каксредство патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольномвозрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации омире. Потребности школы заставляют знакомить детей с грамотой и чтением какможно раньше. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детямс самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте онастановится неотъемлемой спутницей познавательного процесса. Непрерывноформируется и подкрепляется уважительное отношение к книге и на специальныхзанятиях по типу «Экскурсия в библиотеку», «Откуда книга пришла», «Наши любимыекниги», и на бытовом уровне – детей приучают брать книгу чистыми руками, нерисовать на страницах. В старшем дошкольном возрасте дети уже привлекаются кремонту растрепавшихся или порванных книг. В составе группы всегда находятсядети, у которых в семье не принято читать, телевизор и интернет заменилосязаемую и теплую книгу. Поэтому ребенку трудно понять и принять книгу какпродукт совместного труда многих людей, от лесоруба до писателя, проникнуться кней уважением и бережным отношением, особенно если в семье во главу угластавятся потребительские принципы «Ничего страшного, купим новую».
Дети старшего дошкольноговозраста всегда «голодны» до новой информации, они собирают образ окружающегомира по кусочкам. Недаром возраст 5-7 лет называют «возрастом почемучек». Детиспрашивают много, уточняя и расширяя свои знания для создания целостной картинысвоего собственного мира и своего места в этом мире. В этот период детиособенно внимательны к чтению вслух, что полезно не только для расширениякругозора, но и для развития образного мышления.
Читать детям надоежедневно, желательно, чтобы это правило не нарушали и родители в выходные днии тогда, когда ребенок по каким-то причинам не посещает детский сад.
Чтение вслух сопровождаетмногие занятия в детском саду. Чувствительность детей к художественному словувелика настолько, что дети после прочтения, особенно с выражением, чувством,готовы сразу же применять новые знания или заниматься творческой деятельностью.
Личность педагога оченьважный фактор при воспитании детей в любом ключе. Но патриотическое инравственное воспитание невозможны при участии человека равнодушного,подходящего к вопросу формально. Дети чувствуют фальшь, и, принимая ее какнорму и образец, строят свое отношение в том же стиле. Что не только невоспитывает патриотизма как такового, но еще и вредит искреннему чувству.Ребенок начинает подозревать, что в некоторых случаях вместо работы души иразума – достаточно создать видимость внешними атрибутами.
Воспитатель должензаражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищениемрассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках.Организовывать кружковую работу в уголке народного быта (См. прил. 2.4).Работать с родителями для привлечения их к участию в общественных приздниках,например – в параде, посвященному Дню Победы (См. прил. 3). Рассказываниесказок требует также артистизма и увлеченности, умения петь и применять жесты.Использование различных форм литературы вне занятий в неформальной, полусемейнойобстановке приучают детей к естественности художественного слова, егоповседневности. Как и краткие искорки народной мудрости – пословицы ипоговорки, загадки и прибаутки, так и более объемные – сказки, песни и былины –естественно вплетаются в детское сознание.
3. Жанры литературы,используемые для воспитания детей дошкольного возраста
Дети 5-6 лет уже обладаютдостаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочноопределяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступкалитературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалистыназывают этот возраст «библиотечным» — за способность детей проявлять интерес ккнигам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детейв поиске понравившейся книги.
Список художественныхпроизведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен.Вообще, используется литература самого разного объема, формы и стиля.Патриотическое воспитание, как более узкая часть воспитания личности, тем неменее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых старшему дошкольномувозрасту.
Устное народноетворчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшемудошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народноготворчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшемвозрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с роднойкультурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок иприбауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях – в игре илиобрядах. Малая форма народного фольклора все еще присутствует и в программе и вбыту детей – песенки, потешки и заклички, но интерес детей уже к ним не таксильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато становятся популярнысчиталки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.
Русские народныеволшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций,противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладываютосновы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да идля многих взрослых) остается народная сказка.
Былины — особый древнийжанром устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшемдошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходящит к патриотическомувоспитанию. Для детей используются адаптированные варианты текстов. Героическиесюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой,напевностью, легендарностью: «Велел Илья Соловью свистнуть вполсилы. А тотзасвистал так, что люди замертво попадали. Тогда вывез Илья злодея в чисто полеи отсек ему голову…»[2]
Обрядовыме песни, прибаутки,докучные сказки и небылицы – входят в круг детского чтения (народные иавторские). К небывальщине и нелепицам дети испытывают особое тяготение. Удошкольников уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире.В небылицах-перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точкизрения здравого смысла. Все действия – сплошная логическая ошибка. И детямнравится оперировать неосязаемыми сущностями, легко переставляя их в уме иощущая себя значимыми и компетентными.
…Среди моря овин горит
По чисту полю корабльбежит…
Стихотворения, посвященныеприроде в разные времена года, описывающие красоту природы усложняются.Стихотворения для этого возраста берутся объемом 4-5 строф, со сложным образнымязыком и красочными эпитетами, такими как в стихотворениях «Зима недаромзлится» Ф. Тютчева –
…Взбесилась ведьма злая И,снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя...
Или «Белая береза» С.Есенина –
…На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой…
Знакомство детей споэтическим языком при знакомстве с природой приучает их подмечать прекрасное ивыражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение,подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы. Дети охотно учат стихи;используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств. «Смотрите! Березкасама как невеста, а волосы у нее золотистые!», «Небо сегодня хмурое и сердитое,как море!» — говорят дети.
Рассказы о природе –изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частьюформирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее нетолько как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира.Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания,восхищения. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина– яркие зарисовок из жизни натуральной природы и ее обитателей, живых, такихпонятных. Персонажи естественны и их переживания, описанные авторами, близкидетям. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянномизменении, взаимодействие всех живых существ с их повседневными заботами ихлопотами.
Стихи о ВеликойОтечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. СтихиС. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужествесолдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являютсявысокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического словадействует на сознание детей вдохновляющее.
Рассказы о ВеликойОтечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе сзахватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Детисопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, волнуются;впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют противфашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всехрас и национальностей.
Рассказы о родном городеи столице России — отдельный вид специальной детской литературы для патриотическоговоспитания дошкольников. Немногие родители маленьких москвичей находят времясводить детей в кремль, музей, к памятникам и историческим местам. Но детям,для развития гордости за свой город, для знания его особенностей и достоинств,нужны знания. В этом случае педагогу помогают сборники рассказов вроде«Прогулка по Кремлю», «Моя Москва» и т.п… Как правило, такие книги яркопроиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал,изложенный в виде увлекательных рассказов: «…Как будто чудное растение илинагромождение скал возвышается собор Василия Блаженного, построенный еще прицаре Иване Грозном…»[3], «Как Кремль – сердцеМосквы, так и колокольня «Иван Великий» — сердце Кремля. Когда-то она быласамым высоким зданием в Москве».[4]
4. Формы и приемыиспользования детской литературы в патриотическом воспитании дошкольников
Основной формойиспользования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольниковявляется специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим,природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют спедагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.
Но для яркого запоминанияи усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрастесохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилосьпредставление о явлении (будь то понятие государственных символов, красотыродной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.
Для сопровождения чтениявслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукциикартин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказоки рассказов с новыми словами – например – «прялка», «решето», «ухват» — четкоепонимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потомучто словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают струдом. Использование предметов быта и старины при чтении и рассказывании былинусиливает познавательный эффект и привлекает внимание детей как «сюрпризныймомент».
Во второй половине ХХ в. вРоссии было создано огромное количество мультипликационных фильмов по мотивамрусских народных сказок. Дети, накануне прослушавшие чтение сказки, смотрят еес удвоенным вниманием, и впечатление получают столь яркое, что оно проявляетсяпотом долгое время в играх, изобразительной деятельности, жарких обсуждениях.
Кроме занятий, литературныепроизведения даются детям во многих других формах. Очень охотно детивоспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра.По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли,инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживаясюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитываетспособы поведения.
Также используетсявоспитательная сила художественной литературы в проектной деятельности детскогосада. Воспитательно-образовательная работа педагога и учреждения в целом должнабыть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своегогосударства, воспитание чувства гордости за историю становления страны ипотребности защищать Родину. Работу по данному направлению можно представить какинтеграционную, для ее решения в дошкольных учреждениях довольно частоиспользуется проектный метод деятельности. С целью разработки такого проекта,музыкальный руководитель и воспитатель ставят перед собой задачу проведенияпраздника, затем разрабатывают план, где предусматривается обогащение детейновыми знаниями и закрепление имеющихся знаний. Предпраздничная деятельностьзаканчивается проведением праздника, она направлена на основную цель,заключенную в самом празднике: формирование желания быть защитником земли, накоторой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки;понимание того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются излюбви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственностиперед ними. На семейных праздниках, с участием родителей ставится еще и цельукрепления семейных отношений, совместная деятельность с родителями доставляетдетям много радости и подкрепляет уверенность в своей ценности. Во времяпраздников дети читают наизусть заранее выученные стихи. Как правило, на такихпраздниках присутствуют дети из другой группы, родители, ветераны, гости, чтовызывает у детей особенное отношение к своей декламации, это выступление напразднике, торжественное событие, где ребенок – один из главных участников (См.прил. 4, 5).
Для иллюстрации рассказовна военную тематику кроме картин и фотографий, можно использовать различныенаглядные пособия – макеты военных действий, играть в «парад возле кремля» вгруппе и на улице, организовывать строительные игры на улице из песка и снега(См. прил. 6).
5. Самостоятельное творчествокак переосмысление детьми литературы, используемой в патриотическом воспитаниидошкольников
Восприятие старшегодошкольного возраста таково, что всякое яркое впечатление вызывает у нихнемедленное стремление к творчеству. Дети не могут отложить игру или рисование назавтра, потому что вдохновение пришло сейчас. Наша практика показала, что послепрослушивания литературного произведения и правильно проведенной беседы, дажепрактически не рисующие дети пытаются изобразить персонажей сказки или особенновпечатлившие моменты сюжета (См. прил. 7).
Детское вдохновение –очень сильный творческий порыв; проводя занятие с запланированной творческой«концовкой», нужно подготовить заранее все материалы, которые могутпонадобиться детям для творчества, чтобы не возникало паузы между вдохновениеми организацией творческого момента. В оптимальном варианте, дети с тех мест,где они слушали сказку, рассказ, или беседовали, проходят за подготовленные ктворчеству столы, рассаживаются и принимаются за рисование или лепку.
Кроме рисования и лепки,можно предложить детям напольный строительный материал, военную технику,игрушки по теме занятия. Строительно-конструкторская игра требует много места иматериала, поэтому можно разделить детей на подгруппы и определить им разныевиды занятий.
Воспитатель, поддерживаяпереживание сюжета, может предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру,атрибуты для которой также нужно приготовить заранее и продумать сюжет игры.Если дети затрудняются, воспитатель в качестве второстепенного персонажаподталкивает сюжет.
Мальчики часто и охотно играютв ролевые игры военного типа (См. прил. 8). Задача воспитателя заключается втом, чтобы научить детей выполнять правила «по справедливости», «по честному»,рассказать о правилах обращения с военнопленными и этике уставных отношений.Хороший пример для детей – в рассказе Л. Пантелеева «Честное слово»,мальчик-часовой настолько серьезно относился к обязанностям часового, что согласенбыл уйти с поста только по разрешению настоящего военного командира.
Девочки редкоприсоединяются к военным играм мальчиков, и предпочитают сюжеты из болееромантических произведений – русских народных сказок про Царевну, Василису,волшебницу и Бабу-Ягу (См. прил. 9). Сюжеты, как правило, крутятся вокругпохищения царевны каким-нибудь злым персонажем (Кощеем Бессмертным илиБабой-Ягой), либо вокруг поисков некоей волшебной вещи, а царевич, добрыймолодец или богатырь ее спасает (помогает отыскать). Девочки подробноотыгрывают драматические переживания похищаемой царевны, попытки перехитритьзлодея, обряд благодарности к спасителю. Мальчики охотно берут на себя рольгероя-спасителя, и тут важно помогать детям не зацикливаться на однообразномповторении набора действий и реплик, а учить их вводить новых персонажей иновые варианты развития сюжета. Для этого можно на некоторое времяприсоединиться к игре второстепенным персонажем и «подсказать» в косвеннойформе. Например, к Царевне «подлетает» воспитатель-«сова» и говорит: «Ух-ух,Царевна! Я Сова, прилетела к тебе и принесла волшебный клубочек (дает мячик)!Куда он покатится – туда и ты ступай! Найдешь там выход из пещеры!».
При самостоятельной организацииигр дети сами пользуются любимыми считалками, что тоже результат специального ознакомленияих с родной культурой, т.к. дети на улице с ровесниками играют мало и процесспередачи детского фольклора затруднен. Знание большинства считалок, закличек,загадок и потешек – результат работы родителей и педагогов.
Отдельный видсамостоятельного детского творчества встречается у особенно одаренных, либохорошо развитых детей – так называемое «сказкотворчество». Дети, прослушавсказку или рассказ, через какое-то время начинают ее пересказывать либосверстникам, либо игрушкам-«детям», смешивая несколько сюжетов, заменяяперсонажей. Поддерживая фантазирование, можно помочь ребенку создаватьсовершенно уникальные фантастические истории.
Результаты детскоготворчества – хороший индикатор качества получаемой или информации. Если ихвпечатления бедны, то и продуктивная деятельность от мотивов прочитанногопроизведения быстро скатывается на привычные сюжеты рисования и игр. Порисункам и поделкам детей можно судить о точности и объеме их знаний, о системепонятий и закономерностей, усвоенных ими на занятиях.
Заключение
В современном миреощущается тенденция отхода от исторически сложившихся традиций воспитаниягармоничной, нравственной личности, осознающей свою гражданскуюответственность, уважающей свою Родину. Тем не менее, в России заметен ростинтереса к национальной культуре и традиционным ценностям, что особенно заметнона фоне популяризации потребительского отношения к жизни, прививаемого СМИ изарубежными «современными» течениями в педагогике.
Изучив художественную иметодическую литературу, посвященную вопросу использования литературы ввоспитании патриотизма у дошкольников старшего возраста, мы делаем вывод, что воспитаниедетей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленномупредшествующими поколениями. Воспитание нравственных качеств, а в частности,патриотических чувств, осуществляется как целенаправленно, так и в сочетании сдругими задачами. Для воспитания любви к Родине, ее истории, восхищениекрасотой ее природы, уважение к людям различных профессий, к своему родномукраю – используются различные средства, основным из которых по праву считаетсяхудожественное слово. Художественная литература присутствует в ежедневной жизниребенка, как на специально организованных занятиях, так и в различных сферахдеятельности, творческой деятельности, играх и т.п..
Все жанры художественнойлитературы, рекомендуемой для старшего дошкольного возраста, используются и дляпатриотического воспитания. Устное народное творчество (малые формы, сказки, былины),авторские сказки, стихи, рассказы – все эти формы встречаются среди литературыдля патриотического воспитания. С рассказами, сказками и былинами детизнакомятся по чтению вслух, стихи заучивают наизусть и декламируют их напраздниках.
Для лучшего пониманияпрочитанного, до и после чтения произведений используется наглядный материал –печатная продукция, натуральные предметы, макеты.
Кроме специальноорганизованных занятий, где используется художественная литература(ознакомление с окружающим, природой, литературой и т.д..), дети знакомятся спроизведениями в театрализованных играх, играх-драматизациях, после прочтениясказки дети смотрят мультипликационные фильмы по прочитанному сюжету. Большаядоля впечатлений и новых знаний приобретается детьми в подготовке праздников,посвященных дням воинской Славы, семейным и городским праздникам.
Для закреплениявпечатления от прочитанного, а также для контроля усвоения детьми материала,детям дается возможность творчески выразить впечатления с помощью изо-деятельности,конструирования, лепки. Воспитатель может организовать с детьми свободнуюигру-драматизацию, строительно-конструкторскую или сюжетно-ролевую игру.Заинтересованность детей или продуктивность их деятельности показывает,насколько интересно было для детей художественное произведение, как доступно иубедительно педагог передал чувства и события, изложенные в произведении,насколько сформирован у детей образ национального героя, ответственногогражданина, насколько близки и понятны им явления родной культуры, сюжетысказок, художественных произведений в целом. Задачи патриотического воспитаниярешаются комплексно, но художественная литература занимает главное место вформировании личности юного гражданина нашей Родины.
Литература
1. Воспитание детейна традициях народной культуры / Ватаман В. П., — Волгоград, 2008.
2. Воспитание детейна традициях русской культуры / Лунина Г. В., — М., 2005.
3. Воспитаниенравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., — М.,1980.
4. Детям о ВеликойПобеде / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., — М., 2007.
5. Дни воинскойславы / Зацепина М. Б., М., — 2008.
6. Дошкольникам озащитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. — М., 2006.
7. Дошкольникам оМоскве / Кондрыкинская Л. А., Мерзлякова С. И., М., — 2004.
8. Духовно-нравственноевоспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., — М., 2006.
9. Живем в «Ладу» /Писарева А. Е., Уткина В. В., М., — 2007.
10. Знакомимдошкольников с родным городом / Алешина Н. В., — М., 1999.
11. Игроваядеятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., — 2006.
12. Как научить детейлюбить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. — М., 2005.
13. Мой родной дом /Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., — М., 2005.
14. Народные игры вдетском саду / Лялина Л. А., — М., 2008.
15. Народныепраздники в детском саду / Зацепина М. Б., Антонова Т. В., М., — 2006.
16. Патриотическоевоспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., — М., 2007.
17. Патриотическоевоспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
18. Приобщение детейк художественной литературе / Гербова В. В., М., — 2006.
19. Программавоспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В.В., Комаровой Т. С. – М., 2004.
20. Родной край /Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. — М., 1990.
21. Родные сказки /Шорыгина Т. А., — М., 2003.
22. Системапатриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П.,Постникова М. П., Волгоград, — 2007.