1. Цельобучения детей дошкольного возраста
В историичеловечества обучения (как и в воспитании) возникло в связи с потребностьюсохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его,таким образом к самостоятельной жизни.
В последниегоды в педагогическую лексику всё активнее входят понятие «обучающеевоспитание»; «воспитывающее обучение», подчёркивающее единство воспитания иобучения формирования личности. Воспитание направлено на формирования системыценностей, способов общественного поведения. Для обучения приоритетным являетсяформирование системы знаний, умений, способов познавательной и практическойдеятельности.
Посколькуобучение затрагивает всю жизнедеятельность обучаемого: обеспечивает усвоениезнаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-оценочноеотношение к миру, к самому себе, то выполняет роль системообразующего фактора.
Обучение –профессиональнаядеятельность учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений инавыков. Как мы видим главной целью обучения является передача знаний, умений инавыков. Но в зависимости от образовательной работы могут быть цели общегоразвития ребёнка без притязаний на программный характер (выполнена в условияхигры, труда, индивидуального общения и т.д.).
Но на ряду собщими целями существуют и цели более конкретные направляющие образовательнуюработу в определенное русло. Нужно улучшить, например, речевое развитие ребёнкарасширить ориентировку в окружающем, развить ребёнка в музыкальном отношении.Для того чтобы эти конкретные требования были осуществлены, детей необходимообучать, через постановление цели на решение конкретной проблемы.
2. Общаяхарактеристика учебной деятельности дошкольника
Из различныхвзаимоотношений ребёнка со взрослыми может быть уже на этой ступени выделена исформирована деятельность, которую мы назовём учением или учебнойдеятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребёнкомзнаний и умений.
Учебнаядеятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный наовладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственноиз разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется поднепосредственным педагогическим воздействием.
Практикапоказывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобыони могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развитияна данной ступени и подготовиться к школе.
Обучение –представляетсобой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание),и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обученияесть третий – научение.
Научение –это тотрезультат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях вразвитие ребёнка.
Учебнаядеятельность требует особой психологической установки ребёнка. Больше, чем вседругие виды деятельности, она основана на развитие у ребёнка дошкольноговозраста познавательного отношения к действительности.
Говоря обобучении как особом средстве влияние на детей, мы связываем результаты еговоспитательного влияния не только с определёнными знаниями и умениями, которыемогут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только стем, что у ребёнка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память,но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенноевыражение определённого типа деятельности (учебной).
3. Структураучебной деятельности
Анализ учебнойдеятельности, проведённый Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал,что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно:
учебнуюзадачу.
учебныедействия.
контроль.
оценку.
Центральноеместо в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу неследует понимать как задание, которое ребёнок должен выполнять на занятии.
Учебнаязадача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщённым способомдействий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данноговида. Так, педагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное дерево.Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признакипредмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщённым способом рисованиядерева как такового, ребёнок сможет использовать его при выполнении любогоконкретного задания аналогичного содержания. Обучив детей обобщённому способусоставления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал,необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.
Учебныедействия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различныхопераций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначалевыполнять их при полной развёрнутости всех операций. На первых порах операциисовершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либоматериализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.
4. Становлениеэлементов учебной деятельности; условия, необходимые для развития учебнойдеятельности дошкольника
Формированиеучебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительныйпроцесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности,формируется отдельные её элементы.
В младшемдошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность кпостановке цели собственной деятельности (на этапе от 2–3 лет), учить освоениюразличных способов деятельности (на этапе от 3–4 лет). После 4 лет деятельностьребёнка приобретает чёткую направленность на конечный результат. Педагогприучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу;поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Всёэто весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.
В старшемдошкольном возрасте у ребёнка формируется такие элементы учебной деятельности:
– умениеопределять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиватьсярезультата;
– самоконтроль,который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;
– умениеосуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе полученияпромежуточных результатов;
– умениепланировать деятельность, ориентируясь на её результат.
Деятельностьпедагога(преподавания) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний,навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование,обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятнойэмоциональной обстановки).
На занятииглавное в деятельности педагога – организация учебно-познавательнойдеятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекаетдетей в ход своих рассуждений, в самостоятельное добывание знаний, создаётситуацию открытия.
Педагогдолжен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штамповв объяснение, показе действий. Особое внимание следует обращать на средстваобучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей.Важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективыразвития.
5. Уровниразвития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению
Переход детейот старого типа поведения к новому занимает известное время. Новые нервныесвязи возникают, развиваются и закрепляются только постепенно. Практикапоказывает, что дети только постепенно начинают пользоваться тем способамдействия, который им указывает воспитатель.
Поэтому важнов первый период наглядно показать детям предлагаемый путь им, а также и удачноевыполнения работы.
Условно ихраспределили по трём уровням, характеризующим различную степень развития.
К первомууровню относят детей: которые
1 слушаютуказания
2руководствуются ими в работе
3 в случаенепонимания задают вопросы
4 правильнооценивают работу других
5 правильнооценивают работу собственную
6 достигаютнужных результатов
К второмууровню относят детей которые:
1 слушают указания,условно придерживаются их в работе
2самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей
3 привыполнении работы склонны к подражанию другим детям
4 результатыусловны
К третьемууровню относят детей:
1 слушаютуказания, но как бы не слышат
2 неруководствуются ими в работе
3 к оценки нечувствительны
4 результатане достигают.
Более младшийвозраст является восприимчивее к влиянию обучению, дети этого возраста быстрееосваивают требования обучения, более подвижны в выработке умений заниматься.
Обучение,начатое с трёхлетнего возраста, обеспечивает нужное направление развитие детей,укрепляет определённый тип поведения. При этих условиях обучение детивоспринимают сразу.
6.Принципы обучения дошкольников
дошкольный учебный обучение готовность
Под принципамиобучения подразумевается объективные закономерности, исходные положения,которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форморганизации, методов и средств обучения. Принципы лежащее в основе современнойтеории дошкольного обучения:
Принципвоспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностейпроцесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественновсегда носит воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единствевыступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возрастаобучение остаётся воспитывающим, а воспитание – обучающим.
Принципразвивающего обучения требует ориентаций учебного процесса на потенциальныевозможности ребёнка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которойобучение – движущая сила целостного развития личности ребёнка, становления унего новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формированиеспособностей, интересов, склонностей.
Сущностьпринципа научности состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания,правильно отражающие действительность. Знания могут с разной глубиной отражатьдействительность, не теряя своей научности.
Принципнаглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребёнка,на его непосредственное наблюдения окружающей действительности. Принципынаглядности соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядностьобеспечивает прочное запоминание. Следует помнить, что переоценка наглядности вобучении может задержать развитие словесно – логического мышления.
Принципсистематичности и последовательности предлагает, что усвоение учебногоматериала идёт в определённом порядке, системе. Это требует логическогопостроения как содержания, так и процесса обучения.
Принципдоступности предлагает соотнесения содержания, характера и объёма учебногоматериала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принципосознания процесса обучения близок к принципу сознательности и активности вобучении. Он предполагает необходимость развития у ребёнка рефлектирующейпозиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался и т.п. Еслиребёнок понимает, в чём и почему он ошибся, что ещё не получается, он делаетпервый шаг на пути к самовоспитанию. А следующие шаги ему поможет совершитьпедагог, подбадривая, авансируя успех, оказывая конкретную помощь.
7. Формыобучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении
В процессеобучения совместная деятельность обучающего и обучаемых осуществляется в определённомпорядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму.Исторически сложились 3 формы организации обучения: индивидуальная,групповая, (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Каждая изформ отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, встепени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальнойработы, в особенностях педагогического руководства.
Индивидуальнаяформа организации обучения заключает в себе много положительных факторов.Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средстваобучения соответственно уровню развития ребёнка, с учётом темпа усвоения имматериала, особенностей психических процессов т.п.
С каждымребёнком в группе педагог периодически проводит индивидуальное занятиеконтрольно – диагностического характера, чтобы выявить уровень его облученности,во время определить проблемы в усвоении знаний и умений. Это необходимо длякорректировки дальнейшего обучения детей.
Групповыеформы обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой не более 6человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии, общность ихинтересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития. В каждойподгруппе должны быть дети с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут«маячками» для тех, кого часто относят к отстающим. Обеспечить такоевзаимодействие детей в учебном процессе – основная функция групповой формыобучения.
Фронтальныезанятия также необходимы в условиях современного дошкольного учреждения. Ихсодержание может быть деятельностью художественного характера. На этих занятияхважен эффект «эмоционального воздействиями сопереживания», что приводит кповышению умственной активности, побуждает ребёнка к самовыражению.
Обучение детейне ограничивается занятиями. Более того значительной частью знаний и уменийребёнок овладевает без специального обучения, в повседневном общении совзрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога –помочь ребёнку приобрести полноценные знания вне занятий.
Заключение
В современнойжизни особую актуальность приобретает проблема осознания ответственностивзрослых перед детьми. Обучение рассматривается как целостна формапедагогической деятельности, включающая систему взаимосвязанных задач,содержания, форм его организации, а также предполагаемых результатов, а формаего организации определяет устойчивость процесса обучения, ведущая роль в которомпринадлежит взрослому. Гармония внутреннего и внешнего мира возможна в условияхединства мира взрослых и детей, общности их бытия. Основная задача педагогазаключается в создании условий, обеспечивающих вхождение детей в новый для нихмир взрослых и сверстников. Ему необходимо ориентироваться на тот внутренниймир ребёнка, который у него уже сложился. И только на основе этого опытавозможна гармонизация, а значит их нормальное развитие. Следует помнить, чтосуществует не только культура взрослых, но и культура детей. Только изучая ипонимая её, можно обеспечить детям нормальную жизнь и развитие.
Значениеособенностей учебной деятельности дошкольника, основ теории обучения,принципов, методов и форм организации процесса обучения, поможет педагогу такстроить свою работу, чтобы она стимулировала развитие каждого ребёнка всоответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.
Списоклитературы
1. С.А. Козлова, Г.А. КуликоваДошкольная педагогика Москва «Академия» 2007 г.
2. А.Н. Давидчук. Обучениеи игра методическое пособие Москва «Мозаика – Синтез» 2004 г.
3. А.П. УсоваОбучение в детском саду Москва «Просвещение» 1981 г.
4. Образовательная работав детском саду по программе «Развитие» под редакцией О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской.Москва. «Новая школа» 1996 г.