Образовательнаяфункция школьной библиотеки
Спецификашкольной библиотеки как информационного подразделения в рамках образовательногоучреждения позволяет ей выполнять одновременно несколько функций: информационную,образовательную, развивающую, культурную, воспитательную,досугово-развлекательную и др. В зависимости от образовательной парадигмы,потребностей региона, специализации образовательного учреждения иерархияфункций может меняться. Наряду с перечисленными объективными причинами намодификацию набора функций могут оказывать влияние и субъективные причины:позиция администрации, степень инициативности библиотекаря и т.д.
Согласноопределению Международной ассоциации школьных библиотек, образовательная функцияшкольной библиотеки представляет собой «содействие непрерывному, длящемусявсю жизнь образованию посредством обеспечения ресурсов и атмосферы, необходимойдля усвоения материала; оказания помощи в нахождении, выборе и использованииинформационных материалов, а также выработке информационных навыков, котороеосуществляется в комплексе с классными занятиями и в соответствии с критериямиинтеллектуальной свободы» [1, с. 51].
Образовательнаяфункция проявляется прямо и опосредованно в педагогической деятельностишкольного библиотекаря, принимающего активное участие в учебно-воспитательномпроцессе. Оказывая воспитывающее и обучающее воздействие на учащихся,обращенное на их личностное, интеллектуальное, эмоциональное и деятельностноеразвитие доступными ему средствами, он тем самым осуществляет педагогическуюдеятельность как «особый вид социальной деятельности, направленный напередачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры иопыта, на создание условий для их личностного развития и подготовку квыполнению социальных ролей» [2, с. 18].
Предметомпедагогической деятельности школьного библиотекаря, так же как и учителя,является организация учебной и внеучебной деятельности для эффективногоосвоения учащимися социокультурного опыта как основы и условия развития. Помнению Е.Н.Зуевой, школьная библиотека является «особой педагогическойсредой, где библиотекарь в своей профессиональной деятельности выступает кактьютор, формирующий навыки и умения самостоятельной самообразовательной деятельностиучащихся, консультант при поиске источников информации, наставник, обучающийкритическому осмыслению найденной информации, организатор индивидуальной иколлективной деятельности школьников» [3].
К.Э.Патрикотмечает, что очевидной функцией школьной библиотеки является «привлечениеучащихся к активному чтению, привитие им читательской самостоятельности,развитие у них грамотности и языковых навыков, помощь в поиске и оценке личныхи общественных ценностей, зафиксированных в книгах». Однако дальше она добавляет,что хороших навыков чтения недостаточно в век информации, «нужны сложныенавыки обработки информации. В учебных целях приходится разрабатывать стратегииинформационного поиска, и именно школьная библиотека занимает здесь центральноеместо» [4, с. 34-35].
Наоснове вышесказанного нам представляется возможным заключить, что под образовательнойфункцией школьной библиотеки следует понимать ее специфическую деятельностьв системе взаимоотношений внутришкольного образовательного пространства,направленную на развитие и саморазвитие личности учащихся путем вооружения ихсистемой знаний о книге, информации и информационных ресурсах, формированияумений и навыков поиска, оценивания и использования информации для эффективнойучебной деятельности, удовлетворения познавательных и эстетических потребностейи непрерывного совершенствования.
Ее содержаниепроявляется в практической деятельности по развитию навыков самообразованияи самостоятельной работы учащихся с информацией; по содействию в формированиинавыков чтения и навыков работы с текстом; по вооружению их знаниями оструктуре и закономерностях организации информации в библиотечных иинформационных учреждениях; по формированию специфических навыковинформационно-поисковой деятельности и использования библиотечных фондов,инструментов и пр.
Формамиреализации образовательнойфункции являются подготовка наглядных и методических материалов для учащихся(как в традиционной, так и электронной форме), индивидуальная работа сошкольниками, консультирование их, внеклассные мероприятия, факультативныезанятия, кружки, уроки внеклассного чтения и библиотечные уроки.
Историческиглавным направлением реализации образовательной функции школьной библиотекибыла работа с книгой, а ее основной целью — приобщение детей к чтению иобучение их пользованию библиотеками. Так, отмечая, что основные социальныефункции библиотеки (воспитательная и образовательная) связаны с процессомчтения, специалисты в области библиотековедения определяли их содержаниепонятиями: воспитание культуры чтения, пропагандабиблиотечно-биб-лиографических знаний, библиотечно-библиографическая ориентациячитателей [5].
Объеми содержание образовательной функции школьной библиотеки не статичны, ониизменяются под воздействием социально-экономических преобразований в обществе,в системе образования и, соответственно, в конкретном учебном заведении. Вдореволюционной России школьные библиотеки традиционно рассматривались какважное звено учебного процесса и создавались при учебных заведениях различноготипа: гимназиях, кадетских корпусах, реальных училищах и пр. После октября 1917 г. сеть школьных библиотек была в значительной степени разрушена, однако с конца 1920-х гг. имуделяется значительное внимание. Так, Н.К.Крупская утверждала, что«качество работы в школе… тем более повысится, чем правильнее мы будемставить библиотечную работу» [6, с. 117].
В1930—1950-е гг. образовательная функция тесно переплеталась с идеологической иреализовывалась путем пропаганды прошедшей цензуру литературы и руководствачтением школьников. В 1960—1970-е гг. содержание образовательной функциипостепенно расширяется. Школьные библиотекари стали руководить внекласснымчтением совместно с учителями, а также проводить отдельные библиотечные уроки,которые носили ориентировочный характер. Работа по внеклассному чтениюпроходила в сотрудничестве с учителем начальной школы и предусматривалапроведение массовых мероприятий, а знакомство с основамибиблиотечно-библиографических знаний осуществлялось посредством бесед.Исследователь Ф.И.Сетин, обобщая опыт работы школьных библиотек, отмечал, чтобеседы по культуре чтения могут проводиться на уроках внеклассного чтения,пионерских сборах, комсомольских собраниях. Показывая, что их могуторганизовывать, кроме библиотекаря, преподаватели, пионервожатые, наиболееначитанные члены актива, он разработал примерный перечень тем для бесед,который оказался востребованным вплоть до 1990-х гг. [7].
В 1975 г. появилось «Типовое положение о школьной библиотеке», утвержденное Министерствомпросвещения СССР.
Документдостаточно подробно раскрывал содержание образовательной функции. Согласно ему,школьная библиотека «способствует формированию марксистско-ленинскогомировоззрения учащихся, коммунистической нравственности путем привлеченияучащихся к систематическому чтению общественно-политической, учебной,художественной, научно-популярной литературы; помогает учащимся в организациичтения в целях успешного изучения ими учебных предметов, лучшего усвоения основобщеобразовательных и политехнических знаний; содействует развитиюпознавательных интересов и способностей учащихся...; изучает и направляетчтение учащихся, формирует их читательские интересы; прививает навыкисамостоятельной работы с книгой, знания основ библиотечно-библиографическойграмотности, культуры чтения» [8]. Для осуществления задач, обозначенных«Типовым положением...», библиотеке вменялись организация ипроведение разносторонней массовой работы по пропаганде книг, оказание совместнос классными руководителями помощи родителям по руководству внеклассным чтениемучащихся. Помимо этого, все более распространялось обучение школьников основамбиблиотечно-библиографической грамотности, которая включает в себя знания оструктуре библиотечных фондов, каталогов, справочных и библиографическихизданиях, об основах библиографического описания изданий и документов. «Всамом общем виде цель обучения формулировалась как подготовка читателя киспользованию библиотечных ресурсов» [10, с. 322].
В середине1970-х гг. сотрудники Государственной республиканской детской библиотекиразработали программу «Библиотечно-библиографические знания —школьникам» для проведения занятий с учащимися IV—VIII классов. Онаносила рекомендательный характер и не повлекла за собой кардинальных измененийв деятельности школьных библиотек. Библиотечные уроки не обрели системности иотличались низкой эффективностью. Этот факт нашел отражение в решенииГосударственной межведомственной библиотечной комиссии при Министерстве культурыСССР от 15 июня 1977 г. «Об улучшении пропагандыбиблиотечно-биб-лиографических знаний среди студентов, учащихся техникумов,профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ». Вдокументе отмечался низкий уровень работы с учащимися по пропагандесоответствующих знаний, перечислялись недостатки и направлениясовершенствования деятельности [10, с. 44—45].
В 1982 г. выходит второе издание программы «Библиотечно-библиографические знания —школьникам» для учащихся I—IX классов, которая становится основойдля работы школьных библиотекарей [11]. Программа была переработана идополнена, однако ей были присущи недостатки предыдущей: отсутствиесистематичности обучения, связи с содержанием школьного образования,недостаточная ориентация на реальные потребности учащихся. Она по-прежнемуносила не обязательный, а лишь рекомендательный характер. Тем не менее, урокибиблиотечно-библиографической грамотности постепенно становятся одним из важныхнаправлений деятельности. Появляются публикации об интересном опыте организацииработы школьных библиотек.
Такимобразом, на протяжении 1960— 1980-х гг. образовательная функция школьнойбиблиотеки включала два основных направления: руководство внеклассным чтением иформирование основ библиотечно-библиографической грамотности. Изучались такжеэлементы работы с книгой, проводились массовые мероприятия по пропаганде книгии чтения.
Вначале 1990-х гг. изменения в образовательной политике, возникновение различныхтипов школ привели к необходимости обновления нормативной базы библиотек. В 1991 г. было опубликовано «Типовое (временное) положение о библиотеке общеобразовательнойшколы», подготовленное Главным учебно-методическим управлением общегосреднего образования Гособразования СССР и Государственной научнойпедагогической библиотекой им. К.Д.Ушинского [12]. Новый документ уточнялпонятие «школьная библиотека», определяя его как «структурноеподразделение школы, сочетающее функции учебной и специальной библиотеки,возглавляющее работу с книгой в школе»; обозначал ее функции, добавляя ктрадиционным, образовательной и воспитательной, новую — информационную. Приэтом предусматривалась дифференциация содержания работы в зависимости отособенностей образовательного учреждения. Жесткий подход к определению функцийзаменен более гибким, позволяющим применять различные варианты и моделидеятельности. В документе прослеживалась тенденция к усилению педагогическойнаправленности работы школьного библиотекаря, подчеркивалось, что последнийвходит в состав педагогического совета школы. В числе основных задач в«Положении...» было выделено «воспитание у учащихсяинформационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения пользоватьсябиблиотекой,… привитие школьникам потребности в чтении»; содействиеразличными формами и методами библиотечной работы самообразованию учащихся ипедагогических работников. Несмотря на введенное понятие «информационнаякультура», речь в документе по-прежнему шла преимущественно о работе скнигой, о пропаганде библиотеч-но-библиографических знаний, о руководствечтением.
Измененияв содержании образования, характерные для 1990-х гг., внедрение альтернативныхучебных программ привели к усложнению информационных потребностей участниковучебно-воспитательного процесса. Внедрение новых технологий в практикуобучающей деятельности приводит к возникновению идеи преобразования школьныхбиблиотек в медиатеки. Научно-исследовательской группой под руководствомЕ.Н.Яст-ребцевой была разработана концепция создания медиатек. Они позволяюториентировать деятельность библиотек на самостоятельную работу школьников испособствуют активному внедрению современных педагогических технологий.«Только наличие медиацентров/медиатек и новых услуг/видов деятельностипозволяет приводить в соответствие с требованиями времени такие направлениядеятельности школы, как учебный процесс, самообразование учителей,воспитательную работу или внеклассную познавательную деятельность» [13]. Втечение 1990-х гг. медиатеки создаются в отдельных учебных заведениях Москвы идовольно активно внедряются в образовательные учреждения Перми и Пермскойобласти, а затем появляются и в некоторых других регионах.
Внедрениеобразовательных инноваций, возникновение различных типов и видовобразовательных учреждений потребовали создания нового документа,регламентирующего деятельность школьных библиотек. В 1998 г. выходит «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения», разработанноеМинистерством образования РФ. Документ определяет в качестве основных функцийшкольной библиотеки информационную, образовательную и культурную, а одной изглавных задач — «формирование у читателей навыков независимогобиблиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителямиинформации, поиску, отбору и критической оценке информации» [14]. Здесь жеотмечается, что образовательная функция библиотеки базируется на максимальномиспользовании достижений общечеловеческой культуры. Содержание ее раскрываетсячерез такие формы работы, как консультирование читателей при поиске и выборекниг, проведение с учащимися занятий по основам библиотечно-информационныхзнаний, по воспитанию культуры чтения, привитие навыков и умений поиска информации.В новом положении указано, что библиотека должна проводить в установленномпорядке факультативные занятия, уроки и кружки по пропагандебиблиотечно-библиографических знаний, а также популяризировать литературу спомощью групповых и массовых форм работы. Содержание, так же, как и формыдеятельности, предложенные в документе, не были новыми. Однако вниманиеакцентировалось на необходимости формирования навыков и умений поискаинформации.
Документпредлагает новую терминологию, расширяющую образовательную функцию школьнойбиблиотеки. Так, появляется понятие «библиотечно-библиографическаякультура». Выражение «формирование навыков самостоятельной работы скнигой» заменяется более емким — «культура чтения». Здесь жеподчеркивается роль библиотеки в развитии способностей учащихся ксамостоятельному поиску, сбору, анализу и усвоению информации. Основныминаправлениями реализации образовательной функции, согласно документу,становятся:
— формированиеоснов библиотечно-информационных знаний, привитие навыков и умений поискаинформации;
— воспитаниекультуры и творческого чтения;
— поощрениесвободного чтения учащихся.
Измененияв обществе, исследования в педагогике оказывают влияние на содержаниеобразовательной функции библиотеки. Постепенно в лексикон библиотекарей, внормативную базу, регламентирующую их деятельность, вводится понятиеинформационной культуры, которое вбирает в себя библиотечно-библиографическуюграмотность как одну из составляющих. Некоторые библиотекари начинают создаватьсобственные образовательные программы, которые включают обучение работе стекстом и использованию новых информационных технологий в самостоятельнойдеятельности школьников. Однако в большинстве школ образовательная функцияреализуется по-прежнему в рамках уроков формирования библиотечно-библиографическойграмотности, не включенных в расписание. Только в незначительной части регионовпрограммы включаются в учебную сетку часов или проводятся на факультативнойоснове.
Анализсостояния школьных библиотек, предпринятый отделом библиотек, медиатек иучебного книгоиздания Министерства образования РФ по итогам паспортизации в 2002 г., показал, что в большинстве школ образовательная функция библиотек реализуется путемпроведения библиотечно-библиографических уроков и массовых мероприятий. Так, ваналитическом отчете было указано, что занятия по повышению информационнойкомпетентности учащихся проводятся более чем в 84% паспортизированных школ. Вбольшинстве случаев занятия проводятся с учащимися I—IX классов попрограмме, предложенной библиотекарем и утвержденной завучем или директоромшколы. Результатом анализа стала констатация проблем:
• содержаниепрограмм направлено на пользование конкретной школьной библиотекой без учетазначения информационной культуры для гармоничного развития личности школьника;
• впрограммах, как правило, не упоминаются информационные ресурсы школьногообразования, пути их поиска и эффективного использования;
• работабиблиотекарей по повышению уровня информационной культуры учащихся и учителейнедостаточно эффективна «в отличие от их зарубежных коллег» [15, с.12].
Показателемрастущего внимания к деятельности школьных библиотек стало проведение КоллегииМинистерства образования, специально посвященной этому вопросу в феврале 2004 г. [16]. Одним из результатов обсуждения явилось «Примерное положение о библиотекеобщеобразовательного учреждения», утвержденное Министерством образования инауки РФ в 2004 г. В отличие от предшествующих документов подобного рода, вэтом было четко указано, что цели деятельности школьной библиотеки должнысоотноситься с целями образовательного учреждения. Тем самым было подчеркнуто,что библиотека является неотъемлемой составной частью школы.
Списоклитературы
1. Положение о школьныхбиблиотеках: Международная ассоциация школьных библиотек (ИАСЛ) // Школьныебиблиотеки. М., 1997.
2. Сластенин В.А., ИсаевИ.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. М., 2002.
3. Зуева Е.Н. Педагогическаядеятельность школьной библиотеки // Библиотекарь.ru
4. Патрик Н.Э. Школьнаябиблиотека — информационный ресурс школы, а не «вспомогательнаяструктура» // Библиотековедение. 1999. № 1.
5. Ванеев А.Н. Развитиебиблиотековедческой мысли в СССР. М., 1980.
6. Н.К.Крупская о детскойлитературе и детском чтении: Сб. / Сост. Н.Б.Медведева. М., 1979.
7. Сетин Ф.И. Работашкольной библиотеки. М., 1961.
8. О введении типовогоположения о школьной библиотеке: Письмо Министерства Просвещения СССР от 14 мая1975 № 28-М. М., 1975.
9. Краткий справочникшкольного библиотекаря / О.Р.Старовойтова при уч. Т.И.Поляковой иЮ.В.Лисовской; Под общ. ред. Г.И.Поздняковой. СПб., 2001.
10. Руководящие материалы побиблиотечному делу: Справочник / Под ред. В.В.Серова. М., 1982.
11. Библиотечно-библиографическиезнания — школьникам: Практ. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1982.; 3-еизд., перераб. и доп. М., 1989.
12. Типовое (временное)положение о библиотеке общеобразовательной школы // Библиотека. 1991. № 5.
13. Ястребцева Е.Н. Школьныйбиблиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Метод, рек. для библиотекарей,учителей и администрации школ. М., 2002.
14. Примерное положение обиблиотеке общеобразовательного учреждения // Вестник образования. 1998. № б.
15. Состояние и проблемыразвития школьных библиотек России: Аналит. записка // Школьная библиотека.2002. № 10.
16. Об основных направленияхсовершенствования деятельности библиотек учреждений общего образованияРоссийской Федерации // Официальные документы в образовании. 2004. № 14.