Курсоваяработа
Тема:Особенности формирования социально-нравственной личности в условияхсотрудничества детского сада и семьи
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1 Теоретическийаспект формирования социально-нравственной личности в условиях взаимодействиядошкольного учреждения и семьи
1.1 Особенности формированияличности в дошкольном возрасте
1.2 Взаимодействие семьии дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка
Выводы по главе 1
Глава 2 Опытсотрудничества дошкольного учреждения и семьи в социально-нравственномформировании личности ребенка
2.1 Взаимодействие семьии детского сада в работе «Центра развития ребенка» «Детский сад №22 «Родничок»гп Пойковский Нефтеюганского района ХМАО
2.2 Особенности работы смолодыми родителями по проблеме нравственного воспитания детей
Выводы по главе 2
Заключение
Библиографический список
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе,характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали,приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающегопоколения России: наблюдается слабая мотивация к нравственномусамосовершенствованию; низкий уровень развития эмоционально-волевой сферыличности. В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитаниивысоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.
Дети дошкольного возраста должны иметь возможность практическиосваивать и закреплять нравственно-этические нормы, ведущие к овладениюмеханизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми черезактивное взаимодействие семьи с дошкольным образовательным учреждением
В отечественной дошкольной педагогике различные аспектыформирования нравственного сознания дошкольников рассматривались в той или иноймере в контексте изучения следующих традиционных направлений: роли знаний осоциальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (С.А.Козлова, А.В. Запорожец, и др.); роли гуманных чувств в формировании моральногооблика ребенка (Т.А. Владимирова, А.В. Запорожец, И.А. Княжева, Л.П. Стрелковаи др.); возможностей разных видов деятельности в формировании нравственныхкачеств, отношений (Р.С. Буре, Л.В. Крайнева, В.Н. Давидович и др.).
Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемысоциально-нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненнымимеханизмы становления и развития начал их нравственного сознания. Недостаточнаяизученность данной проблемы в теории и практике педагогики ведет к существеннымнедостаткам в нравственном развитии ребенка-дошкольника.
Актуальность проблемы сотрудничества воспитателей ДОУ и родителейв процессе социально-нравственного воспитания заключается в том, что необходимосоздать механизм тесного сотрудничества между дошкольным учреждением иродителями при организации социально-нравственного воспитанияпредусматривающего включение дошкольников в позитивные нравственные отношения;формирование нравственных знаний и представлений; обогащение опыта социальноодобряемого поведения; развитие нравственного развития личности.
Цель исследования – проанализировать особенности формированиясоциально-нравственной личности в условиях сотрудничества детского сада исемьи.
Объект исследования – процесс сотрудничества дошкольногоучреждения и семьи в формировании социально-нравственной личности.
Предмет исследования – формирование социально-нравственнойличности в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:
· Изучитьлитературу по теме исследования;
· Определитьособенности формирования личности в дошкольном возрасте;
· Рассмотретьвзаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка;
· Подтвердитьтеоретические основы исследования практической работой;
· Раскрытьособенности работы с молодыми родителями по проблеме нравственного воспитаниядетей.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двухглав, заключения, библиографического списка из 20 источников и приложения.
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
1.1Особенности формирования личности в дошкольном возрасте
Маленький ребенок очень пластичен, сенсибилен, легко обучаем. Онмногое может, значительно больше, чем предполагали психологи и педагоги до сихпор. Это открывает перспективы существенного обогащения познавательногосодержания дошкольной программы, в частности введения в систему образовательнойработы детского сада обучения началам математики и грамоты, а такжезначительного повышения уровня нравственного и эстетического воспитания детейдошкольного возраста. Вместе с тем, полученные исследовательские данные говорято том, что повышение эффективности дошкольного воспитания требует строгогоучета возрастных психофизиологических особенностей ребенка-дошкольника.
Во-первых, надо, учитывать, что мы имеем дело с растущим детскиморганизмом, с растущим детским мозгом, созревание которого еще не закончилось, функциональныеособенности которого еще не сложились и работа которого еще ограничена. Приперестройке педагогического процесса, при совершенствовании воспитательныхпрограмм необходимо предусматривать не только то, что ребенок данного возрастаспособен достигнуть при интенсивной тренировке, но и каких физических инервно-психических затрат будет ему это стоить. Ибо известно, какую опасностьпредставляют перегрузка, переутомление для состояния, здоровья и дальнейшегохода детского развития.
Во-вторых, психолого-педагогические исследования говорят, чтомаксимальный эффект в реализации больших возможностей ребенка-дошкольникадостигается лишь в том случае, если применяемые методы и формы воспитаниястроятся в соответствии с психофизиологическими особенностями дошкольноговозраста, если, например, обучение дошкольников тем или иным знаниям и умениям проводитсяне в форме традиционного школьного урока, а в процессе дидактических игр,непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практическойи изобразительной деятельности и т. д.
В-третьих (и это, может быть, самое важное), подлинно развивающийсяхарактер дошкольное воспитание может приобрести лишь в том случае, если оно строитсяс учетом того особого значения, которое имеет дошкольное детство и интенсивноформирующиеся на данной возрастной ступени психические новообразования дляобщего хода поэтапного формирования личности. Такие специфические длядошкольного возраста новообразования, как синтетические формы восприятияпространства и времени, наглядно-образного мышления, творческого воображения ит. д. могут складываться весьма различно в зависимости от условий жизни ивоспитания ребенка. При стихийном, неорганизованном формированиинаглядно-образного мышления оно неизбежно приобретет те черты эгоцентризма,синкретизма, алогизма. Однако при систематической организации ориентировкиребенка на существенные признаки той или иной сферы действительности, присоответствующем обогащении содержания его игровой и практической деятельностинаглядно-образное мышление дошкольника приобретает качественно новые черты. Вформе наглядных образов, складывающихся у ребенка, получает отражение не тольковнешняя видимость явлений, но и простейшие каузальные, генетические ифункциональные взаимозависимости между ними. [19, с.72]
В результате начинают складываться в наиболее совершенной форме тевиды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значениене только для настоящего, но и для будущего, которые сыграют важную роль в деятельностивзрослого человека.
Подобно этому при отсутствии целенаправленного нравственноговоспитания, когда окружающие заботятся лишь об удовлетворении всех потребностеймаленького ребенка, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностейперед окружающими, к соблюдению простейших нравственных норм, неизбежновозникает наивный детский эгоизм, неоднократно описанный в литературе подетской психологии и грозящий превратиться впоследствии в значительно менеенаивный и гораздо более опасный эгоизм взрослого. Но эгоизм ребенка не являетсянеизбежной особенностью возраста, а представляет собой в значительной меререзультат недостатков воспитания, следствие бедности и ограниченностисоциально-нравственного опыта ребенка.
Обогащение этого опыта путем организации коллективной жизни идеятельности маленького ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими детьмии взрослыми, считаться не только со своими, узколичными интересами, но и с потребностямии нуждами окружающих, приводит к тому, что, как уже отмечалось ранее, эмоции истремления дошкольника, сохраняя свою специфически детскую наивность инепосредственность, 'приобретают новый смысл, перерастая в сочувствие другимлюдям, в переживания чужих радостей и печалей как своих собственных, чтосоставляет необходимую аффективную подоплеку позднее формирующихся болеесложных нравственных отношений.
Таковы некоторые факты и теоретические соображения, побуждающиевыступать против искусственной акселерации психического развития ребенка и разрабатыватьпсихолого-педагогическую концепцию амплификации, обогащения этого развития.
Согласно этой концепции, оптимальные педагогические условия дляреализации потенциальных возможностей маленького ребенка, для егогармонического развития создаются не путем форсированного, сверхраннегообучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращениемладенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т. д. Необходимо, наоборот,широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детскихформ игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общениядетей друг с другом и со взрослыми. На их основе должно осуществляться целенаправленноеформирование тех ценнейших душевных свойств и качеств, для возникновениякоторых создаются наиболее благоприятные предпосылки в раннем детстве и которыевойдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности. [19, с. 79]
1.2Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенноевнимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняетсяобъективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией идемократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетностисемьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстахзвучит, что семья должна наконец стать в нашем обществе не просто ценностью, аценностью №1, что семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этимнеобходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем,культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культурыродителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи. [4, с.82-92]
Современной российской семье присущ ряд тенденций, единых дляразвитых индустриальных стран мира. Среди них — снижение уровня брачности,нуклеаризация семей, рост числа разводов и неполных семей, наблюдается ростчисла одиноких людей, снижение рождаемости до депопуляции, упрощение функций иструктуры семьи. В конкретных социально-экономических условиях эти тенденциипроявляются в специфических формах и ведут к различным результатам.
Социализация — это процесс и результат усвоения активноговоспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей,отношений, принятых в обществе. Это происходит в процессе общения идеятельности, когда человек постепенно адаптируется к требованиям общества,усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течениежизни.
К институтам социализации относятся семья, образовательноеучреждение, микросреда, социальные группы, общественные организации, средствамассовой информации, институты политики, культуры, церкви.
В сущности, воспитание в широком плане, как социальная функция,как процесс социокультурного воспроизводства поколения это и есть социализация.А воспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитие личности,является функцией одного из агентов социализации — образовательного учреждения.[15, с.57-59]
Дети способны адаптироваться в коллективе, если создатьнеобходимые условия как для самого ребенка, так и для его семьи.
Социальный опыт ребенка — это не только его возраст, но и тот мир,в котором он растет, семья, в которой он воспитывается.
Семья имеет приоритет как основной источник социализации иобладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так великаответственность семьи за воспитание.
На социализирующую, воспитательную функцию семьи оказывает влияниеряд факторов:
· социальноеположение;
· материальноеположение;
· родзанятий родителей;
· образованиеродителей;
· эмоционально-нравственнаяатмосфера в семье, в том числе мировоззрение и ценности. [10, с.25-26]
Основная идея воспитания в дошкольном учреждении — оптимальноеразвитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки егоиндивидуальности в условиях специально организованной среды образовательногоучреждения, где ребенок выступает в роли участника коллектива и тесноесотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитанияребенка, его социализации в условиях образовательного учреждения. У семьи и образовательногоучреждения — единые цели и задачи, но содержание и методы воспитанияспецифичны, но ни одна проблема не может быть успешно решена образовательнымучреждением без сотрудничества с семьей.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания,и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогическогопроцесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободноеразвитие личности [6, с. 43].
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит напервый план проблему педагогического просвещения родителей. Как показалиисследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, темактивнее и успешнее их педагогическая деятельность. Родители нуждаются впедагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечают, чтоиспытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-занезнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей.Знания, воспринимаемые слушателями из разных источников не помогают им последующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются всложной форме. Работа с родителями должна проводится с учетом исследований,проведенных в последние годы по проблемам семьи.[2, с.52-58]
Главный момент в контексте «семья — дошкольноеучреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводутрудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессевоспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу впонимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации егоразвития [8, с.87-91].
Однако, часто бывает так, что даже обладая педагогическимизнаниями, родители не умеют ими пользоваться. Поэтому наряду с сообщениемродителям знаний, востребуемых в деле воспитания, необходимо в целом повыситьуровень их педагогической подготовленности. Под высоким уровнемподготовленности родителей подразумевается совокупность педагогических знаний инавыков, их потребность воспитывать детей грамотно, с применением элементов«педагогической рефлексии». Педагогическая рефлексия — это умениеродителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ееоценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективностьиспользуемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватныхего характеру и конкретной ситуации. Эта задача особенно актуальна для молодыхродителей, у которых только начинает вырабатываться родительская позиция. Отсформированности умения самокритично оценить себя как воспитателя, своювоспитательную деятельность, поставить себя на место ребенка, посмотреть наситуацию его глазами зависят складывающиеся взаимоотношения родителей иребенка, успех воспитательной деятельности семьи в дальнейшем.[1, с.66-70]
Ведущим факторами в формировании личности ребенка являютсянравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиямиподразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношениячленов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции,педагогическая образованность, культура родителей, их умение организовать жизньи деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям еговсестороннего воспитания.
Задача образовательного учреждения — определение путейпродуктивного взаимодействия с родителями, расширение круга ихпсихолого-педагогических знаний, оказание помощи в понимании своеобразияразвития личности ребенка.
Содержательные линии развития семьи:
· формированиепознавательных интересов ребенка и готовности родителей к педагогическойдеятельности на основе учета индивидуальных склонностей ребенка;
· развитиеумственных способностей, творческого мышления;
· воспитаниечувства уважения к ребенку со стороны родителей;
· воспитаниесоциальной адаптированности ребенка к воспитательному процессу и к жизни в коллективе:
· формированиев ребенке и в семье осознания ценности здорового образа жизни;
· формированиеэстетического художественного вкуса у ребенка и развитие эстетических чувств всемье;
· социально-нравственноевоспитание детей в семье.
Основные принципы:
1. Принцип общего развития каждого ребенка на основе егоиндивидуальных возможностей и способностей.
Общее развитие включает в себя эмоциональное и нравственноеразвитие; эстетическое развитие; физическое развитие. Принцип общего развитияпредполагает обеспечение максимально широких возможностей для разностороннегоразвития ребенка, для выбора каждой семьей своего пути существования с ребенкомв соответствии с уровнем развития и ясно намеченных путей продвижения.
2.Принцип непрерывного развития каждого ребенка.
Непрерывное развитие ребенка понимается как постоянноподдерживаемый комплекс умений связанных с сотрудничеством с коллективом детей,взрослых, с разными источниками информации. Проведение принципа в жизньпредполагает сформированное желание каждого ребенка выбирать интересующее егоотношения, использование всевозможных источников информации. Реализация этогопринципа позволяет сформировать важнейшее умение: умение находить себя вколлективе, отбирать полезные и необходимые знания для жизни, использоватьзнания в жизненных ситуациях. [18, с.8-13]
Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизничеловека, именно в это время формируется здоровье, происходит становлениеличности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
Успешному решению задач по воспитанию и развитию детей будутспособствовать основные направления:
1. Сближение и тесное взаимодействие разных специалистов(педагогов, врачей, психологов, представителей социальных структур)
2 Выработка единых подходов по оказанию всестороннейквалифицированной помощи ребенку и родителям.
3. Постоянная информированность родителей о достижениях, имеющихсяв российской системе воспитания детей
4. Включение родителей в общее образовательное пространство сучетом интересов ребенка, особенностей его развития и состояния здоровья.
Основные ориентиры:
Терпение — быстрых результатов в деятельности ждать нельзя.
Специализация — каждое учреждение образования, каждый уровеньобразовательной системы должен заниматься своим делом, решением своих задачсоответствующих своему потенциалу. Ни одна структура не в состоянии решить всезадачи самостоятельно, а только совместно.
Координация — надо стремится к совместной деятельности спедагогическими и социальными партнерами образовательных учреждений. Этадеятельность должна быть направлена на решение задач, одинаково важных для всехпартнеров.
Анализ — бесполезно улучшать что-то, не опираясь на результатыанализа, поскольку социально-педагогическая ситуация может постоянно меняться.Всем решениям должна предшествовать работа аналитиков.
Формирование личности в значительной мере происходит под влияниемсемьи и зависит как от особенностей взаимоотношений в семье, так и от стиляобщения. Особенности взаимоотношений и общения между членами семьи создают психологическуюатмосферу, которая определяет воспитательные возможности семьи, влияют наребенка наряду с факторами целенаправленного воспитания. Тип семейноговоспитания определяется типом сложившихся в семье отношений между ее членами.
Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствиезнаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, — кбезрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогическогоколлектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культурыродителей
Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться какпартнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означаетравенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности,доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества
Каждый воспитатель, педагог в силу имеющихся у негопрофессиональных знаний и педагогического опыта обязан оказывать помощьродителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурнойадаптации. Это требует повышения качества подготовки педагога к продуктивномусотрудничеству с семьей.
ВЫВОДЫПО ГЛАВЕ 1
Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могутподменить иные социальные институты. Функциональный потенциал семьи в рамках обществаогромен. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушениемнормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере, неизгладимыйотпечаток на всю их последующую жизнь.
Взаимодействие личности, семьи, образовательного учреждения иобщества становится сегодня глобальной, общемировой проблемой. Снижение ролисемьи, и в ряде случаев объективная невозможность выполнения ею своих функций — неоспоримый факт. На сегодняшний день семья не готова взять на себя всюнагрузку по развитию и воспитанию детей. Среди основных трудностей семьи напервом месте стоит ее самоустранение от воспитания детей. Родителям становитсявсе труднее справляться с воспитанием детей, и они все больше надеются надидактическую, воспитательную и социокультурную роль образовательныхучреждений.
В данном контексте образовательное учреждение не может переложитьвсю ответственность за воспитание детей на семью, отказаться от работы сродителями. Воспитание детей является серьезной и важной обязанностьюродителей, которые, как правило, к нему не готовы, поскольку их никто никогдаэтому не учил. Единственный выход из сложившейся ситуации — организациясистематической социокультурной и психолого-педагогической помощи родителям всоциализации детей. Необходим поиск новых подходов в организации сотрудничествас ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей. Сотрудничествообразовательного учреждения и семьи всегда представляло собой полиаспектную,многоуровневую проблему.
ГЛАВА2 ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
2.1Взаимодействие семьи и детского сада в работе «Центра развития ребенка»«Детский сад №22 «Родничок» гп Пойковский Нефтеюганского района ХМАО
Одной из важных задач детского сада по социально-нравственномувоспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение- два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функцииразличны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимостьподключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружениемобъясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья икоторые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям,эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а неэгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия длявоспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёйдолжен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения,а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому такважна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именноот совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детейзависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитаниецельной личности.
В нашем «Центре развития ребенка» «Детский сад №22 «Родничок» гпПойковский Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа педагогиначинают работу с самого близкого, родного, знакомого. Мой дом, моя семья,детский сад – вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей. Ведьсемья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества ивзаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая насебе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитаниидетей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейнойжизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тондоброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма,трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых кребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялисьи развивались не только материальные нужды (в еде, одежде, тепле и т. п.), но идуховные потребности.
Мы стараемся поддерживать любовь, внимание, сочувствие к маме,папе, бабушке, дедушке, сестрам и братьям, сверстникам. Дети приносят своисемейные фотографии и рассказывают о своих родных. Оформляется фотоальбом, ккоторому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографиисвоей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга,проявляют интерес к собеседнику.
В настоящее время в детском саду всё больше внимания уделяетсяизучению культурного наследия мировой цивилизации, в том числе и русскогонарода, трудовых, семейных традиций, декоративно-прикладному творчеству.
Мы стараемся привлечь родителей к мероприятиям, способствующимсовместной деятельности родителей и детей. Родители приглашаются навыступления, для них организуем концерты, различные мероприятия, проводятсяпраздники семьи. Родители оказывают помощь в пошиве костюмов, оформлении ипроведении выставок, экскурсий, принимают активное участие в жизни детскогоколлектива, в оснащении предметно-развивающей среды, в различных конкурсах:«Поделки из природного материала», «Новогодние игрушки», в вечерах досуга:«День именинника», «Веселые старты», «Папа, мама, я – дружная семья».
В старших группах организуем разнообразную совместную деятельностьпедагогов, детей и родителей. В фольклорных праздниках и развлечениях:«Осенины», «Колядки», «Масленица», «Веснянка», «В русской светелке»,«Посиделки», где с удовольствием участвуют и родители. Благодаря такимпраздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народноготворчества, к истории своего народа, его традициям.
И мы рады, когда после таких встреч родители обращаются к нам засоветом, становятся более внимательными к детям, больше проводят с нимивремени. Эта работа способствует формированию общности интересов детей иродителей, служит укреплению эмоциональной и духовной близости детей иродителей.
В детском саду педагоги совместно с родителями организовали музей«Русская изба», где дети знакомятся с национальными костюмами, старинноймебелью, посудой, орудиями труда. «Бытовая повседневность» чрезвычайноэффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовымипредметами. Дети приобщаются к народной культуре.
Наиболее активным родителям по итогам года на родительскихсобраниях вручаются грамоты, благодарственные письма от администрациидошкольного учреждения
Также пропаганда педагогических знаний о социально-нравственномвоспитании ведется через систему наглядной агитации. Наглядно- информационныеформы условно нами разделены на две подгруппы. Информационно-ознакомительная:через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольнымучреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитаниемдетей. Информационно-просветительская направлена на обогащение знаний родителейоб особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. В группахоформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативныематериалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций дляродителей.
Специально для родителей организован семейный клуб «Очаг».Заседания клуба проходят 4 раза в год. Это и одна из форм проведенияродительских собраний, и форма проведения дискуссий по вопросам воспитания иобучения дошкольников, и возможность обменяться опытом. Как правило, заседанияклуба проходят в оригинальной форме: чаепитие, мастер-класс, школа дляродителей, театрализованное костюмированное представление, презентация опытаработы с детьми. На заседания клуба по просьбе родителей приглашаются разныеспециалисты: психологи, логопеды, физиомедсестра и др. Часто заседания клубапроводят сами родители.
Широко применяются индивидуальные формы работы с родителями:беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п. Дляколлектива родителей организуются общие консультации, групповые и общиеродительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляютсяинформационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов иответов, встречи за круглым столом и т. д.
Работа с семьей — важная и сложная сторона деятельностивоспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена нарешение следующих задач:
· установлениеединства в воспитании детей;
· педагогическоепросвещение родителей;
· изучениеи распространение передового опыта семейного воспитания;
· ознакомлениеродителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Этой задаче подчинена вся работа, проводимая в дошкольномучреждении с семьей. Единство в воспитании детей обеспечивает выработкуправильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний иумений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей вглазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знанияродителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.
Дети растут. Одно поколение выпускников сменяется другим, ночастичка души каждого из них остается с нами, педагогами и детьми настоящеговремени, поэтому нам ещё предстоит огромная работа по формированию и укреплениюположительного общественного мнения в защиту национальной культуры и народныхтрадиций в семье, воспитанию будущего поколения.
2.2Особенности работы с молодыми родителями по проблеме нравственного воспитаниядетей
В рамках нашего исследования был разработан комплекс мероприятий смолодыми родителями по оптимизации нравственного воспитания детей в семье. Приэтом использовались следующие формы работы с родителями.
Групповые формы
Тематика групповых родительских собраний (формы проведения –«круглый стол», дискуссия, игры, конкурсы) может быть следующей:
· Социально-равственноевоспитание в молодой семье. Цель собрания: сформировать представления о том,что одним из важнейших факторов, оказывающих решающее влияние на формированиенравственных качеств личности, является семья.
· Играи ее значение в нравственном воспитании ребенка. Цель собрания: датьпредставления о том, что игра остается одним из важнейших средств воспитаниясоциального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать,подчиняться общепринятым правилам; в игре формируется механизм личностногоповедения, подчиненного образцу, раскрывающему нравственную сторонучеловеческих отношений.
· Урокиобщения. Цель собрания: углубить знания молодых родителей по вопросамнравственного воспитания; дать родителям возможность поделиться опытомсемейного воспитания и подвести их к анализу собственного педагогическогоопыта.
· Воспитаниекультуры поведения у дошкольников. Цель собрания: необходимость терпеливо идоброжелательно обучать ребенка правилам культурного поведения, объяснятьразумность и необходимость их соблюдения; углубить знания родителей, каквоспитать своего ребенка уверенным в себе, приятным в общении, быть богатымдружескими связями, любимым близким людям.
· Онравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников. Цель собрания:познакомить родителей со средствами решения нравственного воспитания мальчикови девочек с учетом формирования у них представлений о мужественности иженственности, о содержании семейных ролей.
· Природаи нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Цель собрания:формирование представления о богатстве, разнообразии, нравственности и красотеродного края; формирования у детей любви к природе, бережного к ней отношения.
При этом молодые родители, наибольший интерес проявили к теме«Социально-нравственное воспитание ребенка в семье» (в частности, к проблемевоспитания нравственности в процессе общения детей со старшим поколением – с бабушкамии дедушками) и теме «Игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка».Поэтому для них были разработаны специальные методические рекомендации.
Тематика групповых консультаций:
· «Ребенок– зеркало нравственной жизни родителей»;
· «Одетском эгоизме»;
· «Детскиекапризы и упрямство: их причины и меры воздействия»;
· «Воспитаниеу ребенка осознанного отношения к своему поведению»;
· «Воспитаниесамостоятельности и ответственности»;
· «Какорганизовать труд детей дома».
Молодые родители с особым энтузиазмом отнеслись к теме «Какорганизовать труд детей дома». Поэтому мы предложили им специальную шпаргалкудля родителей, которая называлась «Условия, необходимые для воспитаниянравственности в процессе труда».
Кроме того, для информационной поддержки групповых форм работыактивно используется наглядная агитация. Для этого в работе с родителямиактивно используются папки-передвижки, папки-раскладушки. Например, в папке«Словарь вежливого человека» были изложены рекомендации педагога, высказыванияписателей о вежливости, общей культуре человека. Давались советы о том, каквоспитывать вежливость у детей дошкольного возраста; что читать детям; какпоступить в той или иной проблемной ситуации, когда ребенок ведет себяневежливо и грубо.
В других случаях обсуждался круг домашнего чтения, который мог быспособствовать воспитанию у детей нравственных чувств и представлений. Дляэтого создается стенгазета «Что читать детям и о чем с ними беседовать»
В ее содержании могут быть отражены рекомендации по проведениюэтических бесед с детьми по поводу прочитанного:
— «Морозко». Почему Морозко понравилась дочка старика, почему онпожалел ее? Какая она? Что можно сказать о ней? Почему девочки по разному ведутсебя с Морозко? Они обе замерзли, но одна остается ласковой и почтительной, адругая грубит?
— В. Одоевский «Мороз Иванович». Кто обращался к девочкам запомощью в царстве Мороза Ивановича? Как они отнеслись к этим просьбам? Кого изних можно назвать по- настоящему заботливой? Почему?
— С.Аксаков «Аленький цветочек». Виновата ли младшая дочь в том,что, стараясь найти для нее подарок, отец попал в беду? Почему она согласиласьехать к лесному зверю? Было ли ей страшно? Можно ли сказать, что младшая дочьлюбит отца только за подарки? и т.д.
В ПРИЛОЖЕНИИ приведен список рекомендуемой литературы дляподобного чтения и обсуждения.
В группах организуются совместные конкурсы детей и родителей,проектная деятельность, для того чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательныйпроцесс, активизировать участие в различных мероприятиях.
Совместные конкурсы:
1. Поделки из природногоматериала;
2. Сезонные выставкисовместных работ;
3. Выполнение детьми иродителями повседневной домашней работы (оформление стенда с фотографиями);
4. Совместные досугиродителей и детей (оформление стенда с фотографиями);
5. Выставки совместныхрисунков («Моя семья», «Спортивная семья», «Я» и другие);
Это может получить подкрепление в виде семейной проектнойдеятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проектотносится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моейсемьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной цельюявляется воспитание любви к своим родным, семье. Задачи, которые приходитсярешать в процессе этой деятельности, многообразны.
Задачи познавательного характера: формировать представления осемье; расширять представления о семье (у нее есть свои традиции и история);формировать элементарные представления о родословной.
Задачи нравственного воспитания: воспитывать уважительноеотношение ко всем членам семьи; воспитывать уважение к труду взрослых.
Составление родословной служит сплочению членов молодой семьи, чтов результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучениетрадиций и обычаев семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность ксвоему роду. В дошкольном детстве начинает формироваться чувствоответственности перед памятью предков, которое имеет существенноепедагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал длядальнейшего развития ребенка.
Для этого проводятся групповые и индивидуальные беседы иконсультации с рекомендациями по составлению родословной; создание эскизовоформления родословной, герба семьи. В папке «Рекомендации для родителей» размещаетсядополнительная информация о терминах, которые педагог использует в работе сдетьми. Родители активно, с интересом отнесутся к заданию, обмениваясьинформацией, обсуждая свои проекты между собой, делясь опытом.
Индивидуальные формы
В рамках организации индивидуальной работы с молодой семьей,проводятся индивидуальные беседы и консультации, включающие использованиешпаргалки для родителей по социально – нравственному воспитанию ребенка всемье.
В работу с родителями активно вовлечь детей. Это возможность черезпривлечение родителей к организации занятий с ними в детском саду и бесед. Примернуютематику работы в группе в этом направлении см. в ПРИЛОЖЕНИИ.
Подключение родителей к опыту обобщения опыта нравственноговоспитания ребенка в семье через ведение дневника родителей и составлениеиндивидуальной картотеки нравственных ситуаций на тему: «Дела домашние, иливоспитание и обучение в естественных условиях».
Пример памятки к составлению индивидуальной картотеки нравственныхситуаций для молодых родителей см. в ПРИЛОЖЕНИИ.
Благодаря такой комплексной работе опыт молодых родителей понравственному воспитанию ребенка в семье станет более осознанным, появитсяактивное желание помочь ребенку в формировании нравственного поведения ипривычек, и понимание того, что это можно сделать. Отзывы родителей ивоспитателей подтвердили эффективность проделанной работы и положительнуюдинамику нравственного воспитания детей в молодой семье и детском саду. Вчастности, с этой целью проводился устный опрос воспитателей детского сада, гдепредлагалось оценить эффективность реализации методов социально-нравственноговоспитания при работе с детьми из однодетных, двухдетных семей.
При этом педагоги отмечают, что изменилась специфика использованиясредств нравственного воспитания в молодой семье. В частности, она приобреласледующие позитивные черты:
1. Беседа. Беседуя с детьми, родители побуждают их думать иговорить. Задавая им 2 – 3 вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяетвзрослым понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. В семье проводятсяэтические беседы – это плановые, подготовительные занятия с детьми. Например«Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляютсяпредставления о таких качествах, как доброта, скромность, смелость, показываяих в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, леньюи т.д. С помощью родителей дети учатся справедливо оценивать поступки своихсверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, чтохорошо, а что плохо.
2. Чтение и анализ художественных произведений. Например:В.А.Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мыпоссорились», К.Д.Ушинского «Умей обождать», А.Барто «Помощница» и другие.Эстетический фон воспитывающих ситуаций создают стихи, загадки. Литературныйматериал такого взаимодействия с родителями стал незаменимым в нравственномвоспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступкидругих, чем свои собственные.
3. Игра. Известно, что в дошкольном детстве наиболее близкой ипонятной для ребенка деятельностью является игра. В общении с детьми родителямитеперь чаще используются игры – занятия, игры – упражнения, сюжетно – ролевыеигры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и таже игра для одного ребенка может быть средством преодоления страха, повышениясамооценки, для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, длятретьего – школой развития нравственных чувств, гуманных отношений сосверстниками, взрослыми.
Например, игры и упражнения:
· направленныена развитие эмоциональной осведомленности («Цветовое настроение», «Маски», «Мыартисты» и т.д.);
· направленныена развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебныекамешки», «Ласковые дети», «Подарок другу», «Ладошки» и т.д. );
· направленныена овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я?»,«Зоопарк», «Где мы были вам не скажем, а что делали — покажем» и т.д.);
· направленныена овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Играинтонациями» и т.д.);
· направленныена овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях(«Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают?» и т.д.).
Такова специфика работы с молодой семьей по организации социально-нравственноговоспитания детей дошкольного возраста.
ВЫВОДЫПО ГЛАВЕ 2
Одной из важных задач детского сада по социально-нравственномувоспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение- два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функцииразличны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Отношениядошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве ивзаимодействии. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами,воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно ихрешать.
Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильногоповедения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений,способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазахребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, ихосведомленность о работе дошкольных учреждений.
Очень эффективны различные методы развития у родителей рефлексиисобственных воспитательных приемов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследовании на тему «Особенности формированиясоциально-нравственной личности в условия сотрудничества детского сада и семьи»нами были рассмотрены вопросы о том, как семья и детский сад связаны в процессеформирования социально-нравственной личности ребенка. Семья и детский сад имеютсвои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием формированияличности является установление доверительного делового контакта между семьей идетским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей,педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входитв систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляетсобой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесносвязаны между собой.
В настоящее время необходимость общественного дошкольноговоспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольнымучреждениям предъявляются повышенные требования.
Поставленная цель исследования достигнута – проанализированыособенности формирования социально-нравственной личности в условияхсотрудничества детского сада и семьи.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны насотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь(вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу(сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами:общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).
Если в советский период наше государство всячески подчеркивалосоциальную функцию дошкольного учреждения — освобождение женщины-матери дляучастия в общественном производстве, то сегодня во главу угла ставитсяпедагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат,насколько успешно готовят к школе. Практические работники ищут новые,нетрадиционные формы сотрудничества с родителями; идет перестройка системыдошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация идеидеологизация педагогического процесса.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами,воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно ихрешать.
Таким образом, вычленение проблемы сотрудничества воспитателейдошкольного образовательного учреждения и родителей в процессесоциально-нравственного воспитания современных дошкольников из общеготематического поля исследований, посвященных развитию личности и нравственномуразвитию детей, позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности испецифику педагогической работы с детьми.
В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества детскогосада и семьи как в исследованиях ученых, так и в практике детского сада,разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируютсяна взаимосвязи двух систем — детского сада и семьи, сообществе детского сада исемьи. Сущность подходов состоит в объединении усилий дошкольных учреждений исемьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов иособенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. АнтоноваТ., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничествапедагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. — 1998. — №6.
2. АрнаутоваЕ. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. — 2002. — №9.
3. БайбородоваЛ.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. — Ярославль:Академия развития, Академия холдинг, 2003. — 224 с.
4. БелоноговаГ., Хитрова Л. Педагогические знания — родителям // Дошкольное воспитание. — 2003.№1.
5. БожовичЛ.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна /Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институтпрактической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
6. Взаимодействиеобразовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организациивоспитательного процесса (методические рекомендации). — Оренбург: ОренбургскийИПК, 2003.
7. ДанилинаГ.Н. Дошкольнику — об истории и культуре России: Пособие для реализациигосударственной программы «Патриот». – М.: Аркти, 2003.
8. ДороноваТ.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей наоснове единой программы для родителей и воспитателей // Дошкольное воспитание. 2000. — №3.
9. Дошкольнаяпедагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В.А. Титов. — М.: Приор-издат,2002. — 192 с.
10. Дошкольноеучреждение и семья — единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е. Жичкина и др. — М.: Линка-Пресс. — 2001.
11. ЗаконРоссийской Федерации . — М.: ООО : ООО , 2003. — 78 с. — (Образование вдокументах и комментариях).
12. КозловаА. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. — М.: Сфера, 2004 — 112 с.
13. КозловаС.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед.Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр , 2000. — 416 с.
14. КуликоваТ.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш.Пед. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр , 1999. — 232 с.
15. ЛеонтьеваА., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольноевоспитание. — 2001.- №8.
16. МудрикА.В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед. Вузов / Под ред. В. А.Сластенина. — М.: Издательский центр , 2003. — 200 с.
17. Нравственноевоспитание в детском саду / под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой.- М., 1975.
18. ПавловаЛ.О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста// Дошкольное воспитание. — 2002. — №8.
19. РождественскаяЕ.А, Рощина Н.А. Возрастная психология. – М., 1999.
20. ФельдштейнД.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процессаразвития личности: Избранные труды. — М.: Московский психолого-социальныйинститут: Флинта, 1999. — 672 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список рекомендуемой литературы для проведения этических бесед
· Л.Толстой«Котенок»
· А.Н.Толстой«Золотой ключик»
· К.Чуковский«Айболит»
· С.Маршак«Рассказ о неизвестном герое», «Счастливый день»
· Г.Х.Андерсен«Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Снежная Королева» и другие
· В.Драгунский«Друг детства», «Он живет и светится», «Тайное становится явным», книга«Удивительный день» и т.д.
· М.Зощенко«Рассказы для детей»
· Н.Н.Носов«Рассказы для детей»
· С.Лагерлеф«Чудесное путешествие Нильса»
· В.Бианкикнига «Рассказы и сказки», «Как муравьишко домой спешил»
· Э.-Т.-А. Гофман «Щелкунчик»
· С.Аксаков«Аленький цветочек»
· Сказки:«Сивка — бурка», «Хаврошечка», «Заяц — хвастун», «Сестрица Аленушка и братецИванушка» и другие
· А.С.Пушкин«Сказка о рыбаке и золотой рыбке»
· В.Катаев«Цветик — семицветик»
· Н.Н.Носов«Приключения Незнайки и его друзей»
· идругие произведения.
Примерная тематика индивидуальных форм работы
·Развитиеречи: составление рассказа по сюжетной картине «Семья» (демонстрационныйматериал); составление рассказов: «Здравствуйте родители!», «Много у мамы снами хлопот», «Моя родня» и т.д.
·Ознакомлениес окружающим миром: «Семейные традиции», «Что значит дружба», «Как вести себя вгостях»; «Родословная – старинная русская традиция»; «Моя семья»; «Новогодниетрадиции народов Земли», «Мы все знаем и умеем», «Профессии» и т.д.
·Чтениелитературных произведений: С.Баруздин «Мамина работа»; В.Драгунский «Моя сестраКсения»; Н.Носов «И я помогаю»; Т.Шорыгина «Родные вещи» и т.д.
·Аппликация:выполнение поздравительных открыток к праздникам (День защитника Отечества, 8марта, День Победы, день мамы), «Мой дом» и.т.д.
·Беседыс детьми вне занятий: «Мой папа может все!», «Кто такие – родные, друзья,соседи?», «Коробочка добрых дел» и т.д.
·Организацияразнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного социально — эмоционального опыта, которые носят проблемный характер, т.е. заключают в себеблизкую ребенку жизненную задачу (Практические ситуации: «Наша забота нужнавсем», «Научи своего друга тому, что умеешь сам», «Подскажи решение», «Поможемнашим игрушкам», «Книжный доктор» и т.д.).
Памятка к составлению индивидуальной картотеки нравственныхситуаций для молодых родителей
Уважаемые родители! Вы можете многое сделать для нравственногоразвития и воспитания ребенка в семье, используя естественные ситуации.
Технология обсуждения ситуаций
Например: Когда Вы и ваш ребенок вместе Вы можете сказать или спросить Это поможет Вашему ребенку Помогите ребенку учиться самостоятельно ухаживать за своим телом, соблюдать необходимые гигиенические навыки Как ты думаешь, с чего лучше начинать умываться? Что сначала нужно сделать: намочить щетку или положить пасту? Т.д. Осознанно принимать правильные решения; самостоятельно действовать; Быть уверенным и компетентным. Несете покупки домой Какая сумка у нас была и какая стала? Как ты думаешь почему? Что самое вкусное для тебя? Как ты думаешь чему обрадуется папа, дедушка, бабушка? Учиться заботиться о других; понимать причинно-следственные связи. Идете в гости Что тебе больше понравиться: отправиться в гости или остаться дома? Как ты планируешь вести себя в гостях? Что ты скажешь взрослым? Детям? Что сделаешь, если захочешь пить? Если тебе станет скучно? Понять, что Вы уважаете его мнение, его право выбора; осознанно относиться к своему выбору; осознавать и планировать свои поступки (действия); прогнозировать ситуации. Готовитесь к приему гостей Посмотри пожалуйста, что у нас не готово к приему гостей, что не в порядке? Как ты считаешь, что нужно подготовить? Реши, чем ты займешь свою гостью. Что им будет интересно? Т.д. Развивать наблюдательность, критичность; Учиться высказывать оценочные суждения «Я считаю, что…» Развивать умение заботиться о нуждах других людей; Понять основы гостеприимства и придерживаться их. Украшаете свой дом Все ли тебе нравится в твоей комнате? Как ты думаешь, все ли нравится мне и почему? На, что надо обратить внимание? Чем бы ты хотел украсить наш дом? Т.д. Учиться высказывать свое мнение, суждение; учитывать чужую точку зрения; уважительно относиться к результатам своего и чужого труда и т.д.
Теперь попробуйте составить свою собственную картотеку, опираясьна Ваши наблюдения и опыт. Удачи Вам!