ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Теоретическое обоснование проблемывоспитания осознанного правильного отношения к природе дошкольников 4-5 лет
1.1 Экологическое воспитание какприоритетное направление в работе с дошкольниками
1.2 Познавательный потенциалэкологических знаний в условиях комплексного использования разных видовдеятельности детей в природе
1.3 Роль экологических знаний ввоспитании у детей осознанного правильного отношения к природе
2. Экспериментальное исследованиепроцесса воспитания у детей среднего возраста осознанного правильного отношенияк природе
2.1 Выявление уровня сформированностиэкологических знаний у детей (методика и результаты констатирующегоэксперимента)
2.2 Методика совершенствованияработы по воспитанию осознанного правильного отношения к природе черезформирование экологической культуры у средних дошкольников (организация исодержание формирующего эксперимента)
2.3 Анализ и результаты исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Природа- источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного временипроисходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением нетолько человека, но и всего живого на Земле.
Сразвитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более иболее мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер.Природа сама уже не могла залечить нанесенные ей раны. Первыми забили тревогуучёные, потом врачи, журналисты и политики.
Слово«экология» стало модным. К сожалению, его стали употреблять к месту и не кместу, зачастую не понимая экологических проблем. А ведь сложившееся на Землеположение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня болееактуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него.[40; 3]
Каждомучеловеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологическихзнаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологическиосмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формированиянового мышления — экологического, воспитания экологической культуры личности.По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности — проблема, выдвинутая реалиямиконца XX в., принявшими глобальный,угрожающий жизни на земле характер[21;19]. Спасать мир, по мнению М.М.Пришвина, нужно не гордостью человека от осознания собственной возвышенностинад миром низших существ, а соединением творческих начал своего сознания итворческого бытия в целостном мировом творческом акте. В этом и есть высокийгуманистический смысл существования человека в природе.
Контактс естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именнотогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс долженосновываться на психологических особенностях дошкольников. Среди последнихважными является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированностьпознавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцируетсвое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и«нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объектбывает на ощупь, вкус, а не любуется им) сравнительно сэмоционально-чувственным и практически-действенным. Психологические особенностиотношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегиюформирования основ их экологической культуры.[22; 5]
Дошкольноедетство — начальный этап формирования личности человека, его ценностнойориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношениек природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс.Знание основ экологии — это важнейший компонент экологической культуры, развиваемыйу дошкольников.
Основнымсодержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанногоправильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, ис которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанноеправильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии,эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развитияотдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительныхзависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды,взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общенияребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведенииживотных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Осознанныйхарактер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуациюили понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимаяситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовыедействия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Процессстановления осознанного правильного отношения к природе сопровождаетсяопределенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценкиуровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения,проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях ивпечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать вигре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
Учитываявсё выше сказанное, можно считать, что формирование экологической культуры этоосновное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения кприроде. Осознанное правильное отношение к природе является важной, необходимойобластью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуетсясовременными условиями.
Переднами стоит проблема: какие формы и методы работы по формированию у детей 4-5лет экологической культуры будут способствовать осознанному правильномуотношению к природе.
Объектисследования:процесс воспитания осознанного правильного отношения детей среднего дошкольноговозраста к природе.
Вкачестве предмета исследования заявлена экологическая культура, каксредство воспитания осознанного правильного отношения к природе.
Цельисследования:определение эффективных форм и методов работы по воспитанию осознанногоправильного отношения детей 4-5 лет к природе.
Постановкацели определяется следующей формулировкой гипотезы: воспитание осознанногоправильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно, еслисоздать следующие педагогические условия:
1. Давать детямсистематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей,себя, активно познавать мир, в который пришли.
2.Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы,т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которыесуществуют между ними.
3.Развиватьморальные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками ипривычками морального поведения.
4.Даватьэкологические знания в условиях комплексного использования разных видовдеятельности детей в природе.
Длядостижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить такиезадачи:
1. Детально изучитьлитературу по данной проблеме.
2. Выявить наиболееэффективные формы и методы работы по воспитанию у детей осознанного правильногоотношения к природе через формирование экологической культуры.
3. Разработать иапробировать экспериментальную методику воспитания у детей 4-5 лет осознанногоправильного отношения к природе в процессе формирования экологической культуры.
Методологическойосновой исследованияявляются важнейшие положения об экологическом воспитании, эстетическомотношении человека к природе; о роли экологического воспитания восознанно-правильном отношении к природе и в формировании личности.
Впроцессе работы над данным исследованием были использованы следующие методыисследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы поисследуемой проблеме; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий иконтрольные этапы; педагогическое наблюдение, беседа, тестирование;статистические методы обработки материалов.
1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННОГО ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ
1.1 Экологическоевоспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками
Дляглубокого и прочного осознания экологических понятий, сложных глобальных,региональных и локальных природоохранных проблем особенно важен их историческийаспект. Известно, что современная острота экологических ситуаций имеетисторические корни, обусловлена потерей лучших народных традиций, утратнравственных основ гуманизма, любви, сострадания, бережного отношения к роднойземле.
Вистории философских и педагогических идей, в системах образования и воспитаниянеоднократно предпринимались попытки построить содержание образования с позициикосмоземного всеединства.
Начинаяс Я.А. Коменского, официальный статус получает принцип природосообразности. Нооднозначного его понимания не было. Я.А. Коменский рассматривал человека какорганическую часть природы, живущую по ее законам, развивающеюся согласноциклам времен года.
Ж.Ж.Руссо усматривал в человеке совершенное творение Бога. Чтобы сохранитьсятаковым, человек должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности ееотношений. Он первый понял опасность цивилизации и призвал: «Назад, кприроде!». Общество восприняло это как недомыслие и чудачество. И.Г. Песталоццивидел в человеке сущностные силы, которые успешно развиваются лишь в условиях,максимально приближенных к природе к принципу природосообразности. А. Дистервегдобавляет принцип культуросообразности.
К.Д.Ушинский реализовал принцип природосообразности в нескольких направлениях. Одноиз них состоит в глубоком познании природы самого ребенка, его анатомии,физиологии, психологии, другое в приближении содержания и организациипедагогического процесса к природе, третье в организации воспитания на народныхтрадициях и обычаях.
Л.Н. Толстойсчитал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде онвидел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал вестественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образажизни.
Выдающиесясоветские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслилисебе организации здорового и целесообразного педагогического процесса внеприроды, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.
В.А.Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. Приизменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяютсяубеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой иработой над гармонизацией нарушенной биосферы.
Человек- часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которымсуществует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии сприродой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительноетворение природы — жизнь на земле.
В XX веке человечество осознало, наконец,всю остроту экологического кризиса. Важная роль в решении экологических проблемпринадлежит системе образования. То есть, должно быть всеобщее экологическоеобразование, целью которого является становление экологической культурыличности и общества. Здесь задействованы все уровни образования, начиная сдошкольного, где закладываются первоначальные знания об окружающем мире,вырабатываются принципы и привычки поведения, которые определяют в будущемуважение к природе, другим людям и самому себе.
Длядошкольной педагогики экологическое воспитание достаточно новое направление,целью которого является формирование начал экологической культуры.
Формированиеначал экологической культуры — это становление осознанного правильногоотношения:
- непосредственно к самой природе вовсем ее многообразии;
- к людям, охраняющим и созидающим ее;
- к людям, созидающим на основе еебогатств материальные или духовные ценности;
- к себе, как части природы;
- понимание ценности жизни и здоровья иих зависимости от состояния окружающей среды;
- осознание своих умений созидательновзаимодействовать с природой.
Задачиэкологического воспитания — это задачи создания и реализациивоспитательно-образовательной модели, при которой очевидны проявления началэкологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Экологическоевоспитание — это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведьвоспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает внем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем егоповедения.
Всестороннееразвитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них, какранее было отмечено, экологическое воспитание.
Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной формесоприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы,бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес,любознательность, побуждает их к игре, трудовой и художественной деятельности.Однако, далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общениис природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениями животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления- знание о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту роднойприроды, любовь, бережное и заботливое отношение к ней — важнейшая задачаэкологического воспитания в дошкольном учреждении.
Делоохраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, егогражданской ответственности за судьбу родной природы. А это в свою очередьтребует усиления внимания к воспитанию у людей бережного и заботливогоотношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста — природа являетсястановлением будущей личности.
Воспитаниебережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будутрасполагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способамивыращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть еёкрасоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю,Родине.
ЛюбитьРодину — значит любить родную природу, умело оберегать её. Каждый день мыбываем с детьми на прогулке, ходим мимо кустарников, деревьев, цветочных клумб,ухоженных добрыми и заботливыми руками, ходим, порой, безучастные ко всему, чтонас окружает. А потом удивляемся: почему ребенок сломал березку во дворе,растоптал цветы на клумбе, обломал кустарники. Почему? Потому, что мы ненаучили их сохранять и охранять посадки, своими руками сажать растения, наблюдатьза ростом, ухаживать за ними.
В векнаучно-технической революции очень важно научить детей видеть и пониматькрасоту окружающей природы, беречь и умножать её" богатства. Рассказывая оприроде детям, мы открываем перед ними сказочный мир жизни растений и животных,учим любить и внимательно относиться к ним.
Сухомлинскийв своей книге «Сердце отдаю детям» писал о том, что «… прежде чем открыть книгу,прочитать по слогам первое слово » необходимо прочитать« страницы самойчудесной книги в мире — книги природы». Он считал, что природа мозга ребенкатребует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли, среди наглядных образов, ипрежде всего — среди природы. «Ребенок мыслит образами», — писал он. Этозначит, что, слушая рассказ взрослого об экологическом кризисе, он рисует всепроисходящее в своем представлении. Чем ярче в его представлении эти картины,тем глубже он осмысливает происходящее, правильность или неправильностьпроисходящего[20;372].
Экология- это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающейсредой. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитаниечеловечности, т.е доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям,которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной дляполноценной жизни.
Воспитаниеэкологической культуры должно учить и понимать себя, и все, что происходитвокруг.
Экологическоевоспитание детей средней группы предполагает:
Ø Воспитаниегуманного отношения к природе (нравственное развитие);
Ø Формированиесистемы экологических знаний (интеллектуальное развитие);
Ø Развитиеэстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы,восхититься ею, желание сохранить её);
Ø Участие впосильной для этого возраста деятельности по уходу за растениями, животными, поохране и защите природы.
Естественно,что все составляющие комплексного подхода к экологическому воспитаниюсуществуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природевозникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим,уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практическойдеятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка,экскурсиях в парк и т.д.
Важнейшимусловием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которойвзрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно,по мере своих возможностей вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.Формируя гуманное отношение к природе, педагог должен выделять главное, чтобыребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природеесть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наноситвред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общийдля нас дом — безнравственны.
Оченьважно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию болеесильной стороны и поэтому должны беречь её и заботиться о ней, а также уметьзамечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующуюнравственную оценку.
Взрослыедолжны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношениедетей к природе объясняются отсутствием у них необходимых знаний. Вот почемувоспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве сформированием системы доступных дошкольникам экологических знаний:
- представление о растениях и животныхкак уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способахудовлетворения этих потребностей;
- понимание взаимосвязи между живымисуществами и средой обитания, приспособленности растений и животных к условиямсуществования;
- осознание того, что все живыесущества на Земле связаны друг с другом сложной системой связей и в то же времякаждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существоватьодновременно.
Ознакомлениес природой дает наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будетносить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться»,«действовать» с объектами природы.
Длительноеучастие детей в уходе за животными помогают не только воспитывать чувствоответственности, любовь ко всему живому, но и расширять знания детей.
Воспитаниебережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества сродителями, но к сожалению, не всех родителей это волнует.
Действеннаялюбовь, настоящая забота о природе возникает у ребенка лишь тогда, когдаежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого. Воспитаниедействительной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневнообщаются с природой и когда это общение направлено взрослым.
Историячеловечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапевопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальнуюэкологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережноотноситься к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитыватьэкологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитаниенадо с раннего дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знаниямогут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Технологияформирования начал экологической культуры у детей дошкольного возрастапостроена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшегоокружения, познании того, что растет и живет рядом с ребенком.
Формированиеэкологической культуры у дошкольников достигается в ходе непосредственноговзаимодействия с объектом изучения: ребенок чувствует и познает природу,уникальность живого на примере самой природы — тех ее представителей, которыестационарно проживают в непосредственной близости от ребенка и составляют егоповседневное предметное окружение.
Реализацияданной идеи, независимо от времени, места и форм организациивоспитательно-образовательного процесса, возможна при соблюдении рядаосновополагающих принципов.
Ø Естественно — научный (знание о законах организации функционирования экосистем, о природныхобъектах региона, об экологических проблемах в области и во всем мире и путяхих решения).
Ø Ценностно-нормативный(знания, раскрывающие универсальную ценность природы, законыприродоиспользования и охраны природы, моральные и правовые ограничения).
Ø Преемственности.Предполагает учет психолого-педагогических особенностей воспитания, обучения иразвития ребенка, отбор содержания, обеспечивающего целостное, системноевосприятие экологических закономерностей, проблем; взаимосвязь всех видовдетской деятельности.
Ø Деятельностный (знанияи умения, которые используются в реальной
деятельностис объектами природы, пропаганда экологических знаний).
Внастоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Рядисследователей отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется некомплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.
1.2 Познавательныйпотенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разныхвидов деятельности детей в природе
Определяющимв отношении дошкольников к природе, согласно данным экологическойпсихопедагогики (В. Ясвин, С. Дерябо), является когнитивный компонент, то естьготовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию обобъектах природы.
Психологиэкспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферыопределяет характер взаимодействия с природными объектами и отношение к ним. Тоесть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляютпознавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие самогообъекта, а не оценивание его взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастнуюособенность дошкольников для организации процесса их взаимодействия с миромприроды. [22; 13]
Ознакомлениес природой предусматривает соблюдение принципа гетерогенности экологическойдеятельности, который заключается в педагогической целесообразности привлеченияребенка к разнообразной познавательной деятельности, связанной с миром природы.Психологические особенности детей дошкольного возраста предопределяютиспользование активных форм (методов) познавательной деятельности. Преимуществоотдается непосредственным наблюдениям, играм, опытам, уходу за растениями иживотными, но целесообразно использовать и другие виды деятельности.
М.М.Манасеина считала: «… при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегдапомнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности полнее илучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, афакты и факты, наблюдения и опыты».[25;409] Хорошо, когда дети самивоспринимают явления природы, а не знакомятся с результатами чьих-то наблюдений.Во время наблюдений задействуются все органы чувств ребенка. Именно ониобеспечивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез,сопоставление, благодаря которым ребенок немного спонтанно овладевает темивзаимосвязями и взаимозависимостями, которые творят целостность и логическуюзавершенность в системе «природа -человек — общество — природа».
Наблюдениецелесообразно использовать на занятиях разных видов. Занятия обеспечиваютширокое пространство для творческой реализации содержания наблюдений, котороепредопределено включением детей в разные виды экологической деятельности сучастием в ней воспитателя. Целью каждого вида такой деятельности неизменновыступает формирование первооснов экологического сознания, экологическогоповедения, а следовательно и экологической культуры личности. [22;6]
Обольшой роли наблюдений и его воспитательном значении в жизни ребенка говорилеще И.Г. Песталоцци. Вот что он писал о них: «Я хочу, чтобы наблюдение всегдапредшествовало слову и, чтобы точные знания всегда предшествовали суждению».[31; 163]; «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только чтопоявившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит,и червяк учит больше и лучше. Молчи!». [31; 139]
Вовладении естественными знаниями, как и знаниями о человеке приоритетной должнастать поисково-исследовательская деятельность. Она гармонично интегрирует всю многогранностьне только теоретических знаний, но и умений и навыков в отношении ихприобретения и перенесения в разные сферы жизнедеятельности дошкольника. Всвязи с этим необходимо оптимизировать деятельность воспитателя и воспитанниковкак фактор формирования экологической культуры личности путем внедрения еесамой рациональной формы -поисково-исследовательской, в основу которой заложенацелостная система взаимодействующих и целеустремленных средств влияния надетей.
Вопрос осущности, структуре и значении поисковой деятельности в системе других видовдеятельности детей дошкольного возраста исследуются достаточно разнопланово втрудах О.М. Ивановой, ВВ. Кондратовой, С.Н. Николаевой и других научныхработников. Н. Лысенко дала такое определение: поисково-исследовательскаядеятельность — это организованная педагогом деятельность детей, в которой онипутем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий,практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новымизнаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельногоприобретения. Н.Н. Поддъяков говорил: «Фундаментальный факт заключается в том,что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, вседетские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительнопозже деятельности экспериментирования». [35; 6]
Исследовательскаяработа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умениеобобщать.
«Зеленоецарство» растений привлекает внимание и вызывает заинтересованность ребенка.Умение разглядывать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать разнообразныепризнаки и состояние — задачи эстетического, умственного и морального воспитанияребенка. Ребенок, наблюдая за растениями, учится распознавать другую (нечеловеческую) форму жизни, видеть живое существо, жизнь и состояние котороговполне зависит от того, поливают его или нет, водой комнатной температуры или холодной,чистой или с питательными веществами. Отличает здоровые и крепкие растения от слабых,хилых, которые нужно « лечить». Красота — это спутник здоровья. Бледное вытянутоерастение с хилыми листьями, которое не дает новых ростков и цветов, — некрасивое.
При систематическомвзаимодействии с растениями ребенок понимает, что внешние признаки (цвет,форма, размер и тому подобное) — это, прежде всего показатели уровняблагополучия растения, наличия необходимых жизненных условий. Поэтому, понимаясостояние растения, ребенок «сочувствует» ему и помогает. Поливая, пересаживая,очищая от пыли растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно,дошкольник будет заботиться о зеленых друзьях.
Дошкольник,который воспитывался в «зеленой» школе, увидит красоту букета в вазе, клумбы,пейзажа. В лесу, парке, на лугу он будет наблюдательным, любознательным.[5; 66]
Животные,так же как и растения, приносят большую радость. Дети активно общаются с ними,ведь мир наших меньших братьев чрезвычайно привлекателен. В отличие отрастений, животным присуще поведение. С одной стороны, они похожи на людей:могут ходить, бегать, лазить, плавать; едят и пьют; глаза и уши позволяют имвидеть и слышать, то есть воспринимать окружающий мир и реагировать на него(прятаться, кричать, убегать, нападать и тому подобное).
Замечая частичновнешнее сходство между человеком и животными, ребенок с раннего возраста понимает,что последние — живые существа. С другой стороны, животные неповторимы и своеобразныкак по внешнему виду, так и по поведению. Например, многие из них имеют органы,которых нет у людей — хвост, рога, копыта, плавники, клюв и тому подобное.
Некоторыеживотные могут летать, жить в воде или под землей, впадать в спячку, то есть делатьто, что не свойственно человеку. Необыкновенность и динамичность животных оченьнравится детям. Но поведение дошкольника относительно животных всегда должнобыть под вниманием и руководством взрослого, так как оно может быть опасным идля животного и для ребёнка.
Умелаяорганизация работы с детьми по уходу за живыми существами позволяет педагогурешить задачу воспитания у детей заботливого отношения к животным и бережногоотношения к природе. [13; 30]
Встановлении экологического сознания особенное место принадлежит игровойдеятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правилаповедения в природе. Педагогически правильно организованная игроваядеятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активностиих действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познанияокружающей природы.
Полнеевсего задаче формирования экологического сознания отвечает дидактическая игра.Обучение, активизация познания в значительной мере происходит в игровой форме.Экологизации дидактической игры способствует принцип парности. Реализация егодостигается отбором таких заданий, которые ведут ребенка путем самостоятельныхрешений, поиска ответов на вопросы, которые подаются в иллюстрациях, картинках,в скрытом виде.
Вразработке игр экологической направленности также нужно уметь максимальноиспользовать возможности творческих игр детей. Воспитательный и познавательныйэффект этих игр достигается при условии максимального приближения сюжета кзаданиям экологического воспитания, к реальным условиям существования объектови явлений природы, к тем образцам поведения, которые должны характеризоватьребенка не только в игре, но и роли в ней. Безусловное значение творческой игрызаключается в том, что дети практически овладевают образцами взаимоотношенийлюдей, их гуманного и заботливого отношения к природе.
Сейчас,в экологическом воспитании, целесообразно использовать игры нового типа, которыес одной стороны моделируют само творчество ребенка, а со второй — обеспечиваютусловия для совершенствования его интеллекта. Это — игры-ребусы. В этих играхразвивается интеллект ребенка, его память, мышление, внимание, умение искатьзависимости и закономерности, которые существуют в природе скрыто и реально,умения классифицировать и моделировать материал, комбинировать и моделироватьего, прогнозируя результаты.[22, 95]
Мырассмотрели несколько видов познавательной деятельности, связанной с миромприроды. Но существует еще очень много разных видов деятельности, которыепомогают формировать экологические знания и которые являются обязательнымкомпонентом формирования экологической культуры. Это — путешествия, экскурсии вприроду; изобразительная, музыкальная, театральная деятельность; решениесоциально-моральных задач, проблемных вопросов; чтение художественнойлитературы, ознакомление с народными природоведческими традициями, то есть сопытом сохранения, приумножения и использования природных богатств, которыйпередавал из поколения в поколение русский народ: Это освещение в народномтворчестве: загадках, пословицах, поговорках, легендах, играх.
Вовзаимодействии с естественной окружающей средой ребенок — активный субъект.Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другиевиды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутитьсобственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то,что наблюдает, правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство. Показателямитакой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающейсреды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни вестественной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам;владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности.
1.3 Рольэкологических знаний в воспитании осознанного правильного отношения к природе
Вусловиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством,возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная целькоторого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основевоспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можнорассматривать как начальную ступень экологического образования, посколькуименно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, еебазис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей
Экологическаякультура — это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности запринимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентамиэкологической культуры личности должны стать:
1. экологические знания;
2. экологическое мышление;
3. экологически оправданное поведение;
4. чувство любви к природе.
Программойвоспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрено воспитание удошкольников любви к родной природе, способности воспринимать и глубокочувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
Первоеотношение к природе складывается у малышей на основе эмоций, чувств, возникшихв ходе созерцания ее красоты. Но одного лишь эмоционального восприятия дляформирования бережного отношения к природной среде недостаточно. Воспитательдолжен стремиться соединить возникшие в результате непосредственного общения сприродой чувства детей с природоохранительными знаниями, что, в свою очередь,станет побудителем различной природоохранительной деятельности.
В среднейгруппе детей учат внимательно наблюдать явления природы и устанавливатьпростейшие связи между ними. Детей этого возраста подводят к пониманию того,что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия(определенная почва, солнечный свет, тепло, влага и т. д.). Ребята должнызнать, что под влиянием солнца и влаги трава быстро растет, начинают поспеватьнекоторые ягоды, фрукты, овощи.
Главнаяцель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры:правильного отношения к природе, к себе и другим людям, как части природы, квещам и материалам природного происхождения. Правильное отношение строится наэлементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяютмотивы поступков и поведения.
Экологическиезнания — это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, ихприспособленности к ней; о человеке как части природы; об использованииприродных богатств, загрязнении окружающей среды и т.д.
Знания — не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработкиотношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенныйхарактер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических иэстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое,бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому,что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ОСОЗНАННОГО ПРАВИЛЬНОГООТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
2.1Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей (методика ирезультаты констатирующего эксперимента)
Для тогочтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы он долженобладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данноговозраста.
Дляосуществления экспериментальной работы мы поставили перед собой ряд задач:
1. Выявить уровень знаний детей о миреживотных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение кмиру природы.
2. Определить морально-ценностноеотношение к природе у детей.
3. Выявить у детей практические навыкибережного отношения к объектам природы.
Приступаяк констатирующему эксперименту, следует отметить, что экологическая культураимеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе,к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природногопроисхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарныхзнаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников.
Обязательнымкомпонентом процесса формирования экологической культуры являются знания иумения, а конечным результатом — соответствующее осознанное правильное отношениек окружающему миру.
Констатирующийэксперимент проводился на базе ДОУ № 60 города Сызрани Самарской области.
Заэкспериментальную и контрольную группы были выбраны дети средней группы,приблизительно равные по уровню развития, в количестве 20 человек.
Условияпроведения: в нормальной обстановке в дневное время.
Цельюконстатирующего эксперимента было выявление показателей навыков экологическойкультуры у детей среднего дошкольного возраста.
Дляконстатирующего эксперимента были подобраны следующие задания:
1. Контрольныезадания для определения уровня сформированности экологических знанийдошкольников.
2. Моральнаяситуация для определения морально-ценностного отношения к природе.
3. Специальныеситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения кприроде.
Тестированиедетей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериевэкологических знаний позволило определить уровень сформированное этогокачества.
Задание1
Цель. Определить уровень знанияхарактерных особенностей представителей мира животных(домашних и диких).
Оборудование.Два больших листа бумаги: первый разделен на три части (хозяйственный двор,лес, жилое помещение); на втором листе изображены голубое небо, ветви деревьеви земля. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, собаки, кошки; волка,лисицы, медведя, зайца. Фигурки птиц: голубя, воробья, сороки, курицы.
Инструкцияк проведению.
Вигровой форме ребёнку предлагается взять первую карту, из всех фигурок выбратьживотных и поселить их по домикам( с учётом места проживания).
Потомпредлагается взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц иразместить их на карте по своему усмотрению.
Если настоле остались какие-нибудь фигурки, ребёнку предлагается ещё раз подумать иразместить их в соответствии с инструкцией.
Послетого, как ребёнок справился с заданием, ему предлагается выбрать дваизображения животных, три изображения птиц и затем ответить на следующиевопросы в соответствии с выбранными картинками.
- Как называется животное (птица)?
- Какие его характерные особенности ?
- Чем питается животное (птица)?
Оценкарезультатов деятельности.
Высокийуровень(3 балла)
Ребенокбез особого труда распределяет представителей животного мира по видам: звери,птицы. Аргументирует свой выбор. Знает их характерные особенности. Без особоготруда отвечает на поставленные педагогом вопросы. Проявляет интерес иэмоционально выражает свое отношение к животным (птицам).
Среднийуровень (2 балла)
Ребёнокиногда допускает незначительные ошибки при распределении представителейживотного мира по видам: звери, птицы. Не всегда аргументирует свой выбор.Знает их характерные особенности, но иногда допускает неточности в ответах. Напоставленные вопросы отвечает с замешательством. Проявляет интерес и эмоциональновыражает свое отношение к животным (птицам).
Уровеньниже среднего(1 балл).
Ребенокдопускает частые ошибки при распределении представителей животного мира повидам: звери, птицы. Не всегда аргументирует свой выбор. Затрудняется назватьхарактерные особенности. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а еслиотвечает, то отвечает в основном не верно. Не проявляет и не выражает своеотношение к животным (птицам).
Задание2
Цель. Определить уровень знанияхарактерных особенностей растительного мира.
Оборудование.Комнатные растения: герань (пеларгония), бегония и бальзамин султанский(огонёк), колеус; лейка для полива комнатных растений; распылитель воды;палочка для рыхления; тряпочка и поддон. Инструкция к проведению.
Педагогназывает ребёнку четыре комнатных растения. Просит ребенка показать этирастения.
- Как правильно ухаживать за комнатнымирастениями?
- Покажи, как правильно это надо делать(на примере одного растения).
- Нравятся ли тебе комнатные растения ипочему?
Затем изпредставленных на картинках растений (даны в скобках) предлагается выбрать:
A) сначаладеревья (берёза, липа, тополь);
Б)деревья у которых есть иголки, и деревья у которых есть листочки (лиственные ихвойные) (ель, осина);
B) ягодыи грибы (земляника, опята);
Г) цветысада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан). Оценка результатовдеятельности.
Высокийуровень (3 балла)
Ребеноксамостоятельно называет все виды растений: деревья, цветы. Без труда отличаетхвойные деревья от лиственных, ягоды от грибов; цветы сада от цветов леса.Рассказывает как правильно ухаживать за комнатными растениями. Сформированыэлементарные практические умения и навыки ухода за комнатными растениями.Проявляет интерес и эмоционально выражает сове отношение к комнатным растениям.
Среднийуровень ( 2 балла)
Ребенок иногдадопускает незначительные ошибки в названии растений: деревьев и цветов. Восновном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняетсяаргументировать свой выбор. Рассказывает, как правильно нужно ухаживать закомнатными растениями. Элементарные практические навыки и умения ухода закомнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес иэмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Уровеньниже среднего.(1 балл)
Ребенокзатрудняется называть растения: деревья, цветы. Не всегда может выделить группыпредлагаемых растений. Не сформированы элементарные практические умения инавыки ухода за комнатными растениями. Затрудняется рассказывать, как правильнонужно ухаживать за комнатными растениями. Не проявляет интереса и не выражаетсвое отношение к растениям.
Задание3
Цель. Определить уровень знанияхарактерных особенностей времен года. Оборудование. Карточки с изображениемразных времен года. Инструкция к проведению
Педагогспрашивает у ребёнка, какое время года ему нравится больше всего и почему?
Затемпедагог предлагает выбрать карточку, на которой изображено это время года.
Педагогпредлагает ребенку прослушать ситуации и ответить на вопрос «Когда этобывает?»:
- Светит яркое солнце, дети купаются вреке.
- Деревья покрыты снегом, дети катаютсяс горки на санках.
- С деревьев опадают листья, птицыулетают в тёплые края.
- На деревьях распускаются листочки. Оценкарезультатов деятельности.
Высокийуровень (3 балла)
Ребенок правильноназывает характерные признаки каждого времени года. Проявляет фантазию в ответена вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?». Комментирует карточку сизображением выбранного времени года. Выражает эстетическое отношение кприроде.
Среднийуровень (2 балла)
Ребенокв основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускаетзначительные ошибки. На вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?»отвечает односложно. Выражает эстетическое отношение к природе.
Уровеньниже среднего (1 балл)
Ребенокне знает характерных признаков времен года. В ответе на вопрос «Какое времягода тебе нравится и почему?» называет только время года. Не выражаетэстетического отношения к природе.
Задание4
Цель. Определить уровень отношения к мируприроды.
Инструкцияк проведению
Педагогпредлагает детям ответить на следующие вопросы.
- Как ты помогаешь взрослым ухаживатьза домашними животными (если они есть)? (Если у ребёнка нет домашних животных,задается вопрос: «Если быу тебя дома была кошка или собака, как бы ты сталухаживать за ними?»)
- Как ты помогаешь взрослым ухаживатьза обитателями уголка природы в детском саду?
- Что ты вместе с взрослыми можешьсделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
- Как ты можешь помочь птицам зимой?
Оценкарезультатов деятельности.
Высокийуровень ( 3 балла).
Ребенокотвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашнимиживотными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь междудеятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражаетсвое отношение к природе.
Среднийуровень (2балла).
Ребенокотвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать задомашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязьмежду деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразитьсвое отношение к проблеме.
Уровеньниже среднего ( 1 балл).
Ребенокзатрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том,как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Непонимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц ирастений. Затрудняется выражать свое отношение к проблеме.
Задание5.
Цель: выявления практических навыковбережного отношения к объектам природы.
Инструкцияк проведению.
Животныхуголка природы на короткое время оставляли без еды, загрязнили их водуневредными добавками, поставили в живой уголок горшок с цветком с сухой землёй.Каждому ребёнку индивидуально предлагалось поухаживать за обитателями уголкаприроды.
Оценкарезультатов деятельности.
Высокийуровень (3 балла)
Ребенокправильно оценивал ситуацию и самостоятельно решал её.
Среднийуровень (2 балла).
Ребенокправильно оценивал ситуацию, но принимал не совсем верное решение.
Низкийуровень (1 балл).
Ребенокне справился с поставленной задачей.
Порезультатам выполненного задания все дети были распределены на три группы поуровням развития: высокий (15-13 баллов), средний(12-8 баллов), низкий (7-5баллов).
Результатыконстатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группахприведены в таблицах 1 и 2.
Таблица1. Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе№ Ф.И. Знания о животных, птицах. Знания о растительном мире Знания о характерных признаках времен года Отнош. к миру природы Спец. ситуац.
Сумма
баллов Уровень экол. знаний 1. Алена А. 2 2 2 2 1 9 С 2. Наиль Г. 2 2 1 2 1 8 С 3. Юра Д. 2 1 1 1 1 6 Н 4. Арсений К. 2 1 2 2 1 8 С 5. Настя Р. 3 3 3 3 2 14 В 6. Ильдар Ф. 1 1 1 2 1 6 Н 7. Саша М. 2 2 1 2 1 8 С 8. Данил С. 2 2 1 1 1 7 Н 9. Дана С. 1 2 1 2 1 7 Н 10 Настя К. 2 2 2 1 1 8 С
Условныеобозначения: В- высокийуровень, С- средний уровень, Н — низкий уровень.
Высокийуровень — 1 человек, средний уровень — 5 человек, низкий уровень — 4 человека.
Таблица2. Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе№ Ф.И. Знания о животных, птицах. Знания о растительном мире Знания о характерных признаках времен Отнош. К миру природы Спец. ситуац. Сумма баллов Уровень экол. знаний 1. Марина Б. 2 2 1 2 1 8 С 2. Игорь Б. 1 1 2 1 1 6 Н 3. Наиля Г. 2 1 2 1 1 7 Н 4. Саша М. 1 2 1 1 1 6 Н 5. Егор М. 1 2 2 1 1 7 Н 6. Соня О. 2 2 1 2 1 8 С 7. Дима К. .3 3 3 3 2 13 В 8. Ваня И. 2 2 2 1 1 8 С 9. Настя Н. 1 1 1 1 1 5 Н 10 Катя Т. 2 1 2 1 1 7 С
Условныеобозначения: В- высокийуровень, С- средний уровень, Н – низкий уровень.
Высокийуровень – 1 человек, средний уровень – 4 человека, низкий уровень- 5 человек.
Уровнисформированноcти экологических знаний
Таблица3. Констатирующий срез.Уровень Группа контрольная экспериментальная Высокий 10% 10% Средний 50% 40% Низкий 40 % 50%
Наименьшееколичество ошибок допустили Настя Р. и Дима К. — 2 человека (высокий уровень).
Настя Р.,Дима К. правильно выполнили задания. Дима без особого труда распределилапредставителей животного мира по видам, четко отвечала на поставленные вопросы.Ребёнок самостоятельно называл разные виды растений. Без помощи взрослогоназывал условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Димазнает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.
Настя Р.при ответах на поставленные вопросы проявляла творчество и фантазию. Ребёнокправильно называл характерные признаки времен года. По памяти воспроизводилсезонные особенности того или иного времени года. Выражал эстетическоеотношение к природе. Дети правильно нашли выход из специально созданныхситуаций.
Ксреднему уровню были отнесены дети — Алена А., Наиль Г., Арсений К., Рома М., НастяК. — 5 человек контрольной группы и Марина Б., Соня О., Ваня И., Катя Т. — 4человека экспериментальной группы.
МаринаБ. иногда допускала незначительные ошибки при распределении представителей животногомира по видам; не всегда аргументировала свой выбор. Соня О. иногда допускалнезначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, цветов. Практическиеумения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
Книзкому уровню развития были отнесены дети — в контрольной группе – Юра Д., ИльдарФ., Данил С., Дана С. — 4 человека и в экспериментальной группе — Егор М., НаиляГ., Саша М., Игорь Б., Настя Н. -5 человек.
Настя Н.часто допускала ошибки при распределении представителей животного мира повидам. На поставленные вопросы отвечать затруднялась, а если и отвечала, то восновном неверно. Саша М. не всегда правильно называла характерные признакивремен года. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать домашнимиживотными и обитателями уголка природы.
В 5задании все дети с желанием брались за работу, но побеспокоились о еде лишьнемногие дети. Сухое растение и грязная вода так и остались без внимания детей.Эти данные свидетельствуют о недостаточной работе взрослых по формированию удетей бережного отношения к природе. С целью сравнения результатов констатирующегоэксперимента в контрольной и экспериментальной группах строим секторнуюдиаграмму(рис.1, рис.2)
/>
Рис. 1 Результаты констатирующего эксперимента вконтрольной группе
Как виднои в контрольной (10%), и в экспериментальной (10%) группах мало детей с высокимуровнем сформированности экологических знаний. Средним уровнем обладает 50%детей в контрольной группе и 40% детей в экспериментальной группе. Низкимуровнем сформированности экологических знаний владеет соответственно 40% и 50%детей.
Обегруппы находятся приблизительно на одинаковом уровне развития, посколькурасхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследованияуровень развития является недостаточным, т.к. очень мало детей и в контрольной,и в экспериментальной группах имеют высокий уровень сформированностиэкологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру, котораясвидетельствует о качестве осознанного правильного отношения детей к природе,их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.
Наосновании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа поформированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически,не был достаточно оснащён педагогический процесс, мало
местаотводилось наблюдениям, практической деятельности, труду и другим видамдеятельности экологического характера.
Такимобразом, перед нами стоит задача наметить методику совершенствования работы повоспитанию осознанного правильного отношения к природе в процессе формированияэкологической культуры детей среднего дошкольного возраста, что и обусловилопроведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.
2.2Методика совершенствования работы по воспитанию осознанного правильногоотношения к природе через формирование экологической культуры у среднихдошкольников (организация и содержание формирующего эксперимента)
Наследующем этапе нашего исследования мы приступили к воспитанию у детей осознанногоправильного отношения к природе через формирование экологической культуры.
Цельюформирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики формированияэкологической культуры.
Приразработке методики формирования экологической культуры средних дошкольников мыопирались на особенности экологического воспитания данной возрастной группы.
Характернойчертой средних дошкольников является активное постижение окружающего мира черезнаблюдение за ним. Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработкеу детей навыка истолковывания своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка ещеневелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным емуобъектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающейего действительностью.
Воспитаниеу ребенка интереса к явлениям природы начинается с умения всматриваться,любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлятьнаблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру природы.
Экологическоевоспитание основывается на возрастных психических возможностях детей этоговозраста. Это помогает обеспечивать эффективность решения поставленных задач,доступных для детей.
Познаниеприроды помогает детям среднего дошкольного возраста адаптироваться вокружающем мире, поддерживать любопытство и любознательность, активность исамостоятельность. В процессе ознакомления малышей с природой воспитательрешает важные задачи сенсорного развития, формирования у детей элементарныхформ наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Воспитательдолжен создать условия для включения детей в реальную деятельность по уходу зарастениями, наблюдению за животными, воспитывать эмоциональную отзывчивость игуманные чувства.
Данная методика,была построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личностиребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и пониматькрасоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческихспособностей, культуры чувств.
В ходе формирующегоэксперимента мы старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду былинтересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированныйподход в обучении. Экологические знания и навыки дети получали не только на специальноорганизованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательскойдеятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальныхзанятиях.
Формированиеэкологической культуры происходило по разработанному плану работы, который мысоставили на весь календарный год.(Приложение 1).
Систематическиенаблюдения в природе учат детей быть внимательными. Был разработан циклнаблюдений с проведением опытов, доступных для детей этого возраста и сиспользованием художественного слова (Приложение 2). Он помогает детямприобретать знания, мыслить, обобщать, делать выводы и правильно вести себя вмире природы.
Встановлении экологического сознания особое место принадлежит игровойдеятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правилаповедения детей в природе.
Сюжетно-ролевыеигры помогают отображать разнообразные бытовые сюжеты, дают новые впечатления ожизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях. Игры для детей — способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и которыймогут изменить и преобразить. В играх дети применяют свой жизненный опыт иотражают то, что их интересует, волнует, радует, они воплощают свои мечты ижелания (Приложение 3).
Дидактическиеигры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровойдеятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интереск природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы ипрактические умения экологически целесообразной деятельности; предоставитьвозможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества,ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценкирезультатов собственной экологически ориентированной деятельности.Дидактические игры и упражнения мы использовали в своём эксперименте.(Приложение 4)
В работемы также использовали экологическое лото: его цель: развивать умениеклассифицировать животных (дикие, домашние).
Игры-медитации:«Я-солнце», «Я-дождь», «Я-ветер», «Я- облачко». Например: «Я — облачко,большое, пушистое. Я свободно и легко плаваю в синем небе. Мои руки лёгкие, онипомогают мне лететь. Я поднимаю глаза вверх, всем своим телом вдыхаю воздух,наполняюсь влагой. Я могу напоить дождиком землю, я выдыхаю и потоком мелкихкапелек падаю на землю».
Интереснымв работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб отжителей леса, сада, огорода. Дети задумывались над содержанием писем,обговаривали различные экологические ситуации, решали, как можно помочь тому,или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу — своегокрая, и всей планеты. Например, такое письмо «Здравствуйте, дети! Нам оченьнравится жить в этой комнате, радовать вас своими листьями и цветами, очищатьвоздух. Но многие из нас страдают от неправильного ухода. Поэтому мы обращаемсяк вам за помощью — узнайте, как за каждым из нас правильно ухаживать, и мывсегда будем вашими лучшими друзьями. Комнатные растения».
Эффективнымметодом расширения знаний по экологии, по нашему мнению, является использованиежемчужин народной мудрости — сказок, легенд, поговорок, загадок наэкологическую тематику, т.к. они ум обогащают, и душу волнуют: «Много леса — негуби, мало леса — береги, нет леса — посади», «Не подноси на природу руку,будет и твоему внуку» и так далее (Приложение 5).
В работес детьми практиковалось использование научности. Это разнообразные иллюстрации,гербарии, альбомы («Животные Красной книги», «Знай, люби, береги»); таблицы,схемы («Круговорот воды в природе», «Строение растений» и другие); карты,макеты, фотографии, натуральные природные объекты (растения, грунт, вода идругие).
Во времяработы с натуральными природными объектами внимание детей обращалось на то,чтобы не нанести животному вреда, а после проведения наблюдения отпускали их наволю.
Творческоеобщение с природой — действенный метод экологического воспитания и развитиялучших человеческих качеств. Поэтому занятия начинались
слюбования природой. На таких занятиях готовые знания не навязывались, апредоставлялась детям возможность делиться своими чувствами. Всё этопроисходило на лоне природы, с объединением музыки, трудового воспитания.Вместе с детьми составляли экологические сказки. Именно через фантазию, детскоетворчество лежит путь к сердцу ребёнка.
Составляющаяформирования осознанного отношения к природе, как познавательной ценности,является воспроизведение приобретённых знаний о природе в разных видахдеятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этихзнаний в памяти ребёнка.
Назанятиях по изодеятельности с помощью красок дети передавали «настроение»природы. Если природа в «хорошем настроении», о ней заботились, её оберегали,то дети использовали яркие, живые краски. Если в «плохом настроении» — о ней незаботились, её загрязняли, дети использовали мрачные, тёмные цвета.
Музыкальнаядеятельность содействовала проявлению чувств словами звуков (шум воды, шелестлистьев, вой ветра). В танцах дети отображали движения животных, растений,объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образ из мира природыдавало возможности ребёнку прочувствовать его состояние, например, рака,грибка, зайчика, цыплёнка, капельки воды. Проведение праздников экологическогохарактера также помогало детям ощутить себя частью природы. (Приложение 6)
Вдошкольном учреждении есть хорошо оснащённый зал, где проводились физкультурныеи эколого-оздоровительные занятия. На них мы с инструктором по физкультурезнакомили детей с правилами поведения в лесу, разыгрывали различные ситуацииэкологического характера, выполняли различные физические упражнения (Приложение7).
Проблемуформирования экокультуры можно и нужно решать с помощью родителей. Мыприглашала родителей на занятия и праздники экологического содержания, накоторых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Был проведенКВН на тему «Мы – друзья природы» (Приложение 8), анкетирование родителей (Приложение9), предложили им список литературы о природе для чтения детям. Вместе сродителями выпустили газету экологической направленности. Они помогалиблагоустраивать территорию ДОУ: осенью — высаживали деревья, собирали семенацветов, подрезали кусты; зимой — убирали территорию от снега, посыпали дорожкипеском, строили замки из снега, ведь самым ценным в воспитании детей являетсяпример самих родителей.
Передпразднованием нового года, по инициативе родителей, была проведенаэкологическая акция « В лес за елкой»(Приложение 10).
Вформирующем эксперименте мы показали методику совершенствования реализации целиисследования, обозначили использованные средства работы по воспитаниюэкологической культуры детей среднего дошкольного возраста и её содержание.Длился эксперимент 8 недель( с середины ноября по середину января). Экспериментзатронул два времени года (конец осени и начало зимы).
2.3Анализ и результаты исследования
Чтобыубедиться в эффективности используемого формирующего эксперимента, был проведёнконтрольный эксперимент, по той же диагностической методике.
Результатыконтрольного эксперимента оформлены и отображены в таблицах 4,5.
Таблица4. Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе№ Ф.И. Знания о животных, птицах. Знания о растительном мире Знания о характерных признаках времен года Отнош. к миру природы
Спец.
ситуац. Сумма баллов Уровень экол. знаний 1. Алена А. 3 2 2 2 2 11 С 2. Наиль Г. 3 2 3 2 2 12 С 3. Юра Д. 2 2 2 1 1 8 С 4. Арсений К. 2 2 2 3 2 11 С 5. Настя Р. 3 3 3 3 2 14 В 6. Ильдар Ф. 2 2 1 1 1 7 Н 7. Саша М. 2 2 2 2 2 10 С 8. Данил С. 2 2 1 1 1 7 Н 9. Дана С. 1 2 1 2 1 7 Н 10 Настя К. 2 2 2 2 2 10 С
Условныеобозначения: В- высокийуровень, С- средний уровень, Н — низкий уровень
Высокийуровень — 1 человек, средний уровень — 6 человек, низкий уровень -3 человека
Таблица5. Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе№ Ф.И. Знания Знания о Знания о ха- Отнош. к Спец. Сумма Уровень
о жи- расти- рактерных миру ситуац. бал- экол. зна-
вотных, тельном признаках природы лов ний
птицах. мире времен года
1. Марина Б. 3 3 3 2 2 13 В
2. Игорь Б. 2 2 2 2 2 10 С
3. Наиля Г. 2 2 2 2 2 10 С
№ Ф.И. Знания Знания о Знания о ха Отнош. к Спец. Сумма Уровень
о жи расти- рактерных миру ситуац. бал- экол. зна
вотных, тельном признаках природы лов ний
птицах. мире времен года
4. Саша М. 3 3 2 2 2 12 С 5. Егор М. 2 3 2 2 2 11 С 6. Соня О. 3 3 2 3 2 13 С 7. Дима К. 3 3 3 3 3 15 В 8. Ваня И. 3 3 3 3 3 15 В 9. Настя Н. 2 2 2 2 2 10 В 10 Катя К. 3 2 3 3 2 13 В /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Условныеобозначения: В- высокийуровень, С- средний уровень, Н – низкий уровень.
Высокийуровень — 4 человека, средний уровень 6 человек, низкий уровень -0
Уровнисформированности экологических знаний по результатам контрольного эксперимента.
Таблица6. Контрольный срез контрольного экспериментаУровень Группа контрольная экспериментальная Высокий 10% 40% Средний 60% 60% Низкий 30% -
С цельюсравнения результатов контрольного эксперимента в контрольной иэкспериментальной группах можно построить секторную диаграмму (Рис 3,4).
С цельюотображения динамики сформированности экологических знаний у детейэкспериментальной группы можно построить столбцовую гистограмму (рис 5):
сравнительныйанализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы входе эксперимента значительно повысился уровень сформированности экологическихзнаний и по показателям обогнал контрольную группу. Количество детей с высокимуровнем развития возросло в 4 раза. В экспериментальной группе по завершениюисследования уже 4 ребёнка имели высокий уровень развития, а вначале был 1ребёнок. Средний уровень возрос в 1,5 раза. ( Стало 6 детей, а было 4). Детей снизким уровнем не стало вообще.
Так,отвечая на вопросы диагностики, Марина Б. без особого труда распределилапредставителей животного мира по видам; аргументировала свой выбор. Соня О.самостоятельно называла разные виды растений: деревья, кустарники, цветы. Безпомощи взрослого называла условия, необходимые для жизни, роста и развитиякомнатных растений. Ильдар Ф. уверенно отвечал на поставленные вопросы.
Саша М.правильно называл времена года, но иногда затруднялся назвать их в нужнойпоследовательности, в рисунках отражал существенные признаки того или иноговремени года.
Вконтрольной группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолькоощутим. С высоким уровнем развития как был, так и остался один ребёнок. Сосредним уровнем развития количество детей возросло в 1,2 раза (было 5 человек,стало 6). С низким уровнем развития уменьшилось лишь в 1,3 раза (было 4человека, стало 3).
Анализрезультатов экспериментальной группы до и после формирующего экспериментанаглядно свидетельствует об эффективности разработанной методикисовершенствования работы по воспитанию экологической культуры у детей среднего дошкольноговозраста. Экспериментальная группа заметно улучшила свои результаты. Высокийуровень развития — до 40%, при том, что было — 10%. Также возросли показателисреднего уровня с 40% до 60%. Низкого уровня развития не стало вообще — 0%.
Вконтрольной группе изменения оказались не такими значительными. С высокимуровнем развития было 10%, так и осталось 10%. Со средним было 50%, стало 60%.С низким уровнем было 40%, стало 30%.
Впроцессе работы в экспериментальной группе были замечены такие изменения:
- дети заметно расширили своиэкологические представления, своё умение трудиться в природе ;
- у них возрос интерес к объектам иявлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на«непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;
- появилось желание соблюдать нормы иправила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностейприродного мира.
И,вообще, дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться,овладели навыками ухода за животными и растениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работабыла ориентирована на воспитание осознанного правильного отношения к природедетей 4-5 лет.
В связис поставленной целью в первой главе исследования рассмотрена сложившаясяэкологическая обстановка в мире, которая ставит пред человечеством важную задачу- сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро всталвопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего ибудущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайненизком уровне. Улучшить ситуацию можно за счёт экологического воспитанияподрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными,экологически грамотными педагогами, вооружёнными помимо знаний, рядомэффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребёнка,развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в частиобщей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещенав работах известных ученных. Определены цели, задачи, принципы, средства, формыи методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическаяработа по формированию экологической культуры детей дошкольного возраставедётся слабо.
Анализтеоретических положений и методических выводов позволил предоставить результатыопытно-экспериментальной работы, проведённой на базе ДОУ № 60 города СызраниСамарской области по воспитанию осознанного правильного отношения к природечерез формирование экологической культуры. Была прослежена динамика измененияуровня сформированности экологических знаний в процессе экспериментальнойработы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования экспериментауровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах былприблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и послеформирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной намиметодики совершенствования работы. Экспериментальная группа улучшила своирезультаты. Высокий уровень развития возрос с 10% до 40%, также возросли показателисреднего уровня с 40% до 60%, а низкого уровня не стало вообще.
Впроцессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили своиэкологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственныесвязи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а такжеэмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения оних; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде,направленное на сохранение ценностей природного мира.
Разумеется,данное исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос всё ещёостаётся актуальным. Однако в плане развития методики по воспитанию осознанногоправильного отношения к природе детей 4-5 лет через формирование экологическойкультуры переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей среднегодошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.
Экологическиезнания в воспитательно-образовательной работе дети получали как на занятиях,так и в процессе комплексного использования разных видов деятельности (труде вприроде, наблюдениях, играх и других). Данная работа опиралась на следующиеосновные принципы:
- во-первых, на тщательном,обусловленном возрастными возможностями материале;
- во-вторых, интеграции работы сразличными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей(ознакомление с природой, игры);
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвёртых, использование личногопримера, который являлся очень ценным в воспитании.
Исходяиз анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, чтовыдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что воспитание осознанногоправильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно приопределенных правильно созданных педагогических условиях подтвердилась.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулинцева Т.Будем экологически грамотными// Дошкольное воспитание — 1996-№7-36-42с.
2. Арнаутова Е. Овоспитании трудолюбия// Дошкольное воспитание -1993-№ 12-68-69с.
3. Богданец Т.Экологические знания — первое представление о мире // Дошкольное воспитание-2003-№ 12-52с.
4. Бушканец М.Г.,Леухин Б. Д. Хрестоматия по педагогике, М.: Просвещение, 1976 -432с.
5. ВеретенниковаС.А. Ознакомление дошкольников с природой — М.: Просвещение, 1980-270с
6. Виноградова Н.Ф.Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие длявоспитателя детского сада- М.: Просвещение,1982- 256с.
7. Градобоева Г.Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание — 1988-№7-6-8с.
8. Дыбина-АртамоноваО.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности — Самара,1997 — 135с.
9. Ельникова К.Календарь работ в уголке природы // Дошкольное воспитание- 1991- № 1 — 80-82с.
10. Зверев И.Д.Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическоеобразование: концепции и технологии — М.: Перемена, 1996-123с.
11. Запольский А.К.,Салюк А.И. Основы экологии — Киев, Высшая школа,2001-42с.
12. Зеньковский ВВ.Психология детства — Екатеринбург, 1995-258с
13. Ибраимова М.Воспитание у детей заботливого отношения к животным //Дошкольное воспитание — 1990-№ 1-30-32с.
14. Иванова А.И.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду:Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003- 326с.
15. Казарчук Г.Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детскомсаду — 2005-№ 4-54-56с.
16. Каменева А.А. Какзнакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада.-М.,1983- 137с.
17. Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника.- С-П.: Речь,2002.-113с.
18. Козлова С.А.,Куликова Т.А. Дошкольная педагогика-М.,2000 -256с.
19. Костюченко М.Природа дарит чудеса // Дошкольное воспитание — 2007-№10-108-112с.
20. Колмакова М.Н.,В.И. Логинова История советской дошкольной педагогики. Хрестоматия — М.:Просвещение, 1988 -447с.
21. Лихачев Б.Т.Экология личности// Педагогика — 1993-№ 2-19-21 с.
22. Лисенко Н.В.Практическая экология для детей — Ивано-Франковск.: Версия, 1999-127с.
23. Локк Дж. Мысли овоспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия — М.:Просвещение, 1974, 86с.
24. Лучин М.В. Детямо природе- М.: Просвещение, 1989-133с.
25. Манасеина М.М. Овоспитании ума (до 8 лет) // Антология педагогической мысли России второйполовины 19 — начала 20вв.-М., Просвещение, 1990-409с.
26. Мы растем!Ознакомление с окружающим детей от 2.5 до 3.5 лет // Мамаи малыш-2006- № 12-25-30с.
27. Николаева С.Н.Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М.,1995-267с
28. Николаева С.Н.Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентовпедагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр«Академия», 2001- 263с.
29. Николаева С.Н.Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. — М.:Мозаика-Синтез, 1999-257с.
30. Николаева С.Н.Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание-1998- №2-13-17с.
31. Песталоцци И.Г.Дневник Песталоцци о воспитании сына // История дошкольной зарубежнойпедагогики." Хрестоматия — М.: Просвещение, 1974,163,139с.
32. Плохий З.П.Воспитание экологической культуры дошкольников// Дошкольной воспитание- 2002-№4-5-17с, 95-126с.
33. Поддъяков Н.Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник-1997-№1-6-12с.
34. Проблемы иперспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. М.: ВООП, 1998.
35. Рыжова Н.А. Опрограммах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование — 2004-№ 11-4-14с.
36. Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз»,2001-374с.
37. Сергеева Г. Длятех, кто выбирает детский сад // Няня — 2001-№ 7-10—12с
38. Сергеева Д.В.Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности — М.,Просвещение, 1987- 323с
39. Сорокина А.И.Умственное воспитание в детском саду.- М.,2000-294с.
40. Чижевский А.Е. Япознаю мир. Дет. Энциклопедия: Экология. — М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1988-543с.