--PAGE_BREAK--
2. Особенности воспитание детей в условиях подросткового клуба
Клубная работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Россия всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, помощи малым и старым. Научно-практическое осознание процесса клубного воспитания детей началось в начале XX века. Выдающийся русский педагог С.Т. Шацкий в 1905 году организовал первый Москве и России клуб для детей городской бедноты. Он ввел в педагогическую практику и науку понятие социальной работы среди детей. Общественную деятельность детей он считал одной из ведущих в воспитании. И с тех пор социально-педагогическое движение в России активно развивалось. Уже в конце первого и начале второго десятилетий XX века было создано множество детских организаций и клубов разной направленности, осуществлялись масштабные социальные эксперименты в области образования и воспитания.
60-е годы ознаменовались особенно бурным развитием клубной педагогики. Это был период накопления опыта, экспериментального и методического поиска. Появились работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы в школах, новые виды внешкольных воспитательных учреждений). Однако тогда процесс социального воспитания еще не понимался как самостоятельный и самоценный. Тогда он воспринимался как вспомогательная функция в деле образования.
Но развитие общественно-педагогического движения (движения клубов юных коммунаров 60-х годов, движения педагогических отрядов 70-х годов, движения семейно-педагогических клубов 80-х годов) все больше и больше показывало значимость социального воспитания. Это воспитание осуществлялось на основе принципов самодеятельности, добровольности и инициативы. Уже в начале 70-х годов появились педагоги-организаторы воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства и их появление привело к бурному росту количества клубов по месту жительства. На их базе появилось и развивалось движение педагогических отрядов, создавались семейные клубы, которые продолжили и развили лучшие традиции общественного воспитания начала и середины нашего века. Появились и получили распространение социально-педагогические комплексы. Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, все больше утверждалась идея социально-педагогической работы как самодеятельной работы разных категорий населения с детьми и подростками.
В середине 80-х годов клубы по месту жительства становятся главным местом социального воспитания детей и подростков. Большинство инициатив по работе с детьми и молодежью развиваются, именно, в клубах и центрах по месту жительства. Многие общественные объединения, некоммерческие и негосударственные учреждения стали создаваться на базе «дворовых» клубов.
В последнее десятилетие появляются новые формы работы с ребятами. Подросткам нужны не столько тихие занятия, в стиле кружка по вязанию, а активные, яркие, эмоциональные, требующие выхода энергии. В ряде клубов созданы социальные мастерские, где ребята своими руками могут изготовить полезные вещи, готовиться и участвовать в походах, учиться проводить дискотеки. Словом, чувствовать себя хозяевами своего клуба. В клубах, работающих по месту жительства, ведущей стала социальная, общественно-полезная, развивающая деятельность.
Работа этих клубов не заменяет учебную программу, она дополняет ее. Клубы по месту жительства заполняют собою социально-культурное образовательное пространство; являются важным видом деятельности в открытом социуме; учат детей общению не только со своими сверстниками, но и со всеми, живущими в микрорайоне – и младшими, и старшими по возрасту. Клубы, работающие по месту жительства, – та социальная среда, где устанавливаются социальные контакты между поколениями. Обучая жить вместе, клубы, безусловно, помогают снять острые социальные противоречия. Многие клубы организовывают общественно-полезные акции. Подростки помогают инвалидам, престарелым, празднуются дни рождения, отмечаются важные семейные события. Вместе с детьми в деятельность клубов все активнее вовлекаются и их родители. В свободное от работы время они передают и своим, и чужим детям знания, личные увлечения.
Подростки из неблагополучных семей, тяготеющие к более «раскованному» образу жизни, могут оказаться в негативной среде, стать на путь правонарушений. Клубы по месту жительства помогают этим ребятам найти друзей, заняться интересным, увлекательным делом.
Среди особенностей клуба необходимо отметить высокий профессиональный уровень педагогов, что привлекает учащихся и вызывает желание достигнуть подобного. Руководители клубов, педагоги дополнительного образования стали социальными педагогами, умело организующими занятия ребят в творческих объединениях.
Другой особенностью образовательного процесса в клубе является возможность учащегося овладеть знаниями в индивидуальном темпе и объеме. Все виды деятельности и формы занятий, которые можно встретить в оренбургских клубах по месту жительства трудно перечислить.
Клуб – место, где люди встречаются для общения в интересующей их деятельности.
Система профилактической деятельности делает ставку на клубные формы работы. Общение, социальное развитие детей, подростков и молодёжи – цель деятельности клуба.
Цель социоклубной работы: создать в непосредственной близости от места проживания условия для удовлетворения интересов и потребностей ребёнка в общении, получении социально-педагогической и психологической помощи в личностном становлении и развитии, успешной адаптации в социуме, жизненном и профессиональном самоопределении через организованные формы досуг
Основные социальные задачи, решаемые клубом:
1. Реализовать дополнительные образовательные программы социально-педагогической направленности по организации общения, формированию здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, наркомании, ВИЧ, СПИДа, асоциального поведения, правонарушений среди несовершеннолетних.
2. Создать условия для признания детьми и подростками стиля здорового образа жизни, выработки умений противостоять неблагоприятным воздействиям окружающей социальной среды через систему профилактических мероприятий, включение детей в активную позицию по реализации социально-значимых проектов по пропаганде здорового образа жизни в клубе, микрорайоне.
4. Объединить усилия педагогов клубов и специалистов различных учреждений для оказания социально-педагогической, психологической, юридической, правовой помощи и поддержки детям в решении личностных проблем взросления, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
6. Оказывать помощь подросткам в профессиональном самоопределении.
7. Содействовать временному трудоустройству подростков из малообеспеченных семей.
8. Укреплять институт семьи через консультативную работу с родителям по проблемам воспитания детей, активное привлечение их к совместной деятельности.
Основой коррекционно-педагогической деятельности с такими группами могут стать подростковые клубы по интересам. Они дают возможность сохранить структуру группового общения, позволяют вести более пристальное наблюдение за содержанием общения, изменять ценностные ориентации группового общения. Детские клубы по месту жительства определяются как самодеятельные внешкольные учреждения, организующие досуг детей в микрорайоне. Создаются они при домоуправлениях под руководством и при педагогическом содействии местных органов народного образования.
Интересы детей и подростков определяют профиль клуба и содержание его работы — стержень, вокруг которого складывается вся деятельность подростков в клубе. Детские клубы могут быть как одно-, так и многопрофильные.
В группе свободного общения осуществляется процесс самоопределения и самоутверждения подростков, здесь они проходят школу социализации, здесь возникают прямой обмен мыслями, взглядами, чувства общности и сопереживания, формируются взаимные оценки. Поэтому суть воспитательной работы заключается в том, чтобы найти ту форму организации, которая позволила бы ненавязчиво оказывать воспитательно-коррекционное воздействие на групповое общение педагогически запущенных подростков. Практика показала, что деятельность клуба должна быть органически связана со школой, ею направляться и контролироваться, опираться на помощь общественных организаций, шефов школы, учитывать особенности семейного воспитания.
При организации практической деятельности клуб должен руководиться следующими принципами:
– принцип добровольности: дети сами выбирают форму занятий в творческих объединениях;
– принцип общественной направленности: содержание работы кружков связано с достижениями современной науки, техники и культуры;
– принцип инициативы и самодеятельности: развитие самодеятельности при тактичном педагогическом руководстве;
– принцип игры;
– принцип развития детского творчества;
– принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: задачи и содержание кружковых занятий должны соответствовать возможностям детей каждого возраста.
Клуб координирует свою деятельность с учебно-воспитательной работой школ, работает в тесном контакте с общественными организациями, предприятиями микрорайона, библиотеками и т.п.
Деятельность клуба строится на следующих принципах:
– свободного развития личности;
– гуманистического характера образования;
– приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;
– воспитания гражданственности и любви к Родине;
– учета культурно-исторических и национальных традиций;
– общедоступности и адаптивности реализуемых общеобразовательных программ;
– светского характера образования;
– демократического характера управления.
В клубе должна быть программа развития, на промежуточном этапе – годовой учебный план, разработана модель воспитанника. Методист клуба отслеживает развитие творческого потенциала педагогов.
Основу воспитательной системы клуба составляют следующие принципы:
– принцип ориентации на ценности и ценностные отношения: постоянное профессиональное внимание педагога на разворачивающиеся в действиях отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, труду, познанию и ценностным основам жизни, достойной человека, – добру, истине, красоте).
– принцип личностно ориентированного воспитания: центром всей воспитательной системы является индивидуальность ребёнка.
– принцип целостности: единство целей воспитательной работы, как частных, так и общих, близких и далёких; гармоническая согласованность процесса воспитания, развития, обучения, а также систему ценностного взаимодействия школы, семьи, социума.
Деятельность педагогического коллектива клуба направлена на воспитание, помогающее становиться свободным. В клубе может действовать совет, куда входят педагоги, дети, родители и общественность, которые способствуют самостоятельно строить ребенку свою судьбу, реализовывать свои планы, осуществлять собственный индивидуальный выбор. Воспитанники клуба и их родители принимают активное участие в семинарах, педагогических советах.
Основным результатом деятельности клуба является — воспитание социально-зрелой, нравственной личности, прочно стоящей на гражданской позиции, обладающей чувством собственного достоинства, уважением к другим, ответственностью перед обществом, природой и самим собой.
Клуб привлекает не только потому, что здесь подростки в игровой форме получают возможность усвоения будущих социальных ролей, но и тем, что социализация протекает здесь в отличие от феминизированных школ и в большинстве своем феминизированных семей по образцу мужского поведения.
Однако в клубе подростки не только получают возможность заниматься, здесь получает удовлетворение естественная и острая потребность этого возраста в общении. При этом большим преимуществом перед улицей является го, что общение в клубе основано не на бессодержательном времяпрепровождении, а на основе общих полезных дел, увлечений, интересов.
Разнообразная по характеру деятельность, которой заняты члены клуба, позволяет решить проблему профессионального самоопределения, помогает подростку познать себя, свои склонности, способности, раскрыть их.
Наряду с насыщенной содержательной стороной, межличностные отношения подростков в педагогически организованной среде клуба по сравнению с уличными компаниями гуманизированы, здесь недопустимы насмешки, унижения, физические расправы над слабыми.
Притягательность клуба для подростков обусловлена также широко развитым самоуправлением и относительной автономией от влияния взрослых. Подростковый клуб представляет как бы самостоятельную детскую республику, где ребята проигрывают, «репетируют» свои будущие взрослые роли. Эта автономия относительная, поскольку в центре коллектива клуба все-таки находится взрослый — педагог. Однако в клубе в полной степени реализуется педагогика сотрудничества, что, в свою очередь, весьма благоприятно отражается на его психологическом климате. Так, социометрические исследования, проводимые в структурных подразделениях клуба, показывают, что здесь полностью отсутствуют такие неблагоприятные социально-психологические явления, которые характерны для авторитарной педагогики: деформация формальной и неформальной структур, наличие изолянтов в коллективе, низкая референтная значимость клубного коллектива.
Кроме того, принцип добровольности, на котором основана деятельность внешкольных детских учреждений, подростковых клубов, обусловливает определенную динамичность структуры коллектива клуба. Он постоянно обновляется, растет, развивается и включает как бы несколько слоев коллективной жизни, находящихся на разных стадиях развития и характеризующихся разной сплоченностью и устойчивостью.
I стадия — так называемый «диффузный» слой, состоящий из новичков, проходящих процесс адаптации в клубе, ребят, которые еще только присматриваются, примериваются к коллективной жизни, осваивают правила распорядка и нормы взаимоотношений в клубе. На этой стадии возникает определенный процент отсева, который достигает 30—35% от числа вновь поступивших. Причины при этом могут быть самые разнообразные: недостаток времени, воли, трудности с совмещением занятий в школе, не оправдались ожидания, с которыми пришли в клуб, и т.д. Среди «трудных», как мы отмечали выше, этот процент отсева в два раза ниже.
Однако, в любом случае, учитывая, что клуб — это добровольно посещаемое детское учреждение, для него характерно наличие «диффузного» слоя, состоящего из неустойчивых в своих желаниях и намерениях ребят. Первый этап развития коллектива в клубе заканчивается, как правило, с окончанием карантинного срока. Его окончание отмечается торжественным посвящением в ряды дзержинцев.
II стадия развития — стадия закрепившегося коллектива. Она представлена прочно сложившимся, сплоченным коллективом, оформленным в самостоятельное структурное подразделение. Для этого коллектива характерен мажорный тон, благоприятный морально-психологический климат, совпадение формальной и неформальной структур, при котором представители органов самоуправления пользуются авторитетом среди ребят, активное участие членов коллектива в разнообразных коллективных делах, занятиях, мероприятиях, которыми насыщена жизнь клуба.
III стадия развития — сложившийся коллектив. Организаторы — инструкторский состав клуба, те старшие по возрасту и по времени пребывания члены клуба, которые выполняют педагогические функции, функции наставников, руководят техническими кружками, военно-спортивными занятиями, центрами нравственно-эстетического воспитания. Это основной костяк коллектива, определяющий преемственность традиций в клубе.
Таким образом, для того, чтобы коллектив подросткового клуба мог выполнять функции института ресоциализации, он должен быть построен с учетом определенных социально-психологических условий, которые в целом не противоречат принципам формирования детского коллектива А.С. Макаренко, но при этом имеют некоторую специфику, обусловленную тем обстоятельством, что внешкольные детские учреждения целиком функционируют на принципах добровольности.
Сопоставление коррекционной социально-педагогической работы, осуществляемой в индивидуальной форме и в условиях подросткового специализированного клуба, показывает безусловные преимущества воспитательно-профилактической работы, ведущейся в коллективе клуба, выполняющем функции института ресоциализации. Однако, чтобы эта эффективная, хорошо зарекомендовавшая форма социально-педагогической работы от отдельных экспериментов перешла в массовый опыт, необходимо решение комплекса проблем, связанных с организационно-управленческим, материально-техническим, кадровым и методическим обеспечением системы внешкольных подростковых, детских, юношеских учреждений.
В первую очередь важно решить проблемы организационно-управленческого характера по общему руководству и организации всей многочисленной системы внешкольных социально-педагогических центров, которые имеют широкую разноведомственную подчиненность. Решением этих проблем занимаются, как правило, либо муниципальные органы народного образования, либо специальные структурные подразделения муниципалитетов.
Необходима также разработка психолого-педагогических основ так называемой «дворовой» педагогики, позволяющей выявить социально-психологические особенности формирования и функционирования детских коллективов в условиях внешкольных объединений, определить методы и специфику социально-педагогической работы в центрах досуга, подростковых клубах и юношеских объединениях, действующих на основе сугубо добровольного принципа, что обязывает клубы «развлекая — воспитывать и воспитывая — развлекать».
3. Социально-педагогическая деятельность в подростковых клубах
Социально-педагогическая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования социально-педагогической деятельности является можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.
Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.
Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где с одной стороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны – само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него».
Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях социально-педагогической деятельности.
При рассмотрении работу клуба как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками – объекта педагогического влияния.
Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма – это сочетание способа и средств организации процесса социально-педагогической деятельности в клубе, обусловленное его содержанием. [10].
Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.
Вышеперечисленные формы как вечера отдыха, шоу-представления вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются особенностями трудных подростков.
Яркой формой организации зрелищных представления являются балы и карнавалы. Они посвящаются важнейшим событиям в жизни подростков, но, к сожалению, эти формы сейчас применяются редко, так как для таких праздников нужны красивые костюмы, чего не могут дать многие досуговые учреждения.
Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте, дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.
Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребенка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес. В практике социально-педагогической деятельности в клубе встречается такая форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность», «таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры.
Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека – клуб. Существует два вида дискотеки – просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально- развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса.
Особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству.
Таким образом, сложившиеся в настоящее время формы социально-педагогической деятельности в клубе имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.
Рассмотрим основные направления социально-педагогической деятельности в клубе, необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно-досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная тематика лекций: «Отечество на рубеже веков», «Историческое прошлое нашей Родины»; тематика дискуссий: «Какой он – герой нашего времени» и т.д.
В данном случае привлечение наглядных технических средств смогут придать эмоциональную окраску и выразительность, которые вызовут наибольший интерес у подростков
Другим важным направлением социально-педагогической деятельности в клубе является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования.
Следующее направление социально-педагогической деятельности в клубе – формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением – нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания – это принцип воспитания на положительных примерах. Нравственное воспитание в клубе осуществляется в сфере общения со сверстниками, через систему нравственного просвещения (этические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми). Развивая личность, важно учитывать ее способность правильно понимать прекрасное во всем многообразии его проявлений.
Поэтому, одной из основных сторон социально-педагогической деятельности в клубе является эстетическое воспитание. Его цель – развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия. Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты («мисс-лето», «джентльмен-шоу»), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое. Направление на физическое воспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья, физических способностей детей и подростков. Одной из задач физического воспитания является воспитание воли и характера, его моральных качеств и эстетических вкусов. Таким образом, осуществляется связь физического с нравственным и эстетическим воспитанием.
Развитию данного направления способствует организация кружков, спортивных секций, встречи с людьми, которые имеют непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастера спорта).
Таким образом, все эти направления социально-педагогической деятельности в клубе взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболее эффективной. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную направленность. продолжение
--PAGE_BREAK--