Факультетпедагогики и психологии
Специальность050706 «Педагогика и психология»
Проблемаместа работы с учебной книгой как метода обучения школьников в современнойпедагогике
Курсоваяработа
студентки
Научныйруководитель
старшийпреподаватель
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы работы сучебной книгой как метода обучения школьников в современнойпедагогике…………………………………….…5
1.1. Определение понятия методаобучения в современной педагогике…….5
1.2. Определение понятия учебнойкниги…………………………………......7
1.3. Функции учебной книги……………….………………..……………….....9
1.4. Дидактические требования кработе с учебной книгой……….……..…...11
1.5. Виды работы с учебной книгой…………………………..………………13
1.6. Наиболее распространенные приемыработы с учебной книгой……….14
1.7. Место работы с учебной книгойкак метода обучения школьников в современной педагогике……………………………………………………….16
Заключение ……………………………………………………………………..18
Список использованнойлитературы…………………………………………..20
Введение
Проблема места работы сучебной книгой – одна из главных проблем в современной педагогике в настоящеевремя.
Работа с учебной книгой –важнейшее умение самообразования, которым в совершенстве должен овладетькаждый школьник. Учебник ориентирует учащихся на овладение системой научныхзнаний, формирует их когнитивный опыт и предлагает определенный объемнеобходимой научной информации. И очень важно для эффективного осмысленияучебного материала школьниками, чтобы учитель правильно организовал работу сучебником в процессе обучения. От этого зависит качество освоения новогоматериала и умение школьниками в будущем применять полученные навыки напрактике.
Но, несмотря на это,значительная часть выпускников так и не овладевает этим методом в должной мере:умея читать, они не понимают смысла прочитанного.
Навыки самообразования невдруг приходят. Их надо планомерно культивировать, начиная еще с начальныхклассов [31; 110]. Школа должна подготовить учащегося к самостоятельной работес книгой.
Проблема работы с учебнойкнигой волнует различных дидактов и педагогов, таких как, Г.Г. Граник, Т.С.Назарова, Ю.П. Господарик, В.И.Смирнов, С.Н. Заринов, А.В. Хуторский, Ю.К.Бабанский, Г.В. Пичугина, Д.Д. Зуев и многих других, которые дискутируют настраницах современных педагогических журналов по этой теме. Например, ЗариновС.Н. и Хуторской А.В. исследовали функции учебника, Пичугина Г.В. – определениепонятия «учебник», Зуев Д.Д. – виды работы с учебной книгой и т.д.
Проблема места работы сучебной книгой в настоящее время малоизучена, и является актуальной.
Исследование наинтересующую нас тему предпринято с целью выявить место работы с учебнойкнигой как метода обучения школьников в современной педагогике.
Объект: процесс обучения. Предмет:работа с учебной книгой как метод обучения школьников в современной педагогике.Методы исследования: изучение и анализ педагогической иметодической литературы.
Для достиженияпоставленной цели мы поставили следующие задачи:
1) изучитьтеоретические основы работы с учебной книгой как метода обучения школьников всовременной педагогике;
2) раскрытьопределение понятия метода обучения в современной педагогике;
3) раскрытьопределение понятия учебной книги;
4) обозначитьфункции учебника;
5) охарактеризоватьдидактические требования работы с учебной книгой;
6) выделить видыработы с учебной книгой;
7) охарактеризоватьнаиболее распространенные приемы работы с учебной книгой;
8) обозначить местоработы с учебной книгой как метода обучения школьников в современнойпедагогике.
1.Теоретические основы работы с учебной книгой как метода обучения школьников всовременной педагогике
1.1.Определение понятия метода обучения в современной педагогике
В педагогике донастоящего времени нет более важной категории для развития педагогическойтеории и образовательной практики, какой является категория «метод обучения».
Понятие метода обученияявляется весьма сложным. Вот почему до сих пор в педагогике не прекращаютсядискуссии относительно более точной его трактовки. Однако, несмотря наразличные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можноотметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторовсклонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательнойдеятельности учащихся. «Метод – в самом общем значении – способ достиженияцели, определенным образом упорядоченная деятельность», — отмечается вфилософском словаре [32; С.276].
Очевидно, что и впроцессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязаннойдеятельности учителя и учащихся по достижению определенныхучебно-воспитательных задач. С этой точки зрения каждый метод обученияорганически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснениенового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельностиучащихся.
Наиболее распространеннымиопределениями методов обучения в учебных пособиях по педагогике являютсяследующие: 1. Метод обучения – способы работы учителя и руководимых имучащихся, благодаря чему достигается усвоение последними знаний, умений инавыков, а также формирование им мировоззрения и развитие познавательных сил[7; С.15]; 2. Метод обучения – последовательное чередование способоввзаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной целипосредством проработки учебного материала (Э. Дрефенштэдт); 3. Метод обучения –способы взаимодействия педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский); 4. Метод обучения – способсовместной деятельности обучающихся и обучаемых, направленный на достижение имиобразовательных целей [2; С.96].
Из вышеизложенного можносделать вывод, что метод обучения – это, в первую очередь, способвзаимодействия между учителем и учениками, которое направлено на достижениеобразовательных целей.
1.2.Определение понятия учебной книги
Обычно во всехобсуждениях понятие «учебник» принимается как нечто само собой разумеющееся:любая книга, рекомендуемая для использования учащимися, называется учебником.Ясно ли изложены где-либо основные признаки учебника, отличающие его от «неучебника»?Вопрос, остающийся пока без ответа в современной педагогической науке, хотянельзя не отметить некоторых попыток дидактического определения понятия «учебник».
В.П. Беспалько дает такоеопределение: «учебник – комплексная и информационная модель, отображающаячетыре элемента педагогической системы – цели обучения, описание содержанияобучения, выбор и разработка дидактических процессов, ориентация наопределенные ограниченные формы обучения – и позволяющая воспроизвести их напрактике. При этом учебник учитывает возможности своего потребителя – ученика исам является одним из технических средств обучения» [1; С.26].
Хуторской А.В. предлагаетдругое определение: «учебник – комплексная информационно-деятельностная модельобразовательного процесса, происходящего в рамках соответствующей дидактическойсистемы и включающего необходимые условия для его осуществления» [29; С.13].
В российскойпедагогической энциклопедии представлено такое понятие: 1. учебник – книга, вкоторой систематически излагается основа знаний в определенной области науровне современных достижений науки и культуры; 2. учебник – основной и ведущийвид литературы [35; С.480].
С.Г. Шаповаленкоопределяет учебник как средство для усвоения основ наук, предназначенное дляучеников, а В.В. Краевский утверждает, что в учебнике опредмечена,запрограммирована не только деятельность ученика, но и предполагаемаядеятельность учителя.
Краткое, но достаточноширокое определение учебнику дает М. Краликова, считая его прообразом реальногоучебного процесса [1; С.12].
Д.Д.Зуев предлагаетследующее определение понятия «учебник»: это
массовая учебная книга,излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности,предназначенное школьной программой для обязательного усвоения учащимися сучетом из возрастных и иных особенностей [11; С.12].
В педагогическом словареКаджаспировой Г.М. предлагается следующее определение «учебника» — книга,излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету всоответствии с целями обучения, установленной программой и требованиямидидактики. [34; С.83].
1.3. Функцииучебной книги
В педагогикенасчитывается более сорока функций учебника.
У М.Н. Скаткина этоинформационная и трансинформационная; систематизирующая; закрепление исамоконтроль; самообразование; интегрирующая; координирующая; воспитательная иразвивающая функции
[25; С.27].
А.В. Хуторской считает,что традиционный учебник выполняет две основные функции: 1. является источникомучебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренноеобразовательными стандартами содержание; 2. выступает средством обучения, спомощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в томчисле и самообразование учеников [29; С.10].
Г.Г. Граник предлагаетдве функции: 1. закрепление полученных в классе знаний; 2. функцию «тренажера»[6; С.50].
Заринов С.Н. считает, чторанее учебникам были присущи следующие дидактические функции: информационная,организационно-координирующая интегрирующая, интерактивная, трансформационная(преобразующая), контрольно-регуляторная, мотивационная, коммуникативная,функционально-инструментальная, процессуально-деятельностная. А на сегодняшнийдень наиболее актуально использование учебника в качестве источника информации,средства трансляции информации, организатора познавательной деятельности,средства учебной мотивации учащихся и создания устойчивого познавательногоинтереса [11; С.56].
Уже в начале XX века ученые полагали, что учебникдолжен нести большую нагрузку, сопровождая весь учебный процесс. В наше времяэту мысль неоднократно высказывали в теоретических работах такие крупныедидакты, как М.Н. Скаткин, и И.Я. Лернер, а так же психологи С.М. Бондаренко иЛ.А. Концевая и многие другие. Подобный учебник должен помочь учителю формироватьи развивать такие психические процессы и свойства человека. Как мышление,память, внимание, воображение, наблюдательность, самоконтроль и т.д.
Проблеме работы с учебнойкнигой следует уделить особое внимание – формирование этого умения во многом должноосуществляться с помощью самого учебника.
1.4.Дидактические требования работы с учебной книгой
Эффективность работы сучебной книгой в решающей мере зависит от правильной ее организации. Учительобязан еще до урока определить, в каком порядке целесообразнее применятьучебник на уроке, чтобы решить стоящие на данном уроке учебные, воспитательныеи развивающие задачи.
В этой связи необходимособлюдать следующие дидактические требования:
а) отбирать посильный дляучащихся материал, т.е. материал, который на данном уровне общего развития,степени учебной подготовленности к работе данного вида и эмоциональнойготовности соответствует сегодняшнему состоянию учащегося. Известно, что невсякий материал из учебника учащиеся могут усвоить без предварительногообъяснения учителя и психологической подготовки самого ученика. Многие темысодержат в себе совершенно новые сведения, другие носят вступительный илиобобщающий характер. Работы над ними даже с предварительным объяснением учителяможет вызвать у школьников большие трудности. Такие вопросы не следует сразудавать учащимся.
б) всякую работу сучебником начинать с обстоятельного объяснения учителя. Учащихся следует ввестив курс изучаемой темы, обратить внимание на основные вопросы нового материала,поставить перед ними основные задачи выполнения задания, а также определитьпорядок работы.
в) в процессе выполнениязадания учителю необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех,у кого она не получается. Учитель может помогать школьникам преодолеватьотдельные этапы работы с учебником, спрашивая, как они выполнили очередной этапи как понимают изучаемые вопросы.
г) работа с учебником нев коем случае не должна занимать весь урок, а в начальной школе – больше 10-15минут. Ее нужно сочетать с другими формами и методами обучения. Так, послеработы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемогоматериала, проводить практические упражнения, связанные с накоплением опытапрактической деятельности: связка «усвоение — проверка» обязательна. Можноорганизовать работу с учебником циклами: усвоение одного фрагмента и проверкакачества усвоения, затем работа над вторым фрагментом и проверка качества егоусвоения, далее работа над третьим фрагментом с соответствующей проверкой ит.д.[30; С.179].
При работе с учебникомсерьезное внимание нужно обращать на выработку у школьников умениясамостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику. Следуетдобиваться, чтобы школьники при работе с учебником могли самостоятельновыделять основные вопросы, составлять план прочитанного в виде вопросов итезисов, ориентировать наиболее важные положения, делать выписки, пользоватьсяпри чтении словарем, анализировать помещенные в книге иллюстрации [30; С.217].
1.5. Видыработы с учебной книгой
Работа с учебной книгойстала одним из важнейших методов обучения в современной педагогике. Главноедостоинство данного метода – возможность для ученика многократно обрабатыватьучебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время [21; С.493].
Существует нескольковидов работы с учебником, но наибольшее распространение получили два из них: науроке под руководством учителя и дома самостоятельно с целью закрепления ирасширения полученных на уроке знаний.
Подготавливая учащихся кработе с учебной книгой, учитель указывает, с каким ранее изученным материаломнеобходимо сопоставить или объединить новый учебный материал. Если работавыполняется на уроке, то весь процесс изучения материала по книге разбивается на отдельные части, выполнение которых контролируется. Прочитав отрывок текста,учащиеся по указанию учителя делают остановку и выполняют необходимые действия:понять, запомнить, сравнить, сопоставить и т. д. Работа школьников с текстомучебника дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных науроке, с текстом учебника – важнейшее условие рациональной работы с книгой. Причтении у учащихся должна быть выработана установка на запоминание. Поэтомунеобходимо учить их улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленносоставлять план прочитанного. Очень помогает письменная фиксация плана иосновных положений книги в виде структурно-логической схемы.[21; С.494].
1.6. Наиболеераспространенные приемы работы с учебной книгой
Большинствоисследователей сошлись во мнении, что работа с учебной книгой – методобучения, при использовании которого овладение знаниями или формирование уменийпроисходит в процессе работы учащихся с учебником.
Нельзя научить школьниковпо-настоящему работать с учебной книгой, не научив составлять план, а затемтезисы и конспекты прочитанного [31; с.110].
Существуют различныеприемы самостоятельной работы с учебной книгой. Следует выделить основные,которые встречаются у разных авторов:
· Конспектирование– краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектированиеведется от первого (от себя) или от третьего лица.
· Составление планатекста. План может быть простой и сложный. Для его составления необходимо послепрочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
· Тезирование - краткоеизложение основных мыслей прочитанного.
· Цитирование –дословная выдержка (обязательно указываются выходные данные: автор, названиеработы, место издания, издательство, год издания. страница).
· Аннотирование –краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенногосмысла.
· Рецензирование –написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.
· Составлениесправки – сведений о чем-нибудь, полученных после поисков.
· Составлениеформально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного.
· Составлениетематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу,теме.
· Составлениематрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений втрудах разных авторов.
Дляэффективного освоения учебного материала учитель должен грамотно и своевременнооказать учащимся помощь в освоении данных приемов работы с учебной книгой.
1.7. Местоработы с учебной книгой как метода обучения школьников в современной педагогике
Изучив материал поинтересующей нас проблеме, мы можем определить место работы с учебной книгойкак метода обучения школьников в современной педагогике.
Если новый учебныйматериал посилен для самостоятельного изучения школьниками, то необходимо датьим возможность самим разобраться в нем. Для этого учитель долженпредварительно ввести учеников в курс темы, определить порядок работы, обративвнимание на основные вопросы, которые могут возникнуть в ходе работы. Затемшкольники с помощью учебника приступают к самостоятельному изучению темы. Онисоставляют план прочитанного в виде вопросов и тезисов, делают выписки,пользуются при чтении словарем, анализируют иллюстрации, которые помещены вучебнике, и обязательно фиксируют основные положения в книге в видеструктурно-логической схемы, а так же составляют понятийный аппарат по теме. Итолько после проделанной самостоятельной работы, подключается учитель, и онивместе обсуждают материал, который нашли ученики, отвечают на вопросы,возникшие в ходе самостоятельного изучения, выясняют, какие трудности возниклиу каждого школьника при использовании данного метода обучения, выполняютпрактические задания по теме и подводят итоги. Такое самостоятельное изучениеспособствует более эффективному осмыслению учебного материала, позволяет школьникам активно работать на уроке.
Но применитьсамостоятельную работу с учебником в ходе урока можно так же при закрепленииматериала. После изучения темы совместно с учителем, школьники самостоятельнос помощью учебника составляют вопросы по данной теме, сами же на них отвечают,и делают выводы. Это позволяет ученикам выработать умение самостоятельноосмысливать и усваивать новый материал по учебнику, научиться подводить итогипроделанной работы, а так же, активно пользоваться учебником в процессеобучения.
Заключение
В ходе изучения проблемыместа работы с учебной книгой как метода обучения школьников в современнойпедагогике мы выяснили, что даются различные понятия «метода обучения»: этопоследовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся,направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебногоматериала.
Определений понятия«учебник» так же множество. Одно из них звучит так: учебник – это комплексная иинформационно-деятельностная модель образовательного процесса, в которойсистематически излагается основа знаний в определенной области в соответствии сцелями обучения, установленной программой и требованиями дидактики на уровнесовременных достижений науки и культуры.
В педагогике выделяютмножество функций учебника. Наиболее распространенные: информационная,закрепление и самоконтроль, интегрирующая; координирующая; воспитательная иразвивающая функции.
Для эффективного освоенияучебного материала необходимо при работе с учебной книгой соблюдать следующиедидактические требования: 1. перед тем, как школьники начнут работать сучебником, учитель должен ввести их в курс темы, поставить перед ними основныезадачи выполнения задания, определить порядок работы; 2. учитель должен вестинаблюдение за действиями учащихся, помогать тем, у кого возникли трудности; 3.материал должен быть посильный для учащихся, соответствовать их сегодняшнемусостоянию.
Наибольшеераспространение получили два вида работы с учебной книгой: на уроке под руководствомучителя и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных науроке знаний.
Для эффективного освоенияучебного материала необходимо научить школьников различным приемамсамостоятельной работы с учебной книгой: конспектированию, составлению планатекста, тезированию, цитированию, аннотированию, рецензированию, составлениюсправки, формально-логической модели, тематического тезауруса, матрицы идей.
После изучения даннойпроблемы, мы сделали вывод, что данный метод обучения – работа с учебной книгой– можно применять во-первых, для первоначального самостоятельного изучения темышкольниками, после которого к работе следует подключиться учителю длясовместного с учениками подведения итогов и выявления трудностей при работе сучебником, а во-вторых, при закреплении изученного материала, когда ученикисамостоятельно с помощью учебника составляют структурно-логическую схему,вопросы по данной теме и делают выводы.
Данная тема будетисследоваться и в дальнейшем.
Списокиспользованной литературы
1. Беспалько В.П.Теория учебника: Дидактический аспект. – М.: Педагогика,1988. – 160 с.
2. Вайндорф-СысоеваМ.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004.– 254с.
3. Векслер С.И.Современные требования к уроку: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. –128с.
4. Выбор методовобучения/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1981.
5. Гальперин П.Я.Методы обучения и умственное развитие. – М., 1985.
6. Граник Г.Г.Функции учебника// Педагогика. №4. 1999.
7. Грицевский И.М.,Грицевская С.Э. От учебника к творческому замыслу урока: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1990. – 207с.
8. Есипов Б.П.Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1961, С.15.
9. Журавлев И.К.Руководство познавательной деятельностью учащихся средствами учебника//Новыеисследования в педагогических науках.1989. Вып.2
10. Занков Л.В.Дидактика и жизнь. Избранные труды. М., 1990. – 173с.
11. Заринов С.Н.Функции учебной книги// Педагогика. №1. 2003.
12. ЗотовЮ.Б.Организация современного урока: Кн. Для учителя/Под ред. П.И. Пидкасистого.– М.: Просвещение, 1984. – 144с.
13. Зуев Д.Д.Школьный учебник. – М.: Педагогика, 1983. – 240с., ил.
14. Иванов А.И.Проблемы школьного учебника по трудовому обучению учащихся. М., 1989.
15. Костенко И.П.Педагогические проблемы учебника математики//Вестник высшей школы. 1988.№5,С.26-33.
16. Куписевич Ч.Основы общей дидактики/ пер. с польского. О.В. Долженко. М.,1986.
17. Лернер И.Я.Дидактическая система методов обучения. М., «Знание2, 1976. – 64с.
18. Лернер И.Я.Дидактические основы методов обучения. М., 1981. – 185с.
19. Лернер И.Я.Методологические проблемы дидактической теории построения учебника//Каким бытьучебнику: Дидактический принцип построения/Под ред. И.Я. Лернера, Н.М.Шахмаева. Ч.1 М., 1992.
20. Педагогика:учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред.П.И. Пидкасистый. М.: Пед. Общ. России, 2002. – 608с.
21. Педагогика.Учебное пособие для студентов педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
22. Педагогика:Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, В.А. Сластенин,И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002.
23. Подласый И.П.Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов: в 2 КН. –м.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.– 576с.: ил.
24. Проблемышкольного учебника. Сб. статей. Вып.20. Материалы Всесогорной конференции«Теория и практика создания школьных учебников»/Сост. Г.А. Молчанова. – М.:Просвещение, 1991. – 240с.
25. Проблемышкольного учебника. Сб. статей. Вып.18. Язык и стиль школьных учебников. – М.:Просвещение, 1988.
26. Реан А.А.,Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. –432с.: ил.
27. Скаткин М.Н.Проблемы теории учебника в отечественной дидактике//Каким быть учебнику:Дидактический принцип построения/Под ред. И.Я. Лернера, Н.М. Шахмаева. Ч.1. М.,1992.
28. Столяренко Л.Д.Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д; «Феникс», 2000. –448с.
29. Талызина Н.Ф.Управление процессом усвоения знаний. М. Издательство МГУ, 1975.
30. Харламов И.Ф.Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 1999.– 519с.
31. Хуторской А.В.Эвристический тип образования: результаты научно-практическогоисследования//Педагогика. 1999. №7.
32. Яковлев Н.М.,Сохор А.М. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю. –3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1985. – 208с.
Словари и справочники
33. Философскийсловарь/Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд., 1987. – С.278.
34. КоджаспироваГ.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и среднихпедагогических заведений – М. – Издат. центр «Академия», 2000. – 176с.
35. Педагогическийэнциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А.Болотов, Л.С. Глобова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. –528.: ил.