Реферат по предмету "Педагогика"


Самостоятельная работа учащихся на уроке

Оглавление
Введение………………………………………………………………………………3
I.          Самостоятельнаяработа как высший тип учебной деятельности.
1.1. Самостоятельнаядеятельность школьника в обучении: анализ различных подходов.Структура………………………………………………………………… 5
1.2. Понятие самостоятельнаяработа и ее функции……………………………… 9
1.3. Управлениесамостоятельной деятельностью школьников……..…………… 12
II. Система самостоятельной работыучащихся.
2.1. Дидактическиепринципы организации самостоятельной работы учащихся…………………………..…………………………………………………142.2.Классификация видов самостоятельной работы учащихся………..………….…… 19
2.3. Организациясамостоятельной работы на уроках……………….…………..……… 222.4.Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательныхспособностей учащихся ……………………………………………………………. 27
Заключение…………………………………………………………………………28
Литература………………………….……………………………………………. 30

Введение
Организация самостоятельнойработы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя.Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать каксоставную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителемв числе задач первостепенной важности.
Целью данной курсовой работыявляется изучение организации самостоятельной работы школьников и условий ихуспешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализуразличных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся вобучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функциивыполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она такнеобходима для формирования зрелой личности.
Говоря оформировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесносвязанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить уучащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить ихсамостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — втом, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении ипрактической деятельности.
Самостоятельная работа несамоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся,средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности,развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порогшколы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силахеще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотноситьполученный результат с поставленной целью.
В процессеобучения он должен достичь определенного  достаточно высокого уровнясамостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями,добывать новое в процессе решения учебных задач.
Объектомизучения является самостоятельная деятельность школьника, а предметом – условияее реализации.
Актуальностьэтой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзяпередать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процессвключает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознаниеи принятие этих умений и понятий.
И, пожалуй,главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурнойличности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовнойдеятельности развивается человек.  

I.         Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности.
 
1.1.    Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализразличных подходов. Структура самостоятельной деятельности.
 
Любая наука ставит своей задачейне только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов, но и винтересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно,преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можно толькотогда, когда они достаточно описаны и объяснены. В науке функции управления ипреобразования выполняют предписания, к которым относятся принципы и правилапреобразования явлений. Таким образом, познавая предмет или явление, мы преждевсего должны ознакомиться с ним, рассмотреть его в целом. Выявитьфункциональную взаимосвязь его частей, а уже затем описать. Описав предмет илиявление, мы должны объяснить их (функциональную взаимосвязь их частей иструктуры в целом), сформулировать закон их существования, а затем предписать,как управлять ими, как с помощью определенных операция преобразовать этипредметы и явления.
Самостоятельная работа – это неформа организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомернорассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельнуюпознавательную деятельность, средство ее логической и психологическойорганизации. (10, стр. 279)
Основополагающим требованиемобщества к современной школе является формирование личности, которая умела бысамостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи,критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения,систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путемсамообразования, совершенствовать умения, творчески применять их вдействительности.
Специалистами в этой областиподчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организацииприобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научнойорганизации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства еедостижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной игармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельнуюдеятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельныхработ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Существует множество различныхнаправлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся вобучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителямиможно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель),которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного исамостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили изтого, что развитие мышления человека  может успешно протекать только в процессесамостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ееспособности -  путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляетребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с егостороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие они получают ввысказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпохумрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики,догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать внем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются настраницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци,К.Д. Ушинского и др.
В педагогической работе ученыетеоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологамиисследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основныхкачеств личности  представителя современной эпохи – инициативности,самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннегоразвития человека наших дней.
Изучая сущность самостоятельнойработы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которымможет развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая иорганизационно-техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место,задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний иумений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становитсямалоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же всвязи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков,творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.
Второе направление берет своеначало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработкаорганизационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельнуюдеятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положенийпроблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточноглубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамкахдидактического направления анализируются области применения самостоятельныхработ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использованияв различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степенирешается в методическом аспекте проблема соотношения педагогическогоруководства и самостоятельности школьника в учебном познании. Практика обученияво многом обогатилась так же содержательными материалами для организациисамостоятельной работы школьников на уроке и дома.
Третье направлениехарактеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качествепредмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в руслепсихолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущностисамостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов –предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследованииэтого направления самостоятельной деятельности школьника ее процесс и структураеще не достаточно полно раскрыта.
Однако, существуют некоторыеструктурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельнойдеятельности. Имеются 2 варианта, близких по сути, но имеющих собственнонаполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущностьсамостоятельной окраски деятельности.
Первая группа:
1)          содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах,восприятиях и представлениях;
2)          оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями,приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;
3)          результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи,способности, качества.
Вторая группа:
1)          содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебнойдеятельности;
2)          процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватныхспособов действий, ведущих к достижению результатов;
3)          мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющихфункции словообразования и осознания деятельности.
Собственно процесссамостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план(действие) – результат.
Итак, в социальном плане самостоятельная деятельность можетрассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности кокружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой.
1.2.    Понятие “самостоятельная” работа и её функции.
 
Анализмонографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работышкольников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельнойработы трактуется неоднозначно:
Самостоятельнаяработа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участияучителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, приэтом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляясвои усилия и выражая в той или иной форме результат  умственных или физических( либо тех  и других вместе) действий. (2, стр. 152)
Самостоятельнаяработа, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По еёопределению самостоятельная работа представляется как целенаправленная,внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупностивыполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности,самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение какпроцесс самосовершенствования и самопознания. (4, стр. 335)
Во-первых, вданном определении принимаются во внимание психологические детерминантысамостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация,самоконтроль и т.д.
Попробуемболее точно определить, что же по-существу входит в понятие “самостоятельнаядеятельность”.
“Самостоятельность”– очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скореесмыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности иличности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность – какхарактеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуациипредставляет собой постоянно проявляемую способность достигать цельдеятельности без посторонней помощи. (8, стр. 47)
 “Самодеятельность” –субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, сличностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивациейи способами реализации.
“Самоактивация” – это субъективносоотнесённая внутренняя мотивация деятельности.
“Самоорганизация” – свойстволичности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все своивозможности для достижения промежуточных и конечных целей, рациональноиспользуя при этом время, силы, средства.
“Саморегуляция” – изначальнопсихологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающееличностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.
“Самоконтроль” – необходимыйкомпонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностномуровне.
Во-вторых, акцентируется вниманиена том, что самостоятельная работа связана с работой школьника в классе иявляется следствием правильной организации учебно-познавательной деятельностина уроке.
А.И. Зимняя подчёркивает, чтосамостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной егоучебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение,углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткоеосознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное егоформирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходерешения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятостьшкольника по выбранной им из готовых программ или им самим выработаннойпрограмме усвоения какого-либо материала.
В-третьих, самостоятельная работарассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегосядостаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины,ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесссамосовершенствования и самосознания.
Эффективность учебного процессапознания определяется качеством преподавания и самостоятельной  познавательнойдеятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следуетвыделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения всвязи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки,убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, какпередаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путёмсамостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устнойинформации, чтение, разбор и осмысление текстов, и  критический анализ.
Во-вторых, процесс познания,направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгимзаконам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие,переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит кповерхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически немогут реализоваться.
В-третьих, если человек живёт всостоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется,формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работавырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не толькотехнику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума,потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущностьвопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболееполно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности иинтересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления,учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию исозданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Из всего ранее сказанного видно,что самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника иявляется компонентом целостного педагогического процесса, поэтому её присущитакие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.
1.3.    Управлениесамостоятельной деятельностью школьников.
 
Процесс управления долженобеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функцийсамостоятельной работы учащихся на уроке и дома.
Большинство исследователейсчитает, что управление присуще только сложным динамическим системамбиологического и социального типа. Их функционирование под влиянием внешнихусловий может изменяться, нарушаться, если не обеспечивается своевременнаякорректировка или перестройка системы. Поэтому необходимо управление, котороепротиводействует дезорганизации системы, поддерживает необходимый порядок. Всамом общем виде управление может быть определено как упорядочение системы,т.е. приведение в соответствие с объективной закономерностью действующей вданной среде. (7, стр. 25)
Необходимость управления следуетиз структуры педагогической системы. Компонентами педагогической системыявляются цели, субъекты,  реализующие эти цели, деятельность, отношения,возникающие между её участниками и объединяющее их управление, обеспечивающиеединство системы. Утрата любого компонента ведёт к разрушению системы в целом.
Учащиеся испытывают потребность впедагогическом руководстве в силу несовершенства их опыта самостоятельнойпознавательной деятельности. Даже хорошо подготовленным ученикам нужна помощьили консультация учителя, хотя не так часто как остальным. На каком же этапеучащиеся больше всего нуждаются в педагогическом руководстве? Традиционносчиталось, что таким этапом было начало работы. Однако самым значительным длястаршеклассников оказался тот этап управления, на котором процесспознавательной деятельности протекает наиболее интенсивно, т.е. тогда, когдазадание уже выполняется. Вряд ли можно объяснить это проявлением определённыхзатруднений (хотя иногда они имеют место). Активность, умственное и волевоенапряжение, которые появляются при самостоятельных действиях, проявляются нетолько в сосредоточенности, углубленности в работу, но и в потребности общения,направленного на обсуждение возникающих вопросов. Общение необходимо ученикудля того, чтобы утвердиться в собственных поисках, своевременно получитьподкрепление или же поделиться с товарищами своими находками, поэтомупотребность в участии учителя испытывают не только слабые ученики. Учительдействительно не принимает участия в выполнении задания, но он организуетдеятельность класса, направляет познавательный процесс, создаёт необходимыеусловия и настрой, а это важно, чтобы поддержать и “пробу сил” и творческиеначинания учащихся, их добровольность и самостоятельность.
Для полного понимания проблемынам необходимо выявить общее и особенное в понятиях “управления”,“педагогическое руководство”, “организация”, которые часто употребляются каксинонимы.
Исходя из структуры деятельности,управление самостоятельной работой включает целепологание, планирование,организацию, корректировку и оценку деятельности учащихся, диагностику еерезультатов.
Педагогическое руководство – этоуправление самостоятельной деятельностью учащегося на этапе еенепосредственного осуществления: предъявление учебной задачи ученику,инструктаж по ее выполнению, мотивация ее разрешения, контроль и коррекциясамостоятельных действий учащегося, оценивание результатов самостоятельнойработы.
Организация самостоятельнойработы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательнуюактивность, обеспечение условий эффективности.
Итак, мы выяснили, что в процессеуправления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежитпреподавателю, так как он принимает прямое (затем косвенное) участие ворганизации педагогического процесса. В связи с этим следует перечислитьследующие принципы управления:
1)            дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебныхзаданий;
2)            планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательныйпереход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельнойработы;
3)            постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивногонаблюдателя за процессом;
4)            переход от контроля учителя к самоконтролю.

II.Система самостоятельной работы учащихся 
2.1. Дидактическиепринципы организации самостоятельной работы учащихся
На различныхуроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретатьзнания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительныерезультаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляютсистему.
Под системойсамостоятельных работ мы понимаем прежде всего совокупность взаимосвязанных,взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненныхобщим задачам видов работ.
Всякая системадолжна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случаеэто будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.
При построениисистемы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требованийвыдвинуты следующие:
1.   Системасамостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактическихзадач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у нихпознавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать,расширять и углублять знания, применять их на практике.
2.   Системадолжна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципамдоступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческойактивности, принципу обучения на высоком научном уровне.
3.   Входящие всистему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобыобеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.
4.   Последовательностьвыполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекало изпредыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае междуотдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи.Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерстваучителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работыв системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления идругих качеств.
Однако одна система не определяетуспеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Дляэтого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можнообеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководстваотдельными видами самостоятельных работ.
Эффективность самостоятельнойработы достигается, если она является одним их составных, органическихэлементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время накаждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно иэпизодически.
Только при этом условии уучащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видовсамостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.
При отборе видов самостоятельнойработы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как иво всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важноезначение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теориис практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческойактивности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применениеэтих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:
1.   Самостоятельнаяработа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкойформулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такуюформулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе истремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, вчем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Этопридает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствуетболее успешному ее выполнению.
Недооценка указанного требованияприводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно,или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением кучителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровнясамостоятельности учащихся в работе.
2.   Самостоятельнаяработа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при еевыполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей:содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапеобучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены квыполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
3.   На первыхпарах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы(выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач ит.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествоватьнаглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями,записями на доске.
Самостоятельная работа,выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характерподражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, ноимеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, болеевысокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способнымиразрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственногохарактера.
4.   Длясамостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых недопускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний вновой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствуетформированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
5.   Ворганизации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладениязнаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время.Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.
Наблюдая за ходом работы классав целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешносправившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимсяколичество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим датьзначительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоилиновое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его крешению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение болеесложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость,как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихсявперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.
6.   Задания,предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Ондостигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытиемперед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которымнужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельнымработам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.
7.   Самостоятельныеработы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебныйпроцесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения инавыки.
Результаты работы в этом делеоказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы ушкольников занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, втом числе на занятиях в учебных мастерских.
8.   Приорганизации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетаниеизложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретениюзнаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнееувлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программногоматериала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.
9.   Привыполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должнапринадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, ихпланомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объемкаждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различнымвидам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляетконтроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитываетих при организации самостоятельной работы. 2.2. Классификация видов самостоятельной работы учащихся
Под самостоятельной работойучащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию ипод контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специальнопредоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятсядостигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в тойили иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчетыи т.д.) результат умственных и физических действий.
Самостоятельная работапредполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поискаминаиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, санализом результатов работы.
В процессе обучения применяютсяразличные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых онисамостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельнойработы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различнымпризнакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся,по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся ит.д.
Все виды самостоятельной работыпо дидактической цели можно разделить на пять групп:
1)     приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретатьзнания;
2)     закрепление и уточнение знаний;
3)     выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
4)     формирование умений и навыков практического характера;
5)     формирование творческого характера, умения применять знания в усложненнойситуации.
Каждая из перечисленных группвключает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение однойи той же дидактической задачи может осуществляться различными способами.Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что однии те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактическихзадач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается нетолько приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработкаумения применять ранее полученные знания..
Рассмотримсодержание работ при классификации по основной дидактической цели.
1.   Приобретениеновых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знанияосуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов,работ аналитико-вычислительного характера.
2.   Закреплениеи уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений поуточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаковот несущественных.
3.   Выработкаумения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задачразличного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.
4.   Формированиеумений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, приподготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новыхвариантов опыта и т.п.
2.3.Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.
 
Содержание учебного материалаусваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова этадеятельность зависит результат обучения. Отношение учащихся к собственнойдеятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует ихучебную деятельность. Снижение интереса к обучению во многом зависит отдействий учителя. Например, неправильный отбор им содержания учебногоматериала, вызывающего перегрузку школьников; невладение учителем современнымиметодами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения сучащимися и организовывать взаимодействие школьников друг с другом; особенностиличности учителя.
  В историипедагогики не раз принимались попытки создать идеальную систему образования,которая  отвечала бы всем требованиям, выдвигаемым к организациипознавательного процесса.
Но наиболееуспешной, на наш взгляд, является система индивидуализированного обучения. Онаполучила своё распространение в начале ХХ в. и рассматривается как объективнаянеобходимость учёта индивидуальных различий детей в установившейся, ужетрадиционной классно-урочной системе. В начале века она развивалась в трёхнаправлениях: организация индивидуального режима учебной деятельности;сочетание индивидуального режима и содержания с групповой работой учащихся;организация индивидуальной работы по специально разработанным учебным материалам.
Первоенаправление нашло своё развитие в “Дальтон-плане”: годовой объём учебногоматериала разбивался на “подряды”, которые состояли из ежедневных заданий.Ученик заключал с учителем “договор” о самостоятельном изучении определённогоматериала в назначенное время. Материал изучался в предметныхкабинетах-лабораториях, где он мог получать консультации учителя по данномупредмету. “Дальтон-план” приучал учащихся к самостоятельности, развивалинициативу, ответственность за взятые на себя обязательства, побуждал к поискурациональных способов выполнения заданий.
Второенаправление – сочетание индивидуального режима и содержания с групповой работойучащихся – ярче всего нашла своё выражение в “Говард-плане” и “Йена-плане”.Основные положения систем: вместо одновозрастных классов – разновозрастныегруппы, переменные по составу; расписание занятий, выбор учебных предметовзависел от интересов каждого ребенка; учебный материал делился на «отделы»,изучение которых, в основном, происходило через индивидуальную самостоятельнуюработу в сочетании с взаимопомощью в малой группе (4-5 человек); один учительмог заниматься разными предметами в составе различных групп.
Третьенаправление можно считать прообразом программированного обучения. Онопредставляет собой отход от классно-урочной системы по основным «академическим»дисциплинам; самостоятельное изучение этих дисциплин по специальноприготовленным учебным пособиям; прорабатывались эти материалы в индивидуальномдля каждого ученика темпе; индивидуальная работа велась в первой половине дня;обучение сопровождалось диагностическим тестированием, которое устанавливалостепень приближения ученика к поставленным задачам и выявляло необходимостьвведения дополнительного и вспомогательного материала; во второй половине дняорганизовывалась групповая деятельность учащихся для приучения к коллективномутруду; группы возникали на основе общих интересов.
В наше времяиспользуется классно-урочная система обучения, которая предполагает группировкуучащихся в классы в соответствии с возрастом и условием знаний, основнойорганизационной структурой является урок; содержания образования в каждомклассе определяется учебными планами и программами; на основе учебного планасоставляется расписание уроков. Важным элементом этой системы являетсяпланирование учебной работы учителем, от которого во многом зависит качествоучебных занятий. Существует 2 вида планирования:
1)перспективное – осуществляется в тематических планах, определяются темы уроков,лабораторных работ, экскурсий, намечаются контрольные письменные работы,обощающе-повторительные и зачетные занятия. Определяется количество учебныхчасов, отводимых на изучение темы, однако эти планы не детализируются.
2) текущее –заключается в разработке планов, отдельных уроков. Разрабатывая содержаниеурока, учитель предлагает краткий план беседы, рассказа, лекции; формируетвопросы к учащемуся, задания для самостоятельной работы, перечисляет номераупражнений, определяет способы проверки знаний.
Не менееважную роль в организации самостоятельной работы играет подборка учебногоматериала, т.к. с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однакосама по себе информация вне потребности ребенка не имеет для него никакогозначения и не оказывает никакого воздействия. Если же информация созвучнапотребностям учащегося и подвергается эмоциональной переработке, то он получаетимпульс к последующей деятельности. Для этого содержание учебного материаладолжно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний иопираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал долженбыть достаточно сложным и трудным.
Однако нужноотметить. Что успешная организация самостоятельной познавательной деятельностиучащихся зависит от способа решения задач. Рассмотрим некоторые из них.
Анализпрактики использования задач показал, что наиболее распространенным способоморганизации решения задач является немотивированное требование решить задачибез формулирования учебной цели их решения, когда все сводится к быстрейшемупоиску решения и получения нужного ответа, которым и завершается процессрешения.
 Лишьнебольшая часть учителей указывает, что они всегда формируют цель решениязадач. Некоторые учителя не только сами формулируют, но и привлекают к этомуучащихся, т.к. считают, что это дает возможность лучше понять задачу, болеесознательно ее решить, осознать ее назначение, и тем самым создает условия длялучшего ее усвоения. Этот способ называется способ целевого требования.
Наконец,совсем незначительная часть учителей не только формулирует цель решения задачи,но строит процесс ее решения, как процесс разрешения проблемы, осуществлениецели, и после решения обсуждают с учащимися как была разрешена проблема,осуществлена цель решения. Этот способ называется учебно-проблемным.
Таким образом,данные убедительно показывают, что совершенно недостаточно лишь сформулироватьцель решения задачи, необходимо весь процесс решения построить как процессразрешения определенной проблемы. Поэтому, если мы хотим найти наиболееэффективный путь формирования внутренних мотивов самостоятельной познавательнойдеятельности, то анализ педагогической практики учителей, показывает, что этотпуть связан с использованием в обучении учебно-проблемного  способа организациирешения задач. Психологи исследовали учебную деятельность и установили, чтоизучения каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должносостоять из следующих трех основных этапов:
1)   Вводно-мотивационныйэтап.
На этом этапе учащиеся должныосознать основную цель предстоящего изучения учебной темы, ее место и роль вобщем образовании, ее практическое и теоретическое значение. В нужных случаях,учитель указывает какие знания и умения ранее пройденного материала особеннопонадобятся при изучении данной темы. Затем учитель сообщает, сколько уроковотведено на изучение темы, примерные сроки ее завершения и перечисляет основныеэлементы темы, т.е. знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиесяв результате изучения этой темы.
2)   Операционно-познавательныйэтап.
На этом этапе учащиеся усваиваютзнания, входящие в содержание данной темы, при этом используются разные виды иформы учебной работы: рассказ или лекция, фронтальная работа по изучениюпонятия. Коллективная работа по усвоению учебного материала, решению задач,проведению опытов и экспериментов, индивидуальная работа по решению задач, ит.д.
Изложение учебного материалапроизводится в основном учителем, но по мере взросления учащихся, частьучебного материала передается для изложения докладчиком или для индивидуальногоизучения и проработке по учебнику.
3) Рефлексивно-оценочный этап.
         Здесьпроизводится обобщение изученного и подведение итогов работы по данной теме.При этом, главная цель этого этапа – развитие у учащихся рефлексивнойдеятельности (самоанализа), способностей к обобщению и формирование адекватнойсамооценки. Для обобщения пройденного материала могут использоваться различныеметоды: обобщающие уроки, доклады учащихся, составление по группам обобщающихсхем.
         Мывыяснили, что самое трудное для учителя в этой системе научиться организовыватьсамостоятельную деятельность классного коллектива, постепенно передаватьучащимся многие свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководитьсамостоятельной работой учащихся. Как показывает опыт, если эту систему вводитьначиная с первого класса, то учащиеся быстро осваиваются с ней и она становитсядля них привычной, и школьники смогут в полной мере испытать чувстваэмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленнымитрудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым будетформироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, чтоприведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорнойсамостоятельной учебе. 2.4. Влияниесамостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательной способностиучащихся
Самостоятельная работа оказываетзначительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, наразвитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.
Практический опыт учителей многихшкол показал, что:
1.   Систематическипроводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнениюнаблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получениюучащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые ониприобретают при сообщении учителем готовых знаний.
2.   Организациявыполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержаниюсамостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческихспособностей, развитию мышления.
3.   Притщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряютсятемпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это всвою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательныхумений и навыков.
4.   Стечением времени при систематической организации самостоятельной работы науроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету уучащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результатедля выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиесязатрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов,в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводитсянерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программногоматериала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работи других видов работ творческого характера. Заключение
 
Школа, давая учащимсязнания, необходимые для продолжения учебы в вузе, и в то же время должнаориентировать молодежь на общественно-полезный труд в народном хозяйстве иготовить к этому. Поэтому полезно повысить научный уровень преподавания икачество знаний школьников и в то же время преодолеть их перегрузку.Соответственно этим требованиям необходимо поднять уровень преподавания,нацелить его на формирование у подрастающих поколений современной  научнойкартины мира, а также знаний о практическом применении наук. Нужно, чтобытеория предмета в большей мере способствовала развитию позитивных способностейшкольников и их практической подготовке.
Это достигается целым комплексомсредств: совершенствование содержания образования, улучшением качестваучебников и других средств обучения, развитием эвристической деятельностишкольников в процессе обучения на основе проблемности, развитием текущеголабораторного эксперимента и завершающего физического практикума творческогохарактера.
В процессерассмотрения данной проблемы выяснилось, что для эффективной организациисамостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланироватьпознавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, приэтом большое значение уделяется подборке учебного материала.
Повышение качества обучения тесносвязано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.
Для повышения качества обученияособое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интересак предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемогоматериала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебнаядеятельность была интересной, давала удовлетворение.
Развития познавательнойактивности школьников способствует использование на уроке текста и иллюстрацийих учебника, хрестоматии, справочника, из научных и научно-популярных журналови газет, а также интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов,диапозитивы и другие средства наглядности.
Однако мало обеспечить мотивациюучения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых,четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут бытьдостигнуты.
 />Список использованныхисточников
1.      Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной  деятельности”// Открыт. школа. – 1998. — №2
2.      Ёсипов Б.П. “Самостоятельная работа учащихся на уроках”. – М.: Учпедгиз,1961.
3.      Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” — Л., — 1982.
4.      Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” — М, 1980.
5.      Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения обобщёнными способамисамостоятельной учебной деятельности.” / Мн. – 1989.
6.      Нильсон О.А. “Теория и практика самостоятельной работы учащихся” — Тал.,1976.
7.      Новик Н.Б. “Кибернетика. Философия и социологические науки.” – М., 1963.
8.      Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” — 1998.
9.      Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. “Процесс обучения в условиях демократизациии гуманизации школы.” — М, 1991.
10.   Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность школьниковв обучении.” — М, 1980.
11.   Подласый И.П.  “Педагогика” — М., 1996.
12.   Столяренко Л.Д.  “Педагогика” — Ростов, 2000.
13.   Сухомлинский В.А. “О воспитании.” — М.: Политиздат, 1973.
14.   Харламов И.Ф.  “Педагогика” — Мн., 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.