ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А.ШОЛОХОВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра эстетического воспитания
Специальность 050703 –
Дошкольная педагогика и психологияКвалификационная работа
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ.Студентки 6 курса
заочного отделения
ШИНКАРЕНКО ОКСАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
ПЕЛИХ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
МОСКВА 2007
Содержание. Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА1. Теоретические и методические основы декоративно-прикладного искусства вразвитии художественной культуры у детей старшего дошкольноговозраста………………………………………………….5
1.1 Исследования отечественных педагогов в историиразвития народных промыслов…………………………………………………..5
1.2 Современные возможности ознакомления старшихдошкольников с народной игрушкой……………………………………………………18
1.3 Художественная организация среды в дошкольномучреждении при ознакомлении детей с народной игрушкой………………………….30
ГЛАВА 2. Педагогическиеусловия ознакомления старших дошкольников с народной игрушкой в развитиихудожественной культуры………..35
2.1
2.2 Психолого-педагогические выводы…………………………………..54
Заключение……………………………………………………………………….58
Списоклитературы………………………………………………………………61
Приложение.
Введение.
В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимостиприобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей кнародной культуре является средством формирования у них патриотических чувств иразвития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину –задача особенно актуальная сегодня.
Игрушка – обязательный спутник детства. Народная игрушка являетсязамечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетиями воспитываларебенка.
В дошкольной педагогике выполнен ряд работ отечественных и зарубежныхпедагогов, посвященных исследованию проблемы народной педагогики (Т.И. Бабаева,Н.Д. Бартрам, Г.С. Виноградов, Т.С. Комарова, Е.А. Покровский и др.);определению роли игрушки в воспитаниидошкольников (Н.С. Александрова, Г.Л. Дайн, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова,Л.Г. Оршанский, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая, Т.Я.Шпикалова и др.)
Была определена цель нашего исследования – формирование основхудожественной культуры дошкольников.
Объект исследования – художественная культура детей старшегодошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития художественной культуры удетей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с народной игрушкой.
Задачи исследования:
1. Анализпсихологической, педагогической и искусствоведческой литературы по проблемеисследования.
2. Выявитьпсихолого-педагогические особенности народной игрушки в развитии личностиребенка-дошкольника.
3. Провестиэкспериментальную проверку занятий по ознакомлению детей старшего дошкольноговозраста с народной игрушкой попрограмме «Радость творчества» (О.А. Соломенниковой) в развитии художественнойкультуры.
В основу эксперимента положена гипотеза, согласно которой впроцессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкойразвиваются личностные качества, формируются основы художественной культуры.
Методы исследования: изучение педагогической, психологической,искусствоведческой литературы по проблеме; анализ опыта общественного дошкольноговоспитания; педагогический эксперимент.
Апробация исследования проводилась на базе ДОУ д/с №1083, гор. Москвы, сдетьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
ГЛАВА 1. Теоретические и методическиеосновы декоративно-прикладного искусства в развитии художественной культуры удетей старшего дошкольного возраста.
1.1 Исследованияотечественных педагогов в истории развития народных промыслов.
Культура является одним изфундаментальных понятий общественных, гуманитарных и даже естественных наук. Вширокий обиход вошли такие словосочетания, как «культура труда, управления,научного исследования, образования, воспитания», «художественная культура»,«культура чувств, мышления», «политическая культура», «культура нравственная,экономическая» и т.д.
Понятие культуры произошло от латинскогослова culture, что означает возделывание,обрабатывание, образование, развитие. Большая советская энциклопедия исовременный словарь иностранных слов дают следующую характеристику культуры:
1) Исторически определенный уровень развития общества,творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организациижизни и деятельности людей в их взаимоотношениях, а так же в создаваемых имиматериальных и духовных ценностей; различают материальную и духовную культуру,в более узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни людей;
2) Степень совершенства, достигнутая в овладении той илииной отраслью знания или деятельности.
С.И. Ожеговпредлагает свою интерпретацию понятия культуры: «совокупность производственных,общественных и духовных достяжений людей».
С точки зрения педагогики «культура есть …не что иное, как мир воплощенных ценностей» (Н.З. Чавчавадзе). [42]
Культура, как отмечает В.М. Разин, – это так же и созидательная,целеустремленная, творческая активность индивида и сообщества: стремление поддерживать традиции, улучшить иупорядочить жизнь, осуществить какие-либо изменения, противостоятьразрушительным, антигуманным тенденциям и т.д. [10]
Народное и декоративно-прикладноеискусство являются неотъемлемой частью художественной культуры.
«Уровенькультуры эпохи, как и отдельного человека, – говорил А.С. Пушкин, –определяется отношением к прошлому».
Произведения прикладного искусства отражают художественные традициинации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняютисторическую память.
Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное вбудущее своей мечтой о небывалом. Это культурная память народа, неотделимая отсамых глубоких устремлений современности. [23]
«От отношения всех к народному искусству зависит его судьба. Забота онародном искусстве всех народов нашей страны – это долг, счастливая и радостнаяобязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины» (Д. Лихачев). [18]
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новомуначинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору,художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народоставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь ситовеков. [13]
Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальнойгордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировойкультуры. Все произведения народного искусства создавались ручным способом,причем каждый мастер делал все сам от начала до конца. Двух одинаковых вещей небыло. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, изпоколения в поколение – таков был путь к совершенству. [13]
На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось понаследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.
«Величайшая правда и простота народной игрушки, пишет Е.А. Флерина, – еевыразительность и целесообразность сделали ее полезной для воспитания детей».[39]
Смысл народной игрушки – развить, занять, повеселить, порадоватьребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески сшумом, пестрые лоскуты, трещетки. А потом ребенокполучал мячи, луки, волчки, кубарики, дудки,свистульки, куклы.
В летописях относящихся к 12веку, содержится первое упоминание обигрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к16-17в.в. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарнаяигрушки. Центрами гончарной игрушки стали село Гжель, Дымковскаяслобода, Когрополь, Тула и др. Крупный промыселдеревянной резной игрушки сложился в селе Богородское,вотчине Троице – Сергиева монастыря. [44]
Русская народная игрушка яркая и самобытная, тесно связана с народнымискусством она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней.
Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, егоусловность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с темигрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу,художественному стилю.[44]
Дымковскаяигрушка.
В 1174 году в устье реки Хлыновца новгородцыосновали город Хлынов, позднее переименованный вВятку. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжалилепить глиняных божков. Вятичи чтили бога Солнца – Ярило и изображали его ввиде двух- или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами – символсолнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины.Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели иметь: фигуркидомашних животных и младенцев. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве:белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми,черными, зелеными полосками и кругами. Постепенно богиня Роженицатрансформировалась в «Барыню». [34]
В Вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города сутра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели внебольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные.
Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, послеобедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой напруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай так же отразился втворчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины вширокой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками,желтой кофте с валанами, ярко-малиновом чепце и бусахв несколько рядов, на плече – ярко-зеленое коромысло с оранжевыми ведрами. [13]
Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».
Для дымковской игрушки характерен простойгеометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов зигзагов и полос.Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового,желтого, голубого, зеленого нанесенных по белому фону. [34]
Отличительная особенность дымковской игрушки –обобщенность, декоративность и острая выразительность. В традиционных фигуркахживотных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, в одеждефрантов и модниц – вкусы 19века.
Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят своюинтерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристикеперсонажей, в особенностях пластики, любимых цветовых сочетаниях. [13]
Гжельскаяигрушка.
Под Москвой, в Раменском районе, еще в 16векеизготавливались из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия иигрушки. Постепенно гжельская керамика заняла ведущее место в русскомкерамическом производстве и в 18веке достигла наибольшего расцвета. Гжельскийпромысел сохранился до настоящего времени.
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины ирасписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочныекомпозиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилосьбольшое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигуроквысотой от 5 до 20 сантиметров на тему народных сказок, сюжетных и бытовыхсценок, а так же детские игрушки (кони, петухи, собаки, кошки и т.п.). [13]
Для гжельских игрушек характерны миниатюрные фигурки людей, птиц иживотных с простой и обобщенной скульптурной формой, тонкой окраской иросписью. В них своеобразно сочетались черты реалистической выразительности сбольшой декоративностью и условностью художественного решения образа.
Гжельские изделия представляют большую художественную ценность, так каккаждый мастер работает в своей неповторимой манере, выполняя узоры в старинныхрусских традициях. [25]
В городе Скопине Рязанской области вырабатывалосьмножество различных свистулек: коньков, птичек и кукольная гончарная посуда в виде миниатюрных горшочков, крыночек. Красивы и затейливы скопинские изделия. Скопинские мастера лепили изглины изделия сложной фантастической формы: сказочных птиц, драконов, львов.Причудливость формы и разнообразных лепных украшений при этом уживалось спрактическим назначением изделий. Отличительной особенностью скопинской посуды была блестящая стекловидная глазурь,покрывавшая изделие. Она получалась при обжиге в горячей печи свинцовогопорошка, которым покрывали вылепленное, но не обожженное изделие. [34]
Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушкисохранился в городе Каргополе Архангельской области.Начало промыслу положили мастера, живущие в деревне ГриневоКаргопольского района. Персонажи каргопольскойигрушки – простые крестьяне, занятыеполезным трудом, они пилят, шьют, рубят или отдыхают – пляшут, прогуливаются. Сбольшой теплотой и юмором изображают мастера зверей – оленей, утушек, медведей, коней, собак. Искусство каргопольских мастеров отличается грубоватой, несколькопримитивной лепкой фигурок. В них мастера промысла стремятся отобразить суровыйхарактер Русского севера. В росписи по белому фону часто применяютсяконтрастные тона – синий, темно-красный, черный, желтый, розовый. [21]
Тематика филимоновскихигрушек-свистулек – няньки, барыни,солдаты, всадники, коники, олени, бараны, медведи, птицы. Своеобразна ихпластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особойвыразительностью и изяществом. Роспись игрушек яркая, броская, обычно в два –три цвета. Излюбленными являются малиновый, зеленый, желтый, реже синий цвета,которые наносятся узкими полосами, елочками, кружками, волнистыми линиями,местами – сплошным покрытием.[21]
Красочные фигурки барыни, кормилицы, монахов и другие игрушкипроизводились в бывших Тульской и Курской губерниях. По сравнению с вятскимитульские «барыни» отличались большими размерами, более тонкой и изящной линиейсилуэта. [25]
Тесную связь игрушечного промысла с другими видами художественногоремесла подтверждает тот факт, что в истории игрушки нередки случаи, когдаигрушечный промысел возникал неожиданно, «между делом». Так было, например, вНижегородской губернии с городецкими и семеновскими кустарями, которые издавна прославлялись своими веретенами, ложками,посудой, а среди этих изделий начали изготовлять игрушки.
Городецкие мастера славились конями. Одиночки. Пары. Тройки. Их называлипуреховскими, т.к. обычно продавали в селе Пурехе. Большое значение для сбыта этих игрушек имело тообстоятельство, что неподалеку открылась Макарьевская,а затем Нижегородская ярмарка. [25]
Игрушки старались делать как можно наряднее, эффективнее, с росписьюкрасным, желтым, зеленым и черным цветами и сюжетами из крестьянского,купеческого и городского быта, изображением птиц и коней.
Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка наестественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещение крупныхкрасочных пятен. [34]
Более простые и дешевые кони-каталкиизготовлялись кустарями селений Сумино, Яковлево, Лысово и других.
Кроме коней выпускались петухи, куры, утки, куклы, солдатики.
В селении Курцево развивался своеобразный промыселкукол и кукольной мебели, игрушечных прялок, стиральных приборов. [25]
Село Богородское стоит на горе среди лесов. Места здесьживописные, вольные. Кругом, куда ни бросишь взгляд, бескрайние русскиепросторы. Веселые деревянные домики с резными наличниками прячутся средидеревьев, садов и огородов. А в каждом из этих домов можно увидеть забавныедеревянные игрушки – фигурки людей и животных, которые заняты повседневнымикрестьянскими делами: пилят дрова, куют металл, пьют чай, причем часто делаютэто вместе крестьянин и медведь, лиса и журавль. Игрушки эти вырезаны из мягкихпород дерева: липы, ольхи и осины. Чаще всего эти игрушки не раскрашены, онисохраняют цвет натурального дерева, лишь иногда их слегка тонируют морилкой илилаком.
Формы у богородскойигрушки резкие, даже немного угловатые, поверхность неровная –сразу видно, где мастер коснулся ее резцом. Однако это не мешает веселымфигуркам быть очень симпатичными и выразительными, глубоко реалистичными. [34]
Есть у большей части богородских игрушек ещеодна привлекательная особенность – это игрушки «с движением». Это значит, чтокурочки, стоящие на дощечке, умеют клевать зерно, а дровосеки двигают рукой,когда рубят дрова или пилят дерево. Остроумное приспособление приводит игрушкув движение, оживляет ее, делает еще более занимательной.
Богородские игрушки издавна были оченьразнообразными. Часть из них – неподвижные фигурки, своеобразные небольшиескульптуры. В старину такие фигурки мастер делал из самого лучшего материала.Обычно это были изображения барышень, гусар, господ, купцов, монахов, солдат.Господ и монахов, как правило изображали с иронией. Это сразу видно по глупымили слишком хитрым, подчас карикатурным лицам и толстым животам деревянныхскульптур. Правда, к женщинам-красавицам и удалым военным отношение у богородских мастеров было вполне доброжелательным. А воткогда изображали своего брата-крестьянина или умельца-ремесленника, он всегдаполучался очень симпатичным, даже если был грубоват и комичен.
Со временем игрушечный промысел стал основным источником доходов богородских мастеров. Из поколения в поколение передавалисьсекреты мастерства, от отца к сыну вместе с инструментом переходил многолетнийопыт, любовь к делу, уважение к таланту лучших резчиков. [34]
Федосеевскиеигрушки получили свое название отимени села Федосеева в Нижегородской области. Оно находится не далеко от всемизвестной Хохломы. В Федосеево тоже занималисьизготовлением деревянной посуды. При этом оставались отходы производства:деревянные болванки, дощечки, щепки. Выбрасывать их было жалко, и сметливыемастера стали делать из них игрушки.
Вырезанные топориком и ножом, федосеевскиекроватки, столики, буфеты, пароходы, трамваи, лошадки с санями, ветряныемельницы окрашивали в ярко-лимонный цвет, и по нему наносили красные пятнацветов. В раскраске почти нет вариантов. Но у федосеевскойигрушки есть то, что всегда, привлекает к ней детей: праздничность желтогоцвета и приближенность ее к быту, к реальным формам предметов. Трамвай хоть игрубо отесан, но в нем есть окна и двери, у буфета открываются дверки, у меленки проворачиваются крылья.
В федосеевской «топорщине»предметы сколочены из отесанных дощечек и лучинок. Формы предметов – квадратныеи прямоугольные с прямыми или скошенными стенками. Жесткие формы игрушексмягчаются росписью, скрадывающей острые углы.
Федосеевский игрушечный промысел относительномолод по сравнению с дымковским и богородскимпромыслами: он возник около 150 лет назад, но и сегодня продолжает существоватьи развиватся. [34]
Загорскиеизделия.
В Сергиевом Посаде промысел художественной обработки дерева существовалеще в 17 веке. Игрушки вырабатываемые народными умельцами Сергиева Посада, –братины, «красные» ложки, потешные возки – забавляли русских царевичей. В конце19 века промысел усиленно развивается.
Далее мастера Сергиево Посада значительно расширяют ассортимент игрушек,в том числе налаживают массовое изготовление деревянной точеной матрешки.
Первая матрешка появилась в России в конце 19 века. Она состояла из семикукол, изображающих девочку в ситцевом сарафане, белом фартуке, с цветастымплатком на голове и черным петухом в руках. Изготовляют мастера матрешку и свыжиганием. В цветовой гамме росписи – красные, синие, зеленые, желтые тона. Вузоре – мелкие и крупные цветы, горох, рисунок «турецкие огурцы»; встречаются искромные геометрические узоры, ягоды малины, вишни или маленькие корзиночки сягодами в руках у матрешки. [34]
Пожалуй, самыми искусными в токарном мастерстве оказались мастера села Бабенка (Московская губерния).Несложными инструментами бабенсковские кустарисоздавали игрушки разнообразные и забавные. Вместе с тем это были формы давнопроверенные, веками сложившиеся: яйца, погремушки, шары, грибы, бочонки, каталки, Ваньки-встаньки и,наконец, — цветастые веселые матрешки, прославившиеся на весь мир и до сих поримеющие огромный спрос. [25]
Матрешек делали также в деревне МериновоНижегородской губернии. В основе ее лежит обыкновенная болванка. Но нужны быливыдумка, находчивость, отточенный веками прием, чтобы сделать до пятидесятишести вкладышей в матрешку, как это делали бабенковскиемастера. Или создать стоместное яйцо, подобное которому хранится в Музееигрушки в Загорске. «Не механичность, а живое рукоделие сквозит в каждомкусочке постепенно возникающей фигуры», — писал о русской точеной игрушкеисследователь русского искусства А.И. Некрасов. [12]
ВЫВОД.
С точки зрения педагогики «культура есть …не что иное, как мир воплощенных ценностей» (Н.З. Чавчавадзе).
Культура, как отмечает В.М. Разин, – это так же и созидательная,целеустремленная, творческая активность индивида и сообщества: стремление поддерживать традиции, улучшить иупорядочить жизнь, осуществить какие-либо изменения, противостоятьразрушительным, антигуманным тенденциям и т.д.
Народное и декоративно-прикладноеискусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусстваотражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие ихудожественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальнойгордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировойкультуры.
НаРуси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследствумастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.
«Величайшая правда и простота народной игрушки, пишет Е.А. Флерина, – еевыразительность и целесообразность сделали ее полезной для воспитания детей».
Русская народная игрушка яркая и самобытная, тесно связана с народнымискусством, она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней.
Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, егоусловность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с темигрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу,художественному стилю.
Дымковская игрушка. Фигурки, вылепленные изглины и ярко раскрашенные. Истоки возникновения дымковскихбарыни, коней, свистулек, водоноски уходят своими корнями далеко в историю.
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины ирасписаны голубовато синими широкими мазками, воспроизводящими цветочныекомпозиции или сценки из народной жизни.
Красивы и затейливы скопинские изделия.Отличительная особенность – блестящая стекловидная глазурь, покрывавшаяизделия.
Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушкисохранился в городе Каргополе.
Филимоновская игрушка. Своеобразна еепластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особойвыразительностью и изяществом.
Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка наестественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещения крупныхкрасочных пятен.
Богородские игрушки вырезаны из дерева, нераскрашены, лишь покрыты иногда морилкой или лаком. Отличительная особенность –это игрушки «с движением».
В федосеевской «топорщине»игрушки сколочены из отесанных дощечек и лучинок. Но праздничность желтогоцвета и приближенность ее к быту всегда привлекала детей.
Первая матрешка в России появилась в конце 19 века. Сергиев Посад, СелоБабенка, деревня Мериново – места изготовлениярусской матрешки.
1.2 Современные возможности ознакомлениястарших дошкольников с народной игрушкой.
Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка являетсязамечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитываларебенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. Игрушка каждогонарода имеет свои педагогические, художественные и технические традиции,простые и ясные. Эти традиции носят с одной стороны черты интернациональные, сдругой - черты, определяемыенациональным своеобразием культуры, быта, педагогики того или иногонарода. [39]
Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она неслучайное явление, а устойчиво развивающееся ветвь народного искусства, имеющаясвои традиции.
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, чтоона основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействуетна развитие его чувств, ума и характера. [38]
В народной игрушке нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период,когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество техи других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и другихбыла естественная близость. Игрушка была интересна и детям и взрослым (куклаприкреплялась на шест к дому, собирала взрослых на праздник). [39]
В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также итот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребенок в повседневнойжизни. Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщины,коня, петуха, медведя, представленные как в игрушке, так и в вышивке, резьбе,показывают органическую связь игрушки с народным искусством. В ней, как и ввышивке, эти фигуры трактуются в условном, сказочном плане. [38]
Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность ицелесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивалоигрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, училапонимать окружающую жизнь, учила владеть основными видами труда взрослых. Этикачества сохраняются в народной игрушки и в дальнейшем, с возникновением иразвитием кустарного промысла.
В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, своювеселость и смех, свои думы и знания, свое умение, — в этом большая сила еевлияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковыйговорит с ребенком правдиво, мудро. Сила этой народной любви к ребенку говоритустами бабушки, забавляющей своего внучонка. [39]
Есть среди этих игрушек и такой тип ее, в котором познавательный моментвыведен ясно и отчетливо. Однако применение познавательного принципа в народной игрушке ограничено, что резкоотдаляет ее от пособия, в то время как в фабричной игрушке это отличие зачастуюстирается.
Какие же воспитательные ценности несет с собой народная игрушка? Внародной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ееисполнении: брызжущая красками глиняная дымковскаяигрушка, солнечная деревянная семеновская игрушка,праздничные, яркие красные городецкие кони.
Народная русская игрушка бодрая, жизнерадостная. Много подлинного юморавложил народ в свою игрушку. Веселые клоуны, паяц на веревочке, бодающиесябараны, летающие птички, с вращающимися при этом перышками на хвосте и многиедругие приводят ребенка в восторг. И об этой радости, детском смехе отнеожиданного движения, звучания знает мастер, и ему самому весело создавать этиигрушки.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Образом инезамысловатой, но остроумной техникой движения, звучания, своей сказочной,декоративной трактовкой. Многие игрушки – это подлинная сказка. Таковы все дымковские звери, птицы (индюки и гуси в золоте и в яркихсборках, пятнистые и полосатые кони).
Народная игрушка говорит о том, что народ – тонкий психолог, которыйумеет видеть и понимать ребенка таким, каков он есть, с его интересами ипотребностями. [39]
Народная педагогика создала все основные типы игрушек для каждоговозраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркойокраской); замечательные каталки для малыша 2-4 лет (городецкие коньки, семеновскиепетушки, кировские вертушки и др.). Лошадей и других животных ставили наколеса, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении. Размер игрушки длядетей этого возраста должен быть крупным, так как малыш в игре с игрушкой –центральное действующее лицо. Для более старших – наборы сложнее по содержанию(животные – богородские деревянные и загорские из папье-маше, разборные игрушки и т.д.)
Мяч, обруч являются древнейшими народными игрушками, созданнымиодновременно у разных народов. Мы их встречаем в древнем Египте, в античныхигрушках. Бабенские токари создают своеобразные«дидактические» разборные игрушки: пирамидки, матрешки, складные яйца, бочонкии т.п. Эта игрушка по цвету, форме, размеру не имеет себе равной на западномрынке. В оформлении народной игрушки мы видим, что мастер учитывает особенностивозраста детей: более упрощенная, условная по форме, цвету игрушка для малышей– свистульки, городецкие кони, и более реалистическаядля старших – богородская резьба.
Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетическиразвивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающейжизни и учит ребенка труду и технике. Даже в веселой игрушке сплошь и рядомребенку показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур ит.д.). Все что через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.
Эстетическое в игрушке, без нарочитого намерения приспособляться квкусам детей, несет ребенку большую художественную культуру народноготворчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Это даетнародная игрушка каждой национальности. Русская народная игрушка полнатрадициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичностьформы декоративной росписи, орнаментальность: неудержимая яркость и благороднаясдержанность в подборе цвета, которые связаны с местными традициями в оформлении.[39]
Никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко невоспитывает в ребенке национальных черт эстетического чувства, как народнаяигрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует.Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и частоочень остроумная, построена на простейших законах техники и механики. Этовозбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство.
В народной русской игрушке интересноразрешена проблема реализма. Реализм в искусстве для детей – это ценное началокоторое обеспечивает простое и правдивое искусство. Взволновать автора и точувство, часто наивное, но вполне искреннее, которое вкладывает мастер в своепроизведение, дают здоровый реализм, на котором базируется и сказка, идекоративно праздничная нарядная дымковская игрушка, семеновская игородетская игрушка. Реальная основа сказки и здесьна лицо. Упрощенность, неполнота изображения (городецкиеконьки), яркость вовсе не лишают игрушку ощущения реального образа, даженапротив, делают его ощутимее, так как концентрируют внимание ребенка наосновном и подают основное с предельной четкостью.
Народная педагогика, проникает в сущность детской игры, понимает, чтонаивный реализм этой игры достигается не столько внешне натуралистическимичертами формы, сколько обеспечением реальной динамики, присущей предмету. [39]
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практическичерез все виды деятельности детей.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал:можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские,филимоновские и богородскиеигрушки, матрешки), придумывать сказки.
Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное ибережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусствопо своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных,красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы.Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение вузорах декоративных росписей. В них – изображение человека, животных, птиц,растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять ипочувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основойгармоничного развития ребенка. [34]
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народныхпромыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельныхэлементов, счетность в исполнении орнамента. Это даетматериал для развития элементарных математических представлений.
Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано сфольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой.Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальнымвоспитанием дошкольников.
Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортноеискусство. Оно близко и понятно ребенку, учит видеть и понимать окружающуюжизнь. Эти качества, так ярко выступающие в русской народной игрушке, требуютот нас внимательного ее изучения, возрождения народной игрушки, широкого ееиспользования в педагогической практике.
Начало подлинно научному изучению художественно эстетической ценностипроизведений народного искусства, исследованию его художественно выразительныхсредств, духовной ценности было положено в конце 19 в. – начале 20 в. Всеобщеепризнание получили труды искусствоведов А.В. Бабушкинского,В.С. Воронова. Значительный вклад внесли труды А.Б. Салтыкова, В.М. Василенко(50-