Курсовая работа
Семья и семейноевоспитание ребенка как педагогическая проблема
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. Сущность семьи брака
§ 2. Воспитание детей всемье
§ 3. Половое воспитание всемье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
За последнеедесятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисныхявлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так идетско-родительские отношения. Эти неблагополучные тенденции объясняются социально-экономическимиусловиями: низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональнойзанятости в большинстве регионов России, распределения ролевых функций междусупругами. Алкоголизм, агрессия. Неудовлетворенные потребности партнеров вуважении, любви и признания становятся причиной возрастания эмоционально-личностныхрасстройств, утратой чувства любви и безопасности.
Дисгармоничностьсистемы семейного воспитания является достаточно распространенным симптомомдисфункции современной семьи, где актуальным показателем воспитания следуетсчитать возрастание случаев жесткого обращения с детьми, противоречивоговоспитания.
Социальнойпроблемой является развод, который увеличивается; рост числа гражданскихбраков; увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, в частностирезкое возрастание социального сиротства.
Также впоследние годы проблема подготовки подрастающего поколения ксемейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась«домашняя школа», где традиционно начиналось воспитание будущих родителей.Между тем от решения этой проблемы зависит социальное благополучие общества,счастье каждого его члена. В перспективе предлагается ввести последовательнуюподготовку к семейной жизни подрастающего поколения во всех звеньях системынародного образования, начиная с дошкольного учреждения.
Цельисследования: охарактеризовать педагогическую сущность семьи, роли семейноговоспитания в развитии личности.
Объектисследования: семейное воспитание ребенка.
Предметисследования: педагогическая сущность семьи и семейного воспитания.
Задачи исследования:
1. Изучить научнуюлитературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть педагогическуюсущность семьи и семейного воспитания.
3. Охарактеризовать половоевоспитание в семье.
Методыисследования:
— анализ
— синтез
— систематизация
— конкретизация
— обобщение
— абстрагирование
— классификация.
Этапыисследования:
1 этап.Определение объекта и предмета исследования (сентябрь 2005)
2 этап.Изучение систематизации психолого-педагогической литературы по проблемеисследования (октябрь-ноябрь 2005)
3 этап. Уточнениетемы и составление научного аппарата (ноябрь 2005) и оглавление (декабрь 2005).
4 этап.Работа над основной частью исследования (январь-февраль 2006)
5 этап.Составление заключения и оформления курсовой работы (март-апрель 2006).
Теоретическаязначимость: исследование заключается в том, что систематизирована научнаялитература по проблеме исследования, раскрыта педагогическая сущность семьи исемейного воспитания.
Практическаязначимость: материалы исследования могут быть успешно использованы класснымируководителями для просвещения родителей.
Структуракурсовой работы: состоит из введения, из трех параграфов, заключения и спискаиспользованной литературы.
§ 1. Сущность семьи ибрака
Семья малая — социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными и родственнымиотношениями, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость вкоторой обусловлено потребностью общества в физическом и духовномвоспроизводстве населения.
Для однихсемья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости;для других — своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственныеинтересы, раня друг друга неосторожным словом.
Однакопонятие счастья подавляющее большинство живущих на Земле связывают, прежде всего,с семьей: счастливым считает себе тот, кто счастлив в своем доме. Оказывается,что люди, имеющие хорошую семью, дольше живут, меньше болеют, общительные идоброжелательные по сравнению с теми, кто не сумел создать нормальную семью.Семья влияет на все стороны общественной жизни.
Понятие«семья» часто отождествляется с понятием «брак». Эти понятия, по сути, имеющиеобщее, не являются синонимами.
Брак — исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулированиясексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направляемого на поддержаниенепрерывности жизни. Цель – создание семьи и рождение детей, поэтому бракустанавливает супружеские и родительские права и обязанности.
Формированиесупружеской пары.
Вформировании супружеской пары различают два периода: добрачный (до принятияпарой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачногосоюза).
Источникомтрудности в семейной жизни могут стать особенности выбора партнера, характердобрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о вступлении в брак.
Теории выборабрачного партнера
Каким образомлюди выбирают брачного партнера? Однако обобщением может стать, что этот процесснамного сложнее, чем представляется на первый взгляд.
Одним изпервых стал размышлять над причинами вступления в брак З.Фрейд. Его«психоаналитическая теория» опирается на предположении на влечение, котороедети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря бессознательномупроцессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на других,общественно ободряемые, объекты – на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтомумногие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и девушкиобращают внимание на юношей, похожих на их отцов.
Теориякомплементарных потребностей Р. Уинга основывается на старом, как мир,принципе, что противоположности притягиваются. Он пишет, что в выборе супругакаждый индивидуум ищет того, от кого ожидает всех удовлетворения потребностей.Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворилего потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторыхпривлекательными. Инструментальная теория подбора супругов, Р. Сентерса, так жеуделяет внимание на удовлетворение потребностей, но при этом утверждает, что однипотребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чемженщинам и наоборот.
Специфика добрачногопериода
Результаты многихисследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людейзаключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов первыегоды совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими добрачнымифакторами являются:
— место иситуация знакомства молодых;
— первое впечатлениедруг о друге;
— продолжительность периода ухаживания;
— инициатор брачногопредложения: юноша, девушка, родители и др.;
— время обдумываниябрачного предложения;
— ситуация оформлениябрака;
— возраст будущейпары;
Установлено,что благотворно влияют на брачные отношения: знакомство на работе или в учебномзаведении; период ухаживания от одного до полутора лет; инициатива брачногопредложения со стороны мужчины; сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.
Исследования показали,что более 60% благополучных супругов познакомились на работе или на студенческойскамье; вероятность распада семей с добрачной беременностью. Например в 2 раза вышепо сравнению с другими ситуациями.
Принятие решенияо вступлении в брак
Мотивы:любовь, долг, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие,моральные соображения.
Любовь — нравственно– эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлениик своему объекту.
Как возникаетлюбовь?
1. Интерес,симпатия, влечение.
2. Восхищение,восторженность, влюбленность, страсть.
3. поклонение,уважение, преданность.
Любовь прошедшаявсе три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь.
Формирование супружескойпары — сложный процесс, сопряженный различного рода трудностями и проблемами. Хорошоесли молодые люди самостоятельно найдут эффективные пути выхода из этихпроблем, в противном случае им необходима психологическая помощь, которую они могутполучить в центрах и дворцах молодежи, в психологической консультации при ЗАГСе.
Люди создающиесемью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей — в любви, детях, впереживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи — этоне только реализация идеальных представлений о браке, это реальная жизнь двух,а затем и нескольких людей; она включает в себя непрерывные переговоры, заключениясоглашений, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть вкаждой семье. Очень важно, чтобы муж и жена подходили друг – другу по биологическими нравственным факторам, отражающим различные аспекты воспитания, политические,культурные, религиозные взгляды, а также, чтобы партнеры терпимо относились к особенностямдруг друга.
Рассмотрим будущиепредпосылки будущего семейного, в том числе супружеского благополучия.
Образование.Высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений.Даже в браке, окончившие высшие учебные заведения могут возникнуть конфликты,которые, если их своевременно не решить, дадут повод к разводу.
Трудовая стабильность.Люди, часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, неспособностью налаживатьдлительные отношения.
Возраст. Определяетобщественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских и родительскихобязанностей. Наиболее оптимальным считается возраст 20 – 24 года, разница в возрастесупругов 1 – 4 года.
Продолжительностьзнакомства. За период знакомства важно узнать друг друга не только в оптимальныхусловиях, но и в трудных ситуациях, когда ярко проявляются личные качества и слабостихарактера партнера.
Супружеские конфликты:
Конфликт –осознанное столкновение, противоборство меж двух людей, групп, их взаимно несовместимых,исключающих друг друга потребностей, интересов, существенно — значимых для личностии групп. Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворитьте или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересапартнера.
Классификацияконфликтов:
— размолвки, возникающиена основе неудовлетворенности потребности и значимости своего «Я».
— размолвки, психическоенапряжение на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.
— ссоры из-занеудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях:отсутствие ласки, заботы, внимания.
— финансовыеразногласия;
— ссоры напочве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различныххобби.
Мотивы:
1. Не сошлись с характерами.
2. Супружеские измены исексуальная жизнь в браке.
3. Бытовое пьянство иалкоголизм.
Анализ показывает,что во внутрисемейном конфликте чаще всего виновны обе стороны.
Избежатьмногих ошибок позволяет соблюдение основных принципов совместной жизни:
· Реальносмотреть на противоречия, возникающие до брака и после его заключения;
· Неизбегать трудностей;
· Познаватьпсихологию партнера, надо понимать друг друга, приспосабливаться;
· Бытьтерпимым, уметь забывать обиды;
· Пониматьпользу временной разлуки;
· Следитьза собой;
· Невпадать в отчаяние.
Наукасупружеского счастья.
1. Романтическаявлюбленность.
Когда юноша идевушка влюбляются, в организме обоих резко повышается содержание ферментов –химических веществ, посылающих сигналы нашим чувствам. Поэтому, когда юноша идевушка смотрят друг другу в глаза, мужской и женский мозг словно превращаютсяв одно целое.
2. Разочарование.
Мы начинаемзлиться, раздражаться, а временами даже испытываем страх. Если на стадииромантической влюбленности мы успели вступить в брак, то сейчас задумываемся,правильно ли мы поступили.
3. Борьбаза лидерство.
Двое людей,которых постигло, разочарование, обычно вступают в борьбу за лидерство. Когдавлюбленность проходит, мужчине требуется больше независимости, а женщине –больше общения с подругами. Это объясняется особенностями воспитания мужчины иженщины и тем, как в обществе между ними распределяются роли.
4. Пробуждение.
Когда мыслишком отдаляемся, любовь, которую мы испытывали в начале, умирает. Когда жемы сближаемся настолько, что один не позволяет другому быть собой, браку тожеприходит конец. Секрет семейного счастья — в том, чтобы строить отношения,учитывая обусловленные природой особенности поведения друг друга.
5. Долгийбрак.
Супруги живутвместе, воспитывают детей, любят друг друга, но вовсе не потому, что сталиодинаковыми, а потому, что научились быть разными.
Чтобы сохранитьдушевную близость:
— совместныепоходы в кино или в театр, ужины.
— бережноеотношение друг к другу. Счастье в браке во многом зависят от доброго отношениясупругов друг другу.
— нельзяпозволять взаимным обидам накапливаться и отравлять отношения. Конечно, ссоры иобиды в семейной жизни неизбежны, но, если такое случается, после следуетобязательно попросить друг у друга прощения и постараться найти выход изконфликтной ситуации. Когда не остается ничего другого, можно обратиться запомощью к друзьям, родственникам или специалистам.
Чтобысохранить личное пространство:
— нужно с пониманиемотноситься к потребностям и привычкам друг друга.
— у каждогоиз супругов должны быть свои личные друзья.
— нужноуважать увлечения партнера – будь то хобби или спорт. Раздельноевремяпровождение позволяет сохранить личное пространство и почувствоватьсобственную значимость.
Связав своюжизнь с любимым человеком, вы должны понимать, что ваши чувства со временеммогут измениться. Это – нормальное явление. Доверьтесь мудрой природе – онасама приведет вас к согласию и любви.
Секретысемейного счастья.
Старайтесьбыть добрыми.
В отношенияхмежду людьми мелочи очень важны. Именно они ведут к укреплению взаимногодоверия и безоговорочной любви. Задумайтесь над тем, как повлияет на вашу жизньупотребление таких слов, как «спасибо» и «пожалуйста» или неожиданные услуги ит.д.
Добивайтесьвысшего балла: просите извинения.
Иногдаизвиниться бывает невероятно трудно, но, преодолев себя, вы можете добитьсявысшего результата.
Учитесьлояльности.
После уменияпросить извинения очень важным вкладом является способность быть лояльным поотношению к членам семьи в их отсутствии. Ваш подход к взаимоотношениям с любымчленом семьи может повлиять на семейную атмосферу в целом.
Обещайте ивыполняйте обещанное.
Нет ничегоболее важного и хрупкого, чем обещания, данные членам вашей семьи.
Не забывайтепрощать.
Прощая, выоткрываете шлюзы доверия и безоговорочной любви. Вы очищаете свою душу. Крометого, вы устраняете главное препятствие, которое мешает измениться другим:потому что, если вы прощаете, вы становитесь между людьми и их совестью. Вместотого чтобы спросить свою совесть, они тратят усилия на то, чтобы защитить своеповедение и оправдаться в ваших глазах.
§ 2. Воспитание детей всемье
Более 60 летназад Макаренко А. ратовал за семью с несколькими детьми, поскольку такая семьяпредставляет собой коллектив, где воспитателями выступают не только родители,но и дети по отношению друг другу.
Сегодня нетоднозначного подхода к этой проблеме: есть плюсы и минусы в воспитании иединственного ребенка, и нескольких детей. Несомненно, что для развития ребенкаполезнее, когда у него в семье есть партнеры по играм, занятиям, развлечениям,чем их отсутствие и одиночество.
Следуетучесть, что воспитание единственного ребенка есть множество вариантов и не всеони строятся на безграничной любви к нему. Нередки, например, семьи, гдеединственный ребенок – носитель родительских амбиций, тогда жизнь его расписанапо минутам: музыка, рисование, теннис и т.п. Иные условия развития единственногоребенка, если его заводят, чтобы сохранить семью, которая дала трещину. Заботао ребенке укрепляют чувства моральной ответственности супругов, но неприбавляют тепла в их отношениях. И, наконец, в современной жизни немало семей,где единственный ребенок безнадзорен, нередко вливается в армию «детей улицы».У единственных детей, как правило, теснее эмоциональные узы, контакты свзрослыми членами семьи, или перепадает больше духовных и материальных благ,чем в семье с несколькими детьми. Единственный ребенок всегда на глазахвзрослых, которые замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, испешат на помощь. В большой семье ребенок пытается все сделать сам, аединственный ребенок делает все в полсилы, зная, что ему помогут. У негоразвивается позиция опекаемого, обучаемого. А это ведет к потере веры в своисилы, к несамостоятельности. Нередко единственные дети становятся с маленькимидеспотами в семье, заставляя всех взрослых служить себе. Другая характернаяособенность развития единственных детей – они не имеют возможности близкообщаться с другими детьми. В единственных детях ярче проступают эгоистичныенаклонности, они больше наступают, чем уступают, а сегодня так важно бытьтерпимее к людям, уметь пойти им навстречу, проявить внимание и заботу!
В семье снесколькими детьми – иная воспитательная ситуация. Детям приходится делитьмежду собой любовь, внимание, заботу родителей, а не «купаться» в них, как эточастенько выпадает на долю единственного ребенка.
Старшие имладшие дети выступают по отношению друг другу в ролях обучающих и обучаемых,воспитывающих и воспитываемых. Старшие направляют развитие, интересы младших,многому учат их, причем часто более успешно, чем родители. Младшие дети,«наступая» старшему на пятки, стимулируют его развитие. Однако воспитаниенескольких детей в семье, не столь безоблачно, как кажется на первый взгляд. Изпроблем, которые возникают в многодетных семьях, самые невинные, когда младшиене хотят поднашивать вещи старших, играть в их игрушки и т.п. Иной характерпроблем, когда дети начинают соперничать друг с другом. Это случается, еслиребенок стремится проявить себя лучше, ярче в том, что получается у брата илисестры. Задача родителей помочь ребенку утвердиться в своих стремлениях,добиться результатов, но так, чтобы никто не был обойденным и униженным. Еслиупустить контроль за соперничающими детьми, то это может привести к нарушениювзаимоотношений между ними, развитию примитивных межличностных реакций(зависть, амбиция, агрессия). Условия для развития старших и младших детей,растущих в одной семье, не остаются раз и навсегда данными. Ведь семья — это незастывшая организация, а динамичная микросистема, постоянно находящееся вдиалектическом развитии.
Близнецы. Воспитаниеблизнецов нуждается в иной тактике по сравнению с той, который прибегаю всемьях с несколькими разновозрастными детьми. Прежде всего, потому, чторазвитие близнецов сопряжено с определенными трудностями. Начнем с периодавнутриутробного развития, осложненного многоплодной беременностью,завершающийся зачастую преждевременными родами. В результате, появляясь насвет, близнецы уступают одиночно рожденным детям по показателям физическогоразвития. Поэтому они слабее, беспокойны, часто плачут, хуже спят. Отсюда –необходимость тщательного ухода за детьми, особое внимание к питанию, кфизическому развитию. У близнецов наблюдается необычайная способность ксопереживанию: они чувствуют настроение друг друга, плач, смех, хныканье одноговызывают такие же эмоциональные реакции у второго (третьего), у близнецовнесколько запаздывает развитие речи: до 4-5 лет дети общаются между собой насобственном интимном языке, практически непонятном окружающим.
Наиболеераспространенная тактика воспитания близнецов основана на максимальномсближении детей: подчеркивается сходство и игнорируются различия, присущие имонозиготным и дизиготным близнецам. Родители стремятся к одинокости во всем:одежде, игрушках. Постоянное подчеркивание сходства детей стимулирует у нихстремление быть во всем одинаковыми, играть «роли близнецов», что можетпривести к развитию некоторых сходных психологических признаков и торможениястановления индивидуальных. Следует предупреждать формирование у близнецовчрезмерной взаимозависимости. Необходимо расширять круг их общения с другимилюдьми. Прежде всего, сами родители должны заниматься с каждым ребенком,поощрять игры близнецов с разными товарищами.
Такимобразом, воспитательные возможности семей с близнецами чрезвычайноразнообразно. Наиболее предпочтительна тактика воспитания, основанная на «курсеиндивидуализации», на максимальном внимании родителей к развитию каждогоребенка близнецового коллектива с учетом потребностей, особенностей, интересовмалыша.
Дети вприемной семье. Усыновление – одна из форм воспитания ребенка, оставшегося безпопечения родителей, известная еще со времен Древнего Рима. Из всех форм опекунскойзаботы самая подходящая для ребенка – усыновление.
Главнаяпроблема, которая возникает у многих родителей, усыновивших детей, заключаетсяв вопросе: сказать или нет ребенку правду о его происхождении? Должен лиребенок знать, что он не родной? Каждая семья решает эту проблему по-своему:одни рассказывают ребенку, что он усыновлен, другие утаивают правду. Однакострах перед раскрытием тайны держат в напряжении родителей, создают нервознуюобстановку в семье. Но не всегда удается сохранить от ребенка тайнуусыновления. Иногда находятся «доброжелатели», которые открывают ребенкуисторию происхождения. Специалисты рекомендуют приемным родителям рассказатьребенку дошкольного возраста о том, что его взяли, что он был маленьким, потомучто у него не было, совей мамы. А теперь у него есть мама и папа, которые еголюбят.
Несправившись со столь сложными психологическими и нравственными проблемами усыновления,приемные родители нередко возвращают ребенка в детский дом. Последствия этоготяжелого шага – душевная травма у ребенка, серьезные переживания у несостоявшихся родителей. Как потом сложится судьба ребенка? Вряд ли неудачноеусыновление добавит в нее счастливые страницы. Вина взрослых, осуществившихэтот бесчеловечный эксперимент, велика. Ребенок не игрушка, нужная приемнымродителям до тех пор, пока у них есть силы, время, желание, здоровье.
Иногдародители хотят усыновить ребенка, но оказываются не подготовленными к тому, чтодомашнее воспитание – это постоянный труд, без выходных и праздников, споражениями и победами. Другими словами, чтобы взрослым решиться на такой ответственныйшаг, как усыновление, надо созреть, взвесить силы и возможности, быть готовым ксамоограничению. Не принесет счастье усыновление ни ребенку, ни родителям, еслина этот шаг супруги решились, чтобы спасти свой брак: ребенок должен жить всчастливой семейной атмосфере. И помните народную русскую пословицу «Не тамать, что родила, а та, что выходила».
Младенцамхолод на пользу.
В большинствеслучаев молодым мамам рекомендуют держать новорожденных в тепле. Однакоисследование показало, что младенцы, наоборот, нуждаются в охлаждении.Недостаточное поступление крови к мозгу младенца как до, так и после родов,может привести к смерти или необратимым изменениям, например к умственнойотсталости. Показало, что благодаря охлаждению новорожденных их смертность илисерьезные последствия для здоровья значительно сократилось.
Матери курят,а дети потом плохо себя ведут.
Женщины, которыекурят во время беременности, рискуют тем, что у них родится неспокойные дети,которые будут плохо себя вести. Курение во время беременности вызывает синдромнарушения внимания с гиперактивностью, они подвергают своих неродившихся детейк воздействию таких доз никотина, которые могут повлиять на развитие мозга, ихребенок будет страдать от чрезмерной мышечной активности, невнимательности иимпульсивного поведения.
Таким образомкурить, конечно, вредно в любом случае, но курения во время беременности следуетизбегать категорически.
Родительскиессоры и детский сон. У детей, чьи мама и папа часто ссорятся, могут возникатьрасстройства поведения, потому что родительские конфликты нарушают нормальныйсон.
Чем чащессорятся родители при детях, тем хуже дети спят. А когда ребенок безуспешно пытаетсязаснуть, он то и дело просыпается и вынужден бодрствовать из-за шума или спать тревожнымсном, что, в свою очередь, оказывает воздействие на его поведение и на успехи вучении. Дети, растущие в конфликтных семьях, более склонны к расстройствам поведения.
Взаимосвязь междусемейными ссорами и сном выявлялась в большей степени по итогам изучениярассказов детей о ссорах мам и пап, а не посредством бесед с родителями. Дети,которые считали, что их родители ссорятся часто и серьезно, страдали наиболеевыраженными расстройствами сна.
Выяснениеотношений на виду у детей и даже инциденты, при которых родители игнорируютдруг друга, развивают в детях негативные мысли о семье, которые могут непокидать их на протяжении длительного времени – до года.
Мир каждойсемьи неповторим и индивидуален. Но все хорошие семьи похожи бесценнымощущением защищенности, психологической безопасности и нравственнойнеуязвимости, которым одаривает человека счастливый отчий дом.
Родительскийдом.
Родительскийдом – это постоянство окружения: люди, обстановка, вещи, природа. Окружениесливается в единый образ первоначального лица ребенка, где все знакомо до мельчайшихштрихов, привычно, а то оттого надежно, спокойно. Для ребенка родной дом – этои тополь, что растет у крыльца, и кнопка дверного звонка, до которой не сразуполучалось дотянуться … Изучение мира начинается с вещей в доме. Каждая вещь –частица семейной истории. Родительский дом подразумевает и свой неизменныйпорядок, традиции и обычаи. Нормальная семья живет богатой внутренней жизнью,повседневно творит душевный и духовный мир индивидуальности, выводит ее вбольшой мир.
Уклад родногодома запечатлевается в сознании ребенка, влияет на тот стиль жизни, которому онбудет стремиться и много лет спустя, создавая свою семью.
§ 3. Половое воспитание всемье
В числоприродных особенностей человека, обусловленных социальными факторами входят те,что определяются полом. Современна я наука располагает данными о том, чтопервые 5-6 лет жизни — это период, когда закладываются и формируются наиболееглубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, вкоторые самым интимным образом вплетена психосексуальная дифференциация.Половая принадлежность, осознание себя мальчиком или девочкой – это перваякатегория, в которой ребенок начинает осознавать себя.
Итак, в светесовременной науки становится очевидной необходимость полового воспитания уже наступени дошкольного детства.
Процессы феминизацииподрастающего мужского населения и маскулинизации женского отчетливо проявилисьв современных условиях. Среди существенных причин, лежащих в основе этихнегативных для общества явлений, можно назвать преобладание женского влияния навоспитание мальчиков дома, в детском саду, школе. Проблема полового воспитанияв современной семье стоит достаточно остро. Половое воспитание рассматриваетсяв русле задач нравственного становления личности. Оно направлено наформирование целостной личности мальчика, девочки, способных элементарнопонимать психологические анатомо-физиологические особенности полов, ихсоциальные роли в жизни.
Известно, вреальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола. Важнаязадача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половойидентификации ребенка. Уже в три года дети начинают понимать, что пол человекаопределяется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать,что ребенку необходимо правдивая информация о строении тела мальчика и девочки,о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста ивзросления человека.
Буквально смомента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учатмальчика быть мальчиком, а девочку – девочкой, тем самым содействуягармоническому развитию личности. Это выражается в одежде, в подборе игрушек, виграх. Очень рано ребенка поощряют подражать родителю своего пола, которыйстановится для малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочкибыть «как мама»: надеть ее туфли, и т.д.
В три годаребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат» наповерхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения.Поэтому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения:женская и мужская. В семье, где ребенка воспитывают оба родителя, он рано «включается»в деятельность, свойственную его полу.
У четырех — пятилетнихдетей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы,трогают их, играют с ними. А в дошкольном возрасте дети играют всем, чтопопадает в поле их зрения: руками, ногами, но и половым органом.
С пяти-шестилет процесс полоролевого развития усложняется, поскольку в качестве образов дляподражания дети выбирают книжных и кино-видео героев.
Серьезнуюошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку,как мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился.
Необходимостьполового воспитания ребенка, формируя у детей начала настоящих мужчины иженщины. Следует учитывать, что в современной жизни человеку недостаточно иметьтолько мужские и женские качества. Резкое распределение ролей ведет кдискриминации по половому признаку, нередко нарушает семейные отношения.Представьте себе современного мужчину, который не может приготовить завтрак,погладить свою рубашку. Поэтому нет ничего плохого, если мама учит сынахозяйственным умениям, а девочка помогает папе чинить скамейку в саду.
Итак, рольсемьи в процессе половой социализации ребенка очень значительна.
Заключение
Такимобразом, семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку онарассматривалась в традиционной культуре как единственное природное окружение,определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание.
С развитиемобщества значительная часть нагрузки по стабилизации брачно-семейных отношенийпереносится с внешних регуляторов (социальный контроль, общественное мнение,законы, экономическая зависимость и подчиненность женщин, религиозный страх) навнутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи всохранении и поддержании семейного единства.
Список использованнойлитературы
1. Атангулов У.Ш.Этнопедагогика: курс лекций. — Сибай: издание Сибайского института БашГУ, 2004.– 158 с.
2. Атангулов У.Ш.Этнопедагогика: курс лекций. — Сибай: издание Сибайского института БашГу, 2004.– 47 с.
3. Вокруг развития ивоспитания // Семья и школа. – 2006. – № 3. – С. 4-7.
4. Вокруг развития ивоспитания // Семья и школа. – 2005. – № 12. –С. 6-9.
5. Гурман М. Наукасупружеского счастья // Ридерз дайджест. – 1998. — № 7. – С. 29-34.
6. Карабанова О.А. Психологиясемейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. – М.:Гардарики, 2004. – 320 с.
7. Коуви С. Секретысемейного счастья // Ридерз дайджест. – 1998. — № 7. – С. 29-34.
8. Куликова Т.А. Семейнаяпедагогика и домашнее воспитание. – 2-е изд. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
9. Макаренко А.С. Пед. соч.:в 8 т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 66.
10. Макаренко А.С. Лекции овоспитании детей // Пед. соч.: в 8 т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 105.
11. Мартынов. «Семья + школа= счастливый ребенок» // Нач. школа. – № 8. – 04. – С. 52-55.
12. Матейчик З. Родители идети: перевод с чеш. – М.: Просвещение, 1992. – 320 с.
13. Морис Л. Новогодниесупружеские обещания // Ридерз дайджест. – 1999. — № 11. – С. 53-56.
14. Психология семейныхотношений с основами семейного консультирования / под. ред. Силяева Е.Г. — 2-еизд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 192 с.
15. Растимешин Д. Вокругразвития и воспитание // Семья и школа. – 2005. – № 5. –С. 4-9.