Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Педагогика"


Средства и методы педагогического воздействия на личность

Средства и методы педагогического воздействия на личность
Технологическая схема педагогическогопроцесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учаще­гося) в важности и целесообразностирешения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т. е. добитьсяусвоения им опре­деленной суммы знаний, необходимых для решения поставленнойзадачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учаще­гося умения инавыки. На всех этих этапах полезно постоянно стиму­лировать прилежаниеобучаемых, контролировать и оценивать эта­пы и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процессанужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
1. убеждение;
2. упражнения и приучения;
3. обучение;
4. стимулирование;
5. контроль и оценка.
Следует также заметить, что в российской и мировойпедагогике существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нетединства взглядов на их отбор, количество, номенкла­туру и основания, по которымих следует классифицировать.
Выделяют следующие наиболее важ­ные формы организациипедагогического воздействия:
1) учебный процесс;
2) внеаудиторная, внеклассная работа;
3) семейное воспитание;
4) воспитательная деятельность детских и молодежных орга­низаций;
5) воспитательная деятельность учреждений культуры, ис­кусстваи средств массовой информации (в той мере, в какой она до­ступнавоспитанникам).
1. Убеждение.
Убеждение— это разностороннеевоздействие на разум, чув­ства и волю человека с целью формирования у негожелаемых ка­честв. В зависимости от направленности педагогического воздейст­вияубеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как ихкомбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истин­ности какого-то научногоположения, то мы обращаемся к его разу­му, если же мы хотим воспитать любовь кРодине, к матери, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этомслучае убеждение вы­ступает как внушение.
Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такиеприемы как беседа, лекция, диспут.
Беседа.Главнаяфункция беседы — привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков,явлений жизни и на этой основе сфор­мировать у них желаемое отношение кокружающей действительно­сти, к своим гражданским и нравственным обязанностям.
Лекция.Лекция — эторазвернутое, продолжительное и сис­тематическое изложение сущности той или инойучебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции — теоретичес­кое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, влекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.
Учащиеся особенно чутко откликаются на яркий,самостоя­тельный стиль мышления лектора, на его умение отделить факт отмышления о факте, выразить свое личное отношение к материалу темы. Лекциядолжна быть школой мышления для учащегося. Толь­ко тогда знания приобретаютличностный смысл, становятся не пас­сивным компонентом умственного багажа, аруководством к дейст­вию. Убедительность доказательств и аргументов,обоснованность выводов, четкая личная позиция, а самое главное психологическийконтакт с аудиторией от начала до конца — вот главное слагаемое ус­пеха лекции.
Диспут.Столкновениемнений с целью формирования сужде­ний и оценок, которое отличает диспут отбеседы и лекции как нель­зя лучше отвечает обостренной потребности подростков имолодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ни­чего непринимать на веру, обо всем судить по самым максималист­ским меркам. Диспутучит умению защищать свои взгляды, убеж­дать в них других людей и в то же времятребует мужества отказать­ся от ложной точки зрения.  Диспут еще ценен тем, что знания, добытые входе столкнове­ния мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной,прочностью и сознательностью усвоения.
Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайневажно, чтобы вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержа­ли значимую дляучащихся проблему и по-настоящему волновали их. В то же время диспут — этосмотр всех педагогических качеств пе­дагога и его педагогической квалификации.
По мнению А. С. Макаренко, педагогу на диспуте надоуметь сказать так, чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю,культуру, личность. Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочныесуждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязыватьсвою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, невозмутимым иироничным. Совершен­но недопустима позиция умолчания и запрета.
Молодые педагоги часто спрашивают, насколько можно отпу­скатьпедагогические «вожжи», и в чем, собственно, заключается пе­дагогическоеруководство диспутом? «Вожжи» можно отпускать совсем, нельзя выпускать из рук«компас». Главная задача педагога на диспуте — следить за правильностьюкритериев оценок и сужде­ний. Если критерии верны, то какие бы штормы не носиликорабль диспута, он выйдет на правильный курс. Роль педагога на диспуте —продолжая сравнение — быть штурманом, а вести корабль должны попеременномолодые капитаны.
Пример.
Пример как метод педагогического воздействияосновывается на стремлении воспитанников к подражанию, однако егопсихолого-педагогический эффект не ограничивается стимулированием ихприспособительной деятельности. Давно известно, что слова учат, а примерывлекут.
При всех своих достоинствах и возможностях слово неимеет того влияния, которое оказывают живые конкретные примеры жи­выхконкретных людей во всем богатстве их отношений.
Примерами достойного подражания могут быть старшие бра­тьяи сестры, мать и отец, дедушка и бабушка, товарищи по учебе, деятели науки икультуры, выдающиеся актеры и спортсмены, государственные деятели илитературные герои.
Педагогические требования к применению методовубеждения.
Эффективность методов убеждения зависит от соблюденияцелого ря­да педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них.
1. Высокий авторитет педагога у воспитанников.  
2. Опора на жизненный опыт воспитанников.
Слово педагога приобретает конкретный смысл, если онозаде­вает личный опыт воспитанников.
3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.
4. Сочетание убеждения и практического приучения.Наибольшие успехи воспитания достигаются тогда, когда сло­весное воздействиесочетается с организацией разнообразной прак­тической деятельности.
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностейвоспитан­ников
2. Упражнениеи приучение.
Упражнение — это планомерно организованноевыполнение воспи­танниками различных действий, практических дел с целью форми­рованияи развития их личности.
Приучение— этоорганизация планомерного и регулярного вы­полнения воспитанниками определенныхдействий в целях форми­рования хороших привычек. Или, говоря по другому: приучение- это упражнение с целью выработки хороших привычек.
В практике воспитательной рабо­ты применяются восновном три типа убеждений:
1) упражнения в полезной деятельности;
2) режимные упражнения;
3) специальные упражнения.
Упражнения в разнообразной полезной деятельностиимеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников состаршими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том,чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, ис­пытывая радость иудовлетворение от результата, привыкал само­утверждаться в труде и через труд.
Режимные упражнения— это такие упражнения, главный пе­дагогический эффект от применениякоторых дает не результат, а хорошо организованный процесс — режим. Соблюдениеоптимально­го режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешнимитребовани­ями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интел­лектуальныхвозможностях воспитанника и, как следствие, на ре­зультатах его деятельности.
Специальные упражнения — это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку изакрепление умения и на­выков.
В учебном процессе все упражнения — специальные, а ввоспи­тательной работе — это приучение к выполнению элементарных пра­вилповедения, связанных с внешней культурой.
3. Обучение
Подразделяют методы по доминирующим средствам на сло­весные,наглядные и практические.
Все многообразие методов обучения подразделяют на триосновных группы: 1) методы организации и осуществления учеб­но-познавательнойдеятельности; 2) методы стимулирования и мо­тивации учебно-познавательнойдеятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностьюучебно-познавательной дея­тельности.
Наиболее оптимальной представляется классификация мето­довобучения, предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, в которой за основу берется характеручебно-познавательной деятель­ности (или способ усвоения) обучаемых в усвоенииими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:
1) объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ,работа с литературой и т. п.);
2) репродуктивный метод;
3) метод проблемного изложения;
4) частично-поисковый (или эвристический) метод;
5) исследовательский метод.
Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репро­дуктивную (1 и 2методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует(воспроизводит) уже известные ему спосо­бы деятельности; 2) продуктивную (4 и 5методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания врезуль­тате творческой деятельности. Проблемное изложение занимаетпромежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоениеготовой информации, так и элементы творческой дея­тельности. Репродуктивныеметоды обучения
Объяснительно-иллюстративный метод.
Он состоит в том, что обучающий сообща­ет готовуюинформацию разными средствами, а обучаемые воспри­нимают, осознают и фиксируютв памяти эту информацию.
Репродуктивный метод.Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуетсядеятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний ипока­занных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающий­ся ихвыполняет — решают сходные задачи, составляют планы, воспроизводят химический ифизический опыты и т. д.
Оба охарактеризованных метода обогащают учащихсязнани­ями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслитель­ные операции(анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гаранти­руют развитиятворческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно ихформировать. Эта цель достигается продук­тивными методами.
Продуктивные методы обучения.
Условием функционирования продуктивных методов являет­сяналичие проблемы.
Учебная проблема — этопоисковая задача, для ре­шения которой обучаемому необходимы новые знания, и впроцессе решения которой эти знания должны быть усвоены.
В разрешении учебной проблемы можно выделить четыреглавных стадии:
1) создание проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемыи представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;
3) решение проблемных задач (задачи) путемвыдвижения ги­потез и последовательной их проверки;
4) проверка решения проблемы.
Роль педагога и учащихся начетырех стадиях решения учебной проблемы может быть различной: если все четырестадии выполняет педагог, то это проблемное изложение. Если все четырестадии выполняет учащийся, то это исследователь­ский метод. Есликакие-то стадии выполняются педагогом, а какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковыйметод.
4. Методы стимулирования.
Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.
Соревнование.Стремление к первенству, приоритету, само­утверждение свойственно всем людям,но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцамсо­перничества спортивного. Главная задача педагога — не дать сорев­нованиювыродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к пер­венству любой ценой.
Поощрение.Чувствоудовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у негоприлив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как след­ствие,сопровождается высокой старательностью и результативнос­тью. Но самый главныйэффект от поощрения — возникновение ост­рого желания вести себя так идействовать таким образом, чтобы ис­пытывать это состояние психическогокомфорта как можно чаще.
В то же время поощрение не должно быть слишком частым,чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малей­ший успех.Предметом особой заботы педагога должно быть недопу­щение раздела воспитанниковна захваленных и обойденных внима­нием.
Наказание.Наказание —один из самых старейших методов воспитания.
Наказание корректирует поведение воспитанника, заставля­етего задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувствонеудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание — это самоутверждениенаоборот, которое порождает потребность изме­нить свое поведение, а припланировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз комплекснеприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ниморально­го унижения, ни физического страдания. Педагогические требования кприменению мер наказания следующие:
1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;
2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований,по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;
3) сочетать наказание с убеждением и другими методами вос­питания;
4) строго соблюдать педагогический такт;
5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;
6) учет возрастных и индивидуальных особенностейвоспитан­ников.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Регулирование и стабилизация напряжения и тока источников внешнего электропитания
Реферат EuthanasiaThe Right To Die Essay Research Paper
Реферат Ефективність інвестування проектів і шляхи вдосконалення обґрунтування його доцільності
Реферат 7 способов зарядить мобильный телефон в дороге
Реферат Аналогии и модели - один из методов обучения физики средней школы
Реферат «Оценка финансового состояния организации и разработка мероприятий по его стабилизации»
Реферат Ссавці гризуни
Реферат Логические закономерности развития науки
Реферат Абрамов ф. б. - О чем плачут лошади1
Реферат Комплекс дифференцированных заданий к текстам как средство обучения чтению на уроках английского языка в 6 классе
Реферат Стратегия управления сбытовой деятельностью организации (на примере ООО "Фармос")
Реферат We Real Cool The Pool Player Seven
Реферат Контрольная работа по статитстике
Реферат Совершенствование технологического процесса изготовления фрез
Реферат Влияние табакокурения на психическое развитие детей и подростков Пути решения проблемы