Реферат по предмету "Педагогика"


Средства и методы педагогического воздействия на личность

Средства и методы педагогического воздействия на личность
Технологическая схема педагогическогопроцесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учаще­гося) в важности и целесообразностирешения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т. е. добитьсяусвоения им опре­деленной суммы знаний, необходимых для решения поставленнойзадачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учаще­гося умения инавыки. На всех этих этапах полезно постоянно стиму­лировать прилежаниеобучаемых, контролировать и оценивать эта­пы и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процессанужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
1. убеждение;
2. упражнения и приучения;
3. обучение;
4. стимулирование;
5. контроль и оценка.
Следует также заметить, что в российской и мировойпедагогике существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нетединства взглядов на их отбор, количество, номенкла­туру и основания, по которымих следует классифицировать.
Выделяют следующие наиболее важ­ные формы организациипедагогического воздействия:
1) учебный процесс;
2) внеаудиторная, внеклассная работа;
3) семейное воспитание;
4) воспитательная деятельность детских и молодежных орга­низаций;
5) воспитательная деятельность учреждений культуры, ис­кусстваи средств массовой информации (в той мере, в какой она до­ступнавоспитанникам).
1. Убеждение.
Убеждение— это разностороннеевоздействие на разум, чув­ства и волю человека с целью формирования у негожелаемых ка­честв. В зависимости от направленности педагогического воздейст­вияубеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как ихкомбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истин­ности какого-то научногоположения, то мы обращаемся к его разу­му, если же мы хотим воспитать любовь кРодине, к матери, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этомслучае убеждение вы­ступает как внушение.
Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такиеприемы как беседа, лекция, диспут.
Беседа.Главнаяфункция беседы — привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков,явлений жизни и на этой основе сфор­мировать у них желаемое отношение кокружающей действительно­сти, к своим гражданским и нравственным обязанностям.
Лекция.Лекция — эторазвернутое, продолжительное и сис­тематическое изложение сущности той или инойучебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции — теоретичес­кое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, влекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.
Учащиеся особенно чутко откликаются на яркий,самостоя­тельный стиль мышления лектора, на его умение отделить факт отмышления о факте, выразить свое личное отношение к материалу темы. Лекциядолжна быть школой мышления для учащегося. Толь­ко тогда знания приобретаютличностный смысл, становятся не пас­сивным компонентом умственного багажа, аруководством к дейст­вию. Убедительность доказательств и аргументов,обоснованность выводов, четкая личная позиция, а самое главное психологическийконтакт с аудиторией от начала до конца — вот главное слагаемое ус­пеха лекции.
Диспут.Столкновениемнений с целью формирования сужде­ний и оценок, которое отличает диспут отбеседы и лекции как нель­зя лучше отвечает обостренной потребности подростков имолодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ни­чего непринимать на веру, обо всем судить по самым максималист­ским меркам. Диспутучит умению защищать свои взгляды, убеж­дать в них других людей и в то же времятребует мужества отказать­ся от ложной точки зрения.  Диспут еще ценен тем, что знания, добытые входе столкнове­ния мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной,прочностью и сознательностью усвоения.
Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайневажно, чтобы вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержа­ли значимую дляучащихся проблему и по-настоящему волновали их. В то же время диспут — этосмотр всех педагогических качеств пе­дагога и его педагогической квалификации.
По мнению А. С. Макаренко, педагогу на диспуте надоуметь сказать так, чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю,культуру, личность. Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочныесуждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязыватьсвою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, невозмутимым иироничным. Совершен­но недопустима позиция умолчания и запрета.
Молодые педагоги часто спрашивают, насколько можно отпу­скатьпедагогические «вожжи», и в чем, собственно, заключается пе­дагогическоеруководство диспутом? «Вожжи» можно отпускать совсем, нельзя выпускать из рук«компас». Главная задача педагога на диспуте — следить за правильностьюкритериев оценок и сужде­ний. Если критерии верны, то какие бы штормы не носиликорабль диспута, он выйдет на правильный курс. Роль педагога на диспуте —продолжая сравнение — быть штурманом, а вести корабль должны попеременномолодые капитаны.
Пример.
Пример как метод педагогического воздействияосновывается на стремлении воспитанников к подражанию, однако егопсихолого-педагогический эффект не ограничивается стимулированием ихприспособительной деятельности. Давно известно, что слова учат, а примерывлекут.
При всех своих достоинствах и возможностях слово неимеет того влияния, которое оказывают живые конкретные примеры жи­выхконкретных людей во всем богатстве их отношений.
Примерами достойного подражания могут быть старшие бра­тьяи сестры, мать и отец, дедушка и бабушка, товарищи по учебе, деятели науки икультуры, выдающиеся актеры и спортсмены, государственные деятели илитературные герои.
Педагогические требования к применению методовубеждения.
Эффективность методов убеждения зависит от соблюденияцелого ря­да педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них.
1. Высокий авторитет педагога у воспитанников.  
2. Опора на жизненный опыт воспитанников.
Слово педагога приобретает конкретный смысл, если онозаде­вает личный опыт воспитанников.
3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.
4. Сочетание убеждения и практического приучения.Наибольшие успехи воспитания достигаются тогда, когда сло­весное воздействиесочетается с организацией разнообразной прак­тической деятельности.
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностейвоспитан­ников
2. Упражнениеи приучение.
Упражнение — это планомерно организованноевыполнение воспи­танниками различных действий, практических дел с целью форми­рованияи развития их личности.
Приучение— этоорганизация планомерного и регулярного вы­полнения воспитанниками определенныхдействий в целях форми­рования хороших привычек. Или, говоря по другому: приучение- это упражнение с целью выработки хороших привычек.
В практике воспитательной рабо­ты применяются восновном три типа убеждений:
1) упражнения в полезной деятельности;
2) режимные упражнения;
3) специальные упражнения.
Упражнения в разнообразной полезной деятельностиимеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников состаршими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том,чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, ис­пытывая радость иудовлетворение от результата, привыкал само­утверждаться в труде и через труд.
Режимные упражнения— это такие упражнения, главный пе­дагогический эффект от применениякоторых дает не результат, а хорошо организованный процесс — режим. Соблюдениеоптимально­го режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешнимитребовани­ями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интел­лектуальныхвозможностях воспитанника и, как следствие, на ре­зультатах его деятельности.
Специальные упражнения — это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку изакрепление умения и на­выков.
В учебном процессе все упражнения — специальные, а ввоспи­тательной работе — это приучение к выполнению элементарных пра­вилповедения, связанных с внешней культурой.
3. Обучение
Подразделяют методы по доминирующим средствам на сло­весные,наглядные и практические.
Все многообразие методов обучения подразделяют на триосновных группы: 1) методы организации и осуществления учеб­но-познавательнойдеятельности; 2) методы стимулирования и мо­тивации учебно-познавательнойдеятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностьюучебно-познавательной дея­тельности.
Наиболее оптимальной представляется классификация мето­довобучения, предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, в которой за основу берется характеручебно-познавательной деятель­ности (или способ усвоения) обучаемых в усвоенииими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:
1) объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ,работа с литературой и т. п.);
2) репродуктивный метод;
3) метод проблемного изложения;
4) частично-поисковый (или эвристический) метод;
5) исследовательский метод.
Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репро­дуктивную (1 и 2методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует(воспроизводит) уже известные ему спосо­бы деятельности; 2) продуктивную (4 и 5методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания врезуль­тате творческой деятельности. Проблемное изложение занимаетпромежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоениеготовой информации, так и элементы творческой дея­тельности. Репродуктивныеметоды обучения
Объяснительно-иллюстративный метод.
Он состоит в том, что обучающий сообща­ет готовуюинформацию разными средствами, а обучаемые воспри­нимают, осознают и фиксируютв памяти эту информацию.
Репродуктивный метод.Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуетсядеятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний ипока­занных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающий­ся ихвыполняет — решают сходные задачи, составляют планы, воспроизводят химический ифизический опыты и т. д.
Оба охарактеризованных метода обогащают учащихсязнани­ями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслитель­ные операции(анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гаранти­руют развитиятворческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно ихформировать. Эта цель достигается продук­тивными методами.
Продуктивные методы обучения.
Условием функционирования продуктивных методов являет­сяналичие проблемы.
Учебная проблема — этопоисковая задача, для ре­шения которой обучаемому необходимы новые знания, и впроцессе решения которой эти знания должны быть усвоены.
В разрешении учебной проблемы можно выделить четыреглавных стадии:
1) создание проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемыи представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;
3) решение проблемных задач (задачи) путемвыдвижения ги­потез и последовательной их проверки;
4) проверка решения проблемы.
Роль педагога и учащихся начетырех стадиях решения учебной проблемы может быть различной: если все четырестадии выполняет педагог, то это проблемное изложение. Если все четырестадии выполняет учащийся, то это исследователь­ский метод. Есликакие-то стадии выполняются педагогом, а какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковыйметод.
4. Методы стимулирования.
Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.
Соревнование.Стремление к первенству, приоритету, само­утверждение свойственно всем людям,но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцамсо­перничества спортивного. Главная задача педагога — не дать сорев­нованиювыродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к пер­венству любой ценой.
Поощрение.Чувствоудовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у негоприлив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как след­ствие,сопровождается высокой старательностью и результативнос­тью. Но самый главныйэффект от поощрения — возникновение ост­рого желания вести себя так идействовать таким образом, чтобы ис­пытывать это состояние психическогокомфорта как можно чаще.
В то же время поощрение не должно быть слишком частым,чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малей­ший успех.Предметом особой заботы педагога должно быть недопу­щение раздела воспитанниковна захваленных и обойденных внима­нием.
Наказание.Наказание —один из самых старейших методов воспитания.
Наказание корректирует поведение воспитанника, заставля­етего задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувствонеудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание — это самоутверждениенаоборот, которое порождает потребность изме­нить свое поведение, а припланировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз комплекснеприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ниморально­го унижения, ни физического страдания. Педагогические требования кприменению мер наказания следующие:
1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;
2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований,по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;
3) сочетать наказание с убеждением и другими методами вос­питания;
4) строго соблюдать педагогический такт;
5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;
6) учет возрастных и индивидуальных особенностейвоспитан­ников.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :