Средства и методы педагогического воздействия на личность
Технологическая схема педагогическогопроцесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразностирешения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т. е. добитьсяусвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленнойзадачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения инавыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежаниеобучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процессанужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
1. убеждение;
2. упражнения и приучения;
3. обучение;
4. стимулирование;
5. контроль и оценка.
Следует также заметить, что в российской и мировойпедагогике существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нетединства взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которымих следует классифицировать.
Выделяют следующие наиболее важные формы организациипедагогического воздействия:
1) учебный процесс;
2) внеаудиторная, внеклассная работа;
3) семейное воспитание;
4) воспитательная деятельность детских и молодежных организаций;
5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусстваи средств массовой информации (в той мере, в какой она доступнавоспитанникам).
1. Убеждение.
Убеждение— это разностороннеевоздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у негожелаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействияубеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как ихкомбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научногоположения, то мы обращаемся к его разуму, если же мы хотим воспитать любовь кРодине, к матери, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этомслучае убеждение выступает как внушение.
Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такиеприемы как беседа, лекция, диспут.
Беседа.Главнаяфункция беседы — привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков,явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение кокружающей действительности, к своим гражданским и нравственным обязанностям.
Лекция.Лекция — эторазвернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или инойучебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции — теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, влекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.
Учащиеся особенно чутко откликаются на яркий,самостоятельный стиль мышления лектора, на его умение отделить факт отмышления о факте, выразить свое личное отношение к материалу темы. Лекциядолжна быть школой мышления для учащегося. Только тогда знания приобретаютличностный смысл, становятся не пассивным компонентом умственного багажа, аруководством к действию. Убедительность доказательств и аргументов,обоснованность выводов, четкая личная позиция, а самое главное психологическийконтакт с аудиторией от начала до конца — вот главное слагаемое успеха лекции.
Диспут.Столкновениемнений с целью формирования суждений и оценок, которое отличает диспут отбеседы и лекции как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков имолодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего непринимать на веру, обо всем судить по самым максималистским меркам. Диспутучит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же времятребует мужества отказаться от ложной точки зрения. Диспут еще ценен тем, что знания, добытые входе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной,прочностью и сознательностью усвоения.
Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайневажно, чтобы вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержали значимую дляучащихся проблему и по-настоящему волновали их. В то же время диспут — этосмотр всех педагогических качеств педагога и его педагогической квалификации.
По мнению А. С. Макаренко, педагогу на диспуте надоуметь сказать так, чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю,культуру, личность. Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочныесуждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязыватьсвою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, невозмутимым иироничным. Совершенно недопустима позиция умолчания и запрета.
Молодые педагоги часто спрашивают, насколько можно отпускатьпедагогические «вожжи», и в чем, собственно, заключается педагогическоеруководство диспутом? «Вожжи» можно отпускать совсем, нельзя выпускать из рук«компас». Главная задача педагога на диспуте — следить за правильностьюкритериев оценок и суждений. Если критерии верны, то какие бы штормы не носиликорабль диспута, он выйдет на правильный курс. Роль педагога на диспуте —продолжая сравнение — быть штурманом, а вести корабль должны попеременномолодые капитаны.
Пример.
Пример как метод педагогического воздействияосновывается на стремлении воспитанников к подражанию, однако егопсихолого-педагогический эффект не ограничивается стимулированием ихприспособительной деятельности. Давно известно, что слова учат, а примерывлекут.
При всех своих достоинствах и возможностях слово неимеет того влияния, которое оказывают живые конкретные примеры живыхконкретных людей во всем богатстве их отношений.
Примерами достойного подражания могут быть старшие братьяи сестры, мать и отец, дедушка и бабушка, товарищи по учебе, деятели науки икультуры, выдающиеся актеры и спортсмены, государственные деятели илитературные герои.
Педагогические требования к применению методовубеждения.
Эффективность методов убеждения зависит от соблюденияцелого ряда педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них.
1. Высокий авторитет педагога у воспитанников.
2. Опора на жизненный опыт воспитанников.
Слово педагога приобретает конкретный смысл, если онозадевает личный опыт воспитанников.
3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.
4. Сочетание убеждения и практического приучения.Наибольшие успехи воспитания достигаются тогда, когда словесное воздействиесочетается с организацией разнообразной практической деятельности.
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностейвоспитанников
2. Упражнениеи приучение.
Упражнение — это планомерно организованноевыполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формированияи развития их личности.
Приучение— этоорганизация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенныхдействий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по другому: приучение- это упражнение с целью выработки хороших привычек.
В практике воспитательной работы применяются восновном три типа убеждений:
1) упражнения в полезной деятельности;
2) режимные упражнения;
3) специальные упражнения.
Упражнения в разнообразной полезной деятельностиимеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников состаршими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том,чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость иудовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться в труде и через труд.
Режимные упражнения— это такие упражнения, главный педагогический эффект от применениякоторых дает не результат, а хорошо организованный процесс — режим. Соблюдениеоптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешнимитребованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальныхвозможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности.
Специальные упражнения — это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку изакрепление умения и навыков.
В учебном процессе все упражнения — специальные, а ввоспитательной работе — это приучение к выполнению элементарных правилповедения, связанных с внешней культурой.
3. Обучение
Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные,наглядные и практические.
Все многообразие методов обучения подразделяют на триосновных группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательнойдеятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательнойдеятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностьюучебно-познавательной деятельности.
Наиболее оптимальной представляется классификация методовобучения, предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, в которой за основу берется характеручебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоенииими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:
1) объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ,работа с литературой и т. п.);
2) репродуктивный метод;
3) метод проблемного изложения;
4) частично-поисковый (или эвристический) метод;
5) исследовательский метод.
Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репродуктивную (1 и 2методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует(воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (4 и 5методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания врезультате творческой деятельности. Проблемное изложение занимаетпромежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоениеготовой информации, так и элементы творческой деятельности. Репродуктивныеметоды обучения
Объяснительно-иллюстративный метод.
Он состоит в том, что обучающий сообщает готовуюинформацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируютв памяти эту информацию.
Репродуктивный метод.Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуетсядеятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний ипоказанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся ихвыполняет — решают сходные задачи, составляют планы, воспроизводят химический ифизический опыты и т. д.
Оба охарактеризованных метода обогащают учащихсязнаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции(анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развитиятворческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно ихформировать. Эта цель достигается продуктивными методами.
Продуктивные методы обучения.
Условием функционирования продуктивных методов являетсяналичие проблемы.
Учебная проблема — этопоисковая задача, для решения которой обучаемому необходимы новые знания, и впроцессе решения которой эти знания должны быть усвоены.
В разрешении учебной проблемы можно выделить четыреглавных стадии:
1) создание проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемыи представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;
3) решение проблемных задач (задачи) путемвыдвижения гипотез и последовательной их проверки;
4) проверка решения проблемы.
Роль педагога и учащихся начетырех стадиях решения учебной проблемы может быть различной: если все четырестадии выполняет педагог, то это проблемное изложение. Если все четырестадии выполняет учащийся, то это исследовательский метод. Есликакие-то стадии выполняются педагогом, а какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковыйметод.
4. Методы стимулирования.
Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.
Соревнование.Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям,но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцамсоперничества спортивного. Главная задача педагога — не дать соревнованиювыродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.
Поощрение.Чувствоудовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у негоприлив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие,сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главныйэффект от поощрения — возникновение острого желания вести себя так идействовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психическогокомфорта как можно чаще.
В то же время поощрение не должно быть слишком частым,чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.Предметом особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанниковна захваленных и обойденных вниманием.
Наказание.Наказание —один из самых старейших методов воспитания.
Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляетего задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувствонеудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание — это самоутверждениенаоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а припланировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз комплекснеприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ниморального унижения, ни физического страдания. Педагогические требования кприменению мер наказания следующие:
1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;
2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований,по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;
3) сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
4) строго соблюдать педагогический такт;
5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;
6) учет возрастных и индивидуальных особенностейвоспитанников.