Департамент образования Лысковского района
Нижегородской области
МОУ Лысковская средняя общеобразовательная школа №3
КОМПЬЮТЕР НА УРОКЕ:
мода или жизнь?
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Учитель высшейквалификационной
категории Муниципального
образовательного учреждения
средней школы №3 г. Лыскова
Нижегородской области
А Л Е К С Е Е В А
Марина Викторовна
г. Лысково
2005г.
ТАКЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО?
( введение )
Наше общество претерпеваетбыстрые и фундаментальные перемены в структуре и областях деятельности. Мынаходимся в состоянии перехода от индустриального века к информационному.Корни многих изменений кроются в новых способах создания, хранения, передачи ииспользования информации. Это означает, что огромное число людей все чаще ичаще сталкивается с необходимостью обработки постоянно возрастающего объемаинформации.
Компьютерные технологии являютсобой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому становитсяпонятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерной грамотностиучителя, ищущие пути адаптации школы к современному миру. Все большее числородителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результатеполученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них детибудут лучше подготовлены к жизни и материальному благополучию в меняющемсямире.
Но следует ли детям использоватькомпьютеры в школе или, скажем более конкретно, на уроках не информатики, афизики?
Многие педагоги отвечают на этотвопрос утвердительно. У некоторых имеются возражения философского или чистопрактического характера. Однако все согласны с тем, что какая-то адаптацияшколы к компьютерному веку необходима. Единого же мнения о том, в чём онадолжна состоять, не существует. Часть людей убеждены в том, что компьютерпредоставляет новые возможности для творческого развития детей и их учителей,позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения и разработатьновые идеи и средства выражения, даёт возможность решать более интересные исложные проблемы по предмету. У меня, как у учителя физики, нет сомнения втом, что тема компьютеризации учебно-преподавательской деятельности всовременной школе является актуальной, отвечающей всем тем изменениям вобществе, о которых сказано выше.
При переходе к третьемутысячелетию всё стремительнее стал бег времени. Особенно остро ощущают это людистаршего поколения: они имеют возможность сопоставить космические скоростисегодняшних перемен с неторопливым развитием событий минувших дней. Ещё всередине XX столетия из окон поезда дальнего следования можнобыло видеть вереницы бегущих вдоль дороги детей, приветствующих загадочную дляних машину. Но уже в конце 50-х годов с тем же тайным восторгом и замиранием сердцаи мальчишки, и взрослые отыскивали на ночном небе первый советский спутник.Очевидно, что для нашего времени таким «паровозом» или«спутником» стала микроэлектроника, всё глубже пронизывая новые иновые области жизни: она обеспечивает безупречное следование программекосмического корабля, «оживляет» тысячи механизмов, позволяетсоздавать безлюдные технологии, она самым решительным образом измениласодержание труда для многих тысяч людей, она протягивает нам руку помощи вслужбе быта, транспорте, магазине, поликлинике, переговорном пункте и на почте,в развлечениях, играх, спорте…
Сегодня в школах возникаетнеобычная педагогическая ситуация, когда школьник владеет навыкамипрограммирования и работы пользователя персональным компьютером лучше, чемучитель, обгоняет преподавателей в знании техники (и даже самих школьныхпредметов!). Если не обращать внимания на такое явление, у ребят возникаетчувство элитарности, превосходства, обособленности. Таким образом, нарастающаякомпьютеризация общества создаёт комплекс новых проблем, в том числе инравственных, и педагогических, социальных, экономических и кадровых…Необходимы новые совместные усилия, чтобы прогресс духовный, внутренняяВселенная человека шли в ногу с прогрессом научно-техническим.
Нынешнее общество остро нуждаетсяв молодёжи, которая значительно превзошла бы своими знаниями, умениями,изобретательностью, интеллектом нас, своих родителей, учителей, мастеров,профессоров, в молодёжи, которая без страха и недоверия идёт на контакт с новойтехникой и умеет ставить перед нею все те вопросы, какие задаёт жизнь. Обществонуждается не только в умелых партнёрах новой техники, способных вовремянажимать клавиши, но и в её талантливых создателях. Для этого уже в школе надоформировать новое техническое мышление и новаторский, эвристический подход кпостановке и решению общественно значимых задач. Но одним-двумя часами в неделюна уроках информатики эту проблему не решить. Способна ли в этом помочь намсама техника? Готовы ли психология, методика, педагогика вступить с ней в союздля создания новых форм и способов развития личности и обучения специалиста?Думаю, да. Надо лишь сделать первый шаг, пусть и оступаясь, и набивая«шишки».
В этом, как мнекажется, и состоит ведущая педагогическая идея опыта, идея о возможностииспользования персональных компьютеров непосредственно в урочном процессе.
Применение в преподавании физики(да и других предметов!) информационных технологий позволит более успешнорешать следующие задачи:
: развиватьобразное мышление учащихся благодаря использованию широкихвозможностей представления визуальной информации;
: развиватьтворческое мышление путём использования динамичных методов обработки ипредъявления информации;
: осуществлятьвоспитание коллективизма и коммуникативности в процессе обменаданными между учащимися при обсуждении или создании совместных видеопроектов;
: воспитатьпознавательный интерес, опираясь на естественную тягу школьниковк компьютерной технике;
: разрабатыватьновые методы обучения, ориентированные на индивидуальные познавательныепотребности личности.
Решение этих задач становитсявозможным вследствие использования вместе с видеокомпьютерными средствами такихметодов обработки информации, как математическое моделирование, компьютернаяграфика, мультимедиа, видеомикро- ивидеомакропроекция, компьютерная обработка результатов лабораторныхэкспериментов.
НАСУЩНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ФИЗИКИ
( ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ )
Школьникиизучают физику на протяжении пяти лет. И вот, представим себе, законченпоследний урок физики, сданы выпускные экзамены. Какова дальнейшая судьбаполученных учениками физических знаний? Некоторые выпускники продолжают своефизико-техническое образование. Для них все, что изучалось на уроках физики, —фундамент для более широких и глубоких знаний. Деятельность других потребуетлишь частичного использования знаний по физике, может быть, в первую очередь —прикладных знаний и умений. Часть выпускников выбирает такие отрасли человеческойдеятельности, в которых знания физики вообще мало используются. Ради чего же всешкольники, вне зависимости от своей будущей деятельности, изучалифизику? Что является тем конечным итогом, ради которого они шли длинным и длямногих весьма трудным путем постижения основ физики? Таким конечным итогом иважнейшей целью физического образования в школе является обобщенное научноепредставление о природе и процессе ее познания. Ради достижения этой целимы и учим всех учащихся физике. Исходя из этой цели, и следует в первую очередьрешать вопрос о том, каковы должны быть содержание и структура школьного курсафизики, какова ценность тех или иных сторон процесса преподавания физики.
Не будемскрывать, что за последнее время снизился интерес учащихся IX—XI классов кфизике. Беседы с учителями физики и учащимися приводят к заключению, чтоснижение интереса к изучению физики в IX классе являетсяследствием следующих факторов:
резкий переходот качественного изучения явлений исвойств тел в VII—VIII классах кчрезмерной математизации материала по механике в IXклассе;
снижение уровня наглядностив процессе изучения материала на уроках;
однообразиедемонстрационных опытов (опыты с шарами и тележками);
недостаточная илинеочевидная для подростков связь теории с практикой.
В числе другихпричин отсутствия интереса к предмету, называемых учащимися X класса, обращает на себя внимание «неумениесамостоятельно решать задачи».
Учащиеся XI классов указывают на «пробелы в знаниях запредыдущие годы», являющиеся серьезным препятствием в усвоении новогоматериала и причиной возникновения отрицательного отношения к предмету.
Так что же нужносделать, чтобы изучение физики стало более интересным?
Созданиеустойчивого, глубокого интереса к предмету достигается применением системыметодов, активизирующих внимание и мышление учеников, а также приёмов,вызывающих положительные эмоции, помогающих понять значение знаний по предметув современной жизни, ведь физика является научной основой техники. Знания пофизике необходимы каждому юноше и девушке для успешной работы на производстве,для активного участия в рационализаторстве и изобретательстве, всовершенствовании техники и технологии производства. Физика как учебный предметопределяет формирование у учащихся представлений и понятий о современнойфизической картине мира, учит логике, показывает красоту и стройность наукивообще и, в частности, при осуществлении межпредметных связей с математикой,биологией, химией, медициной, географией, историей, черчением, музыкой,изобразительным искусством …
Все это приводитк выводу о важности воспитания и развития у школьников интереса к изучениюфизики. Для того чтобы успешно решать эту задачу, учителю нужно знатьусловия, способствующие пробуждению и развитию интереса к предмету. Решениепроблемы мотивации зависит от многих факторов.
Для учеников VII и VIII классовопределяющую роль в возникновении интереса к физике играют применение науроках наглядности, самостоятельное выполнение опытов и личностныекачества учителя. В старших классах эксперимент учителя и самостоятельные опытыучащихся в развитии интереса к предмету уже не играют столь важной роли. Здесьбольшее значение в формировании интересов играют такие факторы, как понимание(осознание) значения знаний по физике в повседневной жизни и технике. Многиестаршеклассники интерес к предмету связывают с выбором будущей профессии,выражая это фразой «хочу специализироваться по данному предмету» или «хочусдавать экзамен по физике».
Мною былопроведено небольшое исследование в трёх школах (№№ 2,3,4) нашего города средиучащихся IX – XI классов[1].Анализ ответов учащихся показал, что решающими факторами в возникновении интереса к предмету, положительногок нему отношения являются «привлечение на уроки видеоматериалов» и «личностныекачества учителя» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
Изучение причинотсутствия интереса к физике показало, что значительный процент учащихсясвязывает это с тем, что предмет очень труден, что они не понимают материалучебника. Максимальный процент таких ответов приходится на IX и XI классы.
Так кто виноват,и что делать? Ох, уж эти извечныевопросы на Руси… Во-первых, надо принять как неизбежность тот факт, что мир запоследние два десятка лет стал совсем другим; во-вторых, надо признаться самомусебе, что нынешние ученики сильно отличаются от своих сверстников 80-х – начала90-х годов. Вывод напрашивается сам собой: учитель тоже должен измениться,чтобы в буквальном смысле слова не отстать от жизни. Жизни, в которойкосмический туризм стал реальностью. Жизни, где клоны-двойники словно сходят состраниц фантастических произведений прямо на улицы. Жизни, наполненнойэлектроникой от авиалайнера до стиральной машины.
Но мы порой такне хотим перемен, зачастую просто боимся всего нового и потому загадочногои таинственного.
А ведь ощущениетаинственности Эйнштейн назвал когда-то самым глубоким и прекраснымпереживанием, выпадающим на долю человека. Но должна ли для нас оставатьсятаинственность в мире электроники? Пожалуй, нет. «В технике всё должнобыть ясно, надёжно, доступно, чтобы и учитель, и ученик пользовались ею безнапряжения, как пользовались до сих пор мелом и тряпкой» (О.Р.Львов,учитель физики, основатель ВЦ 42-й средней школы г. Барнаула). [2]
Развитиесовременного общественного производства требует сегодня решительного повышенияалгоритмической культуры деятельности каждого.
Вшколе алгоритмическая культура мышления – "…это умение расчленить любуюсложную задачу, проблему на более простые компоненты, видя конечный результат,чётко его представляя, сконструировать программу – в общем понимании этогослова, план действий, где будут предусмотрены в непреложной последовательностивсе необходимые и рациональные операции. …Это называется навыками блочногопрограммирования, которые необходимы и для работы на компьютере, и для любойдеятельности. При этом школьник учится планировать не только сами действия, нои время, средства, информационно-технические ресурсы"(Г.В.Фролова«Педагогические возможности ЭВМ»).
Начинать этопреобразование, как считают психологи, необходимо со школы, так как отношениечеловека к новому определяется первым впечатлением. Это впечатление от нового,нетрадиционного материала закрепится и станет для школьника убеждением на всюжизнь. Кроме того, период формирования у детей конкретных и формальных операцийприходится на возраст 7 – 14 лет, когда образуются самые стойкие навыки. Ивведение в школе курса основ информатики и вычислительной техники – лишь первыйэтап всеобщей компьютерной грамотности. Этот курс призван стать недополнительной нагрузкой для ученика, а важнейшим средством борьбы снарастающими школьными перегрузками, а для каждой дисциплины – новым, болеесовершенным инструментом, позволяющим тем, кто им умеет пользоваться,глубже и убедительнее раскрыть сущность предмета.
Перед нашейшколой стоит важная и сложная задача – осуществление "…воспитания иобучения в интересах человека, общества, государства,…достижения гражданином(обучающимся) установленных государством образовательных уровней…"[3], подготовкаучащихся к активной трудовой деятельности, сознательному выбору профессии. Врешении этой задачи существенную роль играет осознание мотивов учения,положительное отношение учащихся к учению, интерес к предмету.
Для формированияосознанных мотивов учения и познавательного интереса к предмету учителюнеобходимо знать условия их формирования, факторы, определяющие те или иныемотивы.
Амотивы учения могут быть разнообразны: исполнение установки родителей наполучение образования, стремление «быть не хуже других», получениесвидетельства об окончании школы, стремление поступить затем в институт и др. Задача учителя заключается в том, чтобысформировать у своих учеников высшие мотивы – воспитать у них убеждение внеобходимости получения знаний, воспитать познавательный интерес.
Интерес является однимиз важнейших стимулов к учению, познанию нового. Под его влиянием развивается интеллектуальнаяактивность, совершенствуется память, обостряется работа воображения,восприятия, повышается внимание, сосредоточенность. Еговоздействие проявляется и в воспитании морально-волевых качеств, в развитииличности в целом.
Приходв учебный процесс ЭВМ стал стимулом новых смелых поисков.
Вспомнимисторию: Макаренко искал для своих воспитанников не просто производительныйтруд, не только физический труд, который бы воспитывал трудолюбие, дисциплину, коллективизм… Для таких —ближних – целей достаточно было бы выращивать урожай для колонии. Но Антон Семёнович ставил своей цельюнаправить интересы и духовный потенциал подростка на осознание и утверждениесвоей жизненной позиции в обществе, навыработку, как говорит сегодняшняя педагогика, активной жизненной позиции. В начале 30-х годов завод-колония, гдеработал А.С. Макаренко, как известно, выпускал лучшие в стране фотоаппараты –новинку техники по тем временам. Это и выдвигало подростка на передовые рубежиразвития техники, давало ему возможность почувствовать себя реальной силойразвития научно-технического прогресса, приобщиться к производству завтрашнегодня.
Асегодня передним краем развития научно-технического прогресса стали точкисоприкосновения человеческой деятельности с ЭВМ. И в осуществлении развитияличности, воспитания коллективистских начал и передовых методов организациидеятельности у нее богатейшие возможности.
Одним изспособов формирования познавательного интереса является применение на урокахтехнических средств обучения. Этот вопрос подробно рассмотрен в большомколичестве методической литературы по всем предметам. И в«доперестроечный» период нашей страны практически все школы в той илииной мере могли позволить себе приобретение соответствующего оборудования,приборов и наглядных пособий. Сейчас же подавляющее большинство учебныхучреждений испытывает материальные трудности в данном вопросе, опираясь лишь наспонсорскую помощь. Тем не менее, будемнадеяться на лучшие времена и заглянем в «Основы методики преподаванияфизики в средней школе» под редакцией Пёрышкина А.В. и др., где подробнорассмотрены технические средства и методы, помогающие более эффективнораскрывать физические явления, принципы действия приборов и механизмов,исторические события в науке, что, несомненно, должно привести к повышению интересаучащихся к предмету. Итак:
«Экранные,звуковые и экранно-звуковые пособия, теле- и радиопередачи относятся каудиовизуальным средствам обучения и воспитания.
Аудиовизуальныесредства имеют свои дидактические и методические особенности. Еслидемонстрационные и лабораторные приборы и установки обеспечивают возможностьвоспроизведения физических процессов, формируют навыки правильно наблюдатьизучаемые явления, сравнивать и сопоставлять увиденное, отделять главное отвторостепенного, обобщать накопленные факты, то аудиовизуальные средства, хотяи в двумерном изображении, позволяют:
Ø за счет яркой,образной демонстрации предметно конкретизировать пространственныепредставления учащихся при изложении абстрактного материала;
Ø создать ясныепредставления о внешних свойствах, роде предмета, его структуре, строении исоставных частях;
Ø фрагментарнымпоказом киноматериалов концентрировать внимание школьников на узловых вопросахобъективно сложного учебного материала;
Ø обеспечитьдостоверность восприятия редких или опасных явлений, фундаментальных опытов иуникальных приборов;
Ø изучить механизмтого или иного физического явления, процесса на молекулярном, атомном, ядерномили электронном уровне;
Ø объяснитьустройство и принцип действия деталей и узлов машин и механизмов, приборов иустановок;
Ø ознакомить спроявлениями основных физических явлений на транспорте, строительстве, связи,промышленном и сельскохозяйственном производстве;
Ø ознакомить с направленияминаучно-технического прогресса, имеющими непосредственную связь с разделамишкольного курса физики ( с механизацией, теплоэнергетикой, с производством итехнологией обработки материалов, с электрификацией и радиофикацией, атомнойэнергетикой и оптическими приборами);
Ø раскрытьвпечатляющую картину научно-технической революции в нашей стране;
Ø воссоздатьисторическую обстановку, соответствующую времени великого научного илитехнического открытия.
К тому же аудиовизуальныесредства через эмоциональное воздействие пробуждают интерес к изучаемомувопросу, развивают внимание, творческое воображение, наблюдательность, память илогическое мышление учащихся.
Переход школ накабинетную систему обучения, увеличение количества и качества технических средствобучения (аппаратуры) создали условия для систематического применения последних."
К сказанномудвадцать лет назад, но не теряющему актуальности и сейчас мне остаётся лишьдобавить, что аудиовизуальные средства ныне пополнились ещё одним мощным техническимсредством обучения – персональным компьютером!
И, тем не менее,все мы прекрасно знаем, что урок может быть насыщен самыми современнымиаудиовизуальными средствами, но не даёт ожидаемого результата. Более того,результат может оказаться ниже, чем в параллельных классах, где эти средства неприменялись. В чём причины? Они очевидны – промахи и недочёты в методикеиспользования аудиовизуальных материалов. Возможно, учитель неверно определил ихдидактическую роль и место на уроке, или перегрузил урок демонстрацией(прослушиванием), или акцентировал внимание учащихся не на главных кадрах, илиполностью передал свои функции кино-, телевизионному «учителю». Наверно,подобные ошибки неизбежны, случались они и у меня, но ведь верно говорят:дорогу осилит идущий. Главное – вовремя сделать правильные выводы!
На уроке сприменением аудиовизуальных средств важно, чтобы работал не только экрантелевизора, кинопроектор, магнитофон или монитор компьютера, главное, чтобы активноработал ученик. Поэтому необходимым и главным условием высокойэффективности урока является слово учителя. Оно повышает действенностьаудиовизуальных средств, способствует осознанности восприятия и усвоенияучебного материала. Именно учитель выделяет объект наблюдения, называет ихарактеризует физическое явление, сопоставляет информацию о реальных объектах иприборах с их экранными изображениями, при необходимости раскрывает смысл исодержание предъявляемого изображения.
Снова обратимсяк «Основам методики преподавания физики в средней школе» подредакцией Пёрышкина А.В.:
«Дидактическиефункции аудиовизуальных пособий разнообразны. Они служат:
Ø источникаминовых знаний и представлений в виде зрительной и зрительно-слуховой опоры длявосприятия и усвоения материала;
Ø пособиями,упражнениями для организации самостоятельной работы;
Ø средствамииллюстрации, конструирования, повторения, обобщения и систематизации знаний.
Дидактическиефункции аудиовизуальных средств обучения определяют их место на уроке, методыи приемы работы с ними. Например, демонстрация аудиовизуальных средств,содержащих документальную информацию, в начале урока повышаетэмоциональный настрой, возбуждает интерес учащихся, создает проблемную ситуациюили предоставляет материал для выполнения самостоятельной работы. Демонстрацияаудиовизуальных пособий в качестве источников знаний предполагает органическоевключение содержания пособия в рассказ или беседу учителя.
Использованиеаудиовизуальных пособий в качестве дополнительной информации с цельюуглубления и конкретизации знаний обогащает представления учащихся, полученныеиз объяснений учителя, демонстрации опытов и выполнения лабораторных работ.
При выполнениипрактических работ аудиовизуальные пособия предъявляют задания, либо содержатуказания к их выполнению, либо служат средством инструктажа для выполненияэтих заданий и тем самым содействуют формированию у учащихся практическихумений и навыков.
При тематическомповторении, обобщении или систематизации знаний учащихся аудиовизуальныесредства позволяют воссоздать более глубокие и целостные представления по тойили иной теме, разнообразить методику повторения, внести элементы новизны, датьизвестным фактам и явлениям новую окраску, повысить внимание и интересучащихся всего класса к изученному материалу или ответу одноклассника".
Смыслсистематического применения аудиовизуальных средств состоит не только впередаче или объяснении учащимся накопленных человечеством знаний, но и вразвитии познавательных и творческих способностей школьников, в привитиинавыков самостоятельного приобретения знаний.
Дидактическиевозможности каждого вида аудиовизуальных средств обстоятельно и подробноуказаны в том же источнике. Содержание данных возможностей не устарело исейчас, хотя за минувшие двадцать лет мир, в котором ныне функционирует школа,существенно изменился. Поэтому совершенно очевидно, что необходимо внести в этотсписок аудиовизуальных средств новый вид – электронныесредства обучения и воспитания. Возьму на себя смелость обозначитьих здесь следующим словосочетанием: видеокомпьютерные технологии.
Итак, какие жедидактические возможности они предоставляют?
Используя даженебольшую часть Microsoft Office, учитель-предметник способен сам создавать динамическиенаглядные пособия, в которые можетвставлять готовые видеофайлы с микро- и макросъёмками, методомпростейшей мультипликации показывать учащимся явления и процессы. Система слайдов(кадров позитивных изображений) легко охватывает учебный материал большой темыили её отдельных частей, причём отдельныеслайды можно расположить как последовательно, один за другим, создаваяцелостное представление об изучаемом, так и вразнобой, если необходимо акцентировать внимание учащихся на отдельноммоменте или явлении. При демонстрации некоторые слайды можно пропустить или оченьбыстро вернуться к уже просмотренным. В подобных слайд-шоу, как и в случае странспарантами, поэтапно раскрывается сущность явления, физического процесса,и тем самым в классе создаётся атмосфера заинтересованности и творчества. Доступнытакже звуковые фрагменты — дикторский текст, музыкальные или иныезаписи (например, голоса птиц либо звуки, издаваемые другими животными),сопровождающие демонстрацию изображений и видеофрагментов.
Всёвышеуказанное в той или иной мере дублирует дидактические возможностикиноматериалов, диапозитивов, диафильмов, транспарантов, таблиц. Но имеет существеннобольше способов организации деятельности учащихся во время урока: коллективная(с помощью диапроектора и экрана), групповая (по парам у одного монитора), индивидуальная (ученик за отдельным компьютером). А в конце обучающих материалов легкоразместить задания для закрепления и контроля вновь полученных знаний.Как показывают мои наблюдения, полученное таким образом заданиевызывает у учащихся больше энтузиазма.
Логикаприменения традиционных и аудиовизуальных средств обучения зависит не только отструктуры изучаемого материала, но и от углубленности его рассмотрения. Еслиматериал изучается на электронно-ионном, квантовом или атомно-молекулярномуровне, то для раскрытия его сущности просто необходимы экранныепособия, которые позволяют показать в динамике не только внешнюю, но ивнутреннюю структуру явления природы или технологического процесса.
Возникают и новыеформы урока, например, компьютерные лекции.
Компьютернаялекция- это тематически и логически связанная последовательность информационныхобъектов, демонстрируемая на экране монитора ученику (группе учеников) иливсему классу (если имеется подключенный к компьютеру проектор). Основная задачакомпьютерной лекции та же, что и традиционной устной — объяснение новогоматериала, но она имеет более широкие возможности привлечения иллюстративныхматериалов (информационных объектов). Поэтому компьютерную лекцию следуетрассматривать как новый, не существовавший прежде инструмент в работе учителя,позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки исделать преподавание учебных дисциплин более эффективным.
Информационныеобъекты, демонстрируемые в ходе компьютерной лекции, — это изображения(слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) представляютсобой фотографии, рисунки, репродукции произведений живописи и графики, схемы,диаграммы и могут содержать текстовые фрагменты. Видеофрагменты — это фильмы,включенные в лекцию целиком или частично, либо мультипликации, которые нагляднопоказывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления.
Назову и другиепреимущества для учителя-предметника, имеющего доступ к компьютерной технике. Впроцессе подготовки к урокам физики регулярно приходится готовитьучебно-методическую документацию (тематические и поурочные планы, другиедокументы) и раздаточный материал к урокам (карточки заданий, контрольныетесты, кроссворды и т.д.). Текстовый редактор Microsoft Word как раз ипредназначен для того, чтобы выполнять эту работу быстро и эффективно,создавать качественно оформленные документы, удовлетворяющие высокимэстетическим требованиям.
Для численногорешения физических задач (например, нахождение зависимостей, построениеграфиков и диаграмм) широкие возможности предоставляет программа Microsoft Excel. Здесь же возможно проведение виртуальных лабораторных работ. Это особенно актуально в ситуации материальных затруднений наших школ. Интерес-ным примером использованияExcel является создание электронного журнала. «Электронныйжурнал – это комплекс документов, включающий в себя основной документ Excel, по структуре напоминающий бумажный (обычный,школьный – прим. авт.) журнал, несколькодокументов, которые названы «планы уроков», и другие документы,касающиеся учеников и всего класса… Каждый столбец, соответствующий вбумажном журнале отметкам учеников за урок в какой-то день, снабжается«гиперссылкой» на документ «план урока» для этогодня."[4]
Для проверкиэффективности применения видеокомпьютерных технологий на уроке я использоваласлед