МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ В Г.КАЛУГА
Курсоваяработа
По дисциплине«Педагогика»
На тему:Дидактические принципы организации учебного процесса, способствующие повышениюактивности школьников
Калуга 2008
Содержание
Введение
Глава I. Понятие и роль дидактических принципов в учебном процессе
1.1 Разработка понятий «дидактика» и«дидактические принципы» в отечественной научно-педагогической литературе
1.2 Особенности реализациипедагогических принципов в педагогической практике
Глава II. Применение дидактических принципов в учебном процессе вгруппах различного школьного возраста
2.1 Особенности применениядидактических принципов в различных возрастных группах
2.2 Влияние дидактических принциповна активность школьников
Заключение
Введение
Процесс обучениядостаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачузнаний учителем ученикам, которые этими знаниями ещё не обладают. Здесь,естественно возникают вопросы: каким образом должно быть поставлено обучение?Какими положениями (правилами) необходимо руководствоваться при этом?
Законы, или правила,действующие в любой науке, отражают объективные, существенные и устойчивые еёсвязи, а также обозначают определенные тенденции их развития. Однако эти законыне содержат непосредственных указаний для практических действий: они являютсялишь теоретической основой для выработки технологии практической деятельности.
Задача дидактики состоитв том, чтобы на основе знаний об объективном развитии учебного процессавыяснить, как на основе закономерностей его развития разрабатываются принципы иправила обучения, которыми руководствуется учитель в своей практической работе.
Объектом исследованияявляется организация учебного процесса, а предметом исследования –дидактические принципы организации учебного процесса, способствующие повышениюактивности школьников.
Цель работы – изучитьдидактические принципы организации учебного процесса, способствующие повышениюактивности школьников.
Из цели вытекаютследующие задачи:
1. Рассмотреть понятие«дидактика» и «дидактические принципы» в отечественной научно-педагогическойлитературе.
2. Изучить особенностиреализации педагогических принципов в педагогической практике.
3. Раскрыть особенностиприменения дидактических принципов в различных возрастных группах.
4. Изучить влияниедидактических принципов на активность школьников.
Тема дидактическиепринципы организации учебного процесса, способствующие повышению активностишкольников, несомненно, актуальна. Рассматривать и развивать этот вопрос необходимо,чтобы лучше понимать необходимость школьников в учебном процессе. Как правильновоздействовать на учебный процесс, чтобы повысить активность учащихся.
Курсовая работа состоитиз введения, основной части и заключения.
Глава I. Понятие и роль дидактическихпринципов в учебном процессе
1.1 Разработка понятий«дидактика» и «дидактические принципы» в отечественной научно-педагогическойлитературе
ДИДАКТИЧЕСКИЕПРИНЦИПЫ — основополагающие требования к практической организации учебногопроцесса. К наиболее важным из них относятся следующие:
/>/. Принцип направленности обученияна решение во взаимосвязи заочного обучения, воспитания и общего развитияобучаемых. Этот принцип вытекает из того, что обучение обусловленопотребностями демократического общества во всесторонне и гармонически развитойличности. Он также учитывает закономерную связь процесса обучения с процессамивоспитания и развития в целостном педагогическом процессе. Только всесторонне игармонически развитая личность, т.е. образованная, нравственно воспитанная, психологически и физически совершенная, можетнаиболее успешно участвовать в общественной жизни и государственномстроительстве.
2.Принцип научности обучения. Этот принцип опирается на закономерную связь междусодержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучениязнакомило учащихся с объективными научными фактами, понятиями, законами,теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мереприближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития вдальнейшем. Реализуется принцип научности прежде всего при разработке учебныхпрограмм и учебников, которые призваны органически сочетать классические,современные и перспективные научные положения данной отрасли знания.
3. Принцип связиобучения с жизнью, с практикой государственного строительства. В условиях научно-техническогопрогресса наука превращается в непосредственную производительную силу. Изучениенаучных проблем в условиях школьного образования должно осуществляться в теснойсвязи с раскрытием важнейших путей их применения в промышленности, сельскомхозяйстве, в общественной жизни. Реализация этого принципа обучения имеетбольшое мировоззренческое значение, так как способствует усвоениюдиалектико-материалистической идеи о связи науки с практикой, которая являетсякритерием истины. Этот принцип предполагает тесную связь обучения спроизводительным трудом в народном хозяйстве. Учеников надо знакомить не толькос техникой, но и с социально-экономическими и правовыми отношениями напроизводстве. Для укрепления связи обучения с жизнью полезно использоватьсредства массовой информации, просмотры телепередач, прослушиваниенаучно-образовательных радиопередач и т.д.
4. Принципсистематичности и последовательности в обучении. Данный принцип требует, чтобы знания,умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элементлогически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит кусвоению нового. Особое значение этому принципу придавал И.П. Павлов, которыйсчитал постепенность и тренировку важной физиологической закономерностью впедагогике. Психологи также считают, что при соблюдении логических связейучебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. Систематичностьи последовательность позволяют за меньшее время достичь в обучении больших результатов.Принцип систематичности и последовательности прежде всего реализуется всодержании программ и учебников.
/>5 Принцип доступности. Этотпринцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебныхвозможностей уч-ся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических,моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическомздоровье. При слишком усложненном содержании понижается мотивационный настройна учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность,возникает чрезмерное утомление. Вместе с тем принцип доступности ни в коей мерене означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельноэлементарным. Опыт показывает, что при упрощенном содержании снижается интереск учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемогоразвития учебной работоспособности. Упрощенное содержание обучения снижает егоразвивающее влияние.
6.Принцип сознательности и активности учащегося обучении при руководящей ролипреподавателя. Для процессаобучения закономерным является единство преподавания и учения. Только в томслучае, когда оба эти процесса функционируют во взаимосвязи, целостный процессобучения достигает желаемого результата. Невозможно рассчитывать на успех, еслиучитель активно преподает, а ученик не участвует в процессе усвоения знаний,умений и навыков. И в то же время известно, что учение протекает болееэффективно, когда оно умело управляется преподавателем в непосредственной илиопосредованной форме. Упомянутый принцип отражаем активную роль учащихся вобучении, подчеркивает, что он является субъектом обучения, а не пассивным егообъектом.
7Принципнаглядности обучения. Психологией доказано, что эффективность обучения зависит от степенипривлечения к восприятию всех органов чувств человека. Обратим внимание на то,что наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственнозрительное восприятие. Оно включает в себя и восприятие наглядным средствамотносят и лабораторное оборудование, и статические и динамические учебныепособия. Наглядность обучения обеспечивается применением в учебном процессеразнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ.Подчеркивая значение наглядности в обучении, нельзя упустить из виду, чтоодновременно у учащегося надо развивать не только наглядно-образное, но иабстрактно-логическое мышление. Поэтому не рекомендуется чрезмерно увлекатьсяприменением наглядных средств.
8. Принципсочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач исодержания. Впроцессе обучения используются разнообразные методы обучения — словесные,наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, методы стимулирования имотивации учебной деятельности и контроля. Столь же широк круг различныхсредств обучения. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы выбратьнаилучшее сочетание методов, а также и средств обучения. Дидактика установилазакономерную зависимость методов от задач и содержания обучения. Сами же задачии содержание обучения учитывают возрастные особенности учащегося. Если выборметодов и средств обучения соответствует поставленным задачам, учитываетособенности содержания и возможности учеников, то эффективность обученияокажется максимально возможной в соответствующих условиях. Хорошее знаниевозможностей различных методов и средств обучения позволит обеспечить выборнаиболее рациональных их сочетаний в соответствующих условиях. На разных урокахи на различных этапах одного и того же урока могут доминировать определенныеметоды. Вот почему нельзя требовать от учителя, чтобы на каждом уроке былипроблемность, наглядность или практические действия. Важно, чтобы педагог могувидеть их перспективное распределение по всей теме, чтобы он мог показать, чтоприменение этих методов в других, более удачных ситуациях окажется эффективнее,чем применение их в данном случае. Естественно, что это не оправдываетоднообразия методов на уроках.
9. Принципсочетания различных форм организации обучения в зависимости от задач,содержания и методов обучения. В современной дидактике формы организации обучения чаще всегоподразделяют на урочные и внеурочные (экскурсии, практикумы, занятия напроизводстве, работа на компьютерах, зачеты, экзамены и пр.). В ходе уроковразличного типа, а также во время внеурочных учебных занятий используютсяобщеклассные, групповые и индивидуальные формы организации обучения. Дидактикойвыявлены связи между формами и эффективностью обучения. Когда учебный материалтребует проведения лабораторно-практических занятий или когда урок проводится ввиде экскурсии, а также в форме производительного труда школьников, то здесьчаще всего превалируют не общеклассные, а групповые формы занятий. Однако ониимеют слабые стороны, состоящие в том, что при бригадном, звеньевом, групповомобучении отдельные ученики все же остаются пассивными, т.к. большую частьработы выполняют наиболее активные члены группы. Не в полной мере учитываютсяпри этом и индивидуальные особенности учащегося. В процессе обучения необходимоиспользовать не только общеклассные, групповые, но и индивидуальные формыработы. Они позволяют учесть особенности темпа учебной работы каждого ученика,его подготовленность и стиль умственной деятельности. Вместе с тем организацияиндивидуальных форм работы требует от учителя значительной интенсификациисвоего труда, и поэтому ему необходимо обязательно сочетать эти формы работы сдругими — общеклассными и групповыми. На это и ориентирует рассматриваемыйпринцип обучения.
/>10. Принцип создают необходимыхусловий для обучения. Учебный процесс зависит от наличия, по крайней мере, четырех основныхгрупп условий: учебно-материальных, школьно-гигиенических,морально-психологических и эстетических. Руководство и педагогический коллективпризваны создать в школе нормативные учебно-материальные, школьно-гигиеническиеи эстетические условия для успешного выполнения требований всех учебныхпрограмм, а также примерного содержания воспитания школьников. Основную частьоборудования школа закупает через специализированные магазины по заявкам. Некоторыераздаточные материалы, наглядные пособия, простые приспособленияизготавливаются в школьных мастерских, а также в учебных кабинетах с помощьюученических лаборантских бригад. Прямой заботой учителей является создание входе обучения благоприятных морально-психологических условий в соответствии стребованиями педагогической этики.
11.Принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения,воспитания и развития. Этот принцип, по мнению Ю.К. Бабанского, предъявляет к результатамобучения значительно более высокие требования, чем традиционный принциппрочности знаний. Во-первых, он требует, чтобы прочным был не только обучающий,но и воспитательный и развивающий эффект обучения, т.е. чтобы прочными былиидейно-нравственные убеждения, навыки учебно-познавательной деятельности,способы и привычки общественно ценного поведения и пр. Во-вторых, этот принциппредполагает, что обучение обеспечит осмысленность приобретенных знаний.Наконец, в-третьих, он ориентирует обучение на обеспечение действенностизнаний, умений и навыков и способов поведения, т.е. их практическойнаправленности, обращенности к решению жизненных проблем.
1.2 Особенностиреализации педагогических принципов в педагогической практике
У целогоряда исследователей и практиков в области педагогики субъектность позицииребенка в педагогическом процессе вызывает сомнение, при этом никто невозражает против того, что педагогический процесс построен на взаимодействии,что уже предполагает субъектность позиции его участников. Основной жеаргумент следующий: воспитание понимается как целенаправленный и организованныйпроцесс, а ребенок ставить цели и организовывать деятельность на их достижение,особенно в сфере собственного воспитания и самовоспитания, в какой-то мереучится где-то ближе к подростковому возрасту, значит, до этого он не можетвыступать субъектом педагогического процесса по определению. Против этого нетнеобходимости возражать.
Воспитанниккак субъект не равноценен воспитателю как субъекту педагогической деятельности.Его субъектность проявляется, прежде всего, в его сопротивлении,принятии/непринятии педагогического воздействия. Постепенно по меревзросления субъектность позиции воспитанника проявляется все более адекватно восмысленном и целенаправленном определении своих желаний и потребностьвозможных путей их удовлетворения.
Субъектность— это способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить икорректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать планы жизни.Но субъектность мало развивать, формировать, воспитывать, стимулировать,что возможно лишь тогда, когда ребенку создают условия действоватьсамостоятельно; понимать, что и как вокруг пего происходит, к чему этоприведет. Сложно объяснить незрячему от рождения человеку, что такое свет.
Дляразвития субъектности школьников необходимо в процессе их обучения и воспитанияразвивать самоценные формы активности.
Учительоказывает большое влияние на формирование важных сторон личности ребенка:социально-моральных качеств, ответственности, социальных норм,интеллектуального развития, поэтому отношения учителя и учащихся — одна изсложнейших проблем педагогической практики. Она может довольно сильновоздействовать на уровень личностного и социального приспособления вцелом.Возникающие в школе конфликты из-за острой неудовлетворенности потребностейдетей впозитивных отношениях с взрослыми играют значительную роль вформированиичерт характера ребенка и в перестройке его личности. А.С. Макаренко считал, чтоони сеют разочарование, гибель характеров, подавленность, скрытые и открытыепротесты, воровство, пьянство, хулиганство, то, что называют девиантным(отклоняющимся) и делинквентным поведением (поведение на грани правонарушений ипротивоправное поведение).
Детисклонны предпочитать учителей, обладающих следующими характеристиками:
—человеческиекачества — доброта,жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять идоверять, уважение к личности и человеческому достоинству, толерантность, тактичность,чувство юмора;
—организационныекачества — демократичность,коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность,честность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность;
— деловыекачества — знаниесвоего предмета, умение заинтересовать, ясно и интересно объяснять;
— внешнийвид — хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
Вначальной школе во всех классах до выпускных явственно прослеживаетсястремление учеников к большей кооперативности и личностному отношению сучителем.
Ф.М.Достоевский считал, что в работе с детьми учителю следует всегда помнить, чточеловека делают человеком светлые воспоминания детства.
«ЭффектПигмалиона» — если к какому-либо событию или явлению относится как к реальносовершившемуся, оно в самом деле происходит. В педагогическом процессе это выражается в том, чтоесли у учителя складывается отрицательная установка на ученика (воспитанника),то ученик проявляет свои худшие качества.
Это былоэкспериментально доказано психологом Р. Розенталем, который после диагностикидетей умышленно сообщил учителям в отношении некоторых из них завышенныепоказатели, которые реально им не соответствовали. Через какое-то время этиученики действительно стали показывать более быстрый темп развития, связанный стем, что у них учителями на основе установки психолога сформировалась высокаяоценка своих возможностей.
Упедагогов, которые понимают воспитанников, преобладают организующиевоздействия, а с низким уровнем понимания — оценивающие идисциплинирующие.
Воспитывающемувзрослому необходимо строить свое общение с ребенком на основе его понимания,принятия и признания.
Пониманиеребенка — умение видеть его «изнутри», умение видеть мир как с позициивзрослого, так и с позиции ребенка, умение определять истинные мотивы детскихпоступков.
/>Принятие ребенка — безусловное положительноеотношение к ребенку, к его индивидуальности независимо от того, высоких илинизких показателей он достиг.
Признаниеребенка — восприятие каждого ребенка как личности, достойной внимания, имеющейправо на собственную позицию и мнение, отношение к ребенку с уважением.
Необходимо,если речь идет о понимании ребенка, вновь сказать несколько слов о педагогическойгерменевтике, которая обращает внимание воспитателя при взаимодействии сдетьми не только и не столько на педагогические факты, сколько на то, что заними стоит, т.е. на смыслы тех или иных фактов, характеризующих поведениеребенка Ориентация педагога на постижение смысла детского поступка илиповедения означает приоритет в воспитательной деятельности задач пониманияребенка Метод педагогической герменевтики обогащает представление учителя одетстве в целом и о каждом ребенке в отдельности, формирует способностьдифференцированного восприятия каждого ребенка, развивает педагогическуюактивность в преодолении ситуаций непонимания.
Применитьгерменевтический подход означает «прочитать» ребенка как своеобразный текст, вкотором находит совокупное отражение вся доступная педагогу информация: хроникажизни, смешные и грустные эпизоды, семейная история, речь и поступки и т.п.
ГлаваII. Применение дидактических принциповв учебном процессе в группах различного школьного возраста
2.1. Особенностиприменения дидактических принципов в различных возрастных группах
Младшийшкольных возраст (6—10 лет). В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупнаяперемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениямив его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностьюстановится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новымистановятся и отношения ребенка с окружающими.
Вбиологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления:у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметноувеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще незавершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелкихмышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чемуребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц.Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.
Познавательнаядеятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения.Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие,множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать ушкольников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всейучебно-воспитательной деятельности.
/>Внимание младших школьниковнепроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весьпроцесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитаниюкультуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений впроизвольном внимании, нулевых усилий для сосредоточения.
Мышлениеу детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.«Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминалучителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы наэти особенности детского мышления.
Становлениеличности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений совзрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видовдеятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов(общешкольного, классного).
/>Средний школьный возраст (от 10—11 до15 лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второйступени (V—IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности иглубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н.К.Крупскаяхарактеризовала психологией полуребенка-полувзрослого: в своем развитии он уже«ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самогоподростка, так и для окружающих его людей.
Характернаяособенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочеконо начинается с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже, сдвенадцати-тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные изменения вжизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новыепереживания.
Вподростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка повесу и объему мало чем отличает/>ся от мозга взрослого человека. Возрастает рольсознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями.Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения,поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.
Характернаячерта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическаяизбирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекаютподростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении.
/>В подростковом возрасте происходятсущественные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится болеесистематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность кабстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образныммышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретаетновую черту — критичность.
Своичувства подросткипроявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев.Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелогокризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышкигнева. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому такважно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков./>
/>К концу подросткового периода передшкольниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростковправильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственноподходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, чтоинфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют.
Воспитательнаяработа со школьниками среднего возраста — важнейшая и сложнейшая из нынешнихзадач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведениясовременного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие ипротиворечивые условия реальной жизни.
/>Старший школьный возраст (15—18 лет).В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека:заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребятавыдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление,ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрастезаканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельностьщитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительноослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшегоотдела — коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.
/>Юношеский возраст — это периодвыработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность— время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмыслениябудущего, пора поисков, надежд, мечтаний.
Устаршеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебнымпредметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самыххарактерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие ифункционирование психических процессов. Восприятие характеризуетсяцеленаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память —логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высокимуровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую? икритическую направленность.
Юность —это период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятсяпроникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить ихвзаимосвязи к взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремлениевыработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям.Своя точка зрения не всегда сходна с общепринятой, это заключение, добытоесобственны трудом, напряжением мысли. Самостоятельность мышления в этомвозрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима длясамоутверждения личности. Взрослые, учителя часто безапелляционно отвергаютнаивные, односторонние, далеко еще не зрелые заключения, создавая своейбестактностью предпосылки для конфликтов и недоразумений.
2.2Влияние дидактических принципов на активность школьников
Принципсознательности и активности
В основеданного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлиннуюсущность человеческого образования составляют глубокие самостоятельноосмысленные знания, приобретаемые путем интенсивной умственной деятельности;сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов:мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организацииучебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностьюучащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственнаяпознавательная активность школьника является важным фактором обучаемости иоказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.
Практическаяреализация принципа сознательности и активности обучения осуществляется путемсоблюдения следующих правил обучения. Ясное понимание целей и задач предстоящейработы — необходимое условие сознательного обучения: учитель покажет их ученикам,объяснит важность и значение, раскроет перспективы.
• Обучать следует так, чтобы ученикпонимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебныхдействий, предварительно и глубоко не осознав их.
• Обучая, нужно использовать все виды и формыпознавательной деятельности,
• Следует обеспечить пониманиеучениками смысла каждого слова, предложения, понятия.
• На воспитание активности учитель недолжен жалеть ни времени, ни усилий.
• Следует логически увязывать сизвестным то, что ученикам неизвестно, где нет логической связи междуусвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного об учения.
• Учителю нужно помнить, что главное —не предмет, которому он обучает, а личность, которую он формирует.
• Требовать от учеников обнаружения иобъяснения рас хождений между наблюдаемыми фактами и имеющимся у них знанием.
• Каждое правило сопровождатьоптимальным количеством примеров, чтобы стало ясно, как разнообразно егоприменение.
• Учитель обязан знать не только свойпредмет, но и понимать ученическое незнание и его подлинную причину и устранятьее, не пытаясь прибегать к силовому давлению.
• Педагогу следует учить находить иразличать главное и второстепенное в изучаемом.
• Следует ставить перед ученикамитрудную цель, подчеркивать ее исключительную трудность, но при этом вызывать уверенностьв том, что она непременно будет достигнута.
• Ничему не следует учить, опираясь наодин лишь авторитет, но всему нужно учить при помощи доказательств, основанныхна чувствах и разуме.
• Помогать обучаемым овладеватьнаиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить ихучиться.
• Следует как можно чаще использоватьвопрос «почему?», чтобы научить понимать причинно-следственные связи, —непременное условие развивающего обучения.
• Повышать всеми доступными методами исредствами интеллектуальный фон класса — сильный стимулятор познавательнойактивности каждого ученика.
• Все, что преподается, должно быть такобосновано доказательствами и аргументами, что не оставит места ни сомнению, низабвению, — только тогда придет успех.
• Учителю необходимо понимать:по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет знания на практике.
• Признавать многообразие человеческойприроды, характера, способностей, умственных различий, личных интересов ижизненных планов
• Педагогу следует постоянно изучать ииспользовать индивидуальные интересы своих учеников.
• />Интерес к учению есть только там, где естьвдохновение, рожденное от успеха.
• Преподавателю необходимо добиватьсявыполнения заданной работы во что бы то ни стало.
• Следует обучать так, чтобы знанияприобрели силу убеждения и руководства к действию.
• />Учить учеников думать и действовать самостоятельно.
• Развивать творческое мышление всесторонниманализом проблем, решать познавательные задачи несколькими логическиразличающимися способами.
Принципнаглядности и обучения
Это одиниз самых известных и понятных принципов обучения, использующийся с древнейшихвремен. Однако закономерное обоснование данный принцип получил сравнительнонедавно.
Практикаобучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципанаглядности. Приведем некоторые из них.
• Запоминание ряда предметов,представленных в на туре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче ибыстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной, устной илиписьменной формах.
• Школьники, особенно в младшихклассах, мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюданеобходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятияхи словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.
• «Золотое» правило для обучающих: все,что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое —для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу— вкусом, доступное осязанию — путем осязания.
• Для эффективного преподавания тольконаглядности недостаточно — наглядность не цель, а средство обучения, развитиямышления учеников.
• Обучая и воспитывая, не следуетзабывать, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учениковлегче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.
• Следует применять наглядные пособияне только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знанийдля создания проблемных ситуаций.
• Учитель должен следить за тем, чтобынаблюдения учеников были систематизированы и поставлены в отношение причины иследствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.
• Применение наглядности активизируетчувственный опыт учеников: опора на ранее сложившиеся представления конкретизируети иллюстрирует изучаемые понятия.
• Предпочтительнее изготовлятьнаглядные пособия вместе с учениками: лучше всего то пособие, которое сделаносвоими руками.
• Учителю никогда не следует показыватьтого, чего сам хорошо не знает и, наоборот, нужно весьма старательно готовитьнаглядность к применению.
• Применение современных средствнаглядности
• Применяя наглядные средства, педагогвоспитывает у школьников внимание, наблюдательность, культуру мышления,конструктивное творчество, интерес к учению.
• Наглядность используется как одно изсредств связи с жизнью.
• В условиях кабинетной системыобучения возможности использования наглядности расширяются, это требует еевнимательного планирования и тщательной дозировки.
• С возрастом учащихся предметнаянаглядность должна все более уступать место символической; при этом предметомособой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и егонаглядного представления.
• Педагог должен знать, что наглядностьпри невнимательном или неумелом использовании может увести учеников от решенияглавной задачи, подменить цель ярким средством.
Принципсистематичности и последовательности
Данныйпринцип опирается на следующие научные закономерности: человек только тогдаобладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкаякартина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий;универсальным средством и главным способом формирования системы научных знанийявляется определенным образом организованное обучение; система научных знанийсоздается в той последовательности, которая определяется внутренней логикойучебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения,состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большиерезультаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности,неуправляемых моментов; если систематически не упражняться в приобретенныхнавыках, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению,то они постоянно будут испытывать затруднения в мыслительной деятельности; еслине соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развитияучащихся замедляется.
Впрактической деятельности принцип систематичности и последовательности обученияреализуется путем соблюдения многих правил обучения, важными среди которыхявляются следующие.
•Чтобыобеспечить усвоение системы знаний, все педагоги должны использовать схемы,планы.
• Продуктивный педагог никогда недопустит нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения, а еслисистема нарушена, немедленно ликвидирует пробелы, чтобы предупредитьнеуспеваемость.
• Учебный предмет — как бы наука в миниатюре.Следует показать ученику ее систему, сформировать понятие о пред мете как очастице науки, реальной действительности.
• Учителю нужно помнить: что являетсяпростым исторически и логически для него, часто оказывается самым трудным дляпонимания и сознательного усвоения учениками, поэтому с особой тщательностьюследует внедрять логику науки и исторического процесса в сознание учеников.
• Хорошее преподавание экономит силыучеников, не обучая их слишком рано тому, что само собой придет в над лежащеевремя, и не пытаясь бороться с тем, чего в данном возрасте устранить нельзя.
• Следует обеспечивать преемственностькак в содержании, так и в методах обучения между начальными и средними,средними и старшими классами, школой и высшим учебным заведением.
• Преподаватели должны будутиспользовать передовые достижения методики обучения: составлять со своимиучениками опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала,облегчающие процесс усвоения знаний.
• Следует чаще повторять и совершенствоватьранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность вобучении.
• Учителя всех учебных предметов, а нетолько учителя языка должны следить за способом и формой выражения мыслиучащимися на всех уроках.
• Постоянно и терпеливо приучатьучеников к самостоятельному труду, постепенно усложняя его и создаваявозможности для самостоятельного решения все более трудных задач. Учитель неделает ничего за учеников, но максимально помогает им.
• Следует чаще показывать школьникам истудентам перспективы их обучения.
• Хорошее преподавание никогда неподавляет ценных инстинктов и способностей; наоборот, оно отбирает и усиливаетполезные инстинкты, предоставляя необходимое время и условия для тренировки.
• В конце раздела, курса нужно обязательнопроводить уроки обобщения и систематизации.
• Глубокие истины превращаются вбанальные фразы, если усваиваются поверхностно.
• Учитель не должен стремиться спомощью различных средств, достичь за один урок того, что в условияхестественного обучения школьники могут усвоить только на нескольких занятиях.
• Педагог должен требовать от обучаемыхусвоения системы знаний, умений, навыков по каждому разделу и по всейпрограмме.
• Педагогам не следует забывать советаЯ.А. Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобывсе сегодняшнее закрепляло вчерашнее и прокладывало дорогу для завтрашнего.
Принциппрочности
Данныйпринцип подводит итог теоретическим поискам ученых и практическому опыту многихпоколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. В нем закрепленыэмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования иразвитие познавательных сил учащихся — две взаимосвязанные стороны процессаобучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только отобъективных факторов — содержания и структуры этого материала, но также и отсубъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению,учителю; прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения,использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времениобучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснеедля них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется идольше сохраняется.
Современноепонимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоениюзнаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения.
• В современном обучении мышлениеглавенствует над памятью.
• Учитель должен препятствоватьзакреплению в памяти ученика неправильно воспринятого или того, что он непонял.
• Чтобы освободить учащихся отзаучивания материала, имеющего вспомогательный характер, следует приучать ихпользоваться различными справочниками-словарями
• Интенсифицируя непроизвольноезапоминание учащихся, не следует прибегать к прямым заданиям или указаниям:гораздо предпочтительнее заинтересовать учащихся, постоянно будить возникшийинтерес.
• Не следует приступать к изучениюнового, предварительно не сформировав двух важнейших предпосылок:положительного отношения к нему хотя бы на уровне понимания необходимости, иуверенности, что все преграды будут успешно преодолены.
• Педагогу нужно особенно внимательноследить за логикой подачи учебного материала.
• Если темпы обучения снизились,следует немедленно установить причину.
• Педагогам следует опираться только наустановленные наукой факты и выводы.
• Важной формой упрочения знанийявляется их самостоятельное повторение.
• Современный воспитатель все чащеобращает внимание на формирование и укрепление чувства долга: не увещеваниями ипризывами, а ежедневными примерами, из которых следует, что ученик, как икаждый человек, должен выполнять свои обязанности.
• Педагог должен следить за развитиемпамяти учеников, учить их пользоваться различными мнемотехническими приемами,облегчающими запоминание.
• Необходимо использоватьдифференцированный подход к учебному материалу.
• Повторение и закрепление изученногодолжно проводиться так, чтобы активизировались не только память, но и мышление,и чувства школьников.
• Не следует проводить повторение потой же схеме, по которой происходило изучение материала.
• Новое всегда связывается с ранееизученным; старое повторяется, закрепляется и систематизируется в новом.
• Так как прочность запоминанияинформации, приобретенной в форме логических структур, выше, чем прочностьразрозненных знаний, то закреплять следует знания, представленные в логическицелостных структурах.
• В крупных блоках информации легче обнажаютсяи устанавливаются логические связи, четче прослеживается главная мысль, которуюпроще выделить и показать ученикам.
• Современным педагогам нужно все ширеиспользовать преимущества компьютерного тренажа.
• Перед упражнением следует четкоуказать, что и как надо делать, какие требования будут предъявлены крезультатам работы; желательно провести пробные упражнения.
• Во время упражнений следуетпредупреждать возникновение усталости обучаемых, чтобы не доводить их допереутомления.
• Учитель должен контролироватьфакторы, связанные с оценкой труда учеников: последовательно формировать сознательноеи ответственное отношение к любой деятельности, приучать учащихсяконтролировать процесс и результаты своего труда.
• Важная форма упрочения знаний — ихсамостоятельное повторение учащимися. Процесс и результат планируются, наповторение отводится время.
• Нельзя допускать учащимся пропускатьзанятия, уклоняться от уроков или бездельничать на них, потому что это неминуемоприведет к снижению прочности знаний, умений.
Принципдоступности
Принципдоступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековойпрактикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развитияучащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии суровнем развития учащихся — с другой.
Известныклассические правила, относящиеся к практической реализации принципадоступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, отизвестного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практикасовременного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правилдоступного обучения.
• Педагогам нельзя забывать наставленийЯ. А. Коменского: все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразноступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, чтодоступно восприятию в каждом возрасте.
• Следует помнить, что, когдаприступают к изучению какого-либо предмета, ум школьника должен быть к этому приготовлен.
• Обучая, исходят из уровняподготовленности и раз вития учащихся, учат, опираясь на их возможности.
• Обучая, учитывают возрастныеособенности учащихся так, чтобы содержание и способы обучения несколькоопережали их развитие.
• В процессе обучения обязательноучитывается индивидуальная обучаемость каждого ученика.
• Хороший педагог всегда соизмеряеттрудности познания со способностями ученика, учит рассуждать, а не заучиватьготовые выводы.
• Педагог-гуманист никогда не оскорбитученика неверием в его способности.
• Успех учения равен произведениюстарательности на способности.
• Учебный процесс следует вести воптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действияу средних и слабых.
• Обучение требует известнойнапряженности.
• Педагог должен использовать новейшиедостижения теоретической педагогики.
• Учителю следует широко использоватьаналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление, чтобы дать толчокмысли.
• При изучении нового и сложногоматериала в первую очередь нужно привлекать сильных учащихся, а при закреплении— средних и слабых.
• Педагог облегчит учащимся усвоениепонятий, сопоставляя их с противоположными или им противоречащими.
• Введение каждого нового понятиядолжно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, нобыть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.
• Наиболее трудными для понимания иусвоения учащимися являются закономерности развития общества, фундаментальныезаконы природы. Не следует форсировать без нужды процесс обучения, стремиться кбыстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности небезграничны.
• Педагогу не следует приниматьмимолетный проблеск мысли учащегося за свершившийся акт познания, аиспользовать его как начало познания.
• Педагог не должен увеличиватьдлительность своих монологов, нужно тонко чувствовать, что необходимообъяснить, а что учащиеся поймут самостоятельно, и никогда не объяснять того,что может быть легко усвоено самими учащимися.
• При первичном ознакомлении долженизучается не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы ученики поняли главное,затем при закреплении вводятся новые примеры, факты, расширяющие, углубляющие иуточняющие изученное.
• Реализуя принцип доступности, главноевнимание следует уделять управлению познавательной деятельностью учащихся:плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хорошийучит ее находить, делая доступным процесс нахождения.
Принципнаучности
Принципнаучности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся предлагались дляусвоения только подлинные, прочно установленные наукой знания и при этомиспользовались методы обучения, приближающиеся к методам изучаемой науки. Воснове принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерностей:мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективноверную картину развития мира; в жизни человека наука играет все более важнуюроль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний,вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективнойдействительности; научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержаниемшкольного образования, строгим соблюдением принципов его формирования;научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания;научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствияучебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса,подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей.
Практикапрогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данногопринципа.
• Реализуя принцип научности, педагогамследует обучать своих учеников на основе новейших достижений педагогики,методики, передового педагогического опыта.
• Учитывая новейшие достижениядидактики, следует разумно использовать логику не только индуктивного, но идедуктивного обучения.
• Следует раскрывать логику учебногопредмета, обеспечивающую с первых шагов его изучения надежную основу дляподведения к новым научным понятиям.
• Педагоги должны заботиться овоспитании диалектического подхода к изучаемым предметам, явлениям, формироватьэлементы научного диалектического мышления.
• Каждое вновь введенное научноепонятие следует систематически повторять, применять и использовать на всем протяженииучебного курса, ибо в чем не упражняются, то забывается.
• В методах преподавания должныотражаться методы научного познания, мышление учащихся необходимо развивать,привлекая их к поисковой, творческой работе.
• Следует весьма остерегаетсянеоднозначных фраз, которые могут стать причиной неправильных представлений.
Принципсвязи теории с практикой
Рассматриваемыйпринцип опирается на многие философские, педагогические и психологическиеположения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются,подтверждаются и направляются практикой: практика — критерий истины, источникпознавательной деятельности и область приложения результатов обучения,правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывнос ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующейдеятельности; эффективность формирования личности зависит от включения ее втрудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами инаправленностью последней; эффективность связи обучения с жизнью, теории спрактикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательногопроцесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовуюи политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чемсовершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, вкоторой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки;чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, темуспешнее идет их адаптация к условиям современного производства; чем вышеуровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чембольше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются впрактике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, темвыше сознательность обучения и интерес к нему.
Практическаяреализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюденииряда правил, обобщающих теоретические выводы и опыт лучших школьныхколлективов.
• Общественно-исторической практикойпедагог подтверждает необходимость научных знаний, изучаемых в школе и вузе.
• Обучая, можно идти от жизни к знаниямили от знаний к жизни. Связь «знания — жизнь» наличествует всегда.
• Педагог должен глубоко и убедительнораскрывать диалектическую связь теории с практикой; аргументированоподтверждать, что наука развивается под влиянием практических потребностей,приводить конкретные примеры; раскрывать перед обучаемыми страницы борьбычеловечества за облегчение труда, роль научных открытий и знаний в этом процессе.
• Педагоги обязаны постоянноинформировать обучаемых о новых современных технологиях, прогрессивных методахтруда, новых производственных отношениях.
• Современный педагог не должен уходитьот острых и трудных вопросов, касающихся отношений между людьми, возникающих вновых рыночных реалиях.
• Педагоги должны настойчиво приучатьобучаемых проверять и применять свои знания на практике; использоватьокружающую действительность и как источник знаний, и как область ихпрактического применения.
• Не должно быть ни одного урока, ниодного занятия, на которых бы учащийся не понял жизненного значения своей работы.
• Необходимо всемерно использоватьсвязь школы и производства (слова «школа» и «производство» здесь употреблены всамом широком смысле).
Заключение
Завершаярассмотрение принципов обучения, необходимо особо подчеркнуть, что только ихсовокупность обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания,методов, средств и форм обучения. Недопустима гиперболизация того или иногопринципа, т.к. это оборачивается снижением эффективности решения однихобразовательных задач за счет других. Точно так же недооценка отдельныхпринципов будет вести к снижению эффективности обучения. Только целостноеприменение дидактических принципов позволит успешно решить задачи современнойшколы.
Поставленныезадачи и цель рассмотрели, сделали выводы:
1. С научно–педагогическойточки зрения, всю совокупность принципов, используемых в педагогике можноразбить на два класса метопринципы (методологические) и дидактические принципы.
2. Метопринципы позволяютпроанализировать и определить общие черты системы образования, и их необходимоучитывать при становлении и развитии системы открытого образования. Этимиметопринципами являются аксиологический, культурологический, антропологический,гуманистический, синергетический, герменевтический, валеологический.
3. Дидактические принципыпредставляются тремя базовыми принципами: общие, принципы, относящиеся к целями содержанию обучения, принципы, охватывающие дидактический процесс иадекватную ему педагогическую систему с ее элементами.
Список используемойлитературы
1. Акимов М.К.Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М, 1992 г.
2. Выготский Л.С. Педагогическаяпсихология. М, 1991 г.
3. Давыдов В.В.Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. М, 1989г.
4. Дубровиной И.В.Круглова В.С. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17лет. М, 1988 г.
5. Егоров Ю.Л.Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность. М, 1996 г.
6. Каптерев П.Ф.Дидактические очерки. М, 2003 г.
7. Коджаспирова Г.М.Педагогика. М, 2004 г.
8. Костюк Г.С.Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. Киев, 1989 г.
9. Куписевич Ч.Основы общеё дидактики. М, 1986 г.
10. Лихачев Б.Т.Педагогика. М, 1996 г.
11. Педагогическаяэнциклопедия. М, 1964 г.
12. Пидкасистый П.И.Педагогика. М, 2006 г.
13. Пидкасистый П.И.Педагогика. М, 2007 г.
14. Подласый И.П.Педагогика. М, 2004 г.
15. Подласый И.П.Педагогика. М, 1996 г.
16. Ситаров В.А.Дидактика 2-ое издание. М, 2004 г.
17. Сластёнин В.А.,Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М, 1988 г.
18. Сластёнин В.А,Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М, 2002 г.
19. Учебное пособие длястудентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под редакциейПидкасистого П.И. Педагогика. М, 2006 г.
20. Харламов И.Ф.Педагогика. М, 2004 г.