Реферат по предмету "Педагогика"


Дидактические игры по цветоведению

Педагогическийколледж № 8 Санкт Петербурга

Контрольнаяработа
по методикеизобразительного творчества
на тему:
Дидактическиеигры по цветоведению в работе с дошкольниками

Работа выполнена
студенткой 51 группы
отделения заочногообучения
Антоновой А.С.
Работа проверена
Преподавателем педагогике
Артемьева Т.А.
Санкт-Петербург
2008 год
План
1.        Дидактическиеигры на занятиях по изобразительной деятельности и самостоятельной деятельностидетей стр. 3 — 6
2.        Видыдидактических игр по цветоведению стр. 7 — 9
3.        Методикаиспользования дидактических игр по цветоведению в разных возрастных группахстр. 10 — 12
4.        Список литературыстр. 13
5.        Приложение                                                                        

Дидактические игры назанятиях по изобразительной деятельности и самостоятельной деятельности детей
Издавна цвет считался однимиз важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире людипытались определить воздействие цвета на человека. Считалось, что цвет влияетна настроение и самочувствие человека, что он может не только радовать, но ивызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Одни цвета успокаиваютнервную систему (зелёный, синий, голубой), другие, наоборот, раздражают,возбуждают (красный, оранжевый, пурпурный, жёлтые цвета). Иными словами, цветоказывает на нас эмоциональное воздействие. О восприятии цвета как свойствопредмета здесь речи ещё не было, так как человек не выступал как субъектперцептивной деятельности.
Следует отметить, чтообычно исследование цвета проводится в комплексе и обогащает науку о цвете –цветоведение, включающее физический, физиологический и психологический аспектыизучения цвета.
Знакомство с цветомпредметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображенийдетьми в их рисунках, аппликациях способствует развитию у них эстетическоговосприятия, чувства цвета. Большую роль в решении этих задач играет знакомстводетей с искусством и природой. Об этом в своё время писал ещё чешский педагогЯ.А. Каменский.
Интерес к цвету, помнению Я.А. Каменского, формируется у детей постепенно и должен строится с учётомвозрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитииэстетического восприятия детей и может выступать для ребёнка как один изпризнаков предмета.
Надо использовать толькоте цвета, которые характерны для предметов и явлений природы окружающихребёнка, и необходимо предоставлять детям самим выбирать ту или иную окраску.
Дети любят яркие и чистыецвета, в качестве излюбленного цвета чаще всего называют красный. Первые трицвета располагаются в следующем порядке: красный, синий, жёлтый, а остальныеблеклые цвета отвергаются. Дети сами не видят оттенков, надо направлятьвнимание ребёнка на различные оттенки цвета. Яркость и пестрота, характерны длядетских рисунков, зачастую говорят о небольшом опыте ребёнка, о недостаточномразвитие цветового восприятия и культуры применения цветовой гаммы. Такойрисунок может быть нарисован под впечатлением от пестрой игрушки, книжнойиллюстрации и так далее.
Когда ребёнок начинаетболее менее различать цвета. Ребёнок начинает при цветовом решении изобразительнойзадачи проявлять повышенную активность. Через цвет они начинают выражать своёотношение к изображаемому, цвет начинает служить средством оценки предметов иперсонажей. Часто всего ребёнок, изображая предметы, даёт им такую цветовуюхарактеристику, которая не связана с реальным изображением.
Ребёнок очень восприимчивк цвету, то зачастую при его помощи он передаёт своё отношение к изображаемомугерою: мама, бабушка, любимый кот, собачка изображены в рисунках детей яркимирадостными красками, и в то же время в изображении отрицательных героевпреобладают тёмные тона. Цвет сильно воздействует на эмоциональное состояниедетей. Детей очень радует звонкая яркость, нарядность, праздничность росписи,то есть яркие, чистые краски на белом фоне.
Дети интуитивноулавливают цветовой образ, называя цвета они сопоставляют их с сочетаниями добрыми и злыми, весёлыми и грустными. Теплыми, радостными цветами (красками)дети наделяют образы светлые, любимых, добрых героев, а злых – холодными,тёмными и даже чёрными тонами. Тёмные тона у них символизируют зло, страх, аяркие – добро, радость, счастье и так далее.
Задачихудожественно-творческого развития детей состоят из:
Формировать способызрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточненияпредставлений о внешнем виде игрушек, предметов посуды, одежды, скульптурымалых форм (мелкой пластики).
Знакомить детей снародной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) дляобогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовкихудожественных образов.
Проводитьэстетизированные развлечения (с красивой юлой, мячом, цветными лентами,воздушными шарами разной формы и расцветки).
Учить детей находитьсвязь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и ихизображениями в рисунке, лепке, аппликации, на картинках в детских книжках
Знакомить с книжнойграфикой на примере творчества известных мастеров детской книги — Васнецова Ю.,Елисеева А., Рачева Е., Репкина П.
Организовывать наблюденияв природе и ближайшем окружении для обогащения представлений детей о внешнемвиде хорошо знакомых объектов, а также для уточнения зрительных впечатлений(«Листочки летят и падают на землю», «Облака плывут по небу», «Дождик капает —кап-кап-кап, «Воробышек прыгает по лужам — прыг-прыг-прыг»).
Учить детей видетьцельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств(цвет, форма, линия, пятно, формат фона и пр.);
Показывать детям вигровой форме процесс создания образов — организовывать наблюдение захудожественной деятельностью воспитателя.
Побуждать детей создаватьпо подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительныеобразы хорошо знакомых предметов.
Вызывать у детей интереск сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективныхкомпозиций («Дождик капает из тучки «Праздничная ёлочка», «Снеговики играют вснежки», «Солнышко ярко светит», «Одуванчики цветут на лугу, «Жуки спряталисьпод листочками» и т.д.).
Создавать условия длясистематического, постепенно усложняющегося освоения детьми элементарныхприёмов изображения (лепки и рисования) хорошо знакомых предметов на основедоступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия,форма, ритм, динамика).
Интегрировать видыизобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.
Создавать условия длясамостоятельной художественной деятельности детей (рисование и раскрашиваниекнижках — раскрасках, в альбомах для художественного творчества, творческиезанятия с наклейками, рассматривание картинок в книжках — потешках,книжках-игрушках).
Консультировать родителейпо вопросам развития у детей способностей к изобразительной деятельности.
Более полно раскрытьцветоощущение детям помогают дидактические игры. Дидактические игры помогаютформированию чувства цвета у детей. У ребёнка в игре с цветной игрушкой, скартинками в дидактических играх происходит накопление, уточнение чувственногоопыта. Научившись различать и называть цвет в играх, дети начинают замечатькрасоту и в сочетании, расположении.
В сенсорном воспитаниидетей дидактические игры и игрушки, по существу, являются ведущими средствами.Дидактические игры направленные на сенсорное развитие детей, в частности наразвитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомитьдетей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). Впроцессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов,называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их посходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания ипредставления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета.Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детейк более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании,аппликации.
Дети оперируют имеющимизнаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются,обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете.В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.
В дидактических играх иупражнениях надо предоставить детям возможность:
1)       повторновоспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании иразличении
2)       оформлятьчувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств(формы, величины, цвета и другое), ориентироваться не только по внешнему видупредмета, но и по словесному описанию
3)       делать первичныеобобщения, группировать предметы по группам по общим свойствам
4)       соотносить, сравниватьжизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами(например, форму предметов с геометрическими формами, их окраску с основнымицветами солнечного спектра и так далее).
Использованиедидактических игр в первую очередь важно потому, что организация сенсорногоопыта детей на занятиях является хотя и существенной, но лишь и одной из многихзадач. В дидактических играх это может быть основной и единственной целью.
Дидактические игры иупражнения могут выполнять ещё одну важную функцию – контроля за состояниемсенсорного развития детей. В общей системе сенсорного воспитания в детском садудидактические игры, таким образом, решают учебные задачи. Кроме того, они –хорошая школа использование детьми полученного сенсорного опыта, представленийи знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного восприятия.
Осуществление этихфункций, особенно функции учебной, требующей системы и последовательности впредъявлении детям обучающих задач, во многом зависит от того, насколько правильнои полно будут использованы возможности дидактических игр и упражнений.
Дидактический смысл игр иупражнений как раз заключается в том, что ребёнок получает возможностьдействовать САМ, многократно повторять разнообразные практические операции, действенноощущать результаты своих умственных и практичных усилий. В этих условиях тотматериал, с которым работают дети, свойства которого они познают, становитсяосновным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного воспитания.
Виды дидактических игрпо цветоведению
В дошкольной педагогикевсе дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами(игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметамииспользуются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать,устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с ихпомощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом,величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение,квалификацию, установление последовательности в решении задач. По мереовладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играхусложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одномукачеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству,назначению и другим), что очень важно для развития отвлечённого, логическогомышления.
Детям младшей группы даютпредметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши ещё немогут находить едва заметные различия между предметами.
В средней группе в игреиспользуются такие предметы, в которых разница становится менее заметна. Виграх с предметами дети выполняют задания, требующие запоминания окраскипредметов, различие в цветах.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Ониразнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающиезадачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок попарам. Самое простоезадание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенноодинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, оттенку, или две куклы одетых водинаковые по цвету, окрасу платья.
Словесные игры построены на словах и действийиграющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющие представления о предметах,углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использоватьприобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Детисамостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы,находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различнымсвойствам, признакам, находят алогизмы в суждениях и т.д..
С помощью словесных игр удетей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процессмышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок  преодолеваетлегко, не замечая, что его учат.  В словесных играх развивается внимание,сообразительность, быстрота мышления, выдержка, чувство юмора.
А так же рисование,лепка, аппликация.
В лепке — показать детям разнообразиепластических материалов (глина, пластилин, солёное и сдобное тесто, влажныйпесок, снег, манная каша), познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость,вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки), возможностямисвоего воздействия на материал и на этой основе учить детей:
опытным путём и всотворчестве с педагогом осваивать пластические материалы (месить,прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки, снова соединятьвместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкатьдырочки острым концом карандаша и т.д.);
видеть основные формыпредметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравниватьпохожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, карандаш и кисточка,бублик и колечко от пирамидки);
синхронизировать работуобеих рук; координировать работу глаз и обеих рук;
создавать простейшиеформы: раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; раскатыватьшар (колобок) круговыми движениями ладоней — и слегка видоизменять их —преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр — в пластину),создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники,конфеты, червячки, жучки, карандашик);
пользоваться стекой дляукрашения вылепленных форм — процарапывание узоров на дисках и пластинах(красивое печенье для игрушек).
В рисовании — развивать восприятие детей,формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности ипонимание того, что рисунок — это плоскостное изображение объёмных предметов, ина этой основе учить детей:
видеть след, оставленныйна бумаге карандашом или фломастером, и понимать, что это образ реальногопредмета;
правильно держатькарандаш, фломастер, ручку и оставлять «следы» на бумаге;
знать назначение красок икисти, понимать, что это взаимосвязанные предметы, знать особенности(«правила») пользования кистью: правильно держать кисть, смачивать, набиратькраску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть в стаканчикили на подставку, не оставлять в банке с водой; не пачкать краски;
видеть границы листабумаги, страницы в книжке-раскраске и контуры силуэтного рисунка; рисовать ираскрашивать в пределах этих границ;
отображать своипредставления и впечатления об окружающем мире доступными графическими иживописными средствами;
рисовать карандашами ифломастерами — проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые,кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самымвыразительные образы;
сопровождать движениякарандаша (кисти) словами (например: Дождик, чаще — кап-кап-кап!, Бегут ножкипо дорожке — топ-топ-топ!).
В аппликации — знакомить детей с бумагой какхудожественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения еёсвойств и способов своего воздействии на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная,красивая, яркая, сминается, рвётся, разрезается, приклеивается) и на этойоснове учить детей:
создавать из кусочковрваной и комков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, пушистыетучки, жучки-паучки на листочках и т.д.);
приклеивать вырезанныевоспитателем бумажные формы, создавал при этом выразительные образы;
знакомить с ножницами какхудожественным инструментом.
 

Методика использованиядидактических игр по цветоведению в разных возрастных группах
Организация дидактическихигр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка кпроведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку кпроведению дидактической игры входят:
отбор игры в соответствиизадачами воспитания и обучения:  углубление и обобщение знаний, развитиесенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание,мышление, речь) и др.;
установление соответствияотобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детейопределенной возрастной группы;
определение наиболееудобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованногообучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессоввремя),
выбор места для игры, гдедети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводятв групповой комнате или на участке;
определение количестваиграющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
подготовка необходимогодидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы,картинки, природный материал);
подготовка к игре самоювоспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре,методы руководства игрой;
подготовка к игре детейобогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающейжизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведениедидактических игр включает:
ознакомление детей ссодержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре(показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания ипредставления детей о них);
объяснение хода и правилигры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствиис правилам игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают,предписывают);
показ игровых действий, впроцессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие,доказывая, что противном случае игра не приведет к нужному результату(например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыт глаза);
определение роливоспитателя в игре, ею участие в качестве играющего, болельщике или арбитра.Мера непосредственно участия воспитателя в игре определяется возрастом детейуровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил.Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом,напоминанием);
подведение итогов игры —это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых детидобиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет т он синтересом использоваться в самостоятельной игровой  деятельности ребят. Приподведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен толькочерез преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагогспрашивает у детей, поправилась ли им игра, и обещает, что в следующий  разможно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно снетерпением ждут этого дня.
Анализ проведеннойигры направлен бавыявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказалисьэффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Этопоможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры,избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявитьиндивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильноорганизовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использованияигры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащатьее новым материалом в последующей работе.
Рассмотрим подробнеенекоторые приемы и методы руководства дидактическими играми.
Игра становятся методомобучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определеныдидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитательзнакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются,систематизируются, обобщаются.
С помощью дидактическойигры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своисверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями действиями,выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. Иэто очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менееподготовленные, как правило, вначале берут на себя роля болельщиков, при этомони учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу,стать победителем.
Прежде чем начать игру,необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаетсяразличными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов,интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую детиохотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметнодля себя не сбиваться на другую форму обучения — на занятия. Секрет успешнойорганизации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняетвместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их,укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игреможет быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различныедействия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить.Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось  у детей изпротяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.
Большое значение имееттемп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определеннуюдинамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержаниеигровых действий, правила игры и её ход. В этот период темп игры, естественно,более замедленный. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темпигры снова замедляется.
Педагог, знающийособенности развитий игры, не допускает излишней медлительности ипреждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержанииигры предельно кратки и четки, но понятны детям.
Воспитатель с самогоначала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения,находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в нихуверенность в своих силах.
Если игра с элементамисоревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решитзадачу, кто больше назовет предметов и др.), то при подведении  итоговнеобходимо быть особенно внимательным и объективным.  Чтобы избежать ошибок,воспитатель использует фишки, с помощью, которых оцениваются правильныерешения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определитьего как победителя
В некоторых играх занеправильное решение задачи играющий должен внести фант, т. е любую вещь, котораяв конце отыгрывается. Разыгрывание фантов — интересная игра, в которой детиполучают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных,перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра вразыгрывание фантов вызывает общее веселье, создает у ребят бодрое настроение.Игра не терпит принуждения, скуки.

Список литературы
Бондаренко А.К. «Дидактические игры вдетском саду»: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е издание, доработанное– М.; Просвещение, 1991 г.
КомароваТ.С., Размыслова А.В. Цвет вдетском изобразительном творчестве. – М., Педагогическое общество России, 2002г.
Лыкова И.А. Программа художественноговоспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.,«Карапуз-Дидактика», 2006 г.
Под редакцией Н.П. Сакулиной и Н.Н.Поддьякова. Сенсорное воспитание в детском саду, (Методические указания), — М.,«Просвещение», 1969 г.
Программа воспитания и обучения вдетском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. –М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Третья англо-афганская война
Реферат Василий Быков. "Облава"
Реферат Симметрия в физике
Реферат «Постэмбриональный период развития»
Реферат Коммуникативный метод обучения иностранным языкам
Реферат А. А. Северный Факторы, влияющие на происхождение социальной и школьной дизадаптации
Реферат Анализ товарооборота предприятия общественного питания ресторана Горизонт
Реферат Технология возделывания льна
Реферат Средства передвижения используемые в туристском обслуживании Анализ рынка транспортных средств
Реферат Вера в человека и ее воплощение в романе "Мастер и Маргарита"
Реферат В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина
Реферат Розміщення військовослужбовців Обов язки та дії днювального роти
Реферат Образование княжеско-дружинного субпространства и особенности ее ценностно-мыслительного пространства
Реферат 1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права
Реферат В поисках скрытого смысла. О поэтике эпиграфов в «Евгении Онегине»