Развитиепартийно-политической структуры Марокко
Начала гражданского общества в Марокковозникли с организацией силпротеста колониальному господству в форме различных ассоциаций, обществ, кружков ипартий. Развитая партийно-политическая традиция восходит к 20–30-м годамнынешнего столетия, когда усилилось антиколониальное движениев связи с опубликованием по распоряжению французской администрации 16 мая 1930 г. дахира о «берберскойюстиции», чтобы противопоставитьдруг другу арабское и берберское население страны. Выступлениягородских слоев против берберского дахира показали, что исламские традиции, взятые на вооружение еще вождем рифских (берберских)племен Абд аль-Кримом,стали важным фактором национально-освободительногодвижения.
Первая политическая организация национальной буржуазии – Марокканский блок национального дела (МБНД) –возникла в 1934 г.из фесского (Студенческийсоюз) и рабатского кружков,объединившихся первоначально в 1927 г. вМарокканскую лигу. В ходе кампании против берберского дахира Лига получилановое название – Национальное объединение. В июне 1938 г. состоялся Iсъезд МБНД, оформивший его в партию. В марте 1937 г.МБНД, был запрещенфранцузскими властями. Разногласия между группировкой А. аль-Фаси и остальнымипривели к расколу блока. На его базе возникли две нелегальные организации,которые впервые стали называться партиями. Во главепартии националистического движения (ПНД) встал выходец из шерифской аристократии М. аль-Ваззани. Однако вокруг партии группировались представители интеллигенции, получившиепреимущественно европейское образование. Национальную партию по проведениюреформ возглавили А. Аль-Фаси, А. Балафреджи М. Льязиди – представителинациональной интеллигенции и местной буржуазии, получившиемусульманское образование,что привлекало к ней многочисленных сторонников из разных слоев общества.
Летом 1936 г. в северной зонеМарокко, контролируемой Испанией, возникла Партия национальных реформ во главес Абд аль-Халиком Торресом, требовавшая независимости для Рифской области,только недавно покоренной колонизаторами. На базе действовавшей с 1921 г.секции Французской компартии в 1943 г. была создана Марокканскаякоммунистическая партия, сыгравшая заметную роль в освободительной борьбе.
Наиболее авторитетной силой сталакоалиционная партия Истикляль, созданная в 1943 г. на базе НПР ивыступившая под знаменем национализма и ислама. Отражая интересыконсолидирующейся национальной буржуазии, она сумела сплотить вокруг себяширокие массы населения на борьбу за независимость.
Не случайно знаменем движения вдальнейшем оказался султан, представитель шерифской династии Алауитов и глававерующих Мухаммед бен Юсуф, возведенный на престол колонизаторами в 1927 г.в надежде на его послушность, третий 18-летний сын правителя. До начала Второймировой войны султан не противоречил генеральному резиденту Франции в Марокко.Однако после поражения Франции в начале Второй мировой войны он поддержалнационально-освободительное движение в стране. В январе 1943 г. безучастия генерального резидента султан встретился в Касабланке с президентом СШАФ. Рузвельтом. В августе 1943 г. состоялась встреча с генералом деГоллем, возглавлявшем Французский комитет национального освобождения. С этоговремени султан стал последовательным борцом за независимость своей страны, дляфранцузской же администрации он стал одиозной фигурой, которую власти решилисвергнуть с помощью верной им феодальной аристократии. В августе 1953 г.Мухаммед бен Юсуф был выслан на Корсику, а затем на Мадагаскар.
Низвержение законного монарха подняловолну национально-освободительного движения, в ходе которого вырослаполитическая роль партии Истикляль. Цементирующей идеей стало возвращение встрану законного султана. 16 ноября 1955 г. Мухаммед бен Юсуф былторжественно встречен населением в Рабате и заявил о намерении создать вМарокко конституционную монархию.
После возвращения султана на престолроль Истикляль настолько возросла, что дала повод утверждать, что «властьфактически находилась в ее руках [1, с. 72]. По крайней мере в первыхправительствах большинство принадлежало членам этой партии. С созданиемнезависимого государства в 1956 г. окрепшая торгово-промышленная буржуазиярассчитывала не только взять в свои руки контроль за организацией экономики, нои получить политическую власть, поскольку ей нужен был крепкий и стабильныйрежим.
Однако именно институту монархии удалосьобеспечить преемственность в политическом развитии, создать условия дляукрепления централизованной власти. Социально-политическое развитие Мароккоявилось логическим продолжением предшествующих этапов исторической эволюции.Институт монархии, возникший еще в эпоху господства общинно-племенных структур,сохранился в силу как объективных, так и субъективных факторов. Монархия имееткорни в религиозных верованиях народа. Она осознает себя как священное царство.Активная деятельность и большие личные заслуги Мухаммеда бен Юсуфа в периодборьбы за независимость способствовали не только усилению его авторитета каккрупного государственного деятеля, но и способствовали укреплению престижасамой монархической системы. Он оказался самой значительной фигурой наполитической арене Марокко. В своей политике султан опирался и на слишкомглубоко укоренившиеся докапиталистические отношения и социальные связи вобщественной практике и экономической жизни, на мощный слой земельнойаристократии. В консервации старых порядков и сохранении позиций, связанных сними слоев, большую заинтересованность проявили колонизаторы, что в какой-томере определило сравнительно медленные темпы деколонизации страны и отставаниеее экономического освобождения от политического.
Султан Мухаммед бен Юсуф, властькоторого была освящена легендарным происхождением (он 34-й потомок пророкаМухаммеда и 20-й представитель Алауитской династии, правившей с середины XVIIвека), оказался символом национального единства. Его имя ассоциировалось свновь обретенным суверенитетом шерифской империи, его статус главы правоверныхв Марокко и прерогативы шерифа – потомка пророка – придавали султану огромный,ни с чем не сравнимый авторитет. Пользуясь популярностью в самых различныхслоях общества, он смог сосредоточить в своих руках всю полноту религиозной иполитической власти, используя как традиции, так и современные факторы общественнойжизни.
Модернизацию монархии султан Мухаммедбен Юсуф начал в 1957 г., провозгласив себя королем Мухаммедом V и изменивпорядок престолонаследия. Если раньше султан выбирался улемами, то корольМухаммед V официально назначил принца Мулая Хасана наследником престола, накоторый тот вступил уже подготовленным политиком в 1961 г. после смертисвоего отца в качестве короля Хасана II. Три конституции 1962, 1970 и 1972 гг.закрепили принцип наследственности королевской власти, а такженеприкосновенности и священности личности монарха, являющимся символом единстванации, высшим ее представителем и духовным вождем. Направление, в котором иныне следует королевское правительство, во многом было задано Мухаммедом V. Каксчитали противники короля, приняв конституцию 1962 г., Хасан II на делеввел идеологическую диктатуру, оправдывая свой авторитет харизмой, поскольку он«повелитель правоверных», и идентифицируя политическую общность с исламскойдоктриной [2, с. 173]. В силу сложившихся обстоятельств практически втечение первых 18 лет в стране сохранялся авторитарный режим.
Закрепление в конституции многопартийнойполитической системы во многом обязаны соперничеству двора с партией Истекляль.Однако обосновывая принцип политического плюрализма, Хасан II сказал в 1962 г.:«Если бы существовала одна партия, то я стал бы ее председателем, а этонедопустимо. Король должен быть вне партий. Деятельность одной партиинесовместима с первенством монархии и статусом королевской власти. Нельзязабывать и о риске соперничества двух институтов» [3, с. 23].
Таким образом, феодально-монархическиекруги получили шанс укрепить свою власть, опираясь прежде всего на легитимностьвласти султана. Однако они не могли игнорировать интересы буржуазных слоевнаселения. В 50-е годы партия Истикляль занимала ведущее положение вправительстве. Но по мере укрепления своих позиций король поставилисполнительную власть под свой контроль. Монархия стала инициатороммодернизации глубоко традиционного общества. Традиционалистские структуры занялистоль преобладающее положение, что новым национальным силам не удалосьсовладеть инициативой. Пережив раскол, Истикляль в 1962 г. перешла воппозицию к правительству.
Экономические трудности, внутренниеконфликты вызвали противоборство разных политических фракций и кланов,этнических группировок. В 60-е годы феодальную монархию, не успевшуюсформировать прочную социальную базу, постиг структурный кризис. В условияхуглубления дифференциации марокканского общества выявились острыесоциально-политические противоречия, обозначилась активизация политических силвсех тенденций и направлений, резкое размежевание основных политических партий.
В марте 1965 г. король Хасан IIначал консультации с лидерами оппозиционных партий, выразив желаниесформировать коалиционное правительство. Не сумев достигнуть соглашения, онобъявил чрезвычайное положение в стране сроком на 5 лет. Резкое отстранениеполитических сил от общественно-политической жизни привело во второй половине60-х годов к политическому кризису, способствовало осуществлению попытокгосударственных переворотов в начале 70-х годов.
Правящие круги использовали институтмонархии в качестве символа единства нации и незыблемости политической системы,хранительницы и гаранта национальной самобытности. Королевская семья сталацементирующим звеном правящей элиты, по своим интересам примыкающей кбуржуазии. Двор предпринял усилия для консолидации проправительственных сил,которые в 60-е годы были представлены мелкими партиями и отдельнымигруппировками. К ним относились Конституционно-демократическая партия,образованная в 1946 г. на базе Национального движения (до 1961 г.называлась Демократической партией независимости). В 1960–1963 гг.существовала незначительная политическая группировка «Независимые либералы». В1974 г. возникла промонархистская Либерально-прогрессивная партия.
Еще в преддверии первых парламентскихвыборов 1963 г. правительство сформировало Фронт защиты конституционныхсвобод (ФЗКИ), объединивший партий Народное движение (НД), Независимые либералыи несколько политических групп, поддерживавших короля. Однако выборы непринесли проправительственному формированию твердого большинства в парламенте.Вскоре ФЗКИ распался. В апреле 1964 г. по инициативе генеральногодиректора королевской канцелярии А.Р. Гедиры на базе партий Народноедвижение, Конституционно-демократическая партия и Партии либералов была созданаДемократическая партия.
По мере усиления крупной бюрократическойбуржуазии происходил процесс ее консолидации, выразившийся в постепенномформировании партий правого толка. В 1975 г. З. Мубарак основалПартию действия, представляющую новую элиту из интеллигенции, выходцев изсельских районов с берберским населением. В 1978 г. была создана «дворцовая»партия Национальное объединение независимых (НОН), отражавшее интересыближайшего окружения, феодалов и крупной буржуазии, сотрудничающей с западнымкапиталом. Ее лидером стал зять короля А. Осман. В ноябре 1981 г.после своего раскола НОН перешло в «позитивную и конструктивную» оппозицию кправительству. Еще в июне 1981 г. группа депутатов, вышедших изпарламентской фракции НОН, основала Национально-демократическую партию (НДП),объединившую представителей высшей государственной администрации и деловыхкругов. В 1983 г. был образован Конституционный союз (КС), объединивший нетолько промышленников и торговцев, но и лиц наемного труда. На выборах 1984 г.в парламент эта партия получила 83 места, а НОН – 61, обеспечив большинствоправоцентристским силам.
Выборы в парламент на многопартийнойоснове позволили выявить проправительственное большинство, ставшее фундаментомстабилизации политической системы. Эти выборы стали большим поражением партииИстикляль. Монарху удалось нейтрализовать ее влияние, умело играя нанациональных, этнических, родоплеменных и иных противоречиях, оставаясь в то жевремя символом политического единства страны. Многопартийность активноспособствовала дроблению политических сил и вызвала падение самостоятельнойроли большинства партий Марокко. В то же время король увидел необходимость переходаот авторитарного к конституционному строю.
Партия Истикляль сыграла значительнуюроль в эволюции монархического режима от абсолютизма к парламентскому строю.Еще в 1961 г. блок партий во главе с Истикляль выступил за создание прикороле Конституционного совета на правах совещательного органа. Не менее важнаяроль в становлении конституционной монархии принадлежит и партии Национальныйсоюз народных сил (НСНС), отколовшейся в 1959 г. от партии Истикляль. Еелевое крыло, недовольное умеренной компромиссной позицией традиционных лидеров,перешло на позиции социализма.
Попытки противостоятьавторитарно-бюрократической власти привели к расколу оппозиции, отдельныелидеры которой подходили к этой проблеме разными методами. Немаловажнымфактором в расслоении оппозиционных сил стало возникновение в 60-е годыконфликта поколений, появление антимонархических настроений среди молодежи.
Политическая система, всецелонаходящаяся под контролем короля, объективно препятствовала консолидацииоппозиционных сил. Более того, она привела к возникновению левацких партий игруппировок в 60–70-е гг., к взлету студенческого движения. После наиболеекрупных волнений учащихся и безработных в марте 1965 г., жестокоподавленных армией и полицией, возникло Движение 23 марта, активно действовалазаграничная секция, руководимая М. Басри и др.
По мере создания национальногогосударства, общественное сознание стало основываться не только на массовойпсихологии, но и на общественной теории. На смену многоклассовым союзам периодаборьбы за освобождение пришли партии, основанные на программах и идеологии.Опору партий представляло довольно развитое профсоюзное движение, существеннорасширявшее социальную базу всех крупных оппозиционных партий.
Ярким примером организационногостроительства стала партия протестующей мелкой буржуазии НСНС под руководствомавторитетного политического деятеля М. Бен Барки. Однако наличие трехтечений, по разному смотрящих на будущее страны, предопределило раскол НСНС.Монарх усмотрел в существовании НСНС угрозу существования власти, что привело кразгрому партии и уничтожению его лидера в 1965 г. После ослабления ираскола партии ее потенциал социального протеста был рассеян между новымиформированиями.
Однако в условиях усиленияабсолютистских тенденций, Истикляль и НСНС сумели договориться о совместнойдеятельности, создав в 1970 г. блок Аль-Кутля аль-Ватанийя. Он возник наплатформе близкой к программе НСНС, что означало некоторые уступки со стороныпартии Истикляль. Члены блока единодушно бойкотировали референдум поконституции 1972 г., усиливающей власть короля. Но очень скоро в немвозникли разногласия по принципам формирования нового переходного правительстваи подготовки к новым парламентским выборам 1974 г. Под влиянием внутреннихпротиворечий, пытавшийся «противостоять феодализму и бюрократической буржуазии»,этот союз распался через два года.
Распаду блока способствовал и кризис,возникший в партии НСНС. К этому времени она раскололась на две группировки – касабланкскуюили синдикалистскую, сохранившую старое название партии, и рабатскую, создавшуюв 1974 г. партию Социалистический союз народных сил (ССНС), основанную напринципах научного социализма. Новая партия стала очень влиятельнойоппозиционной силой в стране, поддержанной вновь созданным профцентром, кудавходили преимущественно госслужащие.
В условиях нового правительственногокризиса в середине 70-х годов лидер Истикляль А. Аль-Фаси вновь настойчивопризвал к объединению левые силы. Истикляль всякий раз демонстрироваласпособность к компромиссу, с тем чтобы объединенная оппозиция смогла расширитьсвое влияние в политической жизни страны.
Однако центробежный процесс в рядахлевых сил продолжался. В 1981 г. в результате раскола в ССНС ее левоеэкстремистское крыло во главе с М. Бен Саидом и деятелями Движения 23марта создали нелегальную организацию, декларировавшую принципы научногосоциализма. В 1985 г. она вышла из подполья и получила названиеОрганизация народно-демократического действия (ОНДД).
К левой оппозиции примыкает и компартия,сыгравшая важную роль в национально-освободительном движении. Запрещенная в1960 г., в 1967 г. она вышла из подполья под названием Партияосвобождения и социализма, но в 1968 г. она вновь была запрещена. В 1974 г.организация возобновила свою деятельность под названием Партия прогресса исоциализма.
Популярность социалистической идеологиипривела Хасана II к попытке, в качестве пробного камня, для консолидации всехполитических сил воспользоваться концепцией исламского социализма из арсеналатой же партии Истикляль как нового принципа своей политики. Однако эта идея неполучила дальнейшего развития.
В многопартийной системе Мароккоотразился процесс становления социально-политической структуры общества, гдепартии представляют собой еще довольно подвижные политические коалиции,формирующиеся не только по политическим и социально-экономическим, но иэтническим принципам. Еще до принятия первой конституции 1962 г.,запрещавшей создание партий по этническому признаку, в 1959 г. возниклапартия Народное движение, действовавшая с 1957 г. Она выражала интересыберберских и части арабских феодалов северных и центральных районов Марокко,стремившихся к сохранению своих привилегий, полученных еще во временапротектората. Разрешая создание партии, правительство имело в виду создание противовесаИстикляль, которая, по признанию губернатора Тафилалета, «мешает нам жить так,как мы хотим» [4, c. 161]. Однако в 1968 г. в этой партии произошелраскол: от нее отделилась очень немногочисленное Конституционно-демократическоедвижение во главе с арабским лидером А. Хатибом. С 1985 г. Народноедвижение находится в оппозиции к правительству. В 1991 г. оно былопереименовано в Национальное народное движение.
Внешне по этническому признаку произошелраскол и в партии Истикляль, которой остались верны фаси – представителинаиболее крупной группировки арабской буржуазии, а суси – представителиберберской буржуазии – пошли за НСНС. Границы такого деления недостаточноточны, так как разногласия лежали в сфере политики.
Таким образом, в сложный переходныйпериод возник сложный спектр социальных движений. Движущей силой сталиобразованные группы новых средних слоев. В политические институты пришлостуденческое движение. На 70-е годы пришелся взлет левого экстремизма.
Ради самосохранения королевский двор былвынужден уступить оппозиции, пойти в 70-е годы на социально-экономические иполитические преобразования. Взяв на себя инициативу проведения «революции строна», король начал диалог с оппозицией. Разрешил деятельность ее партий.Оппозиционным партиям было предложено создать «правительство национальногоединства». Отношения между правящим режимом и оппозицией выразились в новомполитическом курсе двора – «демократическом процессе», призванномконсолидировать вокруг трона все политические силы. Еще в 1962 г. корольобъяснил, что он понимает под демократией: «Демократия – это не просто слово,которое прежде всего приходит на ум, как вызов. Это состояние духа, это борьбатерпеливая, неблагодарная, постоянная, которую зачастую ведут против самогосебя, против своих импульсов или инстинктов» [5, c. 214].
Монарх прекрасно понял, что там, гдесуществуют прочные общественные формы, массовому движению трудно найти себеопору. Многопартийность стала не столько средством демократических перемен,сколько действенным способом расширения социальной базы авторитарного режима.Учитывалось и то, что сформировались достаточно развитые средние слои города,способные выполнить роль буфера между полярными силами. Направляемая демократиябыла призвана обеспечить баланс политических сил при нивелировке идеологическихориентиров партий.
Политические партии стали основнымформообразующим элементом организации общества и превращения его в современноегосударство. С активизацией деятельности партий связан процесс укрепленияпарламентаризма в государственном строе, реальное функционирование парламента.Возникла институциональная политика.
Более того, у монарха появиласьвозможность перекладывать ответственность на партии за политические просчеты ибедственное положение масс. Так на руководство партии Истикляль, потерявшейдоверие Хасана II из-за «излишней самостоятельности», была возложенаответственность за кризис в системе образования и провал непопулярных реформ,вызвавших усиление напряженности в стране. Поводом для этого был использовантот факт, что министром национального образования был истиклялевец А. Лараки.
Будучи заинтересован в консервациисуществующей системы, король сделал ставку на активизацию меж- ивнутрипартийной борьбы на клановой и этнической основах, чтобы играть роль арбитрасоперничающих политических партий. Вводя дозируемый плюрализм, корольиспользовал и такой фактор, как особую роль лидеров в политических партиях,поддерживая по мере надобности авторитет того или иного руководителя. Чтобыудерживать партийных лидеров в рамках дозволенного, создана отработаннаясистема личных встреч их с королем или его представителями, участие в различныхсоветах, раздача символических постов, отправка за рубеж с какой-либо почетноймиссией и т.п. За четыре десятилетия в политической жизни Марокко был созданбаланс политических сил с управляемой оппозицией. Большинство политическихпартий оказалось в руках марокканской элиты, связанной с дворцовыми кругами илизависимых от них.
Это предопределило клановостьмарокканской политики, влияние на нее бизнеса, сращенность больших денег ибольшой политики, манипулирование различными социально-групповыми интересами.Внутрипартийные отношения в значительной степени покоятся напатронально-клиентельных связях. В основе же родственных и клановых связейлежат родоплеменные отношения.
В условиях влияния харизмическихпредставлений на сознание консервативных слоев населения постепенносформировался роялистский авторитаризм. В политическом процессе Марокко такойавторитаризм восполняет недостающие звенья между интенсивно формирующимисясоциально-экономическими отношениями и еще не сложившейся политическойнадстройкой.
С ролью монарха, в качестве силовогогаранта, связано устойчивое социальное равновесие, регулирование поведениямасс, установление жесткого порядка в стране, устойчивые взаимоотношения свнешним миром. Все партии выступают за незыблемость монархического строя.Оппозиционные партии, так же как и проправительственные, объединяет скоролевским двором солидарность в защите целостности страны, под которойподразумевается борьба за присоединение Западной Сахары и испанских анклавовСеута и Мелилья. С помощью национализма и традиционной религии исламаосуществлялось привлечение на свою сторону широких масс и нейтрализацияортодоксальных политических течений.
Многообразие и противоречивостьпроцессов в массовом сознании предопределили формирование светских партий,несмотря на приверженность общества исламу. Светские партии сформировались вусловиях борьбы за независимость, хотя она и шла под знаменем ислама. Внедрениекапиталистических отношений внесло свой вклад в дело секуляризации общества.Конституция 1972 г. запрещала создание партий не только по этническому, нои религиозному принципу. Это рассматривалось как покушение на прерогативыкороля.
Однако ислам в той же мере, что инационализм определяет рамки политической деятельности, является важнейшимкомпонентом формирующейся политической мысли. Религия стала средствомформирования национального самосознания, что в совокупности с особенностями историческогопути и современного социально-экономического и политического развитияспособствовала повышению роли религии в общественной жизни и идеологии, а такжестала средством политической мобилизации масс.
С появлением в 60-е годы «инакомыслящих»,особенно среди студентов (марксистов, социалистов, маоистов), правительствостало делать упор на традиции и порой даже противопоставлять им группысторонников зарождавшегося исламизма (хотя, строго говоря, наиболее крупныеисламистские группировки возникли еще в колониальный период). Поскольку участиемолодежи в различных религиозных сектах стало одним из эффективных средств вборьбе с распространением социалистических мировоззрений, правительствокакое-то время относилось терпимо к их деятельности. Хасан II пыталсяиспользовать исламизм в качестве противовеса левым силам.
Однако на рубеже 70–80-х годов особенноярко выявилась антиправительственная направленность оппозиционных исламистскихгруппировок. В начале 80-х годов в Министерстве хабусов и по делам ислама былоофициально зарегистрировано 25 различных сект, братств, ассоциаций и т.п. Крометого насчитывалось свыше 20 неофициальных организаций, объединявших свыше 10тыс. человек [6, с. 243]. В конце 80-х годов только в Рабатскомуниверситете действовало 15 исламских группировок, в которые наряду состудентами входили преподаватели и чиновники Министерства образования [7, с. 126].Множество подпольных исламских группировок возникло в университетских городкахКасабланки, Феса, Марракеша, Уджды. Руководство Аль-Адль валь-Исхан возглавилоНациональный союз марокканских студентов. Студенческий экстремизм в 80–90-егоды приобрел исламистскую окраску.
К концу 80-х годов сформировалисьзарубежные центры, которые, в определенной степени, контролировали деятельностьмарокканских исламистов и поддерживали связи с зарубежными единомышленниками.Одним из руководителей такого центра до лета 1991 г. был марокканскийдиссидент М. Диури, бывший соратник М. Бен Барки, выдворенный изФранции в Габон. Через центр снабжались оружием алжирские исламисты.Интенсивную работу ведут заграничные группы среди марокканских иммигрантов вЕвропе, особенно во Франции. В апреле 1993 г. в Малаге (Испания) былосоздано Движение марокканских оппозиционеров-демократов. Его активнымидеятелями стали М. Диури и А. Рами. Многие активисты организациипродолжают работу в Движении марокканской исламской молодежи, тесносотрудничающей с алжирской военной разведкой. Оба движения занимаются созданиемсвоих филиалов на территории Марокко.
Характерной слабостью современныхисламистов является их разобщенность. Среди них различаются несколько основныхтечений: умеренные, затем, преимущественно обновленцы, не имеющие политическихпритязаний, и радикалы, претендующие на власть, с тем чтобы использовать исламкак метод для решения социально-экономических и правовых проблем.
Марокканским исламистам не удалосьсоздать единую организованную оппозицию, поскольку в такой традиционной иконсервативной стране они не сумели переориентировать массы. Королевскоеправительство смогло перехватить инициативу, не дав оппозиции использоватьпротив себя ислам.
Усилилась официальная пропаганда ислама,исламский акцент в практической деятельности правительства и в официальнойидеологии. Одновременно в высших эшелонах власти укрепились позиции сторонниковболее широкой апелляции к исламу. Ряд важных государственных постов занялидеятели, известные своими заслугами перед религией. Руководство страныстарается осовременить ислам, приспособить к политике. Через религиюформируется идеология правых. Не без основания западные исследователи считают,что Хасан II эксплуатирует ислам в политических целях. Сам Хасан II регулярно впериод Рамадана и других религиозных праздников принимает участие в религиозныхдиспутах по вопросам трактовки положений Корана.
В отношении исламистов власти используюткомплексный подход, применяя как репрессивные меры, так и контроль за ним, атакже пытаются посеять раскол между умеренными и радикалами. Они такжеискусственно сталкивают исламистов с левыми партиями и группировками, стоящимина антиисламистских позициях. Это выражается в постоянных стычках междулеваками и «каидинами», как называют исламистов в марокканских университетах,переходящих иногда в настоящие побоища. Руками исламистов убирались некоторыеполитические деятели: например, в 1975 г. в результате теракта был убитодин из руководителей ССНС О. Бенджеллун.
Умеренные исламисты достаточно слабоинтегрированы в политическую систему. В связи с этим их решили «сверху» включитьв политическую жизнь как легальную альтернативу радикальному течениюисламистов. Правительство начало диалог с умеренными, предоставив им право налегализацию партии. В соответствии с референдумом 1992 г. в конституциюбыла внесена поправка, разрешавшая создание партий по религиозному принципу. Вмарте 1992 г. была оформлена исламистская партия под руководством А. Бенкирнана,председателя благотворительной ассоциации Исламское общество. Бенкирнан,поддерживаемый городской беднотой и студентами, – очень противоречивый лидер,симпатизирующий и марокканским социалистам, и алжирским исламистам.
Король ищет также возможности установитьконтроль над исламистами с помощью влиятельных политических сил. Исламистыявляются объектом пристального внимания Министерства внутренних дел иадминистрации провинций. В декабре 1979 г. началась волна широкихрепрессий против исламистских группировок. Новая волна крупномасштабныхрепрессий прошла в конце 1983 г.
Дозированная демократия Хасана II вкакой-то степени оказывает сдерживающее влияние на быстрое распространениеисламизма в Марокко. Однако религиозное движение оказалось очень живучим, умелоприспосабливалось к непростой обстановке. В отличие от политических партий,которые можно поставить вне закона, религиозное движение имеет однопрактическое преимущество: власти не в состоянии запретить публичные молитвы итолько в определенных пределах могут контролировать содержание проповедей.Таким образом, у религиозных деятелей есть реальные возможности дляраспространения своего влияния (в том числе и аудиовизуальная пропаганда).Кроме того ислам является обязательным предметом в светских университетах.
В 80-е годы среди традиционных вождейБратьев-мусульман, влияние которых сильно в стране, все чаще стали появлятьсяпредставители средних слоев – государственные служащие, политики, порой дажеполучившие образование на Западе, которые являются членами политических партий.Они используют свое влияние, вовлекая братьев в политику и межпартийную борьбув интересах лидера своей партии.
Сравнительно быстрому распространениюисламизма способствовало активное проникновение его сторонников в общественныеорганизации, за счет которых они, в значительной мере, смогли легализовать своюдеятельность. В частности, марокканская организация по правам человекаобеспечивает юридическую защиту на многих процессах по делу исламистов. Этаорганизация тесно связана с партией Истикляль. Руководство Истикляль и ССНСувидело в исламистах возможности для расширения своего влияния.
Партии Истикляль и Народное движение,основанные на синтезе религии и национализма, всегда демонстрировали своюприверженность исламу, призывая к его возрождению, используя концепцию «исламскогосоциализма». Для взглядов лидера Истикляль А. Аль-Фаси была характернакомпромиссно-религиозная концепция, ориентирующая внимание нарационалистических аспектах ислама и приспосабливающая его положения ктребованиям современности. С помощью теологических рассуждений, трактовкиположений шариата, идеологизированной интерпретации арабо-мусульманской теорииделается попытка обосновать различные мероприятия, направленные на смягчениепоследствий капиталистического развития. Тем более, что сама идеология исламадает богатую почву для использования ее разнообразными общественными течениями.Попытки политизировать ислам предпринимали в 60–70-е годы и коммунисты,усиленно интерпретируя освободительное содержание принципов ислама.
В 1991 г. газета Истикляль «Аль-Алам»опубликовала программу алжирских исламистов, нашедших убежище в Марокко.Следует при этом напомнить, что для марокканского правительства покровительствоалжирским группировкам – элемент длительного спора с Алжиром за ЗападнуюСахару.
В преддверии парламентских выборов 1994 г.оппозиционные партии Истикляль, ССНС, ППС и ОНДД создали Демократический блок(Кутля). Блок заявил, что он открыт для диалога с исламистами. Истикляль и ССНСвыставили единый список из 107 кандидатов. Демократический блок поставил себецелью получить большинство мест в парламенте, с тем чтобы сформировать левоеправительство. Одним из популярных лозунгов блока стал призыв к Советубезопасности ООН снять экономическое эмбарго с Ирака.
Поддержка исламистов обеспечила успехКутле в первом туре парламентских выборов (прямое голосование). Во втором турепри голосовании выборщиков победу одержал блок Национальное согласие (Вифак) изтрех правоцентристских партий – КС, НД и НДП (154 депутатских места, Кутля – только115).Непрямые выборы в парламент (по мнению оппозиции сфальсифицированные)определили парламентское большинство, от которого зависел состав правительства.Всего в выборах участвовало 11 партий. Таким образом королю удалось создатьсбалансированный парламент. Председатель правительства А. Филалиустраивает и правых, и левых. Правительство было сформировано из «технократов» ипредставителей КС.
Однако в Демократическом блоке сразу жевозникли разногласия по поводу участия в правительстве. Если ППС выразилажелание принять участие в правительстве, то три другие партии решили остаться воппозиции. При этом серьезные разногласия потрясают ССНС. Истикляль заявила,что готова участвовать в коалиционном правительстве при условии, что оновозьмет за основу предлагаемую ею программу мероприятий по оздоровлениюэкономики и демократизации общества.
13 сентября 1996 г. в стране прошелреферендум по поправкам к конституции, ставшей, по определению журнала «ЖенАфрик», «успешной политической операцией марокканского монарха». Референдумстал надеждой марокканцев на диалог в целях достижения сменяемостиисполнительной власти. В соответствии с поправкой к конституции 1972 г.,вслед за референдумом, в 1997 г. должны состояться выборы в двухпалатныйпарламент. Ныне действующий однопалатный парламент вызывал недовольствооппозиции, считавшей, что тем самым законодательная власть была сильноограничена, действующая система выборов давала возможность для манипуляций, атакже возможность пройти в депутаты людям с сомнительной репутацией.
У оппозиции появилась реальнаявозможность оказать влияние на экономическое развитие страны. Намечаетсявозникновение двухпартийной системы западного образца. Однако эта тенденциянесопоставима с уровнем политизации масс.
Все это говорит о том, что в Марокковозникла своеобразная политическая система с широким спектром политическихпартий, получившая название «хасановской демократии». Объективной реальностью,как и для всего Востока, стала органическая связь модернизации и «вестернизации».Западный принцип плюрализма сочетается с восточным принципом структурированияих как кланов.
Формирование многопартийной системыпроходит продолжительный этап политической раздробленности, когда возникаетмножество партий, не имеющих устойчивой социальной поддержки и укорененногомассового влияния. Постоянное дробление оппозиционных сил позволило Хасану IIзаявить, что «в стране 15 миллионов оппозиционеров, но нет оппозиции» [8, с. 145].Однако под руководством партии Истикляль идет процесс формирования действеннойполитической оппозиции, которая сможет найти мирные и верные решения насущныхвопросов. Наметился процесс постепенного превращения бунтарских организаций впартии парламентского типа, в задачу которых входит борьба за право исполнениявласти.
Некоторое расширение демократии сталореакцией и на исламизм. Усиливается апелляция к религии как важному средствумобилизации масс. Исламизм постепенно вытесняет социалистические мировоззренияв умах людей. Исламские силы все настойчивее добиваются официального признаниясвоих партий, стремясь влиять на формирование политического курса страны.
Однако монархии пока удается сохранитьбаланс политических сил при очень заметной тяге к монополизации политическойжизни. Вместе с тем проводится курс на демократизацию конституции путемпостоянных референдумов. Следствием прочности устоев монархии стал относительновысокий уровень стабильности внутренней жизни.
Списокисточников и литературы
мароккогражданский общество исламский
1) Ментешашвили З.А. Берберы в общественно-политическойжизни Марокко (50–70-е годы XX века). М., 1985.
2) Diouri M. Realitesmarocaines. Lausanne, 1987.
3) Рабочий класс и современный мир. М., 1988, №3.