Реферат по предмету "Политология"


Развитие экономического и военно-политического сотрудничества РФ со странами Средней и Центральной Азии

Реферат:Развитие экономического и военно-политического сотрудничества РФ со странамиСредней и Центральной Азии

Иран в силу своегогеополитического положения, экономического и военного потенциала являетсяважным внешнеполитическим союзником России на южном направлении. Иран не имеетсухопутной границы с Россией, но он граничит с Арменией, Азербайджаном,Туркменией и находится вблизи Северного Кавказа. Тегеран в состоянии оказыватьзаметное влияние на события, происходящие в регионе. Политика Ирана в СреднейАзии и на Кавказе определялась прежде всего геополитическими интересамииранского государства. Идеологические установки, в частности распространениеислама, имели второстепенное значение. В период существования СССР Иран активноподдерживал исламские движения и мусульманские народы региона, поскольку возможныенегативные последствия такой политики для ИРИ были в то время не так очевидны.После распада СССР Иран постепенно осознал опасность распространения зонымежэтнических и конфессиональных конфликтов на его северные районы и далее вглубь страны. Поэтому Иран весьма сдержано отнесся к образованию новыхмусульманских государств региона. В развитии этих государств он усматривалскрытую угрозу для возбуждения этноконфессионального фактора в самой ИРИ ивидел в лице мусульманских стран СНГ возможных будущих соперников за влияние врегионе. В конце 1991 г. «Техран Таймс» писала, что особуюозабоченность Ирана вызывает отсутствие стабильности в новых независимыхгосударствах. Это может привести в свою очередь к осложнению обстановки награнице ИРИ с этими странами (общей протяженностью 2 тыс. км.)1. Иран также опасался возможныхнегативных для него последствий иностранного влияния в этих странах, особенно вАзербайджане и Туркмении, прежде всего с точки зрения возрождениянационалистических настроений проживающих в Иране азербайджанцев и туркмен.Когда геополитические интересы ИРИ приходили в столкновение с вопросами «исламскойсолидарности» в Средней Азии, Иран всегда отдавал приоритетгеополитическим целям. Более того, Иран пропагандировал ислам таким образом, чтобыне испортить отношений с государствами Средней Азии и в тех странах, которые неимели общей границы с ИРИ, и поэтому риск дестабилизации обстановки внутрисамого Ирана был минимальным (Узбекистан, Таджикистан и др.).
Одно время Тегераноказывал помощь исламским структурам в Средней Азии и на Кавказе с цельюповлиять на политику ряда государств региона (имеются в виду Россия, Турция). Вэтом случае исламская пропаганда в большей степени служила продвижениюгосударственных интересов ИРИ на внешней арене, чем на идеологическом фронте.Показательным в этом отношении являются взаимоотношения ИРИ с Азербайджаном,где Иран время от времени поддерживал оппозиционные режиму исламистскиегруппировки, чтобы оказать нужное ему влияние на Баку по различным политическимвопросам. Косвенным отражением такой позиции ИРИ может служить отношение Иранак конфликту в Нагорном Карабахе. Хотя Иран и не хотел эскалации конфликта, ноон был заинтересован в его продолжении в режиме слабой интенсивности. Иранвидел в Азербайджане соперника и опасался, что он сможет реализовать свои планыв отношении добычи нефти и экономического развития с помощью Запада. В случаеуспешного развития Азербайджан мог бы стать моделью для иранских азербайджанцеви оживить среди них националистические и сепаратистские настроения. Одной изприоритетных задач политики ИРИ в Средней Азии и на Кавказе было предотвращениевозможных негативных воздействий на собственные этнические меньшинства.Действительно, 50% населения ИРИ не являются этническими персами. Такаяситуация нередко приводила к противоречивости внешнеполитических установокИрана. Так, оказывая помощь Армении в конфликте НКО, Иран стремился к тому,чтобы Азербайджан не стал дестабилизирующим фактором для населения иранскогоАзербайджана. Вообще развитие тесных связей ИРИ с Арменией еще разпродемонстрировало деидеологизированность внешней политики ИРИ. Несмотря назаявления о нейтралитете в конфликте НКО, Иран тесно сотрудничал с Арменией.Такая политика ИРИ в отношении Армении подвергалась резкой критике вконсервативных клерикальных кругах. Даже внутри МИД ИРИ существовали различныемнения по этому вопросу.
Важным фактором,способствующим заинтересованности ИРИ в укреплении отношений с Россией втечение всех 90-х годов, являлся их общий интерес в предотвращении экспансииСША и Турции и роста влияния этих стран в Центральной Азии. Иран рассматривалроссийское присутствие в Средней Азии как своеобразную преграду США в регионе.Высокопоставленный сотрудник МИД ИРИ Реза Бахтиари, отвечающий за политику вЦентральной Азии и на Кавказе, заявил в 1995 г.: «Мы считаем российскоеприсутствие в Средней Азии и на Кавказе необходимым»2. В то жевремя Иран считал предпочтительным, чтобы на общих со среднеазиатскимигосударствами границах стояли не только российские войска, а и подразделениянациональных вооруженных сил этих государств3. Процесс формированияроссийско-иранских подходов к проблеме Центральной Азии прошел ряд этапов.
Даже во время острыхразногласий между двумя странами по ряду региональных проблем (Таджикистан,НКО) Россия и Иран стремились, чтобы эти разногласия не сказались отрицательнона дружественных отношениях, и признавали приоритетность двустороннегосотрудничества по вопросам безопасности в регионе. К середине 90-х годовситуация в Средней Азии и на Кавказе обострилась, что вынудило Иран и Россиюпринимать совместные меры по предотвращению эскалации региональных конфликтов.Таджикистан является хорошей иллюстрацией взаимоотношений двух стран. В начале90-х годов ИРИ и Россия поддерживали различные соперничавшие группировки.Тегеран оказывал поддержку исламским элементам, сражавшимся против российскихвойск на границе между Таджикистаном и Афганистаном. Россия придавала большоезначение укреплению своих вооруженных сил на границах бывшего СССР ирассматривала безопасность таджико-афганской границы как важный элементсобственной национальной безопасности. Но, несмотря на поддержку соперничавшихтаджикских группировок, Иран и Россия признавали важность сотрудничества в делепрекращения региональных конфликтов в этом районе.
Россия надеяласьиспользовать влияние Тегерана на оппозицию в Таджикистане с тем, чтобы убедитьее начать переговоры с таджикским правительством. В конце 1993 г. Иран и Россияпризнали более выгодным установить совместный контроль над переговорнымпроцессом в Таджикистане. Они считали, что необходимо вместе осуществитьмониторинг за процессами в регионе с тем, чтобы уменьшить степень влияниязападных стран, международных организаций и Пакистана. В начале 1994 г. Иранпрекратил оказывать поддержку таджикской оппозиции. Выйдя на уровеньсовместного контроля за развитием конфликта в Таджикистане, вместо поддержкивраждующих сторон Иран и Россия еще больше укрепили свои двусторонниеотношения.
Разрешение таджикскогоконфликта позволило России и Ирану использовать Таджикистан для своихсовместных военных операций в Афганистане. Иранские самолеты, доставлявшиепомощь антиталибской коалиции, приземлялись на территории Таджикистана, и далеевертолетами эти грузы доставлялись в Афганистан. В то же время российские ПВОконтролировали и защищали воздушное пространство вокруг Таджикистана и являлисьглавной военной силой в этом регионе. В отличие от других районов ЦентральнойАзии в Афганистане Иран и Россия поддерживали идею участия ООН. Возможно, тотфакт, что США поддерживали те же силы в Афганистане, что Россия и Иран, Москваи Тегеран не так остро реагировали на «постороннее» вмешательство вАфганистан, который они считали «зоной совместной ответственности».
Другим примеромроссийско-иранского партнерства являлась Чечня. Для России было чрезвычайноважным, чтобы Иран воздержался от кампании критики Москвы за политику вчеченском вопросе и отказался от поддержки чеченских боевиков. В противномслучае Россия могла бы столкнуться с единой исламской политикой против нее.Позиция ИРИ в отношении первой и второй чеченской кампаний 90-х годовпродемонстрировала деидеологизированность иранской политики в отношении Кавказаи значение, которое Иран придавал отношениям с Россией. Тегеран сыграл важнуюроль в предотвращении мусульманской критики в отношении России. Официальнаяиранская позиция придерживалась принципа того, что чеченский конфликт – этовнутреннее российское дело. По результатам встречи президента В.В.Путина иминистра иностранных дел ИРИ К.Харрази в ноябре 1999 г. по обсуждениючеченского конфликта иранское радио «Голос ИРИ» заявило, что Тегеранпридает большое значение сохранению стабильности и безопасности, а такжетерриториальной целостности России. В то же время иранские клерикалы выступилис рядом статей, где резко критиковали политику России по чеченскому вопросу.Критика Ирана в отношении России в целом носила формальный характер и незатрагивала существа двустороннего сотрудничества. Так, в сентябре 1999 г. вразгар чеченских событий Россия подписала с ИРИ контракт на поставку турбин дляреактора в Бушире стоимостью 38 млн. долл. И это не помешало К.Харразиохарактеризовать российско-иранские отношения как «стратегические» ипризвать к расширению этих связей. В целом мягкая позиция Ирана по Чечнеобъяснялась также еще и тем, что чеченские боевики предпринимали попыткуполучить поддержку и признание талибов, движение которых Иран рассматривал какчрезвычайно опасное для своей безопасности. К тому же Тегеран предполагал, чточеченские боевики имеют прочные связи с Западом. В ряде иранских газетчеченский конфликт рассматривался с точки зрения попыток США ослабить Россию.Когда же в разгар боевых действий в Чечне чеченское «правительство»обратилось к США и Израилю с просьбой о поддержке, то это стало явнымдоказательством наличия связей между политикой США и чеченским конфликтом.Отсюда понятно появление в иранской газете статьи, в которой подчеркивалось,что тот, кто призывает Иран поддерживать чеченских сепаратистов, должен хорошенькоподумать о последствиях для ИРИ распада РФ, нестабильности на Кавказе иамерикано-израильского проникновения в регион.
Тесные контакты имеетИран со странами Каспийского региона. Иран заинтересован в обеспечениибезопасности своих северных границ. Интересы России и Ирана в Каспийскомрегионе во многом совпадают. Особое развитие российско-иранские связи покаспийской проблеме получили в 1994 г., когда США стали проводить болееактивную политику на Каспии и все больше вовлекаться в нефтяные дела региона. ИРИи РФ стремились предотвратить рост американского и турецкого присутствия ивлияния в Каспийском регионе и воспрепятствовать планам США поставить подконтроль эксплуатацию и добычу энергоресурсов Каспия.
Иран и Россия выступилипротив ряда планов транспортировки каспийской нефти по нефтепроводам,проходившим не по их территории. Такая позиция объяснялась не просто желаниемполучить выгоду от прокачки нефти через их территорию, а стремлением установитьконтроль за потоками каспийских энергоресурсов. Обе страны – важные экспортерыэнергоресурсов, и развитие их экономики во многом зависит от доходов от нефти.В Каспийском регионе Россию и Иран объединял ряд общих интересов. Значительнаячасть разведанных запасов нефти и газа находилась в секторах Азербайджана,Казахстана и Туркмении. Поэтому Россия и Иран весьма сдержанно относились кразличным проектам экономического развития каспийских энергоресурсов. Они былизаинтересованы в том, чтобы воспрепятствовать США в осуществлении проектовнефтепроводов прикаспийских государств, что способствовало их большейполитической и экономической независимости. Несмотря на то, что в отношенияхРоссии и Ирана по вопросу о разделе Каспия нередко возникали разногласия,вплоть до конца 90-х годов они выступали за общий контроль над Каспием и егоприродными ресурсами на основании советско-иранских договоров 1921 и 1940 гг.Иран продолжал настаивать на позиции совместного контроля над Каспием, выступаяза раздел морского шельфа на равные части между пограничными государствами. Официальнаяпозиция России по вопросу о Каспии неоднократно менялась после распада СССР. Всвою очередь Иран также проявлял гибкость в отношении проблем раздела Каспия,когда речь касалась его участия в крупных экономических проектах. Например,когда в ноябре 1994 г. Азербайджан выразил готовность допустить участие Ирана(5%) в международном консорциуме по развитию Каспия, Иран заявил о возможностипересмотра своих позиций по разделу Каспия.
После избранияпрезидентом РФ В.В.Путина Россия выступила с целым рядом инициатив,направленных на повышение своего влияния на Каспии. Вновь назначенныйпредставитель президента по проблемам Каспия В. Калюжный выступил с новымипредложениями, нацеленными на расширение влияния и участия России в каспийскихэкономических проектах. Он выразил готовность обсуждать предложения опересмотре Россией своей прежней позиции о совместном с Ираном контроле надКаспием. Россия заключила ряд двусторонних соглашений с некоторымиприкаспийскими государствами, против чего выступает ИРИ. Особые разногласия покаспийской проблеме существуют между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном.Они в основном касаются вопросов определения национальных секторов ипринадлежности тех или иных месторождений. Неоднократно возникали инциденты наКаспии между Ираном и Азербайджаном. Разногласия между Баку и Тегераном связаныс тем, что страны никак не могут договориться, где провести разделительнуюлинию между их оффшорными секторами. Азербайджан хочет, чтобы линия проходила «посередине»моря, и тогда Ирану достанется около 14%. Иран же требует, чтобы все пять странрегиона получили по 20%. Хотя Россия и Иран в течение 90-х годов и сотрудничалипо проблеме Каспия, объединенные общей целью – предотвратить расширение влиянияСША в регионе, они также являлись потенциальными соперниками в вопросах участияв крупных нефтяных проектах. Вызвать российско-иранские разногласия мог целыйряд проблем, например, ценовая политика. В случае взаимопонимания между США иИраном последний мог служить транзитным путем для каспийской нефти и газа, чтозначительно задевало российские интересы.
Обе стороны активносоперничали по проблемам поставок газа в Турцию и другим проектам. Иранчрезвычайно болезненно относится к вопросам, касающимся Каспийского моря. Позаявлению секретаря Высшего национального совета безопасности ИРИ Х.Роухани,Иран «считает Южный Кавказ зоной своей национальной безопасности и неможет быть безразличным к происходящим в этом важном регионе изменениям».На Ашхабадской встрече глав пяти прикаспийских государств, состоявшейся вапреле 2002 г., президент ИРИ М.Хатами призвал закрыть регион для всех другихстран, подчеркнув, что Каспийское море принадлежит пяти прибрежным государствами никому не следует вмешиваться в его дела. Министр иностранных дел ИРИК.Харрази, выступая в иранском меджлисе в начале января 2003 года, отметил, чтодо распада Советского Союза Иран фактически не присутствовал на Каспии, заисключением ряда небольших проектов, но в настоящее время Иран стремитсяактивизировать свое присутствие на море. Иранское правительство считаетнеприемлемыми односторонние соглашения, связанные с эксплуатацией морскихресурсов до определения правового статуса Каспия и возражает против разделаморя по так называемой «серединной линии», поскольку это не будетгарантировать справедливое для Ирана распределение богатств Каспийского моря. Вначале 2003 года в Тегеране состоялась 10-я научно-практическая конференция «Перспективыи безопасность Центральной Азии и Кавказа». На конференцииспецпредставитель Ирана по Каспию Мехди Сафари напомнил предложение Иранаприкаспийским государствам, в соответствии с которым 20% территории Каспийскогоморя должны принадлежать его стране. Он подтвердил, что правительство Иранасчитает соглашения от 1921 и 1940 гг. с бывшим Советским Союзом основой длялюбого урегулирования по правовому статусу Каспия. Такая позиция, занятаяИраном по Каспийскому морю, задерживает урегулирование каспийской проблемы ислужит одной из причин, почему до сих пор прикаспийские государства не смоглинайти общую основу по этому вопросу.
В последнее время вотношениях Ирана с Россией и с другими государствами СНГ появились новыетенденции. После 11 сентября 2001 г. сложилась иная ситуация, особенно вЦентральноазиатском районе, так как основное острие борьбы США с терроризмомбыло направлено на этот регион. В настоящее время существенно расширились рамкиконфликтного потенциала региона, который прежде сводился главным образом кпроблеме ближневосточного конфликта. Это заставило многие страны регионапересмотреть свои внешнеполитические концепции. Угроза международноготерроризма стала реальной для всех государств. Прежние элементы, которыеслужили главным фактором взаимоотношений России и Ирана в Средней Азии иЗакавказье, начали меняться. Особенно это стало заметно после появленияамериканских военных контингентов в ряде стран СНГ и позиции, занятой по этомувопросу Россией. Насторожило Иран сближение России с США и развитие ееотношений с НАТО. Одна из главных составляющих российско-иранского альянса –стремление не допустить США в страны региона – потеряла свою остроту. ПолитикаРоссии в Центральной Азии претерпела значительную трансформацию.
Российские устремления врегионе стали менее амбициозными, а политика России приобрела болеецентрализованный характер. Россия строит свои отношения с государствами СНГ безоглядки на третьи страны и, в частности, на Иран. Это стало возможным и потому,что изменилась политика и стран СНГ. На смену националистическому угару пришлаболее прагматичная и трезвая политика. За последние 10 лет в республикахЦентральной Азии спала волна национализма и борьбы за суверенитет, что мешалоразвитию отношений с Россией. В политике этих государств появилось большепрагматизма. Об этом свидетельствуют изменения позиции России по Каспийскомуморю, заключение договора о коллективной обороне стран СНГ и другие шаги РФ.Кроме того, некоторые положительные сдвиги в чеченском вопросе ослабилизаинтересованность России в политической поддержке ИРИ. Иран почувствовал этуперемену и стал выстраивать свои отношения со странами Средней Азии и Кавказа,исходя только из своих интересов. Основные цели и направления политики Ирана вотношении стран СНГ остаются прежними: Иран возражает против иностранногоприсутствия в Центральной Азии. Особую обеспокоенность Тегерана вызывают планыСША обеспечить длительное присутствие своих войск в Афганистане и пограничных сИРИ районах. В Центральной Азии США действуют по трем основным направлениям:политическом – антитеррористическая война, экономическом – контроль над углеводороднымиресурсами Каспия, стратегическом – выйти в тыл Китаю. Ситуация в ЦентральнойАзии, которая долгое время находилась под влиянием России, резко изменилась всвязи с появлением Америки со всеми ее военными и гуманитарными средствами,военными базами, политическими и финансовыми возможностями. Заинтересованностьамериканских нефтяных компаний в запасах жидких углеводородов Каспиясвидетельствует, что США пришли в Центральную Азию надолго. Поддерживаяразличные проекты сооружения нефтепроводов из Каспийского региона, СШАстремятся ослабить свою нефтяную зависимость от Саудовской Аравии и ОАЭ. Обэтом свидетельствует и реконструкция аэродромов в Узбекистане и Киргизии. Нареконструкцию аэровокзала Бишкек – Манас американцы планируют израсходовать 250тыс. долл., т.е. сумму, равную 1\5 ВВП Киргизии. Однако политика США вЦентральноазиатском регионе вызывает разнообразное сопротивление со стороныместной власти, наркоторговцев, исламских традиционалистов и ряда региональныхдержав, в частности Ирана.
Значительные трудностивстречают США в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, где на их пути встаютконсерватизм администрации, наркомафия, взяточничество, исламские традиции.Только Казахстан и Киргизия, которые менее привержены исламу, чем другиесреднеазиатские государства, могут послужить базой американского и европейскоговлияния. Эффективность будущих американских действий во многом зависит от того,какую США выделят экономическую помощь этому региону. И это должно быть нетолько вооружение, а продукты питания, медикаменты, посевные материалы,строительство инфраструктуры и обеспечение безопасности, в чем так нуждаютсягосударства Центральной Азии. Все это заставляет Иран активизировать своюполитику в регионе, складывающуюся в результате политики США, а не сидеть вожидании дальнейшего развития событий. Поэтому Иран, исходя из собственныхинтересов, предпринял активную внешнеполитическую деятельность.
В течение 2001–2002 гг.Иран попытался поднять статус своих отношений со странами СНГ. Центральная Азияпревратилась в одно из главных направлений его внешней политики. За короткоевремя иранские руководители посетили Азербайджан, Армению, Туркменистан,Таджикистан, Узбекистан. В пользу развития сотрудничества Ирана и государствЦентральной Азии говорит их культурное и историческое прошлое. Общностькультуры, истории, литературы и религии иранских народов и народовЦентральноазиатского региона является важным фундаментом для развития ихвзаимоотношений. Особенно это актуально в настоящее время, когда культурно-политическаядоктрина Ирана в регионе несколько отступает от чисто исламских постулатов иориентируется на пропаганду иранского культурного наследия. Политическиедеятели ИРИ во время своих многочисленных визитов в страны региона неоднократноподчеркивали их общекультурные и исторические традиции, что, по их мнению,могло бы стать важным моментом распространения иранского влияния в этом районе.
Так, К.Харрази во времявизита в Узбекистан в 2000 г. заявил, что ИРИ приветствует возрождение славнойистории и культурных традиций среднеазиатских государств и рассматривает этотпроцесс как основу укрепления в них независимости и свободы. Но первостепенноезначение Иран уделяет прежде всего своим экономическим отношениям со странамирегиона как более прагматичным и перспективным. В развитии своегоэкономического потенциала страны Центральной Азии особенно заинтересованы, и вэтом Иран может оказать им определенную помощь. В последние годы послепоявления США в Афганистане и некоторых среднеазиатских странах Иран пытаетсяактивизировать и политические моменты в своих отношениях с государствамирегиона, которые его особенно волнуют. Страны Центральной Азии, тесно связанныес Россией, избегали политического контекста в своих отношениях с Ираном. Внастоящее время положение изменилось. У Ирана и стран Центральной Азиипоявились общие политические интересы: Афганистан, каспийская проблема,политика США в регионе, борьба с наркобизнесом и другие.
Большое внимание уделяетИран своим отношениям с Таджикистаном, с которым у него много общих культурных,исторических, языковых традиций. По оценке ИРИ, Таджикистан играет важную рольв укреплении стабильности в регионе. Во время своего визита в Таджикистан вапреле 2002 г. президент ИРИ М.Хатами дал ясно понять, что Иран возражает противиностранного (американского – Л.К.) присутствия в Центральной Азии. Всепроблемы и конфликты региона должны решать сами государства региона безвмешательства «третьей» силы. Особую обеспокоенность Тегеранавызывают планы США обеспечить длительное присутствие своих войск в Афганистанев пограничных с ИРИ районах.
Значительноактивизируются отношения ИРИ с Туркменистаном. Развивается экономическоесотрудничество между двумя государствами. Особенно в создании совместныхпредприятий по нефтегазодобыче и переработке, в области техническогосодействия, транспортировки и поставок нефтепродуктов, а также закупок иреэкспорта туркменского газа через южные иранские порты. По заявлениюзаместителя министра иностранных дел ИРИ М.Сармади, между ИРИ и Туркменистаном заключенысоглашения о торговле нефтепродуктами, достигнут прогресс в деле развитиятранспортных услуг между двумя странами.
В ирано-узбекскихотношениях наряду с экономическими вопросами общей проблемой являетсяобеспечение безопасности на афганской границе. До американского вторжения вАфганистан Иран и Узбекистан выступали за мирное разрешение афганского кризисапутем переговоров конфликтующих групп. В настоящее время они выступают заорганизацию международного контроля за положением в Афганистане.
Во время визита К.Харразив Узбекистан в сентябре 2001 г. обсуждались планы создания совместнойтранспортной компании в целях активизации двусторонних торговых связей, а такжесоздание ряда совместных предприятий в сфере обеспечения новых услуг итехнологий, сотрудничество в финансово-банковской сфере. Узбекская сторонаобратилась к Ирану с просьбой о выполнении проектов по водоснабжению истроительству водоочистных установок на общую сумму 10 млн. долл.
Иран развивает своиотношения и со странами Закавказья. Заинтересованность Ирана в развитииотношений с Арменией была подтверждена меморандумом, подписанным в декабре 2002г. в Тегеране по окончании работы четвертой межправительственнойирано-армянской комиссии по экономическому сотрудничеству. На основании меморандумабыл подписан ряд документов: о развитии товарооборота между двумя странами, остроительстве газопровода между Ираном и Арменией, об импорте иранского газа вобмен на поставку электроэнергии из Армении, о строительствегидроэнергетического комплекса на реке Аракс, о сотрудничестве в областисельского хозяйства. Иран выразил готовность способствовать продвижению мирногопроцесса в Карабахе.
Развиваются отношения ИРИс Азербайджаном. Во время пребывания в Тегеране министра экономики АзербайджанаФ.Алиева в 2001 г. К.Харрази выступил за ускорение развития двустороннихэкономических связей и выразил желание Ирана принять участие в азербайджанскихэкономических проектах.
Иран не ограничиваетсяразвитием отношений со странами Закавказья и Средней Азии, он пытаетсяактивизировать свои связи и с другими республиками бывшего Советского Союза –Украиной и Белоруссией. При этом обращает на себя внимание широта имасштабность планов, заявленных в ходе взаимных визитов в 2001–2002 гг. Это ипредоставление таможенных льгот и преимуществ иранским товарам в этихгосударствах, заключение соглашений об отмене режима двойного налогообложения,поощрение создания совместных предприятий в сфере промышленного производства,горнодобыче, нефтехимии, развитие сотрудничества в наземном транспорте,организация торговых палат и т.п. Все это свидетельствует о том, что Иран нафоне некоторого ослабления российского влияния на развитие обстановки вЦентральноазиатском регионе и в странах СНГ пытается усилить свои позиции вэтом районе. Заключая экономические и политические соглашения со странамиЦентральной Азии, Иран стремится объединить эти государства региона, оставив засобой главенствующую роль. Это поможет занять Ирану более устойчивые позиции впротивостоянии политике США в Центральной Азии и в то же время в случаеирано-американского сближения заставит США считаться с интересами Ирана врегионе.
Таким образом, если в90-е годы Иран строил свои отношения со странами СНГ, учитывая в какой-то мереинтересы и позиции в них России, то в настоящее время он проводит политику,исходя только из собственных интересов. Указанные тенденции могут послужитьизменению уровня российско-иранских отношений и в перспективе сказаться наэкономическом и политическом положении региона, значительно усилив позициитретьих сторон. Это не в интересах ни России, ни Ирана. В последние годы(2000–2003) Россия также активизировала свою внешнюю политику вЦентральноазиатском регионе, что отвечает ее интересам и способствуетуглублению российско-иранских отношений. Как мы видели выше, политические иэкономические интересы России и Ирана в регионе во многом совпадают. ПоэтомуРоссии и Ирану необходимо проводить более целенаправленную внешнюю политику вЦентральной Азии, чтобы сохранить свои позиции, а в перспективе углубить ирасширить свои отношения со странами СНГ, что в экономических и политическихинтересах всего Ближнего и Среднего Востока.
геополитическийэкономический военный оппозиция

Список литературы
1. Джомхурие Ислами,14.10.1999; 25.10.1999; Кейхан Интернэшнл, 21.12.1999.
2. Хуторская В.В.Взаимоотношения Исламской Республики Иран и стран Центральной Азии // Ислам ивласть. – М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.