ПЛАН: 1. Введение. 2. Общие понятия об Аргументации. 3. Виды аргументов. 4. Правила и ошибки по отношению к аргументам. 3. Вывод. Аргументация идей, теорий, тезисов-это сложная логическая операция, имеющая целью убеждение оппонента. Аргументация как способ мыслительной и речевой деятельности, как логическое построение имеет свои неопровержимые законы. Аргументация -это операция обоснованная каких-либо суждений, практических
решений или оценок, в которой наряду с логическими приемами применяются также в нелогические методы и приемы убеждающего воздействия. Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: 1. Тезис. 2. Аргумент. 3. Демонстрация. Тезис - это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают. Аргументы , и доводы это исходные теоретические или фактические положения, с помощью
которых обосновывают тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется, обоснования тезиса? Демонстрация - это логическая связь между аргументами и тезисом. Существуют также несколько видов аргументации, это- дедуктивный способ- предполагает соблюдение ряда методологических и логических требований, таких как точное определение или описание в большей посылке,
выполняющей роль довода, исходного теоретического или эмпирического положения; точное и достоверное описание конкретного события, которое дано в меньшей посылке; соблюдение структурных правил этой формы вывода; индуктивный способ- применяется, как правило, в тех случаях, когда в качестве доводов используются фактические данные; и аргументация в форме аналогии- применяется в случае употребления единичных событий и явлений. Виды аргументов : В качестве аргументов могут выступать различные по своему содержанию суждения:
1. Теоретические обобщения не только служат целям объяснения известных или предсказание новых явлений, но выполняют также роль доводов а аргументации. 2. Роль аргументов выполняют утверждения о фактах. Фактами или фактическими данными называют единичные события или явления, для которых характерны определенное время, место и конкретные условия их возникновения и существования. 3. Аргументами могут быть аксиомы , т.е. очевидные и потому не доказываемые в данной
области положения. 4. Роль аргументов могут выполнять определения основных понятий конкретной области знаний. ПРАВИЛА И ОШИБКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АРГУМЕНТАМ. Логическая состоятельность и доказательное значение рассуждения во многом зависит от качества исходного фактического и теоретического материала - убеждающей силы аргументов. Процесс аргументации всегда предполагает предварительный анализ имеющегося фактического и теоретического
материала, статистических обобщений, свидетельств очевидцев, научных данных и т.п. Слабые и сомнительные аргументы отбрасываются, наиболее веские синтезируются в стройную и непротиворечивую систему доводов. Предварительная работа проводится при этом с учетом особой стратегии и тактики аргументации. Под тактикой имеется в виду поиск и отбор таких аргументов, которые окажутся наиболее убедительными для данной аудитории, учитывая возрастные, профессиональные, культурно-образовательные и другие ее особенности.
Выступления на одну и ту же тему перед составом суда, дипломатами, школьниками, работниками театра или молодыми учеными будут различаться не только стилем, глубиной содержания, психологическим подходом, но также типом и характером аргументации, в частности особым подбором наиболее действенных, т.е. близких, понятных и убедительных аргументов. Решение стратегической задачи аргументации определяются выполнением следующих требований, или правил, в отношении доводов.
1. Достоверность аргументов . 2. Автономное от тезиса обоснование . 3. Непротиворечивость . 4. Достаточность . 1 . Требование достоверности, т.е. истинности и доказанности аргументов определяется тем, что они выступают логическими основаниями, опираясь на которые выводят тезис. Сколь бы вероятным ни были доводы, из них может следовать лишь правдоподобный, но не достоверный тезис. Сложение вероятностей в посылках приводит лишь к увеличению степени вероятности заключения, но
не гарантирует получения достоверного результата. Доводы выполняют роль фундамента , на котором строится аргументация. Если в фундамент рассуждения нетребовательно кладут непроверенные или сомнительные факты, то тем самым ставится под угрозу весь ход аргументации. Опытному критику достаточно поставить под сомнения один или несколько доводов, как рушится вся система рассуждений и тезис выступающего выглядит как произвольный и декларативный.
Об убедительности такого рассуждения не может быть и речи. Нарушение указанного логического правила приводит к двум ошибкам. Одна из них - принятие за истину ложного аргумента - называется “ основное заблуждение ” (error fundamentalis). Причины такой ошибки - использование в качестве аргумента несуществующего факта, ссылка на событие, которое в действительности не имело места, указание на несуществующих очевидцев и т. п.
Такое заблуждение называется основным потому, что подрывает главнейший принцип доказательства - убедить в правильности такого тезиса, который покоится не на любом, а лишь на твердом фундаменте из истинных положений. Особо опасно “основное заблуждение” в судебно-следственной деятельности, где ложные показания заинтересованных лиц - свидетелей или обвиняемого неправильное проведенное опознание личности, вещей или трупа приводят в отдельных случаях к судебным ошибкам - наказанию невинного либо к оправданию действительного
преступника. Другая ошибка - “ предвосхищение основания ” (petitio principii). Она заключается в том, что в качестве аргументов используются недоказанные, как правило, произвольно взятые положения: ссылаются на слухи, на ходячие мнения или высказанные кем-то предположения и выдают их за аргументы, якобы обосновывающие основной тезис. В действительности же доброкачественность таких доводов лишь предвосхищается, но не устанавливается
с несомненностью . 2. Требования автономного обоснования аргументов означает поскольку доводы должны быть истинными, то, прежде чем обосновывать тезис, следует проверить сами аргументы. При этом для доводов изыскивают основания, не обращаясь к тезису. Иначе может случиться, что недоказанным тезисом обосновываются недоказанные аргументы. Эта ошибка называется “ круг в демонстрации ” (circulus in demonstrando).
3 . Требования непротиворечивости аргументов вытекает из логической идеи, согласно которой из противоречия формально следует все, что угодно - и тезис пропонента, и антитезис оппонента. Содержательно же из противоречивых оснований с необходимостью не вытекает ни одно положение. В судебно-следственной деятельности нарушение этого требования может выражаться в том, что при неквалифицированном подходе к обоснованию решения по гражданскому делу или обвинительного приговора по уголовному делу ссылаются
на противоречащие друг другу фактические обстоятельства: противоречивые показания свидетелей и обвиняемых, не совпадающие с фактами заключения экспертов и т.д. 4. Требования достаточности аргументов связано с логической мерой - в своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них по правилам логики в необходимости следовал доказываемый тезис. Правило достаточности аргументов проявляется по-разному, в зависимости от используемых в процессе обоснования
различных видов умозаключений. Так, недостаточность аргументации при обращении к аналогии проявляется в малом числе сходных для сравниваемых явлений признаков. Уподобление будет малообоснованным, если оно опирается на 2-3 изолированных сходства. Неубедительным будет и индуктивное обобщение, если исследованные случаи не отражают особенностей образца. Отклонения от требований достаточности аргументов неуместны ни в ту, ни в другую сторону.
Доказательство несостоятельно, когда отдельными фактами пытаются обосновать широкий тезис - обобщение в этом случае будет “ слишком или поспешным ”. Причина появления таких неубедительных обобщений объясняется, как правило, недостаточным анализом фактического материала с целью отбора из множества фактов лишь достоверно установленных, несомненных и наиболее убедительно подтверждающих тезис. Не всегда дает положительные результаты принцип “ чем больше аргументов, тем лучше ”.
Трудно признать убедительным рассуждение, когда, стремясь во что бы ни то ни стало доказать тезис, увеличивают число аргументов, полагая, что тем самым надежнее подтверждают его. Действуя таким образом, легко совершать логическую ошибку “ чрезмерного доказательства ”, когда незаметно для себя берут явно противоречащие друг другу доводы. Аргументация в таком случае будет всегда нелогичной или чрезмерной, по принципу “ кто много доказывает,
тот ничего не доказывает ”. При поспешном, не всегда продуманном анализе фактического материала встречается использование и такого аргумента, который не только не подтверждает, а наоборот, противоречит тезису выступающего. В этом случае говорят, что пропонент использовал “ самоубийственный довод ”. Наилучшим принципом убедительного рассуждения является правило: лучше меньше, да лучше, т.е. все относящиеся к обсуждаемому тезису факты и положения должны быть тщательно взвешены и отобраны, чтобы получить надежную
и убедительную систему аргументов . Достаточно аргументов следует расценивать не в смысле их количества, а с учетом их весомости . При этом отдельные, изолированные аргументы, как правило, обладают малым весом, ибо допускают различное истолкование . Иное дело, если используется ряд доводов, которые взаимосвязаны и подкрепляют друг друга. Вес такой системы аргументов будет выражаться не их суммой, а произведением составляющих . Не случайно говорят, что изолированный факт весит, как перышко, а несколько связанных
фактов давят с тяжестью жернова. Таким образом, мы показали важность правильной аргументации, которая основывается, прежде всего, не на количестве фактов, а на их убедительности, яркости, впечатляющей логике. Используемая литература: 1. “Логика” Ю.В.Ивлев Издательство Московского Университета 1992. 2. “Логика” В.И.Кирилов, А.А.Старченко Москва “Юрист” 1995. 3. “Практическая логика”
В.А.Светлов Санкт-Петербург 1995. 4. “Упражнения по логике” В.И.Кирилов Москва “Юрист” 1993.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Среднеанглийский период |
Реферат | Изучение особенностей сиблинговых взаимоотношений |
Реферат | Пенсионная реформа в России 2002 |
Реферат | Крит и Киренаика |
Реферат | Целеполагание как эффективный ресурс реализации алгоритма формирования и развития управленческой компетентности учителя информатики |
Реферат | История хентая |
Реферат | Организация украинских националистов бандеровское движение |
Реферат | Баскин, Эйно |
Реферат | Переход s в x |
Реферат | Битва на реке Бойн |
Реферат | Тарпан |
Реферат | Просниц, Иегуда Лейб |
Реферат | Чайконосая крачка |
Реферат | Чейни, Ричард |
Реферат | Великая паровозная гонка |