ВВЕДЕНИЕ
Физика (в переводе с греческого — наука о природе) — наука об общих свойствах и законах движения вещества и поля. (Малая советскаяэнциклопедия).
Уже в определении физики как науки заложено сочетание вней как теоретической, так и практической частей. Автор работы считает важным,чтобы в процессе обучения учащихся физике учитель смог как можно полнеепродемонстрировать своим ученикам взаимосвязь этих частей. Ведь когда учащиесяпочувствуют эту взаимосвязь, то они смогут многим процессам, происходящим вокругних в быту, в природе, дать верное теоретическое объяснение. Это, по мнениюавтора, может являться показателем достаточно полного владения материалом.
Какие формы обучения практического характера можно предложитьв дополнение к рассказу преподавателя? В первую очередь, конечно, этонаблюдение учениками за демонстрацией опытов, проводимых учителем в классе приобъяснении нового материала или при повторении пройденного, так же можнопредложить опыты, проводимые самими учащимися в классе во время уроков впроцессе фронтальной лабораторной работы под непосредственным наблюдениемучителя. Еще можно предложить: 1)опыты, проводимые самими учащимися в классе вовремя физического практикума; 2)опыты-демонстрации, проводимые учащимися приответах; 3)опыты, проводимые учащимися вне школы по домашним заданиям учителя;4)наблюдения кратковременных и длительных явлений природы, техники и быта,проводимые учащимися на дому по особым заданиям учителя. Эта классификациявзята из [2, с. 4] в сокращенном виде, были выбраны пункты, касающиеся заданийпрактического характера.
Что можно сказать о приведенных выше формах обучения? Припроведении демонстрационного опыта в классе сразу время, отводимое на опыт, ограничивается продолжительностью урока,а на самом деле еще меньше. При этом основную деятельность выполняют учитель и,в лучшем случае, один — два ученика. Остальные только наблюдают за проведениемопыта. Часто после урока, на котором проводилась демонстрация, к столу учителяподходит много детей, желающих покрутить ручку генератора, потрогать стакан сводой на ощупь, чтобы определить его температуру и так далее. Это всёпоказывает то, что многие дети сами хотят ставить опыты, им это интересно!Учителя всегда стараются (конечно, если это хорошие учителя) вести обучение таким образом, чтобы детям былоинтересно. А тут и искать ничего не надо — дети сами дают подсказку о том, чтоони не прочь поэкспериментировать сами, посмотреть те явления, о которыхрассказывал учитель в теории, на практике. Существуют, конечно, фронтальныелабораторные работы, в которых учащимся, как правило, разделенным набригады по несколько человек,предлагается самим провести некоторые опыты и сделать измерения с последующимрасчетом. Тут возникает сложность: не всегда в школьном кабинете физики естьдостаточное количество комплектов приборов и оборудования для проведения такихработ. Старое оборудование приходит в негодность, а, к сожалению, не все школымогут позволить себе закупку нового. Да и от ограничения по времени никуда неденешься. А если у одной из бригад что-то не получается, не работает какой-топрибор или чего-либо не хватает, тогда они начинают просить о помощи учителя,отвлекая других от выполнения лабораторной работы.
А что будет, если учитель предложит ученикам выполнитьопыт или провести наблюдение вне школы, то есть дома или на улице? Сразуследует сказать то, что времена, когда практически любой мог проверить самуюсовременную физическую теорию у себя дома ушли в прошлое лет так на двести. Сейчас на передовыеисследования нужны огромные средства, которые не всегда имеются даже унекоторых стран. Таким образом, опыты, задаваемые на дом, должны не требоватьприменения каких-либо приборов и существенных материальных затрат. Это должныбыть опыты с водой, воздухом, с предметами которые есть в каждом доме. Кто-томожет усомниться в научной ценности таких опытов, конечно, она там минимальна.Но разве плохо, если ребенок сам может проверить открытый за много лет до негозакон или явление? Для человечества пользы никакой, но какова она для ребенка!Опыт — задание творческое, делая что-либо самостоятельно, ученик, хочет онэтого или нет, а задумается: как проще провести опыт, где встречался он сподобным явлением на практике, где еще может быть полезно данное явление. Здесьнадо заметить то, чтобы дети научились отличать физические опыты от всяческихфокусов, не путать одно с другим.
Что необходимо ребенку, чтобы провести опыт дома? Впервую очередь, наверное, это достаточно подробное описание опыта, с указаниемнеобходимых предметов, где в доступной для ребенка форме сказано, что надоделать, на что обратить внимание. В школьных учебниках физики на домпредлагается либо решать задачи, либо отвечать на поставленные в концепараграфа вопросы. Там редко можно встретить описание опыта, которыйрекомендуется школьникам для самостоятельного проведения дома. Следовательно,если учитель предлагает ученикам проделать что-либо дома, то он обязан дать имподробный инструктаж.
В этой работе автор ставит себе цель разработать наборопытов, пригодных для проведения школьниками в домашних условиях. Длядостижения вышеуказанной цели перед автором стоят следующие задачи: 1)анализлитературы; 2)разработка методики применения домашних опытов и наблюдений пофизике в процессе обучения; 3)разработка набора опытов, которые могут бытьпредложены учителем своим ученикам для домашнего выполнения.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Впервые домашние опыты и наблюдения по физике сталипроводиться в 1934/35 учебном году Покровским С.Ф. в школе № 85Краснопресненского района города Москвы. Конечно, эта дата является условной,еще в древности учителя (философы) могли советовать своим ученикам понаблюдатьза природными явлениями, проверить какой-либо закон или гипотезу на практике вдомашних условиях. В своей книге “Опыты и наблюдения в домашних заданиях пофизике” [2] Покровский пишет о том, что самостоятельные работы учащихся привыполнении различных упражнений являются необходимым этапом усвоения учащимисязнаний, развития их мышления, творческих способностей, формирования и развитияумений и навыков. Проведение опытов и наблюдений в домашних условиях являетсяпрекрасным дополнением ко всем видам классных практических работ. Покровскийпишет о том, что учителя должны планировать свою работу так, чтобы прохождениекаждой темы, каждого узлового вопроса было обеспечено сочетанием работтеоретических и практических. Ни одна тема не должна быть пройдена чистотеоретически, как ни одна работа не должна быть проделана без освещения еенаучной теории. Умелое сочетание теории с практикой и практики с теорией дастнужный воспитательный и образовательный эффект и обеспечит выполнение требований,которые предъявляет нам педагогика. Основное орудие обучения физике (еепрактической части) в школе — демонстрационный и лабораторный эксперимент, скоторым учащийся должен иметь дело в классе при объяснениях учителя, налабораторных работах, в физическом практикуме, в физическом кружке и в домашнихусловиях.
Без эксперимента нет и не может быть рациональногообучения физике; одно словесное обучение физике неизбежно приводит к формализмуи механическому заучиванию. Первые мысли учителя должны быть направлены на то,чтобы учащийся видел опыт и проделывал его сам, видел прибор в рукахпреподавателя и держал его в своих собственных руках. Однако если учащиесябудут проделывать различные опыты и наблюдать за демонстрацией опытов,выполняемых учителем, но не будут слышать продуманных ярких рассказовпреподавателя, не будут решать задач, не будут читать учебника и знакомиться слитературой, то такую работу учителя еще нельзя назвать удовлетворительной.
Рассказ учителя о физических законах и явлениях — этофундамент, закладывающий основу образования учащегося, введение ко всей еготеоретической и практической учебе. Естественно поэтому рассказ учителя долженбыть доходчивым, простым, точным и выразительным, ярким и красочным.
Если рассказпреподавателя является введением в теоретическое и практическое обучениефизике, то основой практического обучения являются: демонстрация опытовучителем и фронтальные лабораторные работы. Для того, чтобы понять какое местосреди практических форм обучения занимают домашние опыты и экспериментырассмотрим вкратце эти вышеперечисленные формы обучения. Для этоговоспользуемся книгой [1] из списка литературы.
Демонстрационныйэксперимент является одной из составляющих учебного физического эксперимента ипредставляет собой воспроизведение физических явлений учителем надемонстрационном столе с помощью специальных приборов. Он относится киллюстративным эмпирическим методам обучения. Роль демонстрационногоэксперимента в обучении определяется той ролью, которую эксперимент играет вфизике-науке как источник знаний и критерий их истинности, и его возможностямидля организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Значение демонстрационного физического экспериментазаключается в том, что:
-учащиеся знакомятся с экспериментальным методом познанияв физике, с ролью эксперимента в физических исследованиях (в итоге у нихформируется научное мировоззрение);
-у учащихся формируются некоторые экспериментальныеумения: наблюдать явления, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент,анализировать результаты, устанавливать зависимости между величинами, делать выводы и т.п.
Демонстрационный эксперимент, являясь средствомнаглядности, способствует организации восприятия учащимися учебного материала,его пониманию и запоминанию; позволяет осуществить политехническое обучениеучащихся; способствует повышению интереса к изучению физике и созданиюмотивации учения. Но при проведении учителем демонстрационного экспериментаучащиеся только пассивно наблюдают за опытом, проводимым учителем, сами приэтом ничего не делают собственными руками. Следовательно, необходимо наличиесамостоятельного эксперимента учащихся по физике.
Значение ивиды самостоятельного эксперимента учащихся по физике. При обучении физике в средней школе экспериментальные умения формируютсяпри выполнении самостоятельных лабораторных работ.
Обучение физике нельзя представить только в видетеоретических занятий, даже если учащимся на занятиях показываютсядемонстрационные физические опыты. Ко всем видам чувственного восприятия надообязательно добавить на занятиях “работу руками”. Это достигается привыполнении учащимися лабораторного физического эксперимента, когда они самисобирают установки, проводят измерения физических величин, выполняют опыты.Лабораторные занятия вызывают у учащихся очень большой интерес, что вполнеестественно, так как при этом происходит познание учеником окружающего мира наоснове собственного опыта и собственных ощущений.
Значение лабораторных занятий по физике заключается втом, что у учащихся формируются представления о роли и месте эксперимента впознании. При выполнении опытов у учащихся формируются экспериментальныеумения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так ипрактические. К первой группе относятся умения: определять цель эксперимента,выдвигать гипотезы, подбирать приборы, планировать эксперимент, вычислятьпогрешности, анализировать результаты, оформлять отчет о проделанной работе. Ковторой группе относятся умения: собирать экспериментальную установку,наблюдать, измерять, экспериментировать.
Кроме того, значение лабораторного экспериментазаключается в том, что при его выполнении у учащихся вырабатываются такиеважные личностные качества, как аккуратность в работе приборами; соблюдениечистоты и порядка на рабочем месте, в записях, которые делаются во времяэксперимента, организованность, настойчивость в получении результата. У нихформируется определенная культура умственного и физического труда.
В практике обучения физике в школе сложились три видалабораторных занятий:
-фронтальные лабораторные работы по физике;
-физический практикум;
-домашние экспериментальные работы по физике.
Фронтальныелабораторные работы — это такой вид практическихработ, когда все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент,используя одинаковое оборудование. Фронтальные лабораторные работы выполняютсячаще всего группой учащихся, состоящей из двух человек, иногда имеетсявозможность организовать индивидуальную работу. Соответственно в кабинетедолжно быть 15-20 комплектов приборов для фронтальных лабораторных работ. Общееколичество таких приборов будет составлять около тысячи штук. Названияфронтальных лабораторных работ приводятся в учебных программах. Их достаточномного, они предусмотрены практически по каждой теме курса физики. Передпроведением работы учитель выявляет подготовленность учащихся к сознательномувыполнению работы, определяет вместе с ними ее цель, обсуждает ход выполненияработы, правила работы с приборами, методы вычисления погрешностей измерений.Фронтальные лабораторные работы не очень сложны по содержанию, тесно связаныхронологически с изучаемым материалом и рассчитаны, как правило, на один урок.Описания лабораторных работ можно найти в школьных учебниках по физике.
Физическийпрактикумпроводится с целью повторения,углубления, расширения и обобщения полученных знаний из разных тем курсафизики; развития и совершенствования у учащихся экспериментальных умений путемиспользования более сложного оборудования, более сложного эксперимента;формирования у них самостоятельности при решении задач, связанных сэкспериментом. Физический практикум не связан по времени с изучаемымматериалом, он проводится, как правило, в конце учебного года, иногда — в концепервого и второго полугодий и включает серию опытов по той или иной теме.Работы физического практикума учащиеся выполняют в группе из 2-4 человек наразличном оборудовании; на следующих занятиях происходит смена работ, чтоделается по специально составленному графику. Составляя график, учитывают числоучащихся в классе, число работ практикума, наличие оборудования. На каждуюработу физического практикума отводятся два учебных часа, что требует введенияв расписание сдвоенных уроков по физике. Это представляет затруднения. По этойпричине и из-за недостатка необходимого оборудования практикуют одночасовыеработы физического практикума. Следует отметить, что предпочтительными являютсядвухчасовые работы, поскольку работы практикума сложнее, чем фронтальныелабораторные работы, выполняются они на более сложном оборудовании, причем долясамостоятельного участия учеников значительно больше, чем в случае фронтальныхлабораторных работ. Физические практикумы предусмотрены в основном программами9-11 классов. В каждом классе на практикум отводится примерно 10 часов учебноговремени. К каждой работе учитель должен составить инструкцию, которая должнасодержать: название, цель, список приборов и оборудования, краткую теорию,описание неизвестных учащимся приборов, план выполнения работы. Послепроведения работы учащиеся должны сдать отчет, который должен содержать:название работы, цель работы, список приборов, схему или рисунок установки,план выполнения работы, таблицу результатов, формулы, по которым вычислялисьзначения величин, вычисления погрешностей измерений, выводы. При оценке работыучащихся в практикуме следует учитыватьих подготовку к работе, отчет о работе, уровень сформированности умений,понимание теоретического материала, используемых методов экспериментального исследования.
Домашниеэкспериментальные работы.Домашние лабораторные работы — простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, внешколы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом работы.
Главные задачи экспериментальных работ этого вида:
-формирование умения наблюдать физические явления вприроде и в быту;
-формирование умения выполнять измерения с помощьюизмерительных средств, использующихся в быту;
-формирование интереса к эксперименту и к изучениюфизики;
-формирование самостоятельности и активности.
Домашние лабораторные работы могут быть классифицированыв зависимости от используемого при их выполнении оборудования:
-работы, в которых используются предметы домашнегообихода и подручные материалы (мерный стакан, рулетка, бытовые весы и т.п.);
-работы, в которых используются самодельные приборы(рычажные весы, электроскоп и др.);
-работы,выполняемые на приборах, выпускаемых промышленностью.
Классификация взята из [1].
В своей книге [2] С.Ф. Покровский показал, что домашниеопыты и наблюдения по физике, проводимые самими учащимися: 1)дают возможностьнашей школе расширить область связи теории с практикой; 2)развивают у учащихсяинтерес к физике и технике; 3)будят творческую мысль и развивают способность кизобретательству; 4)приучают учащихся к самостоятельной исследовательскойработе; 5)вырабатывают у них ценные качества: наблюдательность, внимание,настойчивость и аккуратность; 6)дополняют классные лабораторные работы темматериалом, который никак не может быть выполнен в классе (ряд длительныхнаблюдений, наблюдение природных явлений и прочее), и 7)приучают учащихся ксознательному, целесообразному труду.
Домашние опыты и наблюдения по физике имеют своихарактерные особенности, являясь чрезвычайно полезным дополнением к классным ивообще школьным практическим работам.
Уже достаточно давно рекомендовано учащимся иметьдомашнюю лабораторию. в нее включались в первую очередь линейки, мензурка,воронка, весы, разновесы, динамометр, трибометр, магнит, часы с секунднойстрелкой, железные опилки, трубки, провода, батарейка, лампочка. Однако,несмотря на то, что в набор включены весьма простые приборы, это предложение неполучило распространения.
Для организации домашней экспериментальной работыучащихся можно использовать так называемую мини-лабораторию, предложеннуюучителем-методистом Е.С. Объедковым, в которую входят многие предметы домашнегообихода (бутылочки от пенициллина, резинки, пипетки, линейки и т.п.) чтодоступно практически каждому школьнику. Е.С. Объедков разработал весьма большоечисло интересных и полезных опытов с этим оборудованием.
Появилась также возможность использовать ЭВМ дляпроведения в домашних условиях модельного эксперимента. Понятно, чтосоответствующие задания могут быть предложены только тем учащимся, у которых дома есть компьютер ипрограмно-педагогические средства.
Чтобы ученики хотели учиться, необходимо чтобы процессобучения был интересен для них. Что же интересно ученикам? Для получения ответана этот вопрос обратимся к выдержкам из статьи И.В. Литовко, МОС(П)Ш №1 г.Свободного “Домашние экспериментальные задания как элемент творчестваучащихся”, опубликованной в интернете. Вот что пишет И.В. Литовко:
“Одна из важнейших задач школы — научить учащихсяучиться, укрепить их способность к саморазвитию в процессе образования, длячего необходимо сформировать у школьников соответствующие устойчивые желания,интересы, умения. Большую роль в этом играют экспериментальные задания пофизике, представляющие по своему содержанию кратковременные наблюдения,измерения и опыты, тесно связанные с темой урока. Чем больше наблюденийфизических явлений, опытов проделает учащийся, тем лучше он усвоит изучаемыйматериал.
Для изучения мотивации учащихся им были предложеныследующие вопросы и получены результаты:
Что вам нравится при изучении физике?
а)решение задач-19%;
б)демонстрацияопытов -21%;
в)чтение учебникадома -4%;
г)рассказ учителемнового материала -17%;
д)самостоятельноевыполнение опытов -36%;
е)ответ у доски-3%.
Какое домашнее задание вы предпочитаете выполнять?
а)чтение учебника-22%;
б)решение задач изучебника -20%;
в)наблюдениефизических явлений -40%;
г)составлениезадач -75;
д)изготовлениепростых устройств, моделей -8%;
е)решение трудныхзадач -3%.
На каком уроке вам интересно?
а)на контрольнойработе -3%;
б)на лабораторнойработе -60%;
в)на уроке решениязадач -8%;
г)на урокеизучения нового материала -29%;
д)не знаю -7%.
Анализ ответов показал, что четко фиксируется интересучащихся к эксперименту. И это неудивительно, так как особенностью физикиявляется ее экспериментальный характер. Поэтому наряду с обычными домашнимизаданиями — изучением текста учебника, выучиванием правил, законов, решениемзадач и упражнений — необходимо, чтобы учащиеся выполняли задания практическогохарактера: наблюдение явлений в природе, выполнение качественных опытов,измерений.
В учебниках “Физика-7”, “Физика-8” (авторы А.В.Перышкин,Н.А.Родина) учащимся после изучения отдельных тем предлагаютсяэкспериментальные задания для наблюдений, которые можно выполнить в домашнихусловиях, объяснить их результаты, составить краткий отчет о работе...
… Систематическое выполнение учащимися экспериментальныхлабораторных работ способствует более осознанному и конкретному восприятиюизучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике, развиваетлюбознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти заданияявляются эффективным средством повышения самостоятельности и инициативыучащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности”
Из статьи И.В.Литовко видно, что многим учащимся приизучении физики нравится наблюдать за опытами, а многие не прочь проделатькакие-либо опыта дома в качестве домашнего задания. Какие еще плюсы у домашнихэкспериментов по сравнению с опытами и лабораторными, проводимыми в классе? Какуже говорилось, это менее жесткое ограничение по времени. Так же дети домачувствуют себя более комфортно, чем на лабораторных занятиях в школе, гдемногие дети могут пребывать в стрессовом состоянии, что может отрицательновлиять на продуктивность выполнения работы. При выполнении задания домашкольники полностью самостоятельно выполняют задание, занимаются творческойдеятельностью, что благоприятно сказывается на их развитии. О том, что домашниеопыты полезно использовать учителю в процессе обучения школьников сказанодостаточно много. Теперь посмотрим, что же представляют собой эти опыты и как с ними можно работать учителю.
Требования,предъявляемые к домашним экспериментам. Прежде всего,это, конечно, безопасность. Так как опыт проводится учеником домасамостоятельно, без непосредственного контроля учителя, то в опыте не должнобыть никаких химических веществ и предметов, имеющих угрозу для здоровьяребенка и его домашнего окружения. Опыт не должен требовать от ученикакаких-либо существенных материальных затрат, при проведении опыта должныиспользоваться предметы и вещества, которые есть практически в каждом доме:посуда, банки, бутылки, вода, соль и так далее. Выполняемый дома школьниками экспериментдолжен быть простым по выполнению и оборудованию, но, в то же время, являтьсяценным в деле изучения и понимания физики в детском возрасте, быть интереснымпо содержанию. Так как учитель не имеет возможности непосредственноконтролировать выполняемый учащимися дома опыт, то результаты опыта должны бытьсоответствующим образом оформлены (примерно так, как это делается привыполнении фронтальных лабораторных работ). Результаты опыта, проведенногоучениками дома, следует обязательно обсудить и проанализировать на уроке.Работы учащихся не должны быть слепым подражанием установившимся шаблонам, онидолжны заключать в себе широчайшее проявление собственной инициативы,творчества, исканий нового. На основе вышесказанного кратко сформулируемпредъявляемые к домашним экспериментальным заданиям требования:
-безопасность при проведении;
-минимальные материальные затраты;
-простота по выполнению;
-иметь ценность в изучении и понимании физики;
-легкость последующего контроля учителем;
-наличие творческой окраски.
Таким требованиям должны соответствовать опыты,предлагаемые учителем школьникам для самостоятельного проведения в домашнихусловиях. Далее рассмотрим, как домашние опыты и наблюдения учитель можетприменять в процессе обучения школьников физике.
Методикаработы учителя с домашними экспериментальными заданиями.Так как одно из требований к домашнему опыту — простота по выполнению,следовательно, их применение целесообразно проводить на начальном этапеобучения физике, когда в детях еще не угасло природное любопытство. К тому жевряд ли удастся придумать эксперименты для домашнего проведения по таким темам,как, например: большая часть темы “Электродинамика” (кроме электростатики и простейших электрическихцепей), “Физика атома”, “Квантовая физика”.
Домашнийэксперимент можно задавать после прохождения темы в классе. Тогда ученикиувидят собственными глазами и убедятся в справедливости изученного теоретическизакона или явления. При этом полученные теоретически и проверенные на практикезнания достаточно прочно отложатся в их сознании.
А можно и наоборот, задать задание на дом, а послевыполнения провести объяснение явления. Таким образом, можно создать у учащихсяпроблемную ситуацию и перейти к проблемному обучению, которое непроизвольнорождает у учащихся познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечиваетпознавательную активность учащихся в ходе обучения, ведет к развитиютворческого мышления учеников. В таком случае, даже если школьники не смогутобъяснить увиденное дома на опыте явление сами, то они будут с интересомслушать рассказ преподавателя.
Летние работы и наблюдения. Практическиезадания по физике можно давать учащимся и на летний период, чтобы использоватьбогатейшую лабораторию — природу и разнообразные объекты техники, которых нетпод рукой во время обучения на уроках в школе. Учителю, дающему летнее задание,не следует гнушаться его простотой и несложностью. Задания, даваемые учащимсяна каникулы, должны быть краткими и простыми.
Если учащийся, живущий на даче, в деревне, подойдя заводой к деревенскому колодцу, обратит внимание (по заданию учителя) наустройство ворота или на устройство колодезного журавля да еще сравнит диаметрвала с диаметром колеса или “длины плеч” журавля, то выполнение уже этогопростенького задания принесет пользу. Этот учащийся при проработке или приповторении темы “Простые механизмы” будет воспринимать (или воспроизводить)материал гораздо сознательнее, чем тот учащийся, который никогда не видел илине обращал внимания на подобные механизмы.
Особенно разнообразные задания можно предложить темученикам, которые будут купаться и кататься на лодке. Не чувствуя обстановкиурока, эти учащиеся с особенным интересом вспомнят о заданиях учителя и сбольшой охотой будут наблюдать различные явления и проделывать несложные опыты.По-новому будут смотреть они на зеркальную поверхность пруда или озера, вкоторой отражаются противоположный берег и облака, видя в этих явленияхдействие законов отражения и преломления. А как просты и разнообразны опыты пообразованию и распространению волн от брошенного в воду камня! Сколько разучащийся может повторить эти опыты, находясь на мостках пруда. Еще можнопредложить ученикам понаблюдать за плаванием тел, за “потерей в весе” по законуАрхимеда, за понижением температуры собственного тела при выходе из воды наружупри ветре (теплота парообразования и интенсивность испарения). При плавании налодке следует обратить внимание учащихся на проявление инерции, когда быстроплывущая лодка с разгона врезается в берег и на проявление третьего законаНьютона при прыжках с лодки на берег или просто в воду. Или еще пример. Вотучащиеся пересекают речку на лодке. Кажется, маленький факт. Однако и здесьможно обратить их внимание на сложение движений и указать на правилопараллелограмма.
Задача учителя в организации летних работ и наблюденийсостоит главным образом в том, чтобы натолкнуть на мысль, направить, сделатьнамек. Все остальное добавит собственная зрения учащихся и их неиссякаемаялюбознательность.
Если учитель задал ученикам на дом провести экспериментили наблюдение, то совершенно не обязательно, что все учащиеся (как и при любомдомашнем задании) выполнят это задание. При любом домашнем задании естьученики, выполнившие домашнюю работу и не сделавшие ее по какой-либо причине.Однако, следует ожидать, что учеников, желающих провести дома самостоятельноопыт, будет больше чем желающих читатьучебник. Как карать за невыполненное домашнее задание и насколько сильнотребовать выполнения опыта зависит от конкретного учителя. Обсуждение механизмавыставления оценок не входит в тему данной работы, поэтому здесь мы не будемостанавливаться. Ясно то, что выполнение дома опыта должно поощряться учителем.Это может быть выставление хороших оценок, постановка выполнивших в примерневыполнившим, тут опять же все зависит от конкретного учителя, от егохарактера работы с каждым отдельным классом.
Проверкавыполнения работы.При выполнении работы будеточень хорошо, если ученики будут записывать свои наблюдения в виде письменногоотчета о проделанной работе (кратко: что делали, что увидели, сделать попыткудать объяснение увиденному). Это даст учителю возможность проверить выполнение,точнее оценить каждого ученика. При проверке заданного на дом опыта учительдолжен обязательно обсудить в классе со всеми учениками теоретические основынаблюдаемого явления. Сначала учителю следует выслушать учеников, как ониобъяснят увиденное. Далее следует отметить верные мысли учеников, дающихправильное (или почти правильное) объяснение. В заключении учителю следует вкратце напомнить ученикам проопыт и самому четко проговорить ученикам объяснение происходящего при опытеявления, отметить заблуждения учеников (если таковые будут присутствовать в ихответах), указать, где еще на практике можно столкнуться с проявлениямиподобного явления. После самостоятельного проведения опыта учениками иобсуждения увиденного с научной точки зрения при участии учителя, у учениковдолжна сложиться достаточно полная картина об изучаемом явлении. Этопредставление (а учитель должен приложить все усилия для того, чтобы оносформировалось правильно) останется у учеников в памяти надолго. Примерно так,по мнению автора, должна выглядеть проверка выполнения опыта, заданного на дом.Такая проверка отнимет от урока времени не больше, чем проверка любого другогодомашнего задания, и, в то же время, принесет немалую пользу для формирования уучащихся верных представлений об окружающем мире.
Задание опытаили наблюдения на дом. А как может выглядеть процессзадания на дом работ практического характера? Тут дело обстоит несколькопо-другому, чем при задании на дом чтения параграфа или решения задач изучебника или задачника. Не много в каких учебниках есть экспериментальныезадания, (автор встречал подобные задания в учебниках “Физика-7” и “Физика-8”авторы: А.В. Перышкин, Н.А. Родина) предлагаемые авторами детям длясамостоятельного проведения в домашних условиях. Если учитель хочет, чтобыученики дома самостоятельно провели опыт или наблюдение, то ему необходимо датьим описание, по которому можно выполнить задание. Конечно, расписывать всеподробно необязательно, т.к. в подобной работе должны присутствовать элементытворческой деятельности. Дети должны ясно представлять, что им необходимосделать, на что обратить внимание. Если описание опыта находиться в учебнике(как уже говорилось выше, такие описания находятся в учебниках “Физика-7” и“Физика-8”, авторы А.В.Перышкин и Н.А.Родина), то тут не возникает никакихпроблем. Просто надо указать ученикам на страницу учебника, где они могут найтивсю необходимую для проведения опыта информацию. А если подходящего опыта нет вучебнике? Тогда учитель может потратить часть времени урока на объяснение того,что детям надо сделать дома. Рассказ должен быть таким, чтобы у учениковвозникло большое желание самостоятельно проделать опыт. Для этого опыт недолжен быть трудным, всё необходимое для постановки опыта должно найтись домапочти у каждого ученика. При описании опыта обязательно надо указать на то, чтонеобходимо для проведения опыта. Какие предметы, вещества и т.д. (естественно,все это должно отвечать требованиям безопасности) необходимо иметь, где ихможно найти. Далее в описании опыта следует указать последовательностьдействий, т.е. что надо делать, на что обратить внимание в процессе выполнения.Тут надо помнить, что предполагается, что опыт ученики будут проводитьсамостоятельно, без участия кого-либо. Следовательно, описание должно бытьсделано на доступном для детей того возраста, для которого предназначен опыт,языке. Можно сразу дать теоретическое объяснение, а можно попросить учениковпопытаться самостоятельно объяснить увиденное явление. Как уже говорилось,будет хорошо, если учащиеся сделают отчет о проведенном эксперименте. Лучшеесли отчет будет в письменной форме. Задание отсутствующего в учебнике опытаучителем в устной форме может отнять много времени от урока. Идеальным, помнению автора диплома, будет такой вариант, когда детям раздадут инструкции сописанием опыта на дом. Для этого учителю надо распечатать инструкции сподробным описанием опыта в количестве, равному количеству учеников в классе.Такой комплект инструкций можно использовать многократно. Если после выполненияопыта одним классом комплект собрать, то его можно использовать для повторногоиспользования в другом классе. Требования к письменному описанию экспериментатакие же, как и к устному рассказу учителя о рекомендуемом для выполнения домаопыте. А так время от урока не тратится, то письменное описание может быть ещеболее подробным, чем устный рассказ. Тут у учителя могут возникнуть трудности,связанные с необходимостью изготовления большого числа инструкций. По мнениюавтора, тут, как говорится, цель оправдывает средства. Мало какой школьникустоит от проведения самостоятельного эксперимента, если у него перед глазами будетвсе подробно написано, то ему захочется выполнить его. Получить результат,сравнить свой результат с ре