--PAGE_BREAK-- Сами условия необходимо детально изучить, чтобы знать, в какую обстановку мы поставим ребенка и чего можно ожидать в данном случае от детей различного типа. Следует позаботиться о том, чтобы помещение, в котором будет проводиться эксперимент, было хорошо знакомо ребенку и не содержало предметов, которые могут его отвлечь. Комната, в которой будет проводиться исследование, должна быть хорошо освещена. В ней не должно быть посторонних раздражителей -–резких звуков, запахов, новых предметов и т.п.
Исследователи обращают внимание на то, что процедуре эксперимента целесообразно придать характер доброжелательного общения.
Эсперимент не должен быть очень длительным. Он всегда предполагает стандартную процедуру, поэтому нельзя вносить в него какие-либо изменения по ходу его проведения.
Эксперимент проводится индивидуально в отдельном помещении.
На этапе констатирующего эксперимента мы будем фиксировать показатель детского развития в сфере восприятия и воображения.
Формирующий эксперимент был предложен Л.С.Выготским. Он ввел в психологию понятие “экспериментально-генетического” метода. Согласно Выготскому, подлинное изучение закономерностей развития того или иного процесса возможно лишь в процессе его формирования.
В рамках педагогических исследований этот метод в дальнейшем получил название “формирующий”.
2.2. Содержание методики констатирующего
и формирующего экспериментов; организация
исследования
В проведении исследования констатирующего и формирующего экспериментов была использована выборка детей младшего школьного возраста в количестве 18 человек (11 мальчиков и 7 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет.
Отметим, что использована методика естественного эксперимента путем индивидуальной беседы с каждым ребенком о его впечатлениях и состояниях, эмоциональных переживаниях в ходе рассматривания репродукции картины. Результаты экспериментов фиксировались, что представлено ниже в виде таблиц.
Подготовка исследования: подобрать пять репродукций известных мастеров изобразительного творчества.
Проведение исследования: исследование проводится индивидуально. Ребенку последовательно предлагается пять репродукций в целях изучения уровня его художественного восприятия, связей, существующих между его фантазией и эмоциями.
Цель констатирующего эксперимента – выявление особенностей художественного восприятия младшими школьниками произведений искусства.
Исследователь должен был помнить, что художественные эмоции – это всегда парциальные эмоции, т.е. такие эмоции, которые не стремятся к переходу в действие, не стремятся к реализации, к практическому претворению. Мы изучали эмоциональную реакцию ребенка.
При осмыслении механизма художественного восприятия ребенком произведения изобразительного творчества мы выявляли его художественную установку, которую можно определить как систему ожиданий, складывающуюся в преддверии восприятия произведения искусства.
До экспериментов ребенок должен быть настроен на образно-тематический строй. Неосознаваемые компоненты установки зависят от внутренних особенностей ребенка, от интенциональности его сознания.
Имелось в виду, что восприятие произведения искусства не является механическим регистрированием сенсорных элементов, а выступает способностью изобретательного схватывания изображенного на картине.
В ходе констатирующего эксперимента фиксировались следующие параметры:
1) знание картины;
2) понимание сюжета;
3) понимание элементов формы, цвета, величины –константность;
4) восприятие целостного изображения – целостность;
5) преимущественное выделение одних элементов картины по сравнению с другими – избирательность;
6) зависимость восприятия от прошлого опыта, словарного запаса, запаса знаний и общей направленности личности – апперцепция;
Словарный запас детей оценивался исследователем также по пятибальной шкале.
Благодаря константности восприятия мы воспринимаем окружающие предметы или образы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов). Многократное восприятие одних и тех же образов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого образа. Константность восприятия не врожденное свойство, а приобретенное.
Целостность восприятия предполагает восприятия целостного образа, изображенного на картине. Однако способность целостного зрительного восприятия не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видят не мир предметов (образов), а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осяза-ния. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – это система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (образов) по сравнению с другими.
Восприятие произведений искусства во многом зависит от знаний ребенка, его прошлого опыта, психофизиологического развития.
Обработка данных: адекватность восприятия произведения искусства оценивалась по пятибальной шкале, подсчитывалось общее количество баллов. Результаты обобщались и фиксировались.
В ходе подготовки проведения формирующего эксперимента исследователь проводил с детьми групповое занятие, где речь шла об умении вырабатывать в себе способность быть в художественном восприятии и суждениях независимым, избирательным; об эпохе, в которой картины были написаны, о художниках, их жизни и творчестве; о сюжетах картин.
Оценка результатов формирующего эксперимента также осуществлялась по пятибальной шкале, подсчитывалось количество баллов, результаты обобщались и фиксировались.
Использовались те же параметры, что и при оценке результатов констатирующего эксперимента.
Цель формирующего эксперимента – выявить изменения особенностей восприятия младшими школьниками произведений искусства после проведения группового занятия, формирования первичных представлений о лучших произведениях мировой культуры.
Организация исследования начиналась с обследования детей младшего школьного возраста. Сбор информации осуществлялся по позициям: анкетные данные, анамнез, психомоторное развитие, перенесенные заболевания, данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения, исследование не речевых психических функций, фонетической стороны речи, лексики и грамматического строя импрессивной речи, лексики и грамматического строя экспрессивной речи.
Следующий этап предполагал выделение в экспериментальную группу детей, показатели которых соответствуют норме. Было выделено 18 детей, средний возраст которых составил 7 – 10 лет.
Далее было проведено исследование пассивного и активного словаря детей с целью выявления объема знаний о произведениях художественного творчества.
Анализ обследования словаря показал, что многие понятия имеются в пассивном словаре ребенка, но отсутствуют в активном.
На этапе формирующего эксперимента происходило первичное ознакомление детей с творчеством художников эпохи Возрождения, формирование первичных общих представлений о ней.
Естественно, что для детей 7 – 8-летнего возраста потребовалось время, т.к. само понимание сюжета и знание картины, целостность и избирательность восприятия — достаточно сложные процессы и требуют определенных знаний.
Происходило формирование у детей умения выделять особенности сюжета, дифференцированности восприятия, а также адекватность владения словарем.
Деятельность детей была направлена на вычленение особенностей цвета, формы, величины изображенного. При этом исследователь наблюдал за интенсивностью переживаемых детьми чувств и эмоций.
Подбор репродукций ( четыре репродукции с одинаковым сюжетом) позволял формировать дифференцированное восприятие изображенного разными мастерами, был активно задействован зрительный анализатор.
В ходе проведения формирующего эксперимента происходила организация познавательной деятельности детей.
Успех экспериментов во многом зависел от ряда условий:
- репродукции со сходным сюжетом;
- репродукции с картин известных мастеров эпохи Возрождения;
- изображенное на репродукциях было понятно школьникам;
- репродукции имели достаточное количество сравниваемых признаков;
- рассматривание репродукций и их описывание школьниками осуществлялось индивидуально;
- комната, где происходили эксперименты было хорошо освещено;
- школьники не знали, что являются участниками эксперимента;
- школьники имели примерно одинаковый уровень психофизиологического развития;
- при проведении экспериментов со школьниками исследователь создал благоприятную психологическую атмосферу;
- результаты исследования фиксировались после проведения бесед со школьниками;
- исследователь помогал детям подобрать слова для описания их впечатлений от изображенного на репродукциях, наиболее точно их сформулировать.
- исследователь не препятствовал фантазированию детей, выражению их эмоционального состояния.
Полученные результаты исследования обобщались и интерпретировались.
Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННЫХ
ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Выясняя насколько отчетливо дети формулируют свои впечатления от изображенного на репродукциях в ходе проведения констатирующего эксперимента, были получены следующие данные:
1. Обследование пассивного словаря (таблица 1)
детей выявило, что в основном дети имеют достаточно объемный пассивный словарь.
Таблица 1.
Обследование пассивного словаря
детей.
_____________________________________________________
Имя Возраст Количество
Ребенка ребенка баллов
(лет)
_____________________________________________________
1 2 3
—
Гриша Б. 7 2
Саша М. 8 3
Леня Е. 10 5
Лена Г. 10 5
Люда Ю. 7 3
Галя Б. 9 4
Миша О. 8 3
Саша З. 9 3
Юра А. 7 2
Андрей У. 9 3
Кирилл К. 10 8 2
Гриша У. 10 4
Таня Д. 8 4
Галя В. 10 5
Аня Н. 9 4
Юля З. 7 3
Алеша Н. 10 4
Тимур Н. 8
—
Обследование активного словаря (таблица 2) выя-
вило следующее:
Таблица 2.
Обследование активного словаря
детей
_____________________________________________________
Имя Возраст Количество
ребенка ребенка баллов
Гриша Б. 7 1
Саша М. 8 2
Леня Е. 10 4
Лена Г. 10 4
Люда Ю. 7 2
Галя Б. 9 3
Миша О. 8 1
Саша З. 9 2
Юра А. 7 1
Андрей У. 9 2
Кирилл К. 8 1
Гриша У. 10 3
Таня Д. 8 2
Галя В. 10 3
Аня Н. 9 4
Юля З. 7 1
Алеша Н. 10 3
Тимур Н. 8 1
_____________________________________________________
Характерно, что у детей одного и того же возраста наблюдается разрыв в уровне развития пассивного и активного словаря.
Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить затруднения, возникающие у детей при формулировании своих впечатлений от увиденного на репродукциях:
1. Отсутствие слова в активном словаре. Ребенок не может сформулировать понятие, правильно назвать объект, он долго подбирает слово, хотя знает его.
2. Неправильное название некоторых элементов картины
и образов(таблица 3).
Таблица 3.
_____________________________________________________
Название элементов картины, : Слова-заменители
которое подменялось другим :
______________________________________________________________
Замок дом
Нимб круг над головой
Мадонна_____________________________мать______________
--------------------------------------------------------------
Далее в таблицах представлены результаты анализа восприятия детьми произведений искусства.
Имя Возраст Параметр: Количество
ребенка знание баллов
картин(1)
Гриша Б. 7 не знает 0
Саша М. 8 не знает 0
Леня Е. 10 знает 1 1
Лена Г. 10 знает 2 2
Люда Ю. 7 не знает 0
Галя Б. 9 знает 1 1
Миша О. 8 не знает 0
Саша З. 9 не знает 0
Юра А. 7 не знает 0
Андрей У. 9 не знает 0
Кирилл К. 8 знает 1 1
Гриша У. 10 знает 1 1
Таня Д. 8 не знает 0
Галя В. 10 знает 2 2
Аня Н. 9 не знает 0
Юля З. 7 не знает 0
Алеша Н. 10 не знает 0
Тимур Н. 8 не знает 0
_______________________________________________________
Как видно из таблицы 4 мало кто из детей знает представленные картины, что свидетельствует о низком уровне эстетического развития.
Таблица 5
Имя Возраст Параметр: Объяснение Количество
ребенка понимание баллов
сюжета (2)
Гриша Б. 7 понимает мать с ребен-
ком 1
Саша М. 8 понимает мать с младен-
цем 1
Леня Е. 10 понимает мадонна с мла-
продолжение
--PAGE_BREAK--