ЦЕНТР ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КОМПЛЕКСНЫЙ МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИННОВАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ «ШКОЛА БУДУЩЕГО»
(методические рекомендации)
Предлагаемые рекомендации разработаны для оказания практической помощи руководителям органов управления образованием, заведующим районными (городскими) методическими кабинетами (центрами), руководителям общеобразовательных учебных заведений, реализующих инновационную модель развития «Школа будущего», по организации и проведению мониторинга эффективности функционирования данных общеобразовательных учебных заведений.
Согласно Указу Президента Украины от 04 июля 2005г. № 1013 «О неотложных мероприятиях по обеспечению функционирования и развития образования в Украине» в Автономной Республике Крым создается система мониторинга качества образования на различных уровнях управления общим средним образованием.
Мониторинг эффективности функционирования общеобразовательных учебных заведений, реализующих инновационную модель развития «Школа будущего», является неотъемлемой частью мониторинга качества образования, основой оценивания образовательных услуг, равного доступа граждан к получению качественного образования.
Создание модели проведения мониторинговых исследований эффективности функционирования общеобразовательных учебных заведений, реализующих инновационную модель развития «Школа будущего», предполагает разработку инструментария для социологического опроса, перечня основных индикаторов, характеризующих процессы и результаты реализации инновационной модели развития общеобразовательного учебного заведения.
Анкеты для участников социологического опроса представлены в приложениях 1,2,3.
Перечень основных индикаторов, характеризующих процессы и результаты реализации инновационной модели развития общеобразовательного учебного заведения, служит основой для ежегодной оценки качества и эффективности работы данных учебных заведений.
Главной особенностью используемой системы индикаторов является то, что с ее помощью оценивается достижение конкретных и измеримых результатов.
Ключевым моментом данного подхода является поэтапный анализ деятельности, осуществляемый в соответствии с принципом открытости:
на первом этапе – проводится самоанализ работы образовательных учебных заведений, при котором результаты работы учреждения могут сравниваться с аналогичными средними показателями ОУЗ «Школа будущего» по каждому индикатору (группе индикаторов),
на втором этапе – на региональном уровне подводятся итоги работы общеобразовательного учебного заведения, реализующего инновационную модель развития «Школа будущего»;
на третьем этапе – организуются республиканские совещания с участием представителей Министерства образования и науки Автономной Республики Крым, руководителей органов управления образованием, общеобразовательных учебных заведений.
Ежегодно, в соответствии с результатами оценивания (экспертизы), может составляться рейтинг общеобразовательных учебных заведений, реализующих инновационную модель развития «Школа будущего».
Индикаторы, характеризующие процесс и результаты функционирования общеобразовательных учебных заведений, реализующих инновационную модель развития «Школа будущего», схема получения данных о состоянии индикаторов, пересчёт индикаторов в приведённые баллы представлены в приложениях 4,5,6.
При проведении экспертизы деятельности ОУЗ по реализации программы инновационной модели развития «Школа будущего» целесообразно принять во внимание следующие разъяснения по ряду индикаторов.
Нормативно-правовое обеспечение функционирования «Школы будущего».
Проведение экспертизы программы развития ОУЗ, продуктивности ее реализации.
Под продуктивностью реализации программы развития учебного заведения понимается достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней показателями результативности, а также ее содержательное соответствие приоритетным направлениям развития образовательной системы Украины.
Для оценки деятельности ОУЗ по реализации программы инновационной модели развития «Школа будущего» рекомендуется оценить содержание программы развития как документа, который является основным инструментом управления инновационной деятельностью общеобразовательного учебного заведения и основным фактором успешности процесса развития, по ряду вопросов, а именно:
насколько полно ОУЗ справляется с реализацией намеченных в программе планов; укладывается ли в отведенные программой сроки; в полном ли объеме реализует поставленные цели;
является ли программа развития школы действующим программным документом, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования школы;
имеются ли в программе четко обозначенные цели и детально проработанные планы их достижения;
имеются ли у ОУЗ надежные источники финансирования, обеспечивающие успешную реализацию программы: бюджетные средства; внебюджетные средства, целевое финансирование по грантам, проектам и т.д.;
обоснована ли в программе развития перспективность и эффективность внедряемых инновационных программ и других изменений инновационного характера;
обосновано ли в программе развития, что для решения поставленных в ней целей и задач у ОУЗ имеются необходимые возможности: кадровые, научно-методические, материально-технические и другие условия;
обоснована ли в программе актуальность обозначенных целей и задач и т.д.
Кадровые ресурсы, система работы с кадрами.
На данном этапе следует обратить внимание на:
общее количество и виды современных образовательных технологий, используемых в учебном процессе в целом и по ступеням обучения;
процент педагогов, эффективно использующих конкретные педагогические технологии, в том числе по ступеням обучения, а также процент педагогов, прошедших подготовку в области современных педагогических технологий; динамику этих показателей;
готовность преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий (процент преподавателей, владеющих навыками работы на персональном компьютере).
Кроме того, в ходе экспертизы необходимо учитывать эффективность внедрения современных образовательных и информационных технологий:
разработка и реализация курсов сетевого дистанционного образования;
использование возможностей сети Интернет и компьютерного программного обеспечения в обучении и воспитании;
использованиеразвивающего и проблемного обучения, методов творческой групповой работы, метода проектного обучения, элементов тренинговых методик, инновационных методов оценки результатов «портфолио» и т.д.
Материально-технические ресурсы
При оценке по данному индикатору важно установить:
насколько оборудование, технические средства обучения соответствуют современным требованиям, обеспечивающим новое содержание образования;
оснащенность компьютерной техникой (по количеству учащихся на персональный компьютер);
оснащенность рабочих мест для учителей следующим оборудованием: компьютер, мультимедийный проектор, экран, сканер, принтер, копировальный аппарат, модем, наличие программного обеспечения.
Информационное сопровождение
Экспертизапо данному индикатору предполагает:
наличие информационных ресурсов, систематически занимающихся информационным сопровождением экспериментальной отработки инновационной модели развития «Школа будущего»;
формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о ситуации в школе (школьная пресса, сайт или страничка в Интернете, ежегодные отчеты, открытые школьные доклады перед родительской общественностью и др.);
наличие практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни с помощью социологических опросов, интервьюирования, «горячих линий», дней открытых дверей, форумов на школьном сайте и других мер работы с общественностью и получения обратной информации.
Финансовые ресурсы
При оценке по данному индикатору необходимо установить:
включенность вопросов финансирования экспериментальной работы по внедрению инновационной модели развития «Школа будущего» в программу (Концепцию) развития ОУЗ;--PAGE_BREAK--
наличие утвержденной схемы финансирования основных расходов по внедрению инновационной модели развития «Школа будущего» с учетом возможностей бюджета и внебюджетных средств.
Управленческая деятельность
Ключевое понятие этой позиции — механизм принятия управленческих решений, правила обсуждения стратегических и тактических вопросов развития учреждения как внутри коллектива сотрудников, так и с родителями, связи с общественностью, создание системы мониторинга качества образования.
Реализация демократических ценностей через создание системы государственно-общественного управления предполагает:
наличие органов общественного управления (совет ОУЗ, попечительский совет, родительский комитет и т.д.);
динамика развития форм участия общественности в принятии управленческих решений;
нормативная база по общественному управлению в школе;
результаты работы органов общественного управления и системы в целом:
решение проблем ОУЗ.
Содержание образования
При оценке деятельности общеобразовательного учреждения по данному индикатору необходимо учитывать:
формирование информационно-коммуникационной и социальной компетентности учащихся;
сохранение психического и физического здоровья школьников и т.д.;
наличие вариантов программ для разных групп учащихся, обучающихся в данном учреждении, то есть полноту удовлетворения их образовательных запросов;
формирование коммуникативной компетентности через создание языковой среды путем «иноязычного погружения»;
формирование готовности школьников к продолжению образования после окончания школы.
Результативность функционирования общеобразовательных учебных заведений, реализующих инновационную модель развития «Школа будущего»
С позиций современных представлений о качестве образования высокой оценки заслуживают ОУЗ:
показывающие наиболее высокие результаты в реализации действующих государственных образовательных стандартов;
имеющие положительную динамику качества результатов обучения и воспитания;
обеспечивающие максимальное соответствие выбранного учащимися в школе профиля обучения дальнейшему успешному продолжению образования в высшем учебном заведении.
Вместе с тем, при проведении экспертизы по данному индикатору необходимо также проанализировать:
общее количество конкурсных мероприятий, в которых принимали учащиеся 4-11-х классов;
● охват и динамику качества участия учащихся в олимпиадах и конкурсах.
При оценке работы ОУЗ экспертам важно обратить внимание не только на результаты, подтвержденные грамотами, сертификатами и другими документами, свидетельствующими о победах, но и на разнообразие интеллектуальных конкурсных мероприятий.
Состояние здоровья учащихся – ключевой показатель эффективности образовательной программы, реализуемой общеобразовательным учебным заведением.
Высокие учебные достижения не могут служить оправданием ухудшения здоровья детей, следовательно, отсутствие отрицательной динамики по этому индикатору определяет и обуславливает результативность целостного образовательного процесса.
При оценке деятельности учреждения по данному индикатору необходимо помнить о факторах, негативно влияющих на здоровье учащихся:
трудоемкие технологии обучения, ведущие к утомлению учащихся на уроке, перегрузкам и увеличению объема домашних заданий;
авторитарный стиль взаимодействия учителя с учащимися, не допускающий проявления эмоциональной свободы, вызывающий повышенное нервное напряжение, утомляемость и дискомфорт;
невыполнение санитарно-гигиенических норм в процессе проведения учителями занятий, следствием чего являются простудные и другие заболевания;
недостаток двигательной активности и физических упражнений во время длительного пребывания учащихся в школе;
травматизм на занятиях по физкультуре, техническому труду, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий со школьниками вследствие нарушения норм охраны труда и техники безопасности;
несоблюдение в школе режима рационального сочетания труда и отдыха в процессе учебы: минимизация школьных перемен, непродуманность составления школьного расписания и т.д.;
отсутствие у учащихся мотиваций к ведению здорового образа жизни и использование недостаточно эффективных средств для их формирования со стороны педагогического коллектива школы.
ЦЕНТР ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Функционирование «Школы Будущего»: ваша точка зрения
Уважаемые руководители общеобразовательных учебных заведений
Вашему вниманию предлагается анкета, которая позволит выявить актуальные проблемы функционирования «Школы будущего» и найти возможные пути улучшения образовательного процесса.
Оцените эффективность управления системой образования: (отметьте один вариант ответа в каждом столбце)
В Вашем регионе
В Вашем учебном заведении
высокая
высокая
больше высокая, чем низкая
больше высокая, чем низкая
больше низкая, чем высокая
больше низкая, чем высокая
низкая
низкая
Какова эффективность работы Вашей школы по следующим показателям: (отметьте в каждой строке)
Показатели
высокая
средняя
низкая
затрудняюсь ответить
внедрение инновационных методов обучения
личностно-ориентированное обучение
рациональность распределения учебной нагрузки учащихся
организация допрофильной подготовки, в т.ч. профессиональной ориентации школьников
продолжение
--PAGE_BREAK--
внедрение профильного обучения, в т.ч. на основе индивидуальных учебных планов, образовательных программ и маршрутов
создание языковой среды путем «иноязычного погружения»
взаимодействие в системе “ОУЗ-ВУЗ”
использование информационно-компьютерных технологий в учебной деятельности
подготовка выпускников для дальнейшего обучения в ВУЗе
участие учащихся в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и т.п.
создание деятельной системы функционирования органов общественно-государственного управления
другие (напишите)
Оцените уровень профессионализма педагогических кадров Вашей школы:
высокий
средний
низкий
затрудняюсь ответить
высокий
средний
низкий
текучести нет
затрудняюсь ответить
да, в полной мере
в определенной мере
нет
да
больше да, чем нет
больше нет, чем да
нет
затрудняюсь ответить продолжение
--PAGE_BREAK-- продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
другое (напишите)____________________________________
Произошли ли в Вашей школе изменения после включения в экспериментальную программу «Школа будущего»?
да
нет (переходим к вопросу 20)
частично
затрудняюсь ответить
высокий
достаточный
средний
низкий
женский
мужской
до 25 л.
от 25 до 30л.
от 30 до 40 л.
от 40 до 50 л.
от 50 до 60 л.
старше 60
до 3-х лет
от 3 до 5 лет
от 5 до 10 лет
от 10 до 20 лет
свыше 20 лет --PAGE_BREAK--
высокая
больше высокая, чем низкая
больше низкая, чем высокая
низкая
высокий
средний
низкий
затрудняюсь ответить
высокий
средний
низкий
текучести нет
затрудняюсь ответить
да, в полной мере
в определенной мере продолжение
--PAGE_BREAK--
нет
да
больше да, чем нет
больше нет, чем да
нет
затрудняюсь ответить
родительского комитета (класс, школа)
совета школы
попечительский совета
другой (напишите)
не имею влияния
имею незначительное влияние
имею достаточное влияние
имею значительное влияние продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
социально-экономические и политические процессы в обществе
Какие проблемы у «Школы будущего» есть на сегодняшний момент? (отметьте не более 4-х вариантов ответов )
недостаточная материально-техническая база школы
устаревшие методы и методики обучения
чрезмерная загруженность администрации и учителя
недостаточная индивидуализация обучения
состояние здоровья учителей
алкоголизм и наркомания и другие негативные проявления среди подростков
отсутствие возможности профессионального роста у учителей
недостаточное участие родителей в воспитании детей
состояние здоровья учащихся
чрезмерная загруженность учащихся
условия труда учителя
недостаточно эффективное взаимодействие с органами управления образованием
взаимоотношения родителей с педагогическим коллективом
психологический климат в ученическом и педагогическом коллективах
состояние здоровья школьников
другое (напишите)____________________________________
Произошли ли в школе изменения после ее включения в экспериментальную программу «Школа будущего»?
да
нет (переходим к вопросу 20)
частично
затрудняюсь ответить
высокий
достаточный
средний
низкий --PAGE_BREAK--
женский
мужской
до 25 л.
от 25 до 30л.
от 30 до 40 л.
от 40 до 50 л.
от 50 до 60 л.
старше 60
Ваше образование:
общее среднее
профессионально-техническое
высшее (бакалавр)
высшее (специалист, магистр)
Сколько у Вас детей школьного возраста (от 6 до 18 лет)?
один
два
три
более четырех
Сколько Ваших детей обучаются в «Школе будущего»?
все дети
один ребенок
двое детей
трое детей
Ваш вариант _________________
Благодарим за сотрудничество!
ЦЕНТР ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Приложение 4
Индикаторы, характеризующие процесс и результаты функционирования общеобразовательных учебных заведений, реализующих инновационную модель развития «Школа будущего»
№
Индикаторы
Основные индикаторы, характеризующие реализацию инновационной модели развития «Школа будущего»
Нормативно-правовое обеспечение функционирования «Школы будущего»
Наличие системы нормативных актов МОНУ, МОН АРК, распорядительных документов районных, городских органов управления образованием, руководителей ОУЗ регламентирующих:
общие вопросы функционирования «Школы будущего»
содержание, технологии и методическую поддержку внедрения инновационной модели развития ОУЗ
участие в экспериментальной деятельности районного, городского, республиканского, всеукраинского уровней
организацию сетевого взаимодействия ОУЗ с учебными заведениями города (района)
вопросы кадрового обеспечения инновационной модели развития ОУЗ
вопросы управленческого сопровождения инновационной модели развития ОУЗ
Наличие программы, (Концепции) развития ОУЗ, ее соответствие современным образовательным тенденциям в Украине
Обоснование в программе:
актуальности обозначенных целей и задач, мероприятий по их достижению
перспективности и эффективности внедряемых инновационных технологий;
необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических и др. условий;
реализации идей дифференциации и индивидуализации образования (профильное обучение, индивидуальные учебные планы и т.д.)
мер по сохранению физического и психического здоровья учащихся и т.д.
Реализация программы инновационной модели развития «Школа будущего»
реализация поставленных целей и задач
объем выполненных мероприятий
соблюдение сроков выполнения программных мероприятий
Действенность нормативных актов, распорядительных документов
Кадровые ресурсы, система работы с кадрами
Обеспеченность ОУЗ педагогическими кадрами
Количество и удельный вес педагогических работников школы, имеющих высшее педагогическое образование (образовательно-квалификационные уровни: бакалавр, специалист, магистр)
Количество и удельный вес педагогических работников, владеющих и использующих в образовательном процессе современные образовательные технологии, методики:
развивающее обучение
проблемное обучение
разноуровневое обучение
технологию решения исследовательских задач (ТРИЗ)
исследовательские методы в обучении
проектные методы обучения
технологию «дебаты»
технологию модульного и блочно-модульного обучения
лекционно-семинарско-зачетную систему обучения
продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
16 — 30
31 — 40
41 — 50
51 — 60
61 — 70
71- 80
81 — 85
86 — 90
91 — 95
96 — 100
сетевые формы обучения и др.
0 — 15
16 — 30
31 — 40
41 — 50
51 — 60
61 — 70
71- 80
81 — 85
86 — 90
91 — 95
96 — 100
Индикаторы результативности функционирования общеобразовательных учебных заведений, реализующих инновационную модель развития «Школа будущего»
(Максимальное значение — 98 баллов)
Удельный вес учащихся, охваченных получением полного общего среднего образования (в соответствии с закрепленной территорией обслуживания )
0 — 15
16 — 30
31 — 40
41 — 50
51 — 60
61 — 70
71- 80
81 — 85
86 — 90
91 — 95
96 — 100
Удельный вес учащихся, успешно прошедших государственную итоговую аттестацию
4 класс
0 — 15
16 — 30
31 — 40
41 — 50
51 — 60
61 — 70
71- 80
81 — 85
86 — 90
91 — 95
96 — 100
9 класс
0 — 15
16 — 30
31 — 40
41 — 50
51 — 60
61 — 70
71- 80
81 — 85
86 — 90
91 — 95
96 — 100
11 класс
0 — 15
16 — 30
31 — 40
41 — 50
51 — 60
61 — 70
71- 80
81 — 85
86 — 90
91 — 95
96 — 100
Удельный вес учащихся 11-х классов, прошедших внешнее независимое оценивание на достаточном и высоком уровне (по каждому предмету)
0 — 15
16 — 30
31 — 40
41 — 50
51 — 60
61 — 70
71- 80
81 — 85
86 — 90
91 — 95
96 — 100
Удельный вес выпускников 9-х классов, получивших документы об образовании особого образца
0
1-9
10-20
21-35
36-49
50 и бо-лее
Удельный вес выпускников 11-х классов, награжденных ученическими медалями
0
1-9
10-20
21-35
36-49
50 и бо-лее
Удельный вес выпускников 11-х классов, поступивших в государственные вузы на бюджетной основе (от общего количества поступивших)
0 — 25
26 — 50
51 — 70
71 — 80
81 — 90
91 — 100
Соответствие выбранного учащимися в школе профиля обучения дальнейшему продолжению образования в высшем учебном заведении (%)
0 — 10
11 — 25
26 — 50
51 — 100
Успешность участия учащихся 4-11- х классов в предметных олимпиадах и конкурсах(уровня выше школьного – региональных, республиканских, всеукраинских, международных) (% победителей, призеров от общего числа участников от региона)
0
10 — 30
40 — 60
70 и бо-лее
Удельный вес учащихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях (от общего количества учащихся в ОУЗ)
0 — 25
26 — 50
51 — 70
71 — 80
81 — 90
91 — 100
Удельный вес субъектов образовательного процесса (родителей и учащихся), удовлетворенных образовательными услугами ОУЗ
0 — 40
41 — 60
61 — 75
76 — 90
91 — 100
Удельный вес учащихся, пропускающих учебные занятия по причине заболеваний
76 — 100
51 — 75
25 — 50
0 — 25
Удельный вес учащихся, охваченных деятельностью по сбережению и укреплению физического здоровья (ежедневная зарядка, спортивные соревнования, походы, прогулки и экскурсии на природу)
0 — 25
26 — 50
51 — 70
71 — 80
81 — 90
91 — 100
Удельный вес учащихся, участвующих в телекоммуникационных образовательных проектах
0 — 15
16 — 30
31 — 40
41 — 50
51 — 60
61 — 70
71- 80
81 — 85
86 — 90
91 — 95
96 — 100
Дополнительные индикаторы не оцениваются продолжение
--PAGE_BREAK--
Оценка: К = />, где N – максимально возможное количество баллов; n – сумма баллов, выставленных экспертами.
Максимально возможное количество баллов N = ________ (складывается из максимальных значений по каждой подгруппе индикаторов)
Сумма баллов, выставленных экспертами n = _____
Оценка: К= _______
Высокий уровень – 0,95 ≤ К 1
Достаточный уровень – 0,65 ≤ К0,95
Средний уровень – 0,5 ≤ К 0,65
Начальный уровень – 0 К 0,5
Общий вывод экспертов ___________