Реферат по предмету "Педагогика"


Модульное обучение и рейтинговая оценка знаний при дифференциации обучения в математике

Курганинский район
Модульная технология и рейтинговая система оценки знаний при дифференциации обучения в математике
Из опыта работы
 
Баландюк Л.Н.
2009/2010
 
 
Ст.Константиновская
 

 
 
Модульное обучение и рейтинговая оценка знаний при дифференциации в математике
 
Аннотация         Задача современной школы – научить ученика осваивать свой и общест-
                            венный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных   ситу-
                            аций.     Решению  этой задачи способствует организация учебного про-
                            цесса по модульной технологии  обучения. Блочная подача материала
                            предполагает его разделение  на определенные, законченные по смыслу
                            части.   Модуль — это определенный вид работы,  который выполняют
                            учащиеся. Методическая сущность модульной  технологии -  это предо-
                            ставление учащемуся центрального места в системе «учитель- ученик».
                            При систематическом использовании данной технологии реализуются все
 
                            навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль
          
                            самооценка, самоанализ, самореализация. А рейтинговая система оценки
 
                            знаний позволяет  учащимся  реально оценить уровень своих достижений.
 
.
Автор                     Баландюк Людмила Николаевна
Место работы        МОУ СОШ № 13
Должность             учитель математики
Адрес                     Краснодарский край Курганинский район, ст. Константиновская.
 
Цель:                      обобщить и систематизировать свои знания по технологии модульного
                                обучения .
 
 
                            
Замечено, чем больше учитель учит своих учеников
и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно
приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее
энергичным и плодотворным становится процесс обучения.
И. Лернер
Введение
Каждому новому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Именно общество определяет тот социальный заказ, который выполняет школа. На каждом повороте истории возникают различные школьные реформы, дискуссии о стандартах, попытки создать различные модели «человека будущего». Однако провозглашение целевых установок на «повышение качества знаний», на «развитие мышления учащихся» и т.д. чаще всего остаются на уровне деклараций, существенно не меняя реального положения дел.
Долгое время конечной целью образовательного процесса считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способностей личности учащихся, особенно способности ее к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе.
В связи с этим предъявляются новые требования к системе организации и проведения учебно-воспитательного процесса, предпринимаются попытки его «технологизации». За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась в реализации проблем адаптивного обучения, внедрения новых психолого-педагогических технологий.
Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Б.Т. Лихачёв считает, что «она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».
Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педтехнологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Мо-дульное обучение позволяет практически решить эту задачу.
1.Историческая справка
      Основой для модульной технологии обучения безусловно послужила теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. «Условимся называть учением, — пишет П. Я. Гальперин, — всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или прежние знания и умения приобретают новые качества». Каждый вид деятельности учения, в свою очередь, состоит из системы действий, объединенных единым мотивом и в совокупности обеспечивающих достижение цели деятельности, в состав которой они входят.
Термин «модуль» — интернациональный. В тезау­русе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модуль­ный метод, модульная подготовка, модульное расписание, модуль­ный подход.
В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось а англоязычных странах. Эта система была разработана Международной организацией труда (МОТ) как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира.
Она быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным стандартом профессионального обучения. Она обеспечивает мобильность трудовых ресурсов в условиях НТП и быстрое переобучение работников, которые освобождаются при этом.
Модульная система разрабатывалась в рамках популярной тогда индивидуализированной системы обучения Ф. Келлера, поэтому включило в себя ряд позитивных моментов: формирование конечных и промежуточных целей обучения; распределение учебного материала на отдельные разделы; индивидуализированные темпы обучения; возможность перехода к изучению нового раздела, если полностью усвоен предыдущий материал; регулярный тестовый контроль знаний. Появление модульного метода — попытка ликвидировать недостатки существующих методов профессиональной подготовки.
           Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с пред­ложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство  по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирую­щей до консультативно-координирующей. Модульное обучение применялось  исключительно в высших учебных заведениях.
   
     В педагогику термин «модуль»  пришел из информатики, где им  обозначают конструкцию, применяемую к различным информа­ционным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение.
       Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты С.Я. Батышевым, КЯ. Вазиной, Н.Н. Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др.
 
2.Теоретические основы технологии
 
Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться
сам, а учитель обязан осуществлять управление его учени­ем: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, кон­тролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и прак­тике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоян­ное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтап­ного формирования умственных действий используется самая её суть — ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется также реф­лексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики диффе­ренциации, оптимизации обучения, проблемности — все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.
                   Теория модульного обучения базируется на специфических прин­ципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы модульности (по  Ю. Цявичене):
                                    — выделения из со­держания обучения обособленных элементов;
                                    — динамичности;
                                     -действен­ности и оперативности знаний и их системы;
                                     -гибкости;
                                     -осознанной перспективы;
                                     -разносторонности методического консультирования;
                                     -паритетности .
          Принцип модульности определяет подход к обучению, отражен­ный в содержании, организационных формах и методах. В соот­ветствии с этим принципом обучение строится по отдельным фун­кциональным узлам — модулям, предназначенным для достиже­ния конкретных дидактических целей.
          Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила:
•  Учебный материал нужно конструировать таким образом, что­бы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся по­ставленных перед ним дидактических целей;
•  Он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания бучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;
•  В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.
         Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках моду­ля как единую целостность, направленную на решение интегриро­ванной дидактической цели, т.е. модуль имеет четкую структуру.
Данный принцип сходен с принципом деления учебного мате­риала на части (порции, шаги) в программированном обучении, однако есть и существенное отличие. В программированном обу­чении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связан­ные, изложенные в обязательном порядке постепенного их услож­нения, части.
При модульном обучении наименьшей единицей содержания обу­чения считают определенную тему конкретного курса или фраг­мент темы, отвечающий конкретной дидактической цели и назы­ваемый элементом модуля.
Руководствуясь принципом выделения из содержания обучения обособленных элементов, нужно придерживаться следующих педа­гогических правил. В интегрированной дидактической цели надо выделять струк­туру частных целей;
•  достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;
•  совокупность отдельных частных целей, одной интегрирован­ной дидактической цели должна составлять один модуль.
Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение со­держания модулей, с  учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение соци­альных, общетехнических знаний и даже время от времени застав­ляют заною взглянуть на ценность общенаучных знаний. Инерт­ность, присущая всем звеньям образования, является одной из при­чин разрыва между образованием и условиями жизни общества.
            Учебный материал должен постоянно, чуть ли не ежегодно пере­рабатываться и
обновляться. Один из путей выхода из сложного по­ложения состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебно­го материала, разделы переменной части которого могли бы быть достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела. Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности. Сформулируем его педагогические правила:
•  Содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться;
•  Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;
•  Модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.
      Принцип действенности и оперативности знаний и их системы. В звеньях сферы
образования возникла проблема формирования действенных знаний у обучаемых,  что отрицательно повлияло на уровень профессиональной подготовки специалистов. Выход из создавшегося положения — обучать не только видам деятельности, но и способам действий. Деятельностный подход к модульному обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъяв­ляет к процессу обучения требований развития творческого отно­шения. Оперативные знания приобретаются успешнее при условии, если обучаемые в ходе самостоятельного решения задач проявляют ини­циативу, находчивость, способность использовать имеющиеся зна­ния в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались. О системе действенных и оперативных знаний мож­но говорить только при их неразрывном единении с умениями. Имеется в виду система общенаучных, общетехнических и специ­альных знаний и умений, которую обучающийся может свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.
            Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
                 Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учеб­ное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня це­лостности.
В состав модуля входит:
1.План действий с указанием конкретных целей;
2.Банк информации(учебное содержание, доступное для эффективного усвоения учеником);
3.Методическое руководство по достижению дидактических целей.
 Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержа­нию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
 
3.Структура модуля
ü      УЭ – 0   ( входной элемент модуля )              
ü      УЭ – 1   Обучающий элемент   (может выступать      как  отдельный модуль)
ü      УЭ – 3   практикум ( отработка, коррекция знаний   и умений)
ü      УЭ – 4     итоговый контроль
ü      Рефлексия
Обучающий модуль— это логически завершенная форма части содержания
учебной дисциплины, включающая в себя познава­тельный и профессиональные
аспекты, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой
контроля знаний, уме­ний и навыков, сформированных в результате овладения
обучае­мыми данным модулем.
Модуль содержит познавательную и практическую характе­ристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (инфор­мационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля.
Задача первой — формирование теоретических знаний,
функции второй — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.
      Познавательный аспект может быть реализован такими средствами как
—        Лекция
—        Семинар
—        Беседа
—        Работа с учебной литературой
—        Работа с дополнительной литературой
—        Опорные конспекты
—        Непосредственное консультирование учителем
   Практический аспект может быть реализован такими средствами как
 
—        Практикум(выполнение заданий из учебника и не только)
—        Практическая работа(обучающая)
—        Самостоятельная работа(обучающая)
—        Лабораторная работа (исследовательская)
—        Тестовая работа
 
Обязательным элементом модуля является контроль усвоения знаний.
   Текущий контроль проводится  преподавателем в виде контрольных мероприятий помодульно или по частям модуля.
   Итоговый контроль проводится  преподавателем в виде контрольных мероприятий по всему модулю.
Формами и методами контроля могут выступать такие виды работ, как тестовая, самостоятельная, практическая, лабораторная, контрольная.
 
 
4. Особенности организации педагогического контроля в модульном обучении
Для оценки знаний при модульном обучении используется но­вая, более прогрессивная система, которая состоит в замене тра­диционного контроля на непрерывно на­бираемый в период обучения и на этапах промежуточного контроля рейтинг. Такая система оценки знаний называется рейтинговой.
Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-то ка­чества человека.
Рейтинг —это сумма баллов, набранная учащимся в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным стандартам, не изменявшимся в течение этого промежутка.
 
По целям контроля рейтинг подразделяется на стартовый, технический, теоретический, творческий и синтезированный.
 
—        Стартовый рейтинг предназначен для оценки знаний учащихся в начале изучения модуля, проверки остаточного уровня знаний и умений. Он«настраивает»обучаемого на работу с первых дней цикла.
—        Технический рейтинг — складывается из оценок текущих работ (от 2 до 4 в      цикле) и оценок решения типовых задач на контроле. Он служит для проверки  технических умений и навыков учащихся при решении типовых стандартных задач.
—        Теоретический рейтинг набирается на контроле, проводимом на промежуточных этапах, и служит для оценки уровня усвоения теоретического материала.
—        Творческий рейтинг используется для оценки уровня творческого потенциала
     учащегося, его умения самостоятельно получать доказательства теории по аналогии     с приведенными; выполнять задания, требующие глубоких теоретических и практических знаний. К выполнению задач творческого рейтинга допускаются только те учащиеся, которые претендуют на высокий балл и  имеют для этого достаточные основания.
 
Рейтинги широко применяются в окружающей нас жизни. Ме­тодики их определения разнообразны, различна и степень сложно­сти этих методик. Вот одна из них, которую использую я на своих уроках ( Приложение 1).
         Учитель разрабатывает шкалу оценок выполнен­ных учеником заданий в процессе изучения


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.