Реферат по предмету "Педагогика"


Организация самостоятельной работы студентов

РЕФЕРАТ
натему:
«Организация самостоятельной работы студентов»

                                                             

Оглавление

1. Роль самостоятельной работы студентов вобразовательном процессе
2. Основные понятия и определения
3. О мотивации самостоятельной работыстудентов
4. Организация и формы самостоятельнойработы.
5. Методическое обеспечение и контрольсамостоятельной работы.

Рольсамостоятельной работы студентов в образовательном процессе
Основная задача высшегообразования заключается в формировании творческой личности специалиста,способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решениеэтой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде отпреподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивногопотребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему,проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать егоправильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образованиясвязана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигмеобразования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работастудентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, адолжна стать его основой.
Это предполагаеториентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческихспособностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучениюс учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто обувеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельнойработы студентов означает принципиальный пересмотр организацииучебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобыразвивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию,творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональнойдеятельности в современном мире.
В то же времясамостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы,система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест впрактике вузовского образования и одной из наименее исследованных проблемпедагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации(диверсификация высшего образования, введение образовательных стандартов,внедрение системы педагогического мониторинга и т.д.).
В исследованиях,посвященных планированию и организации самостоятельной работы студентов (Л.Г.Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов,Н.А. Половникова, П.И. Пидкасистый и др.) рассматриваются общедидактические,психологические, организационно-деятельностные, методические, логические идругие аспекты этой деятельности, раскрыты многие стороны исследуемой проблемы,особенно в традиционном дидактическом плане. Однако особого внимания требуютвопросы мотивационного, процессуального, технологического обеспечениясамостоятельной аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности студентов– целостная педагогическая система, учитывающая индивидуальные интересы,способности и склонности обучающихся.
 
Основныепонятия и определения
В первуюочередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельнаяработа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная своспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающийусловия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активностистудента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельнойработой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельностистудентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем ив его отсутствии.


Самостоятельнаяработа реализуется:
1. Непосредственно в процессе аудиторныхзанятий — на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнениилабораторных работ.


2. В контакте с преподавателем внерамок расписания — на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческихконтактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданийи т.д.
3. В библиотеке, дома, в общежитии, накафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Границы междуэтими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работыпересекаются.
Таким образом,самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Темне менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют ввиду в основном внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активноговладения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере,понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие.Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемогоматериала с элементами понимания. Кафедры и лекторы часто преувеличивают рольлогического начала в преподнесении своих дисциплин и не уделяют вниманияпроблеме его восприятия студентами. Слабо высвечиваются внутри имеждисциплинарные связи, преемственность дисциплин оказывается весьма низкой даже,несмотря на наличие программ непрерывной подготовки. Знания студентов, незакрепленные связями, имеют плохую сохраняемость. Особенно опасно это длядисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку.
Хотя в образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится половинаучебного времени студента, этот норматив во многих случаях не выдерживается.Количество и объем заданий на самостоятельную работу и число контрольныхмероприятий по дисциплине определяется преподавателем или кафедрой во многихслучаях исходя из принципа «Чем больше, тем лучше». Не всегдаделается даже экспертная, т.е. обоснованная личным опытом преподавателей,оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку. Не всегдасогласованы по времени сроки представления домашних заданий по различнымдисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельнойработы по времени. Все эти факторы подталкивают студентов к формальномуотношению к выполнению работы, к списыванию и, как это не парадоксально, к уменьшениювремени, реально затрачиваемого студентом на эту работу. Довольнораспространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовыхпроектов и работ (иногда за плату), а так же списывание и шпаргалки наконтрольных мероприятиях. Многие учебные задания не настроены на активнуюработу студентов, их выполнение зачастую может быть осуществлено на уровне рядаформальных действий, без творческого подхода и даже без понимания выполняемыхопераций.
 
Омотивации самостоятельной работы студентов
Активнаясамостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной иустойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор — подготовка кдальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельнойработы. Среди них можно выделить следующие:
1. Полезностьвыполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будутиспользованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторномпрактикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение квыполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемойработы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показатьему, как необходима выполняемая работа.
Другим вариантомиспользования фактора полезности является активное применение результатовработы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получилзадание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, онможет выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного исоциально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального цикловдисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.
2. Участиестудентов в творческой деятельности. Это может быть участие внаучно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе,проводимой на той или иной кафедре.
3. Важныммотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагаетвведение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, воснове которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. Втаких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многостороннимзнаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а непросто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходеявляются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованиемЭВМ.
4. Участие волимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских илиприкладных работ и т.д.
5.Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки,рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы приопределенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само посебе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
6. Поощрениестудентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование,поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданнуюраньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ееснижать.
7.Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянноеих обновление.
8.Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельнойявляется личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студентакак профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочьстуденту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своеговнутреннего роста.
9. Мотивациясамостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такойформы организации учебного процесса, как цикловое обучение («методпогружения»). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала,так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требуетпостоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости.Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасовогопрактического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного нарешение сквозных задач.
Организацияи формы самостоятельной работы
Главное встратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузезаключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокойактивности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне еев ходе всех видов учебной деятельности.
Простейший путь — уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельнойработы — не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровнекачества образования, ибо снижение объемов аудиторной работы совсем необязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, котораяможет быть реализована в пассивном варианте.
В стандартахвысшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится неменее половины бюджета времени студента — 27 часов в неделю в среднем за весьпериод обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельнуюработу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия,так же включает самостоятельную работу. Таким образом, времени насамостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, какэффективно использовать это время.
В общемслучае возможны два основных направления построения учебного процесса на основесамостоятельной работы студентов. Первый — это увеличение роли самостоятельнойработы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует отпреподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий,способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшениекачества подготовки.
Второй — повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельнойработы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе вовнеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь этонеготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и впрофессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующееинформационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективнойорганизации самостоятельной работы.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключаетсяв создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативыи мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС долженстать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом отформального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента кпознавательной активности с формированием собственного мнения при решениипоставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС — научить студентаосмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем снаучной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем,чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который долженработать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными ислабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задачапреподавателя — увидеть и развить лучшие качества студента как будущегоспециалиста высокой квалификации.
При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единствотрех взаимосвязанных форм:
1. Внеаудиторнаясамостоятельная работа;
2. Аудиторнаясамостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственнымруководством преподавателя;
3.Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Видывнеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов,очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательнопредоставить право выбора темы и даже руководителя работы; выполнение домашнихзаданий разнообразного характера. Это — решение задач; перевод и пересказтекстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составлениеразличных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.; выполнениеиндивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельностии инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так ичасть студентов группы; выполнение курсовых проектов и работ;
подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах идр.
Чтобы развитьположительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ееэтапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами,постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выборацели.
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведениипрактических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во времячтения лекций.
При чтениилекционного курса непосредственнов аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массойстудентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестовогоконтроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д.
На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяютсделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительнойчасти студентов в группе.
Напрактических занятиях по естественно-научным и техническим дисциплинам нужно неменее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач.Практические занятия целесообразно строить следующим образом:
1. Вводноеслово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны бытьрассмотрены).
2. Беглыйопрос.
3. Решение1-2 типовых задач у доски.
4.Самостоятельное решение задач.
5. Разбортиповых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).
Дляпроведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач длясамостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы постепени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можноиспользовать два пути:
1. Даватьопределенное количество задач для самостоятельного решения, равных потрудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.
2. Выдаватьзадания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решеннойзадачи.
Порезультатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждомузанятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическомузанятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые заданиязакрытой формы) в течение 5, максимум — 10 минут. Таким образом, приинтенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить покрайней мере две оценки.
По материаламмодуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и напоследнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги егоизучения (например, провести контрольную работу в целом по модулю), обсудитьоценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которыехотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже вконце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестраставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетнойнедели учитывает все дополнительные виды работ.
Из различныхформ СРС для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят“деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретнымипроизводственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачиситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры — в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и приниматьрешения.
При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРСкак индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая изкоторых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решениепроблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе.Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливаютстремление к ее качественному выполнению. Данная система организациипрактических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательскиеэлементы, упрощать или усложнять задания.
Активностьработы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введениемновой формы СРС, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу студентполучает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи длявсех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнениязадачи преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядокрешения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиесясправочные материалы и т.п. ). Выполнение СРС на занятиях с проверкойрезультатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять техническиерасчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными.Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение клекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта труднорассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость какпрактических, так и лекционных занятий.
Другая форма СРС на практических занятиях может заключаться в самостоятельномизучении принципиальных схем, макетов, программ и т.п., которые преподавательраздает студентам вместе с контрольными вопросами, на которые студент долженответить в течение занятия.
Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебнойдеятельности, содержит много возможностей применения активных методов обученияи организации СРС на основе индивидуального подхода.
При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия длямаксимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Поэтому привыполнении работы необходимо:
1.        Провестиэкспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу,необходимому для выполнения работы (с оценкой).
2.        Проверить планывыполнения лабораторных работ, подготовленный студентом дома (с оценкой).
3.        Оценить работу студентав лаборатории и полученные им данные (оценка).
4.        Проверить и выставитьоценку за отчет.
Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработкутеоретического материала, изучение методик проведения и планированиеэксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретациюэкспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательныйхарактер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работцелесообразно включить разделы с дополнительными элементами научныхисследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработкитеоретического материала.
Методическоеобеспечение и контроль самостоятельной работы
Разработка комплексаметодического обеспечения учебного процесса является важнейшим условиемэффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следуетотнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы,банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банкрасчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля,автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базыдисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организоватьпроблемное обучение, в котором студент является равноправным участникомучебного процесса.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяетсяналичием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:
— входной контроль знанийи умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
— текущий контроль, тоесть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практическихи лабораторных занятиях;
— промежуточный контрольпо окончании изучения раздела или модуля курса;
— самоконтроль,осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке кконтрольным мероприятиям;
— итоговый контроль подисциплине в виде зачета или экзамена;
— контроль остаточныхзнаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
В последние годы наряду страдиционными формами контроля — коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточношироко вводятся новые методы, то есть организация самостоятельной работыстудентов производится на основе современных образовательных технологий. Вкачестве такой технологии в современной практике высшего профессиональногообразования часто рассматривается рейтинговая система обучения, позволяющаястуденту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательнойдеятельности, т.е. являться партнерами.
Рейтинговая системаобучения предполагает многобалльное оценивание студентов, но это не простойпереход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллахрасширение диапазона оценивания индивидуальных способностей студентов, ихусилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы. Существуетбольшой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий,каждое из которых имеет свою «цену». Правильно организованная технологиярейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системыоценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанныестудентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо,удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, в систему рейтинговойоценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизнуподходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научныхпроблем. У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участияво внеучебной работе (участие в олимпиадах, конференциях; выполнениеиндивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружкаи т.д.). При этом студенты, не спешащие сдавать работу вовремя, могут получитьи отрицательные баллы. Вместе с тем, поощряется более быстрое прохождениепрограммы отдельными студентами. Например, если учащийся готов сдавать зачетили писать самостоятельную работу раньше группы, можно добавить емудополнительные баллы.
Рейтинговая система — это регулярное отслеживание качестваусвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объемасамостоятельной работы. Ведение многобалльной системы оценки позволяет, с однойстороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, ас другой — объективнооценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видовработ. Так каждый вид учебной деятельности приобретает свою «цену». Получается,что «стоимость» работы, выполненной студентом безупречно, являетсяколичественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного имучебного материала, которая была необходима для успешного выполнения задания.Разработанная шкала перевода рейтинга по дисциплине в итоговую пятибалльнуюоценку доступна, легко подсчитывается как преподавателем, так и студентом: 85%-100%максимальной суммы баллов — оценка «отлично», 70%-85% — оценка «хорошо», 50%-70% — «удовлетворительно», 50% и менее от максимальной суммы — «неудовлетворительно».
При использованиирейтинговой системы:
·         основной акцентделается на организацию активных видов учебной деятельности, активностьстудентов выходит на творческое осмысление предложенных задач;
·         вовзаимоотношениях преподавателя со студентами есть сотрудничество и сотворчество,существует психологическая и практическая готовность преподавателя к фактуиндивидуального своеобразия «Я-концепции» каждого студента;
·         предполагаетсяразнообразие стимулирующих, эмоционально-регулирующих, направляющих иорганизующих приемов вмешательства (при необходимости) преподавателя всамостоятельную работу студентов;
·         преподавательвыступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложитьстудентам минимально необходимый комплект средств обучения, а не толькопередает учебную информацию; обучаемый выступает в качестве субъектадеятельности наряду с преподавателем, а развитие его индивидуальности выступаеткак одна из главных образовательных целей;
·         учебнаяинформация используется как средство организации учебной деятельности, а не какцель обучения.
Рейтинговая системаобучения обеспечивает наибольшую информационную, процессуальную и творческуюпродуктивность самостоятельной познавательной деятельности студентов приусловии ее реализации через технологии личностно-ориентированного обучения(проблемные, диалоговые, дискуссионные, эвристические, игровые и другиеобразовательные технологии).
Большинство студентов положительноотносятся к такой системе отслеживания результатов их подготовки, отмечая, чторейтинговая система обучения способствует равномерному распределению их сил втечение семестра, улучшает усвоение учебной информации, обеспечиваетсистематическую работу без «авралов» во время сессии. Большое количестворазнообразных заданий, предлагаемых для самостоятельной проработки, и разныешкалы их оценивания позволяют студенту следить за своими успехами, и прижелании у него всегда имеется возможность улучшить свой рейтинг (за счет выполнениядополнительных видов самостоятельной работы), не дожидаясь экзамена. Анализируяитоги опыта введения рейтинговой системы в некоторых вузах нашей страны, можноотметить, что организация процесса обучения в рамках рейтинговой системыобучения с использованием разнообразных видов самостоятельной работы позволяетполучить более высокие результаты в обучении студентов по сравнению страдиционной вузовской системой обучения.
Использованиерейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента втечение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентовпутем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызватьувеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы поструктурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровнясложности и т.д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть своипедагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебногопроцесса.
Весьмаполезным, на наш взгляд, может быть тестовый контроль знаний и уменийстудентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, взначительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большейстепени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степеньюдифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен приреализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мереиндивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий дляпрактических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяетпрогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.
Тестированиепомогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основепереоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализироватьпроцесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно впроцессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студентсам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получаетподсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.
Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированныеобучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студентусамостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролироватьуровень усвоения материала.
В заключение отметим, что конкретные пути и формы организации самостоятельнойработы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся идругих факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя,поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель — помочьпреподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельнойработы.

Библиография
1.        Государственныйобразовательный стандарт высшего профессионального образования от 17 марта 2000 г. Номергосударственной регистрации 234 экс/сп.
2.        Игнатов В.Г.,Белолипецкий В.К.Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекстистории и современность. Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр«МарТ», 2000. – 256 с.
3.        КоджаспироваГ.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательскийцентр «МарТ», 2005. – 448 с.
4.        Кукушкин В.С. Введение в педагогическуюдеятельность: Учеб. пособие /. – Ростов н/Д: МарТ, 2002. – 217 с.
5.        Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура(опыт социологического исследования) / Науч. ред. Е.М. Бабосов. – Мн.: Изд-воБГУ, 1980. – 144 с.
6.        Фаустова Э.Н. Студент нового времени:социокультурный профиль. – М., 2004. – 72 с. – (Система воспитания в высшейшколе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшегообразования / НИИВО; Вып. 4).
7.        Юшко Г.Н. Научно-дидактические основыорганизации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системыобучения: Автореф. дисс… канд. пед. наук: 13.00.08 — теория и методика профессиональногообразования / Рост. гос. ун-т. — Ростов-н/Д, 2001. — 23c.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.