Осодержании и методике лекций проблемного характера
В. Ф. МАСЛОВ, Р. С.ПАВЛОВСКИЙ
Решения XXVI съезда КПСС ориентируютпрофессорско-преподавательский состав вузов на дальнейшее улучшениеучебно-воспитательной и научно-методической работы, повышение уровня лекций иих значения в формировании у студентов научного мышления имарксистско-ленинского мировоззрения. Необходимо добиваться, чтобы лекцииносили «проблемный характер, отражали актуальные вопросы теории ипрактики, современные достижения общественного и научно-технического развития,способствовали углубленной самостоятельной работе».
Опытпреподавания в Харьковском юридическом институте показывает мне, что те лекциипо общественным паукам и правовым дисциплинам отличаются проблемным характером,эффективно способствуют повышению качества подготовки специалистов, воспитаниюих в духе беззаветной преданности Родине и Коммунистической партии, прививаютстудентам высокую политическую и нравственную культуру, чувство личнойответственности за защиту великих завоеваний социализма.
Вместе с темнеобходимо дальнейшее совершенствование учебно-воспитательнойинаучно-методической работы в институте: более широкое чтение лекций проблемнойхарактера, постоянное совершенствование их содержания и методики освещенияучебного материала.
С цельюповышения качества лекций, усиления их роли в учебно-воспитательном процессе в1982—1983 гг. в институте проведены три научно-методические конференциипрофессорско-преподавательского состава, на которых обсуждалисьорганизационно-методические вопросы чтения лекций проблемного характера.Выработанные рекомендации ориентируют преподавателей на то, чтобы лекции повсем дисциплинам носили, как правило, проблемный характер, отражали актуальныевопросы теории и практики, достижения общественного и научно-техническогоразвития, способствовали углубленной самостоятельной работе студентов. Дляэтого па кафедрах осуществляется обмен опытом чтения лекций проблемногохарактера, оказывается помощь молодым преподавателям в подготовке таких лекций,организован эффективный контроль за их содержанием, методикой изложенияучебного материала.
Приподготовке лекционного материала, изложении его в студенческой аудитории, атакже оценке качества лекций проблемного характера кафедры и преподавателиинститута исходят в основном из следующих критериев (см. схему).
Лекциипроблемного характера — один из важнейших элементов проблемного обучениястудентов. Процесс усвоения учебной информации не может быть сведен лишь к еевосприятию, запоминанию и воспроизведению. Знания, полученные студентами,становятся глубокими только в результате их собственной познавательной:активности. Формирование активности и составляет ядро проблемного обучения, впроцессе которого резко возрастает роль таких видов познавательной деятельностистудентов, как поиск ответов на проблемные вопросы, поставленныепреподавателем, исследование определенных положений теории и практики,самостоятельное составление и решение нестандартных задач, логический анализтекстов первоисточников и правовых актов, дополнительной литературы и т. п.Данная работа требует применения накопленных знаний в различных ситуациях, чемуне могут научить учебники.
В системепроблемного обучения необходимо различать проблемные лекции и лекциипроблемного характера. Лекции первого вида освещают материал лишь по конкретнымпроблемам, после того как студенты усвоили основные положения учебного курса.Они обеспечивают более углубленное изучение определенных частей того или иногопредмета. Такие лекции целесообразно читать аспирантам, студентам выпускныхкурсов, практикантам. Лекции проблемного характера — ведущая форма обучениястудентов всех курсов. В этих лекциях наряду с. изложением теоретического,нормативного и практического материала, методических рекомендаций определяетсякруг проблем, т. с. дискуссионных вопросов, недостаточно разработанных в науке,по имеющих актуальное значение для теории и практики. Однако содержаниепроблемной лекции также может носить проблемный характер.
Лекциипроблемного характера отличаются углубленной аргументацией излагаемогоматериала. Они способствуют формированию у студентов самостоятельноготворческого мышления, прививают им познавательные навыки. Студенты становятсяучастниками научного поиска и решения проблемных ситуаций, а также получают необходимуюинформацию.
Весьсовременный комплекс средств обучения, т. с. все носители учебной информациидолжны быть использованы в лекциях проблемного характера. Основой, вокругкоторой формируется материал таких лекций, являются труды классиковмарксизма-ленинизма, руководителей КПСС и Советского государства, а такжепартийные документы. Важными элементами лекций выступают законодательный и инойнормативный материал, материалы обобщений практики, учебная литература.
Лекциипроблемного характера достигают эффективности тогда, когда в них рациональнорасполагаются и взаимоувязываются теоретическая, фактологическая и методическаяинформация, содержание и решение проблем, общие выводы. Необходимо обращатьособое внимание не только на предметно-содержательную, но ипознавательно-методологическую информацию. «Лекционный материал долженстимулировать познавательные интересы студентов, развивать культуру научногомышления, формировать умение самостоятельно ориентироваться в потоке научной иполитической информации».
При подготовке лекций проблемного характеравозникает вопрос о соотношении ее содержания с программой соответствующегокурса. У преподавателя всегда есть возможность изложить все программные вопросыпо данной теме, но обычно лишь схематично, без глубокого их анализа. Поэтомупри подготовке лекций необходимо тщательно отобрать лишь основные положения ипроблемы. Остальной материал студентам целесообразно изучить самостоятельно, начто следует обратить их внимание.
Лекции проблемного характера обязательно должнывызывать у студентов познавательный интерес, иначе они теряют своюцеленаправленность. Учебная информация в лекциях не может излагаться в видеготовых выводов, которые студентам надо запомнить. Информацию можно датьпроблемно в такой последовательности: 1) постановка учебной проблемы; 2)создание проблемной ситуации; 3) решение проблемы.
Учебнаяпроблема — это вопрос, поставленный лектором, ответ на который студентамнеизвестен, но они, обладая необходимыми знаниями, могут приступить к поискуответа. Основной признак учебной проблемы — наличие в ней противоречивой.информации. Так, в учебном курсе теории государства и права проблемнымипризнаются вопросы: характеристика общего понятия государства; выявление ианализ причин возрастания роли государства в жизни современного общества;соотношение государства и государственной власти. Все еще дискуссионны:проблема научной периодизации развития социалистического государства и права,вопрос о содержании понятия «механизм социалистической государственнойвласти» и его соотношении с понятием «аппарат социалистическогогосударства». Актуальны: комплексная проблема совершенствованиясоциалистического государственного аппарата, многие вопросы, связанные смеханизмом правового регулирования в социалистическом обществе,правотворчеством, эффективностью социалистического права, и ряд других. В курсесоветского административного права в качестве учебных проблем можно предложитьследующие: соотношение административного права и административногозаконодательства; система принципов советского государственного управления;направления совершенствования административно-правового регулирования;разграничение преступления и административного правонарушения и др.
ЛЕКЦИЯПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА
/>
Основа лекции– труды классиков
Марксизма-ленинизмаи партийные документы
/>
Проблемнаяситуация — это когда студенты осознали какое-либо затруднение и потребность вего преодолении, однако путь, по которому надо идти, следует искать. Например,характеризуя основные черты административного правонарушения, преподавательпросит студентов подумать над вопросом: присущ ли рассматриваемому явлениютакой признак, как общественная опасность? Мастерство преподавателя ипроявляется в умении создать проблемную ситуацию в определенный момент лекции.Проблемная ситуация обуславливает познавательный интерес студентов, стремление(разрешить противоречие, познать (открыть, усвоить) новое. Возникновениепроблемной ситуации свидетельствует, что между преподавателем и студентомустановлен контакт. Студенты следят за изложением лекционного материала, думаютнад поставленными вопросами.Лекции как вид учебнойдеятельности
Средивсех форм учебной деятельности важнейшая роль отводится лекции, котораяодновременно является самым сложным видом работы и поэтому поручается наиболееквалифицированным и опытным преподавателям (как правило, профессорам идоцентам).
Программы,учебные планы и методические пособия по некоторым, читаемым в университетелекционным курсам
Лекция — главное звено дидактическогоцикла обучения. Ее цель — формирование ориентировочной основы для последующегоусвоения студентами учебного материала.
Лекциявыполняет следующие функции:
/> информационную(излагает необходимые сведения),
/> стимулирующую(пробуждает интерес к теме),
/> воспитывающую,
/> развивающую(дает оценку явлениям, развивает мышление).
/> ориентирующую(в проблеме, в литературе),
/> разъясняющую(направленная прежде всего на формирование основных понятий науки),
/> убеждающую(с акцентом на системе доказательств).
Незаменималекция и в функции систематизации и структурирования всего массива знаний поданной дисциплине.
Классификациялекций по целям
Вводнаялекциязнакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системеучебных дисциплин.
Налекции дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известныхученых), ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаютсяперспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важносвязать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов,целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, датьхарактеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательнымсписком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях.
Подобноевведение помогает студентам получить общее представление о предмете,ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой,знакомит с методикой работы над курсом
Информационнаялекцияраскрывает содержание темы, в соответствии с учебно-тематическим планом
Обзорнаялекция некраткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне.
Психологияобучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается,допускает большее число ассоциативных связей. В обзорной лекции следуетрассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов
Обзорно-повторительныелекции,читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретическиеположения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса,исключая детализацию и второстепенный материал.
Этоквинтэссенция курса
Классификациялекций по формам
Проблемнаялекция.Задача преподавателя — создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискамрешения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новыйтеоретический материал представляется в форме проблемной задачи.
Вее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить
Лекция-визуализация. Визуализованная лекцияпредставляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Взависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:
/> натуральные(минералы, реактивы, детали машин);
/> изобразительные(слайды, рисунки, фото);
/> символические(схемы, таблицы).
Чтениетакой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленныхвизуальных материалов, которые должны:
/> обеспечитьсистематизацию имеющихся знаний;
/> обеспечитьусвоение новой информации;
/> обеспечитьсоздание и разрешение проблемных ситуаций;
/> демонстрироватьразные способы визуализации.
Лекция- пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать емуписьменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студентыформулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, которыйв течение трех- пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинаетлекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, впроцессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподавательпроводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.
Лекцияс заранее запланированными ошибками
Лекциявдвоем — эта разновидность лекции является продолжением и развитием проблемногоизложения материала в диалоге двух преподавателей. Необходимо, чтобы диалогпреподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы,втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать своюточку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.
Критерииоценки качества открытой лекции
Требованияк лекции:
/> нравственнаясторона лекции и преподавания;
/> научностьи информативность (современный научный уровень);
/> доказательностьи аргументированность;
/> наличиедостаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований,документов и научных доказательств;
/> эмоциональностьформы изложения;
/> активизациямышления слушателей, постановка вопросов для размышления;
/> четкаяструктура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;
/> методическаяобработка — выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов,повторение их в различных формулировках;
/> изложениедоступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;
/> использованиепо возможности аудиовизуальных дидактических материалов.
Перечисленныетребования лежат в основе критериев оценки качества лекции. Узловыми критериямиоценки лекции являются:
/> содержание,
/> методика,
/> руководствоработой студентов,
/> лекторскиеданные,
/> результативностьлекции.
Содержаниелекции
1. Соответствиесодержания лекции программе и учебно-тематическому плану дисциплины;
2. Обзорсодержания предыдущей лекции, его связь с новым материалом;
3. Определитьактуальность, связь с практикой, место в системе других наук;
4. Научность,доказательность и аргументированность;
5. Информативность(соответствие современному уровню развития науки);
6. Освещениеистории вопроса, показ различных концепций;
7. Использованиепримеров из практики, ярких, эмоционально окрашенных фактов;
8. Методическиерекомендации по СРС (тема семинара, указание литературы и пр.).
Методикачтения лекций:
1. Соблюдениевнешнего и внутреннего регламента занятий (начало, конец, разделы лекции);
2. Четкаяструктура лекции и логика изложения;
3. Наличиеплана, следование ему;
4. Связьс предыдущим и последующим материалом (внутрипредметные), межпредметные связи;
5. Доступностьи разъяснение новых терминов и понятий;
6. Доказательностьи аргументированность;
7. Выделениеглавных мыслей и выводов;
8. Использованиеприемов закрепления: повторение, подведение итогов в конце вопроса, всейлекции;
9. Использованиенаглядных пособий, ТСО;
10. Применениелектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение безопорных материалов.
Руководствоработой студентов:
1. Акцентированноеизложение материала лекции, выделение темпом, голосом, интонацией, повторениемнаиболее важной, существенной информации;
2. Предоставлениепауз для записи, конспектирования; излагая лекционный материал, преподавательдолжен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект; задача лектора — дать студентам возможность осмысленного конспектирования;
3. Записина доске;
4. Демонстрациииллюстративного материала;
5. Использованиеприемов поддержания внимания (риторические вопросы, шутки, ораторские приемы);
6. Разрешениезадавать вопросы (когда и в какой форме);
7. Просмотрконспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях;
8. Контрольусвоения содержания материала;
9. Активизациямышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходелекции;
10. Поддержаниедисциплины на лекции
Лекторскиеданные:
1. Культураречи (соблюдение норм ударения, произношения, избегание жаргонизмов и пр.,стиль изложения, адекватный материалу);
2. Дикторскоемастерство: внятность, четкость артикуляции, слышимость на последних партах;
3. Экспрессивностьречи (эмоциональность, интонационное богатство, увлеченность предметом);
4. Ораторскоеискусство (главный индикатор — формирование интереса у аудитории);
5. Педагогическийтакт (уважительно отношение к студенту, отсутствие оскорблений, признание своихвозможных ошибок);
6. Внешнийвид;
7. Умениеустановить контакт.
Результативностьлекции:
/> информационнаяценность
/> воспитательныйаспект
/> достижениедидактических целей.
Поитогам проверки проведения открытой лекции преподавателем кафедры (факультета)заведующий кафедрой, декан, председатель методической комиссии факультета илииной эксперт должен заполнить Карту оценки качества проведения открытой лекции(Приложение 1). В дальнейшем Карта прикладывается к пакету документов припрохождении данного преподавателя по конкурсу на должность ППС.