СодержаниеВведениеПланирование методической работыМетодическое обеспечение методического процессаСтруктура, формы иметоды методической работыМетодический кабинет как центр методической работыОбучение и развитие педагогических кадров, повышение ихквалификацииЗаключениеСписок литературы
Введение
Успешноеразвитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки еготеории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическаядеятельность. Методическая работа– это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затрудненийпедагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждогопедагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, надостижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Цельюметодической работы в МДОУ является создание оптимальных условий длянепрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участниковобразовательного процесса. Реализация этой цели методической деятельностиосуществляется посредством организации деятельности таких организационныхструктур, как методические объединения педагогов дошкольного образования,научно-методический и педагогический совет, мониторинговой службы, а такжеактивного включения педагогов в работу по самообразованию.
На дошкольноеобразовательное учреждение в современных условиях развития нашего обществавозлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать иготовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчествокоторых будут определять социально-экономический, научно-технический инравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все болеенетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе МДОУ,в управлении образованием и в самой педагогической науке.
Задача заведующей иметодиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему,найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогическогомастерства.
Сегодня в связи снеобходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемывозрастает роль деятельности методической службы, правильная организациякоторой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальныйуровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится однимиз важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать организациюметодической работы в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.
Планированиеметодической работы
Методическая служба – этосвязующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива,государственной системой образования, психолого-педагогической наукой,передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию иреализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Методическая служба МДОУв соответствии с Законом РФ «Об образовании», ориентируясь на гуманизациюцеленаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека,общества, государства, реализуя принципы государственной политики в областиобразования, призвана обеспечить:
- достижение воспитанникомустановленных государством образовательных стандартов;
- построение образовательного стандартана основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия,уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,семье, воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основздорового образа жизни;
- адаптацию МДОУ к социальному заказу иособенностям развития воспитанников;
- светскость образования.[1]
Планированиеметодической работы в МДОУ осуществляется на аналитической основе:
ü анализ внешней среды МДОУ (учетатребований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального,районного, городского уровней);
ü анализ состояния МДОУ (уровняздоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы;уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностейродителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);
ü цели деятельности и необходимыесредства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.
Любое образовательноеучреждение существует в одном из двух режимов: функционирования или развития.
Следовательно, вдошкольном учреждении, находящемся в режиме стабильного функционирования,методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса вслучаи его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания иобучения дошкольников.
Если же коллективпредполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения илиреализация новых педагогических технологий), то это требует создание новоймодели методической работы, обеспечивающей переход дошкольного образовательногоучреждения из режима функционирования в режим развития.[2]
Во всех случаях цельметодической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностьюбудет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогическогоколлектива. Отсюда и вытекают основные задачи методической работы:
1. Обучение и развитие педагогическихкадров, управление повышением их квалификации.
2. Выявление, изучение, обобщение ираспространение передового педагогического опыта педагогов МДОУ
3. Подготовка методического обеспечениядля осуществления образовательного процесса.
4. Координация деятельности МДОУ и семьив обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
5. Координация деятельности МДОУ сучреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников иМДОУ в целом.
6. Анализ качества работы с цельюсоздания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личностивоспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Перестройка методическойработы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью датьправильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какимизнаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овладеть педагог – практиксегодня для повышения своего профессионального мастерства и квалификации.
Таким образом, нужноотметить важность оптимального выбора содержания методической работы всовременном МДОУ. Актуальность такого выбора подтверждается и результатамипрактики методической работы в дошкольных учреждениях. Чтобы преодолетьуказанные недостатки и поднять содержание методической работы на новый уровеньсовременных требований, следует проявить усилия на двух уровнях.
Во-первых, обеспечить иобосновать оптимальность выбора содержания методической работы для дошкольныхучреждений с учетом наиболее важных проблем и тенденций в развитиипрофессионального мастерства педагогов и учебно-воспитательного процесса в ДОУ;выработать проект содержания методической работы для современного дошкольногоучреждения. (Эта задача работников педагогической науки и руководящихработников органов управления образованием, научно-методических служб ицентров.)
Во-вторых,конкретизировать общие положения исходя из реальных, неповторимых условийкаждого дошкольного учреждения. (Это задача организаторов методической работы вучреждении).[3]
Основные подходы к организации методической работы в ДОУоснованы на:
- системно-деятельном подходе:понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а такжеобеспечения целостности образовательного процесса в условиях использованиявариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутреннихсвязей;
- личностно-ориентированном подходе:обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждогопедагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитиепрофессиональных и личностных качеств педагогов на примере зам. зав. по BMP истаршего воспитателя;
- дифференцированном подходе: учетеуровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов впостроении системы методической работы в ДОУ;
- подход свободного самоопределения:свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путейсамореализации;
- мотивационно-стимулирующий подход:использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
- коррекционный подход: своевременномустранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин,их вызывающих.
Сегодня существуетпроблема низкой эффективности методической работы во многих МДОУ. Основнаяпричина – формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным,случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманныхприемов и способов организации воспитания и образования.
Методическая работадолжна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всеговоспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениямипедагогической и психологической науки. Методическоеобеспечение методического процесса
Одним изстержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическоеобеспечение методического процесса. С этого начинается организация методическойработы в любом МДОУ.
Программно-методическийкомплекс дошкольного учреждения отбирается с учетом ориентации на государственные требования,нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетноенаправление), особенности и законы психического развития детей, спецификупедагогического и детского коллективов, определяющих возможность ицелесообразность каждой программы и технологии.
Через органсамоуправления МДОУ – педсовет для осуществления образовательного процессаутверждается программа, наиболее способствующая условиям отбора методическогообеспечения.
Такимобразом, воспитательно-образовательный процесс во всех группах МДОУосуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальнымзаказом и видом МДОУ.
Методическоесопровождение программы подбирается с учетом соответствия временным требованиямк содержанию, методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста,основного и дополнительного образования, осуществляемого в МДОУ, единстваконцептуальных основ комплексной и парциальных программ, а также методик итехнологий, их реализующих.
Результативностьвоспитательно-образовательного процесса в МДОУ зависит и от созданий условийдля его реализации. Это обуславливает следующие направленности методическойработы:
1.Организация развивающей предметной среды в МДОУ, соответствующей содержаниюпрограммы, интересам и потребностям детей разного возраста:
- разработка методических рекомендацийпо организации предметно-развивающей среды МДОУ;
- обеспечение подбора игрушек, игр,пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;
- активизация педагогов в разработкеатрибутов и методических пособий.
2. Соотнесениесодержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и временными(примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детейдошкольного возраста:
- формирование банка данных овыполнении программы, ее отдельных разделов;
- анализ выполнения Временныхтребований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ;
- анализ исполнений решений педсоветов,медико-педагогических совещаний.
3. Обновлениесодержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии ссовременными требованиями.
4. Разработкарежима дня, сетки занятий, графики работы кружков для каждой возрастной группы.
5. Отслеживаниебаланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельнойдеятельности воспитанников.
Структура,формы и методы методической работы
Методыметодической работы – этоупорядоченные способы деятельности по достижению целей.
Форма – это внутренняя организациясодержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающаясистему его компонентов и устойчивых связей.
По формамметодическая работа делится на групповые и индивидуальные.
К групповымформам относятся: участие педагогов в методических объединениях города, района,МДОУ; организация теоретических и научно – практических конференций; педсоветы.
Киндивидуальным относятся индивидуальные консультации, беседы, наставничество,взаимопосещения, самообразование.
Необходимоучиться искусству беседы, её универсальный характер основывается на том, что влюбой беседе участники должны искусно приспособиться друг к другу независимо оттого, о чем идет речь.
Для тогочтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходиморуководствоваться:
- целями и задачамиМДОУ;
- количественным икачественным составом коллектива;
- сравнительнойэффективностью форм и методов работы;
- особенностямиобразовательного процесса;
- материальными,морально-психологическими условиями в коллективе;
- реальнымивозможностями;
- передовым опытоми научными рекомендациями.
Наиболееэффективными формами организации методической работы являются:
- педсовет;
- семинары, семинары-практикумы;
- открытые просмотры эффективны;
- медико-педагогические совещания;
- консультации;
- работа творческой группы.
Внешнееповышение квалификации происходит:
- за счет посещения курсов повышенияквалификации;
- обучение в учебных заведениях;
- участие в работе методическихобъединений района.
Внутреннее повышениеквалификации происходитза счет разнообразных форм методической работы с педагогами в МДОУ:
- участие в работе совета педагогов;
- обучение на семинарах исеминарах-практикумах;
- консультирование и др.
Вметодической работе особое место отводится принципуиндивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельностивоспитателей и специалистов. В современных условиях методическая работа скадрами должна строиться на диагностической основе, с учетом запросов каждогопедагога.
Осуществлениеиндивидуально-ориентированной методической работы позволяет развиватьтворчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого вактивную профессиональную деятельность.[4]
В сфереметодической работы представлен комплекс взаимосвязанных форм сотрудничествапедагогического коллектива с родителями.Методический кабинет как центрметодической работы
методическийдошкольный воспитание педагог
Методическое обеспечениеявляется важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призваноподдерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать егообновлению.
Многие педагоги, особенноначинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытныхколлег, заведующей, методиста ДОУ, специалистов различных областей знания. Внастоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативнуюсистему образования, необходимостью учитывать многообразие интересов ивозможностей детей.
Центром всей методическойработы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль воказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспеченииих непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта,повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.Методический кабинет – это копилка лучших традиций дошкольного учреждения,поэтому задача зам. зав. по ВМР – сделать накопленный опыт живым, доступным,научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организоватьработу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем,как в своем рабочем кабинете.
Методический кабинетдошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям какинформативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечениемотивации и активности в развитии.
Реализация информационно-аналитическойфункции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинетеформирование информационного банка данных, где определяются источники,содержание, направленность информации (см. табл. 1).
Таблица 1. − Банкинформации МДОУБанк внешней информации Банк внутренней информации
1. Нормативно-правовые документы Законодательства РФ;
2. Организация методической работы в дошкольном учреждении;
3. Развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения;
4. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и школой;
5. Информация периодических изданий дошкольного образования.
1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МДОУ;
2. Планирование деятельности МДОУ;
3. Организация и руководство образовательной деятельности МДОУ;
4. Контроль и регулирование образовательной деятельности МДОУ.
Вметодическом кабинете МДОУ постоянно должны действовать выставки, а такжепредставлены материалы, отражающие мастерство педагогов (материалсеминаров-практикумов; план – график повышения квалификации педагогов; планаттестации педагогических кадров; передовой педагогический опыт и т.д.)
Такимобразом, в рамках выполнения основных задач методической работы методическийкабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческойлабораторией для педагогов и родителей.
Информированиепедагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достиженияхнауки и практики.
Своевременноеинформирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке ипередовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образованияявляется важным условием высокой результативностивоспитательно-образовательного процесса.
Повышениеинформированности педагогов способствует установке единой педагогическойстратегии развития МДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется черезосновной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсомразвития коллектива в МДОУ.Обучениеи развитие педагогических кадров, повышение ихквалификации
Задачуобучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управленииметодической работой. При этом традиционная система информирования и обученияпедагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она ориентирована наколлектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развития педагогов,повышение их квалификации должна строится дифференцированно, чтобы былизадействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующиеличностные и профессионально-нравственному развитию.[5]
Важнейшимусловием, обеспечивающим дифференцированный подход в работе с пед. кадрами,является анализ кадрового обеспечения.
Наиболееэффективными являются следующие формы повышения профессионального уровня:курсовая подготовка; участие в работе творческих групп, клубов; участие вметодических объединениях.
Зам. зав. повоспитательной и методической работе организует и контролирует работу педагоговпо самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации, и помогаетвыбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.
На первомэтапе осуществляется предварительное детальное и всестороннее изучение опытапедагога. Только совокупность использования различных методов исследованияопыта (наблюдение и анализ образовательного процесса, беседы с воспитателем идетьми, анализ педагогической документации, проведение экспериментальнойработы) позволит объективно оценить и рекомендовать его как передовой.
На второмэтапе ППО обобщается, т.е. описывается. Существует алгоритм описания ППОкомплексом ИПМ (информационно-педагогический модуль: сообщение, запись пед. информации[6]).
Третьимэтапом являетсяраспространение и внедрение ППО. В рамках МДОУ этому способствуют такие формыработы как педагогические чтения, открытые просмотры, взаимопосещения, выставкии т.д.
Заключение
Изучив особенности организацииметодической работы в МДОУ, можно отметить, что педагог занимает ключевуюпозицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств ипрофессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-занедооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потомузадача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли быреализовать свой творческий потенциал.
Реальными возможностямидля решения этой задачи в системе дошкольного образования обладает методическаяслужба
В условиях современного социума организация методическойслужбы должна начинаться с поиска новых идей и современных технологийорганизации методической работы. Она нуждается в четковыстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование,организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.
Результатом методической работы в МДОУ должны стать:
— обновление содержания образования и улучшение качестваобразовательного процесса;
— пополнение и расширение запаса психолого-педагогическихзнаний;
— оценка, анализ, диагностика результата педагогическоготруда;
— конструирование педагогического процесса на основесистемного анализа;
— формирование банка данных по обмену педагогическим опытом.
Списоклитературы
1. Багаутдинова С.Ф. Особенностиметодической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2004. – №3. −С. 82-85.
2. Волобуева Л.М. Активные методыобучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. − №6. – С.70-78.
3. Липчанская И.А. Контрольфункционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера,2009.
4. Маркова Л.С. Управленческаядеятельность руководителя социального учреждения. − М., 2005.
5. Никишина И.В. Диагностическая иметодическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград,2007.
6. Фалюшина Л.И. Управление качествомобразовательного процесса в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2009.