Реферат по предмету "Педагогика"


Поощрение и наказание как методы педагогического стимулирования школьников

Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика поощрения и наказания какметодов педагогического стимулирования деятельности школьников
1.1 Виды и формы поощрения и наказания
1.2 Характеристика основных форм поощрения и наказания школьников
Глава 2.Использование методов поощрения и наказания вучебно-воспитательном процессе
2.1 Технология применения поощрения и наказания
2.2 Педагогический такт
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время, вопрос о применении поощрения и наказанияявляется очень актуальным, поскольку значение поощрений и наказаний в системе воспитательныхвоздействий весьма локально, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств,которые нужны повседневно и на каждом шагу. Однако большинство педагогов употребляютих, в качестве доминирующих, не учитывая тот факт, что на сегодняшний день теорияи практика воспитания располагает богатейшим арсеналом различных методов и приемов.Но, не смотря на такую популярность и очень широкое распространение методов поощренияи наказания, педагоги зачастую или не правильно используют эти методы или недостаточнопродуманно и, следовательно, в лучшем случае это не эффективно в педагогическомотношении, а в худшем может привести к неисправимой ошибке, за которую порой ребенокрасплачиваться всю жизнь.
Причина такого положения в том, что в нашей педагогической теориинет ясного понимания сущности поощрения и показания как воспитательных средств.Порой к наказаниям относят лишь воздействие грубым насилием, оскорбление личногодостоинства ребенка, а к поощрениям — только награды, подарки, премии. Иногда же,напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием.Естественно, наличие таких крайних и взаимоисключающих подходов в теории отрицательносказывается и на практике использования поощрений и наказаний.
Хотелось бы также отметить, что в наши дни среди воспитателейи широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощренийи наказаний в воспитании детей. Одни считают, что необходимо как можно чаще наказыватьи как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения,наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказыватьне надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитаниевообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. Вполне возможно, например,в течение дня, а иногда и целой недели работать с классом, не используя поощренийи наказаний.
Будучи в целом незначительными «деталями» многосложноговоспитательного «механизма», поощрения и наказания в определенных ситуацияхприобретают решающее значение
Таким образом, исходя из темы, объектом изучения в данной работеявляются методы педагогического стимулирования. А предметом исследования: поощрениеи наказание как методы педагогического стимулирования.
Соответственно целью данной работы является изучение методикииспользования поощрений и наказаний как способов стимулирования деятельности школьниковв учебно-воспитательном процессе.
Следовательно, задачами курсовой работы являются:
1. Изучение педагогической, психологической и методической литературыпо исследуемой проблеме.
2. Формирование общего понятия о поощрении и наказании как методахпедагогического стимулирования деятельности школьников.
3. Рассмотрение использования поощрения и наказания в педагогическойдеятельности.
4. Подведение общих итогов проведенного анализа по данной теме.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, чтоона может быть использована в качестве методического пособия студентами высших педагогическихучебных заведений, а также начинающими педагогами — практиками.
В первой части первой главы была проанализирована общая характеристикапоощрения и наказания как методов педагогического стимулирования деятельности школьников,подробно рассмотрена классификация видов и форм поощрений и наказаний, а также иххарактерные признаки и особенности. Во второй части первой главы были проанализированынаиболее типичные конкретные формы сначала поощрения, затем наказания, используемыхдля стимулирования деятельности учащихся, а также механизм их действия и оказываемоевлияние на учащихся.
Во второй главе были рассмотрены условия, а так же технологияприменения поощрений и наказаний, общие правила, которыми следует руководствоватьсяпри решении вопроса о целесообразности использования поощрения и наказания. Проанализированвопрос о значимости педагогического такта при использовании средств педагогическоговоздействия в ходе учебно-воспитательного процесса.
Глава 1. Общая характеристика поощрения и наказаниякак методов педагогического стимулирования деятельности школьников1.1 Виды и формы поощрения и наказания
Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостреннымнаконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивыхживотных. Как видно, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию.Но что делать, если человек, как и животное, нуждается в постоянных стимулах, однииз которых он черпает из внутренних источников, находит внутри себя, а другие создаютсявнешними силами.
В настоящее время, под методами стимулирования деятельности иповедения понимаются методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленныена побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительноймотивации поведения. Прямое и непосредственное назначение стимулов — ускорять или,наоборот тормозить определенные действия.
Поощрение и наказание как методы стимулирования человеческойдеятельности являются не только самыми известными среди древних методов воспитания,но и наиболее распространенными и широко употребляемыми в настоящее время.
Поощрение — это стимулирование положительных проявленийличности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствияи радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляетположительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительныхэмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой на работу(пусть даже трудную) повышает ответственность.
Наказание-это метод педагогического воздействия, которыйдолжен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативныепроявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувствавины, стыда и раскаяния. Содержанием наказания в старой школе было переживание страдания.Даже такой известный во многом педагог прошлого века, как Н.И. Пирогов, будучи попечителемКиевского округа, по учебным заведениям, выдвигал в целях " воспитания законности"систему физических наказаний, в том числе и порку, за что, был, подвергнут уничтожающейкритике Н.А. Добролюбовым.
До мельчайших подробностей была продумана система наказаний встарой прусской школе. Для нее характерно полное игнорирование индивидуальных особенностейребенка, причин побудивших тот или иной поступок.
Однако многие выдающиеся педагоги прошлого выдвигали идею о том,что «истинное» воспитание — это воспитание без наказаний и наград, этосвоего рода идеальна гармония взаимоотношений учителя и ученика, в едином порывестремящихся к познанию добра и красоты. Такова была точка зрения великого русскогопедагога К.Д. Ушинского.
Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиальноновое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм»действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса,был А.С. Макаренко.
Главный смысл наказания А.С. Макаренко видел в том, что оно должно«разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов».
Говоря в целом, поощрения и наказания — это совокупность средстврегулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которойэти отношения должны быть заметно и быстро изменены.
Обычно понятия поощрения и наказания воспринимаются как антиподы.Между тем смысловая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Если, например, сравниватькоренные значения слов «поощрение» «наказание» лишь в некоторыхевропейских языках (русском, украинском, немецком, французском, английском), тонетрудно заметить, что одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напортиввесьма сближаются. Так, например, «поощрение» означает «одобрение»,«содействие», «ускорение», «придали храбрости»,«стимулирование» и т.п. «Наказание», в свою очередь, означает«наставление», «выговор», «обременение», кару",«требование», «штраф», «стимулирование». В этимологииэтих понятий есть и общее значение стимулирования, что помогает, видеть их единствов воспитательном процессе.
Увидеть единство и неразрывность понятий поощрение и наказаниепозволяет так же существующая общая классификация видов и форм этих методов, несмотряна то что, казалось бы, что общего могут иметь виды и формы этих двух абсолютноразных методов. Главным признаком, по которому дается общая классификация видови форм поощрения наказания, является способ стимулирования и торможения деятельностидетей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку выделяют следующиевиды поощрения и наказания:
1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правахдетей.
2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в ихобязанностях.
3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.
Внутри каждой из этих групп поощрений и наказаний большое разнообразиеформ их использования, однако, их тоже можно подразделить на следующие основныеформы:
а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике«естественных последствий»;
б) традиционные поощрения и наказания;
в) поощрения и наказания в форме экспромта.
Так же следует учитывать то, что данная классификация, как илюбая другая, в значительной мере условна. Как правило, в практике воспитания иобучения детей виды и формы поощрения и наказания не выступают в «чистом виде»,а определенным образом сочетаются в тех или иных конкретных педагогических ситуациях.Значение данной классификации в том, что она помогает при анализе сложных ситуаций,позволяет педагогам в каждом конкретном случае выбирать такие виды и формы поощренияи наказания, их сочетания, которые наилучшим образом стимулируют и корректируютдеятельность школьников.
Рассмотрим подробнее особенности каждого из видов поощрения инаказания: например, положительное значение поощрение путем расширения правшкольника в том, что оно способствует развитию элементов самостимуляции, формируетответственное поведение, самоконтроль. В качестве поощрения может выступать такжеи расширение обязанностей, в частности трудовых. Известно, что дошкольникии младшие школьники, как правило, с удовольствием выполняют различные трудовые поручения.
Регулирование прав и обязанностей учеников с успехом может использоватьсяи в качестве наказания. При этом в зависимости от конкретной ситуации, используетсякак ограничение прав и обязанностей, так и наложение дополнительных обязанностей.
Полезно сравнить поощрения и наказания связанные с регулированиемправ и обязанностей воспитанников, по степени возрастания элементов самостимуляциив них: в наименьшей степени требуют от школьников проявления инициативы поощренияи наказания путем назначения дополнительных обязанностей. Ожидаемые педагогами действияи поступки учащихся здесь относительно жестко запрограммированы. Поощрение путемрасширения прав уже в большей степени рассчитаны на развитие элементов самостимуляции.То же следует сказать и о наказаниях, связанных с ограничением прав. Наказания,осуществляемые путем ограничения тех или иных прав, в целом отвечают более высокойступени развития коллектива школьников, нежели наказания, осуществляемые путем наложениядополнительных обязанностей.
Как правило, в определенных ситуациях одобрение, похвала, закрепляясьв официальном решении педагогов или школьного коллектива, становятся поощрением.Обычно это находит выражение в объявлении благодарности, присуждении различногорода грамот, переходящих кубков. В свою очередь, и осуждение, официально выраженноев форме замечания, выговора, является одним из распространенных методом в практикенаказаний. Наказание с помощью морального осуждения, будучи правильно используемыми,могут иметь значение весьма эффективных мер стимулирования. Неправы те педагоги,которые видят в подобных наказаниях лишь «нудное морализование», своегорода проявление педагогического бессилия. Здесь дело не в самих наказаниях такогорода, а том, как педагоги и коллектив умеют ими пользоваться.
Применение поощрения и наказания, с посредством моральныхсанкций, целесообразно главным образом в развитом школьном коллективе, обладающемопределенными традициями и сильным общественным мнением, по отношению к таким ученикам,уровень сознательности которых достаточно высок, чтобы правильно реагировать напоощрение и наказание такого рода.
Проанализировав основные виды поощрения и наказания, рассмотримтеперь основные формы использования этих средств педагогического стимулирования.
Простейшей логикой установления связи между деятельностью школьников,их отношением к своим правам и обязанностям и использованием поощрений и наказанийявляется логика «естественных последствий». Поощрение и наказание пологике «естественных последствий» диктует необходимость примененияпоощрений и наказаний сразу же вслед за обусловившими их действиями ученика. Этопростейшая форма использования средств педагогического стимулирования в тех немногочисленныхслучаях, когда вязь между поведением ребенка, его отношением к своим обязанностями той или иной мерой поощрения или наказания является действительно естественной,а справедливость самой меры очевидна, то такие меры могут приносить ожидаемый эффект.
Особенность традиционных мер поощрения и наказания в том,что они чаще, чем поощрения и наказания по логике «естественных последствий»,становятся формой использования различных моральных санкций. К примеру, такие санкции,как объявление благодарности, вручение наград или подарков или же, напротив выговор- все это традиционные поощрения и наказания. При использовании традиционных поощренийи наказаний педагоги и детский коллектив выбирают такой момент, который будет способствоватьполучению наибольшего положительного эффекта.
Момент экспромтности, неожиданного, острого решения можетиметь место и при использовании поощрений и наказаний по логике «естественныхсвязей», и при применении традиционных мер. Выделение экспромта, как отдельнойформы, а не частного случая двух выше изложенных форм поощрений и наказаний основываетсяна том, что поощрение и наказание в форме экспромта всегда неповторимы, строго индивидуальны.Будучи использованными один лишь раз и принеся определенный эффект, они не могутбыть закреплены с помощью традиции. Использование поощрений и наказаний в формеэкспромта диктуется чаще всего такими обстоятельствами, когда надо в яркой формевоздействовать на общественное мнение коллектива, чтоб зафиксировать сознание воспитанниковна каком-то внешне незначительном факте, имеющим, тем не менее, принципиальное значение.
1.2 Характеристика основных форм поощрения и наказанияшкольников
Рассмотренная классификация видов поощрения и наказания во многомусловна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этихметодов стимулирования. Назначение этой классификации — помочь разобраться в многообразииреальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с тем педагогу необходимознать о наиболее типичных и конкретных формах поощрения и наказания, используемыхдля стимулирования деятельности учащихся. При этом необходимо иметь в виду, чтота или иная форма этих методов, связывается с поступком школьника не непосредственно,а через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, составляющих даннуюситуацию.
Рассмотрим вначале основные формы поощрения — это одобрение,похвала, награждение, благодарность, предоставление почетных или дополнительныхправ, присвоение различных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании.
Одобрение — простейшая форма поощрения. Одобрение воспитательможет выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников,коллектива, одобрением перед классом, учителями или родителями. Уважение, довериевселяют в него уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.
Похвала — это устное поощрение. Похвала так же являетсяпростейшей формой поощрения, она сконцентрирована на конечном продукте, успешномзавершении ребенком чего-либо. Поощрение похвалой возможно при заинтересованномотношении к успехам и неудачам воспитанников. Она так же как и одобрение вызываетв ребенке положительные эмоции и стремление к более высоким достижениям и результатам.
Из поощрений, связанных с моральными санкциями, так же следуетотметить благодарность — коллективную и индивидуальную. В развитом коллективеблагодарностью обычно отмечается проявление учащимися инициативы, самостоятельности,творческого отношения к порученной работе. Благодарность оформляется в виде запискив дневнике, похвальными грамотами или листами.
Присуждение почетного места в соревновании — широко используемаяформа поощрения. Это могут быть и места лучших классов, параллелей и места спортивныхкоманд, различных кружков и творческих объединений. При правильно организованномсоревновании различные по своим личностным качествам дети и подростки могут проявитьсебя с лучшей стороны. Или с той стороны, которую либо никто не замечал среди педагогови других учащихся, либо ребенок по каким-то внутренним или внешним причинам не мограскрыть раньше. При этом достигнутые успехи будут способствовать не только укреплениюуверенности в себе и своих силах, но стимулировать ребенка к более высоким результатам.
При проведении соревнований важно иметь в виду, что соревнованиев школе ни в коем случае не должно копировать форм соревнования в коллективах взрослых.И присуждение почетных мест в соревновании тоже должно производиться с учетом возрастныхи индивидуальных возможностей детей, усилий приложенных ими для достижения тогоили иного результата, а главное — организация школьных коллективов на основе взаимнойпомощи, дружеской взаимной выручки и учебы.
Присуждение почетных мест в соревновании сопровождается индивидуальнымии коллективными наградами — премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами.Такого рода поощрения вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительныеэмоции, дающие коллективу длительные стимулы, так как они не только венчают длительныйи упорный труд, но и свидетельствуют и достижении нового, более высокого уровня.Награждать надо торжественно, при всех учениках, педагогах, родителях: это значительноусиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.
К формам коллективного и индивидуального поощрения так же относитсяпоручение почетных обязанностей. В школе это может быть поручение обязанностейлаборанта, ассистента учителя, дежурного пользующегося теми или иными правами. Этопоощрение воспринимается школьниками как оказание высокого доверия к ним и признаниеих самостоятельной личностью, поэтому эта форма поощрения воспринимается весьмаположительно и высоко ценится не только подростками, но и учащимися старших классов.Формой поощрения является и предоставление дополнительных прав. В качестве индивидуальногопоощрения это нередко связывается с присвоением различных почетных званий. При этомнеобходимо иметь в виду то, что предоставление дополнительных прав может приводитьк противопоставлению отдельных ребят коллективу.
Обратимся к характеристике наиболее употребительных и оправданныхформ наказания: наиболее распространенной формой наказания является замечаниеучителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требованийпедагога, правил для учащихся. Оно делается в вежливой, но официальной категорическойформе и осуществляется обычно с помощью прямого непосредственного требования. Разумеется,форма замечания может быть и несколько иной, менее официальной особенно в младшихклассах. Однако безлично — негативные замечания, которые порой делают некоторыеучителя, повышают в раздражении голос и, приходя в состояние крайней нервозности,приносят обычно больше вреда, чем пользы.
В отдельных случаях педагогом может быть использована такая форманаказания, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразнов младших и подростковых классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам.Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе вниманиевсего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись,что до него дошел смысл наказания, учителю следует незамедлительно посадить егода место. Ошибку совершают учителя, которые ставят ученика возле парты порой надолго,а иногда ухитряются, поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся,держать их так до самого конца урока.
Не говоря уже о том, что для ребенка такое длительное стояниепопросту вредно, утомляет его, наказание, превращаясь в своеобразное унижение, вызываетестественный протест. Удаление из класса возможно лишь в случае явного, открытого,демонстративного неподчинения ученика требованиям учителя, когда ученик ведет себявызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим одноклассникам, когда педагогчувствует, что ему обеспечена поддержка общественного мнения класса. К сожалению,надо признать, что в значительной части случаев, когда эта форма используется, ееприменение не диктовалось такой жесткой необходимостью, а было вызвано раздражениемучителя, его неумением предусмотреть конфликт, иногда — нетактичным обращением кученику.
Однако и в том случае, когда удаление из класса действительнонеобходимо и учитель сумел спокойно, но вместе с тем твердо и уверенно осуществитьэту форму наказания, ему необходимо иметь в виду, что наказание не завершено. Чтобыисчерпать конфликт, необходимо, в зависимости от конкретной ситуации, так пли иначезавершить наказание уже после урока. Иногда педагог, находясь в состоянии злости,провожает удаляемого сакраментальной фразой: «Больше на мои уроки не приходи!.»Трудно сказать, какой из следующих «педагогических» маневров хуже: тотли, когда учитель преспокойно ведет дальнейшие уроки, не обращая внимания на то,что наказанный действительно перестал посещать класс, или тот, когда он из урокав урок неумолимо показывает несчастному, провинившемуся на дверь.
Весьма серьезная форма наказания — выговор. Смысл выговора- в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данногонаказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записив дневнике (хотя это и необходимо) или в приказе по школе. Если выговором завершаетсяострое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре илипедагогическом совете, с участием его друзей и одноклассников эта форма наказаниястановится весьма сильной.
Для того чтобы у детей формировалось убеждение, что выговор- это очень серьезная форма наказания, ни в коем случае не следует объявлять выговор«для острастки», как порой, к сожалению, случается.
Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершатьсявыговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлениемдисциплинарной записи в дневник. Такая запись не должна отражать эмоциональной взвинченностиучителя, а содержать лишь осуждение, выраженное в сдержанной, официальной форме.
Исключение из школы или перевод в другой класс как однаиз форм наказаний является самой жесткой, однако ее целесообразность, мягко говоря,вызывает сомнения. Так как в действительности перевод в другой класс и тем болеев другую школу оправдывает себя редко, и делать это надо лишь в том случае, еслиесть достаточная обоснованная уверенность, что это наказание принесет реальный воспитательныйэффект. Бывают случаи, что директора двух — трех расположенных недалеко друг отдруга школ заключают между собой что-то вроде негласного сепаративного «договора»:ты ко мне переведешь — я к тебе переведу, он к тебе, я к нему и так далее. Гласноерешение вопроса на совместном совещании администрации, общественных организаций,учителей обеих школ — вот единственно возможный путь для педагогически целесообразногорешения подобной ситуации.
Наряду с предусмотренными официальными документами, в школахиспользуются и такие педагогически целесообразные формы наказания, применение которыхсвязано с традициями, особенностями конкретных коллективов. Используется, в частности,такая форма, как поручение дополнительных трудовых обязанностей.
Другой формой наказания, также обусловливающей регулированиеправ и обязанностей ученика, является отстранение на какое-то время от работы,от участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой формыцелесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности,дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими одноклассниками.
Заканчивая главу, хотелось бы сказать, что мы сосредоточили вниманиена наиболее основных видах и формах поощрения и наказания, которые наиболее частоиспользуются в качестве методов стимулирования деятельности школьников.
Глава 2.Использование методов поощрения и наказанияв учебно-воспитательном процессе2.1 Технология применения поощрения и наказания
Возьмем любую педагогическую ситуацию. Будучи определенной совокупностьюотношений (между педагогом и учащимися, внутриколлективных отношений, отношенийучащихся к организуемой деятельности, к самим себе — их внутренних психических состояний),любая ситуация представляет собой как бы «срез», частичный или полный,учебно-воспитательного процесса, своего рода моментальный фотографический снимок.Если зафиксировать буквально через минуту еще один «срез» и сравнить их,то можно будет заметить изменения, порой весьма существенные, в характере отношений,составляющих сущность данной ситуации. Чем определяются эти изменения?
Разумеется, большое значение имеет организация коллектива учащихся,в частности развитие в нем самоуправления. Очень важную роль играет сама системаработы по идейно-нравственному убеждению детей и подростков. Однако влияние этихфакторов на развитие конкретной педагогической ситуации бывает, как правило, опосредованным,сказывается через какое-то время. Условием, непосредственно и сразу изменяющим ситуацию,является педагогическое воздействие. Именно педагогическое воздействие, понимаемоекак совокупность воздействий педагогов, школьного коллектива и элементов самостимуляции,непосредственно определяет динамику воспитательного процесса в каждый данный момент.
Назначение поощрения и наказания как средств педагогической коррекции,осуществляемой в системе воздействия, заключается в том, что бы поддержать развитиеучебно-воспитательного процесса в соответствии заданным направлением. Спецификасамого явления педагогической коррекции состоит в следующем. Благодаря воздействиям,осуществляемым в различных формах педагогического требования, складывается определенныйстереотип взаимоотношений. Стереотипность привычность этих взаимоотношений обладаютбольшой устойчивостью. Именно поэтому в ситуациях, диктующих необходимость внесенияопределенных быстрых изменений в характер этих взаимоотношений, действий в формахпедагогического требования оказывается недостаточно, и используются соответствующиепоощрения и наказания.
Воздействия, осуществляемые в различных формах перспективы, формируютопределенные отношения воспитанников к различным видам деятельности, организуемойпедагогами. Стереотипы этих отношений характеризуются определенными правами и обязанностямидетей и подростков в тех видах или иных видах деятельности. И опять-таки, для тогочтобы внести заметные изменения в эти отношения, бывает необходимо использоватьсоответствующие поощрения и наказания.
Наконец, важнейшим регулятором, определяющим устойчивое отношениетого или иного школьника к самому себе, его психическое состояние, является воздействиеобщественным мнением коллектива. Это большая нравственная сила, которая при правильномруководстве способна творить настоящие чудеса. И здесь также бывают ситуации, вкоторых надо добиться резкого изменения отношения учащегося к своему поведению,а, следовательно, изменения общественного мнения коллектива. Условием этих измененийтакже являются отвечающие их особенностям поощрения и наказания.
Говоря в целом, поощрения и наказания — это совокупность средстврегулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которойэти отношения должны быть заметно и быстро изменены.
Несмотря на кажущуюся простоту методы поощрения и наказания требуютсоблюдение определенных условий, тщательного анализа ситуации и известной осторожности,определяющих эффективность этих методов. То есть существует определенная технологияприменения поощрений и наказаний. Легко установить, что означает слово «технология»,образованное от латинских слов «техне» — искусство, мастерство, ремеслои «логос» — наука. До последнего момента «интеллектуальные производства»,в числе которых и воспитание человека, обходились без понятия технологии. Современнаяпедагогическая теория, «созревшая» для технологического подхода в воспитании,признает его целесообразность и рационализм.
В производственном процессе технология — это система предложенныхнаукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченнымрезультатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества икачества. Все современные производства основываются на технологиях. Технология- концентрированное выражение достигнутого уровня производства: то есть это и способ,и результат внедрения научных достижений. Перед тем как перейти непосредственнок технологии применения поощрения и наказания рассмотрим общие правила, которымиследует руководствоваться при решении вопроса о целесообразности поощрения и наказания:
Во-первых, анализ конкретной ситуации должен подсказывать педагогунеобходимость внесения таких корректив во взаимоотношения с данным воспитанником,в его права и обязанности, которые могут быть достигнуты лишь с помощью поощренияили наказания.
Во-вторых, планируемым воспитательным результатом использованияпоощрения или наказания должно быть известное движение школьника в целом нравственномотношении. Помочь ребенку, подростку выбрать правильную линию поведения в сложнойситуации — вот основное назначение поощрения и наказания как средств педагогическогостимулирования.
В-третьих, по своему содержанию и характеру поощрение и наказаниедолжны отвечать содержанию и характеру тех педагогических требований, которые являютсянаиболее существенными для работы с данной возрастной категорией воспитанников,с данными конкретными детьми.
Теперь перейдем к рассмотрению технологии использования поощренияи наказания. Проанализируем сначала технологию применения поощрения.
Длительный опыт использования метода показывает, что неумениеили избыточное поощрение может приносить не только пользу, но вред воспитанию. Учитывается,прежде всего, психологическая сторона поощрения, его последствия.
1.Учет мотива действия — поощряя, педагоги должны стремиться,чтобы поведение учащегося мотивировалось и направлялось не стремлением получитьпохвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами. Поощрениедолжно толкнуть ребенка к совершению усилий, дать толчок к новым усилиям, а затемсама деятельность, сами трудовые и умственные усилия должны стать ведущим стимулом,при этом постепенно решающее значение начинает приобретать сознание общественнойполезности тех или иных дел, нужности их как коллективу так, так и самому себе.То есть необходимо, чтобы происходило поэтапное развитие мотивов деятельности: переходвнешних стимулов во внутренние.
2. Поощрение требует личностного подхода. Поощрения заслуживаютне только ребята, добившиеся определенного успеха или результата, но и те, кто проявлялвысокие нравственные качества — трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогаядругим, хотя и не добился выдающихся личных успехов. Необходимо суметь вовремя заметитьне только результат, но и саму личность школьника с учетом всех внутренних и внешнихобстоятельств, обратить внимание на то, что школьник, может быть, приложил все своиусилия, проявил трудолюбие, усердие и ответственность к предложенному заданию, нов силу каких то причин не смог добиться значительных успехов. Поощряя, положительныекачества учеников, воспитатель вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремленностьи самостоятельность, желание преодолеть трудности. Воспитанник, оправдывая оказанноедоверие, преодолевает свои недостатки.
3. Выбирая поощрения, важно найти меру. Поощрение должноотвечать наличию определенной ситуации, поэтому оно должно соответствовать заслугамвоспитанника, его индивидуальным особенностям, достойную воспитанника. Ведь ещенеумеренные похвалы приводят к зазнайству, к переоценке своих реальных возможностейи заслуг.
4. При использовании поощрения необходимо учитывать тот факт,что выделение одного из школьников (или группы школьников) из общей массы, можетпривести к противопоставлению их всем остальным членам коллектива, а так жек расслоению учащихся на группы «лучших» и «худших», и как следствиеможет возникнуть личная неприязнь или разгореться конфликт.
5. Пожалуй, главное в нынешнем школьном воспитании — соблюдатьсправедливость. То есть поощрение должно начинаться с ответа на вопросы — кому,сколько и за что. При этом необходимо иметь в виду, что понимание справедливостизависит от конкретных условий и не является каким-то навсегда данным, внеисторическим.А так же учитывать тот факт, что в зависимости от возраста детей их индивидуальныхособенностей, уровня воспитанности их представления о справедливости могут бытьвесьма различными и далеко не всегда совпадающими с представлениями педагогов. Поэтому,решая вопрос о поощрении, нужно чаще советоваться с воспитанниками. Потому что еслиобщественное мнение коллектива не разделяет мнения воспитателя о необходимости поощритьтого или иного школьника, то само поощрение может превратиться для него в худшееиз наказаний.
Явления такого рода, своеобразные «метаморфозы» поощренийи наказаний наблюдаются и в зависимости от меняющегося отношения детей к деятельности,организуемой педагогами.
Также велико значение самооценки школьников при использованиипоощрения, внутреннего состояния ребенка. По этому поводу можно привести интересныйпример, когда мальчику, выполнявшему с группой своих одноклассников задание и несправившемуся с ним, сказали, как и всем остальным, что он молодец, и дали ему конфету.Другой бы на его месте был бы доволен, но этот мальчик сказал, что конфета горька.Он не мог радоваться лакомству, чувствуя, что он не выполнил задания.
Теперь рассмотрим технологию применения наказаний. Ситуация наказания- конфликтная ситуация. Не правильно сводить причины всех возникающих в процессевоспитания конфликтов к ошибкам педагогов. Практика свидетельствует о том, что противоречиямежду требованиями педагогов, коллектива и поведением отдельных детей и подростков,между коллективными и личными (иногда групповыми) перспективами нередко могут становитьсяисточником конфликтов не только в коллективе, находящемся на начальной стадии своегоразвития, но и в развитом, вполне сформировавшемся коллективе, обладающем сильнымобщественным мнением и социально значимыми традициями. Напортив, ситуацию, в которойисточником конфликта является педагогическая ошибка, отсутствие у воспитателя должногоопыта работы и такта в отношении с детьми следует считать псевдоконфликтной, неотражающей позитивной логики использования наказания. Поэтому необходимо знать теусловия, которые определяют эффективность метода наказания.
1. Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает,за что его наказывают, и он считает его справедливым. После наказания о немне вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения — наказан, значит прощен.
2. Наказание, справедливо налагаемое любимым авторитетнымучителем, производит обычно весьма положительное действие на ребенка.Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходитот учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привестик конфликту, к резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, к эмоциональномусрыву у наказываемого ребенка.
3.Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллективаили поддерживается им. Ученик острее переживет чувство вины, если его поступокосудил не только педагог, но и ближайшие товарищи и друзья. И, в конечном счете,оказывает более значимое положительное действие и помогает разрешить конфликт. Однакопри этом необходимо учитывать взаимоотношения внутри коллектива, его степень развитияи сплоченности, потому что на некоторых учащихся может не оказать ожидаемого эффектанаказание посредством коллектива.
4. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хорошоорганизованных коллективных за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных,но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализавсей ситуации.
5.Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан,то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. То есть здесьдействует принцип: "опоздал с наказанием — не наказывай".
6. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применятьфизические наказания и наказания, унижающие достоинства личности. Необходимонаказывать не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. При этом формула«проступок — наказание» должна соблюдаться неукоснительно.
7. При решении вопроса, что наказывать, и каким образом наказыватьрекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественнона торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главныйсмысл которых — выработать определенные положительные качества.
8. Основа для применения метода наказания конфликтная ситуация.Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам,и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям.Нельзя дать каких-либо общих и тем более конкретных рецептов в вопросе о наказании,так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен,при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание можетбыть очень различным — от самого легкого до самого сурового.
9. Наказание — сильно действующий метод. Ошибку педагогав наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтомунельзя торопиться наказать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливостии полезности наказания.
10. Нельзя допускать превращение наказания в орудие мести.Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы. Не нужностановиться на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда,когда максимально индивидуализировано.
11. Индивидуализация. Личная направленность наказанийне означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема.Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания,как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, товидит лишь проступок, но не человека совершившего. Нужно объяснить свою педагогическуюпозицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, такили иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они занимают.
12. Наказание требует педагогического такта, хорошегознания возрастной психологии, а так же понимания того, что одними наказаниями делуне помочь. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другимиметодами воспитания.
Таким образом, важной специфической особенностью поощрения инаказания как средств педагогического стимулирования деятельности школьников является,то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогическоговоздействия, в частности такие формы косвенного требования, как одобрение и осуждение.
Одобрение, осуждение и другие формы требования, включающие всебя элемент этической оценки поведения воспитанника, используются педагогами буквальнона каждом шагу, повседневно. Поощрение же и наказание используются лишь в определенныхсложных ситуациях, характеризующихся необходимостью внесения известных измененийв права и обязанности воспитанников в коллективе, в их взаимоотношения. В значительнойчасти реальных, жизненных ситуаций использование поощрения и наказания в системеметодов организации воспитательного процесса совмещается, и такое одновременноеразнонаправленное стимулирование обеспечивает надежность и быстроту осуществлениякоррекции, минимальную конфликтность отношений и их оптимальное развитие в сторонуформируемых потребностей личности во всех других ее качеств.
Так же, необходимо сказать, что этическое содержание поощренийи наказаний в воспитании детей лежит не в самих мерах воздействия, точнее, не вних главным образом, а в тех отношениях, которые возникают в процессе их примененияв конкретных условиях воспитания. Какой-то раз и навсегда данной этики наказанияи поощрения нет. Однако отсюда совсем, не следует, что все средства хороши и вседозволено педагогу, если он руководствуется благой целью.
 2.2 Педагогический такт
Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяетпедагогу строить общение на положительных эмоциях, а также позволяет педагогу выбратьправильный в данной ситуации метод стимулирования и воздействия, дабы повернутьситуацию в необходимом направлении.
Педагогический такт в буквальном смысле слова означает«прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношениялюдей. Быть тактичным — нравственное требование к каждому человеку, особенно к каждомупедагогу, который общается с еще несформировавшейся, а только развивающейся личностью.Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложныхи противоречивых ситуациях (а ситуации поощрения и наказания, как правило, являютсясложными), сохранилось уважение к каждому человеку. Педагогический такт отличаетсяот общего понятия такта тем, что означает не только свойства личности педагога(уважение, любовь к воспитанникам, вежливость), но и умение выбрать правильный подходк учащимся, то есть это воспитывающее, действенное средство влияния на школьников.Педагогический такт — это нравственное поведение педагога, которое включаетпредвидение всех объективных последствий поступка, предвидение его субъективноговосприятия, выражение высокой гуманности, чуткости, заботы об учащихся, наилучшеесредство установления с ним доброжелательных отношений в любых ситуациях.
Педагогический такт не допускает крайностей в общении с учащимися.Дозировка влияния особенно проявляется в использовании воспитательных средств: поощренияи наказания. Как лекарственные средства в медицине требуют четкой дозировки и режимаприема, так и слово преподавателя, его методы должны применяться оптимально, ненавязчиво,деликатно. Чрезмерность может привески к обратной реакции. Уважая учащихся, педагогдолжен уметь показать свое уважение к ним. Проявление уважения формирует у учащихсячувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопротивляется педагогическомувоздействию, делает их соучастниками воспитания. Уважение, душевная теплота не исключаетнеобходимости воздействия, а предполагают его.
Педагогический такт регулирует педагогический процесс нравственнойстороны. Его специфика как формы нравственного отношения заключается, прежде всего,в особой нравственной ответственности учителя, в его профессиональной обязанности- быть ведущим участником педагогического процесса. Направлять и организовыватьего, активно создавать и поддерживать условия, необходимые для учебно-воспитательногопроцесса, регулируя возникающие при этом возможные противоречия таким образом, чтобыпедагогическое воздействие не осложнялось, не затруднялось, не прерывалось, а наоборот,чтобы оно сохраняло доброжелательные, человеческие отношения. Чуткость и тактичностьособенно необходимы по отношению к слабым, больным, раздражительным учащимся, пережившимдушевную травму, а также к тем, кто искренне заблуждается в оценке своих поступкови слов.
Поощрения и наказания — это совокупность средств регулированияотношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношениядолжны быть заметно и быстро изменены, например, для предотвращения конфликтов.Анализ конфликтов педагогов с воспитанниками показывает, что одна из причин их- бестактность педагога, которая проявляется в грубых замечаниях относительно внешнеговида, ума способностей учеников. Некоторые учителя считают нормальными такие замечания:«Чего ты ерзаешь, вроде под тобой грозди?» и тому подобное. Учитель вспоминаетв классе, где и с кем видел ученика или студентку на улице, как они были одеты.С этого нередко начинается конфликт.
Как отмечалось вышенаказание, справедливо налагаемоелюбимым авторитетным учителем, производит обычно весьма положительное действие наребенка. Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, еслионо исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способнопривести к конфликту, к резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, к эмоциональномусрыву у наказываемого ребенка. А какого учителя учащиеся любят и считают авторитетным,конечно того, кто умеет выслушать внимательно, уважительно, с участием. Кто можетво время ответа поддержать улыбкой, взглядом, мимикой, кивком. А не тот, кто равнодушен,а так же стремится показать свое превосходство, что также может выражаться в видекомментариев с иронией и сарказмом.
Бестактность, элементарное неумение вести себя нравственно вконкретных ситуациях — явление нередкое и объясняется не только неэтичностью педагогаи его невниманием к проблемам педагогической морали. Ведь практически воплощениеморально-этических норм связано не с простым следованием традициям и образцам, ас нравтсвенно-педагогическим творчеством, требующим всякий раз самостоятельногорешения, даже риска, быстрого анализа поступка, ситуации, обстоятельств. Эти уменияприобретаются с возрастом и опытом.
Заключение
«Стимулировать» в современном понимании значит«подталкивать, побуждать человека к чему-либо». Так уж человек устроен,что без постоянных напоминаний и поддакиваний, собственных или внешних усилий, ачасто и прямого принуждения не может сдвинуться с места, недостаточно активно трудится,живет по инерции.
Было время, когда нерадивое отношение к делу расценивалось какпростая лень и для преодоления этого затруднения применялось такое же простое иестественное средство — принуждение. Со временем, пришло понимание разнообразиявоздействий на человека, побуждать которого к активной деятельности примитивнымивоздействиями становилось все труднее. В настоящее время, свободная и независимаяличность требует иного подхода.
Известно, что при наличии побуждающего стимула действия человекастановятся гораздо более энергичными и последовательными, чем при отсутствии такового.В современной педагогике под методами стимулирования деятельности и поведения понимаютсяметоды воздействия на мотивационную сферу личности, целью которых являетсяпобуждение школьников к деятельности, на достижение определенных результатов, атакже на улучшение своего поведения.
Задачами методов стимулирования является: 1) закреплениеположительных форм поведения; 2) предупреждение и пресечение негативных поступкови проявлений; 3) формирование положительной мотивации поведения. Действенная стимуляцияпорой побуждает учащегося работать на таком уровне, которого, от него на первыйвзгляд, трудно ожидать, стимуляция побуждает учащегося «выкладываться».
Поощрение и наказание как методы стимулирования деятельностишкольников являются не только, наиболее известными среди древних методов стимулированиядеятельности, но и часто применяемыми и в настоящее время.
Поощрение — это положительная оценка действий воспитанника,которая закрепляет положительные навыки и привычки. Этот метод основан на побужденииположительных эмоций, которые вселяют в него уверенность, создают приятный настройи повышают ответственность и работоспособность.
Наказание-это метод педагогического воздействия, которыйнаправлен на торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценкиее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.
Выделяют следующие виды поощрения и наказания:
1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.
2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.
3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.
Назначение данной классификации — помочь при анализе разнообразныхреальных жизненных ситуаций. Она позволяет педагогам в каждом конкретном случаевыбирать такие виды и формы поощрения и наказания, их сочетания, которые наилучшимобразом стимулируют и корректируют деятельность школьников.
В курсовой работе было сосредоточенно внимание на наиболее основныхвидах и формах поощрения и наказания, которые наиболее часто используются в качествеметодов стимулирования деятельности школьников.
Основными формами поощрения являются: одобрение, похвала,награждение, благодарность, предоставление почетных или дополнительных прав, присвоениеразличных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании.
Основные формы наказания: замечание, порицание, неодобрение,лишение удовольствия, лишение или ограничение прав или же наложение дополнительныхобязанностей, исключение из школы или перевод в другой класс.
Обычно в практике обучения воспитания детей виды и формы поощренияи наказания не выступают в «чистом виде», а определенным образом сочетаютсяв тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Так как методы поощрения и наказаниятребуют соблюдение определенных условий, тщательного анализа ситуации и известнойосторожности, определяющих эффективность этих методов, то существует определеннаятехнология применения поощрений и наказаний. Технология поощрения:
·         тщательная дозировка и осторожность,
·         сравнение ребенка только с самим собой,
·         учет мотива действия,
·         использование внешних достоинств в целях проявления внутренних,
·         использование метода естественных последствий, то есть обязательноепоощрение при очевидности положительного поступка с положительной мотивацией и общественнойподдержкой.
Технология наказания: слабые меры,
·         не наказывать большие группы учащихся,
·         редкое применение,
·         запрет физических наказаний и наказаний, унижающих достоинство личности,
·         наказывать на фоне положительной оцени личности,
·         не напоминать о наказании («наказан — значит, прощен»),
·         опоздал с наказанием — не наказывай.
Следует сказать, что для принятия правильного решения в ситуацияхпоощрения и наказания важным условием для учителя является наличие педагогическоготакта. Быть тактичным — нравственное требование к каждому человеку, особенно к каждомупедагогу, который общается с еще несформировавшейся, а только развивающейся личностью.Именно наличие педагогического такта позволяет педагогу строить общение на положительныхэмоциях, а также помогает педагогу выбрать правильный в данной ситуации метод стимулированияи воздействия, дабы повернуть сложившуюся ситуацию в необходимом направлении.
Педагогический такт — это нравственное поведение педагога,которое включает предвидение всех объективных последствий поступка, предвидениеего субъективного восприятия, выражение высокой гуманности, чуткости, заботы обучащихся, наилучшее средство установления с ним доброжелательных отношений в любыхситуациях.
Педагогический такт не допускает крайностей в общении с учащимися.Дозировка влияния особенно проявляется в использовании воспитательных средств: поощренияи наказания. Уважая учащихся, педагог должен уметь показать свое уважение к ним.Проявление уважения формирует у учащихся чувство собственного достоинства, обезоруживаеттех, кто сопротивляется педагогическому воздействию, делает их соучастниками воспитания.
То есть можно сказать, что этическое содержание поощрений и наказанийв воспитании детей лежит не в самих формах воздействия, точнее, не в них главнымобразом, а в тех отношениях, которые возникают в процессе их применения в конкретныхусловиях воспитания. Какой-то раз и навсегда данной этики наказания и поощрениянет. Однако отсюда совсем, не следует, что все средства хороши и все дозволено педагогу,если он руководствуется благой целью. Так как что важной специфической особенностьюпоощрения и наказания как средств педагогического стимулирования деятельности школьниковявляется, то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогическоговоздействия, в связи с тем, что длительный опыт показывает: поощрения и наказания,как и лекарственные средства, в медицине, требуют четкой дозировки и режима приема,неумение или избыточное применение этих методов может привести не только к отрицательнымрезультатам, но и к не исправимой ошибке.
Список использованной литературы
1.        Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. — М., «Педагогика»,1971
2.        Гордин Л.Ю. Методика педагогического воздействия. — М., «Педагогика»,1967
3.        Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. — М.,«Гардарики», 2004
4.        Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах. — М., «Педагогика», 2003
5.        Коджаспирова Г.М. Педагогика. — М., «Педагогика», 2001
6.        Коротов В.М. Воспитывающее обучение. — М., «Просвещение», 1980
7.        Коротов В.М. Принципы и методы гуманистического воспитания // Школа и производство.- 1998. — №3
8.        Легинький Г.И. Цель и способы воспитания. — М., «Педагогика», 1990
9.        Маркова А.К. Формирование мотивации учения. — М., «Просвещение»,1989
10.     Макаренко А.С. дисциплина, режим, наказание и поощрение. // Соч.: В 7 т.- М. 1976. — Т.5.
11.     Методика воспитательного процесса. Лекции по педагогике. — М., «Просвещение»,1969
12.     Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. — М., «Педагогика»,1987
13.     Подласый И.П. Педагогика. — М., «Валдос», Т.1, Т.1, 2003
14.     Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем: Сб. стат. — М.,«Молодая гвардия», 1986
15.     Урунбасарова Э.А. Этика преподавателя. — Алматы, «Бастау», 2003
16.     Харламов И.Ф. Педагогика. — М., «Юрист», 1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :