План. Введение 1 Понятие и структура механизма государства 2 Принципы организации и деятельности механизма государства 3 Характеристика органов государственной власти 3.1 Органы исполнительной власти 1.1 Положение Президента в системе органов государственной власти 3.2 Органы законодательной власти 3.3 Органы судебной власти 17 3.3.1
Прокуратура 4 Местное самоуправление 21 Заключение 25 Список использованной литературы 27 Введение. На определенном этапе развития общества возникает потребность в его специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной культурой и др. В каждой из таких общественных групп кроме общих интересов,
появляются и специфические интересы. Возникает потребность в согласовании, координации таких интересов, в регулировании отношений между различными частями общества. Именно эта потребность и стала причиной возникновения организации, основным предназначением кото¬рого является обеспечение единства, целостности общества. Такой органи¬зацией и есть государство. Государство – это организация политической власти доминирующей
части населения, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность, осуществляется руководство и управление обще¬ством. Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства,
но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы. Таким образом, под механизмом государства понимают систему специ¬альных органов и учреждений, посредством которых осуществляются госу¬дарственное управление обществом и защита его основных интересов. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что любой поли¬тический режим невозможен без
субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица. Целями и задачами данной работы являются: 1. Дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства, опре¬делить его характерные признаки. 2. Рассмотреть основные принципы организации и деятельности государства. 3. Проанализировать классификацию органов государства.
4. Положение местного самоуправления в механизмы государства. 1. Понятие механизма государства. Структурой, которая обеспечивает выполнение государством своих функций, является механизм государства. Он, можно сказать, олицетворяет собой государство, представляет собой его материальное воплощение. Вне и без государственного механизма государства нет никогда не будет. В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения,
государственный аппарат и государ¬ственные предприятия. Государственные учреждения – это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, соци¬альной, культурной и так далее. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйствен¬ной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных
услуг для удовлетворения потребностей общества. Аппарат государства – это система государственных органов, взаимосвя¬занных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций. В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппа¬ратом государства, представляющего собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государ¬ственной
власти. В свою очередь орган государства является первичным эле¬ментом государственного аппарата. Орган государства – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полно¬мочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образую¬щими единое целое. Каждый государственный орган представляет собой отно¬сительно самостоятельное, структурно обособленное
звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго опреде¬ленного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной дея¬тельности
органов государства по реализации норм права; правоохра¬нительную – форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм. Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства являются следующие: ● осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области; ● обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государ¬ственных учреждений и предприятий ● имеют определенную компетенцию,
то есть закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий) ● характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют террито¬риальный масштаб деятельности ● образуются в порядке, установленном законом Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государ¬ственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести
достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учре¬ждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны. Основное свойство государственного органа, качественно его характе¬ризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обяза¬тельные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры прину¬ждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за
их реализацией. 2. Принципы организации и деятельности механизма государства. Принципы, о которых пойдет речь – это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, орга¬низации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подраз¬деляются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые
звенья государ¬ственного механизма, отдельные органы или группы органов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе “О прокуратуре Российской Федерации” (новая редакция, п.
2, ст. 4) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют
их применительно к особенностям отдельных частей государ¬ственного механизма. Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О
Конституционном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.). Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в
Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм госу¬дарства в лице входящих в него органов.
Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина – обязанность государства”. Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития
России. Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоя¬тельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства. Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равно¬правных субъектов: республика, край, область,
город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федераль¬ными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеративное государственное устройство
России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации. Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного
самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятель¬ности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской
Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформу¬лированы следующие принципы: – верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; – приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; – обязанность государственных служащих
признавать, соблюдать и защи¬щать права и свободы человека и гражданина; – единство системы государственной власти, разграничение предметов веде¬ния между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; – равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; – обязательность для государственных служащих решений, принятых выше¬стоящими государственными органами и руководителями в пределах их полно¬мочий и в соответствии
с законодательством Российской Федерации; – единство основных требований, предъявляемых к государственной службе; – профессионализм и компетентность государственных служащих; – гласность в осуществлении государственной службы; – ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; – вне партийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства; – стабильность кадров государственных служащих в
государственных органах. К числу этих принципов следовало бы отнести также: сочетание коллеги¬альности и единоначалия; экономичность государственной службы. Выпол¬нение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата. Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государ¬ственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают
механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность. 3. Характеристика органов государственной власти. 3.1. Органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти (органы государственного управления) – это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную опера¬тивную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими
у власти). Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для испол¬нения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоя¬тельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регу¬лированию и руководству различными сферами
жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в госу¬дарственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции Франции правительство “руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны”. Главой органов государственного управления может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления государства.
Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае, правительство выступает как группа ближайших советников главы госу¬дарства, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае, правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными
полномочиями. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов. В зависимости от характера, объема и содержания полномочий, органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руко¬водству
всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руко¬водство лишь отдельными отраслями государственного управления. В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем госу¬дарства, правительства, главами администраций.
Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (мини¬стерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства). В Российской Федерации государственное управление, согласно ст. 110 п.1 Конституции РФ, осуществляет Правительство, состоящее из
Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, так как при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней
политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства. Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, управление федеральной собственностью, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны, реализации внешней политики и защите прав и свобод населения. Правительство РФ руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует
их деятельность. В Российской Федерации органы исполнительной власти в своей основной деятельности не подотчетны и неподконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с последними. Вся система органов исполнительной власти действует под руководством Президента РФ, являющегося одновременно и главой исполнительной власти. Функции государственного управления в субъектах федерации принад¬лежит различным по названию органам:
правительствам, областной или краевой администрации, которые возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства). Государственное управление на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной адми¬нистрации), либо выборных органов местного самоуправления. Роль исполнительной власти особенно важна и заметна там, где проводятся реформы, совершается переход
от тоталитаризма к демократии. В этих условиях судьба реформ в основном оказывается в руках исполнительной власти, что предопределяет необходимость в ее усилении и гарантиях незави¬симости. Конституционно-правовые институты закрепляют эту общественную необходимость. Кроме того, исполнительная власть повсеместно обнаруживает тенденцию к разрастанию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу, что создает необходимость общественного контроля за ее
деятельностью. 3.1.1 Положение Президента в системе органов государственной власти. С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент РФ как глава государства не относится непосред¬ственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это закреплено в Конституциях Франции, Германии, Италии. Согласно Конституции
РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней
и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Верховным Главно¬командующим Вооруженными Силами РФ. В развитие данного конституционного положения федеральный Закон “Об обороне” закрепил, что Президент РФ осуществляет руководство
Вооруженными Силами РФ. Некоторые полномочия, которыми наделен Президент РФ, он реализует сов¬местно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц Российской Федерации). Президент РФ избирается на четыре года гражданами
России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Институт президентства имеет место и в ряде республик в составе Российской Федерации. При этом правовой статус президента как главы госу¬дарства либо главы исполнительной власти определяется конституцией соот¬ветствующей республики. 3.2. Органы законодательной власти. Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре
государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной власти в политической жизни общества и государства, конституции отдельных стран специально указывают не только на то, что “парламент является высшим органом государственной власти”, но и на то, что он является “единственным законодательным органом государства” (Конституция Японии 1947 г ст. 41). Конституции других государств в этих же целях обращают внимание на то, какие
по характеру правила должны содержаться в прини¬маемых парламентом законах. При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии, которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законо¬дательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, между¬народные дела, здравоохранение и другие. Главенствующее положение органов законодательной власти
в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. В России, в силу ее федеративного устройства, следует
различать феде¬ральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), а также органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации предста¬вительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами.
Эти органы избираются гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов. Парламент представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат – нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в
США – это Палата представителей и Сенат, в России – Совет Федерации и Государственная Дума). Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее одно¬родным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия). Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательным
органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. К ведению Совета Федерации относятся: рассмот¬рение и утверждение законов, принятых Государственной Думой; изменение границ между субъектами Федерации; назначение выборов Президента; назна¬чение на должность судей
Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 102 Конституции РФ. В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии
Правительству; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 103 Конституции РФ. Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отно¬шениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, котрые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воз¬действия на политическую жизнь страны.
3.3. Органы судебной власти. Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией ко
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |