Реферат по предмету "Педагогика"


Деятельность социального педагога по профилактике алкогольной зависимости

Введение
 
В данной дипломной работебудет рассмотрена одна из методик профилактики алкогольной зависимости средиучащихся средней школы. Так как данная проблема очень остро стоит в последнеевремя, в связи с открытым доступом к спиртным и слабоалкогольным напиткам. Борьбас алкоголизмом — крупнейшая социальная и медицинская проблема любогогосударства. Вред алкоголя доказан. Даже малые дозы его могут стать причинойбольших неприятностей или несчастий: травм, автокатастроф, лишенияработоспособности, распада семьи, утраты духовных потребностей и волевых чертчеловеком.
Ребенок сбутылкой пива на улице. Зрелище, стремительно и незаметно ставшее обыденным.Попробуйте провести эксперимент: найдите в летнем городе компанию гуляющихподростков без пива. Удалось?! Специалисты-наркологи утверждают: детскийалкоголизм как болезнь формируется в организме в течение года, если выпиватьтри раза в неделю по банке джин-тоника или пива. Вы об этом знали?!
У подростков, страдающих алкоголизмом, вспышки агрессивности очень быстроразвиваются и часто возникают в кругу родных и близких, иногда такие случаипроисходят даже при посторонних. Подросток постепенно отдаляется от своегородного окружения, становится замкнутым и недоверчивым, перестает бытьвнимательным к своим близким и прежним друзьям, становится неискренним.Действительное спокойствие и непринужденность молодой алкоголик начинаетчувствовать только в кругу таких же молодых алкоголиков, считая всех трезвыхсверстников ущемленными и неполноценными.
Особое значение впрофилактике алкогольной зависимости подростков, а также в реабилитацииподростков, употребляющих спиртные напитки, принадлежит социальным педагогам.Деятельность, которых направлена на оказание помощи индивидам, оказавшимся всложной жизненной ситуации, в том числе и алкогольной зависимости. Нынешнее состояние общества,алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – всеэто говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта,взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями иучреждениями.
Объект исследования — деятельность социального педагогапо профилактике алкогольной зависимости
Предмет исследования — социально-педагогическая программа по профилактике алкогольной зависимости
Цель исследования — противодействие употреблению алкоголя школьниками
Гипотеза – социально-педагогическаядеятельность по профилактике алкоголизма среди школьников приводит к уменьшениюуровня употребления ими алкогольных напитков.
Задачи исследования:
— рассмотреть сущностьпонятия подросткового алкоголизма;
— рассмотреть факторы,причины и мотивы, влияющие на алкоголизацию подростков;
— рассмотреть содержаниеработы по профилактике алкоголизма;
— раскрыть содержаниедеятельности социального педагога на базе практики;
— разработать структурусоциально педагогической деятельности по профилактики подростковогоалкоголизма.

Обзорлитературы по профилактике алкоголизма
Профилактика, по определению ВОЗ, это действия, направленные науменьшение вероятности возникновения заболевания или нарушения, на прерываниеили замедление прогрессирования заболевания, а также на уменьшениенетрудоспособности. В более широком контексте — это разносторонняядеятельность, препятствующая распространению нелегальных наркотиков в обществе.
Профилактикаалкоголизма среди учащихся предусматривает снижение спроса на алкоголь у даннойкатегории населения.
Проблемыпрофилактики алкоголизма рассматриваются в медицинском, психологическом,педагогическом, социально-педагогическом аспектах.
Специалисты- медики (Н.А. Сирота, Е.А. Кошкина, В.М. Ялтонский) выделяют шесть основныхподходов к профилактике алкоголизма и наркомании в мире:
· подход,основанный на распространении информации об алкоголе;
· подход,основанный на аффективном (эмоциональном) обучении;
· подход,основанный на влиянии социальных факторов;
· подход,основанный на формировании жизненных навыков;
· подход,основанный на развитии альтернативной употреблению алкоголю деятельности;
· подход,основанный на укреплении здоровья [1].
Разработкатворческим коллективом под руководством профессора Н.А.Сироты превентивногоподхода к вопросам первичной профилактики (копинг-профилактика) «имеетцелью формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегийповедения, направленных на преодоление стресса и личностных ресурсов,препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами на основемультикомпетентных программ» [2].
Целипрофилактики рассматриваются как:
1. … отработканеосознанных поведенческих навыков на требование социальной Среды;
2. … развитиепроцесса осознания, понимания собственного поведенческого выбора, наиболееоптимального и эффективного для данной личности и его закрепление" [3].
Достижениецелей профилактики позволит индивиду, осознав себя, как самодостаточнуюличность, избежать приема психоактивных веществ.
Рассматриваяпсихологические методы профилактики, учитывая активность самой личности каксубъекта (а не только как объекта) профилактики, копинг-профилактику можноотнести к широкому значению психологических методов профилактики алкоголизма инаркомании: «В широком значении — методы формирования такого образа жизнии направленности личности, при котором сводится к минимуму возможностьвозникновения тяги к алкоголю и наркотикам» [4].
Транстеоретическаямодель Велисер В.Ф. и Прочаска Я.О. "… объединяет основные компонентыповеденческих изменений и дает объяснения тем комплексным механизмам, пониманиекоторых ранее было затруднительно" [5].
В настоящее время несуществует общепринятой единой дефиниции алкоголизма. Наличие трудностей вопределении и путанице основных понятий отмечают В.Ю.Завьялов, В.Т.Кондратенко,Н.Я.Копыт, Ц.Т.Короленко [6].
На сегодняшний деньалкоголизм принято рассматривать как сложное заболевание, характеризующеесямедико-биологическими, психологическими и социальными составляющими(А.И.Донцов, В.И.Корченов, Ю.П.Лисицын, С.В.Дворяк, П.Сироло) [7].
Н.В.Канторович (1954)определял хронических алкоголиков как людей, у которых в результатесистематического или спорадического злоупотребления спиртными напиткамиразвилось влечение к алкоголю, произошло нарушение трудоспособности, семейныхотношений, физического и психического здоровья.
С представлениями о том,что алкоголизм является болезнью, согласуются данные о наследственнойпредрасположенности к нему [8].
Как отмечает С.В.Дворяк,«алкоголизм — это не только сам алкоголь, но и реакция на него данногоорганизма, которая всегда индивидуальна. Алкоголик..., даже если онвоздерживается достаточно долгое время, остается алкоголиком, что выражается вего синдроме алкогольной зависимости и приведет к немедленному срыву, кактолько он расслабится снова» [9].
Однако, как отмечаютД.Сироло, Р.Шейдер, Э.Сироло, Д.Гринблат, Л. фон Мольтке, рассмотрениеалкоголизма как заболевания вовсе не означает, что он обусловлен какой-то однойпричиной. Кроме того, «не следует думать, что больной алкоголизмом неспособен контролировать употребление спиртного и свое поведение. Как и при большинствезаболеваний (сахарный диабет, артериальная гипертония), поведение больногосильно влияет на течение болезни» [10].
В качестве основнойпричины алкогольной зависимости Ю.П.Лисицын и В.Д.Москаленко выделяютэйфоризирующее действие алкоголя [11].
Под воздействием алкоголячеловек становится более раскованным, развязным, складывается ощущение, что всепроблемы и трудности легко преодолимы. Именно это наркотическое свойствоалкоголя и заставляет людей часто употреблять его. Следствием данной точкизрения являются такие меры профилактики алкоголизма, как запрет на реализациюспиртных напитков, а также организация обществ трезвости. Однако не всеупотребляющие алкоголь и ощущающие на себе его способность создавать настроениеудовольствия становятся алкоголиками. Действительно, большинство отечественныхи зарубежных исследователей считают, что алкогольные напитки сами по себе неявляются основной причиной алкоголизма. В качестве причин, порождающихалкоголизм, можно выделить целый ряд факторов как психопатологического, так ипсихологического, а также микро- и макросоциального характера.
Кпроблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, педагоги,психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также егопоследствия. Представим причины и последствия алкоголизма для детей согласно ихвозрасту в виде таблицы (таблица 1.1).

Таблица1.1 Причины и последствия детского алкоголизмаВозрастной период Причины Последствия раннее детство 0-3 года
1. пьяное зачатие
2. потребление алкоголя в течение первых 3-х месяцев беременности
3. потребление алкоголя в период кормления грудью
эпилепсия, слабоумие
аномалии физического развития
аномалии психического развития дошкольный и младший школьный возраст 3-9 лет
1. педагогическая неграмотность родителей
2. семейные алкогольные традиции
алкогольное отравление организма
формирование интереса к спиртному подростковый и юношеский возраст 9- 18 лет
1. неблагополучие семьи 2. самоутверждение
3. позитивная реклама в средствах массовой информации
4. незанятость свободного времени
5. отсутствие знаний о последствиях алкоголизма
6. психологические особенности личности
7. уход от проблем
формирование влечения к алкоголю
формирование привычки к употреблению спиртных напитков
выработка стереотипа алкогольного поведения
совершение противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения
необдуманность совершения противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения
использование алкоголя в качестве допинга, устраняющего психологические проблемы
алкогольная зависимость
Изприведенной таблицы, составленной по результатам исследования П.Анисимова,видно, что приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболееинтенсивно проходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного имладшего школьного возраста, детского и юношеского возраста[12].
Первыйпериод — раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный,непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяноезачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, чтоведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.
Накопленныенаукой данные показывают, насколько тяжелы последствия потребления спиртногобеременной женщиной, так как при этом происходит непосредственный контактразвивающегося плода с алкоголем. Снабжение плода всем необходимым, какизвестно, идет через плаценту, которая обладает к тому же и защитной функцией;однако способностью задерживать яды, в том числе и этиловый спирт, плацента необладает. Алкогольное отравление плода, особенно в первые три месяца, когдаидет интенсивный процесс закладки внутренних органов и систем, приводит кразличным аномалиям развития, иначе говоря к уродствам: недоразвитию илиполному отсутствию рук и ног, сращению пальцев, незаращению твердого неба,дефектам развития половых органов, уменьшению размера головы, уплощениюсередины лица, короткому разрезу глазной щели и т. д.
Таккак плод беззащитен перед алкоголем, он не может предотвратить проникновениеалкоголя в головной мозг, в результате чего наблюдается его недоразвитие,водянка или мозговые грыжи. Такие дети если и не погибают в раннем возрасте, тона всю жизнь остаются умственно отсталыми.
Второйпериод — дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболеесущественными причинами являются две — педагогическая неграмотность родителей,которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольныетрадиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.
Педагогическаянеграмотность родителей проявляется в существующих предрассудках и заблужденияхо целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечиваетмалокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Среди родителей бытуетпредставление, что употребление небольших доз спиртного в раннем детствепредотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом возрасте.Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей,которое может даже привести к смертельному исходу.
Алкоголизациидетей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющиеближайшие родственники, а также устойчивые алкогольные традиции, связанныеобычно с торжественными, радостными или печальными событиями. В укорененииалкогольной традиции роковую роль играет воспитание детей в семьях в условияхсистематического употребления спиртных напитков с угощением детей. Когдапотребление алкоголя в семье не считается злом, приобщение детей к спиртному невызывает беспокойства.
Степень изученности
Степень изученности проблемы. В развитие научных основ формированияздорового образа жизни существенный вклад внесли А.С. Вирениус, И.И.Горбунов-Посадов, Д.А. Дриль, П.Ф. Лесгафт,
В.О. Португалов, С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой и др. В 20-30 годывопросами предупреждения аддиктивного и девиантного поведения срединесовершеннолетних занимались такие педагоги, как П.А. Коновалов, В.И.Куфаев,А.С. Макаренко и другие; психологи — Л.С. Выготский, В.Н. Ни-Кольский; врачи — В.Р. Дубрович, P.M. Зиман, А.С. Шоломович; юристы — П.А. Андреев, М.Н. Гернет.Представители разных направлений пытались выявить причины, факторы и условия,вызывающие алкоголизацию и наркотизацию несовершеннолетних и, в зависимости отэтого, построить систему профилактики.
Насовременном этапе отечественной науки заложены продуктивные подходы к созданиютеоретической и технологической базы превентивной педагогики (С.А. Беличева,А.С.Белкин, С.А. Завражин, И.Даушева, Д.В. Колесов, А.Е. Личко, А.Н.Маюров,Н.Сирота, А.Д.Гонеев, В.Ялтонский, А.Н. Якушев и др.); созданыпсихолого-педагогические концепции и модели социального педагога-психолога дляработы с детьми и подростками группы социального риска (В.Н.Барсуков, Т.А.Бон-даренко, Б.С. Братусь, М.Е. Бурно, В.Н.Ирхин, В.И.Игнатенко, М.И.Рожков,В.В.Трифонов и др.); получили развитие психологические исследования(К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, А.В. Карпов,Д.В.Колесов). Зарубежные исследователи алкоголизма и наркомании срединесовершеннолетних опираются на концепции дифференциальной ассоциации,необихевиоризма, экзистенциализма, теории аномии (Н. Мо-усли, В. Файн, Г.Штиллер, А Эйчхорн и др.).
Особенностиподросткового алкоголизма
Подростковый возраст — это период в жизни человека между детством и взрослым состоянием от 12 до 18-19лет, т.е. переходный возраст, т.к. в течение этого периода происходитсвоеобразный переход от незрелости к зрелости пронизывающий все стороныразвития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное,нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Вподростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельностиподростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новыхформ взаимодействия между сверстниками.
У подростка меняетсяобщественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезныетребования со стороны взрослых. А также ярко выражена неустойчивость нервнойсистемы иногда не выдерживающая сильные или длительные раздражители, чтовызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведущее квспыльчивости, апатии.
В этом возрастепроисходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, ихзначение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияниесверстников усиливается. В такой ситуации он стоит перед выбором междуофициальным коллективом и неформальной группой общения, в которой индивидсможет самореализоваться путем взаимодействия с членами данной группы, этасамореализация происходит через общение, а связь между общением и употреблениемалкоголя у подростков замечена уже давно.
Предпочтение подростокотдает той среде и группе где он чувствует себя комфортно, где относятся к немус уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но можетбыть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят и выпивают, чтоведет к ранней алкоголизации подростков, которая выступает, как правило,индикатором социально-психологической несостоятельности личности, бедности неразвитостиее нравственно-ценностной сферы, является признаком дефицита социальнозначимого поведения, носит компенсаторный характер, создавая иллюзиюдеятельности и эмоциональности.
Выделяют следующие мотивыприобщения к алкоголю:
Таблица 1. Мотивы употребления спиртного.Мотивы употребления спиртного, типичные для молодых Мотивы употребления спиртного, типичные для взрослых людей Желание следовать традициям,  испытывать новые ощущения,  любопытство, «для храбрости» и т.п. Стремление избавиться от скуки,  желание снять с себя напряжение,  желание освободиться от неприятных переживаний в семье, профессиональном, учебном коллективе.
В одной из своих работ япроводила исследование причин употребления алкоголя подростками, результатыопроса в таблице 2
Таблица 2
Мотивы
(подростки 12-16 лет). Процент положительных ответов Мальчики Девочки
Самоутверждение
В том числе:
«Потому, что мне это нравится»
«Потому что приятно быть немного пьяным»
«Потому что мне скучно»
Символическое участие (давление со стороны молодых людей того же возраста)
«Потому что мои друзья тоже пьют»
«Чтобы друзья не считали меня мокрой курицей»
«Потому что большинство взрослых тоже пьют»
«Чтобы не выделяться на фоне пьющих товарищей»
Снятие психического напряжения
«Чтобы придать себе смелости и уверенности»
«Чтобы быть спокойнее»
«Чтобы было легче разговаривать с людьми»
56,9
36,9
8,2
11,8
31,1
10,9
6,5
9,2
4,5
12,0
3,8
5,7
2,5
52,1
34,7
12,7
4,7
35,2
15,5
7,1
6,5
6,2
12,8
4,6
6,1
2,2 Количество опрошенных 200 223
Таким образом, мотивыупотребления спиртного разнообразны. Одни видят в нем своеобразное лечебноесредство, другие – средство облегчения общения с людьми, третьи – способ снятьпсихологическое напряжение, но главный мотив потребления алкоголя связан спсихотропным действием этилового спирта.
«Результаты различныхисследований позволили выделить три стадии подростковой алкоголизации:
Первая стадия. Подросткистановятся активными инициаторами выпивок. Переносимость алкоголя возрастаетгораздо быстрее, чем на этапе бытового пьянства. Появляется устойчивость кдозе, вследствие утраты защитного рвотного рефлекса, и к частоте употребленияспиртного. Исчезает чувство отвращения к спиртному. Алкоголь используется какдопинг, как регулятор поведения и настроения. Проявляется психическаязависимость, включающая в себя два симптома: психическое влечение к алкоголю испособность ощущать психический комфорт только в состоянии опьянения. Постепенноперестраивается система личностных ценностей. Массивность употребленияспиртного зависит от окружения, а не от критического отношения к собственномуповедению. На этом уровне вовлеченности в употребление алкоголя мерызапретительного и воспитательного характера еще могут подействовать. Возрастаетроль медицинского вмешательства.
Вторая стадия.Формируется физическая зависимость, которая включает в себя: непреодолимоевлечение к алкоголю, потребность в физическом комфорте и алкогольныйабстинентный синдром. Нарастает алкогольная деградация личности. Основнымипризнаком является потеря количественного контроля в процессе приема спиртного.Возникает многодневное пьянство, которое называется запоем, сопровождаемоезрительными галлюцинациями. В этой стадии алкоголизма помочь больному можеттолько врач-нарколог.
Третья стадия. Снижаетсяпереносимость спиртных напитков, развивается запойное пьянство. Формапотребления алкоголя систематическая или запойная. Нарастает алкогольнаядеградация личности. Появляются и усиливаются признаки алкогольнойэнцефалопатии (поражение головного мозга). На третьей стадии запой обрываетсяиз-за того, что наступает непереносимость спиртного, и больной больше не можетпить. Когда его состояние становится немного лучше и отвращение к спиртномуисчезает, влечение вновь актуализируется, тогда снова возникает запой. Высокасмертельность больных из-за истощения всех органов и их заболеваний, тяжестипохмелья и запоев, и из-за тяжелых депрессий и самоубийств».1
Употребление спиртногоподростками, независимо от дозы, рассматривается как патология, так как в любомслучае приводит к алкогольному отравлению. Особенность алкоголизациинесовершеннолетних состоит в том, что у них отсутствует этап умеренногопотребления. Любая принятая доза алкоголя является для подростка чрезмерной,поэтому сам факт ее приема должен рассматриваться как злоупотребление.Основанием для такого утверждения является очень часто встречающаяся уподростков тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания, когдабез медицинской помощи возможен смертельный исход. Но даже если этого непроизошло, передозировка алкоголя приводит к амнезии, т. е. потере памятивследствие повреждения клеток головного мозга. Если опьянения такого уровня у подростковнеоднократны, а амнезии длительны, то это отрицательно сказывается напсихическом состоянии, и прежде всего на уровне интеллекта. Утрата защитногорвотного рефлекса, происходящая по мере алкоголизации несовершеннолетних,повышает толерантность — переносимость спиртного, формируя влечение к нему,причем гораздо быстрее, чем у взрослых. Но контролировать свое поведениеопьяневший подросток не в состоянии. Подростки не только забрасывают учебу иработу, порывают положительные социальные контакты, но и совершаютпреступления, главная цель которых раздобыть деньги на спиртное (см. Приложение2).
В целом проявления алкоголизмау подростков отличаются от алкоголизма взрослых – и ускоренным развитием, иатипичностью многих проявлений. Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в2-4 раза быстрее, чем у взрослых. Если у взрослых запои возникают обычно навторой, иногда на третьей стадии алкоголизма, то у подростков многодневноепьянство возможно уже в первой стадии. Регулярные передозировки с тяжелымопьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируетсябыстро — через 1 — 3 года систематического пьянства. У взрослых алкоголиковпохмельный синдром формируется в течение нескольких лет и вначале проявляетсясоматическими (телесными), а уже потом психическими нарушениями, а у подростковформирование абстинентного синдрома занимает несколько месяцев и с самогоначала появляются психические нарушения — раздражительность, вспыльчивость,злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи,галлюцинации, судорожные припадки. Абстинентный синдром у них более длительный,чем у взрослых. Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессируетпсихическая деградация. Подростки становятся апатичными, ко всемубезразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии. Ониотстают от сверстников в общем физическом развитии и росте, худеют, кожа у нихприобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременныепризнаки одряхления – некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят,как маленькие старички. У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различныеэндокринные нарушения и заболевания внутренних органов.
Таким образом, в этотпериод происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает впривычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости подростка.Причиныи последствия подросткового алкоголизма
Существует несколькоопределений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм – этохроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртнымнапиткам. С социальных позиций алкоголизм – форма девиантного поведения,характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующейдеградацией личности.
Изучение употребленияалкоголя среди подростков в России во многом опирается на опыт аналогичныхисследований за границей, которые проводились в конце XIX – начале XX в.в. ивелись в следующих направлениях:
· изучались средняяраспространенность и характер употребления алкоголя учащимися;
· определялосьналичие закономерностей между успеваемостью и употреблением алкоголя;
· исследовалосьвлияние алкоголя, вред алкоголя, на детский и подростковый организм;
· разрабатывались иапробировались программы антиалкогольного обучения.
В России были широкораспространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с детства.По заявлению В. Ф. Якубовича (1894, 1900) среди населения «низшего сословия»было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепеннымповышением дозы спиртного до нескольких рюмок. По наблюдениям Г. П. Горячкина(1896), спиртные напитки обычно дают слабым, истощенным, рахитичным детям для«укрепления организма», «улучшения» аппетита и сна.
Среди исследованийвлияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И. В.Сажина «Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегосяорганизма» (1902). В ней содержатся многочисленные опыты влияния алкоголя нанервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что даженебольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и общуюфизиологию ребенка.
Таким образом,экономические условия, питейные обычаи, неправильное воспитание, стремлениеподражать старшим, дурные примеры, анатомо-физиологические особенности детскогои юношеского организма все это являлось условиями, определяющими развитиеалкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинстваавторов, принадлежала глубоко внедрившемуся в обществе ложному мнению об«успокаивающем», «питательном» воздействии спиртсодержащих продуктов.
Современный периодизучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубокораскрыть и понять причины злоупотребления спиртными напитками. М.А. Галагузоваи другие авторы отмечают, что причинами приобщения к спиртным напиткам вподростковом возрасте являются:
· неблагополучиесемьи;
· позитивнаяреклама в средствах массовой информации;
· незанятостьсвободного времени;
· отсутствие знанийо последствиях алкоголизма;
· уход от проблем;
· психологическиеособенности личности;
· самоутверждение [18].
С другой стороны,психиатры и психологи пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодомвозрасте преимущественно внутренними причинами (наследственность, особенностипреморбидной личности). В защиту своих взглядов выдвигаются многочисленныетеории происхождения алкоголизма: генетотрофическая, аллергическая,эндокринопатическая, психоаналитическая и другие, которые причину алкоголизмаотносят к различным биологическим сдвигам в организме или к подсознательнымстремлениям человека («потребность саморазрушения», оральная фиксация,латентный гомосексуализм). Важным звеном в развитии алкоголизации школьников являетсяприобщение их к алкогольным обычаям семьи и употребление спиртных напитков вгруппе сверстников.
Опираясь на исследованияученых Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков РАО,которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, можновыделить семь уровней вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.
1. Нулевой уровеньхарактеризует подростков, которые никогда не употребляли алкоголя благодаряличной установке на полную трезвость. Мотивы отказа: убежденность вотрицательном влиянии спиртного на организм, поведение.
2. Начальный уровеньхарактеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртныхнапитков. Мотивы: приобщиться к миру взрослых, поступать как все. Стадия длится1-2 месяца.
3. Уровеньэпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различныминапитками, содержащими алкоголь. Мотивы: повысить настроение, обрестиуверенность в себе, повысить коммуникабельность. Длительность периода 3-4месяца.
4. Уровень высокогориска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок. Мотивы:повысить свой тонус, весело провести время в компании. Период 4-12 месяцев.
5. Уровеньвыраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянениепревращается в наиболее желанное психическое состояние. Мотивы: временно уйтиот реальности, повысить уверенность в себе. Формируется в течение 1, 5 лет.
6. Уровеньфизической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимостьспиртного, появляется синдром похмелья. Мотивы: устранить плохое самочувствиевследствие предыдущей выпивки, повысить жизненный тонус. Физическая зависимостьформируется в течение 3-5 лет употребления алкоголя.
7. Уровень алкогольногораспада личности характеризуется развитием запойного пьянства, психическаязависимость от алкоголя, которая перекрыта тяжелой физической зависимостью.Мотивы: стремление устранить болезненное состояние [18].
В исследованиях Б.С.Братусь, П.И. Сидорова отмечены следующие виды мотивации в развитииалкогольного поведения подростков:
· Атарактическаямотивация – стремление к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явленияэмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения;
· Субмиссивнаямотивация – нежелание обидеть людей, предлагающих алкоголь, что отражаетвыраженную тенденцию к подчинению и зависимости от мнения окружающих;
· Гедонистическаямотивация – стремление повысить настроение, получить удовольствие.
· Псевдокультурнаямотивация – стремление произвести впечатление на окружающих редкими и дорогимиалкогольными напитками, продемонстрировать «изысканный вкус» [2].
Социологи и психологи вкачестве основных причин тяги подростков к алкоголю указывают на растущеепсихологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное время,отчуждение, неустроенную жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания.Неблагополучие в семье и столкновение с действительностью, мода или конфликт собщественными нормами – таковы причины роста алкоголизации и алкоголизма средиподростков.
Рассмотримфизиологический характер влияния алкоголя на организм человека, который давно иподробно изучен физиологами и медиками. В целом клиническая картина выраженногоопьянения подростка выглядит в большинстве случаев так: кратковременноевозбуждение сменяется затем общим угнетением, нарастающей сонливостью,вялостью, замедленной бессвязной речью, потерей ориентации.
По данным В. Ф. Матвеевас соавторами (1979), при первых употреблениях алкоголя 53% подростковиспытывали отвращение. Со временем, с увеличением «стажа» употребленияалкоголя, объективная картина, однако, разительно меняется. Более 90%опрошенных подростков с двухгодичным и большим «стажем» считали мотивамиупотребления алкоголя является: ощущение прилива сил, чувство довольства,комфорта, повышение настроения, появляются те атрибуты психического состояния,которые обыденное сознание часто приписывает действию.
В клинической литературеперечисляются различные черты молодых алкоголиков. И. Л. Злотников и другиеавторы отмечают рано появляющиеся у подростков изменения личности, к которымони относят: возбудимость, взрывчатость, заострение характерологических черт,быстрое развитие нарушений социальной адаптации, узкий круг интересов, эмоциональноеогрубение, конфликты с родителями. М. А. Чалисов и В. В. Веселовский находят уюношей, страдающих алкоголизмом, изменения характера в виде грубости,эмоциональной холодности, циничности, утраты привязанности к родителям и членамсемьи, у некоторых – агрессивности.
Итак, подросткистановятся невнимательными к близким, к прежним друзьям, неискренними,холодными, замкнутыми и недоверчивыми. Непринужденно они чувствуют себя тольков «своем кругу». Что касается внешних манер поведения, то несовершеннолетнимбольным свойственны – бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые,однако, в условиях строгого контроля легко сменяются подавленностью, беспомощностью[4].
Подведем итог анализунарушений деятельности и смысловой сферы подростков при алкоголизме: установкана быстрое удовлетворение потребностей при малых затратах усилий; установка наизбежание ответственности за совершаемые поступки; установка на пассивныеспособы защиты при встречах с трудностями; установка довольствоваться временным,не вполне адекватным потребности результатом деятельности.
Итак, в ходе употребленияалкоголя перед нами уже фактически новая личность с качественно новыми мотивамии потребностями, с новой их внутренней организацией.
Анализ результатовисследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребленияспиртного выше в среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющиханомалии характера, и детей из семей алкоголиков. Задачей дальнейшихсоциально-психологических исследований будет разработка системы методоввероятностного прогнозирования алкоголизации для тех или иных типов подростковгруппы риска. 3354

Причиныупотребления алкоголя и других психоактивных веществ
К сожалению,влияние макросоциума на общее развитие ребенка, особенно пока он мал, обычно недооценивается. Однако через настроение родителей и близких родственников, ихотношения к другим людям и событиям ребенок четко улавливает два основныхпараметра функционирования общества в целом: благополучие и неблагополучие.Переходной этап развития нашего общества (последние 15—20 лет) вряд ли можноназвать благополучным и лишенным стрессогенныхфакторов. Неуверенность в завтрашнем дне, острые социальные конфликты,необходимость вынужденно менять образ жизни или место жительства безусловновлияют на повышение уровня напряженности в обществе и сопровождаются ростомпотребления психоактивных веществ. Еще более негативным фактором является«хроническое» стрессовое состояние, когда люди понимают, что жить так дальшеневозможно, но изменить что-либо они бессильны, так как их действия достаточножестко регламентированы обществом.
Средиосновных причин, порождающих социальное напряжение и являющихся косвеннымистимулами употребления психоактивных веществ, можно выделить:
•  Неравенстволюдей в обществе — материальное, социальное, Политическое.
•  Противоположностьпровозглашаемых и утрата реальных ценностей идеалов общества, формирование«двойной морали».
•  Массоваяурбанизация населения, потеря социального контроля, определенное отчуждениесельских жителей в условиях крупных городских центров.
•  Миграциянаселения в результате природных катастроф и локальных военных конфликтов.
•  Невозможностьудовлетворения потребности в персонализации. Административно-командная система,насаждавшаяся в нашем обществе десятилетиями, являясь разновидностьютоталитарного управления, исключила возможность у подавляющего числа людейсвободу развития личности, творческой и предпринимательской инициативы,многообразия путей самореализации. В этих условиях личность либо угасала, уступаяместо гипертрофированным низшим потребностям, либо извращалась впсевдопотребностях.
•        Утратанравственных национальных традиций и появление новых извращенных идеалов иценностей в обществе, влияющих на распространение пьянства и алкоголизма втрудовых коллективах.
•        Снисходительноеи благосклонное отношение общества к пьян-' ству, массовая анозогнозия (отказчеловека признавать себя больным) как среди руководящего аппарата, так и средирабочих.
•  Снижениеценности семьи, девальвация значимости родственных отношений, обесцениваниероли родителей как общественно значимой и государственно важной функции.
•  Снижениекультурного уровня людей и престижа образования в нашей стране, социальнаянезащищенность молодых специалистов.
•  Социальноебезразличие к институту брака и семьи, формирование дисгармоничных отношений вмолодой семье из-за нерешенности материально-бытовых условий жизни и т. п.
•  Химическое ирадиационное загрязнение экологической среды обитания человека и особенностиего питания.
•  Биологическаяпредрасположенность.
Поведенческие реакции подросткового возраста
Отечественныеи зарубежные исследователи единодушно определяют конфликтность — как спецификуподросткового возраста. В. С. Битенский и соавт. (1989), ссылаясь на Гэвигарстаи Коле, приводят детализированную схему характера развития в этот период:
1. Общееэмоциональное созревание — от деструктивных чувств и недостаткауравновешенности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективнойк объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.
2. Кристаллизацияинтересов к другому полу — от интереса к одинаковому полу к интересу кпротивоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию фактаполовой зрелости.
3. Социальноесозревание — от чувства неуверенности в группе сверстников к достижениюуверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от подражания кэмансипации; от неуживчивости в обществе к толерантности.
4. Освобождениеот опеки родителей — от поиска поддержки у родителей к опоре на собственныесилы.
5. Интеллектуальноесозревание — от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов кобъяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.
6. Выборпрофессии — от интересов к престижным и модным профессиям к адекватной оценкесвоих возможностей и выбору соответствующей профессии.
7. Проведениесвободного времени — от интереса к индивидуальным играм к интересу кколлективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивномунаблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.
8.      Жизненнаяфилософия — от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; отстремления к удовольствиям и избегания боли к поведению, основанному на чувстведолга.

Факторы риска злоупотребления алкоголя и защитные факторы
Под факторами риска понимаются условия, предрасполагающиек употреблению алкоголя и наркотиков и формированию зависимости.
ЭкспертыВсемирной организации здравоохранения разработали обобщенную классификациюфакторов риска в зависимости от уровня их проявления. Выделяют четыре уровняпроявления факторов риска:
1.  Биофизиологический;
2.  Индивидуально-психологический;
3.  Микросоциальный;
4.  Макросоциальный.
Рассмотримподробнее факторы риска приобщения к алкогольным напиткам и формированиязависимости от них, проявляющихся на каждом из вышеперечисленных уровней.Поскольку злоупотребление алкоголем может рассматриваться как частный случайдевиантного поведения, факторами риска его возникновения автоматическисчитаются факторы риска формирования любой поведенческой девиации.
Биофизиологические факторы риска алкоголизации и наркотизации:
органическиепоражения головного мозга; хронические соматические заболевания; генетическаяпредрасположенность к употреблению алкоголя; наследственность, отягощеннаянаркологическими заболеваниями; изменение межполушарной асимметрии мозга; низкаястепень изначальной толерантности; потенциал употребляемого вещества поотношению к формированию зависимости.
Теперьперейдем к рассмотрению факторов риска, проявляющихся на следующем,индивидуально-психологическом, уровне.
Исследуя индивидуально-психологические факторы риска, специалистыприходят к мнению, что особенности личностной патологии и личного опыта могутобусловливать «неполноценный образ жизни и соответствующую тягу к егокомпенсации за счет искусственной регуляции своего психоэмоциональногосостояния с помощью психоактивных средств...» [67, с. 34].
В настоящеевремя в зарубежной и отечественной превентивной наркологии и педагогике все большеераспространение получает мнение, что «предрасположение к зависимости кроется нев конкретном спектре акцентуаций характера и психопатий, но в отдельных «слабыхзвеньях» личностной структуры [67]. В этом случае патологическое влечение к алкоголювыполняет задачу компенсации личностных аномалий, защищая уязвимые месталичности.
«Слабымизвеньями» личности являются:
стойкиенарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственногоповедения и прогнозирования последствий собственных действий; проблемы самооценки (неустойчивая, зависимая отсиюминутного положения, неаргументированная и поляризованная самооценка,формирование которой восходит к самым ранним этапам развития личности); недостатоксамоуважения; снижение мотивации достижений; низкая способность к рефлексии и заботе о себе; незрелостьэмоционально-волевой сферы; неполноценная психосексуальная организация; агрессивностьи нетерпимость; склонность к регрессивному поведению; алкоголизмпрофилактика подросток последствие
отсутствиестремления быть в обществе других людей, неспособность к межличностномуобщению; подчиненность среде; неадекватное восприятие социальной поддержки; слабыеадаптационные способности, дезадаптивные стратегии копинг-поведения.
Факторыриска биофизиологического и индивидуально-психологического уровней являютсяпроявлением риска, «идущего изнутри». Рассмотрим теперь факторы риска,исходящие извне, средовые факторы риска.
Социальные факторы риска употребления алкоголя — этоусловия жизни человека в различных социальных общностях и особенностифункционирования самого общества, которые способствуют вовлечению в алкоголизацию.
Эти условияможно разделить в зависимости от уровня общности, в которой они проявляются, наследующие группы:
Макросоциальные факторы риска алкоголизации — условия,характеризующие функционирование общества в целом (на уровне страны и мировогосообщества).
Микросоциальные факторы риска алкоголизации — условия,характеризующие ближайшее окружение ребенка и подростка (семья, образовательноеучреждение, досуговые учреждения, социальное окружение по месту жительства и т.д.).
Рассмотримсначала факторы риска наркотизации, относящиеся к макросоциальному уровню. Помнению ряда авторов [43; 73; 63], в социальном плане факторы риска наркотизацииэтого уровня являются решающими, «поскольку деформации на микросоциальном, а вомногом и на индивидуально-психологическом уровнях, связаны с социальнымикризисами и другими социальными явлениями в рамках общества» [43, с. 37].
Обозначимнаиболее значимые, по мнению исследователей, ма-кросоциальные факторы риска:
ухудшениесоциально-экономической ситуации в стране; ценностный плюрализм; доступность алкоголя;мода на употребление алкоголя(в частности пива);
несовершенствозаконодательных норм в отношении употребления алкоголя и наркотиков, а такженесоблюдение существующих антинаркотических законов; традиции общества,связанные с употреблением алкоголя.
Рассмотримтеперь микросоциальные факторы риска, относящиесяк опыту жизнедеятельности в трех наиболее значимых для ребенка общностях — всемье, в учреждении образования, среди сверстников.
Значимымифакторами риска алкоголизации возникающими в семье являются:
несоблюдениечленами семьи социальных норм и правил;
неправильныевоспитательные методы: гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание(отсутствие устойчивой системы наказаний и поощрений), завышенные требованияродителей (чаще матери) к ребенку;
воспитаниеодним родителем (в неполной семье); наличие хронических семейных конфликтов;постоянная занятость родителей; раннее асоциальное поведение; академическаянеуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах; конфликтные отношениясо сверстниками и педагогами.
В среде сверстников могут проявляться такие факторыриска, как:
наличие вближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением;
отчуждениеили конфликтные взаимоотношения со сверстниками;
одобрение употребленияалкоголя в ближайшем окружении ребенка или подростка;
наличие вближайшем окружении ребенка лиц, употребляющих алкогольные напитки.
Подводянекоторый итог, можно отметить, что риск приобщения ребенка и подростка купотреблению алкоголя может иметь как внутренние причины (биофизиологические,индивидуально-психологические факторы риска), так и внешние (микро- имакросоциальные факторы риска). Вероятность приобщения к алкоголю определяетсявсей совокупностью (комплексом) воздействующих условий.
Знаниеконкретных факторов риска позволяет выявить среди детей и подростков группыповышенного риска (при определении степени риска особое значение имеютбиофизиологические и формирующиеся на их основе индивидуально-психологическиефакторы). Кроме того, приведенные выше факторы определяют цели и задачи антиалкогольнойработы в образовательном учреждении. Иными словами, профилактиказлоупотребления алкоголем в школе направлена на снижение влияния факторов рискаи укрепление защитных факторов.
Рассмотримтеперь факторы защиты от возможной наркотизации.
Защитные факторы — этоусловия, препятствующие злоупотреблению алкогольными напитками.
Какоказалось, защитных от алкоголизации факторов гораздо меньше, чем факторовриска и их перечень с точки зрения социального, биологического ипсихологического аспектов жизнедеятельности человека не может быть определентак четко и однозначно, как перечень факторов риска.
Обобщаяданные отечественных и зарубежных авторов, рассмотрим внутренние и внешниезащитные факторы, проявляющиеся на уровне личности и на уровне наиболеезначимых общностей, в которые входит ребенок.
Начнем с личностных защитных факторов. Их можно объединитьв две группы. Первую группу защитных факторов составляют условия гармоничногоразвития личности ребенка и его успешной социализации, другую — специфическиеантиалкогольные установки, получившие также название внутриличностный антиалкогольный барьер.
Гармоничное развитие личности, безусловно, тоже выступает какзащитный фактор по отношению к возможности алкоголизации.
Согласносовременному подходу к профилактике злоупотребления алкогольными напитками,гармонично развитая личность не нуждается в приеме алкоголя для удовлетворениясвоих насущных потребностей. Таким образом, стратегическая задачапрофилактической деятельности состоит в том, чтобы создавать и поддерживатьоптимальные условия развития личности, то есть условия, в которых возможноудовлетворение актуальных потребностей человека социально-приемлемымиспособами. Речь идет не только об обеспечении психофизического развития ребенка(полноценный уход и сберегающие здоровье педагогические технологии).
Посколькузлоупотребление спиртным рассматривается в рамках саморазрушающего поведения,одна из наиболее важных стратегических задач профилактики — создание условийдля развития в ребенке «внутреннего созидателя». Развитие созидающей личностиподразумевает способность воспитателя распознать в «разрушительных симптомах»(немотивированной агрессии, тревожности, психосоматических расстройствах)ресурс созидательной энергии и уметь перенаправить эту энергию в позитивноерусло.
Человек неможет стать личностью вне социума. Поэтому благоприятные условия для успешной социализации являютсязначимыми факторами, защищающими от вовлечения в алкоголизацию.
Социализация предполагает взаимодополняющиепроцессы адаптации ксоциокультурному окружению и проявления уникальности личности в обществе.Успешная социализация предполагает хорошее ролевое развитие и формированиесоциальной компетенции.
Ролевое развитие — умение принимать роли, различные постатусу и содержанию, избегая при этом патологических ролей.
Созданиеблагоприятных условий для хорошего ролевого развития является важнымнаправлением работы по профилактике злоупотребления алкоголем с проблемнымидетьми школьного возраста, поскольку именно в этот возрастной период происходитинтенсивное ролевое развитие.
Итак,защитными факторами от вовлечения в алкоголизацию являются условия гармоничногоразвития личности, с опорой на ее созидательный потенциал и успешнуюсоциализацию ребенка. Профилактическая работа, ориентированная на эти факторысоответствует современным требованиям к профилактике злоупотребления алкогольныминапитками.
Следующаягруппа защитных факторов связана с формированием и развитием прочных антиалкогольных установок, обеспечивающих реализацию личности врамках здорового и безопасного образа жизни.
В структуре антиалкогольных установок выделяется информационный,оценочный и формирующийся на их основе поведенческий компонент. Таким образом,профилактическая работа должна предполагать возникновение у детей и подростковбазы необходимых знаний об алкоголе и последствиях его употребления, оценкуполученной информации и выработку на ее основе безопасного и ответственногоповедения. Эти направления профилактической работы с детьми и подросткамиявляются решением так называемых специфических задач профилактики алкозависимости.
Мырассмотрели защитные факторы, проявляющиеся на уровне отдельной личности.Теперь обратимся к факторам защиты, связанным с общностями, в которые входитребенок.
Специалисты NIDA (National Institute on Drug Abuse)рассматривают следующие факторы защиты (с опорой на эти факторы ведется профилактическаяработа в США).
Семейные протективные факторы:
крепкиесемейные узы; активная роль родителей в жизни детей;
пониманиепроблем и личных забот детей;
ясныеправила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощренийэффективней системы наказаний).
Факторызащиты, проявляющиеся в образовательномучреждении:
повышениеобщего качества обучения, усиление связи учащихся со школой;
успешноеучастие в общественных мероприятиях;
поощрение,вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, мероприятиях;
негативноеотношение к употреблению спиртных напитков, понимание последствий употребления;
неодобрительноеотношение к употреблению спиртного своими друзьями, знакомыми, сверстниками.
В среде сверстников могут проявляться такие протективныефакторы, как:
позитивныеотношения со сверстниками;
негативноеотношение к употреблению алкоголя в группе значимых сверстников;
Защитныефакторы, связанные с местом жительства:
усилениеобщественных антиалкогольных и антинаркотических норм;
ужесточениезаконов о рекламе алкоголя в СМИ;
создание безалкогольныхзон вокруг образовательного учреждения, во дворах.
 
Содержание работы сподростками по профилактике алкогольной зависимости
Профилактика — системаэкономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимыхгосударством, общественными организациями и отдельными гражданами с цельюобеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней.
«Цель профилактическойработы – создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблениюалкоголя. Любая профилактическая программа должна включать в себя определенныевиды деятельности в каждом из следующих направлений:
1. Распространениеинформации о причинах, формах и последствиях употребления алкоголя.
2. Формирование у подростканавыков анализа и критической оценки информации, получаемой с экрановтелевидения и рекламных проспектов, и умение принимать правильные решения.
3. Представлениеальтернатив алкоголизма. Цель работы в данном направлении – коррекциясоциально-психологических особенностей личности.
4. Взаимодействие сорганами и структурами, проводящими профилактическую работу».1
Согласно классификацииВОЗ, профилактику заболеваний принято разделять на первичную, вторичную итретичную. Первичная направлена на предупреждение болезней, вторичнаяподразумевает способы сдерживания темпа их развития и предупреждениеосложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационныхвоздействий на больных.
Первичнаяпрофилактика.
Цель первичнойпрофилактики алкоголизма: предотвратить возникновение нарушения или началаболезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результатыразвития индивида.
Первичная профилактикаявляется наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественнопедагогические, психологические и социальные влияния. Ее контингентом являетсяобщая популяция детей, подростков и молодых людей, нуждающихся в помощи ирешении данной проблемы. Первичная профилактика алкоголизма проводитсяпосредством нескольких стратегий:
1. информация,формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическоеразвитие.
2. формированиемотивации на социально-поддерживающее поведение.
3. развитиепроективных факторов здорового социально эффективного поведения.
4. развитиестратегий разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания искушению алкоголизации.
Задачи первичнойпрофилактики, осуществляемые социальным педагогом:
1. Внедрениепозитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике ивключение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников;программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей.
2. Выявление группыриска (по специально разработанным методическим рекомендациям).
3. Работа сродителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующуюэффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощьв осознании собственных семейных и социальных ресурсов).
4. Работа спедагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить урокипо позитивной профилактике в школах и по появлению группы риска).
Наиболее целесообразнопроводить первичную профилактику в школах в соответствии с утвержденнымипрограммами. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интересшкольников к различным аспектам алкоголизации и боязнь подтолкнуть их купотреблению алкоголя./>
Вторичная профилактикаалкоголизма.
Главной целью вторичнойпрофилактики является изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделейповедения риска на более адаптивную модель здорового поведения.
Поведение риска можетбыть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозицииличностных, поведенческих и других расстройств, характеристиками среды,воздействующей на индивида, специфическими комбинациями средовых иповеденческих характеристик. При этом среда рассматривается как носитель такогодоминирующего фактора как стресс, а само поведение индивида – как фактор рискаалкоголизма.
По своей направленностина контингент риска (молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблятьалкоголь, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблениюалкоголя) вторичная профилактика является массовой, индивидуальной в отношениикоррекции поведения отдельных лиц. Она включает в себя как социальные,психологические, так и медицинские меры специфического и неспецифическогохарактера.
Вторичная профилактикаосуществляется с применением различных стратегий:
1. формированиемотивации на изменение поведения.
2. изменениедезадаптивных форм поведения на адаптивные.
3. формирование иразвитие социально-поддерживающей сети.
Задачи вторичнойпрофилактики осуществляемые социальным педагогом:
1. Работа сподростками групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение успециалистов; создание программ для работы с ними)
2. Работа в центрахреабилитации совместно с другими специалистами, где все методыпсихотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренингиповышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапиятворческим самовыражением и т.д.)
3. Работа сродителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающиепрофессиональную психолого-педагогическую помощь нуждающимся родителям;создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего иразвивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).
Третичная профилактика алкоголизма.
Третичная профилактиканаркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ееэффективного функционирования в социальной среде после соответствующеголечения, уменьшения вероятности рецидива заболевания. Второе направлениетретичной профилактики – снижение вреда от употребления алкоголя у тех, кто ещене готов к прекращению его употребления
Возможности третичнойпрофилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект отпревентивного воздействия определяется необходимостью замены патологическихзвеньев поведения индивида на непатологические. Данный вид профилактикиявляется медицинским, однако базируется на сильной структуре социальнойподдержки. Этот вид профилактики требует индивидуального подхода и направлен напредупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию.Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственнойответственности за свое здоровье – обязательное условие проведения третичнойпрофилактики.
Главной целью третичнойпрофилактики является формирование социально-поддерживающей и развивающей среды(социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные итерриториальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы,альтернативные употреблению алкоголю).
Задачи третичнойпрофилактики, осуществляемые социальным педагогом:
1. формированиесоциально-поддерживающей и развивающей среды;
2. формированиемотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивныхвеществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;
3. развитие навыковкопинг-поведения, социальной компетентности, преодоления искушенияалкоголизации;
4. формированиесоциально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки всоциально-поддерживающих сетях.
Таким образом, длянаибольшей эффективности профилактики алкоголизма подростков необходимообъединить усилия. Социальные педагоги должны и привлекать родителей, иобращаться за помощью в правоохранительные органы, и быть в контакте сврачами-психиатрами.
Несомненно, борьба салкоголизмом, это задача родителей, друзей, близких, но рядом с подросткомзависимым от алкоголя, должен находиться квалифицированный специалист –социальный педагог. Т.к. после психологического и физического насилия надличностью именно профессиональные действия социального педагога помогут сноваадаптировать его в общество получить положительный результат в такой сложнойпроблеме, как выведение индивида из алкогольной зависимости.
Основной акцент работысоциального педагога со школьниками подросткового возраста — это работа сгруппой через следующие направления деятельности:
1.Профилактика причин ипоследствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповыхдискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должноявляться формирование группового мнения, которого будут придерживаться всеучастники группы. Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведениеролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные спотреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре направленной на профилактикуалкоголизма, можно достичь личностного развития ребёнка, сформировать умениепротивостоять уговорам принять спиртное. Основные социальные умения, которыеможет сформировать социальный педагог в подростковой группе: это умение чёткоформулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлениюсверстников. Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информациейо вреде алкоголя, где социальный педагог выступает в роли арбитра, деловаяигра, беседа. Методы, которые запугивают детей, применять не целесообразно.
1. Организациясвободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг являетсяведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя.Необходима яркая своеобразная реклама деятельности кружков, секций, клубов,детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие подуше. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлеченьяподростка и помочь организовать ему содержательный досуг. В силупсихологических особенностей возраста важно развивать для подростков конкретныегрупповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подросткипроявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтомунеобходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовыватьпоходы, спортивные состязания и другое.
2. Антиалкогольноевоспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование уподростка твёрдых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образажизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма,о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальнойличности подростка злоупотребляющего алкоголем. Важно для социального педагогаобращать внимание не сколько на вред употребления алкоголя для здоровьяпьющего, сколько на вред его в социальном плане – в плане взаимоотношенийшкольника с окружающим миром.
3. Антиалкогольноепросвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социальногопедагога. На основе знакомства с образовательными программами учреждениясоциальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольноговоспитания во все предметы школьного цикла. Благодаря этим дополнениям будутрасширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека иего потомство, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образомжизни. Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы все учителяследовали антиалкогольным установкам, были примером трезвого образа жизни,отрицательно относились к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольнойжизни.
4. Посредническаядеятельность социального педагога- подключение к профессиональной работе нетолько родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работниковближайших предприятий, общественности.
5. Преодолениесоциально-педагогической запущенности школьника, проявляющегося в видеограниченного словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире,недостаточной усвоенности различных навыков.
В заключении необходимоещё раз подчеркнуть, что проблема алкоголизма школьников – проблема комплекснаяи её решение может дать положительный результат только при условии, что еёреализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но ивсех субъектов деятельности[9.c32].


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.