Дети –отражение своих родителей. Так ли это?
Введение
В наши днисуществует множество социальных проблем: трудные подростки, дети-сироты, алкоголизмвсех возрастных категорий населения, наркомания, зависимость от табачныхизделий, преступность, человеческая жестокость и т.д. Я решила взять тусоциальную проблему, от которой идут все остальные проблемы в обществе. Это проблеманеправильного воспитания, неблагоприятного климата в семье.
Действительно,какова вероятность того, что в семье, где ни мать, ни отец не пьют, воспитаютчеловека, который в будущем будет страдать алкоголизмом? Или каковавероятность, что в семье с благоприятным климатом, полным взаимопониманием,уважением каждого члена, равноправием, тёплыми отношениями будет трудныйребёнок, склонный к различного рода правонарушениям?
Выбравданную тему, я решила выяснить, насколько же верна та теория, что детиповторяют модель поведения своих родителей, строят свои отношения в семье так,как это делали их родители, как сильно влияет воспитание в семье на дальнейшуюжизнь человека, и к чему могут привести ошибки родителей.
Ребенокучится тому,
Что видит усебя в дому.
Родителипример ему!
Кто прижене и детях груб,
Кому языкраспутства люб,
Пустьпомнит, что с лихвой получит
От них всето, чему их учит.
Не волквоспитывал овец,
Походкураку дал отец!
Коль видятнас и слышат дети,
Мы за деласвои в ответе,
И за слова:легко толкнуть
Детей нанехороший путь.
Держи вприличии свой дом,
Чтобы не каятьсяпотом.
Важность правильноговоспитания
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношениймежду ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питаютдруг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция намалейшие детали поведения – все это создает благоприятную среду дляэмоционального формирования личности.
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. Впроцессе формирования личности семья играет главнейшую роль. Именно в семье,еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки.
Часто уже вдетском саду приходится встречаться с проявлением агрессии мальчиков поотношению к девочкам. Считается, что, если мальчик задирается, бьёт девочку, значит,она ему нравится. Но почему бы ему не сделать ей какой-нибудь маленькийприятный подарок? Например, подарить цветочек. Задумываясь над даннойситуацией, можно предположить, что в семье такого мальчика отец проявляетжестокость к матери. Он знает, что папа любит маму, но также видит, как отецподнимает на неё руку. У ребёнка складывается мнение, что если ты любишьчеловека, то его нужно бить, проявлять к нему агрессию, жесткость. Ребёнок до 6–7лет проводит своё время дома и в детском саду, следовательно, модели поведенияон может перенимать у своих родителей, следовать их примеру.
Когдаребёнок идёт в школу, он попадает в среду, где все дети из разных семей, сразным воспитанием, с разным представлением о мире, о том, как следуетпроявлять себя в обществе, с разными моральными ценностями, этическимипредставлениями, с разными манерами и т.д. Часто ребёнок слышит, как матерятсяего сверстники, и не может этого понять, так как для него это дико, ибо в егосемье не матерятся, и употреблять нецензурную речь считается для негоаморальным. Поэтому ребёнок не понимает, почему же его одноклассникисквернословят, ведь это неправильно. Но дети, которые используют в своей речиматы, вероятно, воспитываются в семье, где материться – в порядке вещей.Поэтому ребёнок не понимает, что это плохо. Даже если родители его ругают заматы, но ведь сами они так делают, тем самым подавая пример ребёнку. Он думает,что, если папа и мама так делают, значит, в этом нет ничего плохого, просто мнеещё рано, я маленький, поэтому мне нельзя, а они взрослые. Но ведь в школеродители его не видят, значит, он может показать своим одноклассникам, какимвзрослым он может быть. Продемонстрировать, как ведут себя взрослые.
Взаимоотношениясемьи и школы важны как впервые годы пребывания ребенка в школе, так и встаршем возрасте. Школа может помочь родителям в решении многих вопросоввоспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семьяявляется самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наукадоказали, что все беды у детей, а потом у взрослых, объясняются ошибкамисемейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумения хвалитьи поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким,какой он есть.
Неразумнаяродительская любовь
Выдающийсяпедагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительскоговоспитания, любовь матери и отца уродует их детей». Есть много разновидностейэтой уродливой любви. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовьдеспотическая и любовь откупа.
Любовьумиления – это самое печальное, что можно представить себе в отношенияродителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чемуона может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что вчеловеческом общежитии есть понятия: «можно», «нельзя», «надо». Ребенку кажется,что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и нехочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у техкто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовныймир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье,радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Втораяразновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Это форма –одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление одобром начале в человеке, он перестает верить в человека и в человечность. Вобстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков маленькийчеловек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоватьсясвоей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, апоощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим. Уважайтедетское желание быть хорошим и помните, что ваш сын или дочь – такой жечеловек, как и вы, его душа протестует, когда кто-то пытается сделать егоигрушкой своего произвола.
Третьяразновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Родители в такойсемье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальныхпотребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершеннообособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такойсемье ни один из родителей не уделит достаточного внимания детям, то ихокружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и незнают людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка,сострадание, милосердие.
С помощьюродителей у ребенка постоянно закладываются представления о том, какой должнабыть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, вкоторой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи.
Родителичитают детям нотации о том, как надо себя вести, дают им полезные советы,предостерегают от ошибок, а в итоге получают противоположные результаты. В чемздесь причина? Может быть, дело в том, что поступки родителей не всегдасоответствуют тому, о чем они говорят? Дети – это постоянные свидетели. Онивидят падения родителей, срывы, провалы, как бы родители ни старались скрытьэто.
Социологическиеопросы
В нашейшколе я проводила социологические опросы среди учащихся 4,5 и 7 классов.
На основеданных опроса я сделала много выводов для себя. Некоторые из них я представлю вэтом исследовании.
Я попросилаучащихся закончить предложение «Моя семья…», добавив к этому словосочетаниюприлагательное, которое наиболее точно характеризует их семью. Большинствоответов были положительными и, в основном, либо одинаковые, либо синонимичные(хорошая, добрая, отзывчивая, дружная, позитивная, весёлая, любимая, ласковая,лучшая, счастливая, клёвая, замечательная). Одни из учащихся ответил честная.Вероятно, что в их семье отношения строятся на полном доверии друг к другу,взаимопонимании. Некоторыми учащимися были даны такие ответы: нормальная,тираническая, плохая, «такая не очень, но мне нравится», я и папа… Те дети,которые отозвались отрицательно о своей семье (ответ нормально тоже можнопричислить к отрицательным, так как ребёнок не может сказать ничего хорошего освоей семье, но и плохо говорить о своей семье он тоже не может, поэтому онпредпочёл дать нейтральный ответ), чувствуют себя некомфортно в своей семье,возможно, что родители плохо к ним относятся, часто их ругают, или ребёнокнередко становится свидетелем скандалов между отцом и матерью. Возможно, чтодома их не понимают, относятся пренебрежительно, они не могут поделиться своимипроблемами с родителями, чтобы те помогли им их решить. В любом случае, в этихсемьях существуют проблемы, которые уже имеют отражение на их детях и которыебудут сбиваться в большой ком, если их не решать, и ещё более усложнять жизньребёнка и оставлять след на его психическом здоровье. Мальчик, который далответ «я и папа…», наверняка очень переживает из-за того, что у него неполноценнаясемья, ему хочется, чтобы у него, как и у всех, была мама.
Следующимпредложением, которое ученики должны были закончить, было: «Моя мама…».
Практическивсе ученики подобрали для своих матерей положительные прилагательные, которые показываютих любовь к маме. У большинства учеников ответы были одинаковыми или подобными.Вот, что отвечали учащиеся: классная, самая-самая, любимая, клёвая, счастливая,заботливая, милая, красивая, лучшая, добрая, хорошая, умная. Но были и те дети,у которых мама ассоциируется с не совсем приятными моментами… Возможно, что вэтих семьях существует непонимание между её членами, разногласия, мать неуделяет достаточно внимания и времени ребёнку, не оказывает ему поддержку в теминуты, когда он в ней нуждается. Ответы некоторых учеников натолкнули намысли, что в их семьях нет равноправия, ребёнок чувствует себя ущемлённым, емукажется, что мама поступает с ним несправедливо. Вот некоторые ответы: «считаетменя слугой», «непонимающая». У некоторых учеников и вовсе нет мамы…
Ученикамбыло дано предложение «Я хотел(а) бы, чтобы мой отец…». То, как ученикипродолжили это предложение, позволило сделать не очень приятные выводы…
Оказывается,что большинству детей не хватает отцовского внимания. Они бы хотели, чтобы папачаще обращал на них внимание, уделял больше времени (Был со мной. Сходил сомной на каток. Покатался со мной на лыжах. Сходил со мной в кафе. Сходил сомной на тренировки. Был чаще дома, а не на работе. Играл со мной. Научил меняводить. Больше обращал на меня внимание. Был дома и помогал мне. Большепроводил времени с семьёй. Съездил со мной во Владивосток. Больше разговаривалсо мной.)
Несколькоучеников хотели бы, чтобы их папа стал немного добрее. Вполне вероятно, что втаких семьях отец старается дать своему ребёнку хорошее воспитание, но слишкомстрог с ним, поэтому ребёнку хотелось бы, чтобы отец был несколько мягче. Унекоторых детей нет отца, но они хотели бы, чтобы он был (Я бы хотела, чтобы уменя был папа… Вернулся.)
Есть и тедети, которые хотели бы, чтобы их отец избавился от некоторых вредных привычек(Бросил курить. Перестал пить). Если ребёнок желает, чтобы его отец бросилпить, то вероятнее всего, что в этой семье происходят частые ссоры, скандалыиз-за выпившего папы. Естественно, что ребёнку некомфортно жить в такойатмосфере, поэтому он желает, чтобы отец перестал пить. Ученик, который хочет,чтобы его отец перестал курить, скорее всего очень любит папу, поэтому желаетему здоровья, которое он губит курением.
С возрастомпотребности детей меняются, и они предпочитают материальное обеспечениеродителей духовному. В 7 классе большинство учеников хотели бы, чтобы их отецкупил им что-нибудь или дал денег (Подарил мне мопед. Стал олигархом. Установилмне компьютерную игру. Больше катал меня на хамере и лимузине. Давал мнеденьги. Купил мне фотоаппарат. Купил мне телескоп. Купил мне компьютер) Многиеответы совпадали.
семья подростковыйпреступность личность
Истокиподростковой преступности
Недостатоквнимания в семье зачастую приводит к печальным последствиям. В наши дниувеличилась преступность среди подростков. В большинстве случаев преступникамистановятся дети из неблагополучных семей. Неправильное воспитание, искаженное представлениео том, что хорошо, а что плохо, недостаток родительской любви, ласки, внимания,контроля перерастают в неправильное понимание реальности. Ребёнок не можеториентироваться в обществе, теряется, не знает, как ему поступить в трудныхситуациях, не может найти поддержки у своих родителей, ему не удаётся самому справитьсяс трудностями, а помочь некому. Эти и ещё многие факторы становятся причинамипреступных мыслей в голове подростков. К сожалению, многие дети эти мыслиматериализуют.
На20.02.2011 г. На учете в ФБУ «Межрайонная уголовно-исполнпительнаяинспекция №5 ГУФСИН России по Приморскому краю» состоит 13 несовершеннолетних осужденных,из них 8 подростков проживают в неполных малообеспеченных семьях.
В 2010 годупо учетам прошло 34 несовершеннолетних осужденных, из них 22 подростка не имеютвторого родителя, а доход семьи ниже прожиточного уровня.
Кроме того,в 2010 году осуждено к реальному лишению свободы за повторное преступление 6несовершеннолетних, из них только один подросток проживал в полной семье схорошим материальным положением. Причина совершения преступления – личноенежелание встать на путь исправления. В остальных случаях – это отсутствиеконтроля со стороны семьи за окружением и поведением подростка, нежелание илень воспитания ребенка, пьянство в семье, отрицательное влияние старших членовсемьи. Также совершению подростками преступлений, как правило, предшествуютуклонение от учебы и труда, бродяжничество или асоциальный образ жизни,злоупотребление алкогольными или наркотическими веществами, неблагополучнаяобстановка в семье.
Заключение
Исследуяэту социальную проблему, я сделала некоторые выводы о своей семье, о семьеродных и близких. Данная тема действительно важна, так как относится к каждомучеловеку. Особенно важно донести эту тему до тех, кому ещё только предстоитстать родителями. Конечно, человеку свойственно учиться именно на своихошибках, так как на чужих учиться выходит плохо. Каждый человек долженпонимать, какую ответственность он берёт на себя, а именно, воспитаниечеловека, которому потом предстоит жить в обществе самостоятельно. И то,насколько ответственно молодые родители подойдут к этому, зависит целая жизнь.Ведь фундамент человеческой личности закладывается именно в семье. Затемребёнок сам начнёт возводить свой небоскрёб, но если фундамент окажетсянекрепким, то рано или поздно небоскрёб разрушится. Часто случается так, что родителис самого детства начинают разрушать мечты, желания, стремления детей. Ониспускают их с небес на землю, возвращают к реальности, говорят о том, что естьнастоящая жизнь. Они подсознательно настраивают ребёнка на то, чтобы онвозводил не небоскрёб, а пятиэтажку. Такие родители изначально закладываютнеправильный слабый фундамент личности. Однажды они сами осознают, что это онине дали уверенности ребёнку в своих силах, что он мог бы добиться большогоуспеха, если бы они не вырвали с корнем все стремления ребёнка. Это хорошо,если ребёнок в будущем выстроит хотя бы пятиэтажку, но ведь есть и те дети,фундамент которых еле-еле выдержит хилый двухэтажный дом… В большинстве случаевте родители, которые сомневаются в возможности своих детей достичь невероятныхвысот, сами не добились в жизни того, к чему стремились в молодости. Вероятно,что их родители так же не вселили в них уверенность в то, что в жизни всё возможно,стоит лишь приложить усилия, и можно добиться всех поставленных целей.
На самомделе у каждого человека есть всё, что нужно для достижения успеха в жизни. Вчеловеке с детства должен формироваться стержень, который будет крепнуть сгодами. Если у ребёнка проблемы в семье, есть факторы, которые мешаютнормальному его развитию, то этот внутренний стержень, воля, осознаниенеобходимости самому прокладывать себе дорогу в жизнь помогут емусамореализовываться, самосовершенствоваться, заниматься саморазвитием. Когдаребёнок понимает, что для достижения поставленных целей ему требуется многоусилий, средств, а поддержки от родителей нет, иногда даже наоборот онипытаются убедить ребёнка в том, что всё это бессмысленно, нереально, тогда уребёнка опускаются руки, он теряет веру в себя, свои силы и чаще всегоотказывается от своих целей. Но есть и те, кто вопреки всем преградам борютсяза ту жизнь, которой они хотят жить, за то будущее, в котором они видят себя.На многих примерах из жизни я увидела, что дети, не имеющие никакой поддержкиродителей, стали успешными людьми, которые живут в достатке и добились того,чего хотели в детстве и не останавливаются на достигнутом. Но не каждый ребёнокобладает такой волей, поэтому родители должны быть внимательны и, ни в коемслучае, не навязывать ребенку идеал именно их жизни.
Сильное воздействиена будущую жизнь ребенка оказывает атмосфера в семье. Если ребёнок живёт всемье, где родители постоянно ругаются, применяют жестокость в отношении другдруга, а порой и к самому ребёнку, то это сильно травмирует психику его. Еслиродители часто пьют, а в выпившем состоянии начинают скандалить, ругать ни зачто ребёнка, и просто вести себя так, как в нормальных семьях не допускается,то они наносят сильный урон психическому здоровью ребёнка, что в последствии будеточень сильно сказываться на его жизни. Большинство всех проблем, причиныкоторым родители пытаются искать в друзьях, школе, плохом окружении, в самомребёнке, скрыты именно в семейных отношениях. Семья может оставлять в душе ребенкараны, которые не залечиваются до самой старости, а все нерешённые проблемыдетства преследуют человека на протяжении всей жизни. Поэтому родители недолжны стесняться обращаться за помощью к семейным психологам, если сами немогут разобраться с некоторыми проблемами, которые они чаще всего даже незамечают. Лучше решить всё, пока есть возможность. Все проблемы должны решатьсясвоевременно. То, какого человека родители воспитают и выпустят во взрослуюжизнь, зависит только от родителей. Конечно, школа, окружение ребёнка играютнемаловажную роль, но каркас человеческой личности формируется именно семьёй.Родители – это пример, модель человека в детском понимании. Каждый из родителейдолжен помнить об этом и приложить все усилия, чтобы вырастить достойногочеловека.