Контрольнаяработа
Тема:«Социальная педагогика как особая область знания и практического опыта»
Введение
Во все временасуществовали проблемы взаимоотношений человека и общества, становления человекав обществе. Первым обратил внимание на необходимость организации воспитывающих силобщества для распространения культуры и просвещения в народе известный немецкийфилософ П. Наторп. Он выступил за всеобщую педагогизацию общества ипризвал к созданию воспитательных «союзов граждан». Во второй половине XIX в. немецкий педагогÀ. Дистервег впервые предложил словосочетание «социальная педагогика» вотношении педагогической деятельности с обездоленными и беспризорными детьми попрофилактике правонарушений несовершеннолетних.
Одним из основателейсоциальной педагогики в России был известный философ, богослов, психолог В.В. Зеньковский.Его социальная педагогика основывалась на том, что человека не понять, если неизучишь окружающую его среду. Многое для развития теории и практики социальнойпедагогики в России сделал С.Т. Шацкий, М.В. Крупенина и В.Н. ШульгинЗначительное влияние на развитие социальной педагогики оказали трудывыдающегося отечественного педагога À.С. Макаренко (1888–1939 гг.),который предложил эффективные социально-педагогические технологии воспитаниябеспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей.
С того времени социальнаяпедагогика получила большое развитие; в этой области работают В.Д. СеменовÀ.В. Никитин Е.А. Колонтаевская, Е.Р. Ярская-Смирнова Н.И. Бабкин,Г.Б. Корнетов и многие другие; появляется множество статей и научныхразработок.
Такое пристальноевнимание к социальной педагогике вызвано тем, что в наше время проблемы социализацииличности в обществе становятся особенно актуальными в связи с увеличениемпотока информации и ее отрицательного влияния на людей. И дети и взрослыеоказываются дезориентированными в среде общественных отношений, усиливаетсясоциальная отчужденность среди молодежи, все большее распространение получает вдетской среде саморазрушающее поведение, что приводит к росту преступности, наркомании,алкоголизму и другим асоциальным явлениям. Все более ощутимым становитсяразрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу освоих детях, а нередко сама создает условия, опасные для жизни и развитиядетей.
Первоочередной задачейстановится оптимизация процесса социализации людей, их адаптации к различнымобразовательным и воспитательным институтам. Для того, что бы яснее представить,как это сделать, необходимо понять, что собой представляет область человеческойдеятельности, которая занимается этими вопросами – социальная педагогика.
Таким образом, цельданной работы – рассмотреть сущность и отличия социальной педагогики отсоциальной работы и педагогики, рассмотреть структуру, цели, функции, задачи иместо социальной педагогики среди других наук, определить ее практическоезначение.
1. Понятие «социальнаяпедагогика»
1.1 Структура социальнойпедагогики
педагогикасоциальный общество практический
Существуют различныеопределения социальной педагогики. Вот некоторые из них: «Социальная педагогика– это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики иисследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах». (Х. Мискес).«Смысл социальной педагогики – помощь молодежи в быстрой адаптации к социальнойсистеме, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения» (Е. Молленхауер).«Социальная педагогика – это наука о воспитательных влияниях социальной среды».(В.Д. Семенов). [4 c. 101]
Из этих определений можнозаметить, что социальная педагогика связана с целенаправленной деятельностьюсубъекта воспитания, с целью помочь объекту воспитания адаптироваться кокружающей общественной среде, реализоваться как личность, гражданинконкретного общества.
Другими словамисоциальную педагогику следует рассматривать с позиций, которые прослеживают дванаправления: социальное и личностное.
Социальное направлениепредставляют социопедагогика и педагогика среды.
Социопедагогика изучаетпроявление государства и среды жизнедеятельности человека в сложившейсязаконодательной базе, в создании институтов воспитания, обучения ипрофессиональной подготовки, в обеспечении их функционирования, имеетофициальный социопедагогический характер, а так же «неписанные законы», которыескладываются в государстве, в виде обычаев, совокупности норм и правил,принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения.
Педагогика средырассматривает социальное воспитание – влияние семьи, в которой родился и воспитываетсяребенок (приемная семья, государственное учреждение); средств массовойинформации; игрушек и игр ребенка; книг, которые он читает; круг друзей;авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которыепопадает человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.
Личностное направлениетак же рассматривает человека с двух точек зрения: как социальную единицу иизучает личностную позицию и активность человека в социальном самосовершенствовании.Здесь важное значение имеет роль самого человека в социальном становлении. Онаможет быть различна в зависимости от возраста, индивидуальной активности илюбознательности. Формирования мировоззрения и воспитания нравственно-волевыхкачеств в значительной степени определяют дальнейшее социальноесамосовершенствование и изменения в человеке на разных возрастных этапах егожизни.
Как мы видим – среда подразличным углом зрения – главный фактор становления личности в обществе, т.е.его социализации, успешному осуществлению которой и способствует социальнаяпедагогика.
По определению À.В. Никитинасоциальная педагогика – это теория и практика познания, регулирования иреализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации (илиресоциализации) человека, результатом которого является приобретение индивидомориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств идействий).
Главная цель социальнойпедагогики – помочь человеку (группе) сориентироваться в условиях общества,способствовать социальному формированию личности (группы) с учетом еесвоеобразия и социокультуры государства, поддержать, защитить, организоватьреабилитацию.
Предметом социальнойпедагогики является социально-педагогический процесс, определяющий принципы,формы, методы исследования практической деятельности и условия ее реализации.
Рассматривая основныеположения, нельзя обойти вниманием функции социальной педагогики, которыеподробно раскрывают ее содержание. К ним относятся:
Познавательная – исследование практикипедагогической деятельности ее полномочными представителями;
Научная – изучениезакономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторовсреды, разработка теоретической базы;
Диагностическая (оценочная);
Прогностическая – определение перспективразвития социально-педагогических процессов;
Объяснительная – описаниесоциально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования;
Адаптационная – деятельность,направленная на стимулирование приспособления человека к среде и среды кчеловеку;
Преобразующая – социальная педагогикапризвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения,учебно-воспитательный процесс, свое содержание;
Коррекционная – направленная деятельность специалистов по восстановлениюиндивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональнойдеятельности;
Мобилизационная – направленная деятельность специалистов поактивизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки;
Профилактическая – направленная деятельность специалистов попредупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемойличности, группе;
Образовательная – исследование содержания, методики иобеспечение подготовки кадров для социальной сферы;
Управленческая – направленная деятельность специалистов по управлениюпроцессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений вколлективе, группе. [3 c. 16]
Таким образом, уяснивструктуру социальной педагогики как науки, мы можем заметить, что социальнаяпедагогика – это теория и практика человеческой деятельности, направленная надостижение успешной социализации каждого члена общества или группы.
А также, обобщаяизложенные данные, повторим, что социальная педагогика как отрасль знанияобладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистическойнаправленности, которые представляют собой все ее содержание.
1.2 Отличие социальнойпедагогики от других дисциплин
Социальная педагогика,как всякая область человеческого знания развивается в трех ипостасях: кактеория, как практика и как учебная дисциплина.
Социальна педагогика как теория– это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающихпроцесс социального становления личности. Она позволяет понимать природусоциального формирования личности, управления группой, проблемы социальныхотклонений в них, возможности их предупреждения и преодоления.
Социальная педагогика какпрактика – это направленная деятельность субъекта по диагностике ипрогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитаниючеловека, группы. Она так же является направленной деятельностью по управлениюмассами, различными группами, мобилизации их на определенные действия,сдерживанию активности в интересах достижения определенных политических и иныхцелей. [3 с. 14]
Социальная педагогика какучебная дисциплина – это компонент специальной (профессиональной)подготовки социального педагога, социального работника, специалиста посоциальной психологии, реабилитационной, коррекционной педагогике.
Основная отличительнаяособенность социальной педагогики от других областей знания, на стыке скоторыми она работает, заключается в том, что потребность в ней возникаеттогда, когда у индивида или группы возникают проблемы во взаимоотношениях сосредой.
Очевидно, что главнымотличием социально-педагогической деятельности от педагогической является то,что предмет педагогической деятельности – каждый ребенок, асоциально-педагогической – ребенок (или взрослый), находящийся в сложной,проблемной ситуации.
Социально-педагогическаядеятельность является разновидностью профессионально-педагогическойдеятельности. От социальной работы социально-педагогическую деятельностьотличает то, что первая направлена на все возрасты, а вторая – на детей, укоторых нарушен процесс социализации.
Социальная психологияизучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом ихвключения в социальные группы, а также психологические характеристики самихэтих групп.
Возрастная психологияизучает возрастные особенности и динамику психики человека, а также возрастныефакторы развития личности.
Социальная педагогикаиспользует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемысоциализации и виктимологии, разрабатывая психологию и методику социальноговоспитания. [4 c. 103]
Таким образом, социальнаяпедагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более или менееэффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные другихотраслей человеко- и обществознания, а с другой – трактуя под своим угломзрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики.
2. Практическое значение социальнойпедагогики
2.1 Принципы и задачисоциальной педагогики
Как отмечалось впредыдущей главе, социальная педагогика и в теоретическом и, особенно, впрактическом плане имеет огромное значение в современном обществе.
В начале 90-х гг. вРоссии была введена новая должность «социальный педагог» в школах, детскихклубах, досуговых учреждениях и т.д. В настоящее время социальный педагог стал привычнымпрофессиональным работником. Он работает в детских домах, центрах помощи семьеи детям, приютах, спецшколах, центрах реабилитации, домах творчества, колонияхдля несовершеннолетних, наркологических диспансерах.
Дети группы риска – этота категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизнибольше других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороныобщества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптациинесовершеннолетних.
Социально-педагогическаяи психологическая помощь детям группы риска предполагает выявление причиндеформации в развитии детей и подростков, поиск средств и способов ихустранения, изменение среды в интересах ребенка и на основании этого построениепроцесса, способствующего развитию социализации нормальной личности.
То есть социальнаяпедагогика ставить перед собой конкретные задачи, которые подразделяются наобще – теоретические, практические и частные – по отраслям практическойдеятельности. Таких задач достаточно много. Их следует рассматривать поосновным блокам, составляющим социальную педагогику в целом, и по каждому изних по направлениям: теоретическому, практическому и образовательному.
2.2 Задачисоциопедагогики
· осуществлениесоциально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства,общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов;
· исследованиевлияний факторов среды на растущую личность, группу;
· использованиефакторов среды в социальном развитии и воспитании человека, при решенииопределенных социально-педагогических задач;
· исследованиевлияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) наличность и др.
Задачи социальноговоспитания:
· исследованиепроблем содержания и способов обеспечения наиболее оптимального социальноговоспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельныхличностей;
· исследованиепроблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных испециальных учреждений;
· изучениеопыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;
· изучениезарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественнымусловиям и др.
Задачи изучения человекакак социальной единицы:
· исследованиеособенностей социального развития, социализации человека как личности;
· исследованиеособенностей социального развития людей, отличающихся своеобразием;
· выявлениепричин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека,возможностей их профилактики и преодоления и др.
Задачи изученияличностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:
· выявлениероли человека в социальном самосовершенствовании;
· исследованиевозможностей активизации социального самосовершенствования человека на различныхвозрастных этапах и др. [3 c. 17]
Реализация всех этихзадач в той мере и качестве, которые необходимы для достижения положительногорезультата, зависит от соблюдения определенных принципов, существующих всоциальной педагогике. Принципы касаются всех ипостасей, в которых существует иразвивается социальная педагогика – теоретической, практической иобразовательно. Мы рассмотрим в этой работе только принципы социальнойпедагогики как практики, т. к. именно они отождествляются с основнымипринципами этой области деятельности.Они подразделяются на группы,обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность,ее процесс и результат.
Принципприродосообразности. Человек – природное существо и развивается по законам естественнойи социальной природы. отношение к человеку должно быть как к природномусуществу, а точнее, социально-природному. Его (человека) следует развивать,совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. Впротивном случае его можно только деформировать и даже разрушить. Принципприродосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессесоциально-педагогической работы общих законов развития природы, другимисловами, естественных возможностей человека.
Принцип индивидуальнойобусловленности (индивидуального подхода).В основе принципа лежитпринятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами инедостатками. Отсюда следует, что в работе с конкретным человеком необходимособый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности,обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социальногопотенциала в развитии и воспитании.
Принцип личностнойобусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и егодеятельности тех, с кем он непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет,доверие к социальному педагогу, его слову и работе. Собственно социально-педагогическаядеятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле.
Принцип взаимосвязипрофессионализма и эффективности социально-педагогической деятельностисоциального педагога.Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чемвыше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальныйвариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать егоквалифицированную реализацию.
Принципкулътуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется дляжизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности – вконкретной культуре. Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет,который характерен для среды его жизнедеятельности.
Принцип социальнойобусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики идеятельность социальных институтов государства по их реализации в процессеформирования личности.
Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимостьиндивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственнойсреды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализуетсебя (это среда жизнедеятельности); либо место, где осуществляютконсультационную работу с ним (например, особо оборудованная комната вспециализированном центре, домашняя обстановка, школа).
Таким образом, опытразвития социальной помощи людям показывает, что такая помощь принципиальноотличается от социальной работы с любыми категориями населения. Важной составляющейсоциальной помощи является педагогическая составляющая, связанная собразованием и воспитанием ребенка, перевоспитанием взрослого. То есть речьидет о социально-педагогической деятельности, которая представляет собойразновидность педагогической. Поэтому важно соблюдать исполнение в работесуществующих в системе социальной педагогике принципов для успешного решенияпоставленных задач.
Заключение
Социальная педагогикаисследует воспитание как общественное явление, как вид духовных отношений, онаизучает не только воспитательный потенциал общества, но и пути его актуализациина основе разных форм интеграции воспитательных сил общества.
Социально-педагогическаяподдержка направлена на главное – социализацию личности, которая возможна толькопри взаимодействии всех институтов, обеспечивающих ее. Это требует координациипомощи детям, подросткам и взрослым всех ведомств и построение единой системысоциально-педагогической помощи и поддержки, т.е. активного участия государства.
Таким образом исходя изобъективной необходимости социальная педагогика развивается в двухнаправлениях, которые в сою очередь содержат по два поднаправления – это социальноенаправление, включающее социопедагогику и педагогику среды, и личностное,рассматривающее человека как социальную единицу и изучающее личностную позициюи активность человека в социальном самосовершенствованию. Все эти направлениянераздельно представлены в трех сферах деятельности социальной педагогики:научной (теоретической), прикладной и образовательной (подготовке специалистов –социальных педагогов).
Сущность социальнойпедагогики раскрывается во многих функциях, направленность которых определяетсясферами их реализации:
Теоретико-познавательнаянаправленность выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания,синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых еюпроцессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрываетих глубинные основания.
Прикладная – связана с поиском путей испособов, выявлением условий эффективного совершенствованиясоциально-педагогического влияния на процесс социализации ворганизационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
Гуманистическаянаправленность выражается в разработке целей совершенствованиясоциально-педагогических процессов.
Нацеленность на детей ивзрослых людей, составляющих группу риска, нуждающихся не просто в помощи, а впомощи педагогической, помогающей адаптироваться в обществе, отличаетсоциальную педагогику от социальной работы, которая занимается всемикатегориями граждан и от педагогики, которая обращена к каждому ребенку.
Однако, занимаясьвоспитанием и перевоспитанием, социальная педагогика базируется на тех жепринципах, что и педагогика, добавляя к ним только принципы социальнойобусловленности и принцип средовой обусловленности.
Между всеми принципамисуществует тесная взаимосвязь. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или инымиз них, неизбежно ведет к снижению или непрогнозированности результатовсоциально-педагогической деятельности. Поэтому чем больше принципов учитываетсяв социально-педагогической деятельности, тем больший результат можно получить,решая поставленные наукой и реальной жизнью задачи.
Список литературы
1. Галагузова Ю.Н.,Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практикаглазами преподавателей и студентов[текст]: Пособие для студ/ Ю.Н. Галагузова,Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.– 224 с.
2. Берон, Р., Бирн, Д.,Джонсон, Б. Социальная психология: ключевые идеи [текст]: учебник / Р. Берон,Д. Бирн, Б. Джонсон. – Спб.: Питер, 2003. – 512 с.
3. Мардахаев,Л.В. Социальная педагогика [текст]: учебник / Л.В. Мардахаев. – М.:Гардарики, 2005. – 269 с.
4. Мудрик,А.В. Социальная педагогика [текст]: Учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина.– 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
5. Мудрик,А.В. Социализация человека [текст]: учебн. пособ. для студ. Высш. Уч.Завед./ А.В. Мудрик. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: издательский центр«Академия», 2006. – 304 с.
6. Социальнаяпедагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Подобщ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
7. Социальнаяпедагогика: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. науч. тр./ Калинингр. ун-т. 2000 г.,24 статьи