Реферат по предмету "Педагогика"


Социокультурная сущность многоуровневой системы непрерывного образования

Социокультурная сущность многоуровневой системы непрерывного образования
образовательныйучебный профессиональный самоопределение
Формирование системымногоуровневого непрерывного образования как единого образовательногопространства предполагает интеграцию различных образовательных ипрофессиональных учреждений. Эффективность функционирования такой системыдостигается в данном случае за счет координации и взаимной увязки учебныхпланов и программ, что позволит повысить уровень фундаментальной,общекультурной, гуманитарной и социально-экономической подготовки. Создаютсятакже условия для оптимального использования кадрового потенциала иучебно-материальной базы учебных заведений. Кроме этого, появляется большевозможностей для индивидуализации процесса обучения, обеспечения свободывыбора, определения индивидуальной траектории образования.
Интеграцияобразовательных программ с целью устранения дублирования на разных ступеняхобучения позволит сделать эту систему более эффективной и выгодной с точкизрения темпоральных и материальных затрат, усовершенствования профессиональныхи духовных качеств будущих специалистов. Система многоуровневого непрерывногообразования становится средством повышения качества самого обучения благодаряреализации принципа преемственности и диалога различных уровней образования.
Интеграция всех звеньевсистемы образования позволит сконцентрировать все научные, образовательные иметодические структуры, адаптировать их к складывающимсясоциально-экономическим условиям, перейти от уровня распределительногоуправления к организационно-регулирующему.
Создание системымногоуровневого непрерывного образования включает различные варианты интеграцииобразовательных учреждений: кооперация, ассоциация и слияние [1].
Кооперация представляетсобой форму интеграции, при которой осуществляются координация и согласованиедеятельности образовательных учреждений путем заключения договора присохранении существующего статуса образовательных учреждений.
Ассоциация являетсяформой интеграции, при которой осуществляется образование нового юридическоголица путем объединения (слияния) нескольких образовательных учреждений ссохранением юридического лица участников объединения.
Слияние – это формаинтеграции, при которой осуществляется объединение с образованием новогоюридического лица и вхождением участников на правах структурных подразделенийнового образовательного учреждения.
Интеграция можетосуществляться по горизонтали, вертикали и иметь смешанные формы.Горизонтальная интеграция предполагает объединение образовательных учрежденийодного типа. Например: школа – гимназия, колледж – колледж, вуз – вуз.Вертикальная интеграция объединяет учреждения разного типа. Например: школа –детский сад, школа – колледж, школа – колледж – вуз, школа – ПТУ. Примерысмешанной интеграции: школа – школа – вуз, школа – колледж – колледж – колледж– вуз.
Возможны также вариантыучастия в интегрированных структурах учебно-производственных комбинатов,промышленных предприятий, фирм, научных организаций и т.п.
Основы воспитанностичеловека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются ещев раннем детстве. В целом, значение дошкольного воспитания недооценивается.Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень процессаобразования, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека,происходит его физическое, умственное и нравственное развитие.
В отличие от дошкольноговоспитания, которое охватывает примерно половину детей, школьное обучениеявляется всеобщим. Большинство детей (65 %) поступают в школу в возрасте 7 лети проходят 3-летний курс обучения в начальной школе. Остальная часть поступаетв школу в возрасте 6 лет, и продолжительность их обучения в начальной школесоставляет 4 года. В возрасте 10 лет дети переходят на младшую ступень среднейшколы, обучение в которой продолжается 5 лет. В 15 лет они заканчивают эту ступеньв соответствии с законом. По закону «Об образовании» 15-лет-ние детиимеют право уйти из школы. Государственная статистика свидетельствует, что60-61 % выпускников базовой средней школы продолжают учиться до окончанияполной средней школы, 12 % идут в средние профессиональные училища, 26 % – вначальные профессиональные училища и около 1 % бросают учиться совсем [2].
Как показываютисследования, система среднего образования будет эффективной, если она будетмаксимально гибкой, учитывающей национальные, региональные особенностинаселения, индивидуальные склонности и интересы учащихся. Но это вовсе неозначает отказ от принципа всеобщности среднего образования, от единства егоцелей и задач, обеспечивающего молодежи «равный старт» при вступлениив самостоятельную трудовую жизнь.
Сегодня школа расширяетсферу своей самостоятельности, увеличилось многообразие форм ее работы,действуют гимназии и лицеи, частные, религиозные и даже иностранные школы. Всешколы отвечают за освоение базовых программ, аттестат, получаемый выпускником,признается во всех регионах России и республиках СНГ. Разнообразие школ, предлагающихразличные программы, вызвано стремлением соблюдения принципа вариативности вобразовании. Однако выбор той или иной программы в общеобразовательной школе –это еще не вариативное образование, ибо все школы сегодня в значительной мереобречены на одну и ту же образовательную траекторию. Сегодня показателемкачества деятельности школы является, например, процент поступающих в вузы, чтоявляется далеко не самым объективным показателем. Настоящая вариативность всистеме образования – это разнообразие программ и разнообразие аттестатов, разнообразиеобразовательных траекторий и возможностей выбора той деятельности, котораяотвечает индивидуальным запросам личности.
В системе многоуровневогонепрерывного образования школе принадлежит значительная роль. Школа должнастать «таким учреждением, главная задача которого вести как можно большеечисло учащихся к прочному овладению базовыми знаниями» [3].
Молодежь вступает в жизнь– трудовую, общественную, имея, как правило, полное среднее образование. Тем неменее, нельзя упускать из виду существенное отставание качестваобщеобразовательной подготовки молодежи от современных требований. Имеютсязначительные различия в качестве образования, зависящие о социальных факторов:в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оновыше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневныхвыше, чем в вечерних.
Окончаниеобщеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно имоментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий.Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтениетому или иному виду профессионального образования. По данным статистики, из60-61 % 17-летних выпускников полной средней школы 30–40 % поступают в вузы, 25% – в средние профессиональные училища, 15 % – в начальные профессиональныеучилища и 25–30 % бросают учиться совсем [2].
Выбор профессии –чрезвычайно важный этап в жизни каждого человека. Этот момент осложняется тем,что его необходимо решать в подростковом и юношеском возрасте, когда нетдостаточного опыта и устоявшихся взглядов и убеждений. Типичные затруднения впрофессиональном самоопределении, которые испытывают школьники в выборепрофессии, обусловлены следующими факторами:
- несформированностьюинтересов;
- нестабильным илинедостаточным финансовым состоянием семьи;
- отсутствиемзнаний о современном мире профессий и возможностях их получения;
- инфантильностью,предоставлением права решения проблемы родителям;
- неуверенностью всвоих знаниях;
- отсутствиемдостаточных знаний о своих индивидуальных особенностях и профессионально важныхкачествах;
- общимпессимистическим настроем, неуверенностью в завтрашнем дне;
- внешнеймотивацией выбора профессий [4].
Стратегии многоуровневогонепрерывного образования предусматривают формирование у учащихсясмыслообразующих мотивов дальнейшей учебно-профессиональной деятельности, чтопозволило бы снять трудности построения профессиональной карьеры. В этой связиособое внимание следует уделять вопросам профориентации.
Трудовое обучение ивоспитание молодежи – существенный фактор формирования ее социальной ипрофессиональной ориентации. Социальная ориентация – это определение человекомсвоего места в системе общественных отношений, выбор желаемого социальногоположения и путей его достижения. Профессиональная ориентация есть осознаниетого «набора» профессий, который предлагает в данный момент общество,и выбор наиболее привлекательных из них. Социальная ориентация взаимодействуетс профессиональной, хотя та и другая не тождествены. Они взаимосвязаныпостольку, поскольку социальное положение человека в обществе определяетсяхарактером и содержанием его труда.
Социологическиеисследования позволили, в частности, установить, что выбор видапрофессионального образования лишь частично обусловлен выбором будущейпрофессии: в большей мере, чем профессию, люди выбирают свое будущее социальноеположение. При этом социальная ориентация складывается у учащихся школзначительно раньше, чем профессиональная. Большинство опрошенных учащихся покамало информировано о конкретном содержании избранного ими вида трудовой деятельности,условиях труда, оплате. Выбор, сделанный накануне окончания школы, нередкобывает продиктован случайными мотивами (близостью учебного заведения к местужительства, примером сверстников и друзей, советами знакомых).
Преодоление инерцииобщественного сознания в оценке престижа профессий, возникающих в нем «перекосов»– дело непростое. Успех здесь определяется, прежде всего, сдвигами всоциально-экономических условиях труда, его организации, оплате и т.д. Новоспитательные усилия школы могут дать значительный опережающий эффект, если впропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал органическиувязывается с интересами людей, социальных и демографических групп населения,если школа работает в этом направлении в тесном контакте с родителями.
Преодолению затрудненийстаршеклассников в профессиональном самоопределении могут также способствовать:
- совершенствованиесистемы профориентационной работы;
- информационноеобеспечение, включающее компьютерные системы профессиональной диагностики, периодическиобновляемую информацию о рынке труда, учебных заведениях, региональныхпрограммах в области занятости, молодежной политики, потребности в кадрах;
- сотрудничество иинтеграция учреждений образования (профильные классы, подготовительные курсы, ярмаркиучебных мест, дни открытых дверей, совместное проведение дней науки и т.п.);
- создание на базеодного из учебно-производственных комбинатов учебно-профессионального комплексаили экспериментальной площадки [4].
Переход к целостной,гибкой, соответствующей потребностям рынка и индивидуальным жизненнымтраекториям системе многоуровневого непрерывного образования включает решениетакой проблемы, как согласование интересов образовательных учреждений различныхзвеньев (среднего, среднего специального, высшего и послевузовского), в целяхформирования специалистов с высокими квалификационными и личностными характеристиками.
Интеграция высших учебныхзаведений осуществляется преимущественно с элитными школами старшего звена(лицеями и гимназиями), где работают их преподаватели. Мотивация дляустановления таких отношений может быть частично обусловлена экономическимипричинами: заработная плата университетских преподавателей так низка, чтодополнительные часы в школе дают заметный приработок. Школы очень гордятсятакими связями и высоко их оценивают. Университеты, предоставляя своихпреподавателей, делают все возможное, чтобы абитуриенты были хорошоподготовлены. Школы, таким образом, используют высококвалифицированную рабочуюсилу университетских преподавателей, что поднимает их престиж; учащиесяполучают лучшую подготовку и имеют гарантии зачисления в высшее учебноезаведение при условии выполнения необходимых требований; родители понимают, чтополучают хорошую отдачу за те затраты и усилия, потраченные на то, чтобы ихребенок посещал «хорошую» школу при университете. Однако существуетнесколько аргументов против такой системы:
1) Стремясь обеспечитькак можно более высокий и эффективный уровень образования, школы теряют своепредназначение как учреждения общего среднего образования и превращаются простов учебные площадки университетов, где учебные программы и методы преподаванияотражают университетскую практику. Это может не соответствовать нуждам техучеников, которые не хотят получать высшее образование в университете, аизбрать другую карьеру.
2) Вступительныетребования де-факто становятся требованиями, предъявляемыми к среднемуобразованию, и подменяют федеральные стандарты.
3) Такие же или болееспособные ученики школ, которые не имеют договоров с высшими учебнымизаведениями, например в сельской местности или в непрестижных рабочих районах,должны поступать в высшие учебные заведения на неравной основе из-засокращенного количества мест. Таким образом, университеты сами находятся вубытке, так как они не могут отобрать лучших из всего множества талантливыхмолодых людей, желающих к ним поступить, а вынуждены ограничиваться теми, ктоучится в их подшефной школе [5].
Между целямиобразовательной политики и ее практическим претворением в жизнь в вопросах доступак высшему образованию значительный разрыв. С одной стороны, государственнаяполитика в сфере образования нацелена на обеспечение равных прав для всехграждан, желающих получить бесплатное высшее образование. Однако на практикедела обстоят иначе.
Одной из основных проблемявляется отсутствие четкой связи между вступительными требованиями истандартами среднего образования. В то время как школьники изучают одинаковыйобъем учебного материала, требования к абитуриентам сильно разнятся междууниверситетами. Вступительные экзамены в высшие учебные заведения до сих порочень сильно зависят от их специфики. Из этого можно предположить, что уровеньподготовки абитуриентов сильно отличается в пределах Российской Федерации.
Существующая системапоступления в вуз де-юре позволяет молодым людям подавать документы в несколькоучебных заведений одновременно. Но де-факто большинство высших учебныхзаведений проводят вступительные экзамены в одни и те же сроки, что делаетодновременную подачу документов в разные учебные заведения невозможным, арезультаты вступительных экзаменов в одно учебное заведение, не засчитываютсяпри поступлении в другое. Провал на экзаменах может означать лишь одно – отсрочкув поступлении на один год.
В рамках системымногоуровневого непрерывного образования необходимо введение унифицированнойсистемы вступительных экзаменов. Требования к вступительным экзаменам должны бытьодинаковыми, как минимум, на региональном уровне, а унифицированныйэкзаменационный сертификат должен давать право на поступление в любое учебноезаведение.
Кроме того, дляпредоставления равного для всех граждан доступа к высшему образованиюнеобходимо проводить работы по обеспечению прозрачности и последовательностипри проведении вступительных экзаменов. Известно, например, что уже в настоящеевремя большое количество университетов и высших учебных заведений признаютрезультаты экзаменов, проведенных Национальным центром тестирования при Московскомгосударственном университете.
Наиболее эффективный путьподготовки специалистов среднего, а затем высшего профессионального образования– это система многоуровневого непрерывного профессионального образования «вуз– колледж» или «вуз – колледж – лицей». Образовательнаяпрограмма состоит из последовательных этапов, первый из которых реализуетсялицеем в соответствии с государственным стандартом начального профессиональногообразования и/или колледжем в соответствии с государственным стандартомсреднего профессионального образования. Следующий этап реализуетсяуниверситетом в соответствии с государственным стандартом высшегопрофессионального образования.
Учащиеся (40–45 %учащихся системы среднего образования) включаются в систему начальногопрофессионального образования продолжительностью от четырех до шести лет либопосле седьмого класса и сочетают четыре года общеобразовательной средней школыс двумя годами специализированного профессионального образования, либо последевятого класса и сочетают два года общеобразовательной школы (до 11 класса) сдвумя годами специализированного профессионального образования. Учебныезаведения, предлагающие такой тип образования, называются профессионально-техническимиучилищами – ПТУ. Некоторые ПТУ были преобразованы в профессиональные «лицеи»и предлагают третий год специализированного профессионального образования дляудовлетворения требований рынка труда. Таким образом, начальноепрофессиональное образование нацелено как на продолжение общего образования,так и на приобретение специальных профессиональных навыков. В соответствии сКонституцией базовое образование является бесплатным.
В систему среднегопрофессионального образования, продолжительностью от четырех до пяти лет студенты(около 15 % учащихся системы среднего образования) поступают либо последевятого класса и получают два года общего среднего образования (до 11 класса)и два года специализированного профессионального образования, либо после 11класса и получают два года специализированного профессионального образования.Учебные заведения, предлагающие такой тип образования, называются техникумами.Они готовят студентов для работы специалистами среднего уровня и техниками. Рядтехникумов в последнее время повысили в ранге до «колледжей».Колледжи предлагают дополнительный год обучения и эволюционируют в учебныезаведения, занимающие промежуточное положение между средним и высшимобразованием. Выпускник колледжа, получивший среднее профессиональноеобразование, при поступлении в вуз садится на студенческую скамью вместе свыпускником общеобразовательной школы. Но он на 2-3 года (иногда и на 4-5 лет)старше выпускника школы, уровень знаний выпускника колледжа по многим изучаемымв вузе дисциплинам уже соответствует требованиям высшей школы. Очевиднацелесообразность обучать выпускника колледжа по сокращенной или ускореннойпрограмме высшего профессионального образования.
Эта проблема решается всистеме многоуровневого непрерывного образования путем интеграцииобразовательных учреждений разного уровня и создания университетскихкомплексов, в рамках которых происходит взаимоувязывание базовых государственныхобразовательных стандартов всех типов образовательных учреждений, позволяетсократить сроки обучения для учащихся ПТУ и колледжей, желающих получить высшееобразование, на 2-3 года. Кроме того, интеграция учреждений начального исреднего профессионального образования позволит преодолеть оторванностьпоследних от потребностей региональных рынков труда, а также дублирование другдруга по задачам, профилям и перечням специальностей, качеству подготовки,местам занятости выпускников и т.д.
Новая социально-экономическаяреальность и логика внутреннего развития системы образования актуализируютзадачу интеграции учреждений начального и среднего профессиональногообразования в единую систему базового профессионального образования, еемногоуровневого выстраивания с опорой на интегральный тип профессиональногообразовательного учреждения – региональный колледж [3]. Региональный колледж, всвою очередь, интегрируется в образовательную структуру, которая носит название«университетский комплекс».
Университетский комплексявляется базой всей непрерывной многоуровневой системы образования в регионе,включающей учебно-педагогический комплекс, колледжи как важное звено раннейпрофессиональной ориентации и подготовки молодежи в системе многоуровневогонепрерывного профессионального образования, а также гимназии, лицеи, спецшколыи спецклассы, образующие среду для выявления и развития таланта, склонности испособности молодежи с раннего возраста с возможностью их доведения допередовых рубежей человеческих знаний по соответствующим направлениям и специальностямв университете [1].
Другая возможная формаинтеграционного процесса – организация несколькими колледжами и вузаминекоммерческого объединения – ассоциации.
Кроме этого, структурасистемы многоуровневого непрерывного образования предполагает созданиеобразовательных округов, где под единым управлением объединяютсяобразовательные учреждения различных типов с целью согласования образовательныхпрограмм и выполнения социального заказа на подготовку квалифицированныхрабочих кадров и специалистов. Интеграция образовательных учреждений в системемногоуровневого непрерывного образования предусматривает согласование учебныхпланов и программ изучаемых дисциплин, совершенствование методик проведениявсех видов занятий и практики, стажировку преподавателей колледжа вуниверситете и участие преподавателей университета в учебном процессе колледжа,повышение качества методического обеспечения учебного процесса, совместнуюнаучную и научно-методическую работу.

Библиографический список
1. Аванесов, В.С.Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе [Текст] /В.С. Аванесов. – М.: Исслед. центр по проблемам управления качествомподготовки специалистов при МИСиС, 2009. – 68 с.
2. Васильева, Е.Удовлетворенность студентов качеством образовательного процесса как критерийсоциальной эффективности функционирования вуза [Текст] / Е. Васильева // Almamater (Вестник высшей школы). – 2007. – № 11. – С. 9–14.
3. Каплан, Р.С.Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст]; пер. сангл. / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. – 304 с.: ил.
4. Акопян, А.С.Состояние здоровья и смертность детей и взрослых репродуктивного возраста всовременной России [Текст]: монография / А.С. Акопян, В.И. Харченко, В.Г.Мишиев; под ред. академика РАМН проф. В.А. Таболина. – М., 2009. – 168 с.
5. Гогин, Е.Е.Гипертоническая болезнь – основная причина, определяющая сердечно-сосудистуюзаболеваемость и смертность в стране [Текст] / Е.Е. Гогин // Терапевтическийархив. – 2008. – № 9. – С. 31–36.
6. Бриттов, А.Н.Профилактика артериальной гипертонии на популяционном уровне: возможности иактуальные задачи [Текст] / А.Н. Бритов // Русский медицинский журнал. – 2007.– т. 5, № 9. – С. 571–581.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.