Реферат по предмету "Педагогика"


Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение
Глава 1. Декоративно-прикладное искусствов системе ценностей человеческой культуры
1.1. Истоки декоративно – прикладногоискусства
1.2. Виды декоративно – прикладногоискусства
Глава 2. Декоративно-прикладноеискусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста
2.1 Возрастные особенности детейстаршего дошкольного возраста
2.2 Виды декоративно – прикладногоискусства на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
2.3. Особенности декоративно –прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Введение
 
Одним из действенныхсредств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющеесячастью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста егонационального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе,питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий егодуховному оздоровлению представляется вполне закономерным. Народное искусство — это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящаяи развивающая нравственный потенциал этноса.
О роли и значениинародного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые(А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов,Р.Н.Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие,образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувствапрекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В.Максимовапредприняты попытки определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладноготворчества. В исследовании Р.Н.Смирновой показано влияние ознакомления детейдошкольного возраста Хабаровского края с декоративным искусством народовПриамурья.
Несмотря на данную отприроды способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучениедает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческихспособностей (М.Н.Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать наранних стадиях формирования личности.
Из всего вышесказанногоследует, что тема данной курсовой актуальна в нашем времени, и поэтому мывыбрали именно ее.

Тема: Декоративно-прикладное искусство вработе с детьми старшего дошкольного возраста
Объект: Процесс проведения занятий подекоративно-прикладному искусству с детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет: Использование элементовдекоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольноговозраста.
Цель: Выявить особенности использованияэлементов декоративно-прикладного искусства с детьми старшего дошкольноговозраста.
Задачи: 1. Изучить теоретические источники ипередовой педагогический опыт по выбранной теме.
2. Выявить возрастныеособенности детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить особенностииспользования элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьмистаршего дошкольного возраста.

Глава 1.Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры
 
1.1 Истокидекоративно – прикладного искусства
 
Декоративноеискусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами,кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусствосоздавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. –«украшение»).
Издавна издерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки.Художественная обработка древесины у многих народов — самый развитый и наиболеедревний вид народного декоративного искусства. Исследования археологов раскрылии неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая Vв., новгородскую утварь IX — XV вв., украшенную резьбой и росписью.Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы искобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь,например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовыхдощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачиваличашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резалиизящные звонкие ложки.
Докрашеннойрезьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнцеблистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьбаналичников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современникисчитали его одним из чудес света. В XVII — XVIII вв. искусство художественной резьбыпо дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, вмебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба.Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройкиволжских белян и расшив, а также боевые корабли — галиоты и корветы, подбушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.
Несмотря наидеологическое угасание язычества, крестьяне продолжали отмечать обрядовыевесенние праздники. Над изготовлением магических фигурок народ трудился всюзиму, причем традиционно занимались этим женщины. Являясь символом плодородия,женщины могли на «тонком уровне» поспособствовать урожайности злакови увеличению поголовья скота. Изготавливая глиняных свиней, коней, индюшек,коз, женщины как бы синхронизировались с процессами, происходящими в окружающеммире, подталкивая природу в нужную сторону, то есть в сторону увеличенияплодородия. Расписная игрушка одновременно и продолжала древнюю традицию, изнаменовала своим появлением отход от мировоззрения предков. Магические фигуркиприобрели функцию декоративных игрушек-свистулек; их лепили к обрядовомувесеннему празднику, превратившемуся в 19-м веке в оживленную ярмарку«свистунью» (в литературе впервые упомянута в 1811) с ее яркимикрасками и пронзительными звуками свистков.
 
1.2Виды декоративно – прикладногоискусства
Ценность произведенийнародного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляютпредметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они памятникамикультуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусстваособенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту.Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественныепроизведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческуюсвязь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегаянациональные художественные традиции, этот живой родник современнойхудожественной культуры.
Роспись по дереву.
Хохлома.
Хохломскую посудусравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». Хохломская росписьрадует яркими красками и сиянием золота. Труд и талант народных мастеровпревращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото».
В росписях хохломыпреобладают растительные мотивы, однако встречаются и изображения птиц. Злотые травы,листочки, ягоды малины и земляники, преображенные фантазией художника,сплетаются в хохломские узоры. Цвета хохломы в основном составляют черно – краснуюгамму с золотом, что придает изделиям праздничный и торжественный колорит.Зеленый, желтый и коричневый цвета используют иногда для придания росписи ещебольшей яркости и нарядности.
Образная выразительностьхохломы достигается за счет композиционного единства травных узоров с формой иразмерами деревянной посуды.
Хохломой расписывают ещеи целые наборы посуды, а также украшают детские стульчики, столы, кресла идругую мебель. Для формирования хохломского орнамента большое значение имеетсмелый кистевой мазок, широта письма.
Сегодня хохлому называютзолотой не только за красоту, но еще и за цену. Она дорого стоит, так как еепроизводство требует значительного ручного труда, а в прошлом веке такая посудабыла дешевой и доступной для всех.[Пр.1.]
Городец.
Расписные панно, ларцы,тарелки с всадниками, барышнями, воинами, птицами и цветами городецкиххудожников излучают добро и радость. Традиционны для этой росписи сценычаепития, катания на тройках, праздничных гуляний.
Композиции с чаепитиямипохожи на большой торт, украшенный пышными цветами. Какая прелесть таится вчашках и вазочках, чуть намеченных «оживками», на фоне нарядной скатерти!
На прялочных донцахвсегда размещают праздничные сюжеты городецкой росписи – катание на тройках,свадьбу и другие, в которых переданы торжественность, красочность,декоративность. Пышный орнамент из купавок, роз, листьев обрамляет сюжетныекартинки, расположенные ярусами.
Цветы старые мастераписали фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд.Присмотревшись, можно узнать купавки, ромашки, ягоды, а в середине сказочногобукета – пышную розу. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. Укупавки центр цветка смещен влево или вправо.
Красивый городецкийтонконогий конь с сильной шеей – поэтический образ-загадка. Гордых коней рисуютна дверцах шкафчиков, спинках детских стульчиков, столах, тарелках на стену.Окружают коней сказочные цветы, иногда здесь же изображают диковинных птиц изверей. Кажется, что скачут кони по волшебным садам.
Сказочные, летящие, какптицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецкиххудожников выглядит радостно и празднично!
Важные измененияпроизошли в Городецкой росписи в наши дни: вместо темперных и клеевых красокмастера стали писать масляными. Это отразилось на характере декора. Ведущим вросписи становится растительный орнамент. Масляные краски позволяют добитьсяразнообразных сложных цветовых оттенков. Например, даже в симметричных росписяхможно один цветок сделать сиреневым, а другой – малиновым.
Пишут городецкие мастеракак по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Чаще всего они используюткрасивую фактуру сосны. Палитра Городецкой росписи красочна и разнообразна.Золотые, зеленые, желтые, голубые, синие, коричневые, розовые и красные цветасочетаются с черным и белым. Однако у каждого мастера своя любимая палитрацветов.
Особую выразительностьГородецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи,линии, точки, дуги украшают цветы и фигуры. Т. Маврина, глубоко понимающаянародное искусство, очень метко и образно оценила значение «оживки» вГородецкой росписи: «Самое интересное в этой живописи – ее завершение, «оживка».Закончить, поставить точку, много белых точек, штрихов, линий; не длясветотеневой моделировки, а просто для красы-басы. Иногда так много и так густоналожена эта оживка, что хочется потрогать ее руками, как дорогое шитьежемчугом» Некоторые изделия так и называются – «жемчужными»
Черным цветом тоже можноподчеркнуть форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которыхполовина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой приемсоздает впечатление движения, вносит динамику в роспись.
В творчестве Городецкихмастеров появилось удивительное чувство декоративности, передающеепраздничность традиционной росписи.
В наше время художникипромысла разрабатывают новый ассортимент изделий: разнообразные кухонныенаборы, разделочные доски, декоративные поставки, солонки, хлебницы,сундучки-укладки, ларцы, шкатулки, ложки, игрушки – и по-прежнему украшают ихГородецкой росписью.
Создавая изделие, мастерподбирает его форму, продумывает рисунок, находит сюжет и сразу же кисточкойвыполняет роспись: появляются цветы и деревья, лица кавалеров и барышень, конии птицы. Линии и краски взрываются ярким фейерверком орнаментов Городецкойросписи.[Пр.2]
Росписи СевернойДвины и Мезени.
Народные росписи,рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, — яркое и самобытноеискусство. Эти школы народного мастерства возникли в XIX веке. Выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая.Роспись архангельского края – мезенская.
Декор каждой вещи индивидуален,расположение орнамента подчинено форме предмета. Основу пермогорской,ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенскойросписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты,удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписяхосновными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цветдополняет изображения.
Ведущая темасеверодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы. Воснове растительного узора пермогорской росписи – гибкий побег, накотором нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидныецветы. В центре часто изображали птицу Сирин или большую рыбу. Наиболеепопулярные сюжеты: катание на тройках, свадьба, посиделки. Цветовая гамма восновном состоит из узоров красного цвета на белом фоне. Желтый и зеленый цветакак дополнительные, сопутствующие. Большое значение имеет тонкий черный контур,мастеровито наносимый гусиным пером.
Борецкая роспись очень нарядная, помимоосновных цветов к ней добавляют золото. Фон обычно белый. Ее элементы – веточкас ягодами, трилистник, древо, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрическиеорнаменты.
Орнамент ракульскойросписи очень крупный, представлен в основном декоративными листьями, кустикамии птицами. В большинстве произведений главную роль играют золотисто – охристыйи красный цвета, а сопутствуют им глубокий зеленый, белый и коричнево-красный.Черным цветом рисуют не только контур, но и многие детали – усики, завитки,прожилки. Фон может быть золотисто желтый. Краски создают узоры, напоминающиеэмалевые вставки.
Мезенская роспись отличается особойграфичностью и сдержанной цветовой гаммой. Здесь используют толькокрасно-коричневую краску, получаемую из местной глины. Поражает минимальностьюизосредств и выразительностью образов. Любимые мотивы: тонконогие кони и оленис необычайно тонкими ногами, гордо поднятой головой и круто выгнутой шеей (уконей могут быть кудрявые хвосты, а у оленей – пышные ветвистые рога), лебеди,сцены охоты, рыбной ловли, катания на санях. Также применяют различные линии,спиральные завитки, овалы, кружочки, крестики, звездочки.
Народная росписьсеверодвинских центров и Мезени показывает большие профессиональные навыкимастеров в композиции, рисунке, живописи. Эти яркие, нарядные росписи былисозданы благодаря глубоким традициям школы народного мастерства.[Пр.3]
Керамика.
Гжельская керамика.
В старину мастера изГжели хотели сотворить такую посуду, которая могла бы поспорить с дорогимфарфором и была бы неповторимой, запоминающейся. Они создали свой особый стильросписи. Их цветы, птиц, зверей не спутаешь с другими. Гжельских мастероввдохновила прохлада синих вечеров, голубизна неба и родные белоснежныепросторы.
Родина фарфора с синейросписью – Раменский район Подмосковья. Гжель – название одного из сел, ставшеесобирательным для нескольких сел и деревень округи, в которых занималисьгончарным промыслом. В предшествующие столетия гжельский фарфор и майолика былимногоцветными, но постепенно именно в полуфаянсе синий цвет становитсяклассическим. Создается новый изобразительный язык торжества синего на белом.Секрет искусства Гжели в ее ярко выраженном сочетании синих узоров и белогофона, оригинальных приемах росписи и органичных формах изделий. Образы Гжеливызывают волнующее чувство соприкосновения с природой.
У каждого мастера свойпочерк: мазок то уже, то шире, тонкая линия изгибается плавно или упруго,листочки то больше, то меньше. Вот почему даже в массовых изделиях Гжели невстретишь скучного однообразия росписи.
Кроме посуды гжельскиеумельцы делают мелкую скульптуру – сценки из жизни и пронизанные юмором композиции:здесь можно увидеть, как одна хозяйка доит корову, другая раздувает сапогомсамовар, третья пряжу прядет да песни поет. Могут вылепить мастера петушков,коней и даже скульптурные сосуды. А сказочный рыба-кит, на спине которогорасположился целый город, может оказаться масленкой или шкатулкой.
Традиции и новизна,красота и польза сочетаются в современных работах гжельских мастеров.[Пр.4]
Скопинскаякерамика.
Город Скопин Рязанскойобласти издавна славился гончарными изделиями. Из светлой глины здесь делалипростую посуду без поливы, так называемые «синюшки». Полагают, что названиепромысла связано с птицей скопой, которая водится в здешних болотах.
Традиции древнегогончарного промысла отразились в произведениях скопинских мастеров. Здесьделали кувшины, кумганы, квасники, жбанчики, украшенные диковинными зверями иптицами, орлов с распростертыми крыльями, коней-свистулек, всадников,медведей-музыкантов. Изделия покрывали зеленой или коричневой глазурью.
Произведения отличаетсоединение скульптурных образов с формой сосудов. Поражает не только знаниетрадиций древних славян, но и художественная фантазия, помогающая создаватьживые образы и пластику.
Народное восприятие миракак единство природы и человека, формы живой и формы предметной получилоотражение и в скопинских сосудах. Логика конструкции сочетается сизобразительностью. Разнообразные скульптурные изображения на месте ручек слитыс формой кувшина.
В скопинской керамике вравной мере активны объем и силуэт, поэтому формы монументальны и выразительнынезависимо от размера сосуда.[Пр.5]
Русская глинянаяигрушка.
Дымковская игрушка.
В бывшей слободе Дымково,что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Лепили игрушки из краснойглины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. Побелому фону «разбрасывали» яркие круги, клетки, крупные и мелкие горошины.Цвета: оранжевый, красный, зеленый, голубой, розовый, желтый, сиреневый и др.Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего ещебольшую нарядность игрушки.
Барыни и кавалерыщеголяют своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминаютсказочные букеты, кормилицы хвастаются богатым семейством.
Радуют пышность форм,буйство цвета и жизнерадостная фантазия.[Пр.6]
Каргопольскаяигрушка.
Жители русского Северакруглый жемчуг нарекли каргапольчиком. Так появилось название города Каргополя.Мастера народной глиняной игрушки живут здесь.
Изготавливается онатакже, как и дымковская. Но образы и роспись другие. Цвета ее не очень яркие,как и природа Севера. Тематика работ разнообразна: барыня, охотник, гармонист,танцующая пара и другие.
Мастера выбиралипонравившиеся им цвета для росписи игрушки: красный, оранжевый, золотистый,желтый, коричневый, болотный малиновый и др.
Птицы с девичьими лицами,медведицы, играющие на гармониках, богатырские кони, сказочные Полканы. ВеселыйПолкан — богатырь со знаками солнца на груди – символ каргопольской игрушки.Это полуконь-получеловек, поэтому он наделен огромной силой. Вероятно, именнотаким был в представлении наших предков богатырь, близкий к божеству древнихславян Плихану или Полехану.
Каргопольский орнамент –это не просто геометрические узоры, а целый мир образов. Крест в круге – этосолнце. Все элементы имеют древнее символическое значение. Подобные орнаментыможно увидеть на старинных вышивках и росписях.[Пр.7]
Филимоновскаяигрушка.
Появилась в деревнеФилимоново Тульской области. Местная глина очень пластична, фигурки из неелепят, вытягивая форму, поэтому они такие стройные.
Самое удивительное происходит,когда темную синеватую глину ставят в печь. После обжига она становитсябелоснежной. Бери и раскрашивай. Наряд филимоновской игрушки связан состаринными символами-оберегами.
Узоры филимоновскойигрушки радуют звонкой пестротой ярких полосок. Красная, зеленая, и наоборот,зеленая, красная. Фон желтый. Полоски повторяются, выстраивая выразительныйритм – «тигровость».
Полоски, крестики, круги,звездочки, солнышки, волнистые линии, точки, елочки сочетаются с гладкоокрашенными частями.
Рябит в глазах полосатоетрехцветье, привораживает игрушка особым орнаментальным узорочьем. Наряднорасписывают женские фигурки, причем не только полосами, но и розетками,треугольниками, цветами.
«Любота» — это знакомыеобразы – барыня и солдат, они слеплены парой, на одной «земле». Жених сневестой милуются, друг дружкой любуются и пляшут.
Все филимоновские звери –свистульки. Среди персонажей больше домашних животных, коней, собак, баранов,кур и петухов. Характерные черты этих животных: маленькая голова на длиннойшее, гибкое тело, ноги-подставки и хвост-свисток.
Искренность инепосредственность, чувство живого есть в каждой вещи независимо от того,большая она или маленькая. Все пронизано красотой.[Пр.8]
Русская деревяннаяигрушка.
В русской деревяннойигрушке сложился сой особый круг традиционных образов, тем и сюжетов. Народнаяигрушка как сказка – все так, да не так. Это целая область народноготворчества, впитавшего ценнейшие традиции искусства резьбы и росписи по дереву.Это и забава, и одновременно бытовая скульптура, создаваемая по законампластического искусства.
Народный мастер всовершенстве владеет богатым языком декоративного искусства и использует его врусской деревянной игрушке. Ее отличают выразительные формы и силуэты,разнообразные ритмы, яркие контрасты, гармоничные пропорции.
Точеные, резные ирасписные звери, птицы, люди очень обаятельны. Народный умелец выделяет вигрушке лишь самое главное, характерное и типичное. Чаще всего одной меткойдеталью мастеру удается выразить характер персонажа, оживить образ.
Главное в народнойигрушке – умение сочетать выразительную форму с цветом или фактурой материала.В игрушке из неокрашенного дерева мастер старается показать его естественнуюкрасоту, близость к природе. Мастера-игрушечники тонко чувствовали и разнообразноиспользовали богатые пластические возможности, благородный цвет, выразительнуютекстуру дерева. Деревянная игрушка красива и декоративна.[Пр.9]
Игрушка русскогоСевера
В Поморье любили делатькуклу «панка» — обрубок дерева, округлый или ограненный, в котором топором обобщеннонамечены голова с плоской лицевой частью, торс и широкая юбка. Руки или плотноприжаты к телу, или их нет. Черты лица предельно схематичны. Иногда резчикобозначает еще округлость груди или косу. Он заботится о пропорциональностичастей и выразительности целого, поэтому даже небольшие фигурки выглядятосновательно, монументально и торжественно.
Кукла может быть украшенарядами выжженных кружков, вырезанных косых крестов, квадратами и ромбами.
Композиция столпообразныхсеверных панок очень проста – фронтальное положение в пространстве, статичностьи замкнутость формы, выразительность силуэта. Стилистически эти игрушки близкисеверным деревянным идолам и новгородской средневековой скульптуре.
Среди северных плотницкихигрушек выделяются разнообразные коники. Обобщенная монументальная форма, крутоизогнутая шея, соединенные попарно ноги – их отличительные черты. Кроме этого,делали еще и всадников, различные упряжки и тройки, коней-каталок. Главныйпринцип пластического решения этих игрушек – угловатая манера обрубовки объема.
Из славянской мифологии сее земледельческим культом коня и солнца эти образы перешли в народноеискусство, поэтому мотивы коня и розетки (солярного знака), иногда выделенныекрасным цветом встречаются часто.
Нижегородская«топорщина»
Она очень разнообразна поформе и содержанию. Среди них встречаются коники, каталки, меленки. Праздничныйвыезд отражает существенную черту быта нижегородского купечества, его ухарскийдух, конечно, в рамках скульптурного лубка, каким является городецкая игрушка.
Нижегородский конь исегодня сохранил некоторые сказочно-мифологические элементы, например, на егошее изображают лучистую звезду, символизирующую языческое солнечное божество.Цвет в нижегородской игрушке слит с формой.
Знакомые персонажи –птицу, конька, женские фигуры – можно встретить в поволжской и подмосковнойигрушке, но они сильно отличаются от образов северных игрушек. В них большекрасочности, праздничности, игрушечности и декоративности. Совсем иноевосприятие жизни, новые художественные задачи определили облик и содержаниедеревянной игрушки центральной и южной областей России.
Полхов-Майданскиетарарушки.
Тарарушки – это пестрыедеревянные игрушки: погремушки, копилки, грибочки, птички-свистульки, каталкина палочке и др. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю набазаре.
Для этих игрушекхарактерны строгие, простые, округлые формы предметов и яркие, звучные краски,которые эффектно сочетаются со светлым фоном дерева. Роспись располагают так,чтобы подчеркнуть криволинейную поверхность предмета. В основе росписи рисунокпером и тушью. Черная линия контура сочетается с цветовым пятном, положенным топлотным мазком, то полупрозрачным расплывом.
 Разнообразные изделияотличают простота рисунка и яркость красок. Художники любят рисоватьрастительные мотивы орнамента и пейзажи. В росписи букета, как в сказке, наодной ветке могут расти и золотые яблочки, и ягодки, и цветочки. Стиль росписи,контрастной по цвету, пышной и яркой, хорошо выражает идею изобилия цветов,плодов и красочности мира.
Искусство тарарушечниковотличается сказочно-реалистическим строем образов, особой декоративностью.[Пр.10]
Сергиевопосадскаяигрушка.
Самая веселая на Русиярмарка в прошлом веке проходила в Сергиевом Посаде. На видном месте в торговыхрядах были разложены игрушки: погремушки, свистульки, богородские медведи,кони, различные матрешки, и др.
Музейные собраниянародных игрушек хранят «стада» и «зверинцы», сделанные в Посаде и вБогородском. Все игрушки отличаются определенной мерой условности и реализмом.
В сочетании красного,синего, желтого и зеленого мастер добивался красочности, нарядности,декоративности. Наиболее традиционными были образы барынь, гусаров, солдат,нянек с младенцами, пастушков и мужичков. Мастера часто вырезали монахов имонахинь, так как жили по соседству с Сергиево-Посадским монастырем.Неповторимые, индивидуальные черты переданы в выражении лица, в позах.
Народные мастера,импровизируя в процессе работы, никогда точно не повторяли образы, варьировалидетали.[Пр.11]
Богородскаяигрушка.
В селе БогородскоеМосковской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дереваигрушки. Режут они игрушки-медведей и мужиков, оленей и орлов, коней и козлов,петушков и курочек. Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца, которыеоставляют ритмичные следы, подчеркивая форму. Красота неокрашенной игрушки вомногом зависит от выразительности силуэта.
Делают фигуркиреалистические. Знаменитые «Кузнецы» стали символом русской народной деревяннойигрушки. По сторонам наковальни укреплены на планочках резные фигуры кузнеца имедведя. Привлекают не только занимательный сюжет, но и теплый юмор, типичностьперсонажей и движение игрушки – весело стучат молоточки по наковальне, когдадвигаешь планочки.
Подвижность вносит вдеревянную игрушку момент неожиданности, делает ее еще более занимательной.Есть игрушки с потайными кнопками. Части или детали некоторых игрушек длябольшей подвижности прикрепляют на пружинках, например, листочки на дереве. Ониначинают трепетать, если дотронешься до игрушки.
В облике богородскогоконя привлекают гордо поднятая голова, крутой выгиб шеи, динамичная линиясилуэта, так создается прекрасный и могучий образ.
Медведь в богородскойигрушке – большой и добродушный зверь. Вместе с тем мастер подчеркивает в егохарактере черты, присущие человеку.
Самое притягательное внародной деревянной игрушке — яркая образность, сочетающая реальность споэтическим преувеличением и сказочным вымыслом.[Пр.12]
Матрешки (СергиевПосад, Семенов, Полхов-Майдан)
Первым расписал русскуюматрешку С.А.Малютин. От русского имени Матрена и возникло ласковое название«матрешка».
Художественный образматрешки весьма условен. Образ женщины-матери большого семейства близок ипонятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, в этомглубокий смысл игрушки. Условны форма, изображение лица и наряда. Матрешкавыражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркийрумянец, черные брови, маленький рот.
В Сергиевом Посаде и вСеменове делали матрешек-мальчиков и отцов семейства.
Кроме летнего нарядаматрешек одевали и в зимнюю одежду. Были матрешки, изображающие жениха и невесту,героев сказок, литературных героев.
Процесс изготовления всехматрешек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке. Затемподготавливают ее под роспись. Мастерицы расписывают матрешек безпредварительного рисунка с образца. Цвета у всех одинаковые, а матрешкиполучаются разные, чуть непохожие, и в этом их художественная ценность.
У Сергиевской матрешкискромный наряд, расписана она чистыми яркими цветами. Черная графическаянаводка подчеркивает детали одежды и черты лица милой, добродушной матрешки.
У матрешек из Семенова нафартуках яркие букеты. Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чембольше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи-красный,черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционныйплаток, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пестушка», которыйделается «тычком».
Полхов-Майданскиематрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту,характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие исочные краски звучат во всю силу. Все объединяет черный контур. Украшаютматрешку так, что цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигуркуспереди. Лицо порой изображают одним черным цветом, окружают забавнымикудряшками.[Пр.13]

Глава 2.Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольноговозраста
 
2.1 Возрастныеособенности детей старшего дошкольного возраста
Личностное развитие человека несет насебе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимоучитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельностичеловека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а такжесоциальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности иограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей ипамяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если жевозможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мереиспользованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможнонаверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишкомзабегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитиеребенка, без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращали внимание нанеобходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных ииндивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы,в частности, ставили Л.А.Коменский, Д.Ж. Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский,Л.Н.Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическуютеорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природныхособенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась имипо-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысльоб учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которыеприсущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, ктруду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж.Руссо, а затемЛ.Н.Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок отприроды является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать этоприродное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качествадетей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка,знать его особенности и опираться на них подхода в процессе воспитания.
Научными исследованиями доказано, чтосуществует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственнымразвитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованиеморганов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние наумственное развитие и формирование характера человека.
Дошкольный возраст – это началовсестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельностьанализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи вкомплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивноформируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений.Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазиюон может расценивать как реальность.
Умственное воспитание формируетсистему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки,развивает интерес и способности.
В нравственном воспитании у ребенкаформируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивноформируются нравственные чувства ребенка.
Важнейшей составной частью развитиядошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этапчувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетическихпредставлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствуетразвитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус ипотребности.
Нравственное воспитаниеоказывает существенное влияние на формирование воли и характера
Представление того, что впрошлом человек не воспринимал, создание образов предметов и явлений, с которымраньше не встречался, возникновение наглядного образа того, что еще толькобудут создано, составляет особую форму психологической деятельности –воображение.
 Воображение – этосоздание нового в форме образов представлений. Процесс воображения наблюдаетсяв любой человеческой деятельности. Воображение – очень ценное психологическоесвойство человека. Одна из разновидностей воображения – фантазия, и она естькачество величайшей. Воображение свойственно только человеку. Возникло иразвивалось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую либо вещь,человек представляет, как он будет её делать, как будет выглядеть вещь. Этопредставление последующих действий и того, что будет достигнуто в результатепоследующих действий, составляет одну из характерных особенностей труда,отличающую человеческую деятельность от поведения животных.
 Представлениевоображения формируется у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опытвосприятия и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает иразвивает его восприятие. Исследования показали, что задержанные в своемречевом развитии дети оказываются чрезвычайно отсталыми и в развитии своеговоображения.
 Развитие воображения удетей создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленноеэстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение. На развитиевоображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр картин,слушание музыки, восприятие природы и т. д. Благодаря знакомству с искусствомобразы воображения у детей становятся более полными и яркими.
Старший дошкольныйвозраст – возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными посодержанию, они приобретают сюжетный характер. Совершенствуется восприятиецвета, формы, величины, строения предметов; представления детейсистематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основныецвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников,овалов, треугольников.
Однако дети могутиспытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, еслисталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.
В различных ситуациях восприятиепредставляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должныодновременно учитывать несколько различных и при этом противоположныхпризнаков.
Продолжает развиватьсяобразное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, нои совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объектывступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильнымитолько в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительныесредства.
Комплексныепредставления, отражающие представления детей о системе признаков, которымимогут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразованияразличных объектов и явлений.
Развитие воображения вэтом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные ипоследовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активноразвиваться при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиватьсяустойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход отнепроизвольного к произвольному вниманию.
Высокая продуктивность вразвитии изо деятельности.
Восприятиехарактеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышлениясопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления,комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваетсяумение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь,образ «Я».
Образы из окружающейжизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительнойдеятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированныйхарактер, обогащается их цветовая гамма.
У детей продолжаетразвиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитыватьнесколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжаютразвиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещеограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиватьсявоображение, однако в подготовительной группе развитие снижается, по сравнениюсо старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе иСМИ, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиватьсявнимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности времяпроизвольного сосредоточения достигает 30 минут.
Основные достижениястаршего дошкольного возраста связаны с освоением мира вещей как предметовчеловеческой культуры. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высокимуровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшемуспешно учиться в школе.

2.2 Виды декоративно –прикладного искусства на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
 
«Мыуверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении,неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».
Е.Флерина
 
Матрешки
Народнаяигрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушкиМатрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркойраскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается и представляет еще фигурку,точнее несколько.
Учитываяособенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.Работа проводится с детьми старшей и подготовительной к школе групп… Основныезадачи можно сформулировать так:
1. Научитьдошкольников различать виды матрешек (по месту производства и основнымпризнакам: цвету, форме, узору).
2. Выяснитьвлияние русской народной игрушки — матрешки на эстетическое развитиедошкольника.
3. Учитьдетей изображать игрушку (в лепке, аппликации, рисунке, в игре).
Дляреализации этих задач используются следующие методы и приемы:
1).Рассматривание и описание детьми матрешек.
2). Рассказвоспитателя о матрешке и ее мастерах.
3).Составление детьми рассказов с персонажем — матрешкой.
4).Дидактические и хороводные игры с участием матрешки.
Работапроходит в несколько этапов:
а) изучениепредставлений детей о матрешке.
б)ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества.
в) умениеразличать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства.
г)составление сказок и рассказов о матрешке.
д)использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельностидетей.
Дымковскаяигрушка
Дымковскиеигрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможностьмастеру показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора,отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Основныезадачи.
1.Освоениедымковской росписи и начало лепки игрушек (старшая группа);
2.Лепка ироспись дымковских игрушек (подготовительная группа).
Здесь мы ужеучим ребят составлять узоры из знакомых элементов, украшать орнаментом рисунки,силуэты игрушек, т.е. составлять композицию; подбирать нужный цвет, работать снесколькими кистями для выполнения различных элементов; давать оценкусделанному своими руками, подмечать красоту, оригинальность изделия. Работа встаршей группе предусматривает: знакомство с дымковским промыслом, росписьсилуэтов игрушек с помощью таблиц и самостоятельно, подготовка к лепке и начало-освоения лепных форм.
Расписываясилуэты, старшие дошкольники первоначально использовали в рисунках толькоотдельные легкие элементы, упрощали орнамент, невыразительно пользовалисьцветом. Поэтому на занятии надо чаще использовать таблицы, работать надкомпозицией рисунков, над подборкой цвета. Знакомя детей с росписью, надообращать внимание на то, что нарядность игрушке придает сочетание разныхузоров, например, на фартуке и на юбке барыни. Дети самостоятельно составляют узорыиз отдельных элементов к концу старшей группы.
Готовя детейк поделке игрушек из глины, мы берем простые задания (слепить бусы, плиточки)по книге Н.Г.Пантелеевой «Декоративное искусство детям». Рисовать наобъемной форме намного труднее, чем на листе бумаги. В старшей группе детилепят петушков, курочек, уток, так как объемная форма и способы лепки этихигрушек наиболее просты.
Вподготовительной группе ставятся задачи: глубже познакомить детей с народнымпромыслом, с разнообразной тематикой изделий, научить их различнымспецифическим приемам лепки дымковских игрушек, изображать скульптурные группы,использовать в росписи сложные по композиции и цвету орнаменты, развиватьтворческую фантазию. Дети неплохо справляются с лепкой, передают характерные особенностинародной игрушки, активно участвуют в анализе работ.
Изпроделанной работы можно сделать следующие выводы:
1.Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении даетвозможность решать задачи художественного развития и воспитания детей;постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленноеобучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительныхнавыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность,активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
2.Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленностипедагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условийв дошкольном учреждении.
 
2.3 Особенностидекоративно – прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольноговозраста
К наиболее яркимособенностям народного прикладного искусства следует отнести необыкновеннометкие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданногов большой выразительности, прием форма, в которую вкладывает народный мастерсвой замысел, всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается,уступая место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественнаятрактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступнымдля восприятия.
Другой характернойособенностью произведений народного прикладного искусства является красочностьи декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания, отличаютпроизведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными.
Исследователь русскогоприкладного искусства М.Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладномискусстве народных мастеров четко выделяются 2 вида изображений – сюжетные иорнаментальные. Среди сюжетных изображений следует, прежде всего, отметитьизображения животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение.Лев, барс и орел символизировали силу, власть, сокол олицетворял собой смелостьи отвагу, изображения молодой девушки олицетворяли весну и т.д. Помимосимволических образов, большое распространение получили и сказочные образы:птица сирин, кентавр – получеловек-полузверь, единорог – конь с рогом во лбу,крылатый зверь – гриф, и т.д. Созданные народной фантазией, они встречаются вовсех видах народного искусства на протяжении многих веков. Имея в основе образыживой природы, эти изображения, в то же время, сохраняли черты народнойусловности.
Большого развития внародном прикладном искусстве достигает орнамент. Орнамент – это преднамеренносозданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Основным свойствоморнамента является ритм. Ритм–это определенная упорядоченность однохарактерныхэлементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Ритм рассматриваетсякак элемент композиции, своеобразное организующее начало.
Орнамент состоит главнымобразом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаютсяизображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны.Свободно заполняя поверхность предметов и изделий, орнамент почти не оставляет,как правило, фона. Наряду с растительным орнаментом встречается игеометрический. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов,ромбов, розеток, звезд, переплетающиеся между собой в разнообразных вариантах,распространяются во всех видах ДПИ. Следует подчеркнуть, что отдельные элементыгеометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли внародное искусство от славян – язычников. Обожествляя явления природы, славянеотразили свои языческие представления и в искусстве. Например, солнце ониизображали в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свойпервоначальный языческий смысл, эти традиционные формы вошли в геометрическийорнамент и получили в нем широкое распространение. В орнамент этого типавключались и геометризированные женские фигуры и фигуры всадников. В прошлом,они видимо олицетворяли богиню земли и охраняющих ее всадников. Потеряв своекультурное значение, эти образы вошли в народный орнамент как привычные элементы.
Существенным в орнаментеявляется цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета на психикучеловека. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередкоассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания.Народные умельцы в цветовом решении отдают предпочтение красному цвету. Именнос ним связываются представления о радости, веселье, торжестве и счастье. Онвызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого наЗемле.
Декоративность,выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактурматериалов – вот характерные особенности работ народного прикладного искусства,которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как впроизведениях народного искусства, так и в детских работах все радостно икрасочно. И там, и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых,мажорных нотах.
Образы фантастическихптиц, животных и растений, изображенные на предметах ДПИ воспринимаются детьми,прежде всего, как сказочные, и вместе с тем, они узнают в них знакомых им вжизни птиц и растений, потому что даже зрительное воплощение вещей, птицысирена, русалки «Берегини», единорога «лютого зверя», грифа, мастер строил изсочетаний близких и понятных ему фигур человека, птиц, животных, рыб.
Встреча с красочнойптицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным конем, разметавшим поветру свою гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей полевойкерамикой может явиться для детей благодатным материалом, развивающим ихфантазию.
ДПИ является источникомтворческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательнаявыверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет наспостоянно искать и находить в ДПИ яркие и доступные образы для применения их впрактике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.
Отбирая мотивы народныхросписей и орнаментов для воспроизведения их в детских работах, учитываетсядоступность техники изображения и степень выразительности образов в узорах.
Выполняя работы помотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественногообобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов,учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины,положение элементов на плоскости предмета.
Детей старшегодошкольного возраста знакомят с разными видами народного искусства, учатсяразличать их по содержанию материала, средствам выразительности, характернымпризнакам.
В течение года воспитательотбирает несколько видов народного орнамента, чтобы показать детямгеометрические орнаменты, учитывая наличие предметов ДПИ в дошкольномучреждении, а также наглядный материал: репродукции, открытки, слайды, диа- ивидеофильмы. Начинает с рассматривания предметов, с которыми дети знакомились впредыдущей группе. Это положительно влияет на эмоциональное восприятие детей.Кроме того, восприятие знакомых предметов проходит на новом уровне, выделяяобщее, дети замечают то, на что раньше не обращали внимание.
В геометрическоморнаменте выделяют знакомые элементы и их украшения. Уделяется вниманиезакономерностям цвета и чередованию элементов, ритмичности, построениюсимметричного узора. Важно показать геометрические элементы, которые входят визображение растительных элементов – ягод, цветов, листьев. Соединяя круги,овалы, черточки, мастер создает необычные цветы, листья, ягоды, не копируя приэтом окружающую природу.
На занятиях детейзнакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важнопоказать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей поодному-двум признакам узнавать знакомые виды.
На занятиях детирассматривают предметы ДПИ и их изображения, репродукции, открытки. Воспитательзнакомит детей с народным промыслом, дает некоторые сведения о нем – название,его местонахождение, определяет вместе с детьми содержание и назначениепредметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметовсопровождается художественным словом – потешками, прибаутками, образнымисловами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен,например: «Коровушки не простые – глиняные, расписные»(Филимоновская игрушка),«Барыни красивы, да беда – спесивы»(Каргопольская игрушка), и т.д.
Разная организациязанятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки,сделают эти занятия живыми и интересными. Это экскурсия в сказку и встреча сразными видами искусства.
На занятиях продолжаетсяобучение рассматриванию предметов искусства в зависимости от задач порисованию, лепке. Знакомя детей с одним из видов народного искусства выделяютнекоторые приемы, доступные детям 5-6 лет: обобщенные способы лепки, быстроевыполнение отдельных элементов и скоропись, заполнение пространства листа в определеннойпоследовательности, выполняя сначала одинаковые элементы, затем остальные,потом украшения и т.д. Ритмичное заполнение формы одним цветом позволяетребенку более четко выполнять элементы, при этом вырабатываются навыки и темприсования без пауз.
Таким образом, знакомстводетей с ДПИ позволяет показать особенности и традиции каждого вида,вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки всоздании композиции, развить творческие способности.

Заключение
 
Итак, подведем некоторые итоги квышесказанному.
Дошкольный возраст – это началовсестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельностьанализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи вкомплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивноформируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений.Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазиюон может расценивать как реальность.
ДПИ является источникомтворческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательнаявыверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет наспостоянно искать и находить в ДПИ яркие и доступные образы для применения их впрактике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.
Знакомство детей с ДПИпозволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров,некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции,развить творческие способности.
Выполняя работы помотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественногообобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов,учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины,положение элементов на плоскости предмета.
Эстетическое и трудовоевоспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано собразованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит оторганизационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.
Декоративно-прикладноетворчество один из видов изобразительного искусства, является составной частьюискусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленныетрудом и талантом многих поколений.
Декоративно-прикладноеискусство является одним из факторов гармонического развития личности.Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка,прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новымпоколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетическогоотношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мирпрекрасного, развивать у них художественный вкус.

Список литературы:
1. Васильева М.А. Программавоспитания и обучения в детском саду. — М. «Мозаика- Синтез». — 2005 год
2. Венгер Л.А., Мухина В.С.Психология — М.«Просвещение» — 1998г.
3. Казакова Т.Г Развивайте удошкольников творчество — М. «Просвещение» — 1985г.
4. Корчинова О.В.Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях — Ростов –на – Дону «Феникс» — 2002г.
5. Косминская В.Б., Халезова Н.Б.Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительнойдеятельности детей – М. «Просвещение» — 1986г.
6. К. Назарова Городецкие чудеса — Издательство «Малыш»- Ростов-на-Дону — 1977г.
 7. Назарова К.Н., Ордынская Т.Н.Русский сувенир – М. Издательство
 «Реклама» — 1973г.
8. А.П. Усупова. Русское народноетворчество детскому саду — М. Издательство «Просвещение» — 1972г.
9. Н.Б Халезова Народная пластика идекоративная лепка в детском саду – М. «Просвещение» — 1984г.
10. Шевчук Л.В. Дети и народноетворчество- М. «Просвещение» — 1985г.
11.Декоративно-прикладное искусство —Википедия
ru.wikipedia.org/wiki/Декоративно-прикладное_искусство
12. Декоративно-прикладное искусство- Россия, Russia russia.rin.ru/guide/3/5.html
13. Artly.Ru — Декоративно-прикладноеискусство, народные промыслы, ​живопись… www.artly.ru
14.… среднего профессиональногообразования: 0515 «Декоративно-​прикладное. www.gnesin.ru/teach/st15prikl_prom.html
15. Декоративно-прикладное искусство.Народные промыслы и ремёсла. ​Красота… www.bibliotekar.ru/krasota/index.htm
16. Декоративно-прикладное. ЦентрДополнительного Образования детей ​города Воронежа www.vcdo.ru/dekor.html ·
17. Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum.ru/dpi.html
18. Эстетическое воспитание черездекоративно-прикладное… festival.1september.ru/articles/513024/
19. Декоративно-прикладное искусство www.artgrad.ru/lexicographer.php?id=4
20. Декоративно-прикладное искусство www.velim.ru/2112-1-Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm
21. Курсовая Особенности развитияэмоционально-волевой сферы старших ​дошкольников… www.referater.ru/works/64/1065.html
22. Возрастные особенности внимания |Фабрика знаний www.fabrika-znany.ru/?q=node/282
23. Хохлома — Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Хохлома·
24. Интернет-магазин Народные промыслыРоссии. Гжель, Жостово, Золотая ​Хохлома… www.ruspromysel.ru
25.Каргопольская глиняная игрушка art.1september.ru/2006/20/no20_7.htm
26. СОДЕРЖАНИЕ
Полхов-Майданские тарарушки.Сергиевопосадская игрушка. www.academcity.ru/catalog/books/_books/content_5985.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.