Реферат по предмету "Педагогика"


Традиционные технические средства обучения в семейном воспитании

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Роль телевиденияв воспитании дошкольника
2. Рольдомашнего компьютера в воспитании дошкольника
3. Звуковые средства в семейном воспитании
Заключение
Списокиспользуемой литературы

ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрастепроисходит становление личности ребенка, закладываются основы знаний, понятий,представлений. Все возрастающий объем информации, которую дети должны усваиватьне механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемовобучения и воспитания. В связи с этим особенно актуальной является задачаповышения эффективности и качества труда воспитателей дошкольных учреждений.
Самого пристальноговнимания требуют вопросы организации учебно-воспитательного процесса, егоинтенсификации, заключающейся в том, чтобы при наименьших затратах временидавать детям необходимое количество информации, добиваться глубокого ееусвоения, формировать необходимые умения и навыки.
В улучшении организацииучебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощьпедагогам могут оказать технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные,средства обучения. К техническим средствам относится как сама аппаратура(диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники,магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны, аудио и видео- проигрыватели,компьютеры), так и специально созданные дидактические материалы и пособия:диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи и оптическиедиски, кинофильмы, радио- и телепередачи, т.е. экранно-звуковые средства.
Тесные контакты ивзаимопонимание между педагогами ДОУ и родителями всегда дают хорошиерезультаты. Значительную роль играют они в решение проблемы использованиятехнических средств в воспитании детей. Поскольку телевидение, экранно-звуковыесредства и компьютер стали неотъемлемой частью нашего быта и семейного досуга,важно, чтобы данная проблема обсуждалась на консультациях, на родительскихсобраниях.

1.Роль телевидения в воспитании дошкольника
Семья — наиболеераспространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которойрождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизнинаходится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведениечеловека, в ней воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важноезначение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтомувоспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личностиребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослымичленами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществомсоциального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношенияк труду; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие ихфизическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыковсанитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическоевоспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена втечение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей(и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматьсясамовоспитанием.
В настоящее времязаметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха, где особуюроль играют средства массовой коммуникации.
Среда современногочеловека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась за последниегоды. В нее органично вошли и средства визуальной коммуникации, глубоко проникшиев различные сферы его жизни. Такие факторы современного социума, кактелевидение, видео, компьютеры и прочие средства визуальной коммуникации,предоставляя разнообразную информацию в наглядном изображении громадному числулюдей, обладают огромным воспитательным потенциалом. По мере развитияспутниковой связи, информационных технологий, Интернета СМИ становятся важнымфактором не только постоянных изменений в нашем образе жизни, но и существеннымсредством воспитания подрастающих поколений [А.В. Шариков].
Семья — первичный агентсоциализации ребенка, институт, который осуществляет глубочайшее воздействие наформирование личности растущего человека. И особенно актуальным остается вопросо том, какую роль играет современное телевидение в семейном воспитании и какимиресурсами обладает для оказания позитивного влияния на развитие личностиребенка.
Одним из главныхдостижений современных исследований в педагогической науке является осознаниетого, что функции телевидения в семье не ограничиваются развлекательной иинформационной. Они могут быть разделены на две группы с точки зрения их местаи роли в семейном воспитании: структурные и родственные (Д. Лемиш).
Структурные функциисвязаны с непосредственным использованием телевизора.
Например, когдателевизор является фоном для обычных домашних дел. Телевидение можетрегулировать распорядок дня семьи, что также является одним из явных способоввоздействия на личность ребенка в структуре семейного воспитания. К примеру,мать может уговорить ребенка поспать днем обещанием, что когда он проснется,начнется его любимая передача.
Родственные функциисвязаны с ролью телевидения во взаимоотношениях всех членов семьи, в частностив общении между ними.
Например, телевидениеможет давать пример действий, чувств, идей, моделей коммуникации, которые можноиспользовать на практике в общении с другими членами семьи. Применение напрактике образцов социального поведения и знаний, заимствованных изтелепрограмм, подтверждает статус телевидения как социально-ролевой модели,которую копируют в реальности, решая с помощью нее свои жизненные проблемы илинаоборот, отгораживаясь от них. Это, несомненно, также является значительнымсредством, оказывающим влияние не только на развитие личности ребенка, но и наличности всех членов семьи в целом, модели коммуникаций и отношений.
Просмотр телевизоравсей семьей также является одним из способов воспитательного воздействия.Просматривая те или иные программы с родителями, ребенок слышит их комментариипо поводу увиденного, оценку демонстрируемых сцен, что не может не повлиять наформирование ценностной сферы и его нравственных качеств в дальнейшем.
Ситуация совместногопросмотра телевизора дает семье общий опыт переживаний, который сплачивает ее — в смехе, подозрении, заинтересованности,- и даже дает физическое чувствоединения, когда родители обнимают своего ребенка.
С другой стороны,телевизор в семье — это еще и способ избежать взаимодействия. Внимание,которого требует просмотр передач, позволяет зрителям наслаждаться своейуединенностью и уходить от гнетущей обязанности общаться на неприятные темы.Например, ребенок, который хочет отгородиться от взрослых, может достичь этойцели, включив музыкальный канал, используя телевизор для обозначения границсвоего личного пространства.
Значительную роль ввоспитании и общении в семье занимают и правила просмотра телепередач в семье.Это соглашения и договоренности, поведенческие установки, основанные на общейсистеме ценностей и норм в семье, например, в семье может существовать правило«никакого телевизора после девяти вечера».
Вмешательство родителейв зрительскую активность детей является немаловажным условием для формированияу детей избирательного отношения к содержанию телепередач и непосредственносвязано с различными методами семейного воспитания [М.М. Назаров]. Оно можетосуществляться на трех уровнях.
Первый: «уровеньосведомленности и совместного просмотра»: степень включенности родителей впросмотр, которая может быть простым знакомством с содержанием программ,демонстрацией детям ролевых моделей просмотра. На этом уровне взрослые могутэффективно использовать такие методы воспитательных воздействий какдемонстрация образца положительного или отрицательного поведения на телеэкране,формирование необходимого отношения к определенным формам поведения,демонстрация преимуществ конкретной формы поведения.
Второй-уровень«контроля», связанный со степенью ограничений родителями объема просмотра, еговремени и содержания передач. Он также связан с использованием телевидения какспособа поощрения или наказания в воспитании или со степенью контроля наддеятельностью, сопутствующей просмотру.
Третий-уровень«поучительного посредничества», характеризующийся степенью и видами активностиродителей в разъяснении телевизионного контента — посредством суждений,объяснения, эмоционального отношения, дополнительной информации, критики, тоесть прослеживается связь с такими методами воспитания как анализ ситуаций изжизни, использование примера поступков героев телепередач и т.д.
Данные уровниродительского вмешательства в просмотр телепрограмм детьми: осведомленность,контроль и поясняющее посредничество — тесно связаны с собственным отношениемродителей к телевидению. Некоторые родители ограждают детей от телевидения,считая, что оно оказывает разрушительное воздействие на жизнь детей и дажеспособно вызвать определенную форму зависимости и привыкания. Другие видят внем позитивные стороны, предоставляющие возможности для развлечения, отдыха иполучения информации. Поэтому для педагогической науки важен вопрос о поискеспособов использования телевидения как ресурса для развития личности ребенка истратегиях защиты детей от негативной информации, способной отрицательноповлиять на это развитие в дальнейшем, а также разработки рекомендаций дляродителей, помогающих наиболее эффективно дополнять методы семейного воспитаниявозможностями телевидения.
2.Роль домашнего компьютера в воспитании дошкольника
 
Человечество живет ввек информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Современныелюди являются свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции вомногих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. Научно — техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным считаетсятот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоватьсяперсональным компьютером.
Компьютер, являясьсамым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощнымтехническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника ввоспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Психологи отмечают: чемраньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьермежду ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникойпотому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, аименно так в большинстве случаев они смотрят на него.
В дошкольном возрастесовременные дети начинают активно взаимодействовать с компьютером. Поэтомувполне логичным представляется создание электронных книг для детей, в которыхтрадиционный текст перемежался бы анимацией, а также электронных приложений кклассическим книгам, дополняющих основное содержание.
Одной из важнейшихфункций компьютерных игр является обучающая. Специально созданные для дошкольниковкомпьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе нетолько единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенноепредставление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у негоразвиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.
Играя на компьютере,ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране — это не реальные вещи,а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиватьсятак называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что естьнесколько уровней окружающего нас мира — это и реальные вещи, и картинки,схемы, слова или числа и т.д.
В процессе занятийдетей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрастеобладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно старатьсязапомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким изначимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютерпросто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенкаформе, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает егоосмысленным и долговременным.
Занятия детей накомпьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и дляразвития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детямнеобходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развиваетмелкую мускулатуру рук, моторику детей. Как и руки, очень большоепредставительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнеечеловек всматривается в то, над чем он работает, тем больше пользы его мозгу.Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместнойдеятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается назанятиях детей на компьютерах.
Общение с компьютеромвызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и какучебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, какпознавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качестваобеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Компьютерные игры учатдетей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оцениватьрезультаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию,контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, черезсочетание игровых и неигровых моментов.
Таким образом,компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но ивоспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность,сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию,помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
При выборе компьютерныхигр родителям рекомендуется с осторожностью относиться к разнообразнымразвлекательным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонныхдействиях и персонажах, оказывающих негативное воздействие на психику ихарактер ребенка.
Родителям важно знать отом, что в процессе использования компьютера необходимо помнить о сохраненииздоровья и зрения ребенка.
Для уменьшениязрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера былочетким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.
Необходимо такжеисключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность ияркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторыили жалюзи.
Освещенностьповерхности стола и клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана — не более200 лк.
Вопрос о«засиживании» за компьютером актуален. Разумно сделать ограничениязанятий с ПК по времени — 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этомвозрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования.
Следует отметить, что использование компьютера – ещеодна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитиеминтеллектуальных и творческих способностей.
Использование компьютера дома будет успешным, еслион органически вписывается в общую систему педагогической работы ДОУ,направленную на всестороннее, гармоничное развитие каждого ребёнка.
3. Звуковые средства всемейном воспитании
Звуковые средства обучения наряду с телевидением и компьютеромможно считать наиболее часто используемыми техническими средствами обучения в практикесемейного воспитания.
В настоящее время в продаже имеется большое количество обучающихаудиокассет и CD дисков для использования в воспитательном процессе.
Например, CD диски:
Веселые урокидля самых маленьких. Хорошие манеры, вежливые слова
«Веселые уроки» — этозанимательное обучение детей правилам поведения.
Малыш познакомится сзабавными домовятами и услышит десяток поучительных историй о том, как важнобыть воспитанным и вежливым, слушаться родителей и не обижать друзей, бытьвнимательным на дороге и с незнакомыми людьми.
Герои отправятся впутешествие по городу, чтобы выучить сигналы светофора, научиться правильно переходитьулицу и обходить транспорт. Они узнают, как не заблудиться и не потеряться вовремя прогулки, усвоят правила поведения в общественных местах.
Веселые уроки научатребенка правильно вести себя во многих жизненных ситуациях, а поступкисказочных героев помогут ему оценить и проанализировать свои действия.
Аудиокнигапредназначена для прослушивания с помощью компьютера, МР3-плеера и любых другихаудиосистем, поддерживающих воспроизведение файлов формата МР3.
Веселые урокидля самых маленьких. Азбука и счет
«Веселые уроки» — этозанимательное обучение детей буквам и цифрам. Слушая сказку перед сном, вовремя спокойных игр или занятий детским творчеством ребенок в то же времяосваивает азбуку, запоминает цифры. Удивительные сказочные истории познакомятмалышей с целым семейством букв!
Ребята узнают, что укаждой из них свой особенный характер. Буквы любят встречаться вместе,устраивать пир, наряжаться и играть на различных музыкальных инструментах. Ониозорные, добрые, и с ними никогда не бывает скучно, поэтому они помогутдошколятам легко освоить азбуку и научиться читать.
А потом вместе с Добрымсказочником и его любопытными героями ваш малыш отправится в волшебную странуматематики, в которой интересно и легко учиться считать!
Регулярноепрослушивание диска повышает общую эрудицию ребенка. Вы заметите, что ваш малышбыстрее сверстников начинает разговаривать, у него лучше развиты память,фантазия и эмоциональное мироощущение, в его лексиконе значительно больше слов,которые легче складываются в предложения.
Исполнители: Э. Арзуманян, А. Гринева, А. Терехов,П. Чеховской.
Общее время звучания — 2 часа 28 минут. Форматзаписи — МР3 (стерео, 192 Кбит/сек).
Аудиокнига предназначена для прослушивания с помощьюкомпьютера, МР3-плеера и любых других аудиосистем, поддерживающихвоспроизведение файлов формата МР3. Маленькая Волшебница. Свальнов В.
Сказки писателяВячеслава Свальнова печатаются во многих детских изданиях. По его сценариямснято 12 программ «Спокойной ночи, малыши!». В сказочных историях про МаленькуюВолшебницу автор изображает мир ребенка, такой красивый и такой одинокий средивечно занятых взрослых. А ведь каждый ребенок, согласитесь, волшебник! В сборниквошли сказки «Бабушкины ежики», «Ватрушки-хохотушки», «Дождик с потолка»,«Заколдованное варенье», «Карантин», «Носки прилетели!», «Самый лучшийбутерброд», «Скелет колдуна», «Страна Дивания», «Солнышко про запас», «Тайнахромого папоротника» и другие.
Внаше время становиться всё больше и больше аудиокниг.Аудиокнига помогает малышам. Аудиокнига очень хорошо развивает ребёнка. Яркиеперсонажи аудио книги помогают ребёнку усвоить нужную ему информацию.
Родителямследует помнить, что дошкольникам свойственна постоянная потребность в общении,что им доставляет большое удовольствие смотреть телепередачу, слушатьаудиокниги вместе с мамами, папами, бабушками, дедушками. Огромную радостьполучают дети от положительных результатов в компьютерных играх, в решенииобучающих задач. И родителям необходимо поддерживать успехи ребенка и делитьрадость вместе с ним.
Послепросмотра телепередач, прослушивания аудио книг и обучающих пособий, работы накомпьютере малыши, как правило, делятся своими впечатлениями, задают вопросы,выражают желания, подсказанные увиденным. Подобную активность илюбознательность ребенка следует всячески поддерживать, поскольку она имеетбольшое значение для развития его творческих способностей, формирования нужныхнавыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Технические средства обучения занимают особое местов семейном воспитании. Они оказывают на ребенка наиболее сильное воспитательноеи обучающее воздействие, так как обеспечивают наглядность, достоверность,позволяют проникать в сущность процессов и явлений, раскрывают их в развитии идинамике. ТСО являются синтезом достоверного научного изложения фактов,событий, явлений с элементами искусства, поскольку отображение жизненныхявлений совершается художественными средствами (кино- и фотосъемка,художественное чтение, живопись, музыка и др.). Воздействуя на органы чувствкомплексом красок, звуков, словесных интонаций, ТСО вызывают у ребенкамногообразные ощущения, которые анализируются им, сравниваются, сопоставляютсяс уже имеющимися представлениями и понятиями. При одновременном воздействиинескольких раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами,возникает ассоциация ощущений, что ведет к повышению эмоционального тонуса иуровня работоспособности.
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, онзапоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации,когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Необходимость примененияТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать наразличные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора,передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать иавтоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда былипрерогативами человека, — управление, проектирование, исследование и т. п.
ТСО позволяют выйти за рамки программы ДОУ; сделатьвидимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любыеситуации. Многие современные технические средства, вплоть до персональныхкомпьютеров, стали привычными в повседневном быту многих семей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1      АлееваА.П. Использование технических средств в детском саду //Дошк. воспитание.-1984.- № 4.
2      БезрукихМ.М. Компьютер и здоровье ребенка — М.: Вентана-Графф, 2003. — 16 с.
3      ГрановскаяР.М. Дети и компьютеры // Вопр. психич. здоровья детей и подростков. — 2001. — № 1. — С. 40-45.
4      КаралашвилиЕ.А. Физиолого-гигиеническая оптимизация условий подготовки дошкольников кзанятиям с применением персональных компьютеров: автореф. дис… канд. мед.наук / Е. А. Каралашвили — М., 1994. — 22 с.
5      ЛебедевП.А. Семейное воспитание: Хрестоматия: учебное пособие для студ. высш. Учеб.Заведений / Н.А Лебедев – М.: Издательский центр «Академия» — 2001 г., 512 с.
6      ЛемишД. Влияние телевидения на развитие детей / Д. Лемиш. М.: Поколение, 2007. — 304с.
7      ЛеоноваЛ.А. Компьютер и здоровье ребенка. — М.: Вентана-Граф, 2003. — 15 с. — (Вашребенок: азбука здоровья и развития. От 6 до 10 лет).
8      ЛеоноваЛ.А. Компьютер и здоровье ребенка. // Материнство. — 1998. — № 5. — С. 52-54.Советы родителям по организации занятий детей на компьютере в домашнихусловиях.
9      Мархель И.И.,Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения.– М.: Высшая школа, 1987. – 175 с.
10    Машбиц Е.И.Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика,1988. – 192 с.
11    НазаровМ.М. Массовая коммуникация и общество / М.М Назаров. – М.: Аванти плюс, 2004.-297 с.
12    СычВ.Д. Технические средства обучения в детском саду. – М.: Просвещение,1989.-95с.
13    СычВ.Д. Использование технических средств в работе дошкольных учреждений // Дошк.воспитание.- 1982.-№ 1.
14    СычВ.Д. Роль экранных средств в формировании обобщенных представлений у старшихдошкольников // Дошк. воспитание — 1985.-№ 12.
15    ФрадкинФ., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия /Ф.Фрадкин. М. Плохова // Воспитание школьников. – 1993. — 6 с.15.
16    ЧернозубовИ.Е. Компьютер и дети: пособие для родителей. — М.: Компания АЛЕС, 1998. — 96с. — Библиогр.: с. 95-96.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
Реферат Завдання та діяльність цивільної оборони згідно Женевською Конвенцією
Реферат Edible Vaccines Essay Research Paper Today eighty
Реферат Самостійна робота як засіб активізації пізнавальної діяльності молодших школярів
Реферат Практика и современные тенденции установления правового режима имущества супругов
Реферат Особенности науки как специфической сферы деятельности человека
Реферат Город в котором происходит действие Ревизора
Реферат Адміністративний процес
Реферат The American Romanticism Movement Essay Research Paper
Реферат Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятием и оценка финансового положения
Реферат Classical Rhetoric And Its Influence Essay Research
Реферат Эмизема легких .Терапия
Реферат Вещественные доказательства
Реферат 1. Двумя событиями, соответствующими периоду I мировой войны и нарастания общенационального кризиса в России, были
Реферат "Тарас Бульба". Трагедия Андрия: конфликт чувств и обязанностей