Содержание
Введение
1. Технология реабилитации детей-инвалидов в смешанныхотрядах ДОЛ «Парус Детства» на базе Санаторно-лесной школы
1.1 Проблема социализации детей-инвалидов в обществе
1.2 Программа летнейоздоровительной смены лагеря «Парус детства»
2. Учет особенностей поведения детей разных категорий вусловиях смешанного отряда.
2.1 Технологии, используемые мной в экспериментальномкружке «Тесто-пластика»
2.2 Результаты работы кружка «Тесто-пластика»
3.Исследование «Преодоления барьера»
Заключение
Список литературы
Введение
В последниегоды воспитание становиться все более острой организационной проблемой,требующей серьезного внимания к ней. Анализ ситуации, сложившейся вподростковой среде, свидетельствует о том, что отсутствие должного вниманияобщества к организации свободного времени детей и подростков ведет к самымнегативным результатам. Кризис детства настолько очевиден, что о нем заговорилии представители государственных структур, и руководители общественных движенийразличной направленности, и средства массовой информации.
Проблемойявляется отсутствие должного духовного воспитания, которое приводит к нарушениюэтических норм поведения детей и подростков. Одним из решений данной проблемы явижу воспитание толерантного отношения современных детей и подростков кровесникам- инвалидам.
ТеодорРузвельт заметил, что уровень развития общества можно определить по егоотношению к инвалидам.
Я хочуподнять проблему нашего отношения к инвалидам детства. В последнее время впонимании проблем людей с ограниченными возможностями, происходят определенныепозитивные изменения. Благодаря этому социальная политика государства, просветительскаядеятельность различных ассоциаций, выступающих за соблюдение прав человека,постепенно изменяют существующий психологический климат – безразличногоотношения к людям с ограниченными возможностями.
Необходимоболее насыщенный досуг, который привел бы к обогащению и развитию духовногомира таких необычных детей, а созидательная творческая деятельность, в своюочередь будет способствовать сплочению, создавая возможности для приобщениядетей к культуре.
В настоящеевремя общество осознало необходимость осуществления культурных целейобразования, ориентированных на личность и её саморазвитие в конкретныхпедагогических системах, в том числе в летних оздоровительных учреждениях. Летниеканикулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени детей,но далеко не все родители детей инвалидов могут предоставить своему ребёнкуполноценный, правильно организованный отдых. В оздоровительной работе детей сограниченными возможностями летний период занимает особое место ирассматривается как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года.Необходимо совершенствовать опыт организации каникулярного времени детейинвалидов и здоровых детей, вводя в практику новые формы работы.
Например,смешанный отряд. Для решения этого вопроса нужно поставить конкретную цель идвигаться по направлению к ней, выполняя определенные задачи. Целью курсовой является разработка системы применимой приработе с детьми в смешанных отрядах. Воспитательный процесс в смешанном отряде является объектомнашего исследования. Предметом исследования являются технологии влияющие напроцесс в целях его эффективности.
Задачиисследования:
– провестианализ развития личностных качеств, умений, навыков общения детей в смешанныхотрядах;
– выявитьразвитие личностных качеств, умений, навыков детей через участие в жизнитворческого кружка «Тесто-пластика»;
– определитьдоступную среду и равные условий для развития и обучения детей в смешанном отряде;
– систематизироватьформы отдыха, оздоровления и занятости детей, в смешанном отряде.
В даннойкурсовой работе мы выдвигаем следующую гипотезу: детям-инвалидам нужна, впервую возможность поверить в себя и в полной мере реализовать свой потенциал!
1. Технология реабилитациидетей инвалидов в смешанных отрядах ДОЛ «Парус Детства» на базеСанаторно-лесной школы №7
1.1 Проблема социализациидетей инвалидов в обществе
Печальныйфакт состоит в том, что при общении с людьми с серьезными нарушениями, особенноинтеллектуального и психического развития, мы испытываем страх, неловкость ибрезгливость. Родители ребенка-инвалида стараются скрывать его от глаз соседей,а поездка в общественном транспорте становится истинным испытанием.
Основнаяпричина такого отношения – в незнании, что такое нарушение развития и, что изсебя представляют люди с ограниченными возможностями. Наше общество старательноскрывает от нас наличие проблемы. Родители, решившие оставить и воспитатьребенка с нарушениями развития в семье, встречают огромное сопротивлениеврачей, педагогов и недоумение знакомых и родственников.
Как бы мы нистарались закрыться от проблемы существования людей с нарушениями развития, намнадо думать об их интеграции в общество. Ведь создание правового цивилизованногогосударства невозможно без учета прав людей с ограниченными возможностями.Такой этап прошли все цивилизованные страны. Для того, чтобы проблема быларешена и в нашей стране, нужно двигаться в направлении ее решения. Подниматьэту тему в средствах массовой информации. Проводить занятия в школах, накоторых дети получают представление о жизни человека-инвалида, как это делаетсяв большинстве цивилизованных стран.
И, наконец,это, пожалуй, самое важное – создавать учреждения интегративного типа, в которыхмогли бы общаться здоровые дети и дети с различными отклонениями. Совместноеобучение здоровых детей и детей-инвалидов приносит огромную пользу, как тем идругим.[1]
1.2 Программалетней оздоровительной смены лагеря «Парус детства» Реабилитация детей с ограниченнымивозможностями
1) Санаторно-леснаяшкола №7 – замечательная страна, жители которой попадают в сказочный мир игры иприключений, наблюдений и исследований. Одним из важнейших условий жизни школыявляется создание доступной среды и равных условий для развития и обучениядетей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучениепроисходит в рамках определенной системы знаний, в которой упор делается наактивное участие ребенка в процессе обучения.
Разные формывзаимодействия направлены на ликвидацию барьеров в межличностных отношениях.Любой ребенок, как через организованную, так и через свободную деятельностьполучает возможность активного включения в социальную структуру группы. Дети сограниченными возможностями здоровья при наличии соответствующей образовательнойи реабилитационной составляющей способны к овладению знаний и умений не толькопо программам специальной (коррекционной) школы, но и в форме интегрированного,обучения в школе равных возможностей.[2]
В 2007 годуна базе СЛШ №7 открылся летний оздоровительный лагерь «Парус детства».Необычный эксперимент этого лагеря состоит в том, что там отдыхают дети разныхкатегорий. Каждый отряд формируется из здоровых детей и детей с инвалидностью.
Я хочупровести небольшой экскурс в область дефектологии, а именно: рассказать обосновных категориях нарушений развития, детей в СЛШ №7.
• Нарушенияслуха. К этой категории относятся нарушения слуха различной степени – от легкойпотери (тугоухости) до полной.
• Нарушениязрения. К этой категории относятся нарушения зрения различной степени тяжести –от частичной потери до полной.
• Нарушениядвигательной сферы. В эту категорию в основном входят детские церебральныепараличи. Двигательные нарушения встречаются в разных формах – от неподвижности(параличи, парезы) до гиперкинезов (непроизвольных чрезмерных движений).
• Нарушенияречи. Нетяжелые нарушения речи встречаются у многих детей (нарушениезвукопроизношения, процесса чтения и письма), но в категорию тяжелых входятсерьезные нарушения, при которых ребенок не может обучаться по программеобщеобразовательной школы.
• Нарушенияинтеллектуального развития. К этой категории относятся нарушения умственного ипсихического развития врожденного характера (олигофрения, являющаясярезультатом органического поражения головного мозга) и приобретенные врезультате психического заболевания (эпилепсия, шизофрения и др.) Основнымкритерием нарушения является нарушение познавательной деятельности. [3]
2) В обычных отрядахна ровне со здоровыми детьми отдыхают дети с нарушением опорно-двигательнойсистемы, у них есть определённые трудности в передвижении, но в лагере заботаздоровых детей о тех, кто, нуждается в помощи, становится естественной. Детивидят чужую боль, ощущают её, берут частично на себя груз боли. Аккумулируетсяэнергия добра, тепла, любви и заботы. Это залог выживания в самых сложных жизненныхситуациях. Без любви и понимания человек словно здание без фундамента. Об этомне забывает ни один взрослый, работающий с детьми.
Идея созданиялагеря и школы принадлежит Департаменту Образования города Москвы, а воплощалиеё директор школы Шпитальская Ирина Юрьевна и завуч Долгих Ольга Владимировна.
Летом школастановится оздоровительным лагерем под названием «Парус детства»: спортивныесостязания, дискотеки, отряды, речёвки, походы – жизнь в плотном графике. Всёкругом кипит, бурлит, движется, каждый день приносит радость, буквально не даёткиснуть, ныть и скучать. Тренажёрные залы, где можно развить силу, накачатьмышцы.
Футбол,пионербол, волейбол, работа всех студий и кружков, чтение книг, викторины,конкурсы, концерты – всё это организовано, спланировано, действует как часы,без сбоев. Всюду дети: на стадионе, в тренажёрных залах, в столовой, околокорпусов. Детей много, но среди непрерывного детского движения взгляд вдругзамечает детей «других», передвигающихся на колясках с помощью взрослых. Больныедети живут рядом со здоровыми, участвуют во всех отрядных делах, читают стихи,поют, двигаются в ритме танца, смотрят, болея, футбольные матчи. Их коляскиподхватывают здоровые дети. Общий язык найден! А ведь эти, «другие» учатся вспецинтернатах, находятся на домашнем обучении.
Буквально наглазах оживают дети, которые основное время своей жизни проводят в инвалиднойколяске. Вместе с отрядом выходят на сцену, поют, танцуют, читают стихи, улыбаются,общение самое настоящее. Дети видят, что они интересны другим, они нужны людям –это даёт жизненные силы.
Уникальностьсреды санаторно-лесной школы состоит в возможности разностороннегореабилитационного воздействия на детей с ограниченными возможностями, котороескладывается из следующих составляющих:
– Оздоровление(комплексная терапия);
– Социально-коммуникативнаяреабилитация;
– Социально-бытоваяреабилитация;
– Социально-средоваяреабилитация;
– Социально-психологическаяреабилитация;
– Социально-культурнаяреабилитация;
– Социально-педагогическаяреабилитация;
Лечебныепроцедуры, оказываемые учащимся санаторно-лесной школы №7:
· Социально-коммуникативнаяреабилитация
Изменениехарактера и круга общения, деятельность в составе малых групп;
изменениесоциальной роли.
· Социально-бытоваяреабилитация.
Деятельность,направленная на уход за собой и организацию быта
· Социально-средоваяреабилитация
Овладениетехнологиями эффективного функционирования в различных средах обитания
· Социально-психологическаяреабилитация
Социальнаяактивизация в процессе занятий: наблюдение за успехами других детей сограниченными возможностями, трансформация мировоззрения (изменение точкизрения на уровень своих возможностей и степень ограничений), снижение рентныхустановок, повышение собственной самооценки.
· Социально-культурнаяреабилитация
Экскурсии,концерты, конкурсы, театральные постановки, выступления приглашенных артистов итворческих коллективов
Социально-педагогическаяреабилитация
Педагогическийпроцесс включает:
– Входнуюдиагностику;
– Обучение вмалых группах по общеобразовательным программам;
– Дифференцированныезадания;
– Коррекциюзнаний по индивидуальным образовательным программам;
Исходя изсоциального заказа и ключевых направлений деятельности лагеря, целью работыявляется организация отдыха детей, оздоровление ребенка и развитие интересовдетей и их активизация в различных видах жизнедеятельности.
Надреализацией программы летнего оздоровительного лагеря работает педагогическийколлектив из числа лучших учителей Санаторно-лесной школы №7 совместно с работникамиучреждений дополнительного образования.
Информационнаякарта проекта «Парус детства»
1) Срокипроведения: летний оздоровительный сезон, июнь – август.
2) Продолжительностьодной смены: 21 день.
3) Количествосмен: три.
4) Возрастдетей: 7–20.
5) Отряды РВО(разновозрастные).
Технологии используемыев период лагерной смены:
– организация досуга;
– прогнозированиесоциального развития ребенка в социуме, создание благоприятных условий дляразвития личности социальной среды;
– организацияразностороннего интеллектуального и эстетического развития;
– психодиагностикаребенка (структура, степень нарушения психики, особенности личности;
– организациякомплексных терапий для реабилитации и оздоровления детей.
Календарныйплан работы смены
ДЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЕ
День первый
«Открытие лагеря»
1. Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе»
2. Операция «Уют»
3. Игры, конкурсы «Ярмарка идей»,
4. Веселыми тропинками лета (открытие смены)
«Здравствуй ЛЕТО‑2007»
День второй
День «Мастеров»
1. Минутка здоровья «Закаливание»
2. Беседа «Осторожно огонь»
3. Конкурс «Дело мастера боится»
4. Подвижные игры на воздухе
5. Подготовка к конкурсу талантов
День третий
День «Волшебных сказок»
1. Минутка здоровья «Книги о здоровье»
2. «Там чудеса…» встреча с сотрудниками библиотеки
3. Конкурс рисунков «Волшебные краски»
4 Выход в бассейн
5. Подготовка к конкурсу талантов
День четвертый
«День талантов»
1. Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами»
2. «Минута славы» – конкурс в парке организатор – ЦВР
3. «Фабрика звезд -1» караоке
4. Подвижные игры на воздухе.
День пятый
«День Краеведчества»
1. Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию»
2. Заочная экскурсия в музей «История нашего города» Разучивание игр
3. Конкурс рисунков «Мой любимый город»
4. Урок безопасности «Один дома…» – встреча с сотрудниками библиотеки
5. Выход в бассейн
День шестой
День «Спасайкина»
1. Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»
2. Практические занятия по Го и ЧС со специалистами МЧС (на базе школы)
3. «Мой друг велосипед» – конкурсная программа на территории школьного автогородка.
4 Подготовка к выездному концерту
День седьмой
«День театра и музыки»
1. Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки»
2. Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры» – встреча с сотрудниками библиотеки
3. «До, ре, ми, фа, соль – концерт артистов музыкальной школы
4. Выход в бассейн
День восьмой
День «Фантазий и юмора»
1. Минутка здоровья «Правильное питание»
2. Викторина «Устами младенца»
3. Конкурс «Самый фантастический проект»
4. «Мульти-Пульти – карнавал»
5… Выезд с концертом в другие организации (дом престарелых, дом детства)
День девятый
«День здоровья и спорта».
1. Минутка здоровья «Мой рост и мой вес»
2.Выход в бассейн
3 Малая спартакиада. Под девизом: «Мы за здоровый образ жизни» Первенство лагеря по различным видам спорта.
4. Конкурс рисунков «Планета земля»
День десятый
«День экологии»
1. Минутка здоровья «Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых.
2. Экологический десант
3. Праздник необычных цветов и цветочных костюмов. (использование вторичного сырья)
4. Спортивные игры на воздухе.
5. Подготовка к конкурсу «Мисс и мистер лето-2007»
День одиннадцатый
Мисс и мистер лагеря
«Лето‑2007»
1. Минутка здоровья «Как снять усталость с ног»
2. Конкурс «Мисс и мистер ЛЕТО-2008»
3 Интеллектуальная игра «Звездный час»
4. Первенство лагеря по футболу
5. Подготовка к конкурсу бантиков
День двенадцатый
«День игр, игрушек, шариков и бантиков»
1. Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье»
2. Фантазии на тему: «Игры, игрушки, шарики и бантики»
3. Выход в бассейн
4. Первенство города по стритболу среди пришкольных лагерей
День тринадцатый
«День
1. Минутка здоровья «Закаливание»
2. Беседа «Осторожно водоем»
3. Митинг в на алее славы.
4. Конкурс военной песни и стихов.
5. Встреча с ветеранами войны в городском музее
6. Подготовка к закрытию лагеря
День четырнадцатый
«День Улыбок»
1. Минутка здоровья «Гигиена в доме»
2. Дискотека
Лечебныепроцедуры, оказываемые детям:
– Лечебнаяфизкультура;
– Массаж;
– Лечение намассажном столе с эластичным псевдокипящим слоем;
– Лечение намиорелаксационной кушетке;
– Гидромассаж;
– Тренажеры;
– Сауна «Кедроваябочка»;
– Фиточай;
– Кислородныйкоктейль;
– Витаминотерапия;
– Профилактическоеполоскание горла;
– Медикаментознаятерапия.
Кружки,секции, клубы Санаторно-лесной школы №7:
Гончарнаямастерская;
Изостудия;
Тесто-пластика;
Театральнаястудия;
Хореографическаястудия;
Лабораторияпроектной деятельности;
Теннисныйклуб;
Студияфлористики;
«Мастерица» (бисероплетение,народная кукла);
Спортклуб;
Литературнаягостиная;
Шахматно-шашечныйклуб;
Вышивка;
Мастерская «Золотыеруки»;
Студиявыжигания;
Клуб «Юныйконевод»;
Студия «Силуэт»(моделирование одежды);
Мастерскаяковроткачества.
Распорядокдня Санаторно-лесной школы №7:
9.00 Подъём;
9.30 Завтрак;
10.00 – 13.00;
Работа студий;
Подвижныеигры на воздухе;
Оздоровительныепроцедуры;
Библиотека;
13.00 Обед;
14.00 Отдых;
16.00 Полдник;
16.30 – 18.30;
Работа студий;
Подвижныеигры на воздухе;
Оздоровительныепроцедуры;
Свободноевремя;
18.30 Ужин;
19.00Подвижные игры на свежем воздухе;
Клубы поинтересам;
20.00 – 22.00;
Культурно-развлекательнаяпрограмма;
Свободноевремя;
Занятия поинтересам;
22.00 Отбой.
Таким образом,программа лагерной смены рассчитана на оздоровление, сплочение детей,преодоление психологических барьеров и активизации различных видовдеятельности. Парус детства – лагерь равных возможностей. Место, где детиучатся друг у друга, помогают друг другу и все вместе становятся сообществом, способнымк взаимодействию!
2. Технологии применяемые в работес детьми в СЛШ №7
2.1 Технологии используемыемной в экспериментальном кружке «Тесто-пластика»
Отношения детей инвалидов издоровых детей очень тревожат меня. И в качестве эксперимента летом 2008 года яработала педагогом дополнительного образования в Санаторно-лесной школе №7. Входе эксперимента я отследила особенности творческих работ детей и выявиларезультат эффективной работы кружка «Тесто-пластика».
Актуальностьобращения именно к традиционной народной культуре очевидна, так как векамипроверенные средства этнопедагогики, как показывает практика, весьма эффективнав воспитании современных детей. Именно в наше время необходимо остановиться наприкладном творчестве, как на универсальном и ничем незаменимом средствевоспитания. В прикладном творчестве формируются личностные качества,развивается мелкая моторика, пластика. Таким образом, используя педагогическиевозможности народного ремесла, можно в значительной степени улучшитьумственные, эмоциональные и культурное благополучие детей. Программа включает всебя изучение традиций лепки и окрашивания глиняной игрушки мастеров Гжели,Дымково и Каргополя. В программу входит изучение традиций лепки и окрашиванияглиняной игрушки и их использование в народных праздниках и гуляниях. Знакомстводетей с русским костюмом, его символикой, кроем. Программа кружка разработанана основании программы под руководством Б.М. Неменского для общеобразовательныхшкол. При составлении программы также использовалась программа дополнительного образованиядетей М.В. Ватулиной.
Педагогическое кредо автора –«Через золотые руки – к золотому сердцу!». «Пробудить и укрепить у детейтворческое отношение к действительности, научить эмоционально и образновоспринимать окружающий мир, целостно переживать своё единство с ним» (Б.Н. Неменский,народный художник и педагог.) Увидеть красоту в обыкновенном и обыкновенное вневероятном. Способствовать тому, что маленький человек, прикоснувшись кнародным истокам, народной души, не вырос злым и агрессивным. Научить создаватьпрекрасное своими руками. «Если человек научился создавать прекрасное своимируками, он ценит и бережёт чужой труд». Видит сложную красоту жизни, гордится своейРодиной, своим народом.[4]
Цельюпрограммы является развитие творческого потенциала детей, преодолениемежличностных барьеров, средствами народного декоративно-прикладного искусства(лепки из солёного теста).
Обучение детей проходитдифференцированно с учётом личностных особенностей и способностей каждогоребёнка. Используется технология разноуровнего обучения. В работе с детьмииспользуется концепция развивающего обучения. «Вне деятельности нет развития».
Методическоеобеспечение программы «Тесто-пластика».
Для решенияпоставленных задач в работе применяются различные методы проведения занятий(словесные, наглядные, практические), чаще всего в различных сочетаниях.
Каждое занятие по темампрограммы включает теоретическую и практическую часть. Теоретический материалдаётся в начале занятия. Новая тема закрепляется объяснением и показомнаглядного материала и приёмов работы. Практическая часть является продолжениеми закреплением теоретических знаний. Практические занятия – основная формаработы с детьми, где умения закрепляются, в ходе выполнение эскиза и лепкиизделия в материале.
Руководитель во время лепкипомогает детям советами и отслеживает процесс изготовления изделия.Руководитель должен, как можно чаще хвалить детей за терпение, аккуратность,самостоятельность и трудолюбие. [5]
Методикаобучения в начале освоения данной программы отличается от той, котораяприменяется в конце, что обусловлено уровнем знаний и практических уменийобучающихся. Основным методом передачи информации детям в начальном периодеобучения является репродуктивный метод – метод копирования. На этом этапенеобходимо добиться от воспитанников точности и аккуратности в копированииобразцов, а в дальнейшем на 2-й и 3-й недели обучения не ставится задачаточного повторения образца, а с его помощью вырабатываются желаниеусовершенствовать, изменить и желание творить самому.
Значительноевниманиенеобходимо уделять коллективным работам, в процессеизготовления которых происходит обмен опытом, взаимопомощь и обучение друг удруга. В процессе таких занятий дети учатся анализу и самооценке.
2.2 Результат работы кружка«Тесто – пластика»
Проведя кружок «Тесто-пластика»в качестве научного исследования я выявила следующие положительные изменения:
– Кружок помогаетвыработать усидчивость, терпение, точность, аккуратность;
– Воспитатьтрудолюбие, умение доводить дело до конца;
– Работа стестом и глиной позволяет укрепляет мышцы кистей рук что так необходимо детям сДЦП;
– Выбор узораразвивает воображение, внимание, память, помогает ориентироваться в областицветоведения и композиции.
В кружке ястаралась развивать и воплотить у ребят их собственные идеи и замыслы,воспитать у них чувство меры, эстетический вкус, пространственное мышление. Чтокасаетсямежличностных отношения ребят, то кружок полностью помог преодолеть барьер вобщении детей инвалидов и здоровых детей.
В процессе успешно проведеннойработы в кружке я выявила колоссальные изменения в отрядах. Кружок объединилздоровых детей и детей с инвалидностью в единый сплоченный коллектив.
3. Исследование «Преодолениебарьера»
Социологическоеисследование.
Методпроведения исследования – анкетирование.
Местопроведения исследования – СЛШ №7
Исходя изцелей исследования, была определены целевая группа опрашиваемых: Дети из СЛШ №7.
Были разработаныдве анкеты. Для здоровых детей и для детей инвалидов (см. приложение).
Каждая анкетасодержит 5 закрытых вопросов (с возможностью выбора одного из вариантов ответа)и 2 открытых вопроса, подразумевающих свободный ответ.
Доказательствомнашей гипотезы могут служить ответы здоровых детей и инвалидов. Результатыисследования представлены в Презентации в виде таблиц и сводных диаграмм.
Всезаполненные анкеты предоставлены отдельно. (См. Приложения)
Заключение
Результатомпроведенной мною работы стало возможным преодоление барьеров инвалидности,стремление к качественному образованию и независимой жизни. Развитиетворческого потенциала у детей позволяют снять клеймо социальнойбесперспективности, повысить стартовые возможности вступления в жизнь детей сограничениями по здоровью. Во введении к данной работе мы выдвинули гипотезу,что инвалидам нужна, в первую очередь, возможность поверить в себя и в полноймере реализовать свой потенциал. Результаты анкетирования, а такжепредставленные в работе информационные и аналитические материалы служатдоказательством нашей гипотезы. В частности, 51% инвалидов отметили в анкете,что они, в первую очередь, нуждаются в общении, друзьях и интересной работе!
Основныйвывод: общество, то есть, мы с вами, должны помочь детям инвалидам, помочь имвоспринимать себя не как людей с ограниченными возможностями, а как полноценныхчленов нашего общества, которые ставят перед собой цели и достигают их!
Списоклитературы
1) Лихачев Б.Т.Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. Заведений ислушателей ИПК и ФПК.‑М.: Прометей, 1992. – 528 с.
2) Вловик А.Ф., В.А.,Педагогика досуга: Учебник – М.: Флинта: Московский, психолого-социальныйинститут, 1998.-240 с.
3) Вловик В.А. Необходимостьвзаимосвязи групповой и массовой работы клубного учреждения – В.сб.: Единствоцелей. ‑ М.: Советская Россия, 1981
4) Дети-инвалиды:Реабилитация, соц. защита / [Сост.: Н. Щербакова, Л. Туаева]. – М.,2000. – 159 с.; 20 см. – (Библиотека журнала «Социальная защита»;Вып. 23).
5) Фришман И.И. Методикаработы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студентов высш.пед. учеб. заведений / И.И. Фришман. – М.: Academia, 2001. – 158, [2] с.:ил., табл.; 21 см
6) Реабилитация иобразование особого ребенка: от прогрессивных законов к их реализации / ВикторБациев [и др.]. – Изд. 2, испр. и доп. – Москва: Центр лечеб. педагогики
7) Силласте Г.Г. Социальнаяпомощь и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями: (Социол.анализ): Материалы по курсам «Соц. педагог», «Соц. работник»; Моск. гос. ун-т культуры,Междунар. ассоц. «Женщины и развитие». – М.: Б. и., 1995. – 21 с.; 20 см.
8) Зайцев. Д.В. Социальнаяинтеграция детей-инвалидов в современной России / Д.В. Зайцев. – Саратов:Науч. кн., 2003. – 253, [1] с.: ил.; 21 см.
9) Организация летнегоотдыха детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях загородноголагеря: (Из опыта деятельности оздоровит. учреждений Алт. края): [Рекомендации]/ Науч.-исслед. ин‑т семьи. – М.: НИИ семьи, 1997. – 115, [4] с.
10) И.В.Фришман. Программа специализированной смены-Ассамблеи детских общественныхобъединений.
11) Лунегова Е.К.,Казанский государственный технологический университет
12) Формированиепсихологической готовности к деятельности с детьми-инвалидами у будущихспециалистов социальной работы: автореферат дис. кандидата педагогических наук:13.00.08 / Лунегова Е.К.
13) Мастюкова.Е.М., Они ждут нашей помощи / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М.:Педагогика, 1991. – 158, [2] с.
14) АпажиховаН.В. Педагогические условия организации социально-культурной деятельностидетей и подростков в период летнего оздоровительного отдыха: диссертациякандидата педагогических наук: 13.00.05. – Тамбов, 2003. – 239 с.
15) Тетерский.С.В. Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие:практическое пособие / С.В. Тетерский, И.И. Фришман. – Москва: АРКТИ,2007. – 100 с.
16) Детскийоздоровительный лагерь. Воспитательное пространство: сборник статей в помощьорганизаторам летнего отдыха и оздоровления детей / Межрегиональнаяобщественная орг. «Содействие детскому отдыху»; [сост.: Г.С. Суховейко]. –Москва: ЦГЛ, 2006– – 21 см.
17) Программыдля учреждений дополнительного образования детей организация летнегооздоровительного отдыха Вып. 16
18) Литвак.Р.А. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественныхобъединений / Литвак Р.А.; Челяб. гос. пед. ун‑т. Дворец пионеров ишкольников им. Н.К. Крупской. – Челябинск, 2000. – 167, [1] с.: табл.; 20 см.
19) Петрова.Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире / Л.И. Петрова.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 335 с.: ил., табл.; 21 см. – (Серия«Школа развития»).
20) М.Н.Поволяева. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 15.- М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.-80 с.
21) «ТренингЖизненных навыков». Пособие Романовой О.Л. по развитию здорового стиляжизни личности подростка. Москва, 1996 г.
22) Шмакова С.А.«Каникулы» Москва, «Новая школа», 1994 г.
23) Зайкина Г.В.«Чудо-тесто»/ ДЮЦ «Северный»
24) http://child.uriit.ru/Docu/D0025/2004/F0062.htm
25) http://www.mosportal.ru/gf/3/i8_973.htm
26) http://www.dszn.ru/
27) http://npo.kondopoga.ru/?page_id=229&preview=true
28) http://www.ecsocman.edu.ru/
29) http://www.rezeptsport.ru/blog/02_12.phpttp://www.slh7.ru/gb/
30) http://www.slh7.ru/gb/