Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Педагогика. Психология, Общение, Человек"


Понятие одаренности

Министерство образования и наукиУкраины
Запорожский государственныйуниверситет
Реферат
На тему: Понятие одаренности
Группа 411-7
Выполнила студентка 3 курса
Заочного отделения СПП
Соболева Н.О.
Проверил преподаватель
__________________________
Запорожье
2003
Детская одаренность
Одаренность, талант, гениальность проявляются вличности как яркие  индивидуально-неповторимые  творческие,   интеллектуаль­ные,эмоциональные,  физическиеспособности  в той или  иной об­ласти человеческой деятельности.Различия в степени, качестве и направленности одаренности   человека   предопределены  природой, генетическим фондом. Каждыйнормальный ребенок одарен всеми человеческими сущностными  силами и возможностью в необходи­мых   и  достаточных   социальных   условиях  развивать   их   в  себе. У детей сущностные силы развиваются, как правило, равномерно,совокупно, гармонично. Какая из сущностных сил, будь то интел­лект, чувства,воля, руки и ноги, зрение и слух, абстрактное или конкретно-образное мышление,может наиболее мощно и ярко про­явиться, зависит  от социального  и педагогического  фона,  на   ко­тором   происходит общее   развитие  детской личности. При   бла­гоприятныхобстоятельствах каждый ребенок может проявить себя как одаренное  существо.  Феноменальные  же,экстраординарные способности, яркая одаренность, талант, основываются  на особой организации мозга,предрасположенности к теоретическому или художественному    мышлению;   особой    связи    глаза,   образного мышления   и   двигательных   навыков руки;  специфическом   взаи­модействии слуха, воображения,  мышц глотки, груди  и легких; чувствительной   н остро  реагирующей  нервной системе;  взаимо­связи конституции организма  и органов координации движения тела. Подобныередкие явления ранней одаренности заслужива­ют особого внимания. Однакоони  не должны отвлекать психо­логови  педагогов от  проблемы одаренности  каждого нормаль­ногоребенка. Чем  больше создается  возможностей для творче­ского самопроявления   всем  детям, тем больше шансов обнару­жения  ивыращивания  в общей массе одаренных,редких, ярких н сильных разнообразных  талантов. Поэтому задача педагогики состоит в том, чтобы, опираясьна  идею всеобщей генетическойодаренности детей, создать  методикуработы  не только с ярко заявляющими  о себе  талантами,   но  и  обеспечивать поле  дея­тельности   для  творческого   само проявления   и  самовыражения всем детям. В здоровой социальной среде индивидыэффективно взаимодействуют в труде, культуре, общественных отношениях, благодаря разноодаренности,взаимодополняют, взаиморазвива-ют  и   взаимовозвышают друг  друга.  Одни  в  большей  степени одарены   интеллектуально,   другие — эмоционально,   физически, двигательно,третьи — в нравственно-волевом, организационном, художественном,   социально-милосердном   отношениях.  Творчес­кие, ярко одаренные индивиды, вовлекая  в круг своего общенияидущих   рядом,   пробуждают  г,   них   творческие способности,  делают социальную среду нравственно иинтеллектуально чище, бла­гоприятнее для развития  человека.
Одаренность по своей сущностиявление целостное и много­стороннее. Она имеет анатомо-физиологическоеоснование, опреде­ленную организацию и строение мозга, всех его функциональныхсистем. В возникновении и развитии одаренности существенную роль играютнервно-психические образования, определяющие воз­можности ребенка к особенному,оригинальному восприятию мира, к воспитуемости и обучаемости, к осмыслению и творчеству, са­мовыражению исамоутверждению. В структуре одаренности важ­ное место занимаетэмоционально-волевой и действенно-практиче­ский компоненты. Они стимулируютдеятельность ребенка по практическому применению способностей и творческих сил.Та­лантливость обусловлена индивидуально-личностными, нравствен­но-эстетическимихарактеристиками человека. Идейность, убеж­денность, принципиальность,интеллектуально-нравственная раско­ванность и свобода, упорство, упрямство,способность стоять па своем, внутренняя самодисциплина, гражданскаясознательная дисциплина — все это непременно внутренние условия развитияспособностей, дарования, таланта. Даровитость личности обуслов­ленасубъективно-объективными факторами, которые либо способ­ствуют развитиюталанта, либо сдерживают и угнетают проявле­ние способностей в детях. Развитию одаренностиребенка способ­ствует как наличие здоровой генетической основы, так и условийсоциального педагогического и психологического характера. Ода­ренностьвозникает и пробивает себе дорогу либо как спонтанное само проявлениесвоеобразно сложившихся биологических структур мозга и организма, требующих длясвоего развития соответству­ющей практической деятельности, либо какнервно-психические и физические новообразования, возникающие в процессевоспитания и обучения как ответ организма на требования среды, а такжеспецифической физической, общественной, интеллектуальной, ху­дожественнойдеятельности, в которую вовлекаются дети. И в том, и в другом случае развитиеодаренности ребенка требует условий, обеспечивающих опробование и применениедуховных и физических способностей. Особое значение имеет система продуктивной,твор­ческой деятельности, создающая возможность для эксперименти­рования,дающая право на собственное мнение и ошибку. Она организуется в формах детскойсамодеятельности, суть которой не сводится только к спонтанности, стихийностидетского само проявления и самоутверждения. Самодеятельность эффективна, когдапредставляет собой органический сплав внутренне обусловленных влечений ипобуждений, потребностей и стимулов с социально содержательной деятельностью.Ее осуществление детьми, обеспе­ченное консультационной помощью взрослых,психологически бла­гоприятной обстановкой и необходимыми социально-материальны­миусловиями, должно быть самостоятельным. В то же время всякая одаренность,постепенно выводимая на уровень творчески-профессиональной деятельности, неможет успешно формироваться
в изоляции от мастера, внепедагогического руководства. Органи­зованное введение и мастерство не только неподавляет творчески развивающуюся личность, но, напротив, поддерживает вребенке  веру в свои силы, в возможностьдостижения успеха, стимулирует 1 здоровое самолюбие и честолюбие. Вместе с темребенку, желаю­щему преуспеть в развитии своего дарования, необходимо готовитьсебя к упорному труду. Жизнь и человеческая природа таковы, что успех и распнетспособностей приходи! только к тем, кто готов к преодолению внешних ивнутренних препятствий и трудностей. Дефицит талантов объясняется не оскудениемчеловеческой при­роды, а отсутствием сильных натур, способных проявитьмужество, упорство, настойчивость, жесткую самодисциплину в самообразо­вании исамовоспитании, в критическом переосмыслении обще­признанных догм, стереотипов,«незыблемых истин», в отстаивании нового.
Самостановлениеодаренной натуры, творчески мыслящей лич­ности обусловлено такженравственно-психологической установкой, диктующей искать себе поддержку нестолько в других людях и благоприятных внешних обстоятельствах, по прежде всегов себе самом, своем внутреннем духовном мире, исполненном верой в себя и своепризвание. Внутреннему духовному самоутверждению способствует сам процесстворчества, полностью поглощающий творящего, дающий ему высшеенравственно-эстетическое удовлет­ворение и наслаждение, возмещающий всеиздержки сурового от­ношения к самому себе. В результате талантливый ребенокста­новится привержен внутренним духовным ценностям, помогающим  выдержать внешние невзгоды, подстерегающиеталантливого чело-3 века повсюду.
Наряду со стимулирующими естьфакторы, препятствующие, сдерживающие развитие одаренности в детях. Среди нихне только отсутствие социально-материальной базы, поля проявления много­образнойталантливой деятельности детей, их творчества, но и формализованные,автоматизированные и механизированные сис­темы обучения. Отрабатывая навыки исполнительства, подража­тельства, репродуктивнойдеятельности, послушания, внешней дис­циплины, добиваясь успеха в дрессуре, онив зародыше подавляют человеческую «самость», духовность, одаренность, талант,являю­щийся на свет божий во всей неповторимости как результат ор­ганическогоединства самоорганизации и творческой интеллекту­альной свободы. Заорганизованностью, зашоршенностьюметодик обучения и воспитания объясняется неуспеваемость и плохое по­ведение науроках одаренных детей. В нем внешнее инстинктивное проявление протестгибнущего таланта. Бездарность, отсутствие у ребенка интереса к самомусебе—естественное следствие за­числения его в массу «неспособных», «бездарных»«хулиганов» и «дураков», в группу социально и психологически отверженных.
Развитие детской одаренностисдерживает и закабаленность значительной части детейдуховно нищей, бездуховной массовой культурой,манипулирующей их чувствами и сознанием, превращающей их в пассивные объектыагрессивного воздействия. Нега­тивно сказывается отсутствиепсихотерапевтической и психологи­ческой помощи школьникам в преодолениикомплексов неполно­ценности, агрессивности, сексуальности, в развитиистремления сублимировать внутреннюю энергию в полезное творческое са­мопроявление.
Центральным  в проблеме  одаренности  является  вопрос  о ее типах, силе и полнотепроявления, а также об основных критериях талантливости.   Типы  одаренности   детей   весьма  разнообразны. В  целяхопределения,  выявления типоводаренности  необходимо тесное сочетание общеразвивающих и  специальных  упражнений. Существует  несколько типов  интеллектуальной  одаренности. Ра­ционально-мыслительный тип проявляется в наклонности ребенка кпонятийно-отвлеченному, абстрактному мышлению, к различного рода теоретическимобобщениям. Такая способность преимущест­венно необходима ученым, политикам,экономистам, общественным  деятелям —всем, чья профессия требует умения обобщать оперировать символами, делатьобоснованный, взвешенный выбор в мно­гообразных   научных,  хозяйственных,   политических   ситуациях  и принимать ответственные решения. Абстрактному  рациональному способу освоения реального мирапротивостоит образно-художест­венный мыслительный тип. Его отличительная черта— мышление образами, способность оперировать образно-зрительными,образно-слуховыми представлениями, создавать в воображении  новые образные обобщения, конструкции,модели, комбинации из элементов  звука,зрительного и словесного материала. Образное мышление широко  используется  в художественно-творческих,  дизайнерских,конструкторских профессиях, позволяет эффективно выбирать оп­тимальные  варианты для новых технико-технологических  и  художественно-промышленных  решений, создавать оригинальные  произведения искусства. Встречается исмешанный, рационально-об­разный тип одаренности, позволяющий ученому  использовать во­ображение   в  научных   открытиях   и  создавать   художественныепроизведения, а художнику,  писателю,композитору — ярко  про­являть себя вкачестве мыслителей: философов, историков, политиков, ученых, религиозныхдеятелей. Одаренность проявляется и в повышенной  эмоциональной  чувствительности  одного человека  к  биополюдругого.   На  этой основе  развивается  экстрасенсная  способность отдельных индивидов активноговоздействия на физи­ческие   и   духовно-психологические   состояния  людей.   Такая   ода­ренность чрезвычайно  важна для   врача, особенно  психотерапев­та,   актера,  режиссера,  общественного  деятеля,  работающего   с  массами.
Разнообразны типы одаренности вфизической организации, нередко сочетающиеся с теми или иными типамиинтеллектуаль­ной одаренности. Среди них такие типы, какдвигательно-физический, нервно-пластический, интеллектуально-физический. Физиче­скаяодаренность важна для каждого человека, но совершенно необходима для исполнениярабочих, крестьянских, космических, воинских профессий, а также длятанцовщиков, актеров, физкуль­турников и спортсменов.
Одаренность различныхнаправлений и типов как качественное новообразование в человеке проявляется врезультате разнооб­разных комбинаций всех сущностныхсил. Развитию ее в ребенке способствует информация о возрастных проявленияхталантливости, степени, силе и форме ее выражения. Направленность неко­торыхспособностей ребенка может проявляться ярко уже в раннем, дошкольном возрасте.Одаренность в двигательно-физической сфере, придающая телу особую пластичность,открывающая перспективу занятий балетом и спортом, подлежит развитию, едвазавершится первоначальный этап становления организма. Раннее проявление талантливостиобнаруживается в области теоретико-интеллектуального и художественноготворчества. Включение в активную деятельность соответствующих сущностных сил дошколь­ников (слуха, зрения, осязания,психических процессов, нервной системы, дыхания)—решающее условие приобретенияими специ­альных навыков, успеха в достижении в будущем мастерства.
Вместе с тем у многих ребятможет и не быть яркого прояв­ления способностей в раннем возрасте. Их увлеченияизменчивы и неустойчивы, они достигают средней успешности как в учебе, так и всвободно избранных занятиях. Однако это не значит, что такие дети вообщебездарны. Одни из них еще не нашли себя в повседневных обыденных делах, непопадали в ситуацию, наиболее благоприятную для проявления своих индивидальных способно­стей. Процесс созревания сущностных сил других несколько за­медлен, требуетзначительных временных затрат и большей рабо­тоспособности в избранномнаправлении деятельности. У таких ребят, с виду середнячков, в более поздниевозрастные периоды случается бурное проявление дотоле скрытой, внутренне форми­ровавшейсяодаренности, своеобразного сплава сущностных сил,обретающих, наконец, сферу форму проявления. Спонтанный взрыв способностейможет направить интересы и деятельность ребенка в самом неожиданном направлении:в изобретательство, художественное или научное творчество, в областьорганизации общественной человеческой деятельности. Наконец, одаренностьребенка может не обнаружиться очень долго, либо остаться нерас­крытой вовсе.Чаще всего это зависит от того, что в среде обитания школьник так и не находитсебя, не сталкивается с деятельностью, которая бы разбудила в немдремлющие творческие силы, привела их в движение и образовала талантливуюличность. Подросток, живущий на селе, в глубинке, увлекающийся техникой, неимеет возможности освоить более совершенные машины, чем трактор или автомобиль.А школьник в  городе,испытывающий любовь к жи­вотным, интересующийся проблемами экологии, ограниченобще­нием лишь с домашними животными, рыбками в аквариуме, пти­цами в клетке.Очевидно, что решающим условием проявления массовой одаренности детей являетсяшпрота всеобщего среднего образования и разнообразие возможностей практическойтворческой деятельности. Закон случайного спонтанного проявления раз­нообразныхчеловеческих способностей подтверждается тем чаще, чем более широки имногообразны возможности практического приложения детьми своих творческих сущностных сил. Одновре­менно в этом случае уменьшаетсяэлемент случайности в станов­лении ребенка способным человеком.
Наблюдения за способными детьмипоказывают, что между их одаренностью и успешностью в учебе нет жесткой иоднозначной положительной зависимости. Больше того как убеждает повсед­невнаяпрактика, высокую успешность по всем общеобразователь­ным предметам проявляют,как правило, учащиеся средних, ярко не обозначившихся способностей.Необходимость одинаково рав­нозначного напряжения душевных сил для успешногоосвоения всех учебных предметов, рассредоточение духовных и физических силприглушает, сдерживает, обескровливает, притормаживает процесс развитиядарования в каком-либо одном направлении. Вот почему, включая школьников впроцесс освоения различных обще­образовательных наук, ремесел, видов трудовойдеятельности, совсем не обязательно требовать от них уравнительного распреде­ления сил иодинаковой успешности но всем дисциплинам. Имеете с тем существует прямая ижесткая зависимость между опреде­лившейся одаренностью и детской активностью,проявлением це­ленаправленного интереса, увлеченности, трудолюбия.
Внутренне-психологическиеи физиологические критерии ода­ренности характеризуются развитостью,своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно-физиологическихпроцес­сов. Глубина, ясность, неординарность теоретического или образ­ногомышления, свобода речевого самовыражения; богатство твор­ческого воображения,прочность и оперативность логической, зри­тельной, слуховой, эмоциональной,сенсорно-двигательной памяти; быстрота реакции, гибкость нервной и физическойорганизации тела; интеллектуальная раскрепощенность,умение подвергать со­мнению и критическому осмыслению устоявшиесяпредставления, стереотипы, догмы. Все эти особенности психики ярко обнаружи­ваютсяу детей в процессе повседневной учебной и внеурочной деятельности, в условияхсвободы творческого само проявления, необходимой и достаточной материальнойбазы.
В качестве внешнегопсихологического критерия формирую­щихся способностей и творческого потенциаладетской личности может быть принята внутренняя материально-духовная пульси­рующаясила индивида, спонтанно проявляющаяся как интерес, любознательность,увлеченность, желание, настойчивое стремле­ние, духовно-органическаяпотребность к творчеству" в том или ином виде деятельности. Такоесвободное влечение, спонтанное проявление комплекса способностей можетоказываться за пре­делами организованной учебной или даже клубной работы. Ода­ренныйребенок, пассивный в школе, находит себе приют в до­машней мастерской,лаборатории, занимается изобретательством, выпиливанием, рисованием,рукоделием, вышиванием.
Нравственно-эстетические   мерила одаренности   выражаются   в формирующихся  чертах характера, личностных качествах,  духовных стремлениях иидеалах. Подростки, юноши и девушки с развитыми   способностями,   как  правило,   знают,   чего   хотят  и   кем предполагают стать. Имсвойственна преданность избранному делу, настойчивость, упорство  и воли  в достижении  цели. Они при­носят в жертву мелкиеудовольствия  чувству долга и ответствен­ности,проявляют веру в успех дела, выдержку и дисциплину. Они способны терпетьнеудобства, притеснения и даже страдания ради своего  увлечения,  готовы   к  борьбе, отстаиванию  своего  нрава  на творчество. Талантливые дети самолюбивы,  прямы, честолюбивы, честны, ценят одаренностьв других людях, лишены зависти, под­лых намерений   и   чувств, считают  ниже  своего достоинства   при­нимать участие в интригах. Они наделеныэстетическим видением мира, усматривают красоту человека  о его труде, ярком  и само­бытном творческом самовыражении.
Деятельностно-практическиекритерии одаренности конкретно выражаются в результатах детскоготворчества. Чем выше каче­ство произведения, изделия, чем болеесформировавшимися явля­ются способности, очевиднее талантливость ребенка. Этоориги­нальность сочинения, логичность решении задач, глубина понима­нияпроблем, практическая значимость технического творчества, эстетичностьхудожественной самодеятельности, добротность ма­териальных продуктов труда,четкость организаторской деятель­ности, высокий уровень достижений в спорте,мастерство в изобразительном или исполнительском искусстве.
Направленность, сила и глубинаодаренности ребенка измеряется наиболее точно и четко в случае комплексногоприменения всех критериев и одновременной оценки всех показателей. Самыйвысокий уровень одаренности фиксируется тогда, когда способ­ность к творчеству,обнаруживаясь в конкретной деятельности, сопровождается увлеченностью, твердомволей в стремлении к це­ли, органично соединена с простыми нормами человеческойкра­соты и нравственности в поведении, характеризуется успешностью и высокимкачеством результатов труда. Проявление способным ребенком безволия, лени,отсутствия эстетического чутья — яркое свидетельство дремотного состояния,недостаточной зрелости и одаренности. Только воспитатель способен помочь такомушколь­нику взять себя в руки, вырабатывать в себе качества и черты характера,без которых никакая природная талантливость реали­зоваться и состояться неможет. Воспитание одаренности в детях есть одновременно воспитание их цельнойличности.
Критерии детской одаренностиэффективно используются лишь в условиях разрешенное по  общих проблем организации  педагоги­ческойработы но развитию творческих способностей школьников. Творческая работа детейпедагогически эффективна тогда, когда целесообразна с точки зрения ее полезши!ценности, обществен­ной значимости. Прямая цель творчества, способнаявдохновить и стимулировать активную деятельность ребенка, состоит всамоутверждении путем создания материальных и духовных ценностей. Косвенная,собственно педагогическая цель заключается в том, чтобы в процессецелесообразной полезной деятельности детей развить их сущностныесилы: интеллект, зрение, слух, чувства, руки, пальцы, нервную систему, умения инавыки, способность приобретать и использовать знания. Эти цели достигаются,когда в организации детской жизни и труда широко применяются мето­дытворческого характера. Среди них—игры с использованием детской импровизации,выдумки; собственные задачи и практичес­кие упражнения; деловые письма, дневники,сочинения, стихи, рас­сказы, песни, рецензии, критические статьи; анализсовременных общественно-политических событий, исторических фактов, произ­веденийискусства и данных науки; участие в спектаклях; актив­ность в творческой,экономической, производственной, организа­торской деятельности, висследовательской работе. Важно также поощрение в творчестве детей самостояния: отстаивания ими споем позиции, оригинальноговидения мира, неординарного авторского проекта, на первый взгляд, абсурдногоподхода к проблеме, проявления самостоятельной мысли, подвижничества.Необходимо также поддержание в детском творческом коллективе атмосферы честной,открытой критики в сочетании с доброжелательностью и взаимопомощью.
Детские таланты обнаруживаются ираскрываются в обстанов­ке, когда творчество пронизывает всю жизнь школьников.В орга­низации жизни, воспитания и обучения учащихся поток их твор­ческойдеятельности должен постепенно нарастать и завоевывать все большее жизненноепространство и время. Элементы творче­ства должны присутствовать при изучениилюбого предмета, едва ли не на каждом уроке. Пусть совсем ненадолго, но всеучащиеся попадают в ситуации необходимости проявления самостоятельно­сти,своего нестандартного мышления. На следующей ступени творческого развитиякаждый школьник получает возможность выбора предмета по интересу и осуществляетего творческое ос­воение. Серьезным подспорьем развития творческих способностейстановится индивидуализация — выбор для каждого ученика оп­тимальных форм исредств обучения. Наибольшие возможности творческого совершенствования всехшкольников обеспечиваются широчайшей сферой внеклассной, внешкольной работы,участием в многообразных общественных организациях и неформальных объединениях,в том числе по месту жительства. Это исследова­тельские технические центры ицентры эстетического воспитания, дома и дворцы пионеров и школьников, обществаохраны природы и любителей книги, друзей животных, изучения и сохранения на­циональнойкультуры, отряды поддержки социальных, культурных, спортивных общественныхинициатив. Общеобразовательные и дифференцированные учебные занятия, системавнешкольных го­сударственных и общественных учреждений позволяют вовлечьбуквально всех школьников в процесс саморазвития способностей и дарований.
Реализация идеи всеобщегоразвития детского творчества и одаренности не снимает проблемы раннего,специального, обосно­ванного воспитания и обучении отдельных юных талантов. Этовызвано, обусловлено и оправдано проявлением у части совсем еще маленьких детейинтересов, склонностей, а также природных психических, психофизиологических ифизических данных, требую­щих для своего развития ранней специализации ивключения в специфическую деятельность. Ряд профессий в области науки, языка,искусства требует специфической тренировки и развития психики, мышления,приобретения умений и навыков еще в до­школьном возрасте. Возникновение иумножение школ для особо одаренных обусловлено еще и острой потребностьюобщества в кадрах особо сложных, тонких, дефицитных профессий. В ответ на неевозникают и развиваются физико-математические, балетные, языковые,художественно-изобразительные, художественно-про­мысловые, музыкальные,физкультурно-спортивные, актерские, а теперь и педагогические специальныеклассы и школы.
Таким образом, проблема детскойодаренности осознается в теории и реализуется па практике одновременно какнеобходи­мость всеобщего развития творческих способностей всех детей, созданияталантливого «человеческого сообщества, обеспечивающе­го материальноеблагополучие, богатство и разнообразие общения людей, и вместе с тем жетребование осуществления специфиче­ского воспитания и обучения особо одаренныхдетей в уникальных областях человеческого творчества.
Список использованной литературы
1.   Божович   Л. И. Личность и ее формирование в детскомвозрасте.— М., 1968.
2.   Блонский    П.   П.   Избр. Пед. Ипсих.   соч.:    в   2-х   т.— М.,   1979.— Т.  2.— С. 5—188.
3.  Давыдов  В.  15.  Проблемы развивающего обучения.— М., 1986.— С. 55—83.
4.   Кон  И. С. Психология  юношескоговозраста.— А1.,  1979.
5.   Макаренко  А. С.  Пед.соч.: в 8-ми т.—М.,  1983.— Т. 3.
6.   Сухомлинский   В. Л. Рождение гражданина.— М.,  1071.
7.   Якобсон  П. М. Эмоциональная  жизнь школьника.—М.,  1906.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правовий статус комітетів Верховної Ради України
Реферат Оптимизация прямого поиска для определения минимума функции n переменных методом Нелдера-Мида.
Реферат Преодоление последствий посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий, получивших ранения и увечья, с помощью метода психологического дебрифинга
Реферат Tom Clancy Essay Research Paper Jeremy MitchellMiss
Реферат Французское брачно-семейное право по французскому гражданскому кодексу 1804 г
Реферат Правила поведения и действия населения в очаге ядерного поражения. Экстремальная медицина
Реферат Процесс социально-психологической компенсации дефекта зрения у детей развитием музыкальных способностей
Реферат History Of Communication Media Essay Research Paper
Реферат Виды сделок, заключаемых коммерческими банками
Реферат Puppet Masters Essay Research Paper
Реферат Документация как элемент метода бухгалтерского учета Понятие особенности
Реферат Исследование коммуникации в сетевых сообществах
Реферат Ремонт монолитной штукатурки
Реферат Кругооборот продукта, расходов и доходов
Реферат Акака, Дэниел