Министерство образования и наукиУкраины
Запорожский государственныйуниверситет
Реферат
На тему: Понятие одаренности
Группа 411-7
Выполнила студентка 3 курса
Заочного отделения СПП
Соболева Н.О.
Проверил преподаватель
__________________________
Запорожье
2003
Детская одаренность
Одаренность, талант, гениальность проявляются вличности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные,эмоциональные, физическиеспособности в той или иной области человеческой деятельности.Различия в степени, качестве и направленности одаренности человека предопределены природой, генетическим фондом. Каждыйнормальный ребенок одарен всеми человеческими сущностными силами и возможностью в необходимых и достаточных социальных условиях развивать их в себе. У детей сущностные силы развиваются, как правило, равномерно,совокупно, гармонично. Какая из сущностных сил, будь то интеллект, чувства,воля, руки и ноги, зрение и слух, абстрактное или конкретно-образное мышление,может наиболее мощно и ярко проявиться, зависит от социального и педагогического фона, на котором происходит общее развитие детской личности. При благоприятныхобстоятельствах каждый ребенок может проявить себя как одаренное существо. Феноменальные же,экстраординарные способности, яркая одаренность, талант, основываются на особой организации мозга,предрасположенности к теоретическому или художественному мышлению; особой связи глаза, образного мышления и двигательных навыков руки; специфическом взаимодействии слуха, воображения, мышц глотки, груди и легких; чувствительной н остро реагирующей нервной системе; взаимосвязи конституции организма и органов координации движения тела. Подобныередкие явления ранней одаренности заслуживают особого внимания. Однакоони не должны отвлекать психологови педагогов от проблемы одаренности каждого нормальногоребенка. Чем больше создается возможностей для творческого самопроявления всем детям, тем больше шансов обнаружения ивыращивания в общей массе одаренных,редких, ярких н сильных разнообразных талантов. Поэтому задача педагогики состоит в том, чтобы, опираясьна идею всеобщей генетическойодаренности детей, создать методикуработы не только с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечивать поле деятельности для творческого само проявления и самовыражения всем детям. В здоровой социальной среде индивидыэффективно взаимодействуют в труде, культуре, общественных отношениях, благодаря разноодаренности,взаимодополняют, взаиморазвива-ют и взаимовозвышают друг друга. Одни в большей степени одарены интеллектуально, другие — эмоционально, физически, двигательно,третьи — в нравственно-волевом, организационном, художественном, социально-милосердном отношениях. Творческие, ярко одаренные индивиды, вовлекая в круг своего общенияидущих рядом, пробуждают г, них творческие способности, делают социальную среду нравственно иинтеллектуально чище, благоприятнее для развития человека.
Одаренность по своей сущностиявление целостное и многостороннее. Она имеет анатомо-физиологическоеоснование, определенную организацию и строение мозга, всех его функциональныхсистем. В возникновении и развитии одаренности существенную роль играютнервно-психические образования, определяющие возможности ребенка к особенному,оригинальному восприятию мира, к воспитуемости и обучаемости, к осмыслению и творчеству, самовыражению исамоутверждению. В структуре одаренности важное место занимаетэмоционально-волевой и действенно-практический компоненты. Они стимулируютдеятельность ребенка по практическому применению способностей и творческих сил.Талантливость обусловлена индивидуально-личностными, нравственно-эстетическимихарактеристиками человека. Идейность, убежденность, принципиальность,интеллектуально-нравственная раскованность и свобода, упорство, упрямство,способность стоять па своем, внутренняя самодисциплина, гражданскаясознательная дисциплина — все это непременно внутренние условия развитияспособностей, дарования, таланта. Даровитость личности обусловленасубъективно-объективными факторами, которые либо способствуют развитиюталанта, либо сдерживают и угнетают проявление способностей в детях. Развитию одаренностиребенка способствует как наличие здоровой генетической основы, так и условийсоциального педагогического и психологического характера. Одаренностьвозникает и пробивает себе дорогу либо как спонтанное само проявлениесвоеобразно сложившихся биологических структур мозга и организма, требующих длясвоего развития соответствующей практической деятельности, либо какнервно-психические и физические новообразования, возникающие в процессевоспитания и обучения как ответ организма на требования среды, а такжеспецифической физической, общественной, интеллектуальной, художественнойдеятельности, в которую вовлекаются дети. И в том, и в другом случае развитиеодаренности ребенка требует условий, обеспечивающих опробование и применениедуховных и физических способностей. Особое значение имеет система продуктивной,творческой деятельности, создающая возможность для экспериментирования,дающая право на собственное мнение и ошибку. Она организуется в формах детскойсамодеятельности, суть которой не сводится только к спонтанности, стихийностидетского само проявления и самоутверждения. Самодеятельность эффективна, когдапредставляет собой органический сплав внутренне обусловленных влечений ипобуждений, потребностей и стимулов с социально содержательной деятельностью.Ее осуществление детьми, обеспеченное консультационной помощью взрослых,психологически благоприятной обстановкой и необходимыми социально-материальнымиусловиями, должно быть самостоятельным. В то же время всякая одаренность,постепенно выводимая на уровень творчески-профессиональной деятельности, неможет успешно формироваться
в изоляции от мастера, внепедагогического руководства. Организованное введение и мастерство не только неподавляет творчески развивающуюся личность, но, напротив, поддерживает вребенке веру в свои силы, в возможностьдостижения успеха, стимулирует 1 здоровое самолюбие и честолюбие. Вместе с темребенку, желающему преуспеть в развитии своего дарования, необходимо готовитьсебя к упорному труду. Жизнь и человеческая природа таковы, что успех и распнетспособностей приходи! только к тем, кто готов к преодолению внешних ивнутренних препятствий и трудностей. Дефицит талантов объясняется не оскудениемчеловеческой природы, а отсутствием сильных натур, способных проявитьмужество, упорство, настойчивость, жесткую самодисциплину в самообразовании исамовоспитании, в критическом переосмыслении общепризнанных догм, стереотипов,«незыблемых истин», в отстаивании нового.
Самостановлениеодаренной натуры, творчески мыслящей личности обусловлено такженравственно-психологической установкой, диктующей искать себе поддержку нестолько в других людях и благоприятных внешних обстоятельствах, по прежде всегов себе самом, своем внутреннем духовном мире, исполненном верой в себя и своепризвание. Внутреннему духовному самоутверждению способствует сам процесстворчества, полностью поглощающий творящего, дающий ему высшеенравственно-эстетическое удовлетворение и наслаждение, возмещающий всеиздержки сурового отношения к самому себе. В результате талантливый ребенокстановится привержен внутренним духовным ценностям, помогающим выдержать внешние невзгоды, подстерегающиеталантливого чело-3 века повсюду.
Наряду со стимулирующими естьфакторы, препятствующие, сдерживающие развитие одаренности в детях. Среди нихне только отсутствие социально-материальной базы, поля проявления многообразнойталантливой деятельности детей, их творчества, но и формализованные,автоматизированные и механизированные системы обучения. Отрабатывая навыки исполнительства, подражательства, репродуктивнойдеятельности, послушания, внешней дисциплины, добиваясь успеха в дрессуре, онив зародыше подавляют человеческую «самость», духовность, одаренность, талант,являющийся на свет божий во всей неповторимости как результат органическогоединства самоорганизации и творческой интеллектуальной свободы. Заорганизованностью, зашоршенностьюметодик обучения и воспитания объясняется неуспеваемость и плохое поведение науроках одаренных детей. В нем внешнее инстинктивное проявление протестгибнущего таланта. Бездарность, отсутствие у ребенка интереса к самомусебе—естественное следствие зачисления его в массу «неспособных», «бездарных»«хулиганов» и «дураков», в группу социально и психологически отверженных.
Развитие детской одаренностисдерживает и закабаленность значительной части детейдуховно нищей, бездуховной массовой культурой,манипулирующей их чувствами и сознанием, превращающей их в пассивные объектыагрессивного воздействия. Негативно сказывается отсутствиепсихотерапевтической и психологической помощи школьникам в преодолениикомплексов неполноценности, агрессивности, сексуальности, в развитиистремления сублимировать внутреннюю энергию в полезное творческое самопроявление.
Центральным в проблеме одаренности является вопрос о ее типах, силе и полнотепроявления, а также об основных критериях талантливости. Типы одаренности детей весьма разнообразны. В целяхопределения, выявления типоводаренности необходимо тесное сочетание общеразвивающих и специальных упражнений. Существует несколько типов интеллектуальной одаренности. Рационально-мыслительный тип проявляется в наклонности ребенка кпонятийно-отвлеченному, абстрактному мышлению, к различного рода теоретическимобобщениям. Такая способность преимущественно необходима ученым, политикам,экономистам, общественным деятелям —всем, чья профессия требует умения обобщать оперировать символами, делатьобоснованный, взвешенный выбор в многообразных научных, хозяйственных, политических ситуациях и принимать ответственные решения. Абстрактному рациональному способу освоения реального мирапротивостоит образно-художественный мыслительный тип. Его отличительная черта— мышление образами, способность оперировать образно-зрительными,образно-слуховыми представлениями, создавать в воображении новые образные обобщения, конструкции,модели, комбинации из элементов звука,зрительного и словесного материала. Образное мышление широко используется в художественно-творческих, дизайнерских,конструкторских профессиях, позволяет эффективно выбирать оптимальные варианты для новых технико-технологических и художественно-промышленных решений, создавать оригинальные произведения искусства. Встречается исмешанный, рационально-образный тип одаренности, позволяющий ученому использовать воображение в научных открытиях и создавать художественныепроизведения, а художнику, писателю,композитору — ярко проявлять себя вкачестве мыслителей: философов, историков, политиков, ученых, религиозныхдеятелей. Одаренность проявляется и в повышенной эмоциональной чувствительности одного человека к биополюдругого. На этой основе развивается экстрасенсная способность отдельных индивидов активноговоздействия на физические и духовно-психологические состояния людей. Такая одаренность чрезвычайно важна для врача, особенно психотерапевта, актера, режиссера, общественного деятеля, работающего с массами.
Разнообразны типы одаренности вфизической организации, нередко сочетающиеся с теми или иными типамиинтеллектуальной одаренности. Среди них такие типы, какдвигательно-физический, нервно-пластический, интеллектуально-физический. Физическаяодаренность важна для каждого человека, но совершенно необходима для исполнениярабочих, крестьянских, космических, воинских профессий, а также длятанцовщиков, актеров, физкультурников и спортсменов.
Одаренность различныхнаправлений и типов как качественное новообразование в человеке проявляется врезультате разнообразных комбинаций всех сущностныхсил. Развитию ее в ребенке способствует информация о возрастных проявленияхталантливости, степени, силе и форме ее выражения. Направленность некоторыхспособностей ребенка может проявляться ярко уже в раннем, дошкольном возрасте.Одаренность в двигательно-физической сфере, придающая телу особую пластичность,открывающая перспективу занятий балетом и спортом, подлежит развитию, едвазавершится первоначальный этап становления организма. Раннее проявление талантливостиобнаруживается в области теоретико-интеллектуального и художественноготворчества. Включение в активную деятельность соответствующих сущностных сил дошкольников (слуха, зрения, осязания,психических процессов, нервной системы, дыхания)—решающее условие приобретенияими специальных навыков, успеха в достижении в будущем мастерства.
Вместе с тем у многих ребятможет и не быть яркого проявления способностей в раннем возрасте. Их увлеченияизменчивы и неустойчивы, они достигают средней успешности как в учебе, так и всвободно избранных занятиях. Однако это не значит, что такие дети вообщебездарны. Одни из них еще не нашли себя в повседневных обыденных делах, непопадали в ситуацию, наиболее благоприятную для проявления своих индивидальных способностей. Процесс созревания сущностных сил других несколько замедлен, требуетзначительных временных затрат и большей работоспособности в избранномнаправлении деятельности. У таких ребят, с виду середнячков, в более поздниевозрастные периоды случается бурное проявление дотоле скрытой, внутренне формировавшейсяодаренности, своеобразного сплава сущностных сил,обретающих, наконец, сферу форму проявления. Спонтанный взрыв способностейможет направить интересы и деятельность ребенка в самом неожиданном направлении:в изобретательство, художественное или научное творчество, в областьорганизации общественной человеческой деятельности. Наконец, одаренностьребенка может не обнаружиться очень долго, либо остаться нераскрытой вовсе.Чаще всего это зависит от того, что в среде обитания школьник так и не находитсебя, не сталкивается с деятельностью, которая бы разбудила в немдремлющие творческие силы, привела их в движение и образовала талантливуюличность. Подросток, живущий на селе, в глубинке, увлекающийся техникой, неимеет возможности освоить более совершенные машины, чем трактор или автомобиль.А школьник в городе,испытывающий любовь к животным, интересующийся проблемами экологии, ограниченобщением лишь с домашними животными, рыбками в аквариуме, птицами в клетке.Очевидно, что решающим условием проявления массовой одаренности детей являетсяшпрота всеобщего среднего образования и разнообразие возможностей практическойтворческой деятельности. Закон случайного спонтанного проявления разнообразныхчеловеческих способностей подтверждается тем чаще, чем более широки имногообразны возможности практического приложения детьми своих творческих сущностных сил. Одновременно в этом случае уменьшаетсяэлемент случайности в становлении ребенка способным человеком.
Наблюдения за способными детьмипоказывают, что между их одаренностью и успешностью в учебе нет жесткой иоднозначной положительной зависимости. Больше того как убеждает повседневнаяпрактика, высокую успешность по всем общеобразовательным предметам проявляют,как правило, учащиеся средних, ярко не обозначившихся способностей.Необходимость одинаково равнозначного напряжения душевных сил для успешногоосвоения всех учебных предметов, рассредоточение духовных и физических силприглушает, сдерживает, обескровливает, притормаживает процесс развитиядарования в каком-либо одном направлении. Вот почему, включая школьников впроцесс освоения различных общеобразовательных наук, ремесел, видов трудовойдеятельности, совсем не обязательно требовать от них уравнительного распределения сил иодинаковой успешности но всем дисциплинам. Имеете с тем существует прямая ижесткая зависимость между определившейся одаренностью и детской активностью,проявлением целенаправленного интереса, увлеченности, трудолюбия.
Внутренне-психологическиеи физиологические критерии одаренности характеризуются развитостью,своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно-физиологическихпроцессов. Глубина, ясность, неординарность теоретического или образногомышления, свобода речевого самовыражения; богатство творческого воображения,прочность и оперативность логической, зрительной, слуховой, эмоциональной,сенсорно-двигательной памяти; быстрота реакции, гибкость нервной и физическойорганизации тела; интеллектуальная раскрепощенность,умение подвергать сомнению и критическому осмыслению устоявшиесяпредставления, стереотипы, догмы. Все эти особенности психики ярко обнаруживаютсяу детей в процессе повседневной учебной и внеурочной деятельности, в условияхсвободы творческого само проявления, необходимой и достаточной материальнойбазы.
В качестве внешнегопсихологического критерия формирующихся способностей и творческого потенциаладетской личности может быть принята внутренняя материально-духовная пульсирующаясила индивида, спонтанно проявляющаяся как интерес, любознательность,увлеченность, желание, настойчивое стремление, духовно-органическаяпотребность к творчеству" в том или ином виде деятельности. Такоесвободное влечение, спонтанное проявление комплекса способностей можетоказываться за пределами организованной учебной или даже клубной работы. Одаренныйребенок, пассивный в школе, находит себе приют в домашней мастерской,лаборатории, занимается изобретательством, выпиливанием, рисованием,рукоделием, вышиванием.
Нравственно-эстетические мерила одаренности выражаются в формирующихся чертах характера, личностных качествах, духовных стремлениях иидеалах. Подростки, юноши и девушки с развитыми способностями, как правило, знают, чего хотят и кем предполагают стать. Имсвойственна преданность избранному делу, настойчивость, упорство и воли в достижении цели. Они приносят в жертву мелкиеудовольствия чувству долга и ответственности,проявляют веру в успех дела, выдержку и дисциплину. Они способны терпетьнеудобства, притеснения и даже страдания ради своего увлечения, готовы к борьбе, отстаиванию своего нрава на творчество. Талантливые дети самолюбивы, прямы, честолюбивы, честны, ценят одаренностьв других людях, лишены зависти, подлых намерений и чувств, считают ниже своего достоинства принимать участие в интригах. Они наделеныэстетическим видением мира, усматривают красоту человека о его труде, ярком и самобытном творческом самовыражении.
Деятельностно-практическиекритерии одаренности конкретно выражаются в результатах детскоготворчества. Чем выше качество произведения, изделия, чем болеесформировавшимися являются способности, очевиднее талантливость ребенка. Этооригинальность сочинения, логичность решении задач, глубина пониманияпроблем, практическая значимость технического творчества, эстетичностьхудожественной самодеятельности, добротность материальных продуктов труда,четкость организаторской деятельности, высокий уровень достижений в спорте,мастерство в изобразительном или исполнительском искусстве.
Направленность, сила и глубинаодаренности ребенка измеряется наиболее точно и четко в случае комплексногоприменения всех критериев и одновременной оценки всех показателей. Самыйвысокий уровень одаренности фиксируется тогда, когда способность к творчеству,обнаруживаясь в конкретной деятельности, сопровождается увлеченностью, твердомволей в стремлении к цели, органично соединена с простыми нормами человеческойкрасоты и нравственности в поведении, характеризуется успешностью и высокимкачеством результатов труда. Проявление способным ребенком безволия, лени,отсутствия эстетического чутья — яркое свидетельство дремотного состояния,недостаточной зрелости и одаренности. Только воспитатель способен помочь такомушкольнику взять себя в руки, вырабатывать в себе качества и черты характера,без которых никакая природная талантливость реализоваться и состояться неможет. Воспитание одаренности в детях есть одновременно воспитание их цельнойличности.
Критерии детской одаренностиэффективно используются лишь в условиях разрешенное по общих проблем организации педагогическойработы но развитию творческих способностей школьников. Творческая работа детейпедагогически эффективна тогда, когда целесообразна с точки зрения ее полезши!ценности, общественной значимости. Прямая цель творчества, способнаявдохновить и стимулировать активную деятельность ребенка, состоит всамоутверждении путем создания материальных и духовных ценностей. Косвенная,собственно педагогическая цель заключается в том, чтобы в процессецелесообразной полезной деятельности детей развить их сущностныесилы: интеллект, зрение, слух, чувства, руки, пальцы, нервную систему, умения инавыки, способность приобретать и использовать знания. Эти цели достигаются,когда в организации детской жизни и труда широко применяются методытворческого характера. Среди них—игры с использованием детской импровизации,выдумки; собственные задачи и практические упражнения; деловые письма, дневники,сочинения, стихи, рассказы, песни, рецензии, критические статьи; анализсовременных общественно-политических событий, исторических фактов, произведенийискусства и данных науки; участие в спектаклях; активность в творческой,экономической, производственной, организаторской деятельности, висследовательской работе. Важно также поощрение в творчестве детей самостояния: отстаивания ими споем позиции, оригинальноговидения мира, неординарного авторского проекта, на первый взгляд, абсурдногоподхода к проблеме, проявления самостоятельной мысли, подвижничества.Необходимо также поддержание в детском творческом коллективе атмосферы честной,открытой критики в сочетании с доброжелательностью и взаимопомощью.
Детские таланты обнаруживаются ираскрываются в обстановке, когда творчество пронизывает всю жизнь школьников.В организации жизни, воспитания и обучения учащихся поток их творческойдеятельности должен постепенно нарастать и завоевывать все большее жизненноепространство и время. Элементы творчества должны присутствовать при изучениилюбого предмета, едва ли не на каждом уроке. Пусть совсем ненадолго, но всеучащиеся попадают в ситуации необходимости проявления самостоятельности,своего нестандартного мышления. На следующей ступени творческого развитиякаждый школьник получает возможность выбора предмета по интересу и осуществляетего творческое освоение. Серьезным подспорьем развития творческих способностейстановится индивидуализация — выбор для каждого ученика оптимальных форм исредств обучения. Наибольшие возможности творческого совершенствования всехшкольников обеспечиваются широчайшей сферой внеклассной, внешкольной работы,участием в многообразных общественных организациях и неформальных объединениях,в том числе по месту жительства. Это исследовательские технические центры ицентры эстетического воспитания, дома и дворцы пионеров и школьников, обществаохраны природы и любителей книги, друзей животных, изучения и сохранения национальнойкультуры, отряды поддержки социальных, культурных, спортивных общественныхинициатив. Общеобразовательные и дифференцированные учебные занятия, системавнешкольных государственных и общественных учреждений позволяют вовлечьбуквально всех школьников в процесс саморазвития способностей и дарований.
Реализация идеи всеобщегоразвития детского творчества и одаренности не снимает проблемы раннего,специального, обоснованного воспитания и обучении отдельных юных талантов. Этовызвано, обусловлено и оправдано проявлением у части совсем еще маленьких детейинтересов, склонностей, а также природных психических, психофизиологических ифизических данных, требующих для своего развития ранней специализации ивключения в специфическую деятельность. Ряд профессий в области науки, языка,искусства требует специфической тренировки и развития психики, мышления,приобретения умений и навыков еще в дошкольном возрасте. Возникновение иумножение школ для особо одаренных обусловлено еще и острой потребностьюобщества в кадрах особо сложных, тонких, дефицитных профессий. В ответ на неевозникают и развиваются физико-математические, балетные, языковые,художественно-изобразительные, художественно-промысловые, музыкальные,физкультурно-спортивные, актерские, а теперь и педагогические специальныеклассы и школы.
Таким образом, проблема детскойодаренности осознается в теории и реализуется па практике одновременно какнеобходимость всеобщего развития творческих способностей всех детей, созданияталантливого «человеческого сообщества, обеспечивающего материальноеблагополучие, богатство и разнообразие общения людей, и вместе с тем жетребование осуществления специфического воспитания и обучения особо одаренныхдетей в уникальных областях человеческого творчества.
Список использованной литературы
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детскомвозрасте.— М., 1968.
2. Блонский П. П. Избр. Пед. Ипсих. соч.: в 2-х т.— М., 1979.— Т. 2.— С. 5—188.
3. Давыдов В. 15. Проблемы развивающего обучения.— М., 1986.— С. 55—83.
4. Кон И. С. Психология юношескоговозраста.— А1., 1979.
5. Макаренко А. С. Пед.соч.: в 8-ми т.—М., 1983.— Т. 3.
6. Сухомлинский В. Л. Рождение гражданина.— М., 1071.
7. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.—М., 1906.