Билет 8
Стиль управления- совокупности приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным.
Демократический стиль: основной метод руководства: просьба, поручение, инструктивное указание. «+»- стимулирует творческую деятельность, снижает недовольство подчиненных от принятых решений т.к. они принимаются совместно, повышает мотивацию труда, улучшает психологический климат и удовлетворенность от работы, тон речи дружеский.
«-» на обсуждение проблемы тратиться значительно больше времени, ответственность за выполнение долго перекладывается, затягивается процесс принятия решения управления
Авторитарный стиль: руководитель принимает решения единолично, толкает подчиненных на работу ради галочки, характерен всеобъемлющий контроль, тон речи приказной, руководитель делает много замечаний, неаргументированное восхваление других членов группы, субъективное оценивание успехов подопечных,
«+»применение автократического метода иногда обосновано, если: недостаточная компетентность подчиненных, отсутствие единого сплоченного коллектива, наличие серьезных недостатков в работе аппарата подведомственных учреждений.
Либеральный стиль — нечеткая постановка задач, низкое качество управленческих решений, подверженность внешнему влиянию, недостаточный контроль или полное его отсутствие,
Метод руководства то приказ, то просьба. Тон речи: ласково завистливый.
«+» создает условия для выполнения инновационных идей, благоприятная среда для проявление лидерских качеств, характер речи- торопливый.
«-» низкий уровень эффективности труда, неустойчивый климат, межличностные конфликты.
Билет 1
Система — «порядок, отсутствие хаоса».Система- совокупность разных типов образовательных учреждений+администативные органы. Система- необходимое кол-во элементов, взаимодействие которых дает единый продукт. Элемент- мин. Компонент системы, мин единица, имеющая предел делимости в рамках данной системы.
Система- целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющие новые св-ва, которые отсутствуют у отдельно взятого элемента, взаимодейст. с внешней средой.
Целостность системы зависит от уровня набора элементов системы. Подсистема — часть системы, которая по каким-то признакам сама явл системой.
Педагогич.система- социально обусловленная целостность активно взаимодействующих участников пед.процесса, материально духовные факторы, направлены на формирование гармонически развитой и социально активной личности.
В качестве соц. Системы явл система образования.
Подсистемы в школе: классно-урочная, целостный пед. Процесс, система воспит.работы, система нравств. Воспитания.
Целостный пед процесс можно разделить на подсистемы: цель-содежание-методы-средства-формы-пед.условия-результат.
Главный признак современной пед.системы сегодня это её вариативность.1)Вариативность организационных и правовых норм 2)вариативность типов образоват. Учреждений
Билет 9
Членами управл. Советов могут стать представители различных категорий участников образовательного процесса, общественности, органов местного самоуправления. Управл. Совет может помочь донести до работников школы мнение родителей. Управл.совет может улучшить условия жизни в школе, создать более разумный уклад в школе.
Шк. Совет может помочь в улучшения обучения детей, т.к. он имеет право экспериментировать образовател. Программу школы.
Совет участвует в определении стратегии развития образовательного учреждения… Совет может улучшить положение дел в финансовом обеспечении, поиск и привлечение внебюджетных средств, рациональное расходование бюджетных средств.
Управл. Совет школы-коллегиальный орган в государств обществ. Управлении школой, призванный решать задачи стратегического управления. Управл. Совет- интеграция государств. и общественных форм управления.
Функции Совета школы:
принимает устав образоват. учреждения, изменения и дополнения к нему,
согласовывает школьный компонент гос. образоват. стандарта,
утверждает программу развития общеобразоват. учреждения,
принимает решения по режиму работы школы: устанавливает продолжительность учебной недели, время начала и окончания занятий, принимает решения о введении или отмене школьной формы,
принимает решения об исключении обучающегося из образовательного учреждения,
содействует привлечению внебюджетных средств школы,
дает разрешения на сдачу в аренду объектов собственности,
заслуживает отчет руководителя общеобразоват.учреждения по итогам учебного и финансового года.
Билет 7
Конфликт- предельный случай обострения противоречий.
Виды пед ситуаций и конфликтов:
— Конфликт деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий
— Конфликт поведения, поступков, нарушение учеником правил дисциплины
— конфликт отношений, возникающий в эмоциональных личностных отношений учителя и учащихся
Причины конфликтов:
— Малая возможность учителя прогнозировать поведение учеников на уроке, неожиданность их поступков часто выбивает учителя из колеи
— свидетелями ситуаций часто становятся другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым доводит ситуацию до конфликтной
— учитель как правило оценивает не отдельный поступок ученика а его личность, такая оценка определяет отношение к ученику других учителей и сверстников
— оценка ученика строится нередко на субъективном восприятии его поступка и малой информативности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни
— учитель затрудняется провести анализ ситуации и торопится наказать ученика
— не маловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и учеником
— Личностные качества учителя тоже бывают причиной конфликтов раздражительность, проблемы в семье, нет интереса к пед работе)
Пути помощи учителю в решении и предупреждении:
— конфликтные ситуации на уроках, большинством слушателей признаются типичными, закономерными. поэтому нужно быть более терпимее стараться разобраться в любой ситуации
— Учителю надо уметь организовывать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста, усиливая деловую взаимосвязь между ними
— ситуация на уроке доходит до конфликта чаще всего с учеником плохо успевающим по предмету, «трудным по поведению». Поэтому в интересах учителя лучше изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание с целью с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания.
— нельзя наказывать плохими отметками по предмету- это приведет не к положительному результату, а лишь затяжному личностному конфликту с учителем, что снизить интерес к предмету у ученика
Причины конфликтов между учителем и администрацией:
— материально-техническое противоречие между возможностями учителя и материально технической базой
— хозяйственно- политические противоречия между требованиями любой ценой и возможностями учителя или даже его моральной стойкостью
— противоречие между область труда и затратами учителя
— социально- профессиональная недооценка социально- профессиональных качеств учителя
— Социально-демографическая
Билет 6.
Система методов внутри школьного управления.
Методы управления — это средства взаимодействия участников пед процесса по достижению целей.
Существует несколько групп методов.
Функции методов управления:
Через методы управления реализуются цели принципы и содержания управленческой деятельности.
Только с помощью методов управления директор школы может формировать и воспитывать пед и ученические коллективы
Методы управления несут в себе функцию организации и согласования действий
Только с помощью методов управления директор стимулирует деятельность учителя и учащихся
4 группы методов управления:
1) организационно-распорядительные
методы группы: Подбор и расстановка кадров, разработка и принятие документов (Планов, приказов, распоряжений), Согласование и координация действий.
Формы их реализации: административные совещания при директоре; письменные или устные указания, распоряжения; встречи. Собеседования с руководителями общественных организаций.
2) организационно-педагогические
Методы группы: Методическое инструктирование, рекомендации, советы, беседы, лекции
Формы и их реализация: пед совет, метод совет, уроки, конференции, пед чтения, семинары.
3) Социально-политические
Методы группы: политические пропаганды, личный пример директора.
Формы и их реализации: курсы.
4) Социально-психологические
Методы группы: мотивация, поддержка традиций,.
Формы и их реализации: в добром слове, благодарности, поощрении.
Цель групп: оказание помощи учителям и учащимся.
Методы управления в руках мудрого директора явл-ся средством воспитанияпед и ученического коллектива.
Пед коллектив- группа людей объединенных общественно значимой целью, работой, имеющие свои органы управления и руководства.
3. Циклический характер управления
По форме управления любой соц.системой- это процесс переработки информации в общих чертах он состоит из трех этапов: сбор информации о состоянии упрвленческого объекта, переработка информации, выдача командной информации
Управление школой можно представить в виде схемы
1 управляющая система
2 командная информация
3 управляемая сиситема, 4 информация о состоянии системы, 5данные о состоянии внешней среды, 6 команда вышестоящих органов
Управляющая система в процессе своей деятельности получ-т определнную информацию о состоянии системы управления и о качестве процессов совершающей в ней эта информация воспринимающаяся, анализ-ся, перерабат-ся, управл-й систнмой, которая на основе анализа данных о состояний внеш.среды, а также с учетом команд, постумающих от выше стоящих органов образования, вырабатывают и принимают управленческие решения, направление на упорядочение решение, направление на упорядочение управленческой системы или на перевод ее качественный новый уровень. Эта командная информация поступает в управляемую систему и так по кругу. всякое управление происходит циклически перерабатывается управлющей системой, которая на основе анализа данных о состоянии внешней среды, а также с учетом команд поступающих от вышестоящих органов образования вырабатывает и принимает управленческое решение, направление на упорядоченную управляемую системы. или перевод его на качественно новый уровень.это командная информация поступает в управл систему, так по кругу замыкается.
Осн функции управления: пед анализ, планирование управленч дейтельности, организация дейтельности, контроль, ригулировка.
Пед анализ-начинается со встречного и глубокого анализа, составл учебно-воспит работы с целью выявления в ней сильных и слабых сторон определения актуальных задач школы и пед коллектива на предстоящий период с учетом возможности их выявления.
План должен представлять идеальную модель будущей дейтельности. коллектива и его руководителя. в нем формир-я главн задачи школы и определ пути их реализации: расстановка людей, распределение обязанностей, координация действий членов коллектива, меры стимулирования.
Контроль- проверка правильно движения людей к цели.
Организация- деят-ть по стимулированию людей к цели
Регулирование- внесение корректив во все виды управл деят-ти на основе анализа.
Спец функции:
1)функции материально-технич обеспечения процесса управления
2) организация труда учителя
3) экономич функция управл(оплата труда, экономич политика развития образования. бух деят-ть)
4) Политич функция. Школа — сиц-политич система, в школе осущ-я полит деят-ть представляющая собой совокупн-ть полит функций, субьектом которой явл органы управления, коллетив учителей и учащ-ся.
5. Принципы управления в современной школе
Принципы – это исходное положение определяющее формы и методы управляемой деятельности
1Демократизма-воплотил В.И. Ленин в начале 1-го процесса жизни (мирное время). «Главная особенность демократизма является привлечение широких народных масс, и выработки и реализации управленческих решений на всех уровнях и на всех формах»,-Ленин.
2Научности и объективности-он вытекает из закономерностей необходимости повышения результативности работы во всех сферах в том числе и в образовании. Чтобы реализовать этот прнцип директор школы должен: знать сущность объекта управления(т.е. обучение и воспитание); овладевать практическими решениями управленческих задач; обладать научно-теоретическими основами управления); знать психологию человека объективно.
3Непрерывности управления – он вытекает из закономерности и необходимости взаимоействия, никогда ни в коем случае нельзя прерывать.
4Главного звена – необходимо найти в каждой задаче особый момент, то особое звено, за который надо зацепиться и вынуть всю цепь.
5Системно-комплексного подхода – он вытекает из того, что в мире все системно. Нельзя управлять произвольно. Часто возникает огромное количество комплексных задач, которые требуют совместных усилий, согласованных и многообразных факторов. Неизолированный факт, а их систему не отдельный камешек.
6Индивидуального подхода – учет индивидуальных особенностей учителя, его интересы, его потребности, его уровень проф.подготовленности
7Социальной справедливости – предусматривает такое управление при котором каждый учитель был на равных с другими, а взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как цель управления, а не как средство. Требования к директору: равномерное распределение обязанностей, создание условий учителю для проявления профессиональных особенностей, гласность
8Уважения и доверия к человеку – должно быть убеждением каждого учителя, пронизать весь педагогический коллектив. Требования к директору: уважение человека и др.; предоставление личности свободы выбора; создать атмосферу в котрой человек может раскрыть свои возможности и способности; развить инициативу и творческие способности учителя; гарантировать безопасность как учителей так и учащихся.
9Сотрудничества – монолог/диалог. Директор школы должен считаться с человеком как с активным фактором, а не как с пассивным элементом системы. Учитывать личные качества учителя, его компетентность, отвественность, ценность гуманного отношения учителя к детям. Пристально е внимание к учителю-анализ-диагноз-принятие решения.
10Коллективного принятия решений – канал подключения учителей к выработке и принятию решений. Руководителю необходимо знать расстановку сил в коллективе, помнить, сто кроме большинства есть еще и меньшинство, которое тоже надо подключить к решению. Решение может быть разработано и принято когда все ученики педогагического процесса участвовали.
11Постоянного обновления-любые крупные изменения необходимо заранее подготавливать, создавая психологический настрой. Формировать в коллективе чувство необходимости.
2.Сущность понятия педагогическое управление.Цели.Подцели управления.Требования целей.
управление- воздействие одной системы которая управляет на другую которая, которая явл управляемой с целью упорядочения системы и перевода ее на качественный уровень. Титов считает что предметом управления явл деят-ть руководит
Предмет пед деят-ти- целенаправленная система воздействия, обеспечивающих усвоение человек общественного опыта, а рыководителями этого усвоения явл учитель(воспитатель)Под внутришк управлением понимается процесс активного сотрудничествашк со всеми учителями пел процесса, сцелью упорядочения системы и перевода на качеств уровень.
Условия сотрудничества в процессе управления:
1)демократизация
2)принятие всеми участниками пед процесса целей и путей их достижения
3)создание положит атмосферы
4) правельныйй выбор системы методов управления
Пед управление отличается от административного управления, потому что пед управление треьует глубокого проникновения в сущ-ть системы управления, в школе субьектом управления школы является не только директор, но и все субъекты(ребята, родители и другие работники школы).
Педагогическое управление гораздо шире понятия управления образования
Принятия решения:
-План воспитания работы школы
-Решение представляет с собой постановку задач выполнение кот-х необходимо для изменения объекта, для перевода его кач-ва в другое.
Всякое управление имеет цель, содержание, методы и формы.
Цель-это желаемый и заранее за программируемый результат достижимый в будущем.
Цель управления это перевод школы на качественно новый уровень, выбор цели это исходная точка начало управления дея-ти.
Требования целей:
-конкретность(чтобы контроль руководитель школы должен получать информацию, анализировать её и принимать решение по коррекций цели)
-реальность(у учителя должна быть сформирована способность удержания главной цели)
-контролируемость цели(надо научиться ставить конкретные цели)
Разделение на подцели:
-усовершенствование урока;
-усовершенствование других форм;
-обеспечение единство школьной и внешкольной работы учителя по предмету;
-научиться полнее использовать воспитательно-развивательный возможности урока;
-научиться отбирать методы и способы орган-ций деятельности учащихся с соответствии с темой урока и реальными возможностями учащихся;
-научиться изучать реальные возможности учащихся на уроке;
-овладеть методикой построения уроков, получение новых знаний и обобщающего повторения.
4.Выбор и принятия управленческих решений.
— это процесс нахождение связей между состоянием управленческого объекта и тем что определяется целью.
принять управленческое решение- выработать и принять постановления (письменное или устное) в кот-м сформулирована цель, постановлены 1 или 2 задачи, указаны пути их реализации, сроки выполнения и ответственные лица.
Решения принимаются только тогда, когда они могут дать положительный результат, поэтому решения должны быть:1)законными;2)согласованными со всеми звеньями;3)своевременными;
4)гласными, честными, простыми, доступными для тех кому они предназначены.
Принятия решения во многом зав-т от личных качеств руководителя.Должен быть компетентен и обладать человеческими качествами, способностью управлять на практике, способный быть организатором, принимать не шаблонные решения с учетом ситуации.