Реферат по предмету "Нероссийское законодательство"


Законодательное регулирование деятельности предприятий и предпринимательства Украина

ПЛАН.




Введение.

І. Законодательное регулирование деятельности предприятий ипредпринимательства.
   § 1. Закон Украиныо предприятиях от 27.03.91.
   § 2. Закон Украиныо предпринимательстве.
   § 3. Экономическаясвобода предприятий.

ІІ. Предприятие как основнаяхозяйственная единица макроэкономики.
   § 1.Социально-экономические и организационные формы предприятия, его трудовойколлектив.
   § 2.Внутрихозяйственная структура предприятия и оборот его производственных фондов.
   § 3. Видыпредприятий и их развитие в условиях рынка.

ІІІ. Экономическая свобода предприятий ипредпринимательство. Управление предприятием в современных условиях.
   § 1. Управлениепредприятием, его хозяйственная, экономическая и социальная деятельность.
   § 2. Адаптацияпредприятия к рыночным отношениям, предприятие и государство.
   § 3. Маркетинг именеджмент в управлении предприятием.
   § 4. Экономическиепроблемы предпринимательства и пути их решения.

Заключение.
Список литературы.







Введение.

Преодоление порожденных административно-командными методамиуправления негативных явлений в народном хозяйстве Украины возможно на основереформирования отношений собственности и регулируемой рыночной экономики.
Мировой опыт показывает, что формирование рынка как формыорганизации товарного производства происходило эволюционным путем на протяжениидлительного времени при соответствующей законодательной деятельностигосударства. Переход нашей экономики к рыночным отношениям имеет определенныеособенности:
- рыночная экономика формируется неэволюционным путем;делается попытка проводить ее в процессе радикальных изменений общественногостроя;
- внедрение рыночной экономики проходит без достаточноопробованных по отношению к нашим условиям хозяйствования законодательно-правовыхактов и нормативов;
- государство не поддерживает развитие новых видовпредприятий и не обременяет себя помощью действующим предприятиям (особенномалым); на данный момент практически нет стимулов и льгот для различныхпредприятий и предпринимательства.
Осознание объективной необходимости перехода к рыночнымотношениям обуславливает необходимость создания соответствующих предусловий,которые определяются действием закона стоимости и способствуют реализации вусловиях рынка всех факторов эффективного производства. Это требуетпереосмысления экономических основ хозяйствования, овладения рыночныммеханизмом с учетом нашей социально-экономической действительности, отсутствиярыночной культуры и инфраструктуры, необходимой информации, подготовленности кадров,а также того, что рынок — система довольножестоких социально-экономических отношений.
Одними из важнейших предусловий перехода к рыночнойэкономике является разработка соответствующей законодательно-правовой основы,организация равноправной деятельности различных видов предприятий, поддержкапредпринимательства, освоение рынка на разных уровнях и направлениях.
































І. Законодательноерегулирование деятельности предприятий и предпринимательства.

 
   § 1. Закон Украины о предприятиях от 27.03.91.
 
ЗаконУкраины “О предприятиях” создает равные правовые условия для деятельностипредприятий независимо от форм собственности на имущество и организационныеформы предприятия. Закон направлен на обеспечение самостоятельности предприятий,определяет их права и ответственность в проведении хозяйственной деятельности,регулирует отношения предприятий с другими предприятиями и организациями,органами государственного управления.
Предприятие— основнаяорганизационная единица народного хозяйства Украины. Предприятие — самостоятельный хозяйственный уставной субъект, которыйимеет права юридического лица и осуществляет производственную, научную икоммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода).
Предприятиеимеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках, печать сосвоим наименованием, а промышленное предприятие — также товарныйзнак. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц.
Предприятиеосуществляет любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещенызаконодательством Украины и отвечают целям, предусмотренным уставомпредприятия.
Соответственноформам собственности могут действовать предприятия таких видов:
-индивидуальное предприятие, основанное на частной собственности физическоголица и исключительно его труда;
-семейное предприятие, основанное на собственности и труде граждан Украины — членов одной семьи, которые проживают вместе;
-частное предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина Украины,с правом найма рабочей силы;
-коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллективапредприятия, кооператива, другого уставного общества, общественной ирелигиозной организации;
-государственное коммунальное предприятие, основанное на собственности административно-территориальных единиц;
-государственное предприятие, основанное на общегосударственной собственности;
-совместное предприятие, основанное на базе объединения имущества разныхсобственников (смешанная форма собственности);
-предприятие, основанное на собственности юридических лиц и граждан другихгосударств.
Соответственнообъемам хозяйственного оборота предприятия и численности его работников(независимо от форм собственности) оно может быть отнесено к категории малыхпредприятий.
Кмалым предприятиям относятся новообразованные и действующие предприятия :
-в промышленности и строительстве — с численностьютрудящихся до 200 человек;
-в других отраслях производственной сферы — с численностьютрудящихся до 50 человек;
-в науке и научном обслуживании — с численностьютрудящихся до 100 человек;
-в отраслях непроизводственной сферы — с численностьютрудящихся до 25 человек;
-в розничной торговле — с численностьютрудящихся до 15 человек.
Предприятиесоздается согласно с решением собственника (собственников) имущества илиуполномоченного им (ими) органа, предприятия-учредителя, организации илирешением трудового коллектива в случаях и порядке, предусмотренных этим идругими законами Украины.
Предприятиеможет быть создано в результате принудительного раздела другого предприятия всоответствии с антимонопольным законодательством Украины.
Предприятиеможет быть создано в результате выхода из состава действующего предприятия,,организации одного или нескольких структурных подразделений, а также на базеструктурной единицы действующих объединений согласно решению их трудовыхколлективов, если на это есть согласие собственника или уполномоченного иморгана.
Предприятиеполучает права юридического лица со дня его государственной регистрации.Государственная регистрация предприятия осуществляется в исполнительномкомитете районного, городского Совета народных депутатов по местонахождениюпредприятия.
Длягосударственной регистрации предприятия исполнительному комитетусоответствующего Совета народных депутатов подаются заявление, решениеоснователя о создании, устав и другие документы.
Вслучае отсутствия у малого предприятия на момент регистрации собственногопомещения она осуществляется по юридическому адресу одного из его основателей.
Предприятиеимеет право создавать филиалы, представительства, отделения  и другие обособленные подразделения с правомоткрытия текущих и расчетных счетов.
Предприятиедействует на основе устава. Устав утверждается собственником (собственниками)имущества, а для государственных предприятий — собственникомимущества при участии трудового коллектива.
Вуставе предприятия определяются собственник и наименование предприятия, егоместонахождение, предмет и цели деятельности, его органы управления, порядок ихформирования, компетенция и полномочия трудового коллектива, порядокобразования имущества предприятия, условия реорганизации и прекращениядеятельности предприятия.
Имуществопредприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также другиеценности, стоимость которых отображается в самостоятельном балансе предприятия.
Источникамиформирования имущества предприятия являются:
-денежные и материальные вклады основателей;
-доходы, полученные от реализации продукции, а также от других видовхозяйственной деятельности;
-доходы от ценных бумаг;
-кредиты банков и других кредиторов;
-капитальные вложения и дотации с бюджетов;
-поступления от разгосударствления и приватизации собственности;
-приобретение имущества другого предприятия, организации;
-бесплатные или благотворительные поступления, пожертвования организаций,предприятий и граждан;
-другие источники, не запрещенные законодательными актами Украины.
Предприятиеимеет право на выпуск собственных ценных бумаг и реализацию их юридическимлицам и гражданам Украины  и другихгосударств.
Трудовойколлектив предприятия составляют все граждане, которые своим трудом принимаютучастие в его деятельности на основе трудового договора (контракта,соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника спредприятием.
Трудовойколлектив предприятия с правом найма рабочей силы:
-рассматривает и утверждает проект коллективного договора;
-рассматривает и решает согласно уставу предприятия вопрос самоуправлениятрудового коллектива;
-определяет и утверждает список и порядок оказания работникам предприятиясоциальных льгот;
-берет участие в материальном и моральном стимулировании производительноготруда, поощряет изобретательскую и рационализаторскую деятельность.
Трудовойколлектив государственного и другого предприятия, в котором доля государства встоимости имущества составляет больше 50 процентов:
-рассматривает вместе с учредителем изменения и дополнения устава предприятия;
-вместе с учредителем предприятия определяет условия наема руководителя;
-принимает участие в решении вопроса о выходе из состава предприятия одного илинескольких структурных подразделений для создания нового предприятия;
-вместе с собственником решает вопросы о вступлении и выходе предприятия изобъединения предприятий;
-принимает решения про аренду предприятия, создание на основе трудовогоколлектива органа для перехода на аренду и выкупа предприятия.
Причастичном выкупе предприятия трудовой коллектив получает права коллективногособственника.
Коллективныйдоговор должен заключаться на всех предприятиях, которые используют наемныйтруд, между собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективомили уполномоченным им органом и не может противоречить законодательствуУкраины.

Государствогарантирует неприкосновенность прав и законных интересов предприятия.Вмешательство в хозяйственную и другую деятельность предприятия со стороныгосударственных, общественных и кооперативных органов, политических партий идвижений не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательствомУкраины.
Убытки(включая ожидаемый и не полученный доход), принесенные предприятию в результатеисполнения директив государственных или других органов или их служебных лиц,которые нарушили права предприятия, а также вследствие ненадлежащегоосуществления такими органами или их служебными лицами предусмотренныхзаконодательством обязательств по отношению к предприятиям, подлежат возмещениюза их счет. Споры о возмещении убытков решаются судом или арбитражомсоответственно их компетенции.
Государствопомогает развитию рынка, осуществляя его регулирование с помощью экономическихзаконов и стимулов, реализует антимонопольную программу, обеспечиваетсоциальную защищенность всех трудящихся. Государство обеспечивает льготныеусловия предприятием, которые внедряют прогрессивные технологии, создают новыерабочие места, используют труд граждан, требующих социальной защиты.Государство должно стимулировать развитие малых предприятий в Украине: даватьльготы при налогообложении, получении государственных кредитов, создает фондыпомощи развитию малых предприятий.
Подкоммерческой тайной предприятия понимаются ведомости, связанные спроизводством, технологической информацией, управлением, финансами и другойдеятельностью предприятия, которые не являются государственной тайной, норазглашение (передача, утечка) которых может принести вред его интересам.
Предприятиеобязано:
-охранять окружающую среду от загрязнения и других вредных действий;
-возмещать соответствующему Совету народных депутатов убытки, нанесенныенерациональным использованием земли и других природных ресурсов и загрязнениемокружающей Среды;
-обеспечивать безопасность производства, санитарно-гигиенические нормы итребования по защите здоровья его работников, населения и потребителейпродукции.
Контрольза отдельными сторонами деятельности предприятия осуществляют государственнаяналоговая инспекция, государственные органы, на которые возложено наблюдение забезопасностью производства и труда, противопожарной и экологическойбезопасностью.
Ликвидацияи реорганизация (соединение, раздел, выход, переобразование) предприятияпроводятся по решению собственника и при участии трудового коллектива или порешению суда, арбитража. Предприятие ликвидируется также в случаях:
-признания его банкротом;
-если принято решение о запрете деятельности предприятия из-за невыполненияусловий, установленных законодательством, и в предусмотренный решением срок необеспечено выполнение этих условий или не изменен вид деятельности;
-если решением суда будут признаны недействительными документы и решение осоздании предприятия.

 
  § 2. Закон Украины о предпринимательстве.

НастоящийЗакон определяет общие правовые, экономические и социальные началаосуществления предпринимательской деятельности (предпринимательства) гражданамии юридическими лицами на территории Украины, устанавливает гарантии свободыпредпринимательства и его государственной поддержки.
Предпринимательство— этосамостоятельная инициатива, систематическая, на собственный риск деятельностьпо производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и занятие торговлейс целью получения прибыли.
Субъектамипредпринимательской деятельности (предпринимателями) могут быть:
гражданеУкраины, других государств, не ограниченные законом в правоспособности илидееспособности;
юридическиелица всех форм собственности, установленных Законом Украины “О собственности”.
Вотношении юридических лиц и граждан, для которых предпринимательскаядеятельность не является основной, настоящий Закон применяется к той части ихдеятельности, которая по своему характеру является предпринимательской.
Разрешениена осуществление предпринимательской деятельности выдается Кабинетом министровУкраины или уполномоченным им органом в срок не более 30 дней со дня получениязаявления. Отказ о выдаче разрешения выдается в тот же срок и является актомписьменной формы.
Предпринимательствоосуществляется на основе следующих принципов:
-свободный выбор видов деятельности;
-привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательскойдеятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;
-самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков ипотребителей производимой продукции, установление цен в соответствии сзаконодательством;
-свободный наем работников;
-привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых,природных и других видов ресурсов, использование которых не запрещено или неограничено законодательством;
-свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей,установленных законодательством;
  — самостоятельное осуществлениепредпринимателем — юридическим лицомвнешнеэкономической деятельности, использование любым предпринимателемпричитающейся ему доли валютной выручки по своему усмотрению.
Государственнаярегистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется позаявочному принципу в течение не более 15 дней. Орган, осуществляющийрегистрацию, обязан в течение этого срока выдать удостоверение  о регистрации и представить сведения всоответствующую налоговую инспекцию и в органы государственной статистики.
Свидетельствоо государственной регистрации субъекта предпринимательства служит основаниемдля открытия счетов в учреждениях банков по месту регистрации субъектапредпринимательской деятельности или в любых других учреждениях банков посоглашению сторон. Банк обязан открыть банковский счет и в трехдневный срокуведомить об этом налоговую инспекцию.
Дляосуществления предпринимательской деятельности предприниматель имеет правозаключать с гражданами договоры об использовании их труда. При заключениитрудового договора предприниматель обязан обеспечить условия и охрану труда,его оплату не ниже установленного в государстве минимального прожиточногоуровня, а также другие социальные гарантии, включая социальное и медицинскоестрахование и социальное обеспечение в соответствии с действующимзаконодательством.
Предпринимательобязан не причинять ущерба окружающей среде, не нарушать охраняемые закономправа и интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций и государства.
Деятельностьпредпринимателя прекращается:
пособственной инициативе предпринимателя;
наосновании решения суда или арбитражного суда в случаях, предусмотренныхзаконодательством Украины;
вслучае истечения срока действия лицензии;
подругим основаниям, предусмотренным законодательными актами Украины.
Государствогарантирует всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационныхформ предпринимательской деятельности, равные права и создает равныевозможности для доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым,информационным, природным и другим ресурсам.
Государствозаконодательно обеспечивает свободу конкуренции между предпринимателями,защищая потребителей от проявлений недобросовестной конкуренции и монополизма влюбых сферах предпринимательской деятельности. Органы государственногоуправления строят свои отношения с предпринимателями, используя:
-налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов ипроцентов по государственным кредитам; налоговых льгот; цен и правилценообразования; целевых дотаций; валютного курса; размеров экономическихсанкций;
-государственное имущество и систему резервов, лицензии, концессии, лизинг,социальные, экологические и другие нормы и нормативы;
-научно-технические, экономические и социальные, государственные и региональныепрограммы.

 

 § 3. Экономическая свобода предприятий.

Ничемне ограниченная деятельность предприятия порождает серьезную социальнуюнесправедливость, а часто и экологическую опасность. Поэтому предприятие должноисполнять четко определенные требования со стороны правительства, потребителейи защитников окружающей Среды. Наиболее передовые из зарубежных предприятийреагируют на это разработкой социальных программ с целью присвоения себестатуса ответственного члена общества. Одновременно предприятия употребляютцеленаправленные действия, чтобы не допустить принятия законов, ограничивающихпредпринимательскую свободу. Самым важным для работы тех предприятий, которыене хотят прекратить свое существование, является приспособление к требованиямобщества.
Успехдеятельности предприятия в большой мере зависит от того, кто и как регулирует иконтролирует взаимоотношения с региональной средой. Советский опыт показал, чтополномасшабный контроль деятельности предприятий сверху является нежелательным,поскольку он делает их неэффективными. Опыт развитых стран, в свою очередь,показывает, что при минимальном контроле сверху предприятия создают больше благи более эффективны. Но из--за того, что национальное богатство постоянноувеличивается, а распределение остается неравномерным, это увеличениесопровождается разрушением политической, экономической и социальной Среды,равнодушием к неотложным проблемам предприятий. Перечисление нежелательныхсостояний предприятия, которое не контролируется со стороны правительства,указано в таблице №1.
Традиционнымисферами контроля предпринимательского поведения со стороны государственныхорганов управления являются: продукция, технология производства, поведение вконкуренции, прибыль, ресурсы, право собственности и организациявнутрифирмового управления.
Недопускается занятие предпринимательской деятельностью следующих категорийграждан: военнослужащих, должностных лиц, органов прокуратуры, суда,государственной безопасности, внутренних дел, государственного арбитража,государственного нотариата, а также органов государственной власти иуправления, призванных осуществлять контроль за деятельностью предприятий.
Лица,которым суд запретил заниматься определенной деятельностью, не могут бытьзарегистрированы как предприниматели с правом осуществления соответствующеговида деятельности до истечения срока, установленного приговором суда.
Предпринимателиимеют право без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельнолюбую деятельность, не противоречащую действующему законодательству.Особенности регулирования отдельных видов предпринимательства устанавливаютсязаконодательством Украины.
Деятельностьпо изготовлению и реализации наркотических средств, военного оружия ибоеприпасов к нему, взрывчатых веществ может осуществляться толькогосударственными предприятиями, а проведение ломбардных операций — также и полными обществами.
Безспециального разрешения (лицензии), выдаваемого Кабинетом министров Украины илиуполномоченным им органом не могут осуществляться:
-поиск и эксплуатация месторождений полезных ископаемых;
-производство и ремонт, реализация спортивного, охотничего, огнестрельногооружия и боеприпасов к нему, а также холодного оружия;
-изготовление и реализация медикаментов и химических веществ;
-изготовление пива и вина;
-изготовление спирта, водочных, ликерных и коньячных изделий;
-изготовление табачных изделий;
-медицинская практика;
-ветеринарная практика;
-юридическая практика;
-создание и содержание игорных заведений, организация азартных игр;
-торговля алкогольными напитками;
-внутренние и международные перевозки пассажиров и грузов воздушным, речным,морским, железнодорожным и автомобильным транспортом;
-агентирование и фрахтование морского торгового флота;
-изготовление ценных бумаг и знаков почтовой оплаты;
-посредническая деятельность с приватизационными бумагами;
-оказание услуг по охране государственной, коллективной и частной собственности;
-монтаж, ремонт и профилактическое обслуживание средств охранной сигнализации;
-добыча, производство и использование радиоактивных веществ и источниковионизирующего излучения, переработка и захоронение радиоактивных отходов;
  — добыча драгоценных металлов и драгоценныхкамней, изготовление и реализация изделий с их использованием;
-сбор, переработка твердых и жидких отходов производств, содержащих драгоценныеметаллы и драгоценные камни, и их лом;
-выполнение авиационно-химических работ и аэрофотосъемок;
-проектирование, строительство и эксплуатация объектов атомной энергетики, атакже оказание услуг по их обслуживанию;


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.