--PAGE_BREAK--2. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии
На демократизацию как тенденцию развития современного мира указывают многие авторы. При этом само понятие в политической науке используется в основном в двух значениях. Под демократизацией мира, во-первых, понимается рост количества демократических государств; во-вторых, усиление и развитие демократических институтов и процедур в различных странах.
Модель волнового распространения демократии в современном мире получила ныне широкое хождение, как среди политологов, так и среди политиков. Наиболее полно она очерчена, как известно, Сэмюэлем Хантингтоном в книге «Третья волна», опубликованной в 1991 году. С тех пор представление о волновом характере процесса демократизации стало одной из презумпций, разделяемых многими исследователями этого феномена.
Согласно Хантингтону, «волна демократизации – это группа переходов от недемократических режимов к демократическим, происходящих в определенный период времени, количество которых значительно превышает количество переходов в противоположном направлении в данный период.
В истории Нового времени, по Хантингтону, имели место три волны демократизации. В некоторых странах произошла значительная либерализация авторитарных режимов. В других движения, выступающие за демократию, обрели силу и реальность».
Примечательно, что «за каждой из первых двух волн демократизации следовал откат, во время которого некоторые, хотя и не все, страны, совершившие прежде переход к демократии, возвращались к недемократическому правлению». Однако даже при самом мощном откате полного возвращения мира на исходные позиции не происходило, так что в итоге наступление и отступление развивались (что и отмечается рядом исследователей) по формуле «два шага вперед – шаг назад».[2]
Однако чтобы осуществить демократизацию, необходимы некоторые предпосылки – экономические, социальные, политические. В экономике необходим высокий уровень развития – урбанизация, развитость массовых коммуникаций, рынок и конкурентность.[3].
Экономические условия — это создание в обществе достаточно развитой рыночной экономики, которая предполагает:
- товарный способ производства, основанный на индустриальных и постиндустриальных технологиях;
- стабильные, прозрачные законы и правовые акты, регулирующие рыночные отношения в стране;
- равные для всех условия предпринимательской и финансовой деятельности;
- свободную конкуренцию различных форм собственности и недопущение создания монополий;
- защиту государством участников рынка от недобросовестной конкуренции и произвола чиновников;
- защиту отечественного рынка от внешней «интервенции».[4]
Социальные предпосылки демократизации предполагают относительно высокий уровень благосостояния граждан, сглаживание социального неравенства, социальный плюрализм, наличие влиятельного среднего класса (он должен составлять две трети общества), наличие слоя предпринимателей, грамотность и образованность населения.[5]
Политические условия — это создание правового демократического государства, которое предполагает:
- наличие развитого гражданского общества;
- правовое равенство всех граждан и гарантированность законных прав и свобод;
- всеобщность прав и их распространение на всех граждан, все организации и институты;
- взаимную ответственность государства и личности, равенство сторон перед законом;
- суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти, а государственная власть носит представительный характер;
- реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Гражданское общество является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой, в которой преобладают горизонтальные (невластные) связи и отношения. Все названные выше условия демократизации общества тесно взаимосвязаны и существуют как единая система отношений. Наглядным примером такой (форсировнной) попытки демократизации является Россия 90-х гг. XX в. Итоги этой демократизации весьма трагичны[6].
Современное общество возникает в ХVIII – ХХ веках. В нем индивид автономен, превалирует рациональная организация, высокий уровень развития науки и техники, высокая социальная мобильность населения. Первичная модернизация произошла в З.Европе и США, начавшись с религиозной реформации и Просвещения, после преобразования духовной сферы произошли изменения в экономике и социальной структуре, созрело гражданское общество и установилась новая политическая система (парламентаризм, принцип разделения властей на три ветви, складывание партийных систем). В странах вторичной модернизации (Россия, Латинская Америка) эта естественная логика развития событий нарушена. В современной России царит коррупция, слабая легитимность власти, низкая эффективность государственного управления, нет настоящей рыночной экономики и только складывается гражданское общество. Но существуют уже многопартийность, парламентаризм, президентство, Конституционный суд, альтернативные выборы. То есть модернизация идет, но идет «вдогонку»[7].
Подтверждение действительной эффективности основных демократических институтов является наиболее трудной проблемой, как в теоретическом, так и в практическом плане. Это относится, прежде всего, к России с ее малым опытом функционирования институтов демократии, но, разумеется, не только к ней: не менее остро эта проблема стоит в странах Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, включая такие крупные государства, как Китай, Пакистан, Индонезия, Иран.[8]
продолжение
--PAGE_BREAK--