Реферат по предмету "Политология"


Политико-правовые учения Древней Греции

Содержание
Введение1. Общая характеристика политико-правовоймысли Древней Греции2. Политико-правовая мысль Древней Греции2.1 Политико-правовая мысль раннегопериода (IX–VI вв. до н.э.)2.2 Период расцвета древнегреческойполитико-правовой мысли (V – первая половина IV в. до н.э.)2.3 Политическо-правовые учения Платона иАристотеля
2.3.1Политическое и правовое учение Платона
2.3.2 Политическоеи правовое учение Аристотеля2.4 Учение Полибия
Заключение
Списоклитературы

Введение
История политическихучений насчитывает много веков. Возникновение политической мысли в историицивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой формыорганизации власти. На заре своего развития политическое научное знаниескладывалось из элементов философских теорий.
Примерно с середины первоготысячелетия до нашей эры берет начало активный процесс рационализацииполитической мысли. Наряду с господствующими мифологическими представлениями овласти начинают формироваться такие системы взглядов, в которых все больше и большеутверждаются научные методы и приемы объяснения политического мира. Наивысшегоразвития в Древнем мире политическая мысль достигла в Греции. Развитиедревнегреческой политико-правовой мысли охватывает длительный период (болеетысячи лет — с конца VII в. до н. э. до VI в. н. э.).
Важнейшими для политической классикиДревнего мира были вопросы о том, кто и как должен управлять государством,каким должно быть устройство государства. Выдающиеся умы человечества пытались«расшифровать» «закодированные» в мифах отношения между господством иподчинением, порядком и хаосом, человеком и обществом, обществом и природой. Вовремя Античности реальной основой для построения политических концепцийявляется полис (город-государство), в котором не было четкого разделенияфункций и элементов государства и общества. Этот этап развития политики принятоназывать государственно-центрическим, т.к. для него характерен взгляд наполитику, прежде всего, как на сферу государственных отношений.
В Античности политическая наука – наукао высшем благе человека и государства, о наилучшем государственном устройстве.Её объектами являются прекрасное и справедливое, которые достижимы лишь вразумно устроенном государстве. Политическая наука призвана научить людейкрасиво и справедливо совместно проживать в обществе, взаимодействовать ведином государстве. Отсюда видно, что первые теоретические концепции политикиимеют философско-этический характер. Их авторы практически отождествляютполитическое с общественным и используют для характеристики политики этическиеи эстетические категории. Поэтому этот этап называется еще ифилософско-этическим этапом.
Характерные черты политических ученийДревней Греции: постепенное освобождение политических взглядов отмифологической формы; становление их как относительно самостоятельной частифилософии; всесторонний анализ устройства государства, классификация его форм;поиск и определение идеальной формы правления.
Цель работы: дать характеристикуполитико-правовой мысли Древней Греции.
Задачи:
1. Рассмотреть развитиеполитико-правовой мысли в различные периоды развития Древней Греции.
2. Изучить правовое учение Платона иАристотеля.
3. Изучить правовое учение Полибия.
1. Общаяхарактеристика политико-правовой мысли Древней Греции
Государственность вДревней Греции возникла в начале I тысячелетия до н.э. в форме самостоятельныхи независимых полисов — отдельных городов-государств. Переход отпервобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу и политической формеорганизации общественной жизни сопровождался процессом классовой дифференциациинаселения, обострением борьбы между различными слоями — родовой знатью иобнищавшими общинниками, свободными и рабами. В этих условиях в древнегреческихполисах развертывается ожесточенная борьба за власть, за учреждение одной изформ правления — аристократии (власти старой или новой знати,«лучших»), олигархии (власти богатых и имущих), или демократии (властинарода, т.е. всех взрослых свободных уроженцев полиса). Эта борьба различныхслоев нашла свое отражение в борьбе различных течений политической и правовоймысли. В истории древнегреческой политико-правовой мысли выделяются трипериода:
Ранний период (IX–VI вв. до н.э.)связан со временем возникновения древнегреческой государственности. В этотпериод наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений(Гомер, Гесиод и «мудрецы») и формируется философский подход к проблемамгосударства и права (Пифагор и пифагорейцы, Гераклит).
Второй период (V – первая половина IVв. до н.э.) – это время расцвета древнегреческой философской иполитико-правовой мысли, нашедшего свое выражение в учениях Демокрита,софистов, Сократа, Платона, Аристотеля.
Третий период (вторая половина IV–IIв. до н.э.) – период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческойгосударственности, подпадения греческих полисов под власть сперва Македонии, азатем и Рима. Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура, стоиков иПолибия [11, с.16].
2. Политико-правовая мысль Древней Греции2.1 Политико-правовая мысль раннегопериода (IX–VI вв. до н.э.)
Особенность раннего периода (IX-VIвв. до н. э.) состоит в том, что в это время древние мифы теряют сакральныйхарактер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации.Это отчетливо просматривается в поэмах Гомера и Гесиода.
Гомер (его жизнь и творчествоотносятся к VIII в. до н. э., а описываемые в поэмах «Илиада» и «Одиссея»события — к XIII в. до н. э.) был выразителем идеи развитой и ревнивооберегаемой гражданственности, согласно которой полис ставится выше всего.Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» пронизаны острым чувством родины. ИдеологияГомера, уходя корнями в общинно-родовую формацию, отражает также нарождающуюсяцивилизацию, восходящий гуманизм, включая критику разлагающейся родовойаристократии, скептическое отношение к богам и героям, вполне определеннуюантивоенную позицию и гуманизм в морали, религии и эстетике.
В поэмах Гомера, на которыхвоспитывалась в дальнейшем вся Эллада, Зевс в нравственно-правовой плоскостивыступает как верховный заступник всеобщей справедливости (дике), суровокарающий тех, кто творит насилие и неправедный суд. В. Нерсесянц отмечает, чтоупотребляемые Гомером понятия «дике» (справедливость) и «темис» (обычай,обычное право) существенны для характеристики правопонимания в ту героическуюэпоху (конец II — начало I тыс. до н. э.), которую принято называть«гомеровским обществом», «гомеровской Грецией».
Если Гомер ознаменовал собой канунклассового общества, то Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) отражал уже ориентациючеловека в пределах классового общества. Мифология, достаточно «расшатанная»уже у Гомера, у Гесиода превращалась либо непосредственно в мораль(дидактический эпос), либо в предмет собирательства и каталогизации(генеалогический эпос). Идеи права и справедливого общественного устройстваприобретают еще большее значение в поэмах Гесиода (VII в. до н.э.) «Теогония» и«Труды и дни» [3, с.18].
Характерные для поэм Гомера и Гесиодапопытки рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядкев человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве такназываемых семи мудрецов Древней Греции (VII–VI вв. до н.э.), жизненнаямудрость которых, выраженная в кратких афоризмах, стала известна всей Элладе.Согласно Платону («Протагор»), этими мудрецами были Клеобул из Линд оса,Периандр из Коринфа, Питтак из Митилен, Биас из Приены, Фалес из Милета, Хилониз Лакедемона и Солон из Афин.
Мудрецы настойчиво подчеркивалиосновополагающее значение господства справедливых законов в полисной жизни.«Повинуйся законам» – призыв спартанца Хилона, автора знаменитого положения «Познайсамого себя», начертанного на храме Аполлона в Дельфах и сыгравшего заметнуюроль в истории древнегреческой мысли. Лучшим полисом Хилон считал тот, где гражданеслушаются законов более, чем ораторов [5, с.12].
Особого внимания заслуживаеттворчество Солона (между 640 и 635 — ок. 559 до н. э.), знаменитогогосударственного деятеля и законодателя. Именно с реформами Солона связаноформирование демократического строя в Афинах. В народе было популярным егокрылатое выражение «равноправие войны не производит».
Государство, по Солону, нуждаетсяпрежде всего в законном порядке: беззаконие и междоусобица — наибольшее зло,порядок и закон — самое большое добро для полиса. Представляет интересхарактеристика Солоном закона (и власти закона) как сочетания нрава и силы,причем речь идет именно об официальной силе полиса, а не о фактической силеборющихся сторон или частных лиц [3, с.19].
С идеей необходимости преобразованияобщественных и политико-правовых порядков на философских основах в VI–V вв. дон. э. выступили Пифагор (580–500 гг. до н.э.), пифагорейцы (Архит, Лизис,Филолай и др.), Гераклит (530–470 гг. до н.э.). Критикуя демократию, ониобосновывали аристократические идеалы правления «лучших» – умственной инравственной элиты.
Заслугой Пифагора (около570- около 500 г.г. до н.э.) разработка понятия «справедливость» как мерынормирования неравных отношений и неравных индивидов. Согласно Пифагору,справедливость заключается в воздаянии равным за равное, причем в зависимостиот характера отношений должны придерживаться соответствующего видасправедливости. Идеалом общественной организации по Пифагору являетсягосударство, в котором господствуют справедливые законы [11, с.16]. Послебожества, учил Пифагор, более всего следует уважать родителей и законы,повинуясь им по убеждению, а не внешне и притворно.
Этот же идеал государствасо справедливыми законами признавал Гераклит (около 540 – около 470 г.г. дон.э.) считая их источником закон божественный. Жизнь полиса и его законыдолжны, по Гераклиту, следовать логосу. Отсюда он оправдывает социальнуюдифференциацию как предопределенную различным отношением людей к логосу, т.е.божественному закону. Чем более индивидууму доступно понимание логоса, темболее высокий социальный статус он должен занимать.
Критикуя демократию, где правит толпаи нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших. «Один для меня, –говорил он, – десять тысяч, если он – наилучший» [5, с.13]. 2.2 Периодрасцвета древнегреческой политико-правовой мысли (V – первая половина IV в. до н.э.)
Развитию политико-правовой мысли в Vв. до н.э. в значительной мере содействовало углубление философского исоциального анализа проблем общества, государства, политики и права.
Особое место в истории политическоймысли занимает Демокрит (около 460 – около 370 г.г. до н.э.), который сделалодну из первых попыток рассмотреть становление и развитие общества как частьединого общественного процесса.
По Демокриту, человеческое обществоявляется продуктом длительной эволюции и прогрессивного измененияпервоначального природного состояния. В ходе этого процесса люди постепенно подвлиянием нужды, подражая природе и животным и опираясь на свой опыт, приобреливсе свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни. Такимобразом, человеческое общество появляется лишь после долгой эволюции какрезультат прогрессивного изменения исходного природного состояния.
В этом смысле общество, полис,законодательство созданы искусственно, а не даны по природе. Однако само ихпроисхождение представляет собой естественно-необходимый, а не случайныйпроцесс. В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость.Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены кего лучшему устройству и управлению [5, с.13].
Вовлечение политико-правовой темы вкруг широкого обсуждения связано с именами софистов, выступивших в V в. до н.э.в условиях укрепления и расцвета античной демократии. Возникновение школысофистов как общественного движения было вызвано укреплением демократическогостроя Афин во второй половине V в.до н.э. Софистами (слово произошло от греческого «софос» — мудрый) называлитогда философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать всуде и народном собрании. В этом отношении софисты реализовывали практическиодну из программных идей демократии — идею обучения мудрости, распространениязнаний.
В центре внимания софистов находилисьвопросы права и политики, морали, приемы доказательств и ораторского искусства.Интерес к этим проблемам во многом был обусловлен идеологическими установкамидемократии: поскольку знаниям отводилась роль критерия при отборе кандидатов нагосударственные должности, постольку главное место в обучении должна былазанять подготовка слушателя к политической деятельности, к выступлениям внародном собрании и суде.
По утвердившейся традиции различаютстарших и младших софистов. К видным представителям старшего поколения софистовпринадлежали Протагор, Горгий, Гиппий и Антифонт. Старшие софистыпридерживались в целом прогрессивных, демократических воззрений [6, с.35]. Славоймногознающего софиста, великого спорщика и блестящего оратора пользовалсяПротагор (481–411 гг. до н.э.). Основное положение Протагора, разделявшеесямногими софистами, звучит так: «Мера всех вещей – человек, существующих, чтоони существуют, а несуществующих, что они не существуют». Из этого положенияПротагор делал выводы о правомерности и справедливости демократического строя.Протагор признавал равенство всех людей – по их одинаковой причастности кмудрости, добродетелям и искусству государственной жизни.
Горгий (ок. 483–375 гг. до н.э.) былнаряду с Протагором одним из наиболее знаменитых софистов. Развиваяпредставления об относительности и условности морали, Горгий выделялдобродетель для мужчины и женщины, свободного и раба, добродетель для каждоговозраста, рода занятий и конкретного дела.
Софисты старшего поколения наполнилиучение о морали индивидуалистическим содержанием. Справедливость поступковпредлагалось оценивать в зависимости от условий места и времени, состояниячеловека и т.д. Подобного рода концепции, отрицающие существование абсолютногоединого блага, получили позднее название этического релятивизма.
В духе требований окрепшейрабовладельческой демократии старшие софисты развивали учение о законе. Ониутверждали, что законы, по сути дела, являются той высшей справедливостью, накоторую не может претендовать ни один человек, каким бы мудрым и добродетельнымон ни был. Закон есть выражение согласованной, «взаимной справедливости»(Протагор), нечто вроде суммы индивидуальных добродетелей. Исходя из этого,старшие софисты пополнили политическую теорию определением закона как договора,как совместного установления граждан или народа.
Гиппий под законом понимал «то, что граждане по общемусоглашению написали, установив, что должно делать и от чего надовоздерживаться». Антифонт приравнивал справедливость к исполнению закона.Справедливость заключается в том, чтобы «не нарушать законы государства, вкотором состоишь гражданином». Предписания законов — результат соглашения [6,с.36].
Фрасимах из Халкедона был одним изсамых ярких и знаменитых софистов младшего поколения. Политика, по Фрасимаху,область проявления человеческих сил и интересов, сфера человеческого, а небожественного действования. Реальный критерий практической политики и принципвластвования Фрасимах видел в выгоде сильнейшего.
В каждом государстве, пояснялФрасимах свою мысль, власть устанавливает законы в свою пользу: демократия –демократические законы, тирания – тиранические и т.д. Установив подобныезаконы, власти объявляют их справедливыми. Обладание властью дает большиепреимущества. Несправедливость в политических отношениях оказываетсяцелесообразнее и выгоднее справедливости.
Сторонником аристократическогоправления был, согласно сообщению Платона, молодой афинский аристократ и софистКалликл. Он резко противопоставил естественное право полисным законам иобщепринятым обычаям. По природе же, утверждал Калликл, справедливо то, чтолучший выше худшего и сильный выше слабого. Повсюду (среди животных, людей,государств и народов) природный признак справедливости, по его мнению, таков:сильный повелевает слабым и стоит выше слабого. С позиций такого закона природыи естественного права силы Калликл критиковал демократические законы и обычаи,и лежащий в их основе принцип равноправия граждан.
Софист Ликофрон характеризовалгосударственное общение как результат, договора людей между собой о взаимномсоюзе. Также и закон в его трактовке оказывается простым договором, «простогарантиею личных прав». Другой софист младшего поколения Алкидам Элейский (Iполовина IV в. до н. э.), ученик Горгия, развивал мысль о равенстве всех людей,включая и рабов. Ему приписываются следующие знаменательные слова: «Божествосоздало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом».
Принципиальным критиком софистов былСократ (469–399 гг. до н.э.). Споря с софистами, Сократ вместе с тем воспринялряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело [5, с.15]. Сократ(стремился восстановить духовное единство полиса на основе справедливости идобродетели и отстаивал принцип компетентного правления, согласно которому правитьдолжны знающие. Исходя из нравственно-разумной основы государства, он заложилтрадицию разделения форм правления на правильные (монархию, аристократию идемократию) и неправильные (тиранию, олигархию, охлократию).
Учение Сократа, его жизнь и смерть нетолько произвели большое впечатление на его современников и учеников, но иоказали заметное влияние на всю последующую историю философской и политическоймысли. Влияние Сократа сказывается в таких высших достижениях греческойполитико-правовой мысли, как политическая философия Платона и политическаянаука Аристотеля.
2.3 Политическо-правовые ученияПлатона и Аристотеля
Следующий этап развитиясоциально-политической мысли древности характеризуется теориями величайшихмыслителей – Платона и Аристотеля.
2.3.1 Политическое и правовое учениеПлатона
Платон (427–347 гг. до н.э.) – одиниз величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии,политических и правовых учений. Он — родоначальник философии объективногоидеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа, знаменитого мудреца,проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях. Содержание этихбесед нашло отражение в ранних произведениях Платона, которые обычно выделяют вособую группу так называемых сократических диалогов. Сердцевину платоновскойфилософии составляет теория идей.
Политико-правовымвопросам посвящены самые крупные диалоги Платона — «Государство» и «Законы». В диалоге «Государство» Платон рассматривает как единственноправильное, истинное государственное устройство аристократию, которая основанана четырех добродетелях – мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости иреализуется на практике только при условии правления философов [2, с.60].
Если Конфуций считал, что государствобудет идеальным, если будет соответствовать элементарной ячейке общества —семье, то, с точки зрения Платона, идеальное государство должно соответствоватьстроению человеческой души. Это средство гармонизации взаимоотношений человекаи государства. Как душа состоит из трех частей: разумной с главной добродетельюмудростью; чувствительной с главной добродетелью мужеством; вожделенной сглавной добродетелью умеренностью, так идеальное государство должно состоять изтрех классов.
Высший класс — класс правителей, и егоосновное достоинство мудрость. Так как данная добродетель в большей степениприсуща философам, то именно они должны управлять государством.
Второй класс — класс воинов, главноедостоинство представителей которого — мужество.
В третий класс входят земледельцы,ремесленники, торговцы и т.п. Главная добродетель представителей этого класса —умеренность. [1, с.35]
Сословное деление общества Платонобъявил условием прочности государства как совместного поселения граждан.Справедливость у Платона состоит в следующем: «Заниматься своим делом и невмешиваться в чужие — это и есть справедливость». Кроме того, справедливостьтребует, по Платону, соответствующей иерархической соподчиненности этих началво имя целого: способности рассуждать (т.е. философам, которые персонифицируютэту способность) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) – бытьвооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляютначалом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями),которое «по своей природе жаждет богатства» [5, с.38]. Самовольный переход изнизшего сословия в сословие стражей или философов недопустим и являетсявеличайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, ккоторому он предназначен от природы.
Платон связал политическое устройствообщества с вопросами собственности. В его государстве частную собственность исемью могут иметь лишь представители третьего класса. Платон полагал, что еслиразрешить иметь частную собственность всем, то представители двух высшихклассов, как самые умные и сильные, захватят ее, не оставив ничего третьемуклассу, и государство будет далеко не идеальным.
Платону принадлежит перваяклассификация видов государственного устройства. Взяв за основу количествоправителей, Платон различал монархию, аристократию, демократию, тимократию,олигархию и тиранию. Три последних вида являются извращенными формами трехпервых.
Тимократия основывается на честолюбиии властолюбии, и «тимократический человек» считает, что основанием властидолжно быть не умение рассуждать, но военные подвиги, и потому-то он любит«гимнастику и охоту»1.Сегодня бы назвали такое государство диктаторским или полицейским.
Следующий извращенный видгосударственного устройства — олигархия (от «олига» — часть, «строй,основывающийся на имущественном цензе: у власти стоят там богатые, а бедняки неучаствуют в правлении»2.При этом «заранее объявляется, что к власти не допускаются те, у кого нетустановленного имущественного ценза. Такого рода государственный строй держитсяприменением вооруженной силы или же был еще прежде установлен путемзапугивания»3.«В олигархических государствах не обращают внимания на распущенность, дажедопускают ее»4.В таком государстве множество трутней и нищих.
Переход от тимократии к олигархииПлатон описывает так: «Скопление золота в кладовых у частных лиц губиттимократию; они прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этогоперетолковывают законы, мало считаясь с ними… Затем, наблюдая, кто в чемпреуспевает, и соревнуясь друг с другом, они уподобляют себе и все население»5. Оба строя — тимократия иолигархия — связаны с концепцией идеального государства Платона. Они получаютсятогда, когда второй или третий класс идеального государства, отказавшись отсвоей основной добродетели — мужества и умеренности, — захватывают власть.
Платон критиковал и демократию.Недостатком демократии, имея в виду ее греческий вариант, Платон называлвыравнивание равных и неравных (в то время как люди от природы неравны),замещая государственные должности по жребию и нисколько не озабочиваясь «тем,кто от каких занятий переходит к государственной деятельности»1.
Демократия, по Платону, возникает изолигархии, когда бедняки, одержав победу, всех уравнивают в гражданских правахи замещении государственных должностей. Третий извращенный вид государства —тирания. «Так вот, тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как издемократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшеерабство»2.
Платон говорит о переходе видовгосударственного устройства от одного к другому в определеннойпоследовательности. Вслед за аристократией — правлением представителей лучшихродов — идет тимократия — господство благородных воинов, сражающихся за честь иславу. За ней олигархия — правление богатых семейств. Из нее возникаетдемократия — царство свободы, следствием которого является беззаконие итирания. Итак, линия развития: монархия → аристократия → тимократия→» олигархия →демократия →тирания.
Движущей силой всех политическихреволюций, по Платону, выступает борьба. «Изменения в государстве обязаны своимпроисхождением той его части, которая обладает властью, когда внутри неевозникают раздоры»3[1, с.38].
Следовательно, каждая формагосударства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственномупринципу, и злоупотреблений последним. Так, согласно Платону, демократияопьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение ипротивоположность – тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерноерабство. Тиран добивается власти как «ставленник народа». Тирания – наихудшийвид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.
Нарисованная философом картинаперехода от одного государства к другому, по существу, являласьпонятийно-логической схемой. Вместе с тем в ней отражены реальные процессы,имевшие место в древнегреческих государствах (закабаление илотов в Спарте, ростимущественного неравенства и др.), что придавало этой схеме вид историческойконцепции. Идеологически она была направлена против демократических учений осовершенствовании общественной жизни по мере развития знаний. Платон стремилсяопорочить любые изменения в обществе, отклоняющиеся от стародавних порядков,проводил идею циклического развития истории.
Диалог «Законы» является последнимсочинением Платона. Его написанию предшествовали неудавшиеся попытки философареализовать в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначальный проектнаилучшего государства. В «Законах» Платон изображает «второй по достоинству»государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов [6,с.41].
Основное отличие второгогосударства от первого, изображенного в диалоге «Государство», состоит вследующем: 5040 граждан второго государства по жребию получают земельныйучасток и дом, которым пользуются на правах владения, а не частной собственности.Надел считается общей собственностью государства и переходит по наследству лишьк одному из детей. В зависимости от величины имущества граждане делятся начетыре класса, и предусматривается закон о пределах бедности и богатства. Никтоиз частных лиц не имеет права владеть золотом или серебром. В число граждан(5040) не входят рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслом иторговлей. Допускается, что «граждане будут снабжены достаточным по мере силколичеством рабов». Женщины равноправны с мужчинами, хотя и не входят в числоправителей. Политическими правами обладают только граждане, которыеравноправны, но сам принцип равенства трактуется аристократически — в видегеометрического, а не арифметического равенства. Во главе государства стоят 37 правителей,избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей — от 50 до 70лет. У власти можно находиться не более 20 лет. Значительная власть у выборногоСовета, который состоит из 360 членов, по 90 человек от каждого класса. МелькомПлатон упоминает о наличии народного собрания, причем к посещению егообязываются (под страхом казни) лишь граждане 1 и 2 классов. Для двух другихклассов посещение собрания необязательно. Кроме того, Платон предлагает создатьеще один надгосударственный орган — особое «ночное собрание» из 10самых мудрых и престарелых стражей, которым вручается судьба государства.
В проекте второго подостоинству государства Платон делает ставку на детальные и суровые законы, регламентирующиепубличную и частную жизнь всех людей, а не какой-то отдельной группы [11, с.19].
Идеальным государственным устройствомПлатон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К такимначалам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы побольшинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выборпо заслугам и достоинству).
политический правовойучение греция древний
2.3.2 Политическое и правовое учениеАристотеля
Дальнейшее развитие и углублениеантичной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика икритика Аристотеля, которому принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, нобольший друг – истина». Научные работы Аристотеля поражают многообразиемпроблем, которые он исследовал, глубиной их анализа, широтой осмысленияэтических, политических и правовых вопросов античной эпохи. Аристотель — автортаких важных для истории политической науки работ, как «Политика» и «Афинскаяполития», в которых подробно освещается политико-правовая тематика.
Аристотель в своих трактатах выдвинулпредположение о естественном происхождении государства; назвал человекаполитическим существом; классифицировал формы государственного устройства почислу властвующих; выделил: правильные формы государственного правления(монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общееблаго и неправильные формы (тирания, олигархия, демократия), где преследуютсялишь собственные интересы и цели власть имущих; залогом стабильностигосударства считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан;высказывал идею верховенства закона [4, с.34].
Аристотель первым предпринялпопытку всесторонней разработки науки о политике. Пожалуй, впервые греческиймыслитель называет политику наукой, а политическое общение рассматривает какважнейшую форму человеческого общения, которое обнимает собой все остальныевиды общения. Политика как наука у него тесносвязана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю,развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).Этика предстает как начало политики, введение к ней.
Аристотель различает два видасправедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающейсправедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этогопринципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания ит.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрическогоравенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладуи взносу того или иного члена общения. Основным итогом этических исследований,существенным для политики, является положение о том, что политическаясправедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащимик одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию) [5, с.18].
Аристотель впервые обстоятельнораскрывает содержание понятия «гражданин». Человека Аристотель рассматриваеткак существо политическое, а понятие «гражданин» (polites) определяется имчерез участие в суде и власти. Многие идеи Аристотеля и сегодня звучатдостаточно актуально.
Для Аристотеля, как и для Платона,государство представляет собой некое целое и единство составляющих егоэлементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерноединым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление ких единству, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей,приводит к уничтожению государства. С позиций защиты частной собственности,семьи и прав индивида Аристотель обстоятельно критиковал оба проектаплатоновского государства.
Классификация форм государства в«Политике» проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемойв государстве цели. В зависимости от числа властвующих Аристотель выделяетправление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяютсяправильные государства, где верховная власть преследует цели общего благаграждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личнойвыгоды. На основе этих двух критериев Аристотель, продолжая традицию,заложенную Платоном, осуществляет детальную классификацию государственныхустройств. Он выделяет шесть видов государственного устройства. К правильнымгосударствам Аристотель относит монархию, аристократию и политию; кнеправильным — тиранию, олигархию и демократию. Из неправильных формгосударства тирания – наихудшая.
Сам по себе этот перечень формгосударства не оригинален. Примерно такую же классификацию, но проведенную подругим основаниям, можно найти в диалоге Платона «Политик». Новым в теорииАристотеля было то, что он попытался свести все многообразие государственныхформ к двум основным — олигархии и демократии. Их порождением или смешениемявляются все остальные разновидности власти.
Коренная причина политическойнеустойчивости, мятежей и смены форм государства заключается в отсутствиинадлежащего равенства. Олигархия усугубляет существующее неравенство, адемократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ. Рассуждения Аристотеляо демократии и олигархии свидетельствуют о том, что ему были понятны социальныепротиворечия, определявшие развитие рабовладельческого государства [6, с.46].
Государство (polis), считает Аристотель,создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо.Рассматривая вопрос о том, какой вид государственного устройства наилучший,Аристотель приходит к выводу, что «государство, состоящее из средних людей,будет иметь и наилучший государственный строй» (полития). Полития как лучшаяформа государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, носвободна от их недостатков и крайностей. Полития – «средняя» форма государства,и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, вимуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой. «Государство,состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй»[5, с.19].
Большое значение Аристотель придавалразмерам и географическому положению государства. Его территория должна бытьдостаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легкообозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они «знали друг друга».Политическим идеалом Аристотеля был самодостаточный экономически обособленныйполис. Наилучшие условия для совершенного государства создает умеренный климатЭллады.
Концепция Аристотеля служилатеоретическим оправданием привилегий и власти землевладельческой аристократии.Несмотря на его заверения в том, что демократия и олигархия в политики смешаны «пополовине» и даже с «уклоном в сторону демократии», аристократические элементы вгосударстве получили явное преобладание.
Участие народа в управленииобставлено здесь такими оговорками, которые практически лишают его возможностирешать государственные дела. Свободнорожденные, не обладающие богатством илидобродетелью, не допускаются к занятию высших должностей. Аристотельсоглашается предоставить им право участвовать в совещательной и судебнойвласти, но с условием, что у народной массы не будет решающего голоса. Вкачестве примеров смешанного государственного строя в «Политике» названыаристократическая Спарта, Крит, а также «прародительская» демократия, введеннаяв Афинах реформами Солона.
Правовая теория Аристотеля былаподчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право онотождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь сгосударством как моральным общением между свободными гражданами. «Понятиесправедливости, – отмечает Аристотель, – связано с представлением огосударстве, так как право, служащее критерием справедливости, являетсярегулирующей нормой политического общения».
В целом право как политическоеявление Аристотель называет «политическим правом». Это, в частности, означаетневозможность неполитического права, отсутствие права вообще в неполитических(деспотических) формах правления. Политическое право делится им на естественноеи условное (волеустановленное). «Естественное право – то, которое везде имеетодинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условноеправо – то, которое первоначально могло быть без существенного различия такимили иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается». Предписанияестественного права Аристотель нигде специально не перечисляет. По смыслу его концепции«от природы»существуют и соответствуют этим предписаниям семья, рабство,частная собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом онпонимает законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы,так и неписаное обычное право. Естественное право стоит выше закона; средизаконов важнее неписаные, основанные на обычае [6, с.47].
Существенным составным моментомполитического качества закона является его соответствие политическойсправедливости и праву. Отступление закона от права означало бы, согласноконцепции Аристотеля, отход от политических форм к деспотическому насилию,вырождение закона в средство деспотизма. />
Политическое правление – это, поАристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подверженычувствам и аффектам, закон же – «уравновешенный разум».2.4 Учение Полибия
В третьем периоде развитияполитической мысли Древней Греции (вторая половина IV–II в. до н.э.) – периоденачавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадения греческихполисов под власть сперва Македонии, а затем и Рима политическая мысль былапредставлена учениями Эпикура, стоиков и Полибия. Остановимся на рассмотренииполитического учения Полибия (210—128 гг. дон.э.) — греческого мыслителя, историка, автор концепции круговорота формправления государства.
Основная работа Полибия «Всеобщая история». Логическое основание политическогоучения — историзм. История, считал Полибий, должнаносить всеобщий характер. Она должна охватывать в своем изложении события,происходящие одновременно и на Западе, и на Востоке, быть прагматичной, т.е.связанной с военной и политической историей. Полибий разделял идеи стоиков оциклическом развитии мира. Под их влиянием Полибий создал концепцию круговоротаформ правления государства:
Круговорот форм правлениягосударства — это триправильные формы и три неправильные формы правления сменяют друг друга. Любоеявление подвержено изменению. Любая правильная форма правления государствавырождается. Начиная с тирании, установление каждой следующей формыосновывается на осмыслении предшествующего исторического опыта. Так, послесвержения тирана общество уже не рискует вверять власть одному.
В рамках своеймыслительной конструкции круговорота форм правления Полибий определяет период,необходимый для перехода от одной формы правления к другой, что позволяетпредсказать и сам момент перехода:
• жизнь нескольких поколений людей занимает переход от царской власти ктирании;
• жизнь одного поколения людей занимает переход от аристократии колигархии;
• жизнь трех поколений людей занимает переход от демократии кохлократии (демократия вырождается через три поколения).
Полибий стремился найтитакую форму правления государства, которая бы обеспечивала равновесие вгосударстве подобно плавающему кораблю. Для этого необходимо соединить три правильныеформы правления в одну. Конкретным примером смешанной формы правления дляПолибия была Римская республика, в которой сочетались: власть консулов —монархия; власть сената — аристократия; власть народного собрания — демократия.В отличие от Аристотеля, для которого идеальная форма правления — это смешение двух неправильных (неправильных для Аристотеля) формправления: олигархии и демократии, у Полибия идеальная форма правления — этосмешение трех правильныхформ правления государства: монархии, аристократии, демократии [7, с.37].

Заключение
Итак, подведем некоторыеитоги. В античности в рамках всеохватывающего философского знания развивалисьполитические теории, в центре внимания которых находились такие проблемы, каксущность и происхождение государства, поиск наилучшей формы правления,обоснование идеи о том, что управлять должны лучшие, умеющие управлять.Предпочтение отдавалось монархии, аристократии и смешанной форме правления.
Вершиной развитияполитической мысли античной Греции были работы Платона (427—347 гг. до н. э.) иАристотеля (384—322 гг. до н. э.). Они рассматривали различные формы правления,анализировали и систематизировали «правильные» и «неправильные» формы правлениястремились найти лучшую из них.
Глубокий для своего времени анализразличных государственных форм представляет собой особо важный вклад в развитиеполитической мысли. Аристотелю принадлежит идея естественного происхожденийгосударства, обоснование особой эффективности смешанной формы правления —политии («средняя» форма государства).
Аристотель выдвинулактуальную и для настоящего времени идею о том, что средние слои являютсяопорой устойчивой и эффективной власти, защищающей общие интересы.
Аристотелевская идеясреднего слоя получила второе дыхание в XX веке. Создание условий дляобеспечения достойной жизни широких слоев населения и тем самым утверждениесреднего слоя как преобладающего элемента в структуре общества — эта задачабыла взята в качестве важной составляющей реальной политики тех государств, вкоторых сложилась и функционирует современная демократия.

Список литературы
1. Горелов А. А. Политология ввопросах и ответах: учебное пособие / А А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256с.
2. Доржиев Ж.Б., Хлыстов Е.А., МадаевЕ.О., Ускеев С.Ш. История политических и правовых учений. Учебно-методическоепособие.- Улан-Удэ:Издательство ВСГТУ, 2004 .- 127с
3. Ерышев А.А. История политических иправовых учений. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип.- Киев: МАУП, 2002.- 151с.
4. Зеленков М.Ю. Политология (базовыйкурс). — М.: Юридический институт МИИТа, 2009. – 302 с.
5. История политических и правовыхучений. Краткий учебный курс/ Под общ. ред. акад. РАН, д. ю.н., проф.Нерсесянца В.С.-М.: Издательство НОРМА, 2000.-252с
6. История политических и правовых учений.Учебник для вузов / Подредакцией д.ю.н., проф. Лейста О.Э.-М.: Изд-во «Зерцало», 2006.- 568 с.
7.Мачин И. Ф.История политических и правовыхучений: конспект лекций. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 208 с.
8. Политология. Практикум: учеб.пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. образования /Денисюк Н. П. [и др.]; под общ. ред. Решетникова С. В. — Минск: ТетраСистемс,2008.- 256 с.
9. Политология. Учебник / под ред.д.п.н., проф. Буренко В.И., д.ф.н. Журавлева В.В.- М.: Изд-во МГУ, 2004.- 274с.
10. Политология: Учебное пособие.Сост.: Бирюков С.В., Ивлев С.В., Батурина Т.В., Мельниченко Е.В. — Томскиймежвузовский центр дистанционного образования — Томск. 2004. — 228 с.
11. Цыбульская М.В. Историяполитических и правовых учений. — М.: Московский международный институтэконометрики, информатики, финансов и права, 2003. – 111 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Алиментные обязанности родителей и детей, других членов семьи
Реферат An Analysis Of Proposition 198 Essay Research
Реферат История России (шпаргалка)
Реферат Philip Morris Essay Research Paper stersj ns
Реферат 10. 10. 2006 – 11. 2006
Реферат Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования
Реферат Stalin Essay Research Paper StalinStalin 18791953 Iosif
Реферат Деятельность органов внутренних дел по выявлению пресечению и предупреждению административных
Реферат Computer Programmers Essay Research Paper Computer programmers
Реферат Hmmmm Essay Research Paper Almost every day
Реферат Гренландская экспедиция Нансена
Реферат Legends Of Heroes Essay Research Paper
Реферат Бухгалтерский учет и аудит расчетов с подотчетными лицами, персоналом по прочим операциям
Реферат 2-5 июня 2000 года предыстория встречи конференция Стран СНГ по Беженцам
Реферат Художественная обработка кожи как средство развития творческих способностей у учащихся на занятиях декоративно-прикладного искусства