Министерствообразования Российской Федерации
Владивостокский государственный университет экономики исервиса
Кафедра экономической теории
Контрольная работа
по экономике
Антитрестовоезаконодательство США:сущность и последствия.Выполнил студент гр. ЗСС-00-02 И.А.Бреднева ШифрЗСС-00-163
ПроверилБелоусова
Владивосток2001
Содержание
Стр.
1.Крупная компания и монополия
3
2. Предпринимательская монополия
4
3. Антитрестовские законы
6
4.Антитерстовское законодательство
8
5. Естественные монополии и их регулирование
12
6. «Новое» социальное регулирование
15
7. Выводы
17
8. Список литературы
19
Известно, что многиеважные американские отрасли обладают значительной монопольной властью и что одна из основных экономических функцийгосударства состоит в сохранении конкуренции как ключевого механизма контроляв экономике. Именно это противоречие заставляет
нас детальноисследовать, как государство решает проблему предпринимательских монополий.Крупная компания и монополия
. Чистая, или абсолютная, монополия, есть отрасль,состоящая из одной фирмы, когда уникальный продукт производится единственнойфирмой, поскольку вступление в отрасль заблокировано определенныминепреодолимыми барьерами. Когда единственная фирма контролирует весь рынок,существует чистая монополия.
Понятие монополия существует" в более широком,общем смысле. В таком понимании предпринимательская монополия существуетвсякий раз, когда одна фирма или небольшое число фирм контролируют основнуюдолю производства важной отрасли. Другими словами, когда одна, две или трифирмы господствуют в определенной отрасли, что приводит, вероятно, к поддержаниюболее высоких, чем конкурентные, цен и экономических прибылей. Этоопределение, близкое к пониманию монополий большинством людей, охватываетзначительное число отраслей, которые мы до сих пор относили к категории "олигополия".
Какова разница между предпринимательской монополией (как мы еетолько что определили) и крупной компанией? Понятие «крупная компания»может быть охарактеризовано либо долей фирмы на рынке производимого еюпродукта, либо какими-то абсолютными показателями, такими, как размер ееактивов, продаж или прибылей, число занятых рабочих или акционеров. Фирма можетодновременно быть крупной относительно размера всего рынка, нонебольшой в абсолютном выражении. Фирма "УилингВотер Дженерал Стор" может почти полностью господствовать на местномрынке довольно существенного числа продуктов, но в то же время быть крайненебольшой по абсолютным оценкам. Наоборот, фирма может быть очень крупной вабсолютном выражении, но небольшой относительно всего рынка. Особенно этоверно для рынков, на которых существует значительная иностранная конкуренция.Например, компания «Зенит» — американский производитель телевизоров— является крупной по таким абсолютным показателям, как объем продаж изанятость. Но по сравнению с «Сони» и другими иностранными производителямикомпания «Зенит» относительно невелика. Однако довольно частоабсолютные и относительные размеры «идут рука об руку». Крупнаяпо абсолютным показателям фирма очень часто контролирует значительную частьрынка своего продукта. Таким образом, хотя понятия «крупная компания»и «монополия» необязательно являются синонимами, часто онидействительно совпадают.
Используя термин«предпринимательская монополия», мы подразумеваем те отрасли, вкоторых фирмы являются крупными по абсолютным показателям и относительновсего рынка. Примерами служат производство электрического оборудования, где"Дженерал электрик" и "Вестингхаус"— крупные по любому абсолютному критерию— господствуют на рынке; автомобильная промышленность, где подобное положениезанимают "Дженерал моторз",«Форд» и "Край-слер"; химическаяпромышленность, в которой доминируют «Дюпон», "Юнион карбайд" и "Эллайдкемикл";алюминиевая промышленность, в которой безраздельно господствуют трипромышленных гиганта — "Алкоа", "Рейнолдз" и «Кайзер»; производство сигарет,где три гигантские фирмы. Р. Дж. Рейнолдз","Филип Моррис" и «Браун и Вильямсон» контролируют в настоящее время львинуюдолю этого большого рынка.
Предпринимательскаямонополия: благо или зло?
Совершенно неясно, полезными или вредными для функционирования нашей экономики являются в конечномсчете предпринимательские монополии.Доводы против предпринимательской монополииВ основном доводы против монополии и олигополии были изложены в главах 26 и 28. Давайте суммируеми немного разовьем эти аргументы.
1. Неэффективность распределения ресурсов. Монополисты ипредставители олигополии считают возможным и выгоднымограничивать выпуск продукции и назначать более высокие цены по сравнению стеми, которые существовали бы в данной отрасли, будь она организована на конкурентныхначалах. Вспомните, что в условиях чистой конкуренции производство находится вточке, где Р = МС (гл. 25). Это равенство обусловливает эффективноераспределение ресурсов, потому что стоимость или польза для обществадополнительной единицы продукции измеряется ценой, в то время как предельныеиздержки отражают издержки или убытки от производства альтернативных товаров. Максимизируя прибыль, предприниматель-монополистуравнивает с предельными издержками не цену, а предельный доход. В точке, где MR= МС, цена будет превышать предельные издержки (см. рис.26-3 и сноску на с. 174 в гл. 26), указывая на недовложениересурсов в производство монополизированного продукта, В результатеэкономическое благосостояние общества меньше, чем оно было бы при чистойконкуренции.
2. Непрогрессивность. Критикисчитают, что предпринимательская монополия не только не является необходимымфактором экономии, обусловленной масштабами производства, но и не способствуетнаучно-техническому прогрессу.
Эмпирические исследования говорят о том, что в огромномбольшинстве обрабатывающих отраслей для достижения экономии, связанной с масштабамипроизводства, вовсе не требуется немногочисленностьдействующих там фирм. В большинстве отраслей фирмам нужно охватить только небольшуюдолю, во многих случаях меньше 2 или 3%, всего объема рынка, чтобы добитьсяпроизводствас низкимииздержками; монополия не составляет необходимуюпредпосылку производственной эффективности '. Более того, базой для повышениятехнологической эффективности является не фирма, а отдельное предприятие.Таким образом, вполне корректно утверждение, что производственная эффективностьтребует, скажем, крупномасштабного комплексного производства автомобилей врамках предприятия. Но совершенно справедливо и то, что нет технологическогооправдания для существования "Дженерал моторз", которая является, по существу, гигантскойкорпорацией, состоящей из ряда географически обособленных предприятия. Корочеговоря, многие существующие монополии достигли намного большего размера и имеютболее разветвленную структуру, чем необходимо для достижения эффекта масштаба.От существования огромных корпораций со значительной монопольной властью независит и научно-технический прогресс. Как утверждают (можно было бы вернутьсяк заключительным страницам, гл. 28), факты неподтверждают мнение о том, чтобольшой размер и рыночная власть находятся в тесной связи с научно-техническимпрогрессом. В действительности защищенное положение предпринимателя-монополистапорождает неэффективность и бездеятельность; в нем отсутствует конкурентныйстимул для производственной эффективности. Более того,предприниматели-монополисты склонны противиться техническим улучшениям, которыемогут- вызвать внезапный моральный износ действующих машин и оборудования, илисдерживать эти улучшения.
3. Неравенство доходов. Монополия также критикуется какфактор, способствующий неравенству доходов. Благодаря существованию барьеровдля вступления в отрасль монополист может назначать цену, превышающую средниеиздержки, и получать соответствующие экономические прибыли. Эти прибылиприсваиваются акционерами и руководящими работниками корпораций,принадлежащими, как правило, к группам лиц с наиболее высоким уровнем доходов.
4. Политические опасности. Последнее критическое замечаниеосновано на предположении, что экономическая власть и политическое влияние идутрука об руку. Считается, что гигантские корпорации оказывают неправомочноевлияние на правительство, и это отражается на законодательстве и правительственнойполитике, которые благоприятствуют не общественным интересам, а скореесохранению и росту этих промышленных гигантов. Как утверждают, крупныекомпании использовали политическую власть для того, чтобы стать основными получателямиэкономической выгоды от контрактов на производство и поставку военнойпродукции, налоговых лазеек, патентной политики, протекционистских тарифов иквот и множества других субсидий и привилегий. Вспомните наш анализдеятельности, направленной на получение ренты, в главе 33.
ОПРАВДАНИЯПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ МОНОПОЛИИ
Имеются также важные аргументы в пользу существованияпредпринимательской монополии.
1. Продукты лучшего качества. Одним из оправданийпредпринимательской монополии является утверждение о том, что представителимонополий и олигополии завоевали господствующееположение на рынке, предлагая лучшие по качеству продукты.Предприниматели-монополисты не принуждают потребителей покупать, скажем,зубную пасту "Колгейт" или "Крэст", безалкогольные напитки у "Кока-Колы" или "Пепси",крупные компьютеры у ИБМ, кетчуп у Хейнца или суп у Кэмпбела. Потребители приняли коллективное решение, чтоэти продукты предпочтительнее тех, которые предлагают другие производители.Следовательно, считают некоторые, монопольные прибыли и большие рыночные долибыли «заработаны» благодаря лучшему исполнению.
2. Недооценка конкуренции. Второй аргумент в пользупредпринимательской монополии состоит в том, что экономисты рассматриваютконкуренцию слишком узко. Например: хотя фирм, производящих данный продукт,может быть лишь несколько, эти фирмы могут столкнуться с сильной межотраслевойконкуренцией. То есть они могут испытывать конкуренцию со стороны производителейтоваров, отличных от продукции данных фирм, но способных ее заменить. Тообстоятельство, что за выпуск алюминия в стране отвечает горстка фирм, даетневерное представление о конкуренции со стороны стали, меди, дерева, пластмасси множества других продуктов, с которой сталкивается алюминий на специальныхрынках. Иностранная конкуренция также должна быть принята во внимание. В товремя как "Дженерал моторз"господствует в отечественном производстве автомобилей, растущая конкуренция состороны импорта ограничивает ее решения в области ценообразования иопределения объема производства. Более того, большие прибыли, которыеизвлекает монополист в результате полного использования своей рыночной власти,являются стимулом для потенциальных конкурентов, побуждающим их к вступлениюв отрасль. Иначе говоря, потенциальная конкуренция действует на фирмы,обладающие рыночной властью в настоящее время, как сдерживающий фактор впринятии ими решений о ценах и объеме производства.
3. Эффект Масштаба. Там, где используется высокопрогрессивная технология, только крупныепроизводители — крупные и в абсолютном выражении и относительно размеров рынкафирмы — могут добиться низких издержек на единицу продукции и поэтому продаватьее потребителям по сравнительно низким ценам. Традиционный аргумент противмонополии, состоящий в том, что монополия означает меньший выпуск, болеевысокие цены и неэффективное распределение ресурсов, предполагает, чтоэкономия на затратах была бы одинаково доступна для фирм и в высококонкурентной, и в полностью монополизированнойотрасли. В действительности дело часто обстоит не так; эффект масштаба можетбыть достижим, только если конкуренция — в смысле большого числа фирм — отсутствует.
4. Научно-технический прогресс. Вспомните приведенную в главе 28позицию Шумпетера—Гэлбрейта,в соответствии с которой монополизированные отрасли, в особенности трех- и четырехфирменные олигополии,благоприятствуют высоким темпам научно-технического прогресса.Олигополистические фирмы имеют и финансовые ресурсы, и стимулы для проведениятехнологических исследований.Антитрестовские законы
Учитывая острые столкновения мнений по поводу сравнительныхдостоинств предпринимательской монополии, неудивительно, что государственная политикапо отношению к предпринимательским монополиям была далека от четкости ипоследовательности. Хотя основной упор в федеральном законодательстве иполитике делался на то, чтобыподдерживать и поощрять конкуренцию, мы рассмотрим позднее определеннуюполитику и акты, которые способствовали развитию монополии.
ЗАКОН ШЕРМАНА1890 г.
Наивысшей точкой острого общественного возмущения трестами,подучившими развитие в 1870-е и 1880-е годы, стало принятие в 1890 г. антитрестовскогозакона Шермана. Этот краеугольный каменьантитрестовского законодательства составлен на удивление кратко и, на первыйвзгляд, прямо касается существа дела. Суть закона воплощена в двух основныхпунктах.
Впараграфе 1:
Любое соглашение, объединение в форме треста или в иной форме илитайный сговор, имеющие целью ограничение производства или торговли междунесколькими штатами или с иностранными государствами, настоящим объявляютсянезаконными...
Впараграфе 2:
Любоелицо, которое будет или попытается монополизировать, или объединиться, илисговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы монополизировать какую-нибудьчасть производства или торговли между несколькими штатами или с иностраннымигосударствами, будет считаться виновным в совершении преступления...
Результатомпринятия этого закона стало превращение монополии и «ограниченийторговли» — например, тайных сговоров в областиценообразования или раздела рынков между конкурентами — в уголовныепреступления против федерального правительства. По закону Шерманакак министерство юстиции, так и стороны, пострадавшие от предпринимательскихмонополий, могли предъявить им иск. Фирмы, уличенные в нарушении закона, порешению суда могли быть ликвидированы; или могли издаваться судебные предписания,запрещающие те виды деятельности, которые признавались незаконными даннымактом. Результатами успешного отстаивания исковых требований могли быть такжештрафы и тюремное заключение. Далее, стороны, пострадавшие от незаконных объединенийили тайных сговоров, могли предъявить иск овозмещении в троекратном размере причиненного им ущерба. Казалось, что закон Шермана обеспечивал прочное основание для уверенныхдействий правительства против предпринимательских монополий.
Однако первые же судебные истолкования закона Шерманавыявили серьезные вопросы о его эффективности, и стало ясно, что нужна болееточная формулировка антитрестовских настроений правительства. Действительно,деловое сообщество само стремилось к более четкой формулировке того, чтоявляется законным или незаконным.
ЗАКОН КЛЕЙТОНА1914 г.
Необходимое уточнение закона Шерманаприняло форму закона Клейтона 1914 г. Следующиепараграфы закона Клейтона были призваны усилить иуточнить смысл закона Шермана:
Параграф 2 объявляетвне закона ценовую дискриминацию покупателей, когда такая дискриминация неоправдана разницей в издержках. Параграф 3 запрещает исключительные, или«принудительные», соглашения, в соответствии с которыми производительпродавал бы некий товар покупателю только при условии, что последнийприобретает другие товары у того же самого продавца, а не у его конкурентов.
Параграф 7 запрещаетприобретение акции конкурирующих корпораций, если это может привести кослаблению конкуренции. Параграф 8 запрещает формирование взаимопереплетающихся директоратов когда руководительодной фирмы является также членом правления конкурирующей фирмы — в крупныхкорпорациях, где результатом было бы уменьшение конкуренции.
Фактически в законе Клейтона былонемного такого, что не подразумевалось бы уже в законе Шермана.Закон Клейтона — это просто попытка заострить ипояснить обтщие положения закона Шермана.Более того, закон Клейтона пытался объявить внезакона способы, которыми монополия могла бы развиваться, и в этом смысле былпревентивной мерой. Закон Шермана, напротив, былнацелен в большей степени на наказание существующих монополий.
ЗАКОН ОФЕДЕРАЛЬНОЙ ТОРГОВОЙ КОМИССИИ 1914г.
Этимзаконодательным актом была создана Федеральная торговая комиссия (ФТК) из пятичленов и на нее была возложена ответственность за проведение в жизньантитрестовских законов, и закона Клейтона вособенности. ФТК была наделена властью расследовать нечестные конкурентныедействия по своей собственной инициативе или по требованию понесших ущербфирм. Комиссия могла устраивать публичные слушания по таким искам и принеобходимости издавать запретительные предписания в тех случаях, когда были раскрыты«нечестные методы конкуренции в коммерческой деятельности».
Закон Уилера — Ли 1938г. возложил на ФТК дополнительную ответственность за осуществление контроля над«вводящими в заблуждение поступками или действиями в торговле». Врезультате ФТК также взяла на себя задачу защиты публики от ложной или вводящейв заблуждение рекламы и предоставления искаженной информации о качествепродуктов1.
Закон о Федеральной тортовой комиссии имеет двойноезначение: 1) этот акт расширил диапазон незаконного делового поведения и 2) онпредоставил независимому антитрестовскому органу полномочия по проведениюрасследований и возбуждению судебных дел.
ЗАКОНСЕЛЛЕРА—КЕФОВЕРА 1950 г.
Этот закон внес поправку в параграф 7 закона Клейтона,который, как вы помните, запрещает фирме приобретать акции конкурентов, еслитакое приобретение ослабило бы конкуренцию. Фирмы могли обойти параграф 7путем приобретения вещественных элементов активов (основныхпроизводственных фондов и оборудования) конкурирующих фирм, а не их акций.Закон Селлера—Кефоверазакрыл эту лазейку, запретив одной фирме приобретать вещественные элементыактивов другой фирмы, когда результатом было бы ослабление конкуренции.
Антитрестовское законодательство: результаты и влияние
Какие возникают главныепроблемы в истолковании и применении антитрестовских законов? И каков общийрезультат или влияние антитрестовского законодательства? Действенность любогозакона зависит от решительности, с которой правительство проводит его в жизнь,и от того, как закон интерпретируется судами. На практике готовностьфедерального правительства применять законы претерпевала значительныеизменения. Администрации, руководствовавшиеся философией невмешательства поотношению к предпринимательской монополии, иногда выхолащивали законы, простоигнорируя их или сокращая бюджетные ассигнования органам., отвечающим засоблюдение законов. Подобным образом и суды активнее или«прохладнее» относились к истолкованию антитрестовских законов.Временами суды решительно применяли их, близко придерживаясь духа и целейэтих законов. В других случаях суды так истолковывали законы, чтобы все их использовать,но полностью выхолостить их содержание,. Имея это в виду, давайте рассмотримдва главных спорных вопроса, которые возникают при толковании антитрестовскихзаконов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНКА
Судебные решения, затрагивающие существующую рыночнуювласть, часто вращаются вокруг вопроса о размере доли господствующей на рынкефирмы. Если рынок определяется широко, тогда рыночная доля фирмы окажетсямаленькой. Наоборот, если рынок трактуется в узком смысле, рыночная доля будетбольшой. Это трудная для суда задача — определить, что является соответствующимрынком для определенного продукта. Например, в «целлофановом деле»Дюпон" в 1956 г. правительство утверждало, Что группа«Дюпон» вместе с лицензиатом владели 100% рынка целлофана. НоВерховный суд определил рынок широко, что позволило добавить к целлофану все«эластичные упаковочные материалы», то есть вощеную бумагу, алюминиевуюфольгу и т. д. Следовательно, несмотря на полное господство «Дюпон»на «целлофановом рынке», она контролировала только около 20% рынка«эластичных упаковочных материалов», что, по постановлению суда, несоставляет монополии.
Были ли антитрестовские законы действенны? Это трудный вопрос, нополучить некоторое представление об этом можно, обратив внимание на практикуприменения законов.
Антитрестовскоезаконодательство довольно сурово относится к кооперации и слияниям, будучи в тоже время снисходительным по отношению к существующей концентрации. Такимобразом, фирме, владеющей 60% рынка, разрешается существовать в прежнем виде,устанавливая цены более чем на 60% рынка во многом как ей заблагорассудится.Между тем другие фирмы не могут сливаться, чтобы приобрести хотя бы 15% рынка.Не могут они и объединиться для того, чтобы устанавливать цены на какой-нибудьчасти рынка.
Поучительно узнать более подробно, как антитрестовскиезаконы применялись по отношению к 1)существующим рыночным структурам, 2)слияниями 3) фиксации цен.
1. Существующее рыночные структуры. Как показываетприведенная выше цитата, применение антитрестовских законов к существующимрыночным структурам было мягким. Вообще говоря, фирма будет преследоваться всудебном порядке, если она обладает более чем 60% соответствующего рынка, иимеются факты, свидетельствующие о том, что фирма прибегла к злонамеренномуповедению, чтобы достичь или поддержать свое рыночное господство. Наиболеезнаменательной недавней «победой» над существующей рыночной структуройбыло внесудебное соглашение 1982 г. между правительством и АТТ. В 1974 г. АТТбыло предъявлено обвинение в нарушении закона Щерманапутем совершения ряда антиконкурентных акций,направленных на сохранение ее монополии на телефонную связь внутри страны.Одним из пунктов соглашения было решение об отделении от АТТ 22 региональныхтелефонных компаний. В 1980-е годы, однако, федеральное правительство неподало никаких важных антитрестовских судебных исков против существующих рыночныхструктур.
2. Слияния. Отношение к слияниям меняется вЗависимости от типа слияний. Правительство обычно предпринимаетантитрестовские меры по поводу горизонтального слияния, то есть слияния двухконкурентов — таких, как Форд и Крайслер, — на одном и том же рынке, в томслучае, если их совокупная рыночная доля превысит 15%. Основное исключениеделается тогда, когда одна из сливающихся фирм находится на грани банкротства.Вертикальные слияния— слияния фирм, специализирующихся на разных стадияхпроизводственного процесса в одной и той же отрасли, -— обычно недопускаются, если каждая из фирм обладает 10% или большей долейсоответствующего рынка. Причина состоит в том, что такие слияния лишаютвозможности другие фирмы продавать свою продукцию фирме-покупателю. Например,в 1949 г. «Дюпон» приобрела контрольный пакет акций "Дженерал моторз'. "Дженерал моторз"впоследствии купила у «Дюпон» около 2/зкраски и почти половину тканей, используемых в производстве автомобилей. Врезультате другие производители краски и тканей были лишены возможности продатьсвою продукцию "Дженерал моторз".Суд предписал компании «Дюпон» избавиться от акций Дженерал моторз" и разорватьсвязь между двумя фирмами. Конгломератные слияния — приобретение фирмы однойотрасли фирмой другой, несвязанной отрасли, — как правило, разрешаются.Следовательно, если страховая компания приобретает автотранспортную фирму,вероятно, никакие антитрестовские меры не будут предприняты на том основании,что в результате слияния ни одна фирма не увеличила своей доли на собственномрынке.
3. Фиксация цен. К фиксации цен относятся строго. Фактыфиксации цен даже сравнительно небольшой фирмой вызовут антитрестовскийсудебный иск, как и другие действия, основанные на тайном сговоре, такие, какпланы поделить продажи на рынке. На языке антитрестовского закона эти действияопределяются как р е г seviо 1 atiо ns', в этом смыслеони не подвержены правилу разумного подхода. Чтобы добиться вынесенияприговора, правительству или другой стороне, выдвигающей обвинение, нужнопоказать лишь, что тайный сговор с целью установления цен или раздела продажимел место, а не то, что тайное соглашение достигло цели или причинилосерьезный ущерб другим сторонам. Решительность правительства в судебномпреследовании фактов фиксации цен имеет два главных последствия. Во-первых,фиксация цен окружена большой секретностью; она была загнана в подполье.Во-вторых, основанная на тайном сговоре деятельность теперь намного менееформализована, появилась тенденция к замене официальных соглашений обустановлении цен практикой лидерства в ценах и использованием обычной формулыценообразования «издержки плюс» (гл. 28).
Следует подчеркнуть, что все приведенные выше рассужденияоснованы на широких обобщениях. Каждое потенциальное антитрестовское делосвязано с уникальными обстоятельствами, которые могут сделать его исключением.Важно также вновь отметить, что степень строгости, с которой интерпретируютсяантитрестовские законы, существенно менялась при разных правительствах. АдминистрацияРейгана, например, проявляла снисходительность в отношении к существующимрыночным структурам и слияниям, занимая в то же время «строгую»позицию по вопросу установления определенного уровня цен. Трудно предсказать,сохранятся или нет эти тенденции в применении законов при администрации Буша.Однако, принимая во внимание усиливающуюся конкуренцию со стороны столь же илиДаже еще более крупных иностранных фирм, скорее" всего имеющиесянастроения вряд ли будут направлены на разрушение действующих отечественныхпредпринимательских монополий.
Обсуждение содержания антитрестовских законов и практики ихприменения не должно привести нас к заключению, что правительственная политикаявляется последовательно про-конкурентной. Важноотметить, что 1) существуют исключения из антитрестовского законодательства и2) ряд мер государственной политики ослаблял конкуренцию.
Профсоюзы исельскохозяйственные кооперативы были выведены — с некоторыми оговорками —из-под действия антитрестовских законов. Как мы увидим в следующей главе, вфедеральном законодательстве и политике правительства проявилось стремлениенаделить сельское хозяйство некоторой долей монополистической власти иподдерживать сельскохозяйственные цены выше конкурентного уровня. Из следующейглавы мы также узнаем, что с 1930 г. федеральное законодательство, как правило,в конечном счете способствовало росту сильных профсоюзов. Этот поддержанныйфедеральными властями рост имел своим результатом, согласно некоторымавторитетным источникам, развитие профсоюзных монополий, цель которыхзаключалась в установлении ставок заработной платы, превышающих конкурентныйуровень. В масштабах отдельного штата и на местном уровне значительное числопрофессиональных групп сумело добиться принятия обязательных требований,которые произвольно ограничивают вступление в определенные сферы деятельности,тем самым поддерживая заработки и доходы на уровнях, превышающих конкурентные(гл. 30).
Американские патентные законы, первый из которых был принят в 1790г., нацелены на обеспечение достаточного денежного стимула для новаторов путемпредоставления им исключительных прав производить и продавать новый продуктили устройство на период в семнадцать дет. Патентные свидетельстваспособствуют защите новаторов от конкурентов, которые в противном случае быстроскопировали бы это изделие и приняли участие в прибылях, хотя и не участвовалив расходах и усилиях, связанных с исследовательской работой. Некоторыенастаивают на положительной роли этого особого свойства наших патентныхзаконов, особенно если вспомнить, что новаторство может ослабить и подорватьсуществующие позиции монопольной власти. Однако выдача патента часторавносильна предоставлению монопольной власти в производстве запатентованногопредмета. Многие экономисты сознают, что продолжительность патентной защиты —семнадцать лет — слишком велика.
Значение патентных законов для развития предпринимательскоймонополии нельзя недооценивать. Такие хорошо известные фирмы, как«Дюпон», "Дженерал электрик","Америкэн Телефон эндТелеграф, "Истмэн Кодак", "Алкоа", и бесчисленное множество других промышленныхгигантов достигли различных степеней монопольной власти частично благодарятому, что они владели определенными патентными правами3.
Хотя мы должны отложить сколько-нибудь подробноеобсуждение тарифов до одной из последующих глав, здесь уместно признать, чтотарифы и подобные им торговые барьеры предназначены для защиты американскихпроизводителей от иностранной конкуренции. Протекционистские тарифы, в сущности,представляют собой дискриминационные налоги на товары иностранных фирм. Этиналоги затрудняют и часто делают невозможной для иностранныхпроизводителей конкуренцию с американскими фирмами на их внутреннихрынках. Каков результат? Менее конкурентный отечественный рынок и общаяобстановка часто способствуют развитию отечественных предпринимательских монополий.Естественные монополии и их регулирование
Антитрестовскоезаконодательство основано на предположении, что общество будет получать пользу,препятствуя развитию монополии или прекращая деятельность монополии там, гдеона уже существует: Здесь мы рассматриваем особый случай, когдамонополистическая организация отрасли экономически обоснованна.
Естественная монополия
Естественнаямонополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирмаможет снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции,чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Такие условия характерны для гак называемых,предприятий общественного пользования, к которым относятся, в частности,предприятия электро-, водо — и газоснабжения, телефонная служба и т. д. (гл. 26). В этих случаях эффектмасштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что дляполучения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходимакрупномасштабная деятельность (см. рис. 24-96). В такой ситуации конкуренцияявляется просто нерентабельной. Если бы рынок был поделен между многимипроизводителями, эффект масштаба не был бы достигнут, издержки на единицупродукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть этииздержки. В качестве возможных средств обеспечения общественно приемлемогоповедения со стороны естественной монополии представляются две альтернативы.Одной является государственная собственность, а другой — государственноерегулирование. Государственная собственность или некоторые подобные ейформы были в некоторых случаях созданы: на национальном уровне можно вспомнитьпочтовую службу, Управление долины реки Теннесси и"Амтрак" Общественный транспорт, системыводоснабжения и сбора мусора являются типичными общественными предприятиями наместном уровне. Но государственное регулирование — вариант, которогонаиболее широко придерживаются в Соединенных Штатах. В таблице 1 приводитсясписок главных федеральных регулирующих комиссий и перечисляются области ихюрисдикции. Все штаты также имеют такие регулирующие органы, занятыенаходящимися на территории штата естественными монополиями. Регулируемыйсектор имеет внушительные размеры; по приблизительным подсчетам, около 10% ВНПпроизводится регулируемыми отраслями.
Цельзаконодательства о естественной монополии воплощена в