Тема: Методики обучения праву
Содержание
1. Вопрос № 1. Теоретическое задание: Урок в школе:понятие, виды, проведение, анализ
2.Вопрос № 2. Практическое задание: Профилактическая беседа с учащимися 7-8классов во внеурочное время на тему: «Наркомания – беда и как с ней можносправиться?»
Список использованных источников и литературы
Вопрос №1
В словаре Ожегова С.И. «занятие»определяется как труд, дело, время учения. «Заниматься» – значитсосредоточить свой интерес на ком-нибудь или на чем-нибудь.
В педагогическойлитературе отмечается, что сегодня в мире основной формой обучения являетсяклассно-урочная и, следовательно, основная форма организации учебной работы –это урок.
«Урок – основнаяединица образовательного процесса четко ограниченная временными рамками, планомработы и составом учеников» – пишет А.С. Смирнов. Раскрывая теоретическиепозиции, лежащие в основе осуществления урока, Ю.А. Конаржевский отмечает, чтоурок – это инструмент воспитания и развития личности и выделяет восемьположений, который можно рассматривать, как восемь существенных признаковпонятия «современный урок». Урок – это:
1. Основная форма организации учебнойработы;
2. Динамическая, совершенствующаяся,процессуальная система, отражающая все стороны учебно-воспитательного процесса;
3. Социальная система;
4. Основа самодеятельности учащихся вучебном процессе;
5. Действие, которое обуславливаетсясоциально-экономическими потребностями общества и уровнем его развития;
6. Элементарная структурообразующаяединица учебного процесса с реализацией определенной части учебной программы;
7. Звено в системе уроков;
8. Аспект взаимодействия семьи и школы,который особенно эффективен в воспитании и развитии ученика, если позитивныепроцессы имеют место и в семье.
Использование современных педагогическихтехнологий обучения школьников и управления их познавательной деятельностипривели к трансформации урока как формы организации учебного процесса в учебноезанятие. Понятие «учебное занятие» шире понятия «урок».Урок мы рассматриваем, как частный случай учебного занятия. А учебное занятиехарактеризуется двояко: как организационная форма обучения и как временнойотрезок процесса обучения, способного отразить все его особенности. Но насинтересует, что же представляет собой учебное занятие по праву.
Учебное занятие по праву – это комплекснаясистема организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единствес учебно-познавательной деятельностью учеников.
Оно направлено на достижение целейусвоения главных дидактических единиц правового модуля государственногостандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными правовымизнаниями в практической деятельности. В современной науке к уроку предъявляетсябольшая группа дидактических, психологических, гигиенических требований. Так,например, его продолжительность в школе, в зависимости от возраста детей,устанавливается от 35 до 45 минут. Педагогу не следует задерживать школьниковна перемену, которая дана ученику для отдыха. Учитель права при выборе тех илииных методов и приемов работы на уроке должен учитывать все факторы, способныеоказать отрицательное влияние на здоровье школьника (как он сидит, каковаосвещенность помещения и рабочего стола и прочие).
При организации урока по праву обращаетсявнимание и на проблемы психологического характера (общий эмоциональный настройучеников на восприятие правового материала, распределение по группам взависимости от особенностей детей.
Урок по праву условно можно рассматриватьс точки зрения интегрированного взаимодействия пяти составляющих компонентов:
ü Учитель права;
ü Обучаемые;
ü Юридическоесодержание учебных курсов;
ü Система методов,приемов, средств обучения;
ü Цель и результат.
Теперь рассмотрим эти компоненты болееподробно.
1.Что же должно характеризовать учителяправа? Это знание юриспруденции, основных тенденций современного обученияправу, эрудиция; педагогическое и методическое мастерство, то есть умениедонести юридический материал, который бывает весьма сложным, умение создатьблагоприятный психологический климат, умение ответить на все вопросы.
2.Вторым компонентом учебного занятия поправу является обучаемые. Их характеризует:
а) активность и самостоятельность восвоении юридического материала;
б)уровень учебных знаний и навыков;
в)навыки сотрудничества и работы вколлективе (на учебных занятиях по праву это очень важный признак, онпроявляется при организации обучения по группам);
г)степень дисциплинированности иорганизованности обучаемых.
3.Третий компонент – это юридическоесодержание учебного курса, при анализе которого следует обращать внимание натакие параметры, как:
а)научность правовой информации, еедостоверность;
б)доступность материала определенномуадресату. Материал, который отбирается учителем для разъяснения, долженнесколько опережать уровень подготовки обучаемых;
в)актуальность изучаемых правовых понятийи их непосредственная связь с жизнью;
г)наличие новизны изучаемой правовойпроблемы;
д)оптимальность объема предложеннойюридической информации.
Четвертый компонент учебного занятия поправу – это система методов, приемов, средств организации учебной деятельности.Это проявляется в следующем:
1)рациональности и эффективности использованиявремени на уроках права;
2)учета того, как происходит усвоениематериала в зависимости от времени суток. Специалисты констатируют, что самыйлучший период для быстрого усвоения и восприятия сложного юридическогоматериала определяется временными рамками от 11 часов до 13 часов дня. Подъемработоспособности наблюдается в субботу, так как у обучаемых на уровнеподсознания заложена информация о предстоящем выходном дне;
3)наличия и эффективности использованиянаглядности и технических средств обучения праву;
4)уровня обратной связи, проявляемой входе занятия;
5)эффективности контроля за работойобучаемых, оценка их деятельности;
6)степени эстетического воздействиязанятия на обучаемых.
И последний пятый компонент– это цель ирезультат учебного занятия по праву. А здесь следует обращать внимание на:
ü Степеньконкретности, четкости, лаконичности поставленных целей. Любая цель учебногозанятия по праву должно быть конкретной и достижимой.
ü Необходимо оценитьстепень обучающего, воспитательного и развивающего воздействия занятия по правуна школьников.
Рассмотрев основные компоненты учебногозанятия, перейдем к рассмотрению типов (видов) уроков. Традиционно выделяютследующую типологию уроков (смотри схему № 1). Эту классификацию можно провестис позиции самих элементов процесса обучения.
Можно привести классификацию и по ведущимметодам обучения:
1. Урок-лекция
2. Урок-беседа
Схема
/>
3.Диспут
4.Лабораторное занятие
Если классификациюпроводить в зависимости от деятельности самих школьников, то можно выделить:
ü Уроки-обобщения.
ü Уроки-игры.
ü Уроки-конференции.
ü Проблемные уроки.
Рассмотрим классификациюучебных занятий по праву и дадим кратко характеристику каждого из видов.
В зависимости от учебнойзадачи и элементов процесса правового обучения, выделяют:
¨ Вводный урок;
¨ Урок изучениянового материала;
¨ Комбинированныйурок;
¨ Контрольный урок;
¨ Урок проверки иучета знаний;
¨ Повторительно-обобщающийурок.
Вводный урок предваряетсерию учебных занятий, проводится первым по курсу. На таком уроке учительразъясняет особенности изучения учебного предмета, закрепляет интерес обучаемыхк познанию права, указывает общие требования, которые будут предъявляться входе процесса обучения.
Урок изучения новогоматериала целесообразно организовать в том случае, когда содержаниепредшествующих тем хорошо усвоено, а новый материал требует особого внимания всилу своей важности, сложности. Указанный тип урока по праву может бытьорганизован в виде школьной лекции, киноурока.
Комбинированный урок поправу – эти уроки в большей степени распространены в правовом обучении.Необходимо перечислить структурные элементы таких занятий:
1.Организационныймомент.
2.Постановка целизанятия перед учащимися.
3.Опрос.
4.Изучение новогоматериала.
5.Закрепление новогоматериала, изученной темы.
6.Подведение итоговурока. Обобщение изученного материала.
7.Задание на дом.
Более подробно схемупроведения таким занятий мы рассмотрим чуть ниже.
Следующий вид урока –это контрольный урок по праву. Такой урок целесообразно проводить послеизучения темы или ряда тем. Учитель может предложить школьникам выполнитьписьменные задания: решить задачи, объяснить юридические правила поведениялюдей в той или иной ситуации, провести устный опрос. Также учитель можетпредложить ученикам выполнить тестовые задания, причем их проверку организоватьв классе.
И последний в типологииуроков — это урок обобщающего повторения. Такой урок может проводиться послеизучения темы, проблемы, которая раскрывалась на протяжении нескольких уроков,раздела или курса вообще. Главной целью этих уроков является систематизацияправовых знаний школьников, установление логической взаимосвязи изученныхправил поведения, правовых явлений и обобщения их. К такому уроку учительзаранее готовит вопросы и задания и знакомит с ними школьников. Такие урокимогут проходить в форме игры, групповой работы с законами и прочие.
Нам необходиморассмотреть и схему проведения урока по праву. И как было заявлено выше, мырассматриваем схему проведения комбинированного урока.
Такой урок начинается снебольшого организационного момента. Обучаемые настраиваются на урок и готовятсяк предстоящей учебной деятельности. Учитель и ученики приветствуют друг друга,а также проверяется явка учащихся. Этот момент нельзя затягивать долго.
Затем учителю необходимообъявить цель занятия.
Второй компонент – этопроверка знаний и умений школьников. Учитель организует работу детей,использующих в своей деятельности ранее изученный материал. Проверка можетосуществляться устно или письменно. При этом необходимо, чтобы все школьникибыли включены в эту деятельность, учитывались индивидуальные особенностикаждого, а потому подобная диагностика может носить дифференцированныйхарактер. В опрос необходимо включать задания, контролирующие не только степеньусвоения предыдущего материала, но и нацеливающие на изучение новой темы.Учитель может заранее разработать серию вопросов и заданий, которые будутадресованы на этом этапе учащимся. Опрос может проводиться фронтально в устнойформе. Некоторых учеников можно пригласить на первые парты для выполненияписьменного задания. Другие школьники могут работать у доски, заполняяразличного рода таблицы, схемы. Однако весьма ценной на уроках права являетсяработа, требующая устного рассказа школьника, объяснение своей позиции. Привыступлении одного школьника по теме другие ребята должны учиться умению егослушать, дополнять и даже критиковать. Также в зависимости от темы урокаучителю необходимо продумать серию вопросов, нацеливающих на изучение новойпроблемы. Ему, как уже говорилось выше, четко необходимо сформулировать темуурока, обозначить цели, задачи предстоящей деятельности, а также задания,которые необходимо выполнить. Следует и обозначить план учебного занятия. Следующимзвеном урока выступает изучение нового материала. Оно может быть выстроеноразличными способами. Это может быть рассказ. Тогда учитель делает отметки, гдеследует особо обратить внимание учащихся. Необходимо приводить яркие примеры,поясняющие механизм той или иной нормы права. Это может быть и работашкольников по группам, когда одна группа готовит вопросы другой. А также этоможет быть работа с текстом закона и решение практических ситуаций. При этихформах учитель выступает в роли организатора занятия и помощника всамостоятельной познавательной деятельности учеников. Важным этапомкомбинированного урока является закрепление изученного материала. Закреплениеотдельных юридических конструкций всей темы можно осуществлять сразу же послеизучения каждой из них. Такая поэтапная работа подводит школьников к общемуитоговому закреплению темы, в процессе которого используются вопросы и задания воспроизводящегохарактера. Также в ходе учебного занятия осуществляется так называемое текущееповторение правового материала для того, чтобы осуществить его логическую связьс тем, что изучается дальше. Завершать учебное занятие целесообразно домашнимзаданием, которое:
v Связанос содержанием правовой информации урока;
v Онодолжно быть четким, ясным и адресоваться всему классу, но можно предлагать иотдельные индивидуальные задания некоторым школьникам;
v Пообщему правилу задание предлагается выполнить к следующему уроку, однако могутбыть и задания рассчитанные на более длительный срок подготовки;
v Нельзяпредлагать большой объем домашних заданий (в противном случае основная частьучеников их не выполнит;
v Наследующем уроке учитель обязательно проверяет, как выполнено задание(систематическая непроверяемость заданий приводит к снижению их значимости.
Итак, мы рассмотрелипонятие, виды, этапы проведения урока. А теперь нам необходимо выявить какпроходит анализ проведенного урока.
Знание качествадостигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя,иначе его деятельность теряет смысл. Если учителю неизвестно, насколькоплодотворна его деятельность, если он не знает, что сделано правильно и в чемдопущены ошибки, то пропадает не только моральный стимул для труда, но и нельзядостичь поставленных целей. В процессе своей деятельности учитель обязательноопределяет и измеряет качество обучения, хотя и не всегда отдает себе отчет, ккаким мыслительным операциям прибегает в том или ином случае.
Эффективность урокаможно оценить по следующим критериям:
1.Четкая поэтапнаяреализация целей урока (обучающих, развивающих, воспитывающих,диагностических).
2.Целесссообразностьвыбранной учителем структуры урока.
3.Содержательная насыщенность,плотность урока.
4.Гибкое, результативноеиспользование методов, приемов, дидактических средств обучения.
5.Познавательная итворческая активность учащихся на уроке.
6.Культурапедагогического общения учителя с учащимися, создание доброжелательногопсихологического климата.
7.Объективность иоперативность педагогической оценки результатов учебной деятельности учащихся.
При анализе исамоанализе урока часто допускаются ошибки, суть которых сводится к следующему:
1. Нет ясных,четких требований к эффективному уроку и как следствие – ясного понимания,какой урок считать эффективным;
2. Оченьчасто анализ урока сводится к тому, что делал учитель. Параллельно деятельностьучащихся не анализируется.
3. Прианализе урока часто не акцентируется внимание на роли данного урока в общейсистеме уроков.
4. Прианализе урока часто не обращают внимание на такие «мелочи», какпсихологический климат на уроке, воспитательные аспекты урока.
5. Прианализе урока часто не соотносятся такие его признаки, как уровень егоэвристичности, технологичности, устойчивости полученных учителем результатов.
Поэтому для того, чтобыдобиться хороших результатов учителю необходимо правильно подготовиться,поддерживать интерес и внимание учащихся. Современный урок обязан создавать условиядля поэтапного контроля за качеством усвоения. Отсутствие контроля илиформальное его осуществление наносит непоправимый вред учебно-воспитательномупроцессу. Контроль за качеством знаний позволяет выявить индивидуальныйхарактер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути ихпреодоления с учетом индивидуального подхода к каждому ученику.
И в завершении следуетотметить, что структура учебного занятия, расположение и количество его этапов(подсистем), зависит от замысла учителя, от проектирования или совместной сучащимися деятельности по достижению цели образования и форм организациисамостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Вопрос № 2
Цель беседы:
1) выявитьвопросы, особо волнующие учащихся в борьбе с наркоманией;
2) научитьработать учащихся в группе;
3) научитьумение отстаивать свое собственное мнение.
Внеурочная деятельностьочень динамична. Вне урока учащиеся приобретают больше возможности дляконтактов с реальным взрослым миром. Тем более эта деятельность не связана стребованиями школьной программы. А значит этот вид деятельности будет болееинтересен.
А теперь составимпримерный план беседы.
Первый этап – педагогвыступает со вступительной речью.
«Проблеманаркомании в подростковом возрасте в последние годы стала чрезвычайноактуальной. Только врачи-наркологи и сотрудники правоохранительных органовзнают, как много сейчас подростков, употребляющих наркотики. Очень часто нипедагоги, ни родители даже не подозревают, что подросток регулярно употребляетнаркотики, а узнают об этом лишь тогда, когда он попадает в психиатрическуюбольницу или в больницу. Даже эпизодическое употребление алкоголя вподростковом возрасте должно рассматриваться как чрезвычайное событие, потомучто это сразу сказывается на психике, поведении подростка, на учении в школе,во взаимоотношениях с родителями. Наркологи сейчас говорят, что больныхнаркоманией почти столько же, сколько и больных алкоголизмом. Точных данных околичестве наркоманов в нашей стране все-таки нет. Статистические показателиопределяются, исходя из количества больных, состоящих на наркологическом учете.Но лишь единицы сами обращаются за лечением, остальных привозят милиция илиродные. Надо полагать, что тех, кто попал в поле зрения наркологов иправоохранительных органов, гораздо больше. Эта трагедия не только семьи, вкоторой есть больной наркоманией, но и всего общества. Трагедия и в том, чтонаркомания поражает людей молодого возраста, а начинается все в большинствеслучаев с подростковых лет. Чтобы подрастающее поколение было полноценным,необходимо уберечь детей от этого зла, Следовательно, самые важные задачи – этообнаружение и профилактика этих явлений. А теперь попытаемся найти ответы навопрос „Возможно ли победить это зло?“
Педагог предлагаетучащимся выбрать утверждения из предложенного списка наиболее актуальные иинтересные для аудитории. Для этого перед началом беседы каждому из учащихсябыли выданы комплекты карточек зеленого, желтого и красного цветов. Педагогобъясняет участникам беседы, что после каждого утверждения они должныпроголосовать карточкой соответствующего цвета: красная – „полностью несогласен“, желтая – „не уверен“, зеленая – полностью согласен. Впроцессе опроса, проводящий исследование отмечает, какие из утвержденийявляются наиболее спорными для данной аудитории, а также каков общий уровеньзнаний участников в данной области. (Для этого из группы педагогу необходимовыбрать еще и двух помощников). Утверждения, вызвавшие наибольшие разногласия,выносятся на групповое обсуждение.
Примерные вариантыутверждений, предлагаемых для опроса:
1.Большая частьнаркотиков распространяется через медицинские учреждения.
2.Наркомания невылечивается.
3.Наркотики начинаютпробовать вследствие любопытства (трудности в семье, мода, примера, отсутствияцели в жизни, личной драмы, непонимания последствий, болезни, скуки и т.д.).
4.Пристрастие кнаркотикам – признак слабой воли.
5.Подростки,употребляющие наркотики, всегда пытаются это скрыть.
6.Наркоман долгое времясчитает, что если захочет, то перестанет употреблять наркотики.
7.Анаша, гашиш,марихуана – это не наркотики.
8.Можно всю жизньупотреблять наркотики и не стать наркоманом.
9.Наркотики нужнолегализовать.
10.Употребляющихнаркотики надо наказывать.
Этот метод позволитучитывать особенности подростковой психологии, хотя делает более сложным имногомерным процесс педагогического взаимодействия.
/>
На втором этапепроисходит установление доверительных отношений с группой, здесь необходимо обратитьвнимание на такие моменты:
1)актуальность темы(выясняется, как было уже сказано в предварительном этапе, перед началомсобственно беседы). В этот момент определяется актуальность предполагаемойтематики, для чего от подростков получена информация о то, насколькоэмоционально значима для них проблема наркомании. Такой эмоциональный зарядбудет для них залогом эффективности дальнейшей работы.
2) прояснение ожиданийсторон. Если тема для подростков эмоционально значима, то это рождает в нихопределенные стремления, например, получить дополнительную информацию илижелание помочь товарищу избавиться от наркотиков, или определить степень своейзависимости и т.п., тогда задача педагога будет заключаться в том, чтобы помочьгруппе подростков глубже познакомиться с этой темой, разрешить их страхи исомнения и научить справляться с затруднительными ситуациями.
В процессе беседы можнопровести анонимное анкетирование по следующим вопросам:
1) наркомания– это беда.
2) С нейможно справиться только при помощи применения смертной казни.
3) С нейможно справиться только при помощи новых законов.
4) С нейвообще нельзя справиться.
5) Снаркоманией каждый должен справиться сам.
В конце беседы подвестиитоги анкетирования. Огласить результаты. Сделать выводы.
Третий этап — основнойэтап – педагог предлагает учащимся привести примеры употребления наркотиков,взятые из газетных статей, выступлений в средствах массовой информации, книг иконечно же, из жизни своих сверстников и более старших по возрасту подростков.Здесь же учащиеся выступают перед своими сверстниками с рассказами о причинах,по которым они не употребляют наркотики.
Четвертый этап — завершение работы – на этом этапе подводятся итоги анкетирования, Оглашаютсяитоги. Исходя из результатов работы предлагаются наиболее эффективные методыборьбы с наркотической зависимостью. Таким образом, оцениваются результатыгрупповой работы. Участники беседы осознают приобретения, сделанные благодарясовместной деятельности, и переносят их на условия реальной жизни в будущем.
Список использованнойлитературы
1. Водовозов М.Ю. Психология деликвентного поведения наркотически зависимыхучащихся. Методическое пособие. Тюмень. Тюменский государственный колледжпрофессионально-педагогических технологий.1999.
2. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков:Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. Учеб. Заведений. – М.: Изд. центр „Академия“,1999.
3. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Образовательный центр,Педагогический поиск, 1999.
4. Ларионов А.В. Наркомания: Мифы. Смысл. Причины. Терапия. – Екатеринбург:Изд-во Урал. Ун-та, 1997.
5. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студ.высш. И сред. пед. учеб. Заведений/С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.Под ред. С.М. Смирнова. – М.: Издательский центр „Академия“, 2001.
6. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. Для студ. высш.учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
7. Требования к современному уроку// Стандарты и мониторинг, 2003. № 3
8. Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебногозанятия// Методист, 2003 № 1.
9. Цыб А.А. Педагогика школы в структурных моделях учебных тем: Учебноепособие, Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999.