Содержание.
Введение
I. Приватизация на Украине и место вней арендных отношений.
II. Мировой опыт развития аренды в АПК.
III.Развитие арендных отношений на примере предприятий пищевойпромышленности.
IV.Лизинговые операции, проблемы их внедрения на Украине.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
В условиях переходак рыночным отношениям в экономике Украины большое значение играет реформацияотношений собственности, разгосударствление и появление новых видовсобственности, что будет способствовать развитию рыночных отношений, новыхвидов хозяйствования, благодаря чему появится возможность преодолеть тяжелейшийэкономический кризис, в котором находится Украина.
В связи с тем, чтопроцесс приватизации (перехода от государственной к негосударственной формесобственности) не может произойти в короткие сроки, особое значение приобретаетвопрос, рассматриваемый в этой работе, о становлении арендной формыхозяйствования, которая будет способствовать этому процессу. При рассмотренииэтой проблемы следует учитывать накопленный мировой опыт, а также особенностиэкономики Украины.
1. Приватизация на Украине и место в ней арендных отношений.
Процесс приватизации, официальноначавшийся в Украине 1 декабря 1992 г., сложный и противоречивый. Существуетбольшое разнообразие точек зрения в отношении целей, форм, сроков приватизации,степени готовности Украины к ней и т. д. И хотя процесс уже начался, учитываяактуальность темы для страны в целом и отдельных граждан, предлагаем своевидение этой проблемы в общетеоретическом плане, а также анализ организационныхформ приватизации в частности.
Необходимость процессаразгосударствления и приватизации почти ни у кого не вызывает сомнений иобосновывается, во-первых, кризисным положением экономики и общества в целом;во-вторых, неизбежностью перехода к рынку; в-третьих, понятием врожденнойэкономической активности частного собственника; в-четвертых, признанием тогоопределения, что своя собственность — это основа свободы личности.
Приватизация представляет собой главнуюсоставную часть экономической реформы, ее стратегию и тактику. Это процесс,которому присущи глубинные свойства, связанные с кардинальным изменениемсоциальных структур, изменением общественно-экономического строя в Украине.
Что же вкладывается в понятие«приватизация»? Если взвешенно подойти к анализу этого понятия,то:
— в узком понимании, с точки зренияэтимологии, это — процесс перехода любойформы собственности (государственной, личной, коллективной, интегрированной ит. д.) в частную;
— в широком смысле это понятие напрактике, в литературе, официальных документах рассматривается как формаразгосударствления, превращение (трансформация) государственной собственности вдругие формы собственности (присвоение).
При таком подходе подразгосударствлением подразумевается общий процесс перехода от тоталитарнойгосударственной экономики к экономике смешанной, многоукладной,плюралистической, полифонической (многоголосой), что связано (многоголосой),что связано с четырьмя «Д», а именно:
— денационализацией;
— демонополизацией;
— демократизацией;
— децентрализацией экономики,
а также с составными частями этогопроцесса: арендизацией, корпоратизацией (акционированием), коммерциализацией,персонификацией собственности.
В конечном счете это освобождениегосударства от функции прямого непосредственного хозяйственного управленияпроизводством.
Но среди целей приватизации имеется ивполне прагматическая, и заключается она в том, чтобы за счет продажигосударственных предприятий получить средства, которыми можно было бы хотьчастично закрыть прорехи в огромном бюджетном дефиците. Главным содержаниемприватизации должны стать именно инвестиционные процессы, которые могутпривести к структурным изменениям. Социальные же аспекты выступают при этомлишь в роли стимулов или ограничений, амортизирующих экспансию частногокапитала.
При разработке любой концепцииприватизации (а она, кстати, до этого времени фактически так и не сформированав Украине на государственном уровне) имеется целый ряд общих требований,выдвигаемых в отношении приватизационного процесса:
1. Упорядочение юридических правсобственности и фактического права распоряжаться ею. В Украине к моментуначала приватизации большинство необходимых законодательных актов былоразработано и введено в действие. Но в них имеются существенные недостатки.Во-первых, не определено и не закреплено в законе одно из главных правсобственности — на землю. Без него, по существу, невозможен общий процессприватизации — так как объекты государственной собственности построены на земле- государство их приватизирует, а землю — пока что нет. Во-вторых, сегодняостаются в силе два взаимоисключающих положения — в Законе об аренде имущества- государственных предприятий и организаций и в Законе о приватизации имуществагосударственных предприятий Украины. Так, первый документ предоставляетвозможность трудовым коллективам взять его в аренду с выкупом, а второй — утверждает, что все государственноеимущество должно быть равномерно разделено между гражданами Украины черезсистему сертификатов. Если учесть, что на аренду с выкупом идут предприятия,работающие наиболее эффективно, с хорошим парком оборудования, то не труднозаметить односторонность приватизационного процесса: одним — лучшее, другим — ничего. В-третьих, если приватизационные имущественные сертификаты можно будетвкладывать в выкуп акций предприятий ( а это — политика Фонда госимущества), токотироваться будут акции лишь известных предприятий, со стабильным уровнемфункционирования. ибо смогут гарантированно приносить прибыль вкладчику.
2. Использование уже в переходныйпериод стимулов. предоставляющих возможность работать по критериям рыночногохозяйства. Такими критериями могло бы стать льготное налогообложение втечении определенного времени (3 — 5 лет) для большинства предприятий, особеннопроизводящих промышленную продукцию или продукты питания к моменту ихприватизации. Это привело бы к стабилизации экономического положенияпредприятий. дало бы возможность коллективу определиться — или приватизироватьпредприятие, или оставить его государственным.
3.Сведение к минимуму предпосылокзлоупотреблений в процессе приватизации.
4. Поиск оптимального решениякапиталоемкости внутреннего рынка. Вотношении этого условия имеется существенное замечание. В приватизационныхдокументах не нашли отражение возможность привлечения трудовым коллективом(который в большинстве случаев не имеет собственных средств на выкуппредприятия) отечественных и иностранных инвесторов на договорной основе ивозможность их участия в организации общества покупателей.
5. Создание условий, обеспечивающихзаинтересованность населения в приватизации и поддержание этой заинтересованностив процессе ее проведения. К сожалению, такой заинтересованности у основноймассы населения нет. Это объясняется как отсутствием четкого определениявозможностей применения приватизационных имущественных сертификатов в процессеприватизации, так и невозможностью на свое усмотрения распоряжаться ими(продать, подарить и т.д.). Сертификаты рассматриваются только как возможностьприобрести акции предприятий — а это уже элемент принудительной приватизации.
6. Необходимость социальной защитынаселения в процессе приватизации. Элементами такой защиты могут стать:продажа не только 20% акций предприятий их трудовым коллективам; обеспечениегосударством гарантированных дивидендов на приватизационные сертификатынаименее обеспеченным категориям населения, возможность вкладывать имущественныесертификаты в акции наиболее развитых предприятий; невозможностьперепрофилирования объектов социально-бытового назначения в теченииопределенного периода при их приватизации.
7. Запрет на использование выручкиот приватизации для субвенций слабым предприятиям.
В Украине применяются различные формыприватизации государственных предприятий:
Организационно-экономические формы приватизации
Путемаренды государст- Выкуппредприятия
венной собственности
Акционерное общество
Закрытое
Открытое
С акционерной собственностью закрытого типа
С акционерной собственностью открытого типа
С ограниченной ответственностью
С дополнительной ответственностью
Полное товарищество
Командитное товарищество
Хозяйствен-ные товари-щества
Частное предприятие
С паевой собственностью /так называемое “народное предприятие”/
Каждая из названныхорганизационно-экономических формприватизации имеет как свои преимущества, так и определенные недостатки.Последние являются результатом действия на субъективных и объективных факторовк моменту его приватизации и в том числе зависят от: уровня развитияпредприятий, эффективности его функционирования; состояния основных фондов,материально-технической базы; и социальной инфраструктуры; психологическогоклимата в коллективе, его воли и направления; наличия потенциальныхсобственника (по уровню личных доходов и сбережений) — членов трудовогоколлектива; соотношения сил формальной и неформальной в власти и т.д.
Для выбораорганизационно-экономической формы приватизации необходимо рассмотреть наиболее характерные признаки каждой из них.
Аренда, как известно, предполагаетпередачу средств производства (имущества) во временные пользование и владение.Обязательным условием реализации арендных отношений является наличие двухэкономических субъектов — арендодателя и арендатора, отношения между которымискладываются по поводу одного и того же объекта собственности. Дляпродуктивного использования средств производства арендатор должен получитьправо владения ими, которое предоставляется ему арендным договором. Такимобразом, аренда, сохраняя за собственником право верховного распоряжения,предполагает передачу арендатору хозяйственных компетенций управления,владения, пользования имуществом, вследствие чего у него возникаетэкономический интерес по его эффективному использованию.
И у собственника, и у непосредственногопроизводителя (арендатора) существует объективная необходимость в фактическомприсвоении результатов производства — прибылей, материальных благ, посколькуони заинтересованы в удовлетворении своих жизненных потребностей, реализациисвоих экономических интересен. Однако собственник свои интересы реализует влюбом случае (независимо от результатов производства он получает аренднуюплату), тогда как арендатор заинтересован в максимальном повышенииэффективности своей хозяйственной деятельности.
Средства производства, арендуемыеарендатором, становятся его собственностью только тогда, когда уже принадлежатему, то есть после выкупа этих средств у собственника (что обусловленодоговором), а также в случае, когда их стоимость по окончании срока арендыполностью возмещена, а они еще сохраняют свои полезные свойства.
Арендные отношения являются средствомреализации собственности. Это происходит в процессе отчуждения-присвоения.Практически он осуществляется путем предоставления собственником арендатору(как субъекту реализации собственности)прав пользования, владения, частичного распоряжения арендованными средствамипроизводства, а пользование (экономические отношения между субъектамисобственности по поводу потребления ее объектов), владение и частичноераспоряжение (отношения, связанные не только с использованием условий, но и сприсвоением результатов производства) — атрибуты единого процесса присвоения,характеризующего процесс реализации собственности.
Собственность является фактическим,завершенным присвоением. То есть арендатор, не являющийся собственником,наделяется правами пользования, владения, частичного распоряжения в отношенииимущества собственника. Арендатору предоставляется широкая экономическаясамостоятельность, однако это не означает, что он превращается в собственникасредств производства.
Что же касается разгосударствлениясобственности и передачи предприятий в собственность их трудовым коллективам,то в этом, думается, заключено существенное противоречие. Государственные предприятия — субъекты реализациигосударственной собственности. Собственником же является государство, котороепередает своим представителям (субъектам реализации собственности) — предприятиям права пользования,владения и частичного распоряжения, то есть осуществляется процесс реализациигосударственной собственности. Если же коллектив предприятия берет в его угосударства, то этот процесс реализации государственной собственности,накладывается на него. В этом случае коллектив предприятия, осуществляя правопользования, владения, частичного распоряжения, для того, чтобы арендовать угосударства средства производства, которые уже находятся в его пользовании,владении и распоряжении, должен осуществлять тот же самый процесс, но еще и заарендную плату. Кроме того, за длительный срок арендатор вступает в конфликт ссобственником.
При аренде государственного имуществатрудовым коллективом предприятия имеетместо:
1. Создание и наращивание коллективнойодновременно с угасанием государственной собственности. Наличие коллективнойсобственности требует ее дальнейшей персонификации применительно к каждомуработнику в зависимости от его трудового вклада.
2. Предоставление коллективу правасамостоятельно распоряжаться арендованными средствами производства иорганизовать свою деятельность соответственно с принципами самоуправления.
3. Внедрение аренды на уровневнутренних подразделений предприятия.
4. Точный учет личного вклада каждогоработника в общий результат деятельности коллектива.
5. Постепенный выкуп предприятия, в томчисле только за счет средств коллектива (как общих, так и личных средствработников) и результатов его экономической деятельности (для арендногоколлектива с акционерной собственностью закрытого типа и«народного предприятия»), а также за счет свободной продажи акцийпредприятия и их реализации через фондовую биржу.
6. Коллегиальность управленияпроизводством. Для арендных коллективов с акционерной собственностью закрытоготипа и долевой собственностью высшим органом управления является общее собраниеих членов. Руководство текущей деятельностью осуществляет избранный коллективомруководитель. Для арендного коллектива с акционерной собственностью открытого типа характерен коллегиально-акционерный принцип управления — сочетание воли трудовогоколлектива с волей акционеров, собственников контрольного пакета акций спостепенным смещением реальных функций управления в пользу последних.
7. Выпуск акций для арендныхколлективов с акционерной собственностью:
а) закрытого типа — акций трудовогоколлектива только для работников данного предприятия (включая пенсионеров,студентов вузов, военнослужащих, работавших на предприятии и др.);
б) открытого типа — акций предприятия,которые могут приобрести как физические (рабочие предприятия, отдельныеграждане), так и юридические лица (предприятия, холдинги и т, д.). В этомслучае члены трудового коллектива имеют возможность приобрести часть акций поих номинальной стоимости, а не по курсу фондовой биржи. Общим для обеихорганизационных форм признаком является начисление дивидендов как на акциитрудового коллектива, так и на акции предприятия.
Для так называемого «народногопредприятия» характерным является долевой принцип приватизации имущества,под которым подразумевается внесение каждым членом трудового (арендного)коллектива установленной доли и определение его пая в общей собственностиколлектива (в зависимости от трудового вклада работника). В результате поитогам хозяйственной деятельности каждый пайщик получает в виде выплат частьчистого дохода на пай.
При выборе любой из рассмотренныхорганизацнонно-экономических форм приватизации путем аренды необходимо учитывать: общим для всех этихформ является тот факт, что во всех случаях наблюдается ограничениеэкономической самостоятельности арендных коллективов по договору аренды: каждаяиз указанных форм (через аренду) имеет различную степень эффективности.Наибольшее преимущество по объективным показателям имеет арендный коллектив сакционерной собственностью открытого типа, которая характеризуется: низкимуровнем коллективного владения иуправления (хотя теоретически управление хозяйственной деятельностьюпредприятия осуществляет общее собрание членов коллектива, фактически же правауправления переходят к акционерам, имеющим контрольный пакет акцийпредприятия); средней степенью эффективности инвестиций физическими лицами; средней возможностьюбыстрого повышения эффективности производства; высоким уровнем экономическойответственности и заинтересованности коллектива собственников в результатахфункционирования предприятия (как его работников, так и акционеров — не работников);большой возможностью быстрого выкупа предприятия (в наименьшие сроки, посравнению с другими формами).
Для арендного коллектива с акционернойсобственностью закрытого типа характерны: средний уровень коллективноговладения и управления (возможен конфликт арендодателя и арендатора по поводуправа распоряжения коллективной собственностью); низкая эффективность вложенийв производство (средства рабочих довольно незначительны); низкая возможностьбыстрого и значительного повышения производства (в основном из-за нехваткисредств); средний уровень экономической ответственности и заинтересованностиколлектива собственников; более длительные сроки выкупа предприятия.
Наименьшую степень эффективности имеетарендное предприятие с долевой собственностью («народноепредприятие»), которому присущи, кроме высокого уровня коллективноговладения и управления (все «равны» и условием достижения благосостояниякаждым является только личный труд): низкая эффективность инвестиций впроизводство, низкая возможность быстрого повышения эффективности производства,самый низкий уровень экономической ответственности и заинтересованностиколлектива, наиболее длительные сроки выкупа предприятия.
Следует, однако, заметить, что Государственная программа приватизации за 1992 г. в Украине по арендеполностью не выполнена, возможно, в связи с новизной и сложностью проблемы Возможноневыполнение Программы приватизации и в1993 г. — именно из-за ограничений, введенных Кабинетом Министров для аренды свыкупом — единого способа приватизации, который реально действует и ведет копределенному повышению эффективности производства.
Декретом Правительства Украины о приватизации целостных имущественных комплексов госпредприятий и других структурныхподразделений, сданных в аренду от 13 мая 1993 г., признается аренда с выкупомпо договорам, заключенным до ввода в действие Декрета «О дополнительномрегулировании арендных отношений». Однако им выдвинуты условия, делающиеаренду с выкупом практически невозможной. Так, необходимо в «старые» договорыаренды с выкупом внести дополнение, в котором обязательно указать квотуиспользования имущественных приватизационных сертификатов организацийарендаторов. А поскольку квоту будет в прямом понимании навязывать Фондгосударственного имущества, то он будет стремиться поднять ее вплоть до 70%, ив таком случае возможности для выкупа предприятия просто не остается. А это — опять-таки фактический запрет аренды с выкупом.
От приватизации государственногопредприятия через аренду его трудовым коллективом существенно отличаетсяприватизация путем выкупа. Прежде всего это касается сроков приватизации (привыкупе-мгновенная), а также организационно-экономических форм, которыми привыкупе являются:
1. Создание акционерного общества (какоткрытого, так и закрытого типа).
2. Организация хозяйственных обществ сопределенной наперед ответственностью: ограниченной, дополнительной, полное икоммандитное общества.
3. Приобретение (покупка) предприятияфизическим лицом или группой лиц (частное предприятие).
Факторы, влияющие на выборорганизационно-экономических форм предприятий, приватизируемых путем выкупа, восновном аналогичны арендным.
Характерными признаками акционерногообщества являются:
— наличие акционерной собственности(собственность общества состоит из собственности его членов, вложивших средствав приобретение акций). В акционерном обществе открытого типа происходитсвободная реализация акций предприятия через фондовую биржу (до 75 % акций) порыночному курсу (только учредители и члены трудового коллектива имеют возможностьприобрести акции по номинальной стоимости). В закрытом акционерном обществереализация акций осуществляется внутри предприятия без реализации на сторону;
— начисление дивидендов. Чем вышеэффективность предприятия, тем больше размер чистой прибыли, идущей на выплатудивидендов, и тем выше заинтересованность акционеров;
— определение рыночной стоимости акций(курса акций): для открытого общества — по курсу фондовой биржи; для закрытого- по номинальной стоимости;
— акционерный тип управления: несмотряна видимость коллегиального управления (экономическую политику проводит общеесобрание) фактически обществом руководит собственник контрольного пакета акций(до 51 % их общего количества). Для закрытого акционерного общества характернообязательное трудовое участие акционеров в деятельности предприятия (исключениеможет быть сделано только для пенсионеров и других бывших работников предприятия, пожелавших приобрести акции);
— применение наемного труда (в обществемогут работать люди по контрактам, которые не желают становиться акционерами ипокупать акции, а получают только заработок);
— существует возможность (угроза) сменысобственника, который скупает акции общества.
Здесь необходимо учитывать еще и тотфакт, что в соответствии с утвержденным в ноябре 1992 г. Фондомгосударственного имущества Положением о плане приватизации может быть приняторешение Комиссии по вопросам приватизации о том, что контрольный пакет акций(паев) хозяйственного общества остается в распоряжении фонда государственногоимущества Украины. Этот факт как раз и говорит о нежелании государства отдавать свою собственность, ибовладелец контрольного пакета акций — фактический собственник предприятия, совсеми надлежащими юридическими правами,а также правом управления и распоряжения имуществом. Кроме того, этосвидетельствует о потенциальной возможности оставления в собственностигосударства стабильных предприятий, которые приносят значительный доход.
На арендныхпредприятиях уровень показателей воспроизводства ОПФ практически не отличаетсяот уровня государственных предприятий, что обусловлено, главным образом,экономической ситуацией, сложившейся на данный момент. Отсутствие рынкаконкуренции, монополизм производителя, дефицитность его продукции позволяютарендному предприятию (как, между прочим, и предприятиям другихорганизационно-правовых форм хозяйствования) вести себя по-другому: не желатьвысокой эффективности производства, не думать о перспективах развитияпредприятия, «проедать» полученную прибыль. Так, например, Днепропетровскийи Новомосковский трубные заводы, которые работают на аренде, в 1992 г. направили на развитие иусовершенствование производства по 14% полученной прибыли, тогда как на оплатутруда — соответственно, 57 и 62%.
Значительныйинтерес вызывает сравнительный анализ эффективности функционированияпромышленных предприятий разных форм собственности. Он показывает, что вусловиях формирования рыночных отношений и проявления кризисных явлений вэкономике, предприятия рыночного сектора лучше приспосабливаются к условиям,которые сложились. Так, если в государственном секторе экономики объемпроизводства в 1993 г. сократился (сравнительно с 1992г.) на 10.5%, то нанегосударственных предприятиях он вырос чуть ли не на 7%, то естьгосударственные предприятия, будучи наиболее технически вооруженными,откровенно проигрывают предприятиям негосударственного сектора по уровнюиспользования ОПФ.
Среди предприятийнегосударственного сектора экономики наибольшей отдачей ОПФ и уровнемпродуктивности труда характеризуются хозяйственные товарищества.
Проведенный анализсвидетельствует, что в условиях обострения экономического кризиса наиболееуязвимой сферой деятельности предприятия является воспроизводство производственного аппарата. Этот процессухудшился как в государственномсекторе, так и на предприятиях негосударственных форм собственности. Однако, упоследних выявилось больше возможностей для приспособления к ситуации, котораясложилась. Особенно это касается акционерных обществ, которые значительную часть прибыли направляли на целипроизводства. Вместе с тем эта прогрессивная форма хозяйствования не смогла вполной мере проявить свои позитивные возможности. Что касается аренды, то ееследует рассматривать как способ постепенной приватизации, с формированием производствана основе собственности работников (персонифицированной собственности) сдовольно высоким уровнем мотивации к труду. Необходимо создать аренднымколлективам более благоприятствующие условия для функционирования (преждевсего, это касается права выкупа и размера арендной платы).
Для осуществлениямониторинга процессов преобразования отношений собственности и эффективногофункционирования предприятий в постприватизационный период важноусовершенствовать классификацию форм хозяйствования и расширить государственнуюстатистическую отчетность.
2. Мировой опыт развития аренды в АПК.
Земельные отношения во всех странахмира прошли долгий путь развития, и в каждой из этих стран были своиособенности этого процесса. В Англии капиталистическая собственность на землювозникла в результате изгнания крестьян со свих земель и огораживания ихземельных участков. В Германии (Пруссии), бывшей Российской Империи и рядедругих стран Европы помещичьи латифундии постепенно становились капиталистическимихозяйствами. Земельные реформы 1848 и 1861 гг. в этих странах, ликвидировавфеодальную, крепостную систему, обусловили возникновение большого количествамелких сельских хозяйств. Великая французская революция (1789-1793 гг.)ликвидировала феодальное землевладение. Земля во французских департаментах быладана в частную собственность. В этой стране утвердилось мелкокрестьянскоефермерское хозяйство. В США, где на большей части территории не было феодальныхотношений собственности, в условиях бесплатного предоставлении землигомстедерам возник многомиллионный класс землевладельцев.
Во всех развитых зарубежных странахполучила большое распространение аренда земли у землевладельцевкрестьянами-фермерами и капиталистами-предпринимателями
Аренда — это временное предоставлениеземли за плату капиталисту-арендатору или крестьянину. Аренда землимаксимального развития добилась в ряде развитых стран Запада. Так в 80-х годахXX-го столетия часть арендованной земли составляла 40%, причем этот показательоставался неизменным на протяжении последних десятилетий. Во Франции арендуетсянемногим более половины земли. Даже в Англии, в классической стране земельнойаренды, ее часть в конце 80-х годов XX-го столетия составляла около 40% посравнению с 90% в начале столетия.
Достаточно распространена семейнаяаренда. Это такая форма аренды, когда глава семьи — собственник земельногоучастка — передает в аренду землю одному из членов своей семьи. В Германии,Англии на такой вид аренды приходится 15-20% всей арендной земли. Семейнаяаренда - преобладающая и имеет льготы,часто являясь начальной формой предоставления земельного участка наследникамбез уплаты высокого налога.
Из всех видов сельскохозяйственныхпредприятий самыми распространенными в развитых странах Запада являются семейныефермы, которые, как правило, ведут хозяйство собственными силами или используютчастично наемную рабочую силу для сезонных работ. Большие капиталистическиехозяйства используют производственно-хозяйственной деятельности наемный труд. В хозяйствахпервого типа существуют собственность фермера-производителя на землю, напроизведенную им продукцию. Она основана на собственном трудовом участии.Одновременно не стоит идеализировать крестьянские фермерские хозяйства. Многиеиз них ежегодно разоряются, не выдерживая конкуренции с крупнымикапиталистическими хозяйствами. Происходит постоянная концентрациясельскохозяйственного производства, вытеснение мелких ферм крупными. Если в1934 году в США насчитывалось 6.8 млн. фермерских хозяйств, то в 1964 году ихколичество сократилось до 3.2 млн.; а в начале 90-х годов — до 2 млн. хозяйств.
Во второй половине 80-х годов началсяактивный процесс создания арендных предприятий. При аренде юридическийсобственник средств производств не изменяется. За ним сохраняется правоприсвоения части произведенного с помощью его ресурсов продукта. Арендатор нестановится средств производства, он ими только временно пользуется. Более того,произведенный им продукт также не является его собственностью, так как частьего он в виде арендной платы должен передать арендодателю. Одновременно с этимположение работника-арендатора качественно отличается от положения наемногоработника. На время, обозначенное договором, арендатор становится хозяином,который имеет право самостоятельно принимать решения, связанные с производствоми реализацией произведенной продукции. В странах с развитой планово-рыночнойэкономикой арендатор признается юридическим лицом, его права защищаютсязаконом. При благоприятных обстоятельствах арендатор может стать полновластнымхозяином арендованных средств производства. выкупить их. “Арендатор, — пословам Самуэльсона, — может жить на ферме, иметь в производстве работников,иногда даже владеть половиной инвентаря, скотины. Таковым является положение,когда он делит годовой доход с землевладельцем. При самых благоприятныхусловиях аренда является ступенькой на лестнице, по которой молодой фермерможет дойти до положения полноправного собственника фермы.”
Опыт аренды в развитых странах Западимеет смысл использовать и на Украине. Для этого необходимо создатьсоответствующую правовую базу и необходимые экономические условия. Но еще иныне в тех хозяйствах, где часть земли, других средств производства сдавались варенду колхозникам и работникам совхозов, не прекращалось вмешательствоадминистрации в производственно-хозяйственную деятельность арендаторов, системураспределения их доходов, завыш