Реферат по предмету "Право"


Полицейское право как подотрасль административного права

Финансовый факультет. Реферат По административному праву. На тему Полицейское право как подотрасль административного права. Выполнила Принял 2006г. Содержание. Введение I. Полицейский аспект в деятельности государства. II. Полицейская деятельность понятие, основные признаки.


III. Понятие и общая характеристика полицейского права. IV. Связь полицейского права с другими подотраслями административного права. V. Предмет и метод полицейского права. VI. Норма полицейского права понятие, особенности и виды. VII. Заключение. VIII.Список используемых нормативно-правовых актов и литературы. 30 Введение. При том понимании административного права, которое сегодня является господствующим в странах


и которое нам досталось по наследству от СССР, в системе административного права не находиться места полицейскому праву. Проблема полицейского права очень актуальна на сей день, так как полицейское право представляет собой достаточно обширное системное образование, в свою очередь, складывающуюся из крупных правовых институтов. Поэтому цель моей работы заключается в том, чтобы обосновать полицейское право как подотрасль административного права и указать на его место в системе этой отрасли.


Предметом моей работы является подотрасль административного права полицейское право. Объект это вся нормативно-правовая база и литература, которую мне пришлось использовать для моего реферата. Задачи, которые я поставила перед собой в работе 1Показать полицейское право как достаточно обширное системное образование представляющее собой подсистему административного права. 2Рассмотреть подсистемные образования правовых институтов, из которых складывается полицейское право.


3Раскрыть понятие, основные признаки полицейской деятельности и дать характеристику полицейскому праву. I. Полицейский аспект в деятельности государства. Причина возникновения и суть государства состоит в необходимости создания для жизни и деятельности граждан правовой и общественный порядок, обеспечить их безопасность. Другими словами, происхождение и функционирование государства объясняется его правоохранительным полицейским


назначением, потребностью общества, всех и каждого, в безопасности. Удовлетворение всех других потребностей никогда не может быть полным, если не обеспечена безопасность и человека не существует уверенности в том, что его жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, свобода, честь и имущество не подвергнуться насильственным нападением со стороны других лиц. Эту потребность, как полагал английский философ и государствовед


Т. Гоббс, может обеспечить только государство. Так как в его руках находятся соответствующие средства. Для Гоббса первоначальный смысл управленческой деятельности государства заключается в обеспечении порядка в обществе и безопасности для граждан. Первобытные люди, живущие вне государства, находятся в том состоянии, которое характеризуется состоянием войны всех против всех и при котором каждый гарантию личной безопасности видит в собственных кулаках. Обеспечить же гражданский мир между людьми может только государство.


Фактически под гражданским миром Т. Гоббс понимал общественный порядок и рассматривал его как величайшее социальное благо. Если Т. Гоббс, подчеркивая полицейский аспект в деятельности государства, считая, что эта деятельность основана на опыте и знании фактов и, имея ввиду борьбу с преступностью, полагался на правосудие, то немецкий философ Г.Ф. Гегель в первой половине XIX в. Признавал, что только судьи и палачи недостаточно для охраны прав личности и защиты собственности


в гражданском обществе, что для этого со стороны государства необходимы определенные предупреждающие меры и структуры. Г.Ф. Гегель борьбу с противозаконными посягательствами возлагает на предупреждающую деятельность полиции, на полицейский надзор, опеку и принуждение. Тенденция указывать на полицейский аспект в деятельности государства сохраняется в европейском правоведении в течении XIX-XX вв несмотря на мощные либеральные течения в нем.


Она заметна в сочинениях немецкого государствоведа Р. Моля, русского государствоведа Н.М. Коркунова, французского государствоведа М. Ориу, современных французских правоведов Ф. Люшера и Ж Л. Бержеля. К.С.Бельский, Б.П.Елисеев, И.И.Кучеров Полицейское право как подотрасль административного праваГосударство и право.2001 12


С.46 Ну, если посмотреть с другой стороны, важно заметить, что в функционировании государства полицейский аспект реализуется в процессе практической деятельности исполнительной власти, при этом, если говорить строго принципиально, в деятельности той ее части, которая осуществляет в государстве организованное принуждение. Исполнительная власть, будучи подсистемой государственной власти, в свою очередь выступает как система, складывающаяся из ряда подсистем. Она имеет две основные подсистемы 1 регулятивно-управленческая,


которая осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в целях обеспечения воздействия государства на экономику, финансы, оборону, образование и другие сферы общественной жизни, 2 полицейская, которая осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность в целях охраны наиболее важных социальных объектов общественный порядок, общественная безопасность и т.д без которых общество и государство не может нормально функционировать. Эти две подсистемы сообщают исполнительной власти


в определенной степени двойственный характер, определяют ее функциональное назначение, точнее ее главные функции регулятивно-управленческую и полицейскую. Управление государством общественными процессами, например, экономикой, финансами, образованием и другими сферами, является одним из основных условий жизнедеятельности любого общества. Однако выполнение возложенных на государственное управление задач, осуществление регулятивно-управленческой функции исполнительной власти зависит от порядка в государстве,


от обеспечения государством безопасности общества и отдельной личности. Поэтому возникает необходимость в устранении возмущений в социальных системах, а именно преступления, природные и техногенные катастрофы, терроризм и т. д. Осуществление этой задачи обеспечивается с помощью правоохранительной деятельности органов государства, но в первую очередь посредством полицейских органов, входящих во вторую подсистему исполнительной власти.


II. Полицейская деятельность понятие, основные признаки. В системе административно-правовых категорий полицейская деятельность является одной из основных категорий, которая дает материал, служащий для образования и развития полицейского права. Поэтому следует проанализировать категорию полицейской деятельности и сказать об ее основных признаках. Под полицейской деятельностью понимают определенный вид управленческой деятельности направленной на


охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и связанной с применением государственного принуждения. Отметим, следующие признаки полицейской деятельности 1. Деятельность по руководству специальными структурами исполнительной власти МВД России, ФСБ, Налоговая полиция, таможенные органы и т.д по организации их деятельности, направленной на охрану общественного порядка, обеспечение общественной, государственной, экономической и любой другой


безопасности. Можно заметить, что с рассматриваемой точки зрения полицейской деятельности присущи в основном все черты деятельности управленческой это деятельность организующая, контролирующая, государственно-властная, непрерывная, отвечающая перед компетентными органами. 2. При этом полицейская деятельность представляет собой особый вид государственного управления. Определенный характер полицейской деятельности обусловлен двумя моментами - участвующие стороны в области


полицейской деятельности органы полиции, граждане, организации не связаны служебным подчинением одна другой, они подчинены в равной степени закону. Подчиненность, а за ним и применение административного принуждения органом полиции наступает тогда, когда гражданин совершает правонарушение или когда возникает угроза общественной безопасности аварии, природные бедствия, эпидемии Особый характер полицейской деятельности раскрывается в понятии охраны, которое входит в ее содержание


и составляет основу этой деятельности. Охрана означает защиту кого-либо или чего-либо от чьих-нибудь нападений, посягательств, защиту от опасностей социального, природного, биологического или техногенного характера. Одним из элементов охраны выступает объект охраны. К объектам могут относиться здания, граница, общественный порядок, общественная безопасность, экономическая финансовая безопасность и т.д. Но если есть объект, то должен быть субъект охраны, от которого охраняется


объект. Таким субъектом могут быть люди, звери, силы природы, инфекционные заболевания, именно они могут нападать. Посягать, угрожать своим проявлением. Поэтому охранять такие объекты от чужого посягательства должны также определенные субъекты, т.е. лица обеспечивающие охрану объектов от нападений, враждебных действий. 3. Для характеристики полицейской деятельности особое значение имеют административный надзор и административное принуждение. Административный надзор в самом обще виде - это гласное или негласное


наблюдение органов полиции за кем-либо или чем-либо. В процессе осуществления надзорной деятельности органы полиции могут осуществлять наблюдение за людьми, организациями, органами 8государтсва, но только с точки зрения закона, не вмешиваясь в их отраслевую деятельность и не управляя ими с этой стороны. Посредством надзора органы полиции милиция, ГИБДД, пожарный надзор, таможенный надзор предупреждают огромное количество административных и уголовных


правонарушений. Принудительные полномочия полиции нужны для немедленного прекращения противоправных действий, ликвидации природной или техногенной опасности, пресечения отклоняющегося от правопорядка поведения граждан. При наличии указанных законом обстоятельств полицейские органы предпринимают принудительные действия непосредственно, не ожидая ни просьбы, ни участия или согласия заинтересованного лица, ни решения суда. Например, согласно ст. 26 Федерального закона от 22 января 1997г.


О внутренних войсках МВД России военнослужащие этих войск имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших. Собрание законодательства РФ, 1997,6. Ст. 711 4. Полицейская деятельность является профессиональной по своей природе. Профессиональный характер полицейской деятельности обусловлен тем, что это специализированная деятельность,


требующая от тех, кто ее осуществляет, соответствующих профессиональных знаний право, педагогика, психология и определенной выучки. Будучи правопринудительной, полицейская деятельность требует от тех, кто ее осуществляет, хорошо знать свое дело, осторожно и компетентно применять принуждение, т.к. неосторожное и неумелое использование принудительных мер приводит к злоупотреблению, к недовольству среди подчиненных сотрудников и граждан. 5. По своему характеру полицейская деятельность является публичной она осуществляется не


в частной выгоде тех, на кого возложена полицейские обязанности, а в интересах всего общества. Охраняя общественный порядок, обеспечивая общественную, государственную и экологическую безопасность, органы полиции осуществляют полицейскую деятельность в интересах всех. 6. Полицейская деятельность осуществляется на нормативно- правовой основе, под которой понимается система правовых норм, в основном норм административного права.


По содержанию их можно подразделить на материально-правовые и административно-процессуальные. Данные нормы определяют обязанности, права и ответственность органов полиции, их взаимоотношения с гражданами, содержат исчерпывающие перечни административных проступков, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют порядок применения мер прямого принуждения, а также порядок производства по делам об административных правонарушений и в совокупности образуют


полицейское право. III. Понятие и общая характеристика полицейского права. Деятельность органов полиции, применяющих меры административно-государственного принуждения, которые не застрахованы от неправомерного их использования, предполагает наличие такой совокупности правовых норм, которые могли бы точно определять обязанности, права и ответственность этих органов. Законы, содержащие нормы полицейского права, отграничиваются от других законов, регламентирующих государственно-


управленческую деятельность. Так как нормы, регламентирующие общественные отношения в сфере полицейской деятельности, нельзя смешивать с другими нормами административно-правового права, т.к. у них предмет регулирования имеет свои особенности. Существование полицейского права обусловлено не наименованием, а прежде всего содержанием, спецификой тех отношений, которые регулируются нормами полицейского права. Эти отношения обратные государственно-управленческим, направленные на вытеснение явлений, угрожающих


охраняемым государством объектам. Эти отношения организационно-охранительные, запретительные, надзорно-принудительные и юрисдикционные. К ним применяется особый метод правового регулирования. Метод полицейско-правового регулирования выражается прежде всего в виде запретов, обязывающих граждан воздержаться от совершения определенных действий. Анализ общественных отношений в сфере полицейской деятельности показывает, что характерным для них является признак охраны, объединяющий их в одно целостное


образование, которое вызывает к жизни определенную совокупность административно-правовых норм нормы полицейского права. Признак охраны в сочетании с признаком административного принуждения отграничивает нормы полицейского права от других норм административного права, создает основу для конструирования самостоятельной подотрасли административного права - полицейского права. Разнообразие сфер общественных отношений, регулируемых нормами полицейского права.


В социальной действительности нормы полицейского права регулируют весьма обширную часть общественных отношений. Прежде всего эти нормы регулируют деятельность надзорных органов по наблюдению и применению административного принуждения в системах имеющих общественное значение улицы, проспекты, вокзалы и т.д. по обеспечению общественной и иной безопасности. Определяют составы административных правонарушений и ответственность за их совершение.


Регламентируют порядок применения мер прямого административного принуждения, в том числе специальных средств и огнестрельного оружия, регламентируют лицензионно-резрешительную и регистрационную деятельность, порядок ведения на территории РФ специальных режимовчрезвычайную, пограничную и т.д. Нормы полицейско8го права возлагают на граждан различные обязанности в сфере общественного порядка и общественной безопасности соблюдать правила дорожного движения, правила, регулирующие санитарную безопасность.


Таким образом, реализация гражданами прав и свобод должна сочетаться с соблюдением ими правил по охране общественного порядка, т.е. административно-правовых запретов, что, собственно, предполагает некоторое ограничение в пользовании правами и свободами. Вместе с тем нормы полицейского права возлагают обязанности также на органы полиции и их должностных лиц. МВД России,ФСБ, Федеральная налоговая полиция и другие структуры это органы , которым государство доверило применение


государственной силы, т.е. применение государственного принуждения. IV. Связь полицейского права с другими подотраслями административного права. Полицейское право как подотрасль административного права может быть охарактеризовано с двух сторон - с одной стороны оно обладает всеми признаками подотрасли, обеспечивая специфический юридический режим правового регулирования - с другой стороны, сохраняет системные связи со своей отраслью, занимая в ней


соответствующее место. Определение места полицейского права в системе административного права предполагает необходимость предварительного разрешения вопроса о системе административного права. Под системой понимают определенный порядок в расположении отдельных частей какого-нибудь явления. Система административного права есть такое распределение нормативного материала и построение его, которое позволяет наглядно увидеть различные блоки данной отрасли в их единстве.


Другими словами, система административного права- это совокупность правовых норм, распределенных по группам правовым институтам, связанным в подотрасли, которые образуют отрасль целостное нормативное образование. Причем, каждая отдельная подотрасль выполняет свою служебную роль не изолированно, а лишь в системе единого административного права. Потому что критерий предмета правового регулирования разграничивает нормы административного права на три главные подотрасли управленческое право, полицейское право, то


необходимо указать на связь полицейского права с каждой из подотраслей и на место их в составе. Полицейское право будучи разновидностью управленческого права, прежде всего тесно связано с этой подотраслью административного права. Если управленческое право регулирует отношения по руководству и организации экономики, финансов, культуры, образования и других сфер общественной жизни, то полицейское право продолжает практику организации общественных отношений в сфере охраны общественного порядка и обеспечение общественной


безопасности. В государственном управлении деятельность органов исполнительной власти направлена на создание определенных материальных и духовных ценностей. В полицейском управлении деятельность органов исполнительной власти направлена на охрану соответствующих социальных объектов и на вытеснение из жизни общества тех отрицательных явлений, которые угрожают охраняемым объектам. Связь полицейского права с административно-юстиционным правом.


Административно-юстиционное право, с одной стороны, регулирует судебный порядок разрешения административных споров между гражданами организациями и органами государственной власти, с другой стороны. Нормы административно-юстиционного права регулируют конфликтогенные управленческие и полицейские отношения, возникающие между властью и гражданами. Административно-юстиционные нормы количественно - в плане объема, качественно- в смысле важности и политической значимости регулируемых отношений образуют, особенно


в перспективе с принятием Административно-процессуального кодекса РФ , такую подсистему административного права, которая может быть названа подотраслью административного права, призванной обеспечить корректное и законное функционирование других подсистем, в частности полицейского права. Администратвино-юстиционное право по отношению к полицейскому праву имеет производный, вторичный характер. Административно-юстиционные нормы следуют за всеми другими нормами административного права,


регулирующими государственно-управленческую и полицейскую деятельность. При этом необходимо подчеркнуть следующее вторичный характер административно-юстиционного права определяется таким его правовым институтом, как право жалобы. Жалоба административный иск как процессуальный документ несет вторичную информацию, приобретенную из опыта, из неправомерных действий полицейского чиновника, которые жалобник-истей признал незаконными, нарушающие его права и законные интересы.


Данный аспект имеет важное значение и для всей подотрасли в плане логической и юридической последовательности административно-юстиционное право располагаеться после полицейского права. Таким образом, полицейское право занимает место между двумя другими подотраслями административного права, следуя за управленческим и находясь перед административно-юстиционным. V. Предмет и метод полицейского права. Общественные отношения в сфере полицейской деятельности как


разновидность государственно-управленческих отношений. Общественные отношения в сфере полицейской деятельности регулируются нормами административного права. Общественные отношения в сфере полицейской деятельности, будучи предметом полицейского права, является разновидностью государственно-управленческих отношений, но вместе с тем это отношения обратные государственно-управленческим, отделившимся от них, хотя и прочно с ними связаны.


Если государственно-управленические отношения возникают в государственно-аппаратной или, внутренней среде, то полицейские отношения применительно во внешней среде, т.е. в местах, имеющих общественное значение. Данные общественные отношения, регулирующие нормами полицейского права, включают в себя четыре основные группы 1. организационно-полицейская 2. надзорно-полицейская 3. административно-принудительные 4. квазиполицейские отношения между гражданами. Бельский.


К.С. Полицейское право. 2003 С.34 Организационно-полицейские отношения тесно связаны с повседневной организационной работой по осуществлению полицейской деятельности. В эту группу входят отношения по организации, инструктажу, распределению нарядов милиции по охране общественного порядка. Субъектами данных общественных отношений являются, как правило, взаимодействующие между собой органы используемой власти, наделенные государственно-властными полномочиями осуществлять


полицейскую деятельность. Надзорно-полицейские же отношения образуют важную и распространенную группу полицейских отношений. Данные общественные отношения касаются массового обслуживания населения в процессе обеспечения общественной безопасности и оказания помощи конкретным гражданам в реализации их прав и свобод. Существенную роль играют общественные отношения в рамках, которых применяются административные принуждения. Это административно-принудительные отношения подразделяются на два вида 1. отношения, которые


формируются на основе возникновения угрозы общественной безопасности или вытекающие из факта отклонения от правопорядка. 2. отношения, вытекающие из факта административного правонарушения, называемыми административно-деликтными проступочными. Это такие общественные отношения, которые требуют правоохранительной реакции, выраженной в мерах административной ответственности. Еще одна группа общественных отношений, составляющих предмет полицейского права отношения, складывающиеся


между гражданами в общественных местах подобно тому, как складываются гражданско правовые отношения между гражданами по их инициативе, а органы суда лишь защищают гражданские права могут по инициативе граждан возникать административно-правовые отношения без вмешательства органов государства. Корнеев А.П. Кодификация советского административного права. М.1970,С.16 Метод полицейского права совокупность правовых средств и способов правового регулирования


общественных отношений, основными из которых являются - позитивное обязывание возложение на лиц обязанностей к активному поведению дозволение представление лицам права на свои собственные действия запрещение возложение на лиц обязанности воздержатся от совершения противоправных действий. Все названные методы правового регулирования реализуются в различных пропорциях, но функциям основного регулятора выполняют запрещающие нормы. Другими словами, запреты, как способ воздействия на поведение


людей, играют главную роль в полицейском праве, в то время как иные способы воздействия выполняют определенную обеспечительную роль. Запрет- это пассивная юридическая обязанность, предписывающая субъекту воздержаться от определенных действий. Уголовно-правовые и административно-правовые запреты налагают на определенный круг лиц обязанность воздержаться от совершения правонарушения и потому регулируют поведение людей. Они имеют двойственную направленность. С одной стороны, запреты используют как способ устранения мешающих


развитию общества явлений. С другой стороны, правовые запреты гарантируют реализацию гражданами своих прав и свобод, направлены на то чтобы мерами полицейского надзора и принуждения предотвратить и устранить противоправные посягательства на эти права и свободы. Таким образом, для метода полицейского права наиболее характерным является запрет путем определения законодателем нежелательного для общества деяния гражданами и организациями и угроза применения принуждения


в случае их несоблюдения. VI. Норма полицейского права понятие, особенности и виды. Общие черты норм полицейского права. Норма полицейского права исходный, главный элемент полицейского права как подотрасли административного права, как социального образования. Полицейское право складывается из правовых норм, которые объединяются в правовые институты, блоки правовых норм, а последние в совокупности образуют подотрасль полицейское право.


Если давать определение норме полицейского права с точки зрения ее содержания, то можно сказать следующее. Это установленное административным законом правило, регулирующее поведение субъектов в сфере полицейской деятельности гражданам и организациям данная норма предоставляет возможность мирно и в условиях безопасности пользоваться своими правами и свободами, обязывая их соблюдать общественный порядок, а на органы полиции возлагает обязанность право обеспечивать личную и общественную безопасность путем постоянного административного


надзора и применения мер административного принуждения к лицам, совершающим правонарушения. О норме полицейского права можно сказать все то, что говорится об административно-правовой и любой правовой норме вообще. 1. Норма полицейского права это правило поведения, т.е. образец, масштаб поведения, правило, призванное направлять поступки, поведение людей в специфической сфере государственного управления в сфере полицейской деятельности. Иначе говоря, норма полицейского права моделирует правило поведения,


адресованное персонально неопределенному кругу лиц, возлагая на одних лиц преимущественно обязанности, другим предоставляя права. Норма полицейского права несет информацию о методах и принципах правового регулирования, о правомерном и противоправном поведении. 2. Норма полицейского права есть установленное и санкционированное государством правило поведения. Это не простоправило поведения, а правило поведения, выступающее в качестве властного предписания,


веления. За нормой полицейского права стоят авторитет, мощь и принудительная сила государства. Если те или иные лица добровольно не исполняют уголовно-правовые и административно-правовые нормы, ихтребования проводятся в жизнь при помощи принудительнойсилы полиции, действующей на основе норм полицейскогоправа. 3. Норма полицейского права дозирует властные полицей-ские полномочия органов исполнительной власти, некоторыхобщественных организаций, частных охранных и детективныхфирм, граждан и тем самым очерчивает


пределы их воздей-ствия на поведение иных субъектов полицейско-правовых отношений. Последние, граждане и организации, имеют наоснове норм полицейского права определенные права, в томчисле право требовать от органов полиции, должностных лицсоответствующего поведения, имеют право обжаловать их дей-ствия. 4. Норма полицейского права представляет собой формаль-но-определенное правило. Юридические нормы отличаются точностью, детализированностью, категоричностью регламентирования поведения


участников общественных отношений. Эта точ-ность, детализированность. категоричность особенно свой-ственна нормам полицейского права, тем из них, которыеустанавливают права и обязанности органов полиции, их правоприменять меры принуждения. 5. Норма полицейского права, как и любая другая норма ад-министративного права, независимо от того, в какой словесной формулировке она выражена уполномочивающая, запрещающая, обязывающая, поощрительная, действительно регулирует общественные отношения посредством одновременного


предоставления их участникам определенных субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей. Иначе говоря, норма полицейского права реализуется в субъективных юридических правах и обязанностях участников отношений данного вида. А субъективные юридические права и обязанности претворяются в поведении людей. Особенности норм полицейского права. Нормы полицейского права представляют собой разновидность управленческих норм и являются специфическими


правилами поведения они регулируют общественные отношения в области полицейской деятельности, т.е. в области охраны общественного порядка, общественной безопасности, общественного благоустройства, защиты конституционных прав и свобод граждан от противоправных посягательств. Исторически общая направленность норм полицейского права всегда заключалась в охране определенных социальных ценностей общественный порядок, общественная безопасность, окружающая природная среда и, как следствие


этого, в вытеснении из социальной действительности явлений, нежелательных для общества и государства. Итак, первая особенность норм полицейского права заключается в том, что они являются охранительными по своей природе и имеют особую сферу применения, а именно сферу охраны целого ряда социальных объектов, без которых государство и общество не смогут нормально функционировать. Будучи охранительными, по природе, нормы полицейского права направляют деятельность органов полиции


органов МВД России по наблюдению за местами общественного значения улицы, проспекты, вокзалы и т.д по предупреждению в этих местах эксцессов разного рода и обеспечению общественной безопасности. Нормы полицейского права определяют поведение граждан в общественных местах, возлагая на них соответствующие обязанности соблюдать правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, правила, регулирующие различные специальные административно-правовые режимы.


Значительную и весомую часть данных норм занимают запрещающие нормы, возлагающие на граждан обязанности, предписывающие воздерживаться от совершения противоправных деяний и содержащиеся, прежде всего в Кодексе об административных правонарушениях. Будучи правоохранительными, по природе, нормы полицейского права выполняют роль правил, гарантирующих гражданам пользование их конституционными правами и свободами. Граждане могут в спокойной и свободной обстановке проводить время в парках, скверах, общественном транспорте,


у себя в доме квартире, уверенные в личной безопасности. Вторая особенность норм полицейского права состоит в том, что доминирующую и решающую роль в системе норм полицейского права играют запрещающие нормы, между тем как обязывающие, уполномочивающие и поощрительные нормы в целом подстраховывают реализацию запретов. Такая роль запрещающих норм обусловливается спецификой самой правоохранительной полицейской деятельности,


предполагающей вы теснение из социальной действительности нежелательных для общества явлений. Данные административно-правовые запреты как и родственные им уголовно-правовые указывают на недопустимость определенных неправомерных деяний, т.е. действуют посредством исключения. Значение рассматриваемой особенности усиливается тем фактом, что в плане генеалогии запреты в полицейском праве это часть уголовно-правовых запретов, эволюционным путем отошедшая в


XVII XIX вв. от уголовного права вследствие того, что эта часть запретов 1 предусматривала малоопасные составы правонарушений, 2 за совершение которых следовало назначать более мягкие наказания, 3 за совершение которых могли бы наказывать на месте не судебные, но специальные органы исполнительной власти полиция. К.С. Бельский. Полицейское право. 2003,С.66 Поэтому система норм полицейского права, несмотря на то, что она складывается из регулятивных и охранительных


норм, является по существу правоохранительной системой, ибо ее определяющую часть составляют запрещающие нормы. Норма полицейского права выступает не только как правило поведение, как норма регула, авторитетная для тех, кто ее реализует. Она выступает, как мера, с помощью которой оценивается поведение других людей. Любая правовая норма это масштаб правовой оценки чужой деятельности, но норма полицейского права, прежде всего, запрещающая норма это масштаб правовой оценки поведения других лиц в особенности.


В полицейском праве норма мензура играет чрезвычайно большую роль в регулировании поведения граждан, в их общении между собой, особенно в местах общественного значения. В этих местах гражданин выступает как двоякодействующее существо он сам исполняет нормы полицейского права, переходя улицу на зеленый свет в то же время, обращаясь с другими гражданами, взаимодействуя с ними, он не может не оценивать их поведение, их отношение к себе и другим людям с точки зрения запретов,


содержащихся в правилах дорожного движения. Вследствие этого между людьми возникают прочные правовые регулятивные связи, которые позволяют обществу жить в сравнительно благоприятных условиях. В назначении быть мерилом, масштабом поведения других лиц находит выражение третья особенность норм полицейского права. Без такой правовой оценки невозможна была бы нормальная регулятивная связь между гражданами. Иначе говоря, каждое правовое полицейское правоотношение, тем более общерегулятивное в местах


общественного значения, может су шествовать и существует тогда, когда субъекты реализуют правовые полицейские нормы и одновременно взаимно оценивают поведение друг друга, используя правовую норму как мерило, как масштаб оценки. Еще одной отличительной особенностью норм полицейского права является то, что за их соблюдением как и за соблюдением норм уголовного права гражданами и организациями осуществляют наблюдение специальные структуры либо органы полиции органы МВД,


ФСБ, таможенного надзора, либо гражданские структуры Минпечати, Минобразования и др наделенные для решения отдельных вопросов полицейскими полномочиями. Говоря по-другому, реализация этих норм постоянно страхуется реальными действиями специальных органов исполнительной власти. Причем использование данными органами метода надзора в случаях отклонения отдельными гражданами от правопорядка или нарушения установленных запретов дополняется использованием других методов


полицейской деятельности применением мер прямого административного принуждения или мер административной ответственности. Виды норм полицейского права. Научно обоснованная классификация норм полицейского права позволяет, во-первых, распределить эти нормы согласно наиболее существенным признакам на взаимосвязанные группы во-вторых, определить место и значение каждой группы норм в системе полицейского права в-третьих, лучше и глубже понять роль каждой группы в регулировании общественных отношений.


В настоящем разделе предлагаются четыре классификации норм полицейского права на основе четырех классификационных критериев по методу регулирования, по функциям права, по способу разрешения конкретных индивидуальных дел, по роли в механизме регулирования общественных отношений в сфере полицейской деятельности. Классификация норм полицейского права по методу правового регулирования. Представляется, что логичнее на первое место выдвинуть классификацию, которая позволяет полнее понять


особенности полицейского права как регулятора общественныхотношений, понять характер воздействия норм полицейского права на поведение субъектов. К такой классификации относится деление норм полицейского права по методу правового регулирования, а именно деление на обязывающие, уполномочивающие, поощряющие и запрещающие нормы. Обязывающими нормами в полицейском праве принято считать нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия.


Для этих норм характерны слова обязан, должен. Например, в ст.4 Правил дорожного движения Российской Федерации говорится Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам Собрание актов Правительства РФ и Президента РФ 1993. 47. Ст. 4531. Обязывающие нормы требуют от государственных органов, их структурных частей, должностных лиц,


граждан и других субъектов полицейского права совершать определенные действия. Эти обязанности возлагаются Конституцией РФ, федеральными законами, актами субъектов Российской Федерации. Уполномочивающие нормы нормы, устанавливающие права субъектов полицейского права на совершение тех или иных положительных действий. Данные нормы содержат в своем тексте слова вправе, имеет место, может.


Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам полицейского права возможность самим выбирать наилучший вариант поведения в данной конкретной ситуации. Поощрительные нормы содержат меры поощрения субъектов полицейского права за выполнение своих служебных полномочий с превышением обычных, среднеустановленных показателей, за сотрудничество и оказание помощи правоохранительным органам. Так, Федеральный закон от 5 июля 1995 г. Об оперативно-розыскной деятельности в ст.


18 предусматривает меры поощрения вознаграждения и другие выплаты, применяемые к лицам, сотрудничающим с органами, либо оказав шим им помощь и раскрытии преступлений Собрание законодательства РФ. 1995. 33, Ст.3349 . В поощрительных нормах определяются виды мер поощрения награды, премии, льготы и т.п. субъекты, на которых распространяются поощрительные меры условия применения поощрительных мер и органы, их применяющие. Обязывающие, уполномочивающие, поощрительные нормы в полицейском


праве воплощают позитивное содержание правового регулирования. Запрещающие нормы выражают в основном охранительную функцию полицейского права. Запрещающие нормы запрещают указанное в них поведение, обязывают воздерживаться от антисоциальной деятельности. Содержащиеся в них административно-правовые запреты это государственно-властные веления, предписывающие не совершать определенных действий. Запрещенный вариант поведения при этом озвучивается в правовой норме


словами запрещается, не вправе, не допускается, не должны и др. Например, в ст.5 Правил дорожного движения Российской Федерации говорится Пассажирам запрещается отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения. Однако базовую группу запрещающих норм в полицейском праве образуют нормы, содержащиеся в Таможенном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ. Эти запреты типа не хулигань, не кради, не занимайся


контрабандой, не нарушай правила дорожного движения, не уклоняйся от уплаты налогов и т.п. Данные запрещающие нормы идут, как правило, в паре с нормами, содержащими санкцию за нарушение запрета. Будучи стержневой частью норм полицейского права, запрещающие нормы воздействуют на поведение субъектов в сфере полицейской деятельности не изолированно, но в единстве с другими нормами обязывающими, уполномочивающими, поощрительными. Только в таком качестве, выполняя аккумулирующую функцию, запрещающие нормы осуществляют


охрану общественного порядка от противоправных посягательств, придавая всей подотрасли охранительный характер. Классификация норм полицейского права по функциям права.Говоря о делении норм полицейского права на виды, следуетиспользовать классификацию, которая выражает существенныеособенности полицейского права как подотрасли административного, позволяет полнее понять административное право какотрасль права, выполняющую как регулятивную, так и охранительную функции.


К такой классификации относится делениенорм полицейского права по функциям права деление нарегулятивные и охранительные нормы. Регулятивные нормы полицейского права непосредственно направлены на регламентацию поведения субъектов органов полиции, народных дружин, охранных фирм, граждан при помощи указания на их юридические обязанности и права. Данные нормы воплощают позитивное содержание правового регулирования и включают в себя обязывающие, упол номочивающие и поощрительные нормы.


Регулятивные нормы имеют объектом воздействия три группы общественных отношений. Во-первых, это полицейское управление. Здесь эти нормы налаживают организационно-полицейские отношения в связи с выполнением органами полиции и их должностными лицами управленческих функций по координированию деятельности аппарата, кадровой политике, сбору полицейской информации, распорядительству. Во-вторых, объектом воздействия регулятивных норм является наиболее важная часть общественных отношений


между органами полиции и гражданами. И, в-третьих, регулятивные нормы полицейского права упорядочивают отношения между гражданами, причем, в первую очередь, в местах общественного значения. Регулятивные нормы составляют в полицейском праве значительную, но не основную часть норм. Основную часть образуют охранительные нормы. Охранительные нормы полицейского права выражают наиболее полно и рельефно особенности полицейского права как подотрасли административного и, сверх того, выражают


правоохранительную функцию административного права вообще. Охранительные нормы это, прежде всего нормы, содержащие запреты, т.е. указания на воздержание от определенных действий, и нормы, содержащие указания на меры административного принуждения, применяемые к лицам, нарушающим эти запреты. Причем в одних случаях применяются меры прямого принуждения предупредительные и пресекательные, в других меры административной ответственности. Необходимость обособленной и притом дифференцированной


регламентации административно-принудительных мер обусловлена различной степенью отклонения от правопорядка в одних ситуациях сотрудник милиции имеет дело с хулиганом, т.е. с административным правонарушителем, в других с попыткой гражданина перейти улицу на красный свет, т.е. с незначительным отклонением от правопорядка. Правоохранительные нормы направлены не на создание новых ценностей, а на сохранение старых, на их охрану. Охранительные нормы охраняют соответствующие общественные отношения, но, охраняя, их


регулируют. Классификация норм полицейского права по способу разрешения конкретных индивидуальных дел. Для полицейского права важное значение имеет классификация, показывающая данную подотрасль как систему, в которой большой удельный вес имеют процессуальные нормы. Таковой является классификация норм полицейского права по способу разрешения конкретных индивидуальных дел, выделяющая материальные и процессуальные нормы.


Материальные нормы определяют в статической форме обязанности и права субъектов полицейского права, их правовое положение, пределы правового регулирования. Иными словами, они показывают субъектам полицейского права органам, должностным лицам, общественным объединениям, гражданам, что дают им нормы права, и что от них требуют. Процессуальные нормы полицейского права имеют процедурный характер.


Они теснейшим образом связаны с материальными нормами и являются средством реализации этих норм. По отношению к материальным процессуальные нормы носят производный, вторичный характер. Так, материальные нормы полицейского права, закрепляющие институт административной ответственности, реализуются в процессуальных нормах полицейского права, регламентирующих производство по делам об административных правонарушениях. Процессуальные нормы полицейского права имеют огромное значение, так как с их помощью


регламентируются порядок, процедура применения административно-принудительных мер, которые являются острым и жестким средством социального воздействия в деятельности органов полиции и вследствие этого могут нарушать права и свободы граждан. Этим и обусловлено формирование особых процессуальных институтов в полицейском праве производства по делам об административных правонарушениях, права гражданина на административную жалобу, применение мер прямого принуждения и т.д. Алексеев


С.С. Общая теория права. Т.1.1981,С.285. Классификация норм полицейского права по роли в механизме правового регулирования. По роли в механизме правового регулирования можно выделить в полицейском праве группу спе циализированных норм. К таким нормам относятся декларативные и дефинитивные нормы. Декларативные нормы, или нормы-принципы, это законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы, а также задачи данной совокупности норм полицейского права.


Дефинитивные нормы, или нормы-дефиниции, содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определение безопасности, жизненно важных интересов, основных объектов безопасности. Занимая высшую ступень в полицейском законодательстве, декларативные и дефинитивные нормы играют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений в области полицейской деятельности. Это исходные отправные, учредительные нормы в полицейском праве.


Формулируя категории полицейского права, правовые принципы, задачи данной подотрасли, они органически входят в данную систему норм, способствуют их правильному применению, что также не исключает их прямого действия. VII. Заключение. В плане своего названия полицейское право может перевоплощаться и называться и милицейским правом, охранительным правом или без какого-либо названия растворяется в административном праве, как это было в СССР и как это имеет место в современной российской административно-правовой науке.


Однако фактически оно реально, очевидно и имеет свое традиционное адекватное самому себе название, которое неуничтожимо, как неуничтожима полиция. Но для того чтобы отрасль административного права нормально развивалась, совершенствовалась и правильно систематизировалась, необходимо принять существование полицейского права как части административного права, а также легитимировать набор слов-понятий, связанных с полицейским правом. Нужно при этом и помнить, что система административного права должна быть приведена в соответствие


с далеко ушедшим вперед административным законодательством, в котором значительное место заняли полицейские законы. VIII. Список используемых нормативно-правовых актов и литературы. 1. Собрание законодательства РФ, 1997,6. Ст. 711 2. Собрание актов Правительства РФ и Президента РФ 1993.47.Ст. 4531 3. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1.1981 4.


Бельский. К.С. Полицейское право. 2003 5. Корнеев А.П. Кодификация советского административного права. М.1970 6. Общая теория права. Под ред.В.К.Бабаева. Н.Новгород, 1993. 7. К.С.Бельский, Б.П.Елисеев, И.И.Кучеров Полицейское право как подотрасль административного праваГосударство и право.2001 12



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.