Реферат по предмету "Педагогика"


Гуманистическая педагогика Адольфа Дистервега

/>Министерство Образования РФ
Челябинский Государственный Университет
Институт психологии и педагогики

Гуманистическая педагогика
Адольфа Дистервега
 

                                                                       Реферат выполнил: студентка
                                                                      гр. ПОЗ 301 А.А. Тимошина
                                                                            Проверил: Доцент А.Ю. Акмалов

Челябинск-2004г.
Содержание:
 
Введение…3
1 Глава. Фридрих Вильгельм АдольфДистервег — «учитель немецких учителей», педагог-гуманист………………………………………………...…..4
        1.1. Смысл гуманистическойпедагогики.….…… ………………..…......4-5
1.2. Жизненный и творческий путь  А. Дистервега ………………..….6-10
2 Глава. Педагогика А. Дистервега.Принципы, правила…………….….……11
        2.1. Принципы воспитания А.Дистервега………………………….…11-15
        2.2. Дидактические правила …………………………..………….……16-20
Заключение…………………………………………………………………….....21
Списоклитературы………………………………………………………………22

Введение
 
Педагогику  АдольфаДистервега можно назвать гуманистической, гуманной, Человечной с большой буквыэтого слова.  Ведь смысл и значение жизни вообще и человеческой жизни вособенности, по Дистервегу, заключается в стремлении к лучшему и болеесовершенному состоянию, в распространении и утверждении царства истины, добра икрасоты.
В тесной связи с такимивзглядами на жизнь стоят и взгляды Дистервега на задачи воспитания. В человекедремлет дух того высшего целого, к которому он принадлежит. Если воспитаниемэтот дар превратить в живую силу, то в человеке проснется дух любви, дух Божий.Задача воспитания — развить все стороны человеческой природы, все силы, данныечеловеку, и поставить его на путь самостоятельного развития.
В современном обществе сего погоней за новыми идеями и технологиями мы часто забываем о тех духовныхценностях, которые подарили нам предыдущие поколения. А иногда используем ихкак само собой разумеющуюся истину, забывая о тех людях, которые открыли этуистину путем долгих лет исканий, порой, вопреки общепринятому мнению игосударственных догматов. Их служение обществу и безграничная преданностьлюбимому делу и сейчас еще может послужить примером для многих выдающихся умовнашего времени.
В своём реферате я хочуне только показать и осветить жизнь автора, идеи, смысл педагогики А.Дистервега, но также обозначить её актуальную гуманистическую направленность,её ценность и значимость в наши дни. Мне близки и понятны его идеи. Именночеловеколюбие могло послужить вере в такие принципы воспитания человека, как принцип культоросообразности, обеспечения гармоничному развитию детей  посредствомтолько глубокого знания психологии и физиологии,  и воспитаниюсамодеятельности, как высшей формы обучения и познания.
1 Глава. Фридрих Вильгельм АдольфДистервег – «Учитель немецких учителей», педагог-гуманист.
1.1. Смысл гуманистической педагогики.
Смысл изменения системывоспитания — в ее гуманизации, когда в совершенствовании человека видят несредство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда становлениеличности предполагает выявление и совершенствование всех сущностных силчеловека, когда самого индивида мыслят не «управляемым», а творцомсамого себя, своих обстоятельств. Гуманистическое воспитание, которое предстоитутвердить в школе, призвано выступить преемником лучшего из культурногонаследия, при этом важно отбросить то, что было создано людьми в целяхформирования человека-средства, но сохранить то, что способствует возвышениюличности. В основе гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи:личностный подход в воспитании (признание личности развивающегося человекавысшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждогоребенка, подростка, молодого человека, признание их социальных прав и свобод;ориентация на личность результат и показатель эффективности воспитания;отношение к воспитаннику как субъекту собственного развития; опора в воспитаниина совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвитияформирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса). [6]  
Немецкая философия Х1Х в. в лице И.Канта, Г.Гегеля, Й.Гербарта,А.Дистервега выдвинула и обосновала идею гуманистического образования личностии ее самосознания, предложила пути реформирования системы и школьного, иуниверситетского образования. [5]  Ситуацию, сложившуюся в сфере образования иподготовки учителей, можно обозначить как ориентированную на идеалыгуманистической педагогики и психологии. В этом отношении состояние немецкойшколы отражает ведущие тенденции развития мирового педагогического процесса. Внастоящее время гуманистическая ориентация оказывает огромное влияние наразвитие образования, особенно в сфере подготовки учительских кадров, выдвигаяновый идеальный образ учителя. Ее сторонники считают, что школа должна нетолько давать знания, формировать умения и навыки, но, прежде всего, обеспечитьсамоопределение и самореализацию личности, готовить детей к жизни в эпохубыстрых социокультурных перемен, меняющихся исторических условий динамичногоинформационного общества. Это порождает необходимость в самоидентификации исамоактуализации для каждого человека, в способности человека сохранятьличностный стержень, дабы не утратить свое «Я», не превратиться впрагматика-конформиста.    Представители гуманистической педагогики полагают,что одного интеллекта недостаточно для того, чтобы решать многочисленныепроблемы, стоящие перед любым государством, обществом, цивилизацией. Необходимчеловек, способный не только мыслить, но и чувствовать, переживать,действовать, обладающий развитой интеллектуальной, эмоциональной, волевойсферами. [6]
 Таким был Адольф Дистервег, он, отвергаяреволюционный путь изменения обществен­ных отношений, возлагал надежды намирное пре­образование общества и, особенно на просвещение на­рода. Он защищалидею общечеловеческого воспита­ния. Задача школы, по его мнению,заключается в воспитании гуманных и сознательных граждан, а не «истинныхпруссаков». [4;747] Он воспринял гуманизм Лессинга, Гердера, Шиллера, Гёте.Корни его мировоззрения — в просветительной и гуманистической литературе XVIII в. Цель воспитанияДистервег видел в том, чтобы развить в подрастающем поколении «самодеятельностьв слу­жении истине, красоте и добру». При всей абстрактности и неопре­деленностиэтой туманно-романтиче­ской формулы, она имела все же прогрессивное значение длясвоего времени, так как в противовес реак­ционным официальным «установкам»,возбуждала у учительства стремле­ние к каким-то высшим человеческим целям жизнии воспитания. [8;80]
1.2. Жизненный и творческий путь  А.Дистервега
Фридрих Адольф Вильгельм  Дистервег родился 29 октября 1790года в Зигене, в Вестфалии, получил воспитание сперва в Гербронне, (Нассау),затем в Тюбингенском университете, где кончил курс доктором богословия. Нодуховная карьера не привлекала его, тем более что в нем выработались, при всейрелигиозности, довольно свободные мнения относительно некоторых догматическихвопросов. Более по сердцу была ему деятельность учителя, и мы видим его спервадомашним учителем в Мангейме, затем вторым учителем eсоlе sесоndaire в Вормсе.В 1813 году он получает учительское место во Франкфурте-на-Майне, приОбразцовой Школе. Эта школа вполне заслуживала название “образцовой”. При нейподвизался кружок непосредственных учеников Песталоцци (Грунер, Ненни, де-Ласпеи др.), горячо преданных делу. Под влиянием этого кружка Дистервег изучил сочиненияПесталоцци, проникся идеями “великого народного пророка” и решил всю жизнь своюпосвятить делу народного образования. В 1818 году, став вторым ректоромлатинской школы в Эльберфельде, он здесь встретился с Вильбергом, натуройродственной Песталоцци, человеком необычайных педагогических дарований иогромного влияния на окружающих.
В 1820 году перед Дистервегом открывается более широкая и самостоятельная аренадеятельности. Он — директор учительской семинарии в Морсе, в Рейнскойпровинции. О тех чувствах, которые воодушевляли его, можно судить по заметке,найденной в его посмертных бумагах и относящейся ко второму году директорства. “Яучитель,— пишет он,— учитель всей душой и рад, что могу образовать учителей же.Удастся мне сделать что-либо из семинаристов (хоть и не в смысле чего угодно),мне нечего заботиться о том, что они станут делать в жизни. Что человек делает,зависит от того, что он есть. Из кого ничего не вышло, по собственной ли вине,в силу ли обстоятельств, тот многого никогда не сделает. Но невозможно, чтобытот, кто делен, искусен, ловок, мыслящий, чувствующий человек, словом тот, ктоесть что-либо, не сделал ничего или сделал только бесполезное, сомнительное,дурное”.
В 1827 году Дистервег расширил свою деятельность изданиемпедагогического журнала, существующего и до сих пор: “Rheinische Blatter furErziehund und Unterricht”, дававшего по шести книжек в год. В течение почтисорока лет Дистервег был неутомимым сотрудником этих “Рейнских Листков”:статей, принадлежащих его перу, в журнале около четырехсот.
Такой человек не мог долго остаться незамеченным в высших административныхсферах Пруссии, при господствовавшем в то время либеральном взгляде на народноеобразование. Министерство Альтенштейна в деле народного образования держалосьвоззрений знаменитого реформатора Пруссии и одного из величайшихгосударственных людей всех времен и народов — министра Штейна, сказавшего в1810 году: «Если методой, основанной на знании внутренней природы человека,будет развита каждая из его духовных сил, возбужден и воспитан всякийблагородный принцип,— если мы порвем с нынешним односторонним воспитанием, ибудем тщательно взращивать — чем пренебрегали до сих пор, те побуждения, накоторых основывается сила и достоинство человека: любовь к Богу, к королю и отечеству,то мы можем надеяться, что вырастет физически и нравственно крепкое поколение имы увидим лучшее будущее».
        В 1832 году Дистервег получает должность директора Берлинской“семинарии для городских школ”. Пятнадцать лет он с честью подвизался на новомместе. Со всех концов Германии, из других земель, Венгрии, даже России,стекались сюда ученики, чтобы увидеть знаменитого педагога среди дела,научиться у него трудному искусству воспитания и обучения и вдохновиться егогорячей верой в великое значение учительской деятельности. Кто видел его, у технавеки запечатлелся в памяти образ этого необыкновенного человека.
Дадим же и мы его характеристику со слов Вихарда Ланге, его другаи нынешнего редактора “Rheinische Blatter”.
“Дистервег был среднего роста, широкоплеч, с короткой шеей.Под выдающимся вперед, тонко изваянным лбом, густые брови осеняли глубоколежавшие блестящие два глаза, которые говорили и о чуткости и мощи ума и одобродушии и мягкости сердца. Тонкий римский нос под острым углом отделялсяиз-под выступа лобной кости. Вокруг почти безгубого, резко очерченного ртаобыкновенно играла саркастическая и все же добрая улыбка. Подбородок, красивосформированный, сравнительно большой и массивный, казалось, указывал на крупнуюсилу воли. Живость и подвижность всего его существа выражалась в частыхдвижениях лицевых мышц и в привычке проводить рукой по лысой голове. Настоящиморатором он не был и обыкновенно выражался короткими, отрывистыми фразами,оттеняя речь оживленной жестикуляцией. Но когда его охватывало жившее в немвоодушевление к своему призванию, что случалось, разумеется, нередко — его речьвсегда производила глубокое и благотворное впечатление на слушателей.Возбуждающая сила, исходившая от этого духовно неистощимого, оригинального человека,была беспримерна. Ученикам, старшим и младшим, юношам и детям в его присутствиинельзя было не быть внимательными: где бы он ни появлялся, там пробуждалисьжизнь и всестороннее умственное движение… Не полицейским надзором, не строгойдисциплиной, поддерживал он своих учеников на добром пути. Его душевноеблагородство возбуждало и в юношах подобное же состояние души, и его великиестремления находили себе отголосок и в их сердцах: сами юноши большею частьюподнимались выше рутины. Да и впоследствии между бывшими учениками и учителемне было тех преград, которые почти всегда отделяют элементарного учителя отсвоего академически образованного коллеги. Его строгие требования, его частобесцеремонные замечания и выговоры отвращали от него только людей с низменнымичувствами. Кто же хоть сколько-нибудь был в силах понимать необычную умственнуюжизнь, тот всегда относился к нему с благодарностью и благоговением”. [3]
В 1832—41 он создал в Берлине 4 учительских общества, а в1848 был избран председа­телем «Всеобщего немецкого учительского союза». В июле1848 Дистервег вместе с депутатами «левой» фракции прусского национальногособрания подписал «Записку 23», авторы которой вы­ступали против конфессиональнойшколы и требовали единой народной школы для «всех детей нации без различиясостояний и будущего призвания». Дистервег, хотя и призна­вал религию в духе рационалистического христианства, в сво­их статьях протестовал против опеки церкви над шко­лой икритиковал церковные догматы, называя их «ре­лигиозным абсолютизмом». [4;747]
В 1847 году Дистервег был отстранен от службы за «опасное воль­нодумство», в 1850 годупоследовала его окончательная отставка, а 1,2 и 3 октября 1848, в министерствоРаумера, были изданы знаменитые “три прусские регулятивы”. Можно себе представитьчувство Дистервега при этом двойном ударе: быть вырванным из той стихии, скоторой сросся всей душой, и до конца жизни видеть лишь упадок дела, которомуслужил.
В последние десятилетия жизни мы видим “школьного учителя Германии”  хотя наверху славы и популярности, но “не у дел”.
 Много и отдельных брошюр вышло из-под его пера. Но он не был литератором попризванию. Всей душой этой деятельности он не мог отдаться. 7 июля 1866 года,76-летний старец, еще полный сил, как показывает его чудный по содержанию иформе доклад городу Гамбургу, скончался, чтобы вечно жить в памяти и своегонарода и всех тех, кому дороги интересы образования.
Блестящий педагог-практик, Д. был автором св. 20учебников и руководств по математике, нем. языку, естествознанию, географии,популярной астрономии. Его «Руководство к математической географии» («Lehr-buch der mathematischen Geographic...», 1840) и «Эле­ментарнаягеометрия...» («Elementare Geometrie fiir Volksschulen und Anfanger iiberhaupt», 1860) были пе­реведенына русский язык, пользовались широкой извест­ностью. Из-под его пера вышли: Спорные вопросыиз области педагогики, Письма о воспитании и обучении, Педагогическоепутешествие по Дании, Педагогическая Германия, Учебник космографии,Методическое руководство к классному обучению счету (в сотрудничестве сГейзером), Учебник к классному обучению счету, Хрестоматия для обучения ичтения, Практический курс немецкого языка. В 1835 былнапечатан основной труд Д. «Руко­водство к образованию немецких учителей» («Wegvveiser zur Bildung fur Lehrer und die Lehrer werden wollen»), 1-я часть егопосвящена общим вопросам педагогики и дидактики, а 2-я, написанная при участииучителей,— преподаванию отдельных предметов. [3]
/>

2 Глава. Педагогика А. Дистервега.Принципы, правила.
2.1. Принципы воспитания А.Дистервега
Высказав мысль о ведущей роли обучения в процессевоспитания подрастающего поколения, Дистервег пытался найти основные принципывоспитывающего обучения, которыми должен руководствоваться в своей деятельностикаждый учитель.
Принцип природосообразности. Природосообразность воспитанияпредполагает определение возможного для данного возраста и пола ребенка уровняразвития субъективных личностных свойств, на формирование которых следуеториентироваться; опору на мотивационно-потребностную сферу учащихся конкретноговозраста; преодоление противоречий, характерных для данного возраста ипроявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности;построение возрастно-психологической диагностики и коррекции поведения с учетомпринятой в науке периодизации возрастов.[5]
 Дистервег ста­вил во главу угла«развивающе-воспитательное и образова­тельное обучение». Он предлагалв воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные  ивозрастные особенности ребенка. [1;238]   «Развитие — всеобщийпризнак, основной закон жизни, как вообще свободное развитие — лозунг нашеговремени. Всякая тварь, человек, народ, могущие развиваться без помехи — счастливы, свободны. По мере сил содействовать всеобщему развитию — вотобязанность каждого отдельного человека» — говорит Дистервег.  Также он подчёркивал, что, только зная психологию и физиологию,педагог может обеспечить гармоничное разви­тие детей. В психологии он видел«основу науки о воспитании». Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что чело­век обладает врождёнными задатками, которымсвой­ственно стремление к развитию. Задача воспитания — возбудить задатки,чтобы они могли самодеятельно раз­виваться. «Без возбуждения не может бытьразвития… Воспитывать — значит возбуждать. Теория воспита­ния является теориейвозбуждения» [4;748] Подобно Руссо и Песталоцци, Дистервег использовал принциппри­родосообразности в качестве одного из средств борьбы против феодаль­нойпедагогики. В противоположность схоластической педагогике, игно­рировавшейприродные возможности, склонности и интересы детей, он полагал, что школьное обучениедолжно опираться на естественные си­лы, заключенные в ребенке. Каждый человекот рождения обладает суммой определенных способностей, которые при правильноорганизо­ванном воспитании развиваются, а при неумелом — могут заглохнуть.Чтобы способности ребенка не заглохли, учитель должен постоянно за­ботиться обих развитии, предоставляя детям возможность применять свои силы, знания иумения на практике.
Требование Дистервега относительно учетаиндивидуальных особен­ностей детей в процессе воспитания и обучения тесносвязано с требо­ванием одновременного изучения этого процесса. В работе«Принцип современной педагогики» он писал: «Ничто не совершается против при­родывещей, то же самое в мире детей. Поэтому современная педагоги­ка стараетсяпонять законы естественного развития ребенка, чтобы по­могать этому развитию ссамого начала, пусть даже эта помощь будет состоять только в устранениипрепятствий. Так как природа вещей не может быть выдумана из головы, может бытьпонята только эмпириче­ским, а не спекулятивным путем, то стремящаяся кразумности педаго­гика обращается к опыту и наблюдению, к людям, которыепоказали себя в этом деле мастерами»
Таким образом, Дистервег приходит к выводу, чтоправильное, ра­зумное воспитание детей должно строиться на основе знаниязаконов естественного развития ребенка. Изучение этих законов — задача дет­скойпсихологии, которой он придавал очень большое значение. Психо­логию он даженазывал «основной наукой науки о воспитании», хотя и признавал, что в его времяона еще не была подлинной наукой и де­лала лишь свои первые шаги. На основеизучения психологических особенностей детей и подрост­ков [7;65]
 2.      Принцип    культуросообразности     означает организацию учебно-воспитательного процесса наоснове определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Он писал, что«… в воспита­нии необходимо принимать во внимание условия ме­ста и времени, вкоторых родился человек или пред­стоит ему жить, одним словом — всю современнуюкультуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны,являющейся родиной ученика». [4;748]  Считая, что учитель и воспитатель всегдадолжны принимать во внимание потребности своего времени, своего народа,Дистервег указы­вал на очень большое значение преподавания отечественнойистории и географии, родного языка и родной литературы. Однако к правильно­мупониманию общественного характера воспитания он прийти не мог. Идеалистическипредставляя себе взаимоотношение между человеком и обществом, Дистервег считал,что сущность человека определяется природными, внутренними качествами,присущими ему от рождения. Поэтому-то и принцип культуросообразности подчинен унего принципу природосообразности.
Наиболее подробно свои взгляды по этому вопросуДистервег из­ложил в статье «О культуре и культуросообразном воспитании», в ко­торойделил культуру на три большие области: культура внешняя, куль­тура внутренняя икультура общественная. К внешней культуре он от­носил способы удовлетворенияфизических потребностей: как человек питается, одевается, живет, каковы егонравы и обычаи. Внутренняя культура охватывает духовную жизнь человека, егопознавательную, чувственную, волевую деятельность. Наконец, общественнаякультура включает в себя господство человека над силами природы и все формы егообщественной жизни в их сочетании с культурой данного народа. Та­ким образом,общественная культура, по Дистервегу, занимает как бы промежуточное место междувнешней и внутренней культурой. Обуче­ние, по его мысли, становится развивающими воспитывающим только тогда, когда оно строится с учетом данных внешней,внутренней и об­щественной культуры. [7;67]
  3. Принцип   самодеятельности
 Самодеятельность,под которой он понимал активность, инициативу, Дистервег считалважнейшей чертой личности. «Быть человеком,— по его словам,— значит быть само­деятельнымв стремлении к разумным целям…… Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даныили сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этогособственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извнеон может получить только возбуждение… Поэтому самодеятельность — средство иодновременно результат образования…»  В развитиидетской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условиевсякого обра­зования: «Пробуждение самодеятельнос­ти как в ученике, так и вучителе я считаю высшим достижением его формального развития и вос­питания».[2;249]
Положение Дистервега о том, что «… ум наполнить ничемнельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усво­ить и переработать»,актуально и в на­ши дни. Этот принцип можно выделить, как самый важный: «Конечнаяцель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредствомсамодеятельности».   Ум, воля, память, мышление,наблюдательность, свой­ственные всем людям, развиваются в процессесамодеятельности, о раз­витии которой у своих учеников учитель и должензаботиться.
Воспитание, по существу, заканчивается тогда,когда человек начи­нает проявлять желание и чувствовать в себе силу продолжатьвсю жизнь работу по самообразованию, когда он начинает видеть пути и методыэтого самообразования. Задачу учителя Дистервег ограничи­вал заботой о развитииприродных способностей. Кто же впоследствии выйдет из ученика — математик,техник или музыкант, — это уже дело не учителя.
Самодеятельность в понимании Дистервегаравнозначна свободному, самостоятельному познанию. В противовес догматизму иавторитаризму феодальной педагогики он защищал право каждого человека на разви­тиесамостоятельного мышления. По его мнению, самостоятельность мы­шления должнавести к сознательной деятельности в жизни.
В «Руководстве для немецких учителей» Дистервегписал: «Соб­ственно человеческим в человеке является его самодеятельность. Всечеловеческое, свободное, оригинальное  исходит из этой самодеятельности…Воспитание простирается лишь настолько, насколько позволяет самодеятельность;только настолько, насколько ее хватает, возможно как образование человекадругими, так и его самообразова­ние. Главной заботой воспитателя,следовательно, должно быть развитие самодеятельности, которая поможет человекупозднее сделаться господи­ном, руководителем своей жизни» [7;66]2.2. Дидактические правила
Формально дидактика (от греческого didasko — учить,доказывать, объяснять) определяется как отрасль педагогики, исследующая научныеосновы обучения и образования. Другое определение дидактики — теория обучения —также характеризует ее как науку о способах и методах целенаправленногопроцесса приобретения или/и передачи знаний. Важным моментом в этом определенииявляется указание на необходимость организации специальных условий для передачизнаний. Эти условия реализуются в ходе функционирования системы образования,элементами которой являются семья, дошкольные и школьные учреждения, вузы идругие институты образования.
Одна из важнейших заслуг Дистервега в том, что он создалдидактику развивающего обучения, сформулированную в законах и правилах. Вего книге “Руководство к образованию немецких учителей”, вышедшей в 1835 г.,приводится обобщающая система дидактических правил, направленных на обеспечениенаглядности и доступности материала обучения, сознательности усвоения знаний,заинтересованности и личной активности учащихся в процессе обучения.
I. Правила обучения, относящиеся кученику, к субъекту.
     1.Обучай  природосообразно,
   2.Руководствуйся при обучении естественнымиступенями развития подрастающего человека
   3.Начинай обучение, исходя из уровня развитияученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков иосновательно!
   4.Не учи тому, что для ученика, пока он это учит,еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно.
   5.Обучай наглядно.
   6.Переходи от близкого к далекому, от простого ксложному, от более  легкого к более трудному, от известного к неизвестному.
   7.Веди обучение не научным, а элементарнымспособом.
   8.Преследуй всегда формальную цель илиодновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одногои того же предмета, по возможности разносторонне, и именно: связывай знание сумением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделаетсядостоянием подсознательного течения его мыслей.
   9.Никогда не учи тому, чего ученик еще не всостоянии усвоить.
   10.Заботиться о том, чтобы ученики не забывалитого, что выучили.
   11.Не муштровать, не воспитывать и образовывать дляданного случая, а заложить общие основы человеческого, гражданского инационального образования.
   12.Приучай ученика работать, заставь его не толькополюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второйнатурой.
   13.Считайся с индивидуальностью твоих учеников.
II. Правила обучения, касающиесяучебного материала, объекта.
1.Распределяйматериал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законамиразвития ученика.
    2.Задерживайся, главным образом, на изученииоснов.
    3.При обосновании производных положенийвозвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые изпоследних.
   4.Распределяй каждый материал на известныеступени и небольшие законченные части.
    5.Указывай на каждой ступени отдельные частипоследующего материала и, не допускай существенных перерывов, приводи из негоотдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее,однако, в полной мере.
    6.Распределяй и располагай материал такимобразом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении новогоснова повторялось предыдущее.
   7.Связывай родственные по содержанию предметы.
    8.Переходи от предмета к его обозначению, а ненаоборот.
    9.Считайся при выборе метода обучения с природойпредмета.
    10.Распределяй учебный материал не на основенадуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне.
    11.Выводи последующие положения не посредствомобщих действий, но развивай их из природы предмета.
    12.Содержание обучения должно соответствоватьуровню современной науки.
III. Правила обучения в соответствиис внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.
 1.Проходи со своимиучениками предметы скорее последовательно, чем одновременно.
    2.Считайся с (предлагаемым) будущим положениемтвоего воспитанника.
   3.Обучай культуросообразно.
IV.Правила обучения, касающиеся учителя
1.Старайся сделать обучениеувлекательным (интересным).
   2.Обучай энергично.
   3.Заставляй ученика правильно устно излагатьучебный материал. Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением,ясным изложением и логическим построением речи.
   4.Никогда не останавливайся.
В развитии умственныхсил, логи­ческого мышления Дистервег прида­вал большое значение приучениюучащихся к логически последова­тельной речи. Важно, чтобы они умелипоследовательно изложить ход мыслей, обосновать основные поло­жения.Учитель должен наблюдать за ясностью их изложения и логич­ностью егопостроения, за отчетли­востью их дикции. Нужно дать им больше возможностейупражняться в такой речи, приучать к ней (это гораздо труднее, чемговорить само­му учителю). Вредная привычка — превращать уроки в лекции, за­ставлятьучащихся больше слушать, чем говорить
Дистервег горячопопуляризировал профессию учителя и признавал, что учитель играет решающую роль ввоспитании и обучении детей. Его девиз: «Покажи мне своих учеников, и я увижутебя!»
Строги те требования, скоторыми Дистервег обращается к учителю.
Учитель нового времени, прежде всего, должен сам стоять на пути истинногоразвития. Он должен обладать смелостью мышления, никогда не преступаться противЛессингова “стремления к истине”, руководиться любовью к человечеству, серьезнои честно содействовать решению задач своего времени в пределах педагогическойдеятельности, должен, наконец, вдумываться в природу человека, в искусствовоспитания и обучения, в котором ведь и мастер всегда остается учеником. Ни кчему другому не должен стремиться учитель, как быть воспитателем и учителем. Онне должен быть политиком, человеком клуба и партий, у которого бушующие в грудистрасти затмевают ясность чувства и спокойствие духа. Но это не значит, чтобыучитель имел право отстраняться от интересов “целого”, быть равнодушным к ним.Сознавать свои государственные и гражданские обязанности — его долг. Только самон не должен “браться за политику”. [3]
Истинное препо­давание, «касающееся самых глубо­кихкорней духовной жизни ученика, действует на образование воли и ха­рактера».Одним из важнейших источников дидактической силы учи­теля является твердостьего воли, энергия и решительность, сила его педагогического характера. «Когдатакая решительная сила воли воз­действует, на юную душу, эта по­следняяиспытывает возбуждение и оживление в самой глубине своей духовной жизни».Постоянство вос­питательной линии, твердое ее про­ведение, неуклонностьтребований к учащимся, настойчивость, уверен­ное движение по пути осуществления.«… Только    человек    решительный, энергичный, с твердым характером, знающийчего он хочет, почему он хочет и какие средства ведут к ис­полнению его воли,—только  такой человек может воспитать решитель­ных, энергичных, сильных характе­ромлюдей».    Дистервег справедливо указывал, что это свойство учителя делаетизлишними всякие ухищрения и специальные дисциплинарные сред­ства. В дисциплинеон видел не «сумму внешних приемов», а ре­зультат воспитывающего  обучения,(формирующего нравственные убеж­дения и характер учащихся. «Дис­циплинаявляется лишь следствием подобного обучения...».
«Всякое истинное обучение обла­дает нравственной, развивающей ха­рактерсилой». Этамысль проходит у него красной нитью. «Познание истины отражается на образе мыс­лей,складе убеждений и поведении, на всех сторонах характера… Всё существочеловека под влиянием обучения проникается ум­ственным и нравственным разви­тием».[8;84]

Заключение
 
Можно сделать вывод, чтогуманистическая педагогика Адольфа Дистервега играет важную роль в системеобразования. Стремление к гуманизации образования характерная особенностьнашего времени, времени быстрых и резких изменений природной и социальнойсреды, идеологических систем, профессиональных требований и технологическихвозможностей. Современное образование должно быть направлено на развитиеличности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становлениесамосознания, самореализации. Необычайно важные идеи А. Дистервега, за которымиследуют педагоги и нашего времени, уже принято считать классическими иобразцовыми.
В Германии Дистервег пользуется признанием со стороны официальной педагоги­ки. Вовсём мире передовые педагогические взгляды Дистервегаполучили вы­сокую оценку, в Германии учреждена медаль его имени, которой награждаются заслуженные учителя, издаётся полноесобрание сочинений Дистервега. Педагогикаценит Дистервега как прогрессивного обще­ственногодеятеля, видного теоретика и практика педагогики.
На кладбище Св. Матвея вБерлине, где покоятся его останки, ученики и почитатели соорудили емупрекрасный памятник. На доме, где он жил в последние годы и умер, столичноегородское управление установило памятнуюдоску. Такая же доска в Зигене указывает дом, где он родился. В новойберлинской ратуше и на внешнем фасаде у новой учительской семинарии пластикойувековечены его черты. В Вестфалии, родной его провинции, сооружен ему памятникрядом с тем великим человеком, благодаря которому взошла в начале этого века дляГермании заря лучшего будущего, рядом с памятником Штейну. Самый памятникпредставляет бронзовый бюст, несколько больше натуральной величины. На высокомпьедестале (8 футов) из красного полированного гранита, впереди вырезаны слова:Адольф Дистервег, с боков—Морс 1820—1832 Берлин 1832—1866. [3]
Список литературы
 
1.  Джуринский А.Н.История педагогики: Учебное пособие для студ. ПедВУЗов. – М.; Гуманит. изд.Центр ВЛАДОС, 1999.- 432с.
2.  Дистервег А.Руководство к образованию немецких учителей [Публ. фрагм из прудов нем.педагога,  1834г.] //   Нар. Образование, 2001. — №1
3.    Штуцер  И. Памяти   Дистервега // Запискиучителя, 1883. — № 5.    Учитель.ru: Публикации:   www.teacher.fio.ru/news
4.   Педагогическаяэнциклопедия. Гл. ред. – А.И. Каиров и Ф.Н. Петров.  
     — М.; «Советскаяэнциклопедия» 1964.
5.  Соколова Л.Б..  Совместное обсуждение образованияфилософами и педагогами — состоялось! Хрониканаучной жизни www.credo.osu.ru.htm  1999.
6. Болотова А.Гуманистическая ориентация высшего педагогического образования в Германии.www. ntp.ed.gov.ru
7.  Пискунов А.И. Дидактическиевзгляды Адольфа Дистервега // Советская педагогика, 1956. — №1. – с. 63-70
8.  Фрумов С.А.Педагогическая деятельность Дистервега // Советская педагогика, 1951. — №7. –с. 79-85
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технические средства обучения на уроках иностранного языка
Реферат Программа работы по оздоровлению школьников и контролю за их самочувствием во время учебного процесса
Реферат Финансовое оздоровление 3
Реферат Влияние языка на познавательные процессы
Реферат Antigone Vs Ismene Essay Research Paper Antigone 2
Реферат Populism Essay Research Paper The Populist platform
Реферат Япония в период «реставрации Мэйдзи»
Реферат Полноценные и неполноценные белки
Реферат «Новости» (актуальная правовая и иная информация в сфере образования и воспитания)
Реферат Нормы в официально-деловом стиле речи
Реферат Гафний - "Жил элемент рассеянный"
Реферат Загальні засади адміністративного судочинства в Україні
Реферат Альпийский сурок
Реферат Открытый травматический перелом нижней челюсти справа в области 8го зуба с переходом на угол без смещения (история болезни)
Реферат Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим: Учебно-методический комплекс для студентов I курса заочного отделения исторического факультета