Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие речи дошкольников

Оглавление
Введение
1. Развитиеречи дошкольника
1.1 Исследованиепроблемы развития речи дошкольника в отечественной психологии
1.2 Исследованиепроблемы развития речи дошкольника в зарубежной психологии
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Из всех когнитивных особенностей человека одной из самыхвпечатляющих является использование языка. Больше чем что-либо другое, языкотвечает за прогресс человеческой цивилизации. Язык – это основное средствохранения и передачи знания от одного поколения к другому. Без языка не было быспособов для установления правил по управлению группами, т.к. он – основноесредство установления религий, законов и нравственности. Язык представляетсобой важное средство искусства, знакомства, ухаживания. В своей письменнойформе язык позволяет людям общаться через пространство и время.
Язык определяется как система вербальных знаков,относительно независимая от индивида, служащая для целей коммуникации,формирования и формулирования мыслей, закрепления и передачиобщественно-исторического опыта. Речь же – это всегда конкретный процессиспользования языковых знаков; это специфически человеческий способ формированиямыслей с помощью языковых средств.
Развитие речи у ребенка подчинено определеннымзакономерностям. Существует специфический возрастной период ее развития –первые три года. По истечении этой стадии процесс слухо-речевого развития иобучения замедляется и требует больших усилий. В целом, ребенок проходит триэтапа становления речи: подготовительный или дофонемный – от рождения до 1,5 –2 лет, этап самостоятельной речи – 1,5-2 до 7 лет и этап систематическогообучения и развития речи – школьный период.
Наблюдая за тем, как происходит процесс овладения речью,можно заметить, что дни и недели проходят, а изменения лингвистическихспособностей почти незаметны. Прогресс только кажется медленным, на самом делепроисходит нечто поразительное. С очень небольшими инструкциями, а часто ивообще без них, дети к 10-летнему возрасту имплицитно достигают того, чтопоколения лингвистов со степенью доктора философии не могут достигнутьэксплицитно. Они усваивают все значительные правила языка с тонкимивзаимодействиями между ними. Ни один лингвист за всю свою жизнь не смог описатьграмматику какого-либо языка так, чтобы охватить все грамматические типыпредложений. Однако же все мы, будучи детьми, усваиваем такую грамматику.
Особенное значение приобретает развитие речи для человекав дошкольном возрасте. Учитывая это, а так же вышеотмеченные обстоятельства,можно говорить об актуальности темы нашего исследования.
Исходя из темы («Развитие речи дошкольника»), выделяетсяцель нашего исследования: проанализировать основные особенности изакономерности развития речи в период дошкольного детства.
Исходя из понимания предмета, цели и гипотезыисследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучениюпроблемы развития речи, существующие в современной отечественной и зарубежной психологии.
2. Определить содержание понятий фонетические,лексические, словообразовательные нормы речи, выявить их показатели и формыпроявления.
3. Разработать соответствующие экспериментальные приемы ивыяснить степень сформированности определенных норм речи дошкольника.
Предметом исследования является словообразовательная ифонетическая сторона речи дошкольников. Объектом исследования, соответственно,являются дети дошкольного возраста.
В связи с темой и задачами исследования целесообразновыдвинуть следующую гипотезу: степень сформированности определенных норм речидошкольников (развитие словарного запаса, способность к использованию в своейречи усвоенной лексики) прямо пропорционально зависит от возраста ребенка.

1. Развитие речи дошкольника
1.1 Исследование проблемы развития речи дошкольника вотечественной психологии
Отечественный психолог А.Н. Леонтьев в своих работах(«Психологической исследование речи»; «Речевая деятельность») рассматривал языки речь, как частное использование языка с точки зрения специфическойдеятельности человека. В работах поднимаются вопросы общения как деятельности,социального смысла коммуникации, корректности и правомерности использованиятакого термина как «речевая деятельность».
По словам Леонтьева А.Н., «С одной стороны язык естьпродукт специфической, адекватной ему деятельности; он – то, в чем этадеятельность опредмечивается. С другой стороны он – объективная основа речевойдеятельности индивида» [9; 224].
Доказывая, что речь является деятельностью, А.Н.Леонтьевприводит следующие факты, доказывающие данное обстоятельство: «Будучипсихологическим действием, речевое действие должно обладать и всемихарактеристиками, присущими любому действию. Речевое действие, таким образом,определяется общей структурой деятельности и тем местом, которое оно занимает вдеятельности вообще и по отношению к другим речевым действиям в частности [9;224].
Д.Н.Узнадзе в работе «Внутренняя форма языка» такжерассматривал проблему развития речи. В частности, он анализировал проблемы объясненияязыковых явлений, рассмотренные в трудах Гумбольта и Гуссерля. В работерассматривается проблема языка и речи в свете теории установки, а также вопрособ усвоении языкового материала. Так, по словам Д.Н.Узнадзе: «Процесспреобразования самого субъекта как целого свою реализацию находит в развитии иуточнении языковой установки субъекта [12; 437].
Таким же образом, как развивается предметное действие,подчеркивал Д. Б. Эльконин, происходит и формирование речи. Слово в раннемвозрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако, он используетгораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрастевыступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенокпрактически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде идвумя. Подобно овладению любым другим орудием, слово дифференцируется,насыщается предметным значением и, благодаря переносу в другие ситуации,отрывается от предмета и обобщается. Велика роль изображения и игрушек в этомпроцессе. Л. С. Выготский писал о том, что силой одной вещи необходимо похититьимя у другой. Это и происходит в изобразительной деятельности и игре. Кнастоящему времени известны следующие основные тенденции в развитии речиребенка раннего возраста [4; 57].
Пассивная речь в развитии опережает активную. Запаспассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимаетслова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступаетпонимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, то естьпонимание контекстной речи.
В раннем возрасте развиваются функции речи, происходитпереход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функцииречи По словам Д Б. Эльконина, называние одним и тем же словом разных предметови есть та операция, которая создает возможность обозначения. Освобождение словаот предмета в результате его переноса на другие предметы и изображения делаетего носителем предметного содержания .
Интенсивное развитие речи в раннем возрастесвидетельствует о том, что речь, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматриватьне как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как оновладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Развитие речи — это«веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности [18; 67].
Л.С.Выготский выделял доречевые формынаглядно-действенного интеллекта, так как имеются аффективнее,доинтеллектуальные формы тех звуковых реакций, которые еще не несутинтеллектуальных функций. Такую функцию слова, когда оно указывает на отдельныепредметы или замещает их, Выготский назвал функцией значения. Под значениемпонимал следующее: слово не ограничивается указанием на отдельный предмет,вместе с тем, оно вводит данный предмет в систему связей и отношений,анализирует и обобщает его [4; 61].
Исследователи изучения соотношения речи и мышления удетей Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, показали, что все психические процессы уребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленноеповедение) развиваются с прямым участием речи.
Таким образом опыты, проведенные Выготским показали, чтозначение слов развивается. Путь значения может быть представлен следующимобразом: от диффузного к наглядному, далее к категориальному.
В своей работе («Психологические особенности детейпреддошкольного и дошкольного возраста») В.С.Мухина подчеркивает: «Формированиеактивной речи служит основой для всего психического развития ребенка» [11; 125].
При помощи речи люди имеют возможность общаться сокружающими, получают новую информацию.
У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние наразвитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаряречи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память.
По мере развития лексико-грамматической стороны речиребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ исинтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированиюобобщающей функции речи.
Формирование такой функции речи, как регулирующая, тесносвязано с развитием целенаправленного поведения, с развитием внутренней речи ивозможности программированной интеллектуальной деятельности Н.С. Жукова,Е.М.Мастюкова, Т.Р.Филичева.
Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речьимеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия Без языка,например, выделение фигуры из фона было бы задержано. В предметной деятельностипроисходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможнобез ориентации на отдельные признаки предмета Важно выделение в предметесвойств, которые ориентируют предметные действия Происходит выделение пространственныхотношений между предметами, что также важно для осуществления предметныхдействий.
Большинство авторов обращают внимание на связь междуречевой недостаточностью и особенностью психического развития ребенка. Е.М.Мастюкова утверждает: «У ребенка с общим недоразвитием речи, наряду спатологией формирования всех ее сторон, могут отмечаться отклонения в егопсихическом развитии, темп его психического развития может замедлиться,развитие гностических мыслительных процессов, эмоционально волевой сферы, характера,а иногда и личности в целом может проходить аномально» [17; 59].
Следовательно, речь играет огромную роль в психическомразвитии ребенка.
«Речь является средством общения людей и формойчеловеческого мышления» — отмечает М.Ф. Фомичева [17; 50].
К.И. Чуковский много и плодотворно занимался вопросомдетского словотворчества. В частности, его основные выводы и многочисленныепримеры по данному вопросу были изложены в известной книге «От двух до пяти».Автор считал неологизмы своеобразным явлением детской речи. Он называл ихсинтетическими или скрещенными словами. Чуковский отмечает как характернуючерту детского словотворчества стремление детей выразить в речи действие,движение, это отражается, по его мнению, в многочисленных образованиях «детскихглаголов». Некоторые из них в качестве примера приведены в книге: «часычасикают»; «отскорлупай мне яйцо» [16; 86].
Чуковский полагает, что дети образуют глагольные формыпотому, что глаголов, существующих в языке, им недостаточно. Словотворчество,по Чуковскому, — это проявление высокого лингвистического мастерства иодаренности ребенка.
Рассмотрение элементов, дающих исходный материал длясинтетического слова (то есть «образующих»), показывает, что все они безисключения содержат общие языковые элементы. Возникновение самогосинтетического слова можно понять следующим образом: когда в первом образующемслове произносится элемент, общий у него со вторым словом, происходитпереключение на этот общий элемент второго образующего слова и дальшеприсоединяется остающаяся часть второго образующего слова. В результатепроисходит формирование новой когнитивной структуры, состоящей из общегокомпонента и соответствующих частей первого и второго образующего слов. Такимпутем создаются новые цепочки звуковых последовательностей и возникает новое«синтетическое» слово.
Словотворчество ребенка состоит не только вконструировании новых сочетаний языковых элементов. В детских неологизмахотражается также еще один продуктивный компонент: образуя новые по сочетаниюэлементов слова, ребенок придает исходному слову новую грамматическую категорию.Это явление отражается в особого рода неологизмах, не отличающихся по форме отслов взрослых, но обладающих оригинальной отнесенностью слова и обобщеннойграмматической категорией [17; 124].
Известный белорусский психолог, доктор психологическихнаук, профессор также посвящал работы вопросам развития речи. Так, в книге«Беседы о тайнах психики» (1990) он рассматривает вопрос о соотношении ивзаимосвязи понятий «речь» и «личность». Психолог приходит к выводу о том, что«речь не столько скрывает истинное лицо человека, сколько демонстрирует его,порой вопреки воли говорящего» [5; 174].
Проблема развития речи у детей глубоко изучена и широкопредставлена в отечественной педагогике и психологии (Л.С.Выготский,Н.С.Жукова, В.С.Мухина и др.)
1.2 Исследование проблемы развития речи дошкольника взарубежной психологии
Проблемы, связанные с овладением речью, развитием исовершенствованием всех речевых процессов интересовала и зарубежных исследователей,психологов. Так, внимание исследователей привлек вопрос: какая изграмматических форм – существительное или глагол раньше появляется в детскойречи. С точки зрения логики полагалось, что сначала должны появиться слова –существительные, поскольку они, в отличии от глаголов, принадлежат к устойчивымявлениям действительности. Однако Бейтс, в своих кросслингвистическихисследованиях обнаружил, что этот тезис не оправдывается [2; 78].
В период дошкольного детства важное значение дляпсихического развития приобретает становление речи. Исследуя этапы психическогоразвития детей, Штерн впервые провел систематическое наблюдение заформированием речи. Выделив несколько периодов в этом процессе, он подчеркивал,что наиболее важен из них тот, который связан с открытием детьми значенияслова, того, что каждый предмет имеет свое название (такое открытие ребенокделает примерно в полтора года). Этот период, о котором впервые заговорилШтерн, стал потом отправной точкой для исследования речи практически у всехученых, занимавшихся этой проблемой. Выделив пять основных этапов развития речиу детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые нормативы вразвитии речи у детей до 5 лет. Он также выделил основные тенденции,определяющие это развитие, главными из которых являются переход от пассивной кактивной речи и от слова к предложению [14; 86].
Бюлер дает несколько иную трактовку развития речи.Связывая речь с процессом творчества, что, по его мнению является ведущейлинией становления психики, он выдвинул эвристическую теорию речи. Бюлерсчитал, что речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается,изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, в отличие отдругих психологов, Бюлер настаивал на том, что процесс формирования речи – этоцепь открытий.
На первой стадии ребенок открывает значение слов путемнаблюдения за воздействием на взрослых звуковых комплексов, которые изобретаетребенок. Манипулируя взрослым при помощи вокализации, ребенок осознает, чтоопределенные звуки приводят к определенной реакции взрослого (дай, боюсь, хочуи т.д.), и начинает пользоваться этими звуковыми комплексами целенаправленно.На второй стадии ребенок открывает, что каждая вещь имеет свое имя, чемрасширяет свой словарный запас, так как он уже не только сам изобретаетназвания для вещей, но и начинает задавать взрослым вопросы о названиях. Натретьей стадии ребенок открывает значение грамматики, это также происходитсамостоятельно. Путем наблюдения он приходит к пониманию того, что отношениямежду предметами и их число могут выражаться изменениями звуковой стороныслова, например изменением окончания (стол – столы).
«Открытие» флективной природы языка К. Бюлер называетвторым языковым «открытием». По мнению Бюлера, на границе второго итретьего года жизни ребенок, сам того не понимая, как бы интуитивно«открывает», что слова в предложении связаны между собой. Советскийисследователь А. Н. Гвоздев писал о трех стадиях постижения ребенкомграмматической структуры языка: сначала слова употребляются в женском роде,затем в мужском и, наконец, появляется дифференциация, то есть правильноесловоупотребление. Исследователи, попытавшиеся сформировать ориентацию нафлективную природу языка ребенка, взяли две группы детей. В первой группе детимного-много раз повторяли: «кукла упала», «заяц упал» ит.п. Оказалось, что необходимо до 1000 повторений, чтобы ребенок смогбезошибочно соединить эти два слова. Во второй группе была организована игра. Вдомик должны были войти лиса, слон и т.д. Экспериментатор говорил:«лиса», ребенок добавлял: «пришла», и лиса попадала вдомик. Таким образом, в эксперименте согласование слов включили в контекстдеятельности и понимания между взрослым и ребенком [14; 73].
До того времени, как развернулись кросслингвистическиеисследования и работы, существовало убеждение, что лексическое развитиепроходит строго определенные этапы. Эти этапы можно представить в виде такойпарадигмы: изолированные неизменяемые слова – комбинации этих изолированныхнеизменяемых по форме слов (так называемый «телеграфный стиль») – использованиеслов в разных падежах и глагольных формах – применение вспомогательных слов.
В своей статье Бейтс сообщает о фактах существованиядругих типов развития лексических форм в разных языках. Так, в ЗападнойГренландии дети начинают с использования кусочков сложных слов, имеющихся вовзрослом словоупотреблении 10-12 флективных элементов. Следующим шагом кразвитию становится наращивание употребления флексий и лишь затем –употребление цепочек слов. Аналогично проходит процесс развития лексическихформ в турецком языке [2; 83].
Таким образом, начало формирования грамматики связано уребенка не только с использованием соединения слов, но и с построениемвнутренней системы категорий слов и словесных элементов. Интересно тообстоятельство, что если первые детские слова появляются обычно по прошествии12-13 месяцев жизни и развития ребенка, то сопоставимое, а иногда даже ибольшее количество времени требуется, чтобы возникли соединения, связываниеслов, то есть обнаружились первые признаки формирования понятийных категорий играмматических отношений [2; 84].
Еще один известный зарубежный психолог Дж.Брунерзанимался вопросом когнитивных предпосылок развития грамматики. Основная идеяего работ состояла в том, что речевое развитие идет вслед за когнитивным. Языкв свою очередь кодирует продукт когнитивных процессов. Брунер проводитконкретный анализ тех процессов, которые при этом происходят. По мнениюБрунера, главным аспектом языка является действенное интенциональное начало.Соответственно, обучение языку происходит на основе предварительно усвоенныхпредставлений о структуре действий. Такое языковое представление в большей мереформируется в результате совместных действий с ухаживающими за ребенкомвзрослыми, особенно в различных игровых ситуациях.
Брунером было проведено эмпирическое исследование понаблюдению за теми речевыми актами и операциями, которые обычно используютсяматерями при общении с их детьми. Целью такого наблюдение было выявить развитиеформ совместной деятельности и проследить их связь с возникающим у детей языком[3; 35].
Результаты описанного исследования показали, что действияматерей, в самом деле, способствовали формированию еще доязыковогопредставления младенца об агенте, действии, объекте, реципиенте. Полученные данныепослужили подтверждением идеи Брунера, что ребенок первоначально понимает смыслсовместно проводимого действия на доязыковом уровне, научается расчленятьдействия на составляющие элементы, а в результате начинает познавать функциювысказывания. В таком случае грамматические правила усваиваются по аналогии справилами действия и направленного взрослым внимания [3; 42].
Говоря о сроках речевого развития, Д.Фельдман приводитпримеры исключительно ранних проявлениях речевой способности. Согласно егоописанию, особенно поразительным оказался случай с мальчиком (его звали Адам),которого исследователь начал наблюдать в возрасте 3, 5 лет. В этом возрастемальчик умел писать и читать. Он также изучал математику, сочинял музыку длягитары. По сообщениям родителей, Адам заговорил в возрасте 3-х месяцев и нарядус отдельными словами стал употреблять предложения. В 6 месяцев он уже успешнообщался с окружающими, в 1 год читал простые детские книжки [14; 62].
Такие необычно ранние сроки развития ребенка отчастиобъясняются его ранней физиологической зрелостью. В работе Фельдмана говоритьсятакже о благоприятных для развития семейных обстоятельствах Адама.
Развитие грамматики языка ребенка внешне выражается втом, что малыш вырабатывает способность называть объекты своего высказывания,присоединяя к нему глагол для обозначения действия, научается сближать слова,обозначающие объект и его признаки, использует словоизменительные формы слов.
Д.Слобин анализировал когнитивные основания, на базекоторых формируются грамматически оформленные словоупотребления маленькогоребенка. Центральный тезис работ исследователя заключается в том, что языкребенка развивается вторично на основе развития его перцептивной и когнитивнойсфер, что оказывается в согласии с позицией Пиаже. В этой связи анализируютсясроки появления в словоупотреблении детей тех или иных грамматических форм вразных языках. Автор полагает, что первично у ребенка образуется некотороепонятие, которое получает языковое выражение в зависимости от того,предоставляет ли для этого язык достаточно простую форму, легко ухватываемуюребенком в речи окружающих [14; 94].
В виде примера Слобин указывает, что одним из наиболееранних понятий, доступных ребенку, становится обращение к окружающим.
На основании своих данных Слобин аргументирует тезис опервичности развития познавательных процессов по сравнению с возникновениемязыковых форм. Ребенок фактически начинает выражать семантическое значениераньше, чем у него появляются соответствующие языковые формы.
Появление новых языковых форм часто связано свозникновением новых коммуникативных намерений. Ребенок, по мнению Слобин, неусваивает, а «открывает» новые средства для выражения своих намерений.
Вопросами зависимости развития речи ребенка от гендерногофактора занимался Ф.Шахтер с соавторами. Ими было выявлено, что в детскомвозрасте существуют различия между мальчиками и девочками (в пользу последних)в словарном запасе, речевой активности и ясности речи. Девочки начинаютиспользовать предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинными зрелым по своей структуре предложениям. Они же и быстрее продвигаются вобучении чтению.

Заключение
Речь тесно связана со многими психическими функциями:познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и оказывает значительноевлияние на их формирование. Имея свою самостоятельную ценность как возможностьобрести цивилизованные способы самовыражения, речь играет исключительно важнуюроль в становлении человеческого сознания, высших психических функций, развитиии социализации личности.
К настоящему времени накоплено немало теоретических иэкспериментальных работ в отечественной и зарубежной психологии, исследующихвопросы общей природы речи, ее видов, функций и механизмов, ее роли в общемпсихическом развитии (Э. Бейтс, Ш.П. Бутон, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н.Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д. Слобин, Т.Н.Ушакова и др.).
Исследователи изучения соотношения речи и мышления удетей показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие,память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямымучастием речи.
Начало формирования грамматики связано у ребенка нетолько с использованием соединения слов, но и с построением внутренней системыкатегорий слов и словесных элементов.
Можно говорить о том, что развитие грамматики языкаребенка внешне выражается в том, что малыш вырабатывает способность называтьобъекты своего высказывания, присоединяя к нему глагол для обозначениядействия, научается сближать слова, обозначающие объект и его признаки,использует словоизменительные формы слов.

Список использованной литературы
1. АртюшковИ.В.Аспекты исследования внутренней речи // Филологические науки. — 1997. — N4.-С.66-75.
2.Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика. М., 1984. С. 50 –103.
3.Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. М., 1984. С. 21 – 50.
4. ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений: В.6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии.: М.,«Педагогика», 1982. – 504 с.
5.Коломинский Я. Беседы о тайнах психики: .- Мн.: Юнацтва, 1990. – 192 с.
6. ЛьвовМ.Р. Язык и речь // Начальная школа. — 2000. — N1.-С.83-88
7. УшаковаТ.Н. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет // Вопросы психологии. — 2000. — N2.-С.56-65.
8. А.Н.Леонтьев Избранные психологические произведения: В.2-х томах. Т1, «Педагогика»,- 1983, — 322 с.
А.Н.Леонтьев. Речевая деятельность /Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб.пособие для студ. пед. ин-тов; М., «Просвещение», — 1997.
10. ЛьвовМ.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] // Начальная школа. — 2000. — N6.-С.98-105
11.Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольноговозраста || Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией ПетровскогоА.В.) М.1973 г.
12.Д.Н.Узнадзе. Психологические исследования, «Наука», — М., 1969. – 450 с.
13.Ушакова Т.Н. Детская речь — ее истоки и первые шаги в развитии //Психологический журнал. — 1999. — Т.20, N3.-С.59-69.
14. УшаковаТ.Н Речь: истоки и принципы развития. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 256 с.
15.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.1998 г
16.Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1966. – 245 с.
17.Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на основекоммуникативно-ориентировочной модели обучения русскому языку// Дефектология, 2003,- №5, -С.58-63.
18.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. – 217 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.