МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАРНАУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИМАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Выполнила: студентка 5-го курса ОЗО
ГАВРИЛОВА Наталья Николаевна
_______________
(подпись)
Научныйруководитель: канд. филолог. наук, доцент
ШВАРКО Лилия Ивановна
_______________
(подпись)
Дипломная работазащищена
« » _______________ 2002
Оценка: ______________
ПредседательГАК _______________
(подпись)
__________________________________
(Ф.И.О.)
БАРНАУЛ — 2002
Содержание
Введение ………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития речи старших
дошкольников………………………………………………...8
……..8
речи старшегодошкольного возраста ……………………20
1.2.1Особенности понимания малых форм фольклора
старшими дошкольниками ………………………………26
Глава 2. Содержание и методика развития речи детей с
использованием малых форм фольклора …………………29
2.1 Методикаиспользования малых форм фольклора в
речевом развитии ребенка …………………………………29
2.2 Анализопытно-экспериментальной работы по
развитию речи детей с использованием малых
форм фольклора ……………………………………………51
Заключение …………………………………………………….58
Библиография ….………………………………………………61
Приложения
Введение
Напереломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес ксвоим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность.Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истокинациональной культуры.
Дошкольноеобразовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системенародного образования. Овладение родным языком является одним из самых важныхприобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенносензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается всовременном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучениядетей.
В конце ХХвека в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов изиностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблемаразвития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых формфольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народзаботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороныего развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощьюкоторых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остаетсяустное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Психологи и методисты отмечают, что ребенокусваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б.Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители внаше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают обэтом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок большевремени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого,произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практическине используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти — шестилет.
К.Д. Ушинскимбыло замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в томчисле и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.
В практикедошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлениистарших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигаетсясодержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности.Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок.Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Внекоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты,кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию речи отводятся на второй план.
Поэтому упедагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детейстаршего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процессдолжен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневнойжизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно,чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активнымисубъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получениидополнительных знаний).
Общетеоретическиевопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудахД.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др.
Некоторымиаспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклоразанимались Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева,
Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк и др.
В настоящеевремя появилось достаточно большое количество различных парциальных программиспользования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе.Среди них хочется выделить программу «Наследие» под редакцией М.Ю.Новицкой, «Оберег» Е.Г. Борониной, «Приобщение детей к истокамрусской народной культуры» О.Л. Князевой и много других.
Остро чувствуянедостатки действующей государственной «Программы воспитания и обучениядетей дошкольного возраста» (1989 г), особенно отсутствие раздела«Нравственное воспитание», ведущие педагоги-дошкольники городаБарнаула также предприняли попытки восполнить этот пробел своими творческимиработами (детские сады №167, №249, №217, №84 и другие). Очень жаль, что все ихнаработки остаются достоянием их собственных коллективов. Ведь тем, кто тольконачинает работу в этом направлении, очень важно опираться на опыт своихединомышленников.
Но и в этихпрограммах также не существует разработанного конкретного содержания методикиречевого развития средствами малых форм фольклора, нет определения икачественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Какследствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способыразвития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкиетеоретические и методические положения.
И так, возникаетпротиворечие между потенциальными возможностями малых форм фольклора вречевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагоговдошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых формфольклора.
Выделенное противоречиеуказывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детейстаршего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Решение даннойпроблемы составляет цель исследования: выявить оптимальные условияразвития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых формфольклора.
Объектисследования – процесс речевого развития старших дошкольников в дошкольномобразовательном учреждении.
Предметисследования – процесс речевого развития детей старшего дошкольного возрастасредствами малых форм фольклора.
Цель, объект ипредмет исследования определили необходимость постановки и решения следующихзадач:
1. Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детейстаршего дошкольного возраста.
2. Определить основные методы, формы использования малых формфольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику ихкомплексного применения.
3. Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессеэкспериментальной работы.
Гипотеза данногоисследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста повышается, если:
- педагогидошкольного образования будут заинтересованными руководителями процессаречевого развития;
- будеторганизовано специальное обучение родной речи с использованием малых формфольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в другихрежимных моментах;
- малые формыфольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.
Методологическуюоснову исследования составили теории развития детской речи (К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин,А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи(Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.)
Прирассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такиеметоды, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностикиречевого развития, эксперимент, наблюдения, анкеты для родителей, количественныйи качественный анализ полученных данных.
Структурадипломной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работасостоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введенииобоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачиисследования, методологическая основа и используемые методы.
В первойглаве «Теоретические основы развития речи старших дошкольников»рассмотрено состояние исследуемой проблемы психолого-педагогической науке,проанализировано особенности развития речи старших дошкольников и влияние малыхформ фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Во второйглаве «Содержание и методика развитие речи детей с использованием малыхформ фольклора» рассмотрено состояние исследуемой проблемы на практике ираскрыта сущность ее реализации.
В«Заключении» подведены общие итоги исследования, сформулированывыводы по проделанной работе.
В«Приложении» представлены диагностический материал, конспектызанятий, сценарии развлечений, дидактические игры и наглядный материал.Глава 1. Теоретическиеосновы развития речи старших дошкольников
1.1. Особенности развития речи старших дошкольников
В ходе своего развития речьдетей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идетв нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление вобщении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройкипсихических процессов, орудием мышления.
К концу дошкольного возрастапри определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоватьсяречью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующегоовладения грамотой.
По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, у старшихдошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для ихвозраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение(«она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своегоизложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка)пошла», «она (корова) забодала», «он (волк) напал»,«он (шар) покатился» и т.д.[8, c.152] Это существенный этап в речевомразвитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями,ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызываютна этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. Наэтой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во«внутреннем монологе», при котором происходит как бы разговор с самимсобой.
З.М. Истомина считает, что ситуативность речи устарших дошкольников заметно снижается. Это выражается, с одной стороны, вуменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другиечасти речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов прирассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние на формированиесвязных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Но опора нанаглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементысвязности и увеличивает моменты экспрессивности.
По данным А.М. Леушиной, по мере расширения кругаобщения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстнойречью. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических формродного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становитсяпонятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации.Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. Назанятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание,чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствахи формах, которые дети присваивают из речи взрослых. Ребенок дошкольноговозраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитиесвязной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает всеболее совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью взависимости от условий и характера общения.
Не менее важным условием для формирования связной речидошкольника является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б.Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер.[56,с.195] Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формированиясвязной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другомпредложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение ит.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснитьсверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Входе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов вречи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Такимобразом, начинает развиваться объяснительная речь.
А.М. Леушина считает, что развитие связной речииграет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе развитияребенка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи стоит втесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка.
У детей старшего дошкольного возраста связная речьдостигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточноточными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами.Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлятьих. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четкосоставить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однакодети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передаватьв рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям уних развито недостаточно.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речидостигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастаетудельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываютсякритическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать своюречь.
По данным Д.Б. Эльконина рост словаря, как иусвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни ивоспитания. Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другойсфере психического развития:
-
-
Словарный состав представляет лишь строительныйматериал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматикиродного языка может служить целям общения и познания действительности.
На основании тщательно проведенного изученияформирования грамматического строя русского языка А.Н. Гвоздев характеризуетдошкольный период (от трех до семи лет) как период усвоения морфологическойсистемы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений.
В этот период происходит разграничение ранеесмешавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время вбольшей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.
После трех лет происходит интенсивное овладениесложными предложениями, соединенными союзами. Из общего числа усваиваемых досеми лет союзов 61% усваивается в период после трех лет. В этот период усваиваютсяследующие союзы и союзные слова: что, коли, куда, сколько, который, как, чтобы,в чем, хотя, ведь, все-таки, или, оттого что, зачем, почему, отчего. Усвоениеэтих союзов, обозначающих самые разнообразные зависимости, показывает интенсивноеразвитие связных форм речи.[56, с.203]
Интенсивно идущее именно в дошкольном возрастеусвоение родного языка, заключающееся в овладении всей его морфологическойсистемой, связано с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся,в частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемыхсамим ребенком по аналогии с уже усвоенными формами.
К.И. Чуковский подчеркивает, что в период от двухдо пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка и что именно оно и связаннаяс этим умственная работа ребенка над языком создают основу столь интенсивноидущего процесса [54]. Происходит активный процесс усвоения родного языка.«Без такого повышенного чутья к фонетике и морфологии слова один голыйподражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы привестибессловесных младенцев к полному обладанию родным языком».
А.Н. Гвоздев также отмечает особую языковуюодаренность детей дошкольного возраста. Ребенок конструирует формы, свободнооперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельноститребуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новоезначение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделятьизвестные предметы и явления, находить их характерные черты.
Наиболее рельефно детские образования по аналогии,носящие по внешнему своему виду характер словотворчества, выражены при усвоенииребенком словообразовательных суффиксов.
По данным А.Н. Гвоздева, до трех лет отмечаетсяусвоение только суффиксов уменьшительности, ласкательности, уничижительности иувеличительности. Усвоение всех остальных суффиксов происходит после трех лет ирастягивается на весь дошкольный возраст. Так, после трех лет усваиваются:суффикс для обозначения женского пола, суффиксы действующего лица, суффиксыотвлеченного действия, суффиксы для обозначения детенышей, суффикс дляобозначения собирательности. Необходимо отметить, что усвоение суффиксовопределенной категории происходит не сразу, а растягивается на довольнодлительный период. Например, суффиксы действующего лица "-тель" (3 года 9 месяцев),"-арь", "-ун" (5 лет – 5 лет 6 месяцев), "-ух","-х", "-к", "-ач" (6 лет – 6 лет 6 месяцев); илисуффиксы для обозначения детенышей "-ат" (5 лет – 5 лет 6 месяцев),"-енчик", "-ята" (5 лет 6 месяцев – 6 лет),"-онак", "-енак" (6 лет– 6 лет 6 месяцев). Важно не толькото, что в дошкольном возрасте происходит овладение словообразованиемпосредством суффиксов, но и чрезвычайная легкость такого словообразования[56,с.234].
Таким образом, самостоятельное словообразованиедетей выдвигается как доказательство наличия особого «языковогочутья», присущего ребенку дошкольного возраста. Факт словотворчествадолжен быть понят как проявление, как симптом овладения ребенком языковойдействительностью.
Основой, на которой строится усвоение языка,является ориентировка на звуковую форму слова. А.Н. Гвоздев отмечает появлениена пятом году жизни ребенка первых попыток осмыслить значения слов и дать имэтимологическое объяснение. Он указывает, что эти попытки производятся ребенкомна основе сопоставления одних слов с другими созвучными словами. Это приводит кошибочным сближениям. Например, слово «город» сближается со словом«горы». То есть, смысловое истолкование следует за звуковым сопоставлением.Достаточная осмысленность речи появляется только в процессе специальногообучения[27, с.274].
А.В. Захарова установила, что на протяжениидошкольного возраста значительно увеличивается количество отношений, выражаемыхкаждым падежом. Прогресс заключается в том, что в речи при помощи падежных формвыражаются все новые виды объективных отношений разнообразными способами. Устарших дошкольников временные отношения, например, начинают выражаться формамиродительного и дательного падежа.
Падежные формы в этом возрасте образуются целикомпо одному из типов склонения. Они уже целиком ориентируются на окончания вименительном падеже и в зависимости от того, как они его произносят, производятформы – по первому или по второму типу. Если безударное окончание воспринималосьи произносилось ими как «а», они употребляли во всех падежахокончания I склонения.Если же они принимали окончания на редуцированное «о», то онивоспроизводили во всех падежах окончания II склонения.
Таким образом, к началу школьного возраста уребенка совершенно отчетливо выражена ориентировка на звуковую формусуществительных, что способствует усвоению морфологической системы родногоязыка.
Усвоение ребенком грамматики выражается и вовладении составом речи. В старшем дошкольном возрасте, по данным С.Н.Карповой, относительно небольшое число детей справляются с задачей вычлененияотдельных слов из предложения. Это умение формируется медленно, но применениеспециальных приемов обучения помогает значительно продвинуть этот процесс.Например, при помощи внешних опор дети вычленяют предлагавшиеся им слова (кромепредлогов и союзов). Самое важное то, что они переносят приемы анализа,выработанные при помощи внешних опор, на действие без них. Таким образом,формируется умственное действие.
Это умение чрезвычайно важно, так как оно создаетпредпосылки для усвоения ребенком не только форм отдельных слов, но и связеймежду ними внутри предложения. Все это служит началом нового этапа в усвоенииязыка, который Д.Б. Эльконин назвал собственно грамматическим в отличии от дограмматического,охватывающего весь период усвоения языка до начала школьного обучения.
Таким образом, в речи старших дошкольниковвозрастает количество распространенных предложений с однородными членами,увеличивается объем простых и сложных предложений. К концу дошкольного детстваребенок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления. Однако дажеу детей, поступающих в первый класс, основной массив текста (55%) составляютпростые предложения, что подтверждается в исследованиях Л.А. Калмыковой. Важныммоментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста являетсяувеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Этосвидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления.
К началу школьного возраста ребенок уже в такоймере овладевает сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие вязыке закономерности синтаксического и морфологического порядка, что усваиваемыйязык становится для него действительно родным.
Что касается развития звуковой стороны речи к концудошкольного возраста ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешиваетее с другими фонемами, овладевает их произношением. Однако этого еще недостаточно для перехода к обучению грамоте.
Почти все психологи и методисты, занимавшиеся этимивопросами, единодушно подчеркивают, что для этого очень важно иметь четкое представлениео звуковом составе языка (слов) и уметь анализировать его. Умение слышатькаждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, изкаких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова,является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Обучениеграмоте – важнейший этап развития осознания звуковой стороны языка.
В связи с этим представляет интерес исследованиевозможностей ребенка-дошкольника анализировать звуковой состав слов.
А.Н. Гвоздев указывает, что «хотя ребенокзамечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки имсамостоятельно не производится»[56, с.225]. Вместе с тем в некоторыхдневниках по развитию детей есть указания на то, что некоторые дети задолго доначала обучения грамоте самостоятельно пытаются анализировать звуковой составслов. Так, в дневнике Э.И. Станчинской есть указание, что у ее Юры уже ввозрасте пяти лет восьми месяцев появляется, как она пишет, «желаниеанализировать слова». Юра читать не умеет, знает случайно некоторые буквыи цифры, но он заявляет: «Мама, я знаю, какие буквы (следует звуки) в»вечеринка" – в, ч, р – ин — ка".
А.В. Детцова полагает, что задача выделения звука вслове, несмотря на ее трудности, является посильной для ребенка. Онапредположила, что неумение выделять звуки в слове не является возрастнойособенностью, а связано только с тем, что такой задачи никто перед ребенком неставит, а сам он в практике речевого общения не испытывает в этомнеобходимости. Данные исследования А.В. Детцовой показывают, что уже в среднейгруппе детского сада дети могут не только узнавать тот или иной звук в слове,но и самостоятельно выделять звуки. В старшей группе с этой задачей справляютсябольше половины детей:
-
-
-
-
Если даже без специального обучения у старшихдошкольников возникает умение выделять отдельные звуки в словах, то приспециально организованном обучении дети относительно легко овладевают звуковыманализом слов[56, с.202].
Таким образом, в дошкольном возрасте ребенокдостигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не толькополноценным средством общения и познания, но и предметом сознательногоизучения. Этот новый период познания языковой действительности Д.Б. Эльконинназвал периодом грамматического языкового развития.
Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С.Выготский и др.) и методисты (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева,А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие особенностиразвития речи старших дошкольников:
1.
-
-
-
-
-
-
-
2.
-
-
-
-
-
-
3.
-
-
4.
-
-
-
-
-
-
-
Таким образом, мы выяснили особенности развитияречи детей старшего дошкольного возраста. Для них характерен достаточно высокийуровень развития речи. Далее считаем необходимым выяснить, насколько целесообразноиспользование малых форм фольклора для развития речи детей и, прежде всего,каковы же особенности понимания малых форм фольклора старшими дошкольниками, скакими трудностями мы можем столкнуться.
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие
речи детей старшего дошкольного возраста.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии,веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфическихязыковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношениенарода к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как идругой жанр устного народного творчества, в художественных образахзафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что они в обобщенном суждении о типическихявлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, вних нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми ипритом точно отобранными словами [29, с.28]. К тому же, как отмечает Н.А.Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно иобъяснимо, «определенность, ясность, пластичность» художественнойречи – это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства,впечатления, настроения, переживания [29, с.27].
Используя в своей речи пословицы и поговорки детиучатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства,интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использоватьслово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Отгадывание и придумывание загадок также оказываетвлияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания взагадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения,использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особойритмической организации) способствуют формированию образности речи детейдошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счетмногозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируютпредставления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой играмматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой формеи анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина [36, с.187].
Загадка – одна из малых форм устного народноготворчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие,характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способностьк анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительныепризнаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образыпредметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность»[3, с.79].
Колыбельные песни, по мнению народа – спутникдетства. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу,позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащаютсловарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающеммире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекаютсвоим внешним видом, например, «заинька».
Грамматическое разнообразие колыбельныхспособствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовыватьоднокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаютсяхорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а«котенька», «коток», «котик», «котя». Ктому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомымобразом, делают это освоение более успешным и прочным[28, с.18].
Колыбельная, как форма народного поэтическоготворчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематическоговосприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделениеголосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем,звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова иформы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая нанебольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источниквоспитательных и образовательных возможностей.
Народные песенки, потешки, пестушки такжепредставляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать назанятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формированииграмматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможноиспользовать. Например, потешку про «заиньку» (Приложение 3), гдеоднокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.
С их помощью возможно развивать фонематическийслух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяютсянесколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются намотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, азатем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такойформе изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речидошкольников, словесному творчеству детей.
Актуальной задачей речевого развития в старшемдошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще недостаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторымдетям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов,«проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишнезамедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражненияпомогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
С.С. Бухвостова считает незаменимым материалом длядикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки [7,с.45]. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. Сих помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школухудожественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы ипоговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад».[28, с.26]
Целевое назначение дикционных упражнениймногообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижностиречевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуковречи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенкоминтонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народнойпедагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражатьту или иную интонацию: огорчение, нежн