МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
КУДЫМКАРСКОЕПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕКУРСОВАЯ РАБОТАТема: Нетрадиционные формы уроков как способ развитияинтереса к учебе у детей младшего школьного возрастаНегматова Марина Азамовна
Студентка III курса 307 группы
Специальность:- 0312
Преподаваниев начальных классах с дополнительной подготовкой в области психологии.
Руководитель:Габова Е. И.
Содержание
Введение
1. Мотивы, познавательные интересымладших школьников
2. Нетрадиционные уроки – как формаповышения познавательного интереса
2.1. Особенности нетрадиционныхуроков.
2.2. Характеристика разных видовуроков:
2.3. Порядок подготовки и проведениянетрадиционных уроков в начальной школе
Заключение
Приложение
Введение
Урок-это основная организационнаяформа обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и,прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания.
На уроке принципы, методыи средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильноерешение и воплощаются в жизнь.
Каждый урок вносит свойспецифический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняетконкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть болеекрупных блоков учебного материала.
Преподавание — этоорганизованный процесс познания. Помимо тематического планирования, врезультате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока,огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы сучащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы,особенностям предмета, общим целям обучения.
Учебные предметы включаютв себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального иинтеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческойактивности, формирования умений и навыков владения материалом.
Говоря об организациипроцесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организацииучебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.
Как заинтересовать ребят изучениемпредметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищутмногие педагоги, учителя.
Особую актуальность этапроблема приобретает в 1- 4 классах. Учеба- труд, и труд не легкий. Ребенок смалых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться непросто.
При этом учитель должен сделать так,чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость,возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Как правило, все дети 6-7 лет сбольшим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит 5-6 лет и этотинтерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.
Что должен делатьучитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?
Поэтому я выбрала темукурсовой работы: «Нестандартные формы проведения уроков как средство повышенияинтереса к учебе у учащихся младшего школьного возраста».
В литературе этот вопросеще изучен недостаточно и я считаю, что эта тема актуальна и требуетисследования.
Исходя из этого, проблемаисследования определяется следующим образом: Как влияет форма организации урокана учебную мотивацию?
Целью данной работыявляется определение значимости нестандартных уроков в повышении интереса кизучаемому материалу.
Объектом курсового исследованияявляется организация учебного процесса.
Предметом исследованияявляется методика преподавания нетрадиционных уроков в начальной школе.
Гипотеза: я предполагаю,что нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуютподдержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоениюпрограммного материала.
Задачи:
1. Познакомиться слитературой по данной теме.
2. Составитьклассификацию нестандартных уроков.
3. Выявитьособенности подготовки и проведения нетрадиционных уроков.
Работа состоит из 2 глав.Использовано 16 источников.1. Мотивы, познавательные интересы младших школьников
Мотив — внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности(деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности.
Мотивационная сфераличности — совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию ивыражающих направленность личности.Структура учебных мотивов
Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивовпереплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятсятакие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими идля других; познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как пониманиенеобходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможностьобщения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными вучебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формамучебной мотивации. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учебакак вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учебаради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивымогут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебногопроцесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы радиматериального вознаграждения и избегания неудач.
Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивацииучащегося удельного веса внутренней мотивации учения ( 178, с. 129-132).
Классификация мотивов учения
Здесь выделяют две основные группы мотивов.
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
1) мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учитьсястремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий,проникнуть в суть явлений и т.п.;
2) мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учитьсястремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолеватьпрепятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процессрешения, а не только получаемые результаты.
II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
1) широкие социальные мотивы: а) мотивы долга и ответственности передобществом, классом, учителем, родителями и т.п.;
б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего,желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получитьразвитие в результате учения);
2) узколичные мотивы: а) стремление получить одобрение, хорошие отметки(мотивация благополучия); б) желание быть первым учеником, занять достойноеместо среди товарищей (престижная мотивация);
3) отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороныучителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей) (166,с.15016).
Одним из постоянныхсильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес (от лат. Interest- имеет значение, важно), т.е.реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная.
Интерес- это тенденцияличности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов наопределенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей,помыслов: потребность — во влечениях, желаниях, воле.
Потребность — исходныепобуждения к деятельности- означают испытываемую человеком нужду в чем-то вне негонаходящемся. Они выражают его зависимость от мира и направленность на него.
Потребность вызываетжелание обладать предметом, интерес — ознакомиться с ним. Интерес — мотив,который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональнойпривлекательности. Когда интересы получают пищу или их нет, жить скучно (216,с.630-631).
Для того чтобы возбудитьинтерес, не нужно указывать цель, а затем пытаться мотивированно оправдатьдействие в направлении данной цели, но нужно, наоборот, создать мотив, а затемоткрыть возможность нахождения цели.
Первой общейзакономерностью, действующей в сфере интересов, является зависимость их отуровня и качества знаний учащихся, сформированности способов умственнойдеятельности. Другой не менее общей и важной закономерностью являетсязависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатсяу тех педагогов, которых любят и уважают. Первоначально педагог, а потом егопредмет — незыблемая зависимость, определившая судьбу подавляющего числа людей.
Педагоги обычноиспользуют известные приемы развития мотивации.
Дети любопытны. Онипроявляют особое внимание к новым и неизвестным обстоятельствам. Вниманиепадает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебныйматериал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстродостигается состояние « насыщения »: учащиеся отвлекаются от того, чтопроисходит на занятиях, проявляют так называемое двигательное беспокойство.Поэтому педагогам следует постоянно помнить об « эффекте любопытства ».
Вот как пишет об этом Л.С. Выгодский: « Общим психологическим правилом выработки интереса будетследующее: для того чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан счем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он долженвсегда заключать в себя некоторые новые формы деятельности, иначе он останетсябезрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способнозаинтересовать нас, возбудить интерес к какому- либо предмету или явлению.Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения кученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем бытьуверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу — таковогоправило».
Учащиеся охотнозанимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствиемразгадывают загадки, кроссворды и т.п. Если внести в урок этот эффект,считайте, что вам уже удастся пробудить у учащихся желание решать те задачи,которые вы перед ними поставили.
Из этого следует, средимногообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивыхпознавательных интересов. Выделим увлеченное преподавание, новизну учебногоматериала, историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывшимися, показпрактического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациямишкольников, использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередованияформ и методов обучения, проблемное обучение, эвристическое, обучение скомпьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств,взаимообучение (в парах, микрогруппах), тестирование знаний, умений, показдостижений обучаемых, создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами поклассу, самим собой), создание положительного микроклимата в классе, доверие кобучаемому, педагогический такт и мастерство педагога, отношение педагога ксвоему предмету, к обучаемым, гуманизация школьных отношений и т.д.Нетрадиционные уроки – как форма повышения познавательногоинтереса
С середины 70-х гг. в Отечественнойшколе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждениеучащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разнымиспособами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыминестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интересаучащихся к учебному предмету.
Нестандартный урок – этоимпровизированное учебное занятие, нетрадиционную (не установленную) структуру.
Взгляды педагогов нанестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли,правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считаюттакие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденнымотступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и неумеющих серьезно трудиться.
Итак, эффективностьучебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организоватьурок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Развитие ребенка науроках происходит по-разному. Все зависит от того, что именно понимается подразвитием.
Если иметь ввиду, чторазвитие — это наращивание знаний, умений и навыков производить определенныедействия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и развивать память, воображениеи т. д.) — такое развитие обеспечивается именно традиционными уроками. Ономожет идти быстро или медленно.
Если предпочитаетебыстрый вариант — тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организацииурока.
Нетрадиционные уроки вначальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано свозрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков,оригинальностью их проведения.
При проведении открытыхуроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены нетолько игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся нетолько при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различныеформы коллективной и групповой работы.
Задания, которые получаютдети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.
Задания могут быть самыеразнообразные. Например, по русскому языку:
- заполнить анкету(текст);
- ответить написьма читателей;
- подготовитьподпись к фотографиям;
- создать рекламугазеты;
- составить рассказпо опорным словам;
- придумать примерпо аналогии и т.д.
Нетрадиционными могутбыть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит отпрофессионализма творческого таланта учителя.
Можно использовать дляэтого современную педагогическую литературу, где рекомендуются возможные темынетрадиционных уроков по различным предметам, а также предполагаются множествоготовых уроков. Например, в книге С. В. Кульневич и Т. П. Лакоцетиной«Нетрадиционные уроки в начальной школе» использованы материалы из опытарабочих учителей: Аус В. Д. ст. 618 «Санкт-Петербург», г. Ростов-на-Дону;ст.67, Козуренко М. В., Ивановой Т. Б., Потий Т. В., ст.69, Аветисянц С. М.,Куземкиной Л. В., Корсунской Н. П., г. Кировоград. сш.34., Комбаровой Л. Я.,гимназия, г. Великие звуки, Чумясловой Т. П., сш.42, г. Курск. Признаки нетрадиционного урока
- Несет элементынового, изменяются внешние рамки, места проведения.
- Используетсявнепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании синдивидуальной.
- Привлекаются дляорганизации урока люди разных профессий.
- Эмоциональногоподъема учащихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео.
- Организация ивыполнение творческих заданий.
- Обязательныйсамоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
- Обязательносоздается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
- Обязательноепланирование урока заранее.
- Четко определять3-и дидактические задачи.
- Творчествоучащихся должно быть направлено на их развитие.
Каждый педагог вправе выбирать тепедагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуютиндивидуальным особенностям обучаемых:
а) авторские (человек,группа людей)
б) авторизованные(Шаталов, Пастухов)
в) новаторские (исследователи,экспериментаторы)
г) традиционные (делайкак я)
д) использоватьнетрадиционные уроки.
Анализ педагогическойлитературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Ихназвания дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведениятаких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
1.Уроки «погружения»
2.Уроки — деловые игры
3.Уроки — пресс-конференции
4.Уроки- соревнования
5.Уроки типа КВН
6.Театрализованные уроки
7.Компьютерные уроки
8.Уроки с групповымиформами работы
9.Уроки взаимообучениеучащихся
10.Уроки творчества
11.Уроки- аукционы
12.Уроки, которые ведутучащиеся
13.Уроки-зачеты
14.Уроки- сомнения
15.Уроки — творческиеотсчеты
16.Уроки- формулы
17.Уроки- конкурсы
18.Бинарные уроки
19.Уроки- обобщения
20.Уроки- фантазии
21.Уроки- игры
22.Уроки- «суды»
23.Уроки поиска истины
24.Уроки- лекции«Парадоксы»
25.Уроки- концерты
26.Уроки- диалоги
27.Уроки «Следствие ведутзнатоки»
28.Уроки — ролевые игры
29.Уроки- конференции
30.Интегрированные уроки
31.Уроки семинары
32.Уроки – «круговаятренировка»
33.Межпредметные уроки
34.Уроки- экскурсии
35.Уроки – игры «Полечудес».
Педагоги постоянно ищут способыоживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.
Разумеется, никто нетребует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитаниядетей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельностинестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающихинтерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания,понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста испособностей школьников.
Многие творческиработающие учителя стали использовать необычные разновидности урока, новые построенияучебных занятий, в корне отличающиеся от так называемых нестандартных уроковклассического образца.
Нужно сказать, что хотяэто авторские уроки, отражающие оригинальность мышления и творческиеспособности отдельных талантливых учителей, их формы, методы, приемы могутуспешно применять и преподаватели других школьных дисциплин. Копировать нельзя,использовать опыт можно и полезно.
К таким урокам нужнотщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построениеурока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты,дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня иособенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера испособностей учеников, получивших конкретное задание, последовательностьопераций.
Приведу конкретныепримеры. Например, Урок- экскурсия.Урок – экскурсия
В наше время, когда всешире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство срусской национальной культурой становится необходимым элементом процессаобучения. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать осамобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагаетиспользование культуроведческого материала о родной стране, который позволяетразвивать культуру представления родной страны.
Учителя, сознаваястимулирующую силу, стремятся развивать у учащихся познавательные потребностипутем нетрадиционного проведения урока.
Экскурсия, котораяпроводится по программе природоведения в начальных классах ¾ это еще один из типовнетрадиционного урока. Особенностью урока-экскурсии является то, что процессобучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во времянепосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.
Уроки-экскурсии имеютогромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которойони постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитиеэстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всемуживому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничатьмежду собой.
Главным методом познанияна уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы ивидимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.
Классифицируютуроки-экскурсии по двум признакам: по объему содержания учебного предмета(однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения раздела(вступительный, текущий, итоговый). Анализ содержания уроков-экскурсий поприродоведению свидетельствует о том, что в курсе этого предмета проводятсятакие его виды:
/> Урок-экскурсия/> /> /> /> /> /> /> />
Вступительный Текущий Итоговый/> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Многотемный Однотемный Многотемный
Изображенные на схемевиды уроков-экскурсий позволяют узнать макроструктуру каждого из них.Разработка методик проведения данных уроков выполняется на основе общихдидактических закономерностей, которыми руководствуется учитель во времяподготовки какого-либо типа урока, однако с учетом особенностей каждого изприведенных видов.
Эффективностьурока-экскурсии, прежде всего, зависит от его подготовки учителем. Эта работавыполняется в такой последовательности:
1. Указание темы урока-экскурсии попрограмме природоведения.
2. Указание его вида.
3. Составление логической схемысодержания урока-экскурсии по учебнику природоведения.
4. Конкретизация содержаниясоответственно с теми объектами, которые находятся на месте экскурсии (учительзагодя хорошо изучает маршрут и место проведения урока-экскурсии).
5. Указание учебной, развивающей ивоспитательной целей данного урока.
6. Разработка методики проведенияурока-экскурсии.
7. Подготовка школьников к уроку.
8. Подбор необходимого оборудования.
Текущий урок-экскурсия поприродоведению является однотемным. По дидактической сути ¾ это комбинированный урок, то есть вего границах реализуются все этапы целевого процесса обучения с овладениеммладшими школьниками предметным содержанием темы, которая вмещает нескольковзаимноупорядоченных элементов знаний. Соответственно макроструктура текущегоурока-экскурсии слагается из таких этапов:
1. Организация класса
2. Проверка усвоенных знаний, умений инавыков.
3. Постановка цели и заданий урока.Общая мотивация.
4. Усвоение новых знаний, умений инавыков.
5. Обобщение и систематизация усвоенныхзнаний, умений и навыков.
6. Соотношение усвоенных знаний, уменийи навыков.
7. Домашнее задание.
8. Итоги урока.
Целью текущего урока — экскурсииявляется формирование у учеников понятий и представлений об объектах и явленияхприроды, их взаимосвязях и зависимостях, которые предопределены содержаниемтемы, а также освоение школьниками тех предметных, учебных и организационныхумений, которые объективно возможно и необходимо сформулировать в данной теме.
Специфика текущегооднотемного урока-экскурсии обусловлена тем, что усвоение каждого элемента знанийначинается с непосредственного восприятия реальных объектов природы в условияхих существования. Предметы и явления конкретизируют микроструктуру урока.
Ученики увлечены, ихработоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Видеоурок
Использование видеофильмапомогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и,прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосферасовместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательныйученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма,школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольноевнимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние напроцесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации(слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочностьзапечатления учебного материала.
Таким образом,психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихсяспособствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условиядля формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Практика показывает, что Видеоурокявляется одним из типов нетрадиционного урока.
Такой вид работыактивизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интереск литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляетзнание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. Наряду сформированием активного словаря школьников формируется так называемыйпассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получаютудовлетворение от такого вида работы.
Урок-праздник
Весьма интересной иплодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урокарасширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих, в странах иразвивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать вразличных ситуациях межкультурной коммуникации.Урок – интервью
Вряд ли стоит доказывать,что самым надежным свидетельством освоения изучаемого предмета являетсяспособность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случаецелесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалогпо обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладеваютопределенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическомрежиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочностьи осмысленность усвоения.
В зависимости отпоставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: ”Свободноевремя”, “Планы на будущее”, “Биография” и т.д.
Во всех этих случаях мыимеем дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами,как «Моя школа» или «Мой город», равноправный диалог теряетсмысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникацияприобретает чисто формальный характер.
Подготовка и проведениеурока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению предмета,способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, атакже расширяет кругозор.
Интегрированный урок
В современных условияхобучения предмета в школе все более острую необходимость приобретают постановкаи решение важных общедидактических, педагогических и методических задач,имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить имстремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решенияэтих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения предмета.Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знанияучащихся по смежным учебным предметам.
Исследования показывают,что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметнойинтеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно этопроявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарногоцикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.
Литература играет большуюроль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведенийявляются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре. Знания овыдающихся представителях культуры, о конкретных произведениях искусстваприобретаются в процессе чтения.
Основными целямиинтеграции предмета с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствованиекоммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию иуглубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях речевого общения;дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.
Уроки- соревнования
Вот как организует ихМ.В. Смирнова- учитель физики 19-й московской спецшколы. Цель урока — закрепление умений решать задачи разных типов. Заранее формируются команды ижюри. Жюри подбирает задачи, готовит оборудование для постановкиэкспериментальных задач и материал для кратких сообщений по теме. Начинаетсяурок с одного такого сообщения (делает член жюри); затем — разминка (решениекомандами качественных задач; демонстрируется опыт — требуется его объяснить);далее — конкурс капитанов (решение экспериментальных задач); в это времяпрослушивается еще один рассказ. Потом — конкурс команд: самостоятельное, «навремя» решение расчетных задач. Завершается урок подведением итогов иобъявлением команды победительницы.
Порядок подготовки и проведения некоторых типов нетрадиционныхуроков
Формула эффективностиурока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерствопроведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспехспроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественнымбыть не может. Подготовка урока — это разработка комплекта мер, выбор такойорганизации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретныхусловиях обеспечивает наивысший конечный результат.
В подготовке учителя куроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования(планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактическийматериал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняетсобственные так называемые тематические папки или рабочие книги, куда заносит новейшиесведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросыи задания, тестовые материалы и т.д.
Чтобы выбрать оптимальнуюсхему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебногозанятия. В его основе- алгоритм подготовки урока, последовательное выполнениешагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от нихзависит эффективность будущего занятия.
Реализация алгоритманачинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика (о ней ужеговорилось в связи с проектированием воспитательной работы) заключается в«прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся,мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов испособностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, егоособенностей и практической значимости, структуры урока — а также вовнимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе — на повторение(актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление исистематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этапполучением диагностической карты урока, на которой наглядно представляетсядействие определяющих эффективность занятия факторов. Наибольшее качествоожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.
Прогнозированиенаправлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор изних оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозированияпозволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующимспособом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока,принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этотидеальный показатель. Величина потерь (она определяется по специальнойметодике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показательэффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показательудовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока — планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную схемуорганизации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.
Проектирование(планирование) — это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается онасозданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программауправления — это краткий и конкретный произвольно составленный документ, вкотором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого икогда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия,по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранеепредусмотренных затруднений и т.д. Программа управления отличается оттрадиционного плана урока четким, конкретным определением управляющихвоздействий.
Начинающим педагогамследует писать подробные планы — конспекты урока. Это требование выведено изпрактики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталяхорганизации предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структурстановится привычными, можно переходить к сокращенным записям, постепенноснижая объем плана, превращая его в конкретную программу действий.
В плане начинающегопедагога должны быть отражены следующие моменты:
· дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
· название темы урока и класса, в котором он проводится;
· цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
· структура урока с указанием последовательности его этапов ипримерного распределения времени по этим этапам;
· содержание учебного материала;
· методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
· учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
· задание на дом.